Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей – образец 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей – образец 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В конце I или в начале II квартала 2023 года ожидается свежий Пр-аз, регламентирующий Порядок проведения пред-; послерейсового мед. осмотра. Возможно в нем будут приведены обязательные реквизиты Журналов медицинского контроля водителей, но не обязательно. Значительных изменений не будет. Основные рекомендации останутся прежними.

Отмена обязанности ведения журнала регистрации путевых листов

Вплоть до 1 марта 2023 г. собственники (владельцы) транспортных средств обязаны были регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

Журнал можно было вести на бумажном носителе или в электронной форме.

Новый НПА об обязанности ведения такого регистра не упоминает, следовательно, отказаться от него или продолжать заполнять — решать самой организации или ИП.

Если журнал больше не ведется, не торопитесь от него избавляться: срок хранения журналов, баз данных учета путевых листов — 5 лет (п. 554 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).

Как заполняется Журнал регистрации

Заполнением Журнала занимаются уполномоченные медицинские специалисты. Как правило, данную обязанность выполняет медик, с компанией которого предприятие заключает договор на проведение предрейсовых осмотров. В документе, фиксирующем прохождение проверки здоровья водителей, указываются следующие сведения:

  • Дата и время проведения предрейсового медосмотра;
  • Данные о водителе;
  • Полученные значения давления, пульса, температуры, пробы на наличие алкоголя;
  • Заключение по результатам осмотра;
  • Подпись медработника;
  • Подпись водителя.

Исходя из названия, можно предположить, что послерейсовые осмотры проводятся по окончании перевозки. Они обязательны лишь для тех водителей, которые транспортируют опасные грузы и пассажиров.

Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые угрожают здоровью или жизни человека.

Проходить предрейсовый медосмотр водителей нужно в самом начале рабочего дня. Исключением являются шоферы экстренных служб (скорая помощь, полиция и т.д.). Перед вызовом им не нужно посещать медика.

Внимание! Несоблюдение требований, предъявляемых к порядку проведения послерейсовых осмотров, чревато штрафами.

Особенности процедуры послерейсового осмотра:

  1. Проводится в конце рабочего дня для установления устойчивости организма к нагрузкам.
  2. Организуется и финансируется работодателем.
  3. Проводится медиками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующим сертификатом.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2021 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2021 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Читайте также:  Какие гарантии дает расписка для возврата долга ?!

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей

Согласно ч. 1 ст. 23 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ все работники — водители транспорта должны проходить проверку состояния здоровья перед каждой сменой или рейсом, а также по их окончании. Результаты медицинских исследований фиксируются в специальном журнале, ведение которого — обязанность работодателя, установленная Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (далее — Порядок).

Ответственность за отсутствие журнала

Журнал – это главный документ отчета, доказывающий наличие осмотров в организации каждый день. За надзор отвечают несколько госслужб. Это Госавтонадзор, ГИБДД, Росздравнадзор (территориальное подразделение), Госинспекция по труду. Выявлять нарушения может каждый орган. Они вправе проверить лицензию, осмотреть кабинет (когда осмотры осуществляются на базе компании). На основании проверок составляются акты.

Если у организации не окажется журнала, то подтвердить факт проведения врачебного обследования работника будет сложно. На нее наложат финансовые взыскания за нарушение регламента и политики проведения контроля.

Цены на штрафы солидные: должностные лица заплатят до трех тысяч рублей, предприниматели– до пятидесяти тысяч.

Если же будут выявлены случаи, когда к выезду был допущен нетрезвый сотрудник, с компании потребуют оплатить 100 000 рублей штрафа.

За выпуск шофера на линию без осмотра придется отдать до ста тридцати тысяч рублей.

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Единого подхода к структуре журнала не имеется, но существует рекомендательная форма. Каждая организация может самостоятельно составлять документ и утверждать нормативным актом по предприятию. Существует методика по структуре:

  • В первой графе указывается порядковый номер. Исчисление начинается с того момента, когда начинаются записи.
  • Дата проведения медицинского освидетельствования — это вторая графа.
  • В третьей указывается фамилия и инициалы водителя полностью.
  • Возраст водителя прописывается в четвертой графе.
  • В пятом разделе указывается описание жалоб.
  • Показатель замеров температуры тела.
  • Уровень артериального давления.
  • Проба на наличие алкоголя.
  • Пульс у водителя.
  • Заключение специалиста.
  • Подпись сотрудника МЧС.
  • На лицевой странице отводится строка об организации, в которой предполагается проведение МО.
  • Посередине листа указывается наименование документа: «Журнал предрейсового медицинского осмотра«
  • В правом нижнем углу: дата, когда начат журнал и закончен.

При наличии дополнительных нюансов при заполнении документа сведения отражаются в нормативном акте организации.

Читайте также:  Налог на имущество физических лиц: основные проблемы и пути их разрешения

Нормативная документация

Порядок организации и проведения контроля закреплен в приказе Минздрава под номером 835. Это основной документ, на который следует опираться организации. Однако есть и внутренние документы, на наличие которых обращают внимание проверяющие органы. Работодатель обязан регламентировать проведение медконтроля типовым Положением.

Документ содержит следующие пункты:

  • краткое описание проведения осмотра;
  • процедуры, включенные в осмотр;
  • регламент проведения;
  • параметры допуска сотрудников к автотранспортному средству;
  • обязанности врача.

Как организовать предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры

Необходимость проведения медосвидетельствований регламентирована законодательством, помимо всего прочего в нормативные акты регулярно вносятся изменения и дополнения.

Рекомендовано не допускать работников садиться за управление авто, если они не могут безопасно выполнять работу. Это необходимо выполнить для:

  1. Безопасности нахождения на дорогах.
  2. Сохранения жизни и здоровья всех участников движения.
  3. Обеспечения сохранности авто и груза.
  4. Чтобы защитить окружающую среду от внешних негативных воздействий.

Для послерейсовых МО:

  • Определить случаи возникновения природных опасных факторов и в результате производственной деятельности.
  • Поведение водителей авто должно быть проконтролировано.

После прохождения медосвидетельствования проходить эти виды осмотров обязательно.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей — образец оформления

Какой-либо обязательной для применения формы журнала актуальным законодательством не утверждено. Вместе с тем имеется ряд указаний о том, какие сведения должны быть зафиксированы в нем (см. выше). С учетом этих указаний организация может самостоятельно разработать названный документ.

Чаще всего на практике используется форма журнала, предложенная в п. 5 приложения 9 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 (далее — приказ № 555), в которой предусмотрено место для большинства необходимых сведений. Добавив к указанному шаблону ряд требуемых современным законодательством данных, его можно использовать.

Образец заполнения названного документа можно скачать по представленной ниже ссылке:

Журнал предрейсового осмотра — пример заполнения.

Особенности ведения журнала

Журнал можно вести не только в бумажной, но и в электронной форме. Но для этого работодателю придется позаботиться о получении электронной цифровой подписи для защиты сведений, хранящихся в электронном виде.

Если документ ведется в бумажном варианте – он должен быть прошнурован и заверен печатью. Каждую страницу необходимо пронумеровать.

Результаты осмотра, прописанные в журнале, должны четко определять, имеются ли у водителя симптомы, не позволяющие ему отправиться в рейс, или он абсолютно здоров.

Отметка в журнале о том, допущен ли шофер к рейсу или нет, не должна являться главной целью проведения медосмотра. Обычная формальность здесь не допустима. Опасность на дороге может возникнуть в любой момент, особенно если дело касается пассажирских перевозок. Регулярные медосмотры позволят выявить первые признаки развития опасных заболеваний, которые могут стать причиной возникновения аварий во время поездки.

В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:

  • ее порядковый номер;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ. Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.

Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ.

Читайте также:  Правила составления должностной инструкции руководителя

Основные сведения о журнале

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г.

, регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Особенности ведения журнала

Журнал можно вести не только в бумажной, но и в электронной форме. Но для этого работодателю придется позаботиться о получении электронной цифровой подписи для защиты сведений, хранящихся в электронном виде.

Если документ ведется в бумажном варианте – он должен быть прошнурован и заверен печатью. Каждую страницу необходимо пронумеровать.

Результаты осмотра, прописанные в журнале, должны четко определять, имеются ли у водителя симптомы, не позволяющие ему отправиться в рейс, или он абсолютно здоров.

Отметка в журнале о том, допущен ли шофер к рейсу или нет, не должна являться главной целью проведения медосмотра. Обычная формальность здесь не допустима. Опасность на дороге может возникнуть в любой момент, особенно если дело касается пассажирских перевозок. Регулярные медосмотры позволят выявить первые признаки развития опасных заболеваний, которые могут стать причиной возникновения аварий во время поездки.

Заполнение журнала предрейсового осмотра водителей

Журнал регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Для традиционного формата актуальны обычные правила заполнения подобных документов: последовательная нумерация листов, размер А4, прошивание и заверение пломбой. Печать ставится, если организация ее использует.

Обратите внимание

Если выбран цифровой формат заполнения, понадобится квалифицированная усиленная электронная подпись. Также очень важно учесть требования законодательства по части защиты персональных данных. Учтите, следит за этим вопросом не только ГИТ, но и Роскомнадзор, а штраф доходит до 75 тыс. руб. Хорошая новость — этот процесс можно организовать так, чтобы было удобно вам и безопасно для компании. Кстати, в новом номере “Справочника кадровика” есть подробная статья о том, как облегчить себе работу

Не забудьте, что журнал, ведущийся в электронном виде, должен быть удобен для распечатки. А вот подпись водителя в таком случае не предусмотрена.

Сам порядок прохождения врачебных освидетельствований на конкретном предприятии должен быть принят как локальный нормативный акт — Положение об обязательных медицинских осмотрах. Типовая форма положения дается в письме Минздрава, упомянутом ранее (приложение №2).

Все расходы по проведению медосмотров возложены на работодателя. Время, затраченное на посещение врача, считается рабочим (Приказ Минтранса № 15 от 20/08-04, п. 15).

После освидетельствования врач ставит в путевой лист водителя штамп «Предрейсовый медицинский осмотр прошел», образец см. ниже. Оттиск должен содержать не только разрешение медика на выход в путь, но и сведения о дате и времени осмотра, а также ФИО врача.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *