Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минздрав обновил список противопоказаний для управления автомобилем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Апноэ во сне является распространенным заболеванием, которое вызывает остановку дыхания или делает его затруднительным во время сна. Когда ваш сон прерывается таким состоянием, вы быть уставшим в течение дня, что делает ваше состояние опасным для вождения.
Если у вас есть апноэ сна, вы находитесь в более высокой степени риска для автокатастроф. Тем не менее, при правильном лечении, вы сможете ездить безопасно. Изменения образа жизни, медицинские дыхательные аппараты и специальные операции обычно используются для лечения апноэ сна. Очень важно, чтобы вы проходили тщательный курс лечения и следовали рекомендациям врача.
- Поговорите с врачом, чтобы определить, как лечить апноэ сна без ущерба для вашей способности безопасно управлять автомобилем.
- Во время вождения вы должны быть бдительны. Старайтесь не ездить в одиночестве. Делайте это до тех пор, пока вы не будете уверены, что вы полностью контролируете свое состояние.
- Если вы очень устали или засыпаете на работе или дома, вам не следует садиться за руль, так как это небезопасно для вас и окружающих на дороге.
- Я водитель со стажем, проблем со здоровьем нет, но несколько лет назад случилась внезапная потеря сознания. Невропатолог считает, что обморок произошел из-за остеохондроза шейного отдела позвоночника. Подскажите, может ли мое обращение в поликлинику негативно повлиять на итоги прохождения водительской комиссии? Олег, Минск
— Независимо от причины обморока допуск к управлению транспортными средствами категорий А, В возможен не ранее чем через полгода медицинского наблюдения после единственного или последнего эпизода синкопального состояния (обморока) и проведения комплекса медицинских услуг, направленных на установление диагноза, исключающих органические заболевания нервной системы и заболевания системы кровообращения. Водительская комиссия назначит водителю комплекс исследований: суточное мониторирование ЭКГ и АД, ультразвуковое исследование сердца и брахиоцефальных сосудов, компьютерную томографию или магнитно-резонансную томографию головного мозга; электроэнцефалографию. Если по итогам обследования у водителя не будут выявлены заболевания головного мозга, сердца и сосудов, он будет допущен к управлению транспортом сроком на 1 год.
- — Поставили диагноз «остеохондроз». А потом возникли трудности при прохождении водительской комиссии. В чем его опасность для водителей? Если ставят такой диагноз, как пройти комиссию?
— Остеохондроз в перечне противопоказаний к управлению МТС отсутствует. А вот осложнения этого распространенного заболевания могут быть причиной многочисленных ограничений или даже противопоказаний. Это боль и ограниченность движений при обострении остеохондроза, головная боль и головокружение при остеохондрозе шейного отдела позвоночника, парезы, параличи при остеохондрозе поясничного отдела. Только своевременное обращение за медицинской помощью при уже возникшем заболевании позволит правильно лечить болезнь и предупредить осложнения.
- Болит колено. Водить авто это не мешает. Вообще, насколько людям с артрозами, артритами сложно пройти комиссию? В каком случае откажут в выдаче справки? М.П.
Чтобы получить права заветной категории, нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГАИ. Предварительно вы должны пройти обучение а автошколе. Они предлагают различные варианты посещения занятий – утренние, вечерние, дневные группы, группы выходного дня. Продолжительность занятий может варьироваться, от этого будет варьироваться и продолжительность всего срока обучения. В среднем, на категорию В чистой учёбы выходит около 3 месяцев. Курсанты изучают теоретическую информацию (ПДД, задачи, устройство автомобиля, оказание мед.помощи), а также посещают практические уроки вождения на площадке и в городе. Если вы проживаете в небольшом населенном пункте, где автошкола отсутствует, допустимо самостоятельное изучение теории и практики. Но сдача экзаменов в ГАИ обязательна!
Документы в автошколу предоставляются до начала обучения. Необходим документ удостоверяющий личность, две цветные матовые фотографии 3,5х4,5 см и водительская медицинская справка (ОБЯЗАТЕЛЬНО).
При каких болезнях можно ездить?
А теперь давайте перечислим перечень заболеваний, о которых часто спрашивают водители и которых, тем не менее, нет в официальном списке ни в качестве противопоказаний, ни в качестве особых показаний или ограничений.
При следующих состояниях ездить точно можно:
- экстрасистолия
- болезнь Бехтерева,
- ВИЧ (но зависит от его последствий),
- гепатит,
- киста головного мозга (если не влияет на психические отклонения),
- лунатизм (если не сопровождается психическими отклонениями),
- мигрень и любые головные боли,
- неврозы сами по себе также не являются противопоказанием, но если они сопровождаются психическими расстройствами, то могут таковыми стать),
- любая грыжа (позвоночника, паховая и другие),
- остеохондроз,
- реватоидный артрит,
- синдром Туретта (могут быть особые показания при нарушениях двигательных функций),
- синдром Фукса,
- тахикардия,
- тонус матки,
- цирроз,
- аппендицит,
- ишемическая болезнь сердца,
- инсульт (если нет опасных последствий),
- пневмония,
- гипотония,
- варикоз,
- грипп,
- гастрит,
- язва.
Какое зрения может быть при водительской комиссии в рб
Срок действия вашего водительского удостоверения подходит к концу, и вы с ужасом понимаете, что вам придется снова проходить медкомиссию, чтобы заменить права?
Но за несколько лет у вас снизилась острота зрения и вы переживаете, что, возможно, по этой причине вам не дадут удостоверение?
Не паникуйте. Ограничения по зрению для получения водительских прав действительно существуют, но давайте разбираться по порядку.
Возможно, в вашем случае ситуация разрешима и достаточно надеть очки или линзы, чтобы допуск все же дали?!
Диагностика у окулиста является непременным условием, без которого вам не выдадут допуск к вождению.
Прохождение медосмотра у этого специалиста нужно как для самого водителя, чтобы он не создавал аварийных ситуаций на дороге, так и для других участников движения.
Если у человека плохое зрение, то он, например, может не увидеть идущего человека или лежащее на дороге препятствие, из-за чего может случиться ДТП с различными последствиями.
Осмотр у окулиста – необходимый пункт, обеспечивающий безопасность на дороге. Именно поэтому врачи уделяют особое внимание остроте зрения будущих автолюбителей.
Каким должно быть зрение для получения водительских прав?
Право вождения транспортного средства выдается тем водителям, у которых показатели зрения находятся в пределах нормы:
Соответственно, на вопрос: «С каким зрением не дают водительские права?», можно ответить так: «С острой зрения, ниже нормативной для определенных категорий (см. выше).
Итак, с каким зрением можно получить права? Если вы видите десятую строчку, то без проблем допуск вам выдадут. Но если имеются какие-то проблемы, острота зрения снижена, то врач будет учитывать вашу водительскую категорию и уже от этого отталкиваться.
Сила линз или очков не должна быть больше 8 диоптрий. А разница между правым и левым стеклом (линзой) не должна превышать 3 диоптрий.
Минздрав упростил требования к получению справок для водительского удостоверения
Водители с глухотой смогут работать в такси, а онкологические больные – водить машину во всех случаях, кроме тех, когда они нуждаются в паллиативной помощи.
В Минздраве tut.by объяснили, что изменилось в плане допуска к управлению механическими транспортными средствами.
Напомним, Минздрав постановлением от 6 декабря 2018 года № 88 установил перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, а также условий, при соблюдении которых лица допускаются по медицинским показаниям к управлению.
Ирина Болдырева, консультант управления медицинской экспертизы главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Минздрава, рассказала, что сейчас подход к допуску к управлению механическими транспортными средствами категории «В» стал более либеральным. При этом при получении категорий «С» и «D» он остался прежним, так как там идет речь о безопасности перевозки грузов.
При этом допуск к управлению механическими транспортными средствами категории «В» будет осуществляться без учета «найма на работу». Это требование убрали.
По постановлению беременные, имея водительское удостоверение категории «В», без ограничений по сроку беременности смогут управлять легковыми автомобилями. Ранее это было запрещено с 30-й недели беременности.
Срок действия водительской медсправки, как и раньше, варьируется от 1 года до 5 лет в зависимости от наличия заболеваний у водителей. При этом при определенных заболеваниях он свой. Сам по себе порядок освидетельствования и работа водительских комиссий не изменились. То есть желающий водить автомобиль должен получить выписку из поликлиники по месту жительства, а затем пройти обследование в водительской комиссии, как и раньше.
При некоторых заболеваниях увеличены сроки переосвидетельствования. Например, при инфаркте миокарда раньше это нужно было делать каждый год, сейчас – первые два года – ежегодно, а затем раз в два года. При этом после инфаркта миокарда за руль допускали через год, сейчас с учетом состояния – через шесть месяцев.
Документ расширяет водительские медпоказания для инвалидов. Речь в том числе идет о людях с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Сейчас они смогут работать по водительским специальностям. Это новшество также касается и людей с глухотой. Сейчас они могут работать таксистами. Раньше это было запрещено – несмотря на это в онлайн-сервисах по поиску машины работает немало людей с ограничениями по слуху.
При этом люди с двусторонней глухотой раньше проходили водительское медосвидетельствование для категории «В» раз в два года, сейчас будут раз в полтора.
При онкологических заболеваниях ранее люди могли водить авто только после лечения и на основании заключения онколога и при условии ремиссии заболевания. Сейчас это возможно во всех случаях, кроме IV клинической группы рака. Речь идет о больных, которые получают паллиативную помощь. При этом IV клиническая группа не одно и то же, что IV стадия рака.
В плане зрения, по словам Ирины Болдыревой, пересмотрели моменты, связанные с полями зрения и сроками наблюдения после оперативных вмешательств. При этом изменения несущественные, так как заболевания, связанные со зрением, могут существенно повлиять на безопасность вождения.
Постановление опубликовали на Национальном правовом интернет-портале Беларуси 4 января. Оно вступает в силу через 15 дней после опубликования.
Основные правила для более безопасного вождения
- В салоне автомобиля всегда должны находиться под рукой глюкометр и тест-полоски, продукты питания и напитки, которые помогут быстро снять приступ гипогликемии (соки, сахар (рафинад), таблетки или гель с глюкозой с глюкозой).
- Держите легкоусвояемые углеводы (сахар, сок или сладкий напиток) как можно ближе к себе – на центральной консоли или переднем пассажирском сидении. Не стоит хранить их в отделении для перчаток или багажнике.
- Ваши постоянные спутники должны знать, где в машине можно найти легкоусвояемые углеводы.
- Перед каждой поездкой обязательно измеряйте уровень глюкозы крови. При низких значениях гликемии (ниже 5,5-6 ммоль/л) съешьте любой разрешенный лечащим врачом продукт с «быстрыми» углеводами. Возите с собой небольшой «аварийный» запас, например, печенье или хлебцы.
- Не стоит начинать движение, если вы чувствуете предвестники гипогликемии или только что ее купировали. Не выезжайте на трассу, пока глюкоза не придет в норму.
- Во время поездки аккуратно соблюдайте привычный режим питания и введения инсулина, не пропуская ни одного очередного приема пищи.
- Избегайте переутомления. Через каждые 1,5-2 часа езды желательно делать остановки, немного походить, перекусить и попить. Планируйте поездку так, чтобы вы могли большую часть пути преодолеть в светлое время суток. Старайтесь без крайней нужды не ездить ночью.
- Желательно измерять уровень глюкозы во время остановок и записывать в блокнот показатели глюкометра. Нельзя проводить самоконтроль в процессе езды.
- Не стоит садиться за руль, если у вас был длительный перерыв между приемами пищи и нет возможности измерить уровень глюкозы.
- Соблюдайте осторожность за рулем в первые несколько дней после назначения нового лечения или препаратов (если вы сменили таблетированные препараты, перешли на инсулинотерапию или с 2 инъекций инсулина на 4-5 в день, или если врач изменил тип и дозу инсулина). Не садитесь за руль, пока не привыкнете к новым лекарствам.
- Кроме удостоверения личности, водительских прав и документов на автомобиль, всегда имейте при себе карточку (удостоверение) диабетика и заряженный мобильный телефон.
- Для дополнительной безопасности можно носить медицинский браслет/брелок/кулон с вашими данными и информацией о вашем заболевании
- Никогда не оставляйте инсулин и тест-полоски в машине надолго. Помните, что они крайне чувствительны к высокой и низкой температурам. Всегда уточняйте информацию о хранении инсулина в руководстве пользователя.
- Если вы неожиданно почувствовали себя плохо (слабость, головокружение), сразу же остановите машину в безопасном месте и выключите зажигание. Если вы оказались в городском трафике, прижмитесь к обочине или бордюру и включите аварийную сигнализацию. Сразу выпейте 200 мл сока или съешьте три-четыре кусочка сахара. После этого измерьте уровень глюкозы. Если вы убедились, что он низкий, дополнительно примите 10-12 грамм углеводов и через 15-20 минут повторите тест. Можно дополнительно съесть небольшой бутерброд или фрукт (яблоко) Подождите не менее 15 минут после исчезновения симптомов гипогликемии и убедитесь, что уровень глюкозы в норме и вы хорошо себя чувствуете, прежде чем вернуться на дорогу.
- Если самочувствие не улучшается, звоните в «скорую» и дождитесь помощи. Или же обратитесь к сотруднику ДПС. Не скрывайте наличие заболевания, напротив, в первую очередь сообщите о том, что у вас диабет. Вам обязательно помогут.
- Ну и, конечно, следует соблюдать общие правила безопасности на дороге.
Полный перечень медицинских противопоказаний, применимых к управлению автомобилем, который приводится в указанном документе и других подзаконных актах, принятых позже, можно разделить на несколько больших групп:
- патологии, которые при определённых условиях всё же позволяют управлять автотранспортным средством. Например, при плохом зрении нужно обязательно быть в очках или других средствах корректировки зрения;
- болезни, при которых нельзя управлять транспортом, относящимся к определённой категории;
- заболевания, при которых противопоказано находиться за рулём любого автотранспортного средства, независимо от категории.
При выявлении медкомиссией у обследуемого противопоказаний, препятствующих вождению ТС, в медицинской справке прямо указывается, что данное лицо не может управлять автотранспортными средствами, на основании чего ему откажут в получении ВУ.
Ознакомиться с действующим списком таких противопоказаний можно в статье 23.01 ФЗ196. Отметим, что в законе оговариваются и случаи, когда данное ограничение может иметь временные рамки, после окончания которых нужно проходить медкомиссию повторно.
Психические заболевания
Гораздо менее определённо можно говорить о патологиях, связанных с расстройствами психики. Впрочем, и здесь правила, касающиеся запрета на вождение, прописаны достаточно чётко. Существует две категории таких отклонений: временные, вызванные тяжёлыми жизненными ситуациями, и постоянные или прогрессирующие.
Перечень противопоказаний к получению ВУ выглядит следующим образом:
- наличие хорошо различимой задержки развития психики;
- присутствие приступов шизофрении или других психических расстройств поведенческого или ментального характера;
- агрессивное поведение или приступы, квалифицируемые как расстройства личности;
- аффективные расстройства психики;
- наличие побочных эффектов, спровоцированных приёмом психотропных медпрепаратов.
Разумеется, диагностирование подобных состояний далеко не всегда возможно в рамках медосмотра, независимо от квалификации персонала комиссии, поэтому важно изучение анамнеза посредством рассмотрения личной медицинской карточки претендента.
Обобщая вышесказанное, опишем психические расстройства, препятствующие получению ВУ:
- органические патологии, включая симптоматические;
- выраженная умственная отсталость;
- поведенческие расстройства (включая те, которые носят кратковременный характер), в значительной мере сказывающиеся на человеке;
- расстройства психики как результат курсового лечения психотропными медикаментами;
- шизофрения, расстройства шизотопического характера, расстройства с бредовыми состояниями;
- патологии, сопровождающиеся расстройствами личности и неадекватным поведением.
Как правило, пациенты с такими диагнозами, выявленными ранее, состоят на учёте в ПНД.
Другие заболевания, относящиеся к противопоказаниям
Мы перечислили только самые многочисленные группы патологий (по зрению и психического плана), не позволяющие стать водителем. Но этот перечень гораздо шире и включает множество состояний, препятствующих получению ВУ на законных основаниях. К ним относятся:
- пороки сердца (приобретённые или врождённого характера);
- некоторые патологии позвоночника;
- ряд нарушений слуха;
- выраженное отставание в развитии на физиологическом уровне;
- неправильно сросшиеся после получения переломов кости;
- хронические патологии дыхательных путей, затрудняющие дыхание;
- операция на миокарде, перенесённая менее 90 дней назад;
- отсутствие нескольких фаланг;
- патологии, влияющие на вестибулярный аппарат;
- ряд эндокринных заболеваний, включая диабет и патологии щитовидки в тяжёлой форме;
- некоторые сердечные патологии – ишемия, тахикардия и др. (перенесённый инсульт или инфаркт, если они не спровоцировали появление других болезней, в перечень не входят);
- гипертензия;
- желудочные патологии;
- болезни роста, включая нанизм и карликовость.
Концентрация, ясное сознание, пространственная ориентация — обязательные условия безопасного вождения. Пациенты с деменцией эти способности утрачивают, потому их включают в список тех, кому нельзя водить машину. Развивается заболевание постепенно, поначалу не вызывая особого беспокойства. Многие пожилые автовладельцы продолжают водить, игнорируя лёгкое нарушение когнитивных способностей. Однако по мере прогрессирования заболевания ситуация ухудшается, проявляются следующие симптомы:
- рассеянность;
- потеря кратковременной памяти;
- замедленное принятие решений;
- подозрительность, агрессивность;
- бред, галлюцинации;
- бесцельные передвижения, длительный поиск нужного маршрута.
С каким зрением нельзя водить машину
Многие автовладельцы посещают офтальмолога, только когда приходит время повторно сдавать экзамен в МРЭО. Врачи рекомендуют делать это гораздо чаще — хотя бы раз в пару лет. От остроты зрения зависит скорость реакции водителя, способность правильно оценивать расстояние до объектов, их габариты. 90% информации мы воспринимаем именно визуально. Конечно, необязательно иметь идеальное зрение, чтобы управлять транспортным средством. Многие автовладельцы носят очки либо контактные линзы — они не являются противопоказаниями к вождению. Офтальмолог проверяет, как автовладелец видит при помощи корректирующей оптики, иногда выписывает рецепт на более сильную. Существуют определённые ограничения по зрению для водителей. Причём требования отличаются для разных категорий:
- B — минимальная острота зрения лучшего глаза выше 0,6, худшего –0,2.
- С — показатель лучшего глаза от 0,8, худшего –0,4.
Допустимая оптическая сила корректирующих средств — до +8 или –8 диоптрий. Нужно учитывать разницу между правой и левой линзой. Она не должна превышать 3 диоптрий. Другие причины отказа в выдаче водительских прав:
- сужение поля зрения более 20 градусов;
- дальтонизм — допускается лишь лёгкая степень цветоаномалии, позволяющая правильно различить сигнал светофора;
- тяжёлые заболевания глаз: глаукома, катаракта, отслоение сетчатки.
Как пройти проверку с плохим зрением?
Первое правило, которое нужно запомнить людям с плохим зрением, пытающимся пройти медкомиссию, это возможность использования средств коррекции во время диагностики. Если вы используете в повседневной жизни очки или контактные линзы – к офтальмологу нужно идти в них.
Если даже в таком случае нет уверенности в успешном прохождении врача – можно использовать ночные ортолинзы. С их помощью можно на непродолжительное время (до двух суток) вернуть зрение на 100 %, поэтому средства коррекции на время диагностики не понадобятся. Разумеется, такой способ по сути является обманом врача, однако в безвыходной ситуации может помочь человеку даже с очень плохим зрением. Однако не забывайте, что очень плохое зрение водителя грозит серьезными последствиями на дороге не только для него самого, но и для окружающих. Поэтому такой способ решения проблемы прохождения врача с этической точки зрения является сомнительным.
О чем важно знать при освобождении от армии по болезни?
Повторю еще раз: сама по себе болезнь от армии не освобождает. Даже если у молодого человека имеется какое-то заболевание, травма или патология развития, его могут призвать на службу. Исключения составляют только такие серьезные болезни, как ВИЧ, СПИД или онкологические заболевания.
А вот при менее опасных или выраженных патологиях мы в первую очередь делаем акцент на пакет медицинских документов, которые соответствуют практике освобождения от призыва. Порой разница между категорией годности «Б» (с ней призывают) и категорией «В» (это наша цель, так как с ней освобождают) заключается всего в нескольких дополнительных документах по болезни. И эту информацию крайне важно знать. Именно поэтому наша работа подразумевает огромное количество деталей, которые зависят от конкретной ситуации клиента.