Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по охране труда для водителя школьного автобуса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Управление легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 т (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7 м. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Объявление водителем автобуса остановочных пунктов и порядка оплаты проезда с использованием радиоустановки, установка компостеров, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах. Оформление путевых документов.
Что включает процедура проведения?
- Издается приказ (распоряжение), который регламентирует процедуру проведения инструктажа, назначаются ответственные лица, приводится перечень профессий, должностей, лиц, которых нужно проинструктировать.
- Утверждается программа, если нужно — корректируется старая либо разрабатывается новая.
- Проводится инструктирование: приглашаются сотрудники, которым объясняют материал с демонстрацией приемов безопасной работы. После проводится проверка знаний.
- При необходимости проводится повторное инструктирование для работников, которые не прошли проверку знаний с первого раза.
- Проинструктированные сотрудники, которые подтвердили уровень знаний по итогам инструктирования, могут приступать к своим производственным обязанностям.
- Как и сведения обо всех инструктажах данные проведения повторных инструктажей с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего (п. 2.1.3 Порядка обучения) вносятся в соответствующий журнал. Пометки о пройденных повторных инструктажах также могут быть сделаны в личной карточке прохождения обучения.
4.1. При появлении неисправности в работе двигателя, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжить только после устранения возникшей неисправности.
4.2. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством) должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику транспортного отдела или диспетчеру, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия инспектора ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.3. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.
3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса (микроавтобуса).
3.4. При перевозке детей:
— должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;
— детей должны сопровождать двое взрослых;
— во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
— скорость движения не выше 60 км в час.
— перевозку осуществлять только в светлое время суток.
3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте автобуса (микроавтобуса) на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автобус (микроавтобус) с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автобуса (микроавтобуса) лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Водителю автобуса не разрешается:
— управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автобусом другим лицам;
— выполнять буксировку автобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса (микроавтобуса);
— подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.9. При передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост автобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.
3.10. При работе под автобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку «Двигатель не включать! Работают люди!» При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
3.11. При ремонте автобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.12. Подъем автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автобус будет установлен на козелки.
3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не боле, чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.
3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
— при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или при отсутствии его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
— пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
— для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.
Таблица сравнений старого и нового порядка проведения инструктажей по охране труда
Постановление Правительства от 13.01.2003 № 1/29 | Постановление Правительства от 24.12.2021 № 2464 | |
---|---|---|
Вводный инструктаж | ||
Кому проводить |
|
|
Кто проводит | специалист по охране труда или лицо, уполномоченное приказом работодателя | специалист по охране труда или лицо, уполномоченное приказом работодателя |
На основании чего | программ, утвержденных работодателем, разработанная на основании нормативно-правовых актов | программ вводного инструктажа, утвержденным работодателем и разработанным на основе примерных тем (приложение 1 Постановления Правительства 2464) |
Фиксация | Журнал вводного инструктажа | Журнал вводного инструктажа (новая форма) иная форма установленная работодателем |
Первичный инструктаж | ||
Кому проводить |
|
|
Кого можно освободить | работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов | офисных работников, при выполнении следующих условий:
|
На основании чего | программ, разработанным согласно требованиям нормативно-правовых актов, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации | Программ или локально-нормативного акта, согласно требованиям и мероприятиям прописанных в инструкциях и правилах по охране труда, содержащих вопросы по оказанию первой помощи пострадавшим |
Фиксация | Журнал инструктажей на рабочем месте | Журнал инструктажей на рабочем месте (новая форма) или иная форма установленная работодателем |
Повторный инструктаж | ||
Кому проводить | всем работникам, кроме освобождённых от первичного инструктажа | всем работникам, кроме освобождённых от первичного инструктажа |
Когда | не реже одного раза в 6 месяцев | не реже одного раза в 6 месяцев. Могут быть установлены другие сроки в конкретных правилах охраны труда. |
На основании чего | программ первичного инструктажа на рабочем месте | программ или локально-нормативного акта, согласно требованиям и мероприятиям прописанных в инструкциях и правилах по охране труда, содержащих вопросы по оказанию первой помощи пострадавшим |
Фиксация | Журнал инструктажей на рабочем месте | Журнал инструктажей на рабочем месте (новая форма) или иная форма установленная работодателем |
Внеплановый инструктаж | ||
Когда |
|
|
На основании чего | программ, инструкций по охране труда, текста НПА при его изменении | локально-нормативного акта, содержащий мероприятия и требования по охране труда |
Фиксация | Журнал инструктажей на рабочем месте | Журнал инструктажей на рабочем месте и целевого инструктажа или Журнал целевого инструктажа (новая форма)* или иная форма установленная работодателем
|
Целевой инструктаж | ||
Когда |
|
|
На основании чего | программ целевого инструктажа | программ или локально-нормативного акта |
* В новом Постановлении Правительства № 2464 целевой инструктаж выделен как отдельный вид инструктажа, поэтому необходимо завести либо общий журнал и для инструктажей на рабочем месте и целевого инструктажа и назвать «Журнал инструктажей на рабочем месте и целевого инструктажа», либо отдельный на каждый – «Журнал инструктажей на рабочем месте» и «Журнал целевого инструктажа»
|
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
30. Автобус должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность при перевозке пассажиров.
31. Перед пуском двигателя необходимо затормозить автобус стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.
32. Пуск двигателя автобуса производить при помощи стартера.
33. Использование пусковой рукоятки допускается только в исключительных случаях.
34. При пуске двигателя автобуса пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
- пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;
- не брать рукоятку в обхват;
- при регулировке угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
- не применять рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала;
- не привлекать к пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих на это право (пассажиров и др.).
- 35. Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автобуса.
36. Для подогрева двигателя и системы питания автобуса, устранения ледяных образований и пробок необходимо применять только горячий воздух, воду, пар и тому подобное. Во избежание пожара не допускается пользоваться открытым огнем.
37. Необходимо вести автобус со скоростью, не превышающей установленных ограничений и обеспечивающей безопасность движения автобуса, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние автобуса, дорожные и метеорологические условия (в частности видимость в направлении движения). Не отвлекаться на разговоры во время движения автобуса.
38. Водителю не разрешается:
- во время стоянок спать в кабине и салоне автобуса при работающем двигателе;
- продолжать движение с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения;
- осуществлять движение по маршруту с открытой дверью кабины водителя;
- буксировать автобус при наличии в кабине или салоне автобуса пассажиров;
- отвлекаться во время движения, принимать пищу, курить и т.п.;
- вывешивать в кабине вымпелы, талисманы и прочую печатную продукцию;
- пользоваться авто-радио и магнитолами, не предусмотренными конструкцией автобуса;
- возить с собой спиртные напитки, наркотические и токсические вещества;
- управлять автобусом в болезненном состоянии или при алкогольном (наркотическом, токсическом) опьянении.
39. С целью исключения выброса охлаждающей жидкости и пара пробку радиатора и расширительного бачка на горячем двигателе необходимо открывать осторожно, накинув на нее ветошь, постепенно стравливая давление в системе охлаждения.
40. По возможности следует дождаться, когда система охлаждения двигателя остынет ниже 95-ти градусов Цельсия и давление в системе снизится.
41. Для доступа к расширительному бачку для контроля уровня охлаждающей жидкости и её доливки необходимо пользоваться специальной стремянкой. Не допускается использовать подручные предметы.
42. Не разрешается производить работы в моторном отсеке двигателя при работающем двигателе.
43. При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки автобуса.
44. При управлении автобусом, необходимо проявлять особую осторожность в местах интенсивного движения транспортных средств и пешеходов, на крутых подъемах и спусках, поворотах, перекрёстках, на мостах и у железнодорожных переездов, при обгоне и других случаях усложняющих управление автобусом.
45. В сложных погодных условиях (туман, гололед, снегопад и пр.) необходимо вести автобус со скоростью обеспечивающую безопасность движения, в исключительных случаях останавливать автобус, включить габаритные огни (аварийную сигнализацию).
46. Для предупреждения случаев обмораживания и ожогов при устранении неисправностей в пути, следует работать только в рукавицах, не допускается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.
47. Остановку и стоянку автобуса производить на обочине по правой стороне дороги, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней — у края проезжей части.
48. Не допускается останавливать и оставлять автобус в проездах и проходах препятствующих движению транспорта и пешеходов.
49. Оставляя автобус, необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное движение автобуса и использование его другими лицами:
- выключить зажигание или прекратить подачу топлива;
- установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом;
- установить под колеса автобуса противооткатные упоры при нахождении его даже на незначительном уклоне;
- закрыть замки дверей кабины, включить противоугонное устройство (при его наличии).
50. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости включить габаритные или стояночные огни.
51. Перед выходом из кабины на проезжую часть убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
52. Необходимо осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
53. Не допускается движение автобуса при нахождении людей на подножках, а также выпрыгивать из кабины автобуса.
54. При движении по территории организации и других объектов следует пользоваться только установленными схемой движения проходами и проездами.
55. При подъезде к железнодорожному переезду убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства и руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, положением шлагбаума, звуковым сигналом и указаниями дежурного по железнодорожному переезду.
56. Пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспортному средству.
57. Перед подачей автобуса назад убедиться, что его никто не объезжает, а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.
58. Для организации безопасного движения автобуса, при движении задним ходом в условиях недостаточного обзора (при выезде из ворот и тому подобное) движение осуществлять по сигналам другого работника.
59. Необходимо подавать звуковой сигнал в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, в том числе:
- при въезде и выезде из ворот организации, склада;
- при движении задним ходом;
- в местах ограниченной видимости;
- во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.
60. Не открывать и не закрывать ворота бампером автобуса.
61. В целях предотвращения возникновения пожара не допускается:
- допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе грязи и масла;
- оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы;
- эксплуатировать неисправные приборы системы питания автобуса;
- применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
- при неисправности топливной системы подавать бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
- курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;
- пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправности механизмов и систем, подогревать двигатель открытым огнем;
- применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины или приготовления в ней пищи.
62. При обращении с топливом необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
- перевозить и хранить топливо можно только в исправных резервуарах или металлических бочках с плотно закрывающимися металлическими крышками или пробками на бензостойких прокладках;
- заполнять резервуары топливом необходимо не более чем на 90% их вместимости;
- исправность тары, заполненной топливом, следует проверять ежедневно. Причины, вызывающие подтекание и «потение», следует немедленно устранять. Если это невозможно, автобусное топливо необходимо перелить в исправную тару, соблюдая все меры предосторожности, чтобы топливо не разлилось, не попало на тело или одежду работника;
- не допускается при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его ртом.
- при появлении во время движения запаха топлива водитель должен немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.
63. Заправку автобуса производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочного пункта.
64. Перед заправкой автобуса необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, при заправке автобуса газовым топливом закрыть магистральный вентиль (расходные вентили при этом остаются открытыми).
65. На заправочном пункте не допускается:
- курить и пользоваться открытым огнем;
- проводить ремонтные работы, а также работы, которые могут привести к возникновению пожара;
- нахождение пассажиров в салоне автобуса, кабине.
- использовать шланги и тому подобные приспособления, которые допускают подтекание.
- заправлять автобус топливом при работающем двигателе;
- использовать заправочный пистолет без рукавиц;
- допускать попадание топлива на кожу рук и тела;
- получение топлива в любые емкости, кроме топливных баков;
- работа предпускового подогревателя двигателя и автономного отопителя кабины водителя;
- перелив топлива.
66. Для предотвращения возгорания на автобусе не допускается:
- при неисправной топливной системе подавать топливо самотеком из емкости (канистры);
- применять для мытья двигателя, одежды и пр. – бензин и др. ЛВЖ;
- оставлять в кабине, моторном отсеке, багажных ящиках и пр. местах загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы;
- заправлять и хранить топливо в любых емкостях, кроме топливных баков;
- допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
- курить, (пользоваться огнем) вблизи от топливных систем, бака и пр.;
- пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей на автобусе (отогревание замёрзших топливопроводов и т. п.);
- использование на автобусе нестандартных предохранителей.
Водитель автомобиля, 4-й разряд Характеристика работ
Примечание. Разработана и утверждена приказом генерального директора памятка руководителям структурных подразделений по порядку действий при получении травмы работником предприятия.
3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса (микроавтобуса).
3.4. При перевозке детей:
— должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;
— детей должны сопровождать двое взрослых;
— во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
— скорость движения не выше 60 км в час.
— перевозку осуществлять только в светлое время суток.
3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте автобуса (микроавтобуса) на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автобус (микроавтобус) с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автобуса (микроавтобуса) лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Водителю автобуса не разрешается:
— управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автобусом другим лицам;
— выполнять буксировку автобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса (микроавтобуса);
— подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.9. При передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост автобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.
3.10. При работе под автобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку «Двигатель не включать! Работают люди!» При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
3.11. При ремонте автобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.12. Подъем автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автобус будет установлен на козелки.
3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не боле, чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.
3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
— при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или при отсутствии его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
— пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
— для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.
Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.
Как составить: общее положение
Первый раздел инструкции по ОТ (охране труда) водителя — «Общие требования к безопасности». Здесь указываются основные требования к сотруднику: возраст, образование, физическое состояние и т.д. Сюда же вносят список документов, условия труда и отдыха.
Согласно действующему законодательству водитель автомобиля на предприятии должен:
- быть старше 18 лет;
- иметь водительские права;
- пройти медицинский осмотр;
- пройти предрейсовый инструктаж.
Проверка знаний водителя проводится ежегодно: сотрудники сдают экзамен по ПДД и правилам инструкции.
Время работы не должно превышать 40 часов в неделю. При этом о точном количестве рабочих часов стороны договариваются на собеседовании, а результат прописывается в инструкции.
Список документов для водителя выглядит следующим образом:
- Трудовой кодекс РФ;
- приказы руководства;
- внутренний кодекс компании;
- инструкция по охране труда.
Если компания выдает бесплатную спецодежду для работы — это тоже указывается в инструкции. Как правило, данный пункт прописан в «Типовых отраслевых нормах выдачи спецодежды», но чаще всего его дублируют и в «Общих требованиях к безопасности» для напоминания работнику.
Также в инструкцию вносится предупреждение о том, что такая работа может вызвать проблемы со здоровьем. Однако профессиональные водители знают, что фактический урон не больше, чем при работе на любой другой должности. Основную опасность представляет воздействие разных веществ (пар, газы, горячая вода), случайные падения и т.д.
Инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД)
В приказе Минтранса № 7 – четыре вида инструктажей по безопасности дорожного движения:
- Вводный;
- Предрейсовый;
- Сезонный;
- Специальный инструктаж.
Инструктажи по БДД фиксируются в журнале, форма которого не определена, но в пункте 23 Приказа Мирнтранса № 7 есть указание какие сведения должны фиксироваться при проведении инструктажей: «Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения».
То есть журнал регистрации инструктажа должен обязательно содержать следующие графы:
- Дата;
- Вид инструктажа;
- Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
- Должность инструктируемого;
- Фамилия, имя, отчество инструктирующего;
- Должность инструктирующего;
- Подпись инструктирующего;
- Подпись инструктируемого.
Что должна содержать инструкция по охране труда водителя
До того, как начинается инструктаж для водителей, каждому человеку дают изучать инструкцию по ОТ. В ней находится информация по охране труда, требования к безопасности в дороге. Там указано, чем должен руководствоваться сотрудник при возникновении нештатных аварийных ситуаций.
В инструкции сказано, что управлять автомобилем могут лица не младше 18 лет, которые имеют водительские права, прошли медицинский осмотр, прослушали вводный и первичный инструктажи, стажировались на рабочем месте, получили соответствующую квалификацию по тарифному квалификационному справочнику, подтвердили, что знают требования ОТ.
Также в документе содержится информация о том, что:
- человек, который своевременно не прошел вновь инструктаж ОТ и ежегодную проверку знаний по ОТ, не может выполнять свою работу;
- сотрудник, который не соблюдает внутренний трудовой распорядок, принятый руководством, не может быть допущен до работы;
- человек должен иметь график труда не более 40 часов в 7 дней. При этом продолжительность одного дня работы или смены должны быть определена правилами по внутреннему трудовому распорядку или штатному расписанию, которое утвердил работодатель, согласовывая его с профсоюзом;
- выполняя свою работу, водитель машины может быть подвержен воздействию опасных и вредоносных факторов в виде токсичных веществ, этилированного бензина, выхлопных газов и прочего;
- оборудование с инструментами и приспособлениями, если их неправильно использовать, может привести к получению серьезных травм;
- водитель, управляющий машиной, обязан соблюдать правила пожарной безопасности. Если он курящий, то курить должен только в специально отведенных для этого местах;
- водитель должен устранить собственными силами замеченную неисправность автомобиля во время совершения работы, например, поломку крепления, или позвонить руководителю предприятия, вызвав техническую бригаду на помощь;
- если два водителя направляются работать на одном автомобильном средстве, то руководством назначается старший водитель. Именно он несет ответственность, чтобы были соблюдены требования безопасности;
- водитель обязуется соблюдать правила личной гигиены.
Специальный инструктаж по безопасности дорожного движения
Специальный инструктаж проводят, чтобы сообщить водителям срочную информацию, когда:
- вступили в силу нормативные правовые акты, которые влияют на профессиональную деятельность водителей;
- изменился маршрут и условия движения, влияющие на безопасность дорожного движения;
- произошло ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
- совершен или есть угроза совершения террористического акта.
Кто проводит
Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.
О чем инструктировать
- Оценка ситуации, в связи с которой проводят инструктаж.
- Руководство к действию для водителя в определенной ситуации.
Это указано в пункте 21 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Все ли обязаны проводить инструктажи по БДД
На практике — все предприятия, имеющие на балансе собственный транспорт. Надзорные органы ссылаются на ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказ Минтранса от 30 апреля 2021 года № 145. Последний говорит о том, что правила являются обязательными не только для тех ИП и юридических лиц, которые занимаются грузовыми или пассажирскими перевозками, но и для компаний, использующих служебный транспорт для своих нужд.
Правда, в Приказе есть оговорка, что это касается автобусов и грузовиков. И мы уже в ответ на обращение подписчика говорили: на наш взгляд, если компания использует исключительно легковой транспорт для личных нужд, то она не обязана проводить такие инструктажи. Но на самом деле проверяющие органы нередко имеют другое мнение. А судебной практики пока нет.
Поэтому пока безопаснее и дешевле будет перестраховаться и все-таки в любом случае проводить инструктажи по БДД для своих водителей. Иначе могут быть штрафы по статье 12.31.1 КоАП РФ: с должностного лица — 10 000 рублей, с предприятия — 30 000 рублей.
С какой периодичностью водители проходят повторный инструктаж?
Ответ на вопрос: Согласно п.
10.10 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 г.
N 28, в связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности водители независимо от их квалификации, образования и стажа работы, проходят повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца, за исключением работников, указанных в п.10.8 настоящих Правил. Примечание: согласно п. 1.2 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом, утвержденного Приказом Минавтотранса РСФСР от 01.01.1985 (далее – Положение), помимо инструктажа по охране труда, водители должны проходить инструктажи по безопасности движения: — вводный; — предрейсовый; — сезонный; — специальный. Согласно п. 4.1. Положения, сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.
Согласно п. 4.2. Положения, сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия. Подробности в материалах Системы Кадры: 1. Нормативная база: Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г.
N 28
«Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте»
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспортеПОТ РМ-027-2003 10. Требования к профессиональному отбору, инструктажу, обучению и проверке знаний правил по охране труда работников 10.8.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов. Первичный инструктаж на рабочем месте не проводится с работниками, не связанными с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом подвижного состава и оборудования, использованием инструмента, хранением сырья и материалов.
Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом.* 10.10. Повторный инструктаж проводится в целях закрепления знания безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.
В связи с отнесением автотранспорта
Комментарий к Статье 225 ТК РФ
Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда. Работники, в том числе руководители, в свою очередь, обязаны пройти это обучение. На это указано в комментируемой статье.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден совместным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее по тексту комментария к указанной статье — Порядок). При этом учитывается мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для сотрудников, которые переводятся на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны:
— проводить инструктаж по охране труда;
— организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Инструктаж по охране труда
О том, что инструктаж проведен, делается запись в соответствующем журнале, с расшифровкой подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также с указанием даты, когда это было сделано. Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения инструктажей работников отдельных отраслей и организаций определяется соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
Чтобы провести инструктаж работников по охране труда, необходимы:
1) локальные нормативные акты по вопросам охраны труда (инструкции по охране труда, инструкции по технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
2) программа проведения вводного инструктажа работников по охране труда;
3) приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного инструктажа;
4) журналы проведения инструктажей работников по охране труда;
5) программа проведения первичного инструктажа работников по охране труда;
6) приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению первичного инструктажа;
7) перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа.
Выделяют следующие виды инструктажа:
— вводный;
— первичный инструктаж на рабочем месте;
— повторный;
— внеплановый;
— целевой.
Вводный инструктаж проводится специалистом по охране труда либо работником, специально уполномоченным работодателем на проведение подобного рода инструктажа.
Вводный инструктаж в обязательном порядке проводится для следующих категорий работников:
— лиц, принимаемых на работу, независимо от их образования и стажа работы;
— командированных в организацию лиц;
— работников сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке;
— обучающихся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящих в организации производственную практику;
— иных лиц, участвующих в производственной деятельности организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится непосредственным руководителем либо производителем работ (мастером, прорабом и т.д., прошедшим в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда) до начала выполнения работником самостоятельной работы. Первичный инструктаж на рабочем месте может проводить также руководитель структурных подразделений организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с:
— вновь принятыми в организацию работниками, включая временных (ст. 289 Трудового кодекса РФ), сезонных работников (ст. 293 Трудового кодекса РФ), совместителей (ст. 282 Трудового кодекса РФ) и надомников (ст. 310 Трудового кодекса РФ);
— сотрудниками организации, переведенными из другого структурного подразделения, либо с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
— командированными работниками сторонних организаций, учащимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и с другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте могут не проходить работники, которые не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, в соответствии с перечнем профессий и должностей, утвержденным работодателем.
Повторный инструктаж проходят те же категории работников, что и первичный инструктаж на рабочем месте. Срок его — не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж проводится в случаях, которые предусмотрены пунктом 2.1.6 Порядка при:
— введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
— изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
— нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
— перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев).
А также по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля.
Целевой инструктаж проводят с работниками, которые выполняют разовую работу, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
Итак, инструктаж обязателен для тех, кто устраивается на работу или переводится на другую работу.
В ходе инструктажа сотрудников знакомят с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, с требованиями охраны труда, содержащимися в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также с безопасными методами и приемами выполнения работ. Инструктаж также может включать в себя изучение правил пожарной безопасности.
После окончания инструктажа проводят проверку приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы.
Если сотрудники имеют непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, то в течение года после поступления на работу могут не проходить обязательное обучение и проверку знаний требований охраны труда. Это касается работников:
— имеющих квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда;
— федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, государственного надзора и контроля;
— образовательных учреждений, осуществляющих преподавание дисциплины «охрана труда».
Обратите внимание: специальное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проходят сотрудники, которые будут трудиться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Обучение таких работников проводится с обязательной стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и последующим периодическим обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда в период работы. На этом настаивает часть 3 статьи 225 Трудового кодекса РФ.
Обучение работников по охране труда
Обучение работников по охране труда направлено на ознакомление их с нормативными требованиями по охране труда, а также с безопасными методами и приемами выполнения работ и правилами оказания первой помощи пострадавшим.
По нашему мнению, обучение работников по охране труда в первую очередь касается организаций, относящихся к отраслям материального производства (промышленности, транспорта, строительства и др.), поскольку именно в таких организациях производственные факторы в большей степени могут создавать угрозу жизни и здоровью работников.