Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизация транспортного средства в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.
Какие машины можно сдать по программе утилизации?
Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:
- АвтоВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- ИЖ-Лада;
- Камаз.
Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:
- Opel;
- Peugeot;
- SsangYong;
- Renault;
- Volkswagen;
- Nissan Ford;
- Citroen;
- Hyundai;
- Skoda;
- Mazda;
- Kia;
- Mitsubishi;
Как оценивается автомобиль при сдаче авто по Trade-in в 2023 году?
Как уже было указано выше, рассчитывать на то, что дилер выплатит за автомобиль его реальную рыночную стоимость, смысла нет, однако знать ее было бы очень полезно для последующего сравнения.
Сама же оценка проводится комплексно, поэтому в формуле расчета неизбежно появится масса переменных. И это не только размер издержек на восстановительные или ремонтные работы, которые понадобятся для устранения выявленных неисправностей и дефектов. Дилер будет учитывать многое:
- Марка и модель авто. Если автосалон является мультибрендовым, он явно предпочтет брать на реализацию машины ликвидных или, другими словами, популярных, востребованных марок. То же касается и модели – если она достаточно редкая или не «массовая», то далеко не факт, что при оценке ей будет дана цена, приближенная к рыночной. Дилер обязательно учтет свои риски, связанные с тем, что такое авто будет продаваться долго и станет занимать место в салоне. Как вариант, такой неликвидный экземпляр просто не будет принят в трейд-ин.
- Тип двигателя. Считается, что при покупке автомобилей с пробегом гораздо легче и быстрее удается реализовать машины, оснащенные наиболее надежными и утилитарными двигателями из имеющихся в моторной гамме модели. Если сдаваемое в трейд-ин авто будет иметь агрегат, имеющий плохую репутацию, цена приема машины дилером может быть снижена.
- Год выпуска и пробег. Важнейшие показатели, на которые обращают внимание абсолютно все. И внешне, и по «технике» автомобиль может не иметь нареканий, но относительно большой возраст и пробег всегда будут восприниматься не просто подозрительно, а как объективная причина снизить цену. И наоборот, если авто эксплуатировалось редко, что подтверждается пробегом, это может стать довольно весомым козырем. При этом, разумеется, никаких «скруток» километров не должно быть в принципе, поскольку в современных условиях истинный пробег выявляется довольно легко.
- Доработки и тюнинг. Любые «улучшения», включая чипирование двигателей, усиление элементов подвески, установку неоригинальных деталей ходовой части для увеличения клиренса, нестандартных колес, а также установку любых тюнинг-деталей дилерские компании не приветствуют. Кроме того, если прежний владелец установил в авто более продвинутую «музыку», не штатные парктроники, камеры и т. п., это вряд ли будет учтено в цене выкупа.
Необходимые документы
Для участия в программе утилизации понадобится следующий пакет документов:
- паспорт гражданина РФ (для лизинговых компаний и юридических лиц — документы, подтверждающие вид деятельности) или доверенного лица с предъявлением нотариальной доверенности;
- документ, подтверждающий право собственности на ТС;
- копия паспорта транспортного средства (ПТС) с отметкой, позволяющей определить срок нахождения в собственности;
- документ о снятии с регистрации в МРЭО (это может быть ПТС с соответствующей отметкой; справка, выданная ГИБДД; карта учета (оригинал) с отметкой о снятии с средства с регистрации, заверенной подписью и печатью);
- оригинал акта или его нотариально заверенная копия сдачи ТС в утиль.
Плюсы и минусы утилизации транспортного средства
На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.
Государство стремится повысить престижность отечественных моделей автомобилей, поддержать отечественного производителя и заинтересовать потребителя в покупке машин российского автопрома. Все это положительно скажется на экономической ситуации автомобильных концернов.
К плюсам можно отнести и финансовый стимул. Скидка на покупку нового авто — существенная помощь в условиях нынешнего экономического кризиса.
К минусам стоит отнести несоразмерность скидки с ценой нового авто и ограниченные средства, отведенные на реализацию утилизации автомобилей.
Можно ли участвовать в госпрограмме утилизации автомобилей в 2023 году?
Несмотря на то, что в России продолжается кризис, и экономика претерпевает массу лишений, программа утилизации продолжает действовать и в 2023 году. Бюджет, выделенный на 2023 год, не позволил повысить размер льгот, но и не урезал их.
Одной из причин продления программы утилизации автомобилей стало то, что рынок отечественного автомобилестроения не перестает испытывать трудности с реализацией своей продукции. Низкая покупательская способность граждан, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей оказывают значительное давление на отечественные предприятия. Для стабилизации ситуации необходима поддержка правительства.
Несмотря на положительную динамику спроса на автомобили, произведенные на территории РФ, главная цель разработки и продления программы утилизации в 2023 году – это поддержка граждан в их желании по приобретению нового транспортного средства. В 2023 году автовладельцы имеют возможность получить компенсацию до 350-ти тысяч рублей.
Несмотря на то, что программа утилизации автомобиля получила широкое распространение, и ей воспользовалось огромное количество автовладельцев, в Трейд ин имеются определенные подводные камни, о которых следует знать.
Минусы:
- Главный минус такой сделки это узкий выбор моделей.
- Низкая стоимость по произведенной оценке (данный момент, как правило, возникает не по причине недоработки проекта, а из-за недобросовестного отношения работников к клиентам).
- Нередко возникают проблемы со сдачей транспортного средства имеющего значительный пробег, поврежденного в ДТП или имеющего серьезные поломки по иным причинам.
- Условия кредитования невыгодны.
Из комментариев тех, кто воспользовался программой, следует выделить следующие нюансы:
- Необходимость проведения ТО и независимой экспертизы по подтверждению состояния ТС, которое было описано в заключении, выданном в салоне.
- В статистике встречаются инциденты скручивания одометров, попытки автовладельцев сокрытия факта участия автомобиля в ДТП.
Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин
Категория транспортного средства | При сдаче на утилизацию, т. р. | при сдаче по Trade-In, т.р. |
Легковой сегмент | 50 тысяч руб. | 40 тысяч руб. |
Внедорожники | 90 тысяч руб. | 75 тысяч руб. |
Грузовики 2,5- 3,1 тонны | 120 тысяч руб. | 100 тысяч руб. |
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1- 4,1 тонны | 175 тысяч руб. | 145 тысяч руб. |
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны | 200 тысяч руб. | 165 тысяч руб. |
Грузовики, а так же автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонн | 350 тысяч руб. | 300 тысяч руб. |
Предприятия-производители имеют право вносить изменения в представленные общие предложения, а так же могут формировать собственные предложения.
Размер скидок по типам автомобилей
Стоимость купона напрямую зависит от марки машины.
Марка | Модель | Величина компенсации (руб.) |
ВАЗ | Без ограничений | 50 000 |
ГАЗ | Только грузовая | 350 000 (175 за коммерческое) |
Опель | Meriva, Insignia, Corsa | 40 000 |
Astra | 80 000 | |
Antara | 100 000 | |
Mokka | 140 000 | |
Пежо | 4008,408 и Boxer | 50 000 |
Рено | Логан и Сандеро | 25 000 |
Хендэ | Солярис и Крета | 50 000 |
Ниссан | Terrano | 50 000 |
Teana | 100 000 | |
Almera | 60 000 | |
Шкода | Фабиа | 60 000 |
Рапид | 80 000 | |
Октавиа | 90 000 | |
Фольксваген | Джетта и Поло | 50 000 |
Ситроен | С4 | 50 000 |
Mitsubishi | Pajero Sport | 75 000 |
Outlander | 40 000 | |
Форд | Фокус, С-Макс, Гэлэкси, Мондео | 50 000 |
Куга, Экоспорт | 90 000 |
Рассмотрим на практическом примере, как это работает.
Гражданин купил автомобиль «Лада Приора» в 2010 году. В 2018 он решил сдать ее по утилизации, чтобы получить скидочный купон на приобретение «Лады Ларгус». Для этого он обратился в дилерский центр, представил транспорт на оценку для определения стоимости — 60 000 руб.
Ввиду наличия ограничений по сумме, скидка была предоставлена только на 50 000 руб. Гражданин не хотел тратить время на самостоятельную продажу машины, поэтому такой вариант оказался для него наиболее удобным.
Как снять машину с учета для утилизации, обязательно ли наличие самого автомобиля, номеров и документов для процедуры?
Снять с учета автомобиль на утилизацию можно в отделении ГИБДД. Потребуются следующие бумаги:
- письменное заявление;
- паспорт РФ;
- ПТС (если есть);
- Свидетельство, подтверждающее регистрацию (если есть);
- регистрационные знаки (если есть);
- генеральную доверенность и ее нотариально заверенную копию, если авто сдает в утиль доверенное лицо.
После того, как все необходимые документы предоставлены, автовладелец получает квитанцию на уплату госпошлины, оплачивает ее и ждет выписки о снятии с учета.
Из данного перечня понятно, что наличие номерных знаков и документов на машину не обязательно, чтобы осуществить снятие авто с учета по программе утилизации. Это так же реально, как утилизировать автомобиль без автомобиля. Достаточно представить в МРЭО вместе с заявлением пояснительную записку о том, что машина уже утилизирована.
Если автомобиль непригоден для дальнейшего использования, чтобы снять его с учета нужно:
- Приехать в ближайший межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД со всеми необходимыми документами.
- Заполнить заявление на утилизацию, в котором указать необходимость снятия авто с учета в связи с его списанием в утиль.
- Написать объяснительную записку по образцу примеров, висящих на доске информации МРЭО.
- Сдать бумаги.
- Получить справку о снятии с учета.
Если при утилизации машины некоторые элементы планируется снять для последующей продажи, необходимо написать в МРЭО соответствующее заявление о выдаче акта на них, предъявить элементы для осмотра и сдать заявку с пояснениями в приемное окно. Сотрудники МРЭО выдадут свидетельство на изъятый агрегат вместе с выпиской о снятии с учета.
Основные цели реализации программы
Программа была запущена для достижения следующих целей:
- снижение количества автомобилей на российских дорогах, не удовлетворяющих современным требованиям экологической безопасности по уровню выброса загрязняющих веществ в атмосферу;
- стимулирование увеличения производства автомобилей российских марок;
- повышение безопасности дорожного движения вследствие уменьшения количества “автохлама” на дорогах;
- предоставление финансовой поддержки для российских граждан, желающих ездить на новых машинах, но не имеющих достаточного количества собственных средств для совершения покупки.
Как купить автомобиль Лада по госпрограмме «Первый автомобиль»
Для начала нужно удостовериться, что модель автомобиля попадает под действие программы
Для этого требуется:
- Обратиться в банк или автосалон и подать заявку. Отметим, что обращение через автосалон позволяет сэкономить время, поскольку менеджеры подают заявки сразу в несколько банков;
- Предъявить водительское удостоверение и пакет вышеперечисленных документов. Затем будет выполнена проверка кредитной истории;
- Дождаться решения банка. Стандартный процесс анализа заявки занимает 3-14 суток. Льготное кредитование подразумевает повышенный период изучения заявления, и «думать» банк может вплоть до месяца;
- После этого с вами свяжутся сотрудники автосалона. После одобрения вам нужно будет оставить расписку, подтверждающую, что вы не будете брать иные автомобили в кредит в течение года;
- Затем происходит процедура оформления. Кредитор автоматически перечислит деньги на счёт продавца. На руки автокредит и субсидия не выдаются.
- После покупки можете ехать в ГИБДД и ставить автомобиль на учет. Потом нужно будет вернуть ПТС в банк, где документ будет храниться до полного погашения вами кредита;
Чем ее заменили позже?
К программе утилизации старых автомобилей было много вопросов. Например, многие сдавали по ней старую «классику» от АвтоВАЗа и покупали практически те же морально устаревшие модели. А из 176 фирм по утилизации практически все были «кустарными» производствами, которые не могли в достаточной степени переработать старый автомобиль (вероятно, об этом и говорил Белоусов сейчас).
На смену программе утилизации власти ввели скидки за сдачу старых авто в trade-in, но и эта мера оказалась не очень эффективной.
И с лета 2017 года были запущены новые программы – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В отличие от старой программы, по ним льготы были совсем иными:
- клиент мог купить новый автомобиль только в кредит;
- скидка составляла 10% от цены продажи (на Дальнем Востоке – 25%);
- в программе участвовали не все модели – они должны были быть произведены в России, набирать достаточно баллов по локализации производства и быть не дороже 1-1,5 миллионов рублей;
- так как клиент покупал авто в кредит, он автоматически покупал полис Каско, что снижало всю выгоду;
- программа периодически останавливалась и перезапускалась – в зависимости от выделенных на нее денег.
В 2020 году программу расширили – покупать автомобили со скидкой разрешили еще и медработникам (помимо тех, для кого авто было первым, или кто покупал его для семьи с детьми).
В 2021 и 2022 годах программа не работает – Минпромторг считает, что возобновлять программу стимулирования спроса нет смысла, потому что спрос и без того крайне высок. Автопроизводители и автодилеры сталкиваются с дефицитом новых автомобилей, а преодолеть его удастся еще не скоро.
Подводные камни программы
Гос программа автокредита 2023 «Семейный автомобиль», несмотря на свою эффективность, имеет некоторые недостатки. Первое — в программу включены только отечественные марки автомобилей, которые не пользуются большим спросом у российского потребителя.
Второе — за законодательными формулировками и описанием банковских программ потенциальные клиенты часто упускают одну деталь: речь идет о потребительском кредите, процентные ставки по которому не отличаются от рыночных. Более того, ставка в рамках программы может быть выше обычной, и это условие часто скрывается в официальных источниках.
Третье — по условиям соглашения заемщик обязуется на весь его срок оформить страховой полис КАСКО, а также установить на автомобиль систему навигационную систему ГЛОНАСС. Все это делается за счет автовладельца, поэтому дополнительные расходы могут полностью перекрыть гарантированную льготу.