Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Всего за четверть века (с учетом деятельности ЕврАзЭС) объединению удалось добиться:
- снижения налоговой нагрузки (благодаря установлению единых ввозных/вывозных пошлин);
- минимизации административных ограничений (благодаря введению единых фитосанитарных и технических регламентов);
- расширения торговой сферы (за счет формирования зон свободной торговли).
Этому способствовали:
- в 1991 году – принятие соглашения о создании СНГ;
- в 1996-м – ратификация договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах;
- в 2001-м – учреждение Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), непосредственного предшественника ЕАЭС;
- в 2010-м – формирование единого таможенного пространства, Таможенный Союз (ТС);
- в 2012-м – формирование Евразийского экономического пространства (ЕЭП);
- в 2015-м – создание ЕАЭС на основе принципов ЕврАзЭС, договор о ЕАЭС.
Этот эволюционный процесс весьма схож с тем, что происходило при учреждении Европейского союза, хотя при этом страны ЕАЭС сохраняют максимальную политическую и административную автономность.
Так, в частности, в рамках союза отсутствуют:
- единая наднациональная валюта;
- парламент представителей ЕАЭС;
- нормы, определяющие внешнюю политику членов.
Основные цели Евразийского экономического союза:
- создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
- сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
- модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:
- Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
- Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.
Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
Почему будет верный шагом вступить в ЕАЭС?
У Республики высокие экономические возможности. Этот потенциал увеличивается за счет добычи полезных ископаемых, увеличение численности населения, занимает одно из лидирующих мест (4 место) по добыче золота. Большое развитие получила металлургическая промышленность, она стоит на первом месте. К тому же Узбекистан может похвастаться развитием пищевой промышленности, сельского хозяйства, машиностроение, легкая и горнодобывающая промышленность, развитие в сфере общественного транспорта. По всем отраслям она входит в 20 стран Мира. Республика имеет выгодное географическое расположение, что способствует развитию международной экономики.
Смотря с исторической и туристической точки зрения, через страну проходил Великий Шелковый Путь. Проходит с Востока на Запад и связывает Восточную Азию со Средиземным морем. Немало архитектурных достопримечательностей в стране, прекрасная и красива природа, все это манит потоки туристов устремиться в эту республику. Узбекскую республику посещают много иностранных туристов. А с 2017 года в государстве отменили визовый режим для многих стран. Что положительно повлияло на туристическую отрасль.
Узбекистан перспективно развивающая страна. Вступление ее в евроазиатский экономический союз положительно скажется на развитии экономики стран ЕАЭС и Узбекистана. Республика Узбекистан можно сравнить с недостающим кусочком пазла. Когда Узбекистан вступит в ЕАЭС, общая картина взаимодействия евроазиатских стран будет собрана.
Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия
Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.
Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.
Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.
Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.
Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.
Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.
Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.
ЕАЭС: расшифровка и общая информация о союзе
История основания ЕАЭС начиналась с объединения 3 государств. Сейчас состав расширился и не только за счет постоянных участников. Также ведется работа по расширению экономического пространства, и другие государства проявляют к нему интерес. Страны, входящие в состав ЕАЭС:
- Российская Федерация;
- Республика Беларусь;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Республика Кыргызстан.
Молдавия с 2018 года получила статус государства-наблюдателя. Подписаны соглашения и меморандумы, в том числе временные, с Китаем, Кубой, Вьетнамом, Ираном о зоне свободной торговли. Ведутся переговоры о сотрудничестве еще с несколькими странами по всему миру. Эти шаги позволят расширить возможности для экономики государств-участников ЕАЭС в целом, упростить деятельность для частного бизнеса и государственного сектора. Например, сертификаты соответствия на продукцию по техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС) получать в каждой стране-участнице не нужно. Эти документы признаются во всех государствах из списка выше.
Официально объединение начало формироваться в 1995 году, когда Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь заключили соглашение. Основной задачей представленного договора стало регулирование экономических отношений между странами, а также обеспечение здоровой конкуренции.
Через год, в 1996, были подписаны нормативно правовые акты об учреждении о Таможенного союза и Единого экономического пространства. Участниками стали такие страны, как:
- Россия
- Белоруссия
- Казахстан
- Киргизия
- Таджикистан
- Узбекистан (только с 2006 года)
В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического общества. В состав общества вошли Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан.
Первые разговоры о создании ЕАЭС были замечены на неформальном саммите, который состоялся 16 августа 2006 года. Буквально через год предложение о создании Таможенного союза было одобрено. Был собран полный пакет документов, для подписания соглашения между странами. Стоит заметить, что также был утвержден дальнейший план действий по созданию и работе таможенного объединения.
С 1 января 2010 года правила таможенного союза официально начали функционировать в следующих государствах: Белоруссия, Россия, Казахстан. Страны начали использовать единые таможенные тарифы, упорядочили льготную систему.
В 2012 году был подписан договор, начавший формирование правового фундамента Евразийского экономического союза.
В 2015 году был подписан договор о Евразийском экономическом союзе (ЕЭАС), после которого вошедшие в него страны стали более плотно сотрудничать.
В сообщество вошло 5 государств. Каждое обязано выполнять устав, который прописан в договоре ЕЭС. Все страны являются полноправными членами общества, поэтому каждая имеет привилегии и обязанности членства. В состав Евразийского экономического союза входят следующие государства:
- Российская Федерация (дата вступления — 1.01.2015)
- Армения (дата вступления — 2.01.2015)
- Киргизия (дата вступления — 12.08.2015)
- Казахстан (дата вступления — 1.01.2015)
- Белоруссия (дата вступления — 1.o1.2015)
Есть ряд стран, с которыми ведутся переговоры о вступлении в ЕЭС. Из них можно выделить следующие государства: Египет, Китай, Индия, Израиль, Монголия, Таиланд.
Также есть государства, которые являются прецедентами для входа в ЕАЭС . Это — Сирия и Тунис.
Союз ЕАЭС, страны которого имеют определенные цели, всеми силами пытается воплотить их в жизнь, именно поэтому следуют всем прописанным правилам. Главными целями объединения являются:
- Всеобъемлющая модернизация, затрагивающая все стороны экономической жизни.
- Повышение здоровой конкурентоспособности.
- Обеспечение условий для стабильного развития экономики государств-членов.
ЕЭС выделяет перечень перспектив для дальнейшего развития союза:
- Экономическая интеграция ЕАЭС, АСЕАН и ШОС.
- Создание большого экономического партнёрства в Евразии.
- Реализация “четырех свобод”: устранение барьеров, мешающих передвижению товара, создание единого рынка энергоресурсов и единой транспортной территории, систематизация аграрной промышленности.
Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан.
В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.
В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.
В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:
- Армения,
- Киргизия.
Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан,
- Армения,
- Киргизия.
Территория и управление ТС
Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Была образована территория ТС. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.
Предел территории — граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза. Определены правила сотрудничества с дружественными государствами — входит или нет Узбекистан в Таможенный союз с Россией — нет, но с ним достигнуты соглашения в различных сферах у всех участников ЕАЭС.
В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.
Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Опросы общественного мнения
7В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Беларуси, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:
- в Казахстане — 80 %, 10 %, 4 %;
- в Таджикистане — 76 %, 17 %, 2 %;
- в России — 72 %, 17 %, 4 %;
- в Узбекистане — 67 %, 14 %, 2 %;
- в Кыргызстане — 67 %, 15 %, 8 %;
- в Молдове — 65 %, 20 %, 7 %;
- в Армении — 61 %, 26 %, 6 %;
- в Беларуси — 60 %, 28 %, 6 %;
- в Азербайджане — 38 %, 46 %, 11 %;
- в Грузии — 30 %, 39 %, 6 %.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Итоги пяти лет интеграции
Страны-члены союза очень эффективно возводят нетарифные барьеры, считает директор общественного фонда «Центр прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев, с которыми борется Евразийская экономическая комиссия, однако её полномочия весьма ограничены.
«Вопрос в том, что эти барьеры создаются не целенаправленно, а, скажем так, спонтанно. Есть отраслевые лоббисты и местные региональные власти, которые могут их возводить и достаточно успешно. Ни комиссия, ни общие решения ничего не могут с этим сделать. Здесь ничего не остаётся, кроме планомерной работы», – сказал Рахим Ошакбаев.
Он добавил, что согласно заявленным планам и принятым обязательствам ещё через пять лет существования союза должны начать работать единые рынки в различных отраслях. И для Казахстана остаётся большим вызовом получение экономической выгоды из интеграционного объединения.
«К сожалению, наши ожидания по увеличению экспорта в страны ЕАЭС не оправдались, и это в большей степени не только проблема нетарифных барьеров, но и нашей низкой конкурентоспособности, поэтому эта задача остаётся. Я бы не хотел делать из этого какие-то негативные выводы в отношении интеграционного объединения. По большому счёту в долгосрочной перспективе доступ на этот единый рынок нужен», – отметил экономист.
По мнению аналитика Газиза Абишева, если рассматривать выгоды от ЕАЭС, то в первую очередь они касаются малых стран: «Для России с её размерами союз большого экономического значения не играет, он для неё – больше политический проект».
«Главное достижение – усиление конкуренции на рынке. Да, можно сказать, что страдают казахстанские производители. Но на длинной дистанции это хорошо: выживают сильнейшие, государство вынуждено прогибаться под давлением бизнеса, эволюционировать перед лицом иностранной бизнес-интервенции. На мировом рынке все будет намного жёстче, чем в ЕАЭС. Главная проблема: так и не удалось заманить в ряды ЕАЭС хотя бы одну непостсоветскую страну, которая вошла бы или ассоциировалась с союзом не по инерции, а потому что это выгодно и безопасно. Значит, для них преимущества союза не так очевидны», – сказал он.
Список участников юбилейного заседания обширен: в Нур-Султан прибудут главы государств-членов Евразийского экономического союза и первого Президента РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев, которого, как стало известно, назначат почётным председателем союза. В настоящее время такой должности не существует, поэтому рамки будущих полномочий ещё не определены. Известно лишь то, что он сможет представлять ЕАЭС перед внешними игроками.
Кроме того, ожидается участие президента Молдовы Игоря Додона в качестве главы государства-наблюдателя при ЕАЭС, президента Таджикистана Эмомали Рахмона в качестве почётного гостя и председателя исполнительного комитета – исполнительного секретаря СНГ Сергея Лебедева.
В повестку дня заседания включено множество вопросов от торговли и макроэкономики до международного экономического сотрудничества с третьими странами и конкуренции. Также члены высшего совета союза обсудят реализацию цифровой повестки за 2019 год, основные ориентиры макроэкономической политики государств на 2019-2020 годы и другие вопросы.
Планируется, что будет подписано совместное заявление по случаю пятилетия подписания договора о союзе и международный договор о формировании общего рынка электроэнергии ЕАЭС.