Баринов Валютный рынок России. Финансовый бизнес.-2000.-№4

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Баринов Валютный рынок России. Финансовый бизнес.-2000.-№4». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.

Валютный контроль в РФ: какими законами регулируется

Под валютный контроль подпадают валютные операции, в том числе денежные расчёты между российскими резидентами и нерезидентами. Операции могут проходить как иностранной валюте, так и в рублях. Расчёты с иностранными компаниями в рублях также подпадают под валютный контроль. Также контролируются операции между нерезидентами на территории РФ в рублях, переводы резидентов между своими счетами и операции между резидентами — в предусмотренных законом случаях. Большую долю операций, подлежащих валютному контролю, составляют сделки по внешнеторговым контрактам.

Справка! Валютные резиденты — граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство, вне зависимости от того, сколько времени они в реальности проводят в России. Организации, созданные в РФ по внутреннему законодательству, а также их филиалы и представительства (в том числе, находящиеся за рубежом), находящиеся за рубежом официальные представительства РФ (в том числе представительства федеральных органов исполнительной власти, дипмиссии, консульства, представительства при международных организациях), вступающие в валютные правоотношения субъекты и муниципальные образования РФ.

Валютный контроль регулируется рядом нормативных актов.

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  2. Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

В соответствии с действующим валютным законодательством резидентам предоставлены права и возложены на них обязанности.

При этом законодатель не только устанавливает единые права и обязанности для всех резидентов, но и дифференцирует права и обязанности резидентов физических лиц и права и обязанности резидентов юридических лиц.

Общие права и обязанности резидентов юридических лиц и физических лиц

1. Право открывать счета в уполномоченных банках

Согласно ст. 12 Закона № 173-ФЭ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено федеральным законом.

Порядок открытия и закрытия банковских счетов регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

Банки открывают в валюте РФ и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.

Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством РФ, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы РФ.

Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством РФ или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.

Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.

Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.

Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством РФ деятельности и в установленных законодательством РФ случаях.

Счета по вкладам (депозитам) открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Для открытия текущего счета физическому лицу — гражданину РФ в банк представляются:

а) документ, удостоверяющий личность физического лица;
б) карточка;
в) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии).

Для открытия текущего счета физическому лицу — иностранному гражданину или лицу без гражданства представляются указанные документы, а также миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством РФ.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством РФ, в банк представляются:

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
б) учредительные документы юридического лица;
в) выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;
г) карточка;
д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в целях открытия счета.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу, корреспондентского счета кредитной организации, созданным в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющим место нахождения за пределами территории РФ, в банк представляются:

а) документы, предусмотренные вышеуказанными пунктами «в», «д», «е», «ж»;
б) документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности документы, подтверждающие его государственную регистрацию;
в) карточка.

Для открытия корреспондентского счета кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющей место нахождения за пределами территории РФ, банк вправе принять вместо карточки альбом. Установления личности лиц, указанных в альбоме, а также лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете, с использованием аналога собственноручной подписи, не требуется, если иное не определено банком в банковских правилах.

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Какие операции подлежат валютному контролю

Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
  • ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
  • перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
  • перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.
Читайте также:  Глава 32. Дарение (ст. 572 - 582)

Права, а также обязанности органов и агентов валютного контроля, и их должностных лиц

И органы, и агенты, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в пределах собственной компетенции и в точном соответствии с актуальным законодательством страны имеют полное право на то, чтобы:

  1. Проводить необходимые проверки точного соблюдения резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
  2. Проводить в случае необходимости проверки полноты, а также реалистичности учета и отчетности касательно валютных операций резидентов, а также лиц, не являющихся резидентами.
  3. Проводить запрос, а также получать документацию и данные, напрямую связанные с проведением операций валютного характера, открытием, а также ведением счетов. Обязательный период для предоставления документации по подобным запросам не способен быть меньшим, нежели семь рабочих суток с момента подачи такового запроса.

Органы, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в рамках собственной компетенции имеют полное право на следующее:

  • Выдача предписаний касательно устранения найденных ранее нарушений актов актуального валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
  • Применение законодательно установленных мер ответственности за любое нарушение актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.

Точный порядок предоставления лицами, являющимися и не являющимися резидентами, подтверждающей документации, а также данных во время осуществления операций валютного характера агентам, осуществляющим валютный контроль, устанавливается строго:

  1. Для своевременного предоставления агентам, осуществляющим валютный контроль, кроме уполномоченных банков, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, – российским Правительством.
  2. Для предоставления уполномоченным банкам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг, – российским Центробанком.

С целью осуществления грамотного валютного контроля агенты, которые осуществляют валютный контроль в рамках собственной компетенции, обладают правом запрашивать и затем получать от лиц, являющихся и не являющихся резидентами, такие документы либо их копии, которые связаны с проведением валютных операций, открытием, а также ведением счетов:

  1. Документация, которая удостоверяет личность физлица.
  2. Документация о государственной регистрации физлица как ИП (индивидуального предпринимателя).
  3. Документация, которая удостоверяет статус юрлица, – конкретно для нерезидентов, а также документация о государственной регистрации юрлица, – непосредственно для резидентов.
  4. Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в определенном налоговом органе.
  5. Документация, которая удостоверяет права индивидов на некое недвижимое имущество.
  6. Документация, которая удостоверяет права лиц, не являющихся резидентами, на проведение валютных операций, открытие любых счетов (вкладов), которые оформляются и выдаются органами страны места проживания (либо же места регистрации) лица, не являющегося резидентом, в том случае, если получение нерезидентом данного документа предусматривается актуальным законодательством зарубежного государства.
  7. Уведомление налогового органа строго по месту учета лица, являющегося резидентом, касательно открытия счета (вклада) в банке, расположенном не на территории России.
  8. Регистрационная документация в ситуациях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в согласии с Законом о валютном регулировании.
  9. Документы (либо же проекты документов), которые являются основанием для проведения любых валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания либо прочих органов управления юрлица; документация, которая содержит данные о результатах торгов (если они были проведены); документация, подтверждающая имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), информации, а также результатов интеллектуальной деятельности, в частности, исключительных прав на них, акты государственных органов.
  10. Документация, которая оформляется и выдается кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля, банковские выписки; документация, которая подтверждает осуществление валютных операций.
  11. Таможенные декларации, документация, подтверждающая ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ товаров, российской валюты, зарубежной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг строго в документарной форме.
  12. Паспорт сделки.
  13. Документация, которая подтверждает, что физлица являются супругами либо же близкими родственниками, в том числе документы, которые были выданы органами записи актов гражданского состояния (свидетельства о браке и о рождении), уже вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных либо же родственных отношений, касательно усыновления (либо удочерения), об установлении отцовства, записи в паспортах о детях, о супругах, прочие документы, которые предусматриваются актуальным законодательством страны.
  14. Документация, подтверждающая факт непрерывного проживания физлиц, являющихся гражданами России, в зарубежном государстве в строгом соответствии с актуальным законодательством данного государства.
Замечание 8

Органы, а также агенты валютного контроля имеют право требовать предоставления исключительно той документации, которая напрямую относится к осуществляемой валютной операции.

Абсолютно все документы обязаны быть действительными на момент предоставления органам и агентам, осуществляющим валютный контроль. По запросу такого органа или агента представляются правильным образом заверенные переводы на русский язык тех документов, которые исполнены полностью либо в какой-то определенной части на зарубежном языке. Документы, которые исходят от госорганов зарубежных государств, подтверждающие статус юрлиц, не являющихся резидентами, обязаны быть легализованными строго в установленном порядке. Зарубежные официальные документы могут предоставляться без легализации только в тех случаях, которые предусмотрены международным договором России.

Документы необходимо представлять органам либо агентам, осуществляющим валютный контроль, строго в оригинале либо же в форме правильным образом заверенной копии. Если к проведению конкретной валютной операции либо же к открытию счета имеет непосредственное отношение только некая часть документа, то достаточно предоставить заверенную выписку из него.

Замечание 9

Уполномоченные банки могут отказать в проведении конкретной валютной операции в ситуации непредставления индивидом всех нужных документов либо же предоставления им неправдивых документов.

Подлинники документов принимаются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, только для ознакомления, и после возвращаются обратно представившим их индивидам. В материалы валютного контроля в таком случае помещаются заверенные непосредственно органом либо же агентом валютного контроля копии.

Одинаковые документы должны предоставляться лицами, являющимися и не являющимися резидентами, органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту, осуществляющему валютный контроль, территориальному подразделению агента валютного контроля, прямо истребовавшего определенные документы, однократно, и при этом они не подлежат еще одному представлению до перемен в сведениях, которые указаны в данных документах. Указанное положение не имеет распространения на случаи утери данных документов из-за непреодолимых сил. Если сведения, содержащиеся в данных документах, изменились, лицо, являющееся либо же не являющееся резидентом, должно сообщить об этом определенному органу, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного органа, агенту, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного агента, предъявив все нужные документы, в которых есть подтверждение произошедшим изменениям. Для того чтобы подтвердить факты, у лиц, являющихся и не являющихся резидентами, допустимо истребовать исключительно те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, к примеру, для учета собственных хоз. операций в соответствии с точными правилами бухучета, а также обычаями делового оборота.

Замечание 10

В данном случае составления новых отдельных документов специально для целей данного валютного контроля совершенно не требуется, если прочее не указано в актуальном законодательстве страны.

Агенты валютного контроля, а также их должностные лица, должны:

  1. Производить контроль над строгим соблюдением лицами, являющимися и не являющимися резидентами, актов актуального законодательства России, а также актов органов валютного регулирования.
  2. Представлять соответствующим органам валютного контроля данные касательно валютных операций, осуществляемых с их непосредственным участием, в том порядке, который установлен актами валютного законодательства России, а также актами соответствующих органов валютного регулирования.

Органы, а также агенты, осуществляющие валютный контроль, и их должностные лица должны соблюдать согласно актуальному законодательству России банковскую, коммерческую, налоговую, прочую охраняемую законодательно тайну, защищать прочие данные, в отношении которых установлено требование об обеспечении им обязательной конфиденциальности и которые, при этом, стали им известны в рамках осуществляемых полномочий.

Уполномоченные банки и государственная корпорация «Внешэкономбанк» как непосредственные агенты, осуществляющие валютный контроль, передают налоговым и таможенным органам по их прямым запросам с целью осуществления валютного контроля над осуществляемыми резидентами валютными операциями, а также открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии правильным образом заверенных документов, среди которых:

  1. Документы, которые удостоверяют личность физлиц.
  2. Документы о государственной регистрации физлица как ИП.
  3. Документ о государственной регистрации юрлица, являющегося резидентом.
  4. Документы либо проекты документов, которые выступают в качестве основания для осуществления валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним.
  5. Документы, которые подтверждают имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), данных и результатов деятельности интеллектуального характера, в том числе и исключительные права на них.
  6. Документы, которые оформляются и выдаются кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля и банковские выписки.
  7. Паспорт сделки.
  8. Таможенные декларации.

Цели валютного регулирования и контроля

Главной целью валютного регулирования является ограждение валюты от внешнего экономического воздействия. Государство старается защитить российскую экономику от противоправных действий сферы валютных отношений.

Также валютное регулирование имеет цели:

  • тактическая цель – создание благоприятной почвы для снятия ограничений по валютным движениям;
  • конечная задача – полная конвертируемость валюты.

Законодательство РФ не утверждает конкретные задачи и цели регулирования валютных движений по причине их оперативного изменения.

Надзор за операциями с участием валюты включает в себя задачи:

  • определение соответствия операций установленным номам;
  • проверка исполнения обязательств участников валютной операции;
  • проверка обоснованности действий;
  • надзор за полнотой предоставленных сведений.

1.1. Механизм функционирования и государственное воздействие на валютные рынки разных стран

Валютный рынок — это особый институциональный механизм, опосредующий систему устойчивых отношений, связанных с осуществлением операций купли-продажи иностранной валюты. На нем совершают операции различные хозяйственные субъекты — банки, торгово-промышленные и финансовые компании, центральные и местные органы власти, международные и региональные организации, частные лица1.
Выход на валютный рынок может преследовать многообразные цели: осуществление международных расчетов, изменение структуры валютных резервов, извлечение спекулятивной прибыли из разницы курсов отдельных валют, защита от валютных и кредитных рисков. Большая часть валютных сделок (до 95%) приходится на межбанковский (оптовый) рынок, представляющий собой сеть телефонной и телексной связи между банками, которые уполномочены вести валютные операции. На валютный рынок выходят также крупные торгово-промышленные компании, имеющие специальные подразделения, которые занимаются торговлей валютой.
На валютном рынке складывается следующая система взаимоотношений: между коммерческими банками и их клиентами в данной стране; между коммерческими банками одной и той же страны; между коммерческими банками различных стран; между коммерческими и центральными эмиссионными банками: между центральными эмиссионными банками. В первой из этих сфер валютного рынка ведется розничная торговля иностранной валютой. Две следующие сферы образуют оптовый, или межбанковский, валютный рынок. Валютные операции между коммерческими и центральными банками осуществляются только в рамках оптового сектора валютного рынка2.
Крупные коммерческие банки, специализирующиеся на торговле иностранной валютой, и отдельные международные торгово-промышленные фирмы имеют в своей организационной структуре валютные отделы, оснащенные ЭВМ, телефонной, телексной и электронной видеосвязью, соединяющей их с другими банками и финансовыми центрами мира. В валютных отделах международных банков работают дилеры (специалисты по купле-продаже валют), экономисты-аналитики (прогнозируют движение валютных курсов, разрабатывают модели оценки валютного риска и стоимости различных способов защиты от него), менеджеры (разрабатывают валютную политику корпораций и осуществляют ее). Дилеры различных банков общаются между собой через брокеров. Когда дилер какого-либо банка хочет купить ту или иную валюту, он звонит брокеру, дает ему поручение, говорит цену, которую он готов платить. Брокер затем входит в контакт с возможным продавцом валюты (дилером другого банка), узнает и его цену. В случае если цена обоих контрагентов совпадает, брокер сообщает продавцу, что сумма продана, и открывает ему имя покупателя. Потом он звонит покупателю, извещая его, что нужная сумма валюты куплена. На валютном рынке совершаются операции с немедленной поставкой валюты («спот»), форвардные (срочные) сделки; операции, связанные с хеджированием (например, своп»); валютный арбитраж — одновременная покупка и продажа одной валюты против другой с целью извлечения спекулятивной прибыли в связи с существующей в момент заключения сделки разницы в курсах валют на разных валютных рынках, а также другие валютные операции. Наряду с мировым валютным рынком в современных условиях сложился и действует еврорынок, на котором осуществляются операции с евровалютой.
Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. Операции по обмену валют существовали с незапамятных времен в форме меняльного дела в древнем мире и средние века. Однако валютные рынки в современном понимании сложились в XIX в. Этому способствовали следующие предпосылки3:

    развитие регулярных международных экономических связей;
    создание мировой валютной системы, возлагающей на страны-участницы определенные обязательства в отношении их национальных валютных систем;
    широкое распространение кредитных средств международных расчетов;
    усиление концентрации и централизации банковского капитала, развитие корреспондентских отношений между банками разных стран, распространение практики ведения текущих корреспондентских счетов в иностранной валюте;
    совершенствование средств связи — телеграфа, телефона, телекса, позволивших упростить контакты между валютными рынками и снизить степень кредитного и валютного рисков;
    развитие информационных технологий, скоростная передача сообщений о курсах валют, банках, состоянии их корреспондентских счетов, тенденциях в экономике и политике.
Читайте также:  Налог на недвижимость в 2021 году: когда и как платить

По мере развития национальных рынков и их взаимных связей сложился единый мировой валютный рынок для ведущих валют в мировых финансовых центрах. Современные валютные рынки характеризуются следующими основными особенностями:
1. Усилилась интернационализация валютных рынков на базе интернационализации хозяйственных связей, широкого использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов по ним.
2. Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света.
3. Техника валютных операций унифицирована, расчеты осуществляются по корреспондентским счетам банков.
4. Широкое развитие валютных операций с цялью страхования валютных и кредитных рисков. При этом ранее практиковавшиеся валютные операции, отражавшиеся в банковских балансах, заменяются срочными и другими валютными сделками, которые учитываются на внебалансовых статьях.
5. Спекулятивные и арбитражные операции намного превосходят валютные операции, связанные с коммерческими сделками; число их участников резко возросло и включает не только банки и ТНК, но и другие юридические и даже физические лица.
6. Нестабильность курсов валют, курс которых подобно своеобразному биржевому товару имеет зачастую свои тенденции, не зависящие от фундаментальных экономических факторов4.
С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают:

    своевременное осуществление международных расчетов;
    страхование валютных и кредитных рисков; взаимосвязь мировых валютных, кредитных и финансовых рынков;
    диверсификацию валютных резервов банков, предприятий, государства;
    регулирование валютных курсов (рыночное и государственное);
    получение спекулятивной прибыли их участниками в виде разницы курсов валют;
    проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование экономики, а в последнее время — как составная часть согласованной макроэкономической политики в рамках группы стран («семерка», ОЭСР, ЕС).

Государственное воздействие на валютные отношения, т.е. защита национальной валюты от вытеснения ее из обращения валютами иностранных государств, как уже отмечалось выше направлено на сохранение оптимального курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Будучи по своей природе национальным институтом, валютные ограничения в рамках МВФ получили гарантию экстерриториальности (ст. VIII разд. 2(b) Статей соглашения МВФ 1944 г.), распространяющуюся и на ограничения, установленные российским законодательством.
Следует особо выделить, что валютные ограничения в настоящее время продолжают широко применяться во всем мире.
Из числа наиболее распространенных валютных ограничений выделяются следующие:

    специальные положения о валютных операциях банков (160 стран);
    контроль за прямыми инвестициями нерезидентов (149 стран);
    контроль за приобретением недвижимости резидентами за рубежом и/или нерезидентами на территории страны (137 стран);
    контроль за операциями резидентов со средне- и долгосрочными ценными бумагами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 стран);
    контроль за финансовыми кредитами в иностранной валюте (112 стран);
    контроль за операциями резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 стран);
    контроль за коммерческими кредитами в отношении нерезидентов (104 страны);
    обязательная репатриация экспортной валютной выручки (101 страна);
    обязательная продажа экспортной валютной выручки (79 стран).

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА

Валютный рынок, инструменты регулирования, валютный курс.

Рассмотрены основные аспекты состояния валютного рынка России и влияние на него определенных проблем в стране.

Развитие валютного рынка России является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Центробанка РФ. Эффективная работа валютного рынка способствует росту экономики страны, а значит — повышению качества жизни людей.

С экономической точки зрения наилучший эффект при решении задач повышении эффективности регулирования валютного рынка имеет рациональное совмещение рыночных и административных методов и инструментов. В отношении использования административных инструментов валютного регулирования проблема России заключается не только в том, чтобы валютная выручка поступала в страну, сколько в том, чтобы она попадала на валютный рынок. Если этого не происходит, то даже при положительном платежном балансе на валютном рынке может возникнуть нехватка валютных средств. [1]

Инструментами прямого регулирования валютного рынка принято называть те из них, которые оказывают непосредственное влияние на величину курса национальной валюты: это валютные интервенции и дисконтная политика. Положительная сторона этих инструментов, по моему мнению, состоит в том, что они достаточно просты в применении и легко объяснимы для общественности. Вместе с тем в качестве их негативных сторон можно отметить следующие:

  • — индивидуальные меры контроля, которые применяются к каждому банку, сдерживают развитие конкуренции на финансовых рынках, от которой получить преимущества могли бы как депозиторы, так и заемщики;
  • — применение прямых инструментов ограничивает развитие финансового сектора, а также снижает роль финансового посредничества;
  • — кредитный контроль за рядом банков (например, за осуществляющими кредитование определенных регионов или отраслей) оказывает на рынки искажающее влияние.

Меры прямого контроля приводят к оттоку денежных ресурсов на неконтролируемые («черные») рынки или же за рубеж, а значит, они являются малоэффективными, поскольку можно найти пути их обхода. Например, во все более открытой и интегрированной в мировую финансовую систему экономике компании могут заимствовать средства за рубежом, обходя таким способом контрольные механизмы, действующие в их странах[5].

Ситуация на валютном рынке может меняться под влиянием налогово-бюджетных инструментов, к которым относятся государственные налоги и расходы.

Наконец, значительное влияние на состояние внутреннего валютного рынка оказывают инструменты внешнеторгового регулирования. К этой категории инструментов, как правило, относят: импортные тарифы (пошлины) и сборы; импортные квоты; импортные субсидии; административные инструменты (лицензирование, контингентирование, налоги и акцизы).

Анализ Современного Состояния Валютного Рынка России

Рассмотрим динамику по валютным интервенциям Банка России. Валютная интервенция — значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. [17]Основным законодательным актом в области валютных отношений Российской Федерации является Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», а также другие законы и подзаконные акты. В Законе определены основные понятия: иностранная валюта и валютные ценности, текущие операции платежного баланса, капитальные операции, а также ключевые понятия валютного законодательства — «резидент» и «нерезидент», имеющие различные режимы валютного регулирования. Из таблицы 2 видно, что, начиная с февраля 2012 года объем покупок, как доллара, так и евро резко возросли.

Резкий объем продаж доллара и евро, наблюдается в сентябре 2012 года. Так общий объем покупок за 2012-2013 года по операциям с долларом составил 23718, 41 млн. долл. США. Объем продаж составил 15634, 3 млн. долл. США.

По операциям с евро объем продаж за 2012-2013 года составил 4788, 31 млн. евро, объем покупок составил 1456, 24 млн. евро. Таким образом, валютных операций с долларом было больше, чем с евро. Это связано с тем, что на доллар уровень спроса выше, чем на евро.

Читайте также:  Выплата пособий неполным семьям в 2023 году: льготы для детей одиноким родителям

Валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей развивается бурными темпами. Свидетельством тому служит появление новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов на фондовых биржах, широкой сети пунктов обмена валюты, рост объема валютной выручки хозяйствующих субъектов от продажи ими на экспорт товаров, работ, услуг и т. д.

Таким образом, был сделан следующий вывод: развитие валютного рынка России является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Центробанка РФ. Эффективная работа валютного рынка способствует росту экономики страны, а значит — повышению качества жизни людей. Развитый валютный рынок обеспечивает высокую работоспособность каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, что, в свою очередь, повышает эффективность мер Байка России по достижению целевых показателей инфляции. Вместе с тем возможности внешних заимствований для российского корпоративного сектора по-прежнему ограничивались действием международных финансовых санкций.

С учетом этого активность размещений и вторичных торгов на соответствующих сегментах оставалась на невысоком уровне, при этом подавляющая доля займов приходилась на крупные компании. Анализируя структурные сдвиги российского внутреннего валютного рынка, следует констатировать, что на 2003 — 2005 годы произошел рост объемов внебиржевого сектора, обороты которого в настоящее время в несколько раз превосходят обороты биржевого валютного рынка. [4] Меры прямого контроля приводят к оттоку денежных ресурсов на неконтролируемые («черные») рынки или же за рубеж, а значит, они являются малоэффективными, поскольку можно найти пути их обхода. Например, во все более открытой и интегрированной в мировую финансовую систему экономике компании могут заимствовать средства за рубежом, обходя таким способом контрольные механизмы, действующие в их странах[5].

Несмотря на то, что в бюджет на 2017 год курс доллара был заложен на уровне 59, 4 руб. , фактическая его средняя цена за год составила 58, 27 руб. Минэкономразвития дал достаточно точный прогноз относительно колебаний цены валюты, ошибившись всего на 1, 9%. Так как на следующий год заложенный в федеральный бюджет курс доллара равен 64, 7 руб. , то можно предположить, что по итогам предстоящего периода цена доллара возрастет примерно на 11%. За год эти инвестиции были увеличены на 27, 4 млрд долларов, или 35%. [10].

Выступая в Госдуме 22 ноября с докладом о денежно-кредитной политике, глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила о сохранении ориентира по увеличению резервов до 500 млрд долларов, что потребует пять — семь лет. Но покупать валюту в резервы Центробанк планирует не ранее, чем будет уверен, что и инфляция, и инфляционные ожидания находятся на устойчиво низком уровне. [11]. Традиционно в начале года в России происходит укрепление национальной валюты. С 2018 года Минфин изменит формулу по закупкам валюты: ведомство при определении объема интервенций будет исходить из фактического, а не прогнозного курса рубля. Уже в январе это может привести к увеличению объема закупок валюты в сравнении с декабрем, в котором Минфин закупит рекордные с февраля 203, 9 млрд руб. , что сдержит сезонное укрепление рубля в начале года. Теперь ЦБ РФ, скорее всего, отложит свои планы по дальнейшему смягчению денежно-кредитной политики, чтобы оценить эффект от валютных интервенций.

Это значит, что экспортеры получат ощутимую поддержку, а вот компании, ориентированные на внутренний рынок, получат ощутимый удар. Поддержку покупке российских активов вплоть до конца 4 квартала 2016 года оказывала стабильность валютной пары рубль/доллар, которая на протяжении четырех месяцев торговалась в диапазоне 63–67 руб. за единицу американской валюты. Начало же 2017 года ознаменовалось значительным укреплением рубля относительно мировых ведущих валют, особенно относительно доллара США.

Это можно объяснить следующими причинами: во-первых, достижением определенных договоренностей между странами и участниками ОПЕК, усилением влияния Российской Федерации на международной арене, ростом экономических показателей и снижением инфляции, кроме того произошли изменения в монетарной политике ФРС США.

Кем осуществляется валютный контроль в РФ: обязанности и права контролирующих органов

Как было написано выше, валютный контроль в российской федерации выполняет два органа: Центральный банк и правительство страны. Мониторинг осуществляется посредством проверок, установлением четких требований к участникам финансовых рынков. Наличие лицензии является обязательным для банков, финансовых, брокерских и инвестиционных компаний. Соответственно, брокеры и другие участники финансового рынка не могут установить котировки валюты форекс на обмен по собственному усмотрению. Это исключает попытки спекуляции и нечестного заработка на соотношении цены продажи и покупки валюты на территории страны.

И валютное регулирование в РФ обязательно даже для компаний, которые не имеют физического офиса, а работают только в режиме онлайн (например, некоторые микрофинансовые компании, брокеры, дилинговые центры).

Многие клиенты финансовых компаний не знают о том, что ведется постоянный государственный контроль за валютными операциями со стороны тех или иных служб. В частности, работают агенты фискальных, таможенных, финансово-бюджетных отделов. В рамках собственных полномочий они вправе проводить мониторинг, запрашивать различную документацию. При этом каких-либо ограничений на объем совершаемых операций с валютой резидентам и нерезидентам не устанавливается. Поэтому валютное регулирование и валютный контроль в РФ не касаются частных лиц, инвесторов. Все они защищены на законодательном уровне.

Упомянутый вначале статьи федеральный закон устанавливает обязанности и права органов мониторинга. Там же указаны нормативы по финансовым взаимоотношениям между физическими и юридическими лицами. Например, там указано, что резиденты (например, банки), могут принимать наличный расчет за предоставляемые услуги нерезидентам или резидентам страны, но только в национальной валюте. А если сумма превышает 3 миллиона рублей, то у организации возникает обязанность поставить на учет контракт в уполномоченном банке, через счет в котором будут осуществляться операции получения/возврата займа с нерезидентом.

На портале tradernew.pro представлено множество полезного материала, касающегося практического внедрения федерального закона о валютном контроле на финансовых рынках страны. Не пропустите важные новости на эту тему и интересные публикации.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Банк России и Правительство Российской Федерации согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле.

Для реализации функций, предусмотренных Законом о валютном регулировании и валютном контроле, Банк России и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

III. «Товар» на валютном рынке

Если мы скажем, что товаром на валютном рынке являются деньги, мы будем правы только отчасти. Действительно, деньги, как иностранные, так и российские, независимо от своей формы (наличная, безналичная), имеют хождение на валютном рынке. Именно деньги, независимо от страны происхождения, называют валютой. Рубли — валютой РФ, а прочие деньги — иностранной валютой.

Прямое отношение к этому рынку имеют и ценные бумаги, т.к. они удостоверяют право на получение денег. Ценные бумаги делятся на:

— внутренние, к ним относятся зарегистрированные в РФ эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых выражена в рублях, а также все прочие ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей и выпущенные на территории РФ;

— внешние, к ним отнесены все прочие ценные бумаги.

Иностранная валюта и внешние ценные бумаги относятся к валютным ценностям.

Основные направления валютного регулирования в России:

  • развитие национального валютного рынка;
  • регламентация режима валютного курса;
  • определение сферы применения иностранной валюты в стране;
  • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
  • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

Способы и инструменты

Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения пропорций спроса и предложения валют), можно разделить на два основных вида:

  • принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные);
  • экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные).

Экономические инструменты регулирования краткосрочного действия включают:

  • изменение количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию;
  • изменение размеров таможенных пошлин, товарных квот по экспорту и импорту;
  • изменение объемов полученных международных займов и платежей с учетом сроков исполнения иностранных обязательств;
  • проведение валютных интервенций (в национальной или иностранной валюте) на внутреннем и (или) внешнем рынках;
  • изменение порядка покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны для резидентов и нерезидентов.

    Валютные операции на валютном рынке

    Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

    С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

    На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

    Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

    При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

    Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *