Как изменится порядок выдачи пенсий в Беларуси в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится порядок выдачи пенсий в Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.

Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декаб­ря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.

По законодательству перерасчет осуществляется:

– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;

– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.

Когда пора на пенсию?

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

Условия назначения пенсии в 2022 г.

Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.

Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:

– 63 года – для мужчин;

– 58 лет – для женщин.

Соответственно, право на пенсию получат

– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;

– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.

Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.

Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.

Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.

Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).

Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.

Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).

Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Читайте также:  Налоги на недвижимость в 2023 году при продаже и при дарении

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Увеличение трудового и страхового стажа для оформления пенсии

В 2023 году увеличится продолжительность трудового стажа необходимая для оформления пенсии. В 2022 году непрерывный стаж должен быть 28 лет, в нынешнем — 29 лет. Совет Министров Республики Беларусь также заявил, что процесс роста стажа будет остановлен только в 2025 году. К тому времени составит 31 год.

Изменится минимальный страховой стаж. В прошлом году он составлял 18 лет и 6 месяцев, в 2023 году — 19 лет, а к 2025 году достигнет цифры 20 лет. Этот показатель нужен для назначения трудовой пенсии. В стаж включается только тот отрезок времени, когда гражданин работал, а работодатель за него уплачивал в Фонд социальной защиты населения страховые взносы.

Изменений уже с 1 января 2023 года относительно пенсионеров, настоящих и будущих, сразу несколько. Так, отработанное время, за которое надо предоставить справки о заработной плате, вырастет до 29 лет. Впереди еще два года и повышения данного срока до 31 года. А до 19 лет повысится тот минимальный страховой стаж, который нужен для назначения трудовой пенсии.

А вот реформа, затрагивавшая увеличение пенсионного возраста белорусов, уже завершена. Потому с 1 января 2023 года и далее (пока ее продолжение не планируется) пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 58 лет, для мужчин — 63 года.

Теперь о том, что касается конкретных сумм. Так, Федерация профсоюзов Беларуси сообщала, что в 2023-м было запланировано, как минимум, одно повышение пенсии. А еще есть цифра среднемесячной пенсии по возрасту для неработающего пенсионера в 2023 году – это 693 белорусских рубля.

Что касается повышение пенсии в Беларуси (речь о трудовой пенсии), то в Минтруда его также ожидают не менее одного раза в 2023 году. Произойти это может, по словам главы госоргана Ирины Костевич, при росте зарплаты в стране и соответствующим уровнем инфляции. А наиболее оптимистичным на этом фоне выглядит заявление президента Беларуси Александра Лукашенко, который пообещал повысить пенсии в 2023 году «раза три».

Добавим также, что своим чередом стоит ждать повышения социальных пенсий, повышений, надбавок и доплат к пенсиям. Их, по традиции, пересчитают в соответствии с ростом бюджетом прожиточного минимума, который пересчитывают раз в квартал – с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.

Потребительские кредиты
Калькулятор кредитов на недвижимость
Калькулятор Депозитов
Кредиты на автомобиль
Рекламные акции

на сегодня на завтра
1 USD 2,9275 0,0000 2,9275
1 EUR 3,1415 0,0000 3,1415
100 RUB 3,6680 0,0000 3,6680
10 PLN 6,9769 0,0000 6,9769
100 UAH 7,9263 0,0000 7,9263

Кто и когда получит право на пенсию?

Сегодня, после поднятия пенсионного возраста, мужчины могут уходить на заслуженный отдых в 63 года, женщины – в 58 лет. При этом минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту к 2025 году возрастет до 20 лет.

Для того, чтобы получать трудовую пенсию по возрасту, нужно соблюсти три требования: к возрасту, к трудовому (общему) стажу, к страховому стажу. Если все эти требования соблюдены, престарелый гражданин будет ежемесячно получать пенсию, размер которой зависит от того, сколько взносов было уплачено в ФСЗН.

Так как не у всех хватает страхового, а порой и трудового стажа, то государство доплачивает некоторую сумму.

Сегодня минимальная пенсия по возрасту – 85,37 рублей. К ней полагается доплата размером в 275,10 рубля. Итоговая сумма – 360,47 рублей. То есть на день пенсионеру по возрасту на еду, лекарства, одежду, обувь и прочие траты государство выделяет от 12 рублей.

Декабрьская прибавка к пенсии

По данным Министерства труда и социальной защиты, в последний месяц 2022 года расходы на выплату пенсий составят 1,5 млрд рублей, из них 68 млн рублей пойдут на повышение пенсий согласно Указу Президента Беларуси № 397.

С 1 декабря 2022 года все виды трудовых пенсий (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) пересчитают. Выплаты для пенсионеров вырастут на 5%. Причем это уже третье в 2022 году повышение пенсий: в марте они выросли на 7%, в августе прибавка составила еще 10%.

В декабре средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера составит 670 рублей и вырастет по сравнению с ноябрем без малого на 30 рублей, сообщили в Минтруда.

В ведомстве уточняют, что размер увеличения пенсии у каждого пенсионера будет индивидуален, поскольку выплаты зависят от продолжительности стажа и величины зарплаты, которые взяты за основу при расчете пенсии, а также установленных к ней доплат.

Согласно озвученной Министерством труда и социальной защиты статистики, в декабре 2021 года в среднем пенсия в Беларуси составляла 545 рублей. За год она выросла на 125 рублей. Таким образом, годовой прирост ожидается на уровне 23%.

Новый бюджет прожиточного минимума

В течение трех месяцев (с 1 февраля 2020 года) мы жили с бюджетом прожиточного минимума на душу населения в размере 239 рублей и 87 копеек. И вот новая цифра, к которой надо привыкать, — 246 рублей и 78 копеек, что на 6,91 рубля, или 2,9% больше. Это «усредненный» показатель. БМП для основных социально-демографических групп выглядит так:

  • для трудоспособного населения — 275,48 рубля (рост на 9,57 рубля),
  • для пенсионеров — 187,22 рубля (рост на 3,02 рубля),
  • для студентов — 237,30 рубля (рост на 4,47 рубля),
  • для детей в возрасте до 3 лет БПМ — 158,94 рубля (рост на 3,3 рубля), от 3 до 6 лет — 217,84 рубля (рост на 5,05 рубля), от 6 до 18 лет — 265,20 рубля (рост на 4,72 рубля).

МЕХАНИЗМ РАСЧЕТА ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ

Порядок исчисления размера пенсий по возрасту регулируется статьями 23, 56, 57 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон). Размеры трудовых пенсий по возрасту зависят от продолжительности стажа и уровня заработной платы, из которой производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Так, в соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не ниже минимального размера пенсии. За каждый полный год стажа работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, а также за каждый полный год стажа работы с особыми условиями труда (пункт «а» статьи 12 и статьи 13 Закона) сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии).

Справочно: с 1 августа 2016 г. минимальный размер пенсии по возрасту составляет 43,88 рублей (25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь).

В связи с ростом средней заработной платы работников в республике производится корректировка фактического заработка пенсионера путём умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой для назначения и перерасчета пенсий (далее – средняя заработная плата работников), на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.

Читайте также:  Сколько стоит приватизация земли

Справочно:Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путём соотнесения его ежемесячного фактического заработка и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде. В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).

Полученная величина заработка ограничивается в соответствии с правилами, установленными статьей 56 Закона: заработок не свыше 130 процентов средней заработной платы работников в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10 процентов. Заработок в пределах от 130 до 400 процентов (с 01.01.2016 – до 500 процентов) средней заработной платы работников учитывается в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый, второй и третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (часть первая статьи 13 Закона), – в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

При этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в период работы, службы, либо предпринимательской деятельности (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятий сельского хозяйства) не выплачивается.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы и невысокий заработок, 8 декабря 2014 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ № 570).

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 570 с 1 января 2015 г. для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста,и имеющих стаж работы женщины более 30 лет, мужчины более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30/35 лет на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников. При этом для лиц, имеющих стаж работы женщины 40 лет и более, мужчины – 45 лет и более, увеличение в размере не ниже 0,7 процента средней заработной платы работников устанавливается с 21-го года стажа работы для женщин и 26-го года – для мужчин.

Справочно:Cсредняя заработная плата работников с 1 сентября 2015 г. составляет 593,47 руб. (с учетом деноминации), соответственно 0,7% средней заработной платы работников – 4,15 руб.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Указа № 570 с 1 января 2016 г. лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.

Пример 1: Женщина получает пенсию по возрасту за стаж работы 35 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. -осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по нормам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

29,68 руб. (415,43 руб. – 77,15 руб. х 5) х 50% = 14,84 руб.

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 323,45 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 14,84 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

323,45 руб. х 65 % (размер пенсии за стаж работы 30 лет) + 593,47 руб. х 0,7% х 5 лет (увеличение пенсии за стаж работы сверх 30 лет с учетом подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 570) = 231,01 руб. – размер пенсии в сентябре 2016 г. женщине.

Пример 2: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. – осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

Стало известно, на какую сумму с 1 марта в Беларуси увеличат пенсии

В Беларуси пенсии разделяются на 2 вида: трудовые и социальные. В течение года указанные выплаты пересчитываются 4 раза. Это связано с изменением прожиточного минимума, к которому привязаны все государственные выплаты.

Трудовые пенсии назначаются при наличии трудового стажа по возрасту, за особые трудовые достижения перед Республикой, за выслугу лет. Их размер зависит от средних выплат по РБ и возможностей ВСЗН.

Социальные назначаются при условиях, определенных требованиями законодательных актах, как правило их получателями являются лица с ограниченными возможностями и люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Первые социальные пенсии в РБ выплачивались белорусам, которые по тем или иным причинам не могли вести трудовую деятельность. К таким категориям относились: дети-инвалиды, инвалиды детства, несовершеннолетние, растущие в семье, потерявшей кормильца.

лет назад законодательство изменилось, Лукашенко подписал Указ согласно которому социальные пенсионные выплаты могут получать люди пенсионного возраста у которых не накопилось достаточного количества стажа. В итоге, категориями, которые могут сегодня и в 2022 году рассчитывать на социальные пенсии являются следующие:

Трудовые начисления по выходу на пенсию выплачиваются официально трудоустроенным белорусам, которые в течение трудового периода проводили отчисления в ФСЗН. Кроме указанного лица должны иметь предусмотренный действующим законодательством страховой стаж, иметь минимальный общий трудовой стаж и достичь соответствующего для выхода на пенсию возраста.

Страховым считается период, за которые работник делает страховые выплаты. К примеру, в 2021 году он составляет 18 год, в 2022 году 19 лет на конец декабря. Трудовой стаж белорусов увеличивается на полгода ежегодно. Реформирование будет проводиться до момента, пока показатель не достигнет отметки 20 лет.

Под общим трудовым стажем подразумеваются года, в которые входит минимальный страховой стаж, декретный отпуск, обучение в техникумах, высших учебных заведениях и последипломных. Также в стаж входит уход за больными родственниками, с официально подтвержденной инвалидностью.

Год назад в трудовой стаж стала включаться служба срочников, поскольку от них стали поступать отчисления в ФСЗН.

По состоянию на 2021 год необходимый для пенсионных выплат трудовой стаж для мужского населения составляет 25 лет, для женского – 20 лет. Также приятным событием в жизни белорусов является то, что в трудовой стаж учитывается деятельность на территории РФ.

Прежде чем узнавать сколько пенсия 2022 в РБ необходимо ознакомиться с таблицей, в которой указана градация возрастного периода для выхода на заслуженный отдых. Указанную информацию можно узнать на официальных правительственных сайтах и благодаря интернет-ресурсам. Согласно последней информацией в 2022 году мужчины-белорусы могут получить трудовую пенсию при достижении 63-летнего возраста, женщины – с 58 летнего.

Совсем недавно ситуация в РБ была благоприятной в сравнении с другими бывшими республиками СССР. Связи с неблагоприятной политической обстановкой жизнь белорусов ухудшилась, в том числе и государственные выплаты вместе с зарплатами. Повышение пенсий в РБ ожидают многие. К сожалению, печальная статистика показывает о ее снижении.

Читайте также:  Новые льготы ветеранам труда в 2023 году

В чем причина, не ужели Лукашенко не замечает настроение народа и сознательно игнорирует его? Вопрос, который на сегодняшний день считается самым актуальным.

Недавно последние новости о выплате пенсий в 2022 году в Беларуси сообщили общественности о первых позитивных изменениях. Речь идет об изменении выплат в августе 2021 года. Ни для кого не секрет, что размер пенсионных выплат напрямую зависит от ПМ, который со следующего месяца должен измениться. Если такое произойдет, вырастут и денежные начисления пенсионерам.

Сегодня можно предположить, что график выплаты пенсий будет выглядеть следующим образом:

  • социальные пенсии лицам с ограниченным возможностями, имеющими 1 группу инвалидности или являющимися инвалидами детства вырастут приблизительно на 88 рублей и составят 311,81;
  • инвалиды с присвоенной 2 группой станут получать на 10 руб. больше или 269,29;
  • инвалиды с присвоенной 2 группой, в семье которых отсутствует кормилец в августе 2021 года также получат на 10 руб. больше, пенсионные выплаты составят 290,94;
  • белорусы с 3 группой инвалидности могут рассчитывать на повышенные выплаты в размере 212,6 руб.;
  • при достижении пенсионного возраста представителями мужского пола 65-летнего возраста, женского- 60-летнего пенсия в РБ в августе 2021 составит 141,73 руб.;
  • минималка по возрасту увеличится также и уже в августе этого года белорусы смогут довольствоваться повышенными выплатами в размере 70,87 руб.;
  • доплаты неработающим пенсионерам, лицам свыше 75-летнего возраста составят 53,15 и 70,87 руб. соответственно.

80-летние пенсионеры и старше могут получить прибавку в размере 70,87 руб. Начисление пенсии по-новому будет проводиться начиная с августа 2020 года. Дальше правительство планирует снова пересмотреть выплаты и увеличить их. Сумма роста будет зависеть от благосостояния Республики и наличия денег в государственной казне.

В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года е��о увеличивать не будут (но это не точно).

Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.

Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.

Если такого стажа не хватает, вместо пенсии по возрасту человек будет получать низкую социальную пенсию. Но есть и исключения (например, многодетные матери).

Продолжительность жизни увеличивается во всем мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодежи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.

С 1 октября 2022 года работники смогут отчислять до 10% заработка на формирование накопительной пенсии. Это было и раньше, но популярностью такой вариант не пользовался: на пенсии копили не более 5% работников. Сейчас такое решение останется добровольным, но с оговоркой: в этом случае работодатель должен будет также переводить деньги на пенсионный счет работника. Нагрузка для нанимателя не должна увеличиться: дополнительные проценты будут высчитывать из обязательных страховых взносов за работника (они составляют 28%).

На 2022 год запланировано очередное повышение пенсионного возраста, которое началось в 2017 году. Со следующего года этот показатель составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин, сообщается на сайте Минтруда.

В этом году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

Ранее чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но речь шла только о женщинах. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — говорила ранее министр труда Ирина Костевич.

Напомним, в бюджете ФСЗН, из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета. Об этом ранее заявлял в том числе Александр Лукашенко. Минтруда и другим профильным ведомствам не удается решить эту проблему.

Со следующего года также повысят минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18 лет, с 1 января 2022 года он вырастет на полгода — до 18,5 года.

Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет (это произойдет в 2025 году). Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 141,73 рубля.

Ранее с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Сейчас для расчёта пенсии учитывается зарплата за последние 27 лет (324 месяца) работы подряд (или меньше, если проработали меньше 27 лет). С 1 января 2022 года его поднимут на один год — до 28 лет (336 месяцев). Ежегодно этот период повышается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы, следует из информации на сайте Минтруда.

Допустим, мужчина выходит на заслуженный отдых в 2022 году, он трудился без перерывов. В таком случае для расчёта пенсии возьмут его заработок за последние 28 лет. Если же был период, когда он не работал в эти 336 месяцев, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. Важный момент: непрерывный стаж на размере пенсии не сказывается, никаких бонусов за него не дают.

  • перетяжка мягкой мебели
  • ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
  • полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
  • реставрация и восстановление деревянных конструкций,
  • изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
  • работа со сложными моделями мебели.

Будет ли повышение трудовых пенсий в Беларуси с 1 декабря 2021 года

Но если зарплату работодатель, по возможности, может повысить в любой момент, чтобы работники «не разбежались», не ушли на другую работу, то пенсии повышаются властями, исходя из финансовых возможностей государства, да и пенсионерам «деваться» некуда.

При этом сегодняшние власти, для которых пенсионеры — это главная электоральная опора, следят, чтобы реальная, по своей покупательной способности, пенсия не снижалась хотя бы к прошлому году.

Падение реальной пенсии к прошлому году — это первое необходимое условие повышения пенсий. Второе – когда текущая инфляция полностью «срезает» предыдущее повышение.

Единственное в 2021-м повышение пенсий в Беларуси было два месяца назад, в сентябре: средняя по стране назначенная пенсия всех категорий выросла тогда на 6,4%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *