В какой суд обращаться (подсудность)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В какой суд обращаться (подсудность)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

Комментарий к ст. 23.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья 23.1 КоАП РФ закрепляет в целом компетенцию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Часть 1 содержит перечень составов административных правонарушений, дела о которых рассматривают только судьи. К исключительной компетенции судей относятся все дела, по которым могут быть назначены административные наказания в виде: конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ); лишения физического лица специального права (ст. 3.8 КоАП РФ); административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ); административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ); дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ); административного приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ); обязательных работ (ст. 3.13 КоАП РФ), административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ).

Помимо указанных в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ составов судьи могут рассматривать и иные дела:

— в случаях, если производство по ним возбуждено должностными лицами, не имеющими права самостоятельного рассмотрения дела (ч. ч. 1.1, 1.2);

— в случаях, если должностное лицо, возбудившее производство, приняло решение передать его на рассмотрение судье (ч. 3).

1.1. — 1.2. Комментируемые части предусматривают две ситуации рассмотрения дел судьями, если производство по определенным, указанным в них составам возбуждено лицом, не уполномоченным рассматривать его самостоятельно:

— инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля;

— должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

2. В комментируемой части содержатся составы административных правонарушений, дела о которых могут быть переданы судьям уполномоченными органами или должностными лицами. Такая передача осуществляется, если уполномоченный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей. В таком случае им составляется определение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отметил, что, учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу.

3. Комментируемая часть разграничивает подсудность дел об административных правонарушениях между различными судами. При применении ее необходимо иметь в виду следующее:

— по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— дела об административных правонарушениях, указанные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, а также переданные на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также если в качестве санкции за их совершение предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, отнесены, согласно абзацу 6 части 3 этой нормы, к компетенции мировых судей (письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N 717-5/общ);

— судьи районных судов также рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Надо сказать, что на практике нередко судьи районных судов при применении абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 в этой части совершают ошибки, принимая к своему рассмотрению дела об административных правонарушениях, совершенных лицами, не являющимися сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, либо государственными гражданскими или муниципальными служащими.

ПРИМЕР.

Так, Постановлением судьи Ульчского районного суда Хабаровского края от 27 марта 2015 г. Кольковцу Д.С. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде дисквалификации — лишения права занимать должности муниципальной службы сроком на 1 год. Должностное лицо Кольковец Д.С. признан виновным в неисполнении в срок до 16 марта 2015 г. предписания инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Ульчскому району об обеспечении безопасности дорожного движения от 13 марта 2015 г.

Кольковец Д.С. подал в Хабаровский краевой суд жалобу, в которой просил смягчить назначенное ему наказание на административный штраф, указывая, что не замещает должность муниципальной службы.

Подведомственность административных дел

1. Понятие подведомственности. Согласно устоявшемуся пониманию подведомственность — это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того или иного государственного и иного органа; это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами. Подведомственность обеспечивает четкое и целесообразное распределение юридических дел между различными юрисдикционными органами. Важный признак подведомственности — определение ее правил только в законе (например, в ст. 22 ГПК, ст. 27 — 33 АПК, ст. 1 и 17 КАС, ст. 11 ГК, ст. 18 — 23, 27, 35, 41 СК и др.).

2. Общие правила подведомственности в сфере административного судопроизводства. В соответствии со ст. 17 КАС ВС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

Компетенция в трудовых спорах

Стоит отметить, что мировым судьям подсудны дела по спорам в сфере применения трудового законодательства. Наблюдения показывают, что наиболее распространенным предметом разбирательств по делам, рассматриваемым данной инстанцией, являются те, которые касаются восстановления на работе и незаконного увольнения.

Известно, что споры в области трудового права могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Что касается компетенции мировых судей, то в круг таковой входят только индивидуальные, которые, как правило, касаются:

  • переводов на другую работу или изменений условий ведения трудовой деятельности;
  • внесения записей в трудовую книжку;
  • внесения изменений в трудовой договор или оспаривания некоторых его пунктов;
  • оплаты вынужденных прогулов;
  • осуществления работодателем неправомерных действий;
  • материальной ответственности работника;
  • оплаты труда и т.п.

Последствия нарушения правил подсудности

Если документы подаются в суд без учета родовой и территориальной компетенции, это расценивается как нарушение правил подсудности.

Исходя из того, на каком этапе процесса выявлена ошибка, возникают следующие последствия:

  • до начала производства по заявленному требованию – иск возвращается на основании статьи 135 ГПК РФ;
  • на этапе разрешения спора – дело перенаправляется по подсудности на основании статьи 33 ГПК РФ;
  • после принятия решения – апелляция, кассация или надзор расценивают ошибку как нарушение норм процессуального права и отменяют судебный акт.
Читайте также:  Греки против мигрантов: кто не даёт Афинам остановить нелегалов

Подсудность административных правонарушений

Определение 1

Подсудность административных правонарушений — компетенция конкретных судов судебной системы по рассмотрению дел об административных правонарушениях по первой инстанции.

Выделяют родовую и территориальную подсудность:

  1. Родовая подсудность административных правонарушений – распределение их между судами различных уровней

    Дела об административных деликтах могут рассматривать:

    • районные суды
    • мировые судьи;
    • гарнизонные военные суды
    • судьи арбитражных судов
  2. Территориальная подсудность административных правонарушений – разграничение рассмотрения дел об административных правонарушениях судами одного звена, но на разной территории.

Общим является правило рассмотрения административного дела судом территориального расположенного там же, где и орган, осуществлявший расследование.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

  • помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

  • начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

  • специалистов и консультантов;

  • секретарей судебного заседания;

  • администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

  • технического персонала по обслуживанию зданий суда.

  1. Апарина И.В. К вопросу о правовой природе судопроизводства по делам о дисциплинарных проступках // Актуальные вопросы публичного права. 2014. N 2. С. 3 — 11.
  2. Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. М.: Норма, 2008. 288 с.
  3. Едидин Б.А. К вопросу о полномочиях судебных органов государственной власти // Юрист. 2004. N 12.
  4. Еремина О.А. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании правовых актов // Администратор суда. 2008. N 1.
  5. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.С. Шакарян. М.: Проспект, ТК Велби, 2007. 816 с.
  6. Лиховидов К.С. Законодательное обеспечение дисциплинарной ответственности военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 2. С. 54 — 59.
  7. Масленников М.Я. Российский административно-процессуальный кодекс — реальный и самодостаточный // Административное право и процесс. 2012. N 2. С. 22 — 29.
  8. Научно-практическое пособие по разрешению дел, возникающих из публичных правоотношений (главы 23 — 26 ГПК РФ) / Под ред. П.П. Серкова. М.: Норма, 2006. 128 с.
  9. Никитин С.В. Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. 304 с.
  10. Носова Ю.Б. О перспективах рассмотрения индивидуальных служебных споров административными судами // Административное судопроизводство в РФ: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства. Серия «Юбилеи, конференции, форумы». Вып. 7. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2013. С. 761 — 771.
  11. Медведев И.Р. Оспаривание неопубликованных (незарегистрированных) нормативных правовых актов: последняя практика Верховного Суда РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 12. С. 20 — 22.
  12. Чаннов С.Е. Административные суды: вопросы определения компетенции в контексте реформирования служебной деятельности // Административное судопроизводство в РФ: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства. Серия «Юбилеи, конференции, форумы». Вып. 7. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2013. С. 771 — 778.

Родовая подсудность районных судов и мировых судей

Если рассматривать мировых судей, как элемент судебной системы, то они будут являться ее первой ступенью.

В их деятельности существуют определенные ограничения, напрямую связаны с процедурой рассмотрения и зависящие от материально-правового характера рассматриваемых дел. Поэтому разбирательство проходит в порядке приказного либо искового производства.

Мировыми судьями принимаются в производство исключительно дела в первой инстанции. Что касается гражданских дел, то они находятся в ведение судов общей юрисдикции. В этом случае речь идет о выдаче судебного приказа на правах требований, список которых зафиксирован в ГПК. Все перечисленные в нем требования в первую очередь складываются из имущественных споров, которые формируются в правоотношениях различной отраслевой принадлежности. Полный перечень гражданских дел, отнесенных к родовой подсудности мировых судей находиться в ч. 1 ст. 23 ГПК, а также в ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Замечание 2

Закон не ограничивает максимальный размер требований в отношении дел о выдаче судебного приказа. Поэтому заявленная сумма может значительно превышать 50 тысяч рублей.

Родовая подсудность военных судов

К составной части судебной системы также относятся и военные суды. Если говорить конкретно, то они представляют собой федеральный суд общей юрисдикции, исполняя свои обязанности в Вооруженных Силах РФ, а также в органах исполнительной власти, где предполагается военная служба.

Отсюда следует вывод, что военным судам подсудны гражданские дела, которые связаны с защитой прав, свобод или интересов военнослужащих пострадавших в итоге каких-либо действий или бездействий органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Проще говоря, уволенные военнослужащие, а также те, кто прошел военные сборы, имеют полное право оспорить любые действия или бездействия, связанные с нарушением их прав и свобод в военный или общегражданский суд.

Что касается требований относительно выплат за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта, то они также будут подсудны военным судам. Сюда же можно отнести и дела, связанные с реабилитацией военнослужащих которые подвергались репрессиям.

Что касается подсудности гарнизонным военным судам, то к ним относят гражданские дела первой инстанции, но кроме дел подсудных Военной коллегии Высшего Суда РФ и окружного военного суда.

Замечание 8

В этой ситуации окружным военным судам будут подсудны, кроме вышеперечисленных, гражданские дела, которые непосредственно связаны с государственной тайной.

Дела, которые подпадают под компетенцию военной коллегии ВС РФ, можно разделить на две категории. К первой будут относиться требования, опровергающие правовые документы высших органов государственной власти Российской Федерации, которые напрямую касаются прав и свобод военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Ко второй группе можно отнести иски о денежных возмещениях за нарушение прав на судопроизводство в установленные сроки, либо на исполнение судебного акта.

Из всего вышесказанного следует, что определяя родовую подсудность, необходимо понимать всю важность правильного ее установления.

ВС объяснил, где подсудность для бездействия

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28

    «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 303-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 28.05.2017 N 101-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 28.05.2017 N 102-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

  • Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

    «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 01.05.2017 N 87-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 19.07.2018 N 213-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

  • Федеральный закон от 28.03.2017 N 39-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2017 N 380-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 274-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    В пп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

    Что является местом совершения административного правонарушения?

    .. При определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

    В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

    Определение подсудности дел о правонарушениях в форме бездействия (неисполнения установленной правовым актом обязанности)

    При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

    Изменением подсудности по ходатайству лица. Важны ли причины?

    Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).

    Разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин.

    Основания для отказа в удовлетворении ходатайства о передаче дела для рассмотрения по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности

    Судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

    К таким случаям, в частности, относятся:

    • возражение потерпевшего, обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, привлечение которого к участию в деле является обязательным (части 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ). Удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства в данном случае может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
    • установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии — о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства;
    • возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, поскольку из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Хитрая подсудность по административным делам. Статьи 23.1 и 17.7 КоАП РФ

    1. Понятие подведомственности. Согласно устоявшемуся пониманию подведомственность — это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того или иного государственного и иного органа; это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами. Подведомственность обеспечивает четкое и целесообразное распределение юридических дел между различными юрисдикционными органами. Важный признак подведомственности — определение ее правил только в законе (например, в ст. 22 ГПК, ст. 27 — 33 АПК, ст. 1 и 17 КАС, ст. 11 ГК, ст. 18 — 23, 27, 35, 41 СК и др.).

    2. Общие правила подведомственности в сфере административного судопроизводства. В соответствии со ст. 17 КАС ВС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

    1. Понятие и виды подсудности административных дел. Подведомственные судам общей юрисдикции административные дела разрешаются ВС РФ, областными, краевыми судами, образованными на уровне субъектов РФ, и районными судами, а также военными судами как специализированными судами.

    Общим для всех судов является их право разрешать административные дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из них вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции. В связи с этим возникает необходимость четко определить полномочия судов на рассмотрение административных дел по существу, что достигается с помощью правил подсудности. Правила подсудности гарантируют реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

    При этом подсудность административных дел с участием как российских, так и иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным КАС, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    В отличие от подведомственности, с помощью которой разграничиваются полномочия на разрешение административных дел между различными юрисдикционными органами, подсудность разграничивает компетенцию между различными судами общей юрисдикции и ВС РФ. В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой действует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую, или предметную, и территориальную, или пространственную (местную).

    2. Родовая подсудность. Родовой (предметной) считается подсудность дел судам, относящимся к различным звеньям судебной системы. С ее помощью разграничивается компетенция районных судов, судов, образованных на уровне субъектов РФ, и ВС РФ. Это достигается путем отнесения к ведению каждого звена судебной системы административных дел строго определенного рода по предмету спора.

    Согласно ст. 19 КАС подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

    Полный список судопроизводств зафиксирован в российском законодательстве:

    • ФКЗ от 07.02.2011 «О судах общей юрисдикции».
    • ФЗ №188 «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 г и т.д.

    При этом в законах неполно отражены дела уголовного и административного характера. Есть только несколько отсылок к другим нормативным актам, в которых содержится исчерпывающий список.

    Какие дела рассматривает мировой суд? Перечень компетенций мирового судьи закреплен в ст. 3 ФЗ №188 от 17.12.1998. Судья может рассматривать:

    • гражданские по имущественным вопросам, требованиям по взысканию ЖКХ задолженности, имущественным спорам до 50 000 рублей, кроме проблем по наследственным вопросам и интеллектуальным правонарушениям;
    • уголовные дела по преступлениям с наказанием не более 3 лет заключения кроме проблем из ст. 31 УПК РФ;
    • административные;
    • семейные;
    • иски по ЗПП с требованиями менее 100 000 рублей.

    Мировые судьи могут рассматривать иски по:

    • уголовным;
    • гражданским;
    • административным разбирательствам.

    В компетенции судьи входит рассмотрение следующих категорий дел:

    1. Споров по вынесению судебных приказов.
    2. Разводов с детьми.
    3. Раздел нажитой во время брака собственности при расторжении брака.
    4. Другие типы семейно-правовых споров, кроме дел по установлению отцовства/материнства, лишения статуса родителя, усыновлении.
    5. Имущественные споры на сумму не более 500 МРОТ.
    6. Споры по трудовым отношениям, кроме восстановления работника на рабочем месте.
    7. Споры по определению порядка использования земли, строений или иной недвижимости.

    Если в одном деле объединено несколько обстоятельств, изменяется предмет спора или ответчик предъявляет встречное исковое заявление, вновь появившиеся обстоятельства относят к судам районного типа, а прочие – к мирового, то дело будет уже рассматриваться в районном суде.

    Список дел, которые могут рассматриваться в суде, обширен. При этом в мировом судебном органе не рассматривают:

    • иски по имущественным спорам, если взыскиваемая сумма превышает 50 тыс. рублей, по ЗПП – 100 тыс. рублей;
    • разводы при наличии в семье несовершеннолетних детей, если решаются вопросы по их воспитанию, месту проживания и прочим спорам за детей;
    • дела по лишению родительских прав и усыновлению детей;
    • все уголовные дела, если предусмотрено ограничение свободы больше 3 лет;
    • дела уголовного и гражданского плана, если их должны рассматривать районные или городские суды.

    Судебный участок МС рассматривает дела, связанные с имущественными спорами граждан с суммой не более 50 000 рублей, а районные суды рассматривают все прочие споры. Даже если сумма иска будет минимально превышать сумму, дело передадут в районный суд. Кроме того, к перечню дел, которые подсудны мировым, относят бракоразводные процессы без споров о детях, выдачу судебных приказов и т.д.

    Компетенции районных судов рассматриваются по остаточному принципу. Фактически, по всем остальным проблемам истцы должны обращаться в районный суд. Кроме того, районный суд считается федеральным, а мировой суд финансируется из регионального бюджета.

    Если нужно обжаловать решение мирового судьи, ответчик должен обращаться в районный суд.

    Судебный участок МС считается низшей инстанцией судебной системы. Судья может рассматривать заявления, проходящие по упрощенной схеме и рассматриваемые в кратчайший срок. При этом число подобных исков превалирует в судебных делах. Фактически, мировые судьи наиболее загруженный судебный орган.

    [КАС РФ] [Раздел I] [Глава 2]

    Мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

    Районный суд рассматривает и разрешает по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных на территории соответствующего административно-территориального образования, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности вышестоящих и военных судов, а также мирового судьи (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

    Районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования.

    Такое расследование назначается при совершении административного правонарушения в области антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей, законодательства в области налогов и сборов и в некоторых других случаях.

    Кроме того, судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

    Районный суд на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ст. 34 Закона о судах общей юрисдикции).

    К компетенции районного суда относится рассмотрение в апелляционном порядке апелляционных жалоб и представлений на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района (п. 1 ст. 320.1 ГПК РФ).

    Районный суд осуществляет различные формы судебного контроля за действиями и решениями:

    • государственных органов;
    • органов местного самоуправления;
    • учреждений, предприятий и их объединений,
    • общественных объединений;
    • должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

    Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в районный суд на неправомерные решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, нарушающих их права и свободы, либо создающих препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконного возложения на него какой-либо обязанности или незаконное привлечение его к ответственности.

    КоАП РФ: территориальная подсудность

    Кодекс административного судопроизводства (КАС) — подсудность

    Территориальная подсудность – это комплекс правил и установок, определяющих разделение компетенции административных судов одного уровня. Важно учитывать место проживания физического или юридического лица, место исполнения обязательств должностным лицом, либо место пребывания лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК России. Вместе с тем, сегрегация дел, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их участков, устанавливается местом нахождения отделений, деятельность которых соответствует нарушениям.

    Дополнительная информация! Согласно ч. 1 ст. 29.5 АК Российской Федерации может быть изменена подсудность по официальной просьбе лица, в отношении которого ведется судебное разбирательство, с передачей дела по месту проживания данного лица для его рассмотрения.

    Установки территориальной подсудности не принуждают лицо, в отношении которого ведется разбирательство, объяснять причины изменения подсудности и выдвигать доводы засвидетельствования их весомости. Страж правосудия имеет право отказать в удовлетворении официальной просьбы указанного лица, учитывая существенные обстоятельства предмета обсуждения, если это необходимо для соблюдения равенства прав всех участников по рассмотрению данного правонарушения или защиты общественной заинтересованности.

    В определении об отказе в удовлетворении названного выше прошения должны быть приведены обоснования, которые затрудняют рассмотрение дела. Такие же правила существуют и при определении территориального распределения дел о противоправных действиях или бездействиях, по которым расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения федерального органа исполнительной власти.

    Обратите внимание! Исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ, дело подлежит рассмотрению в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, проводившего законодательное расследование.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *