Миграционная статистика России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционная статистика России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.

Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством

Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.

Миграционные и эмиграционные процессы в современной России

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.

Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002—2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ4; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.

Дореволюционные миграции.

Россия – самая крупная страна в мире. В течение веков освоение ее огромных пространств сопровождалось движением населения из центральных европейских регионов к окраинам. Начиная с 16-го века, двигаясь на юг, осваивали задонские и заволжские степи. Восточный путь — через Урал в Сибирь и в 17в вышли к Тихому океану. Главной причиной, выталкивавшей людей из центральных районов, стала нехватка земель, в том числе и у получивших волю крестьян(1861г). Одна часть — за Урал, другая – в южные степные губернии. Массовые миграции в города и фабричные поселки на заработки ( на период посевной или уборочной возвращались в деревню, но постепенно стали оставаться в городе навсегда).

Миграции советского времени.

Усиление миграции в конце 20-х г, когда советская власть взяла курс на развитие промышленности. «Раскулачивание» деревни, крестьяне во избежание репрессий уезжали в города и на крупные стройки.

Тотальной депортации в годы войны в СССР были подвергнуты семь народов: немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары. После смерти Сталина началось постепенное возвращение депортированных народов на прежние земли.

ВОВ: эвакуация с запада в восточные и южные районы (многие после окончания войны не вернулись домой, остались жить на новых местах). Существовал в годы войны и западный миграционный поток – военнопленные, а также гражданские лица, вывезенные немецкими оккупантами на работы в Германии( часть вернулись, остальные погибли или стали «невозвращенцами»). После ВОВ — миграции сельских жителей в города и на новостройки Сибири и Дальнего востока. Постепенно в районах Европейской России жителей становилось все меньше. И во второй половине 70-х годов новое направление миграции – с окраин в центр.

Современные миграции в России.

В конце 20 века территория страны — две зоны: принимающую и отдающую население, причем + и минус поменялись местами. Весь Север (за исключением Тюменской области), ранее интенсивно притягивающий население (высокой заработной платой и льготами), теперь столь же интенсивно его теряет. Переход на рыночные отношения, отмена северных льгот, отсутствие финансирования многих предприятий обнажили острые проблемы Севера, в первую очередь низкую эффективность его хозяйства и перенаселенность.

Прогноз ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 2035 года

Специалисты Росстата составили демографический прогноз до 2035 года. Ожидаемая продолжительность жизни оценивается в трех вариантах: низкий, средний и высокий.

Год

Низкая вариация

Средняя вариация

Высокая вариация

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

2023

58

71

59

72

57

71

2024

58

71

59

72

57

70

2025

58

72

59

72

57

71

2026

58

72

59

72

57

71

2027

60

73

61

73

58

71

2028

61

74

62

74

59

72

2029

61

74

62

74

60

72

2030

62

74

63

75

60

73

2031

63

74

63

75

61

73

2032

64

75

64

76

62

74

2033

64

75

65

76

63

74

2034

65

76

65

76

63

75

2035

65

76

65

76

64

75

Таблица 6. Страны с самыми высокими абсолютными темпами роста населения

№№о Государство Рост численности, % в год Рост численности, человек в год
1 Бурунди 3.69 314351
2 Объединённые Арабские Эмираты 3.69 173688
3 Нигер 3.68 584789
4 Кувейт 3.55 108311
5 Конго, Демократическая республика 3.21 2177247
6 Эфиопия 3.21 2708919
7 Оман 3.14 91217
8 Буркина Фасо 3.10 504897
9 Сан-Томе и Принсипи 3.09 5099
10 Бенин 2.98 274518
11 Сомали 2.82 263924
12 Йемен 2.79 676742
13 Коморы 2.77 19141
14 Руанда 2.76 283645
15 Конго, республика 2.75 103373
16 Малави 2.75 431530
17 Того 2.75 186450
18 Сенегал 2.71 348533
19 Кения 2.69 1066558
20 Уганда 2.69 909112
21 Либерия 2.67 97856
22 Мадагаскар 2.66 535884
23 Гамбия 2.59 45351
24 Мали 2.59 385781
25 Афганистан 2.58 751219
26 Эритрея 2.58 134779
27 Гвинея 2.57 265327
28 Ирак 2.51 789822
29 Мавритания 2.40 80784
30 Соломоновы Острова 2.39 12810
Читайте также:  Как получить полис ОМС или восстановить утерянный

Таблица 6. Страны с самыми высокими абсолютными темпами роста населения

№№о Государство Рост численности, % в год Рост численности, человек в год
1 Бурунди 3.69 314351
2 Объединённые Арабские Эмираты 3.69 173688
3 Нигер 3.68 584789
4 Кувейт 3.55 108311
5 Конго, Демократическая республика 3.21 2177247
6 Эфиопия 3.21 2708919
7 Оман 3.14 91217
8 Буркина Фасо 3.10 504897
9 Сан-Томе и Принсипи 3.09 5099
10 Бенин 2.98 274518
11 Сомали 2.82 263924
12 Йемен 2.79 676742
13 Коморы 2.77 19141
14 Руанда 2.76 283645
15 Конго, республика 2.75 103373
16 Малави 2.75 431530
17 Того 2.75 186450
18 Сенегал 2.71 348533
19 Кения 2.69 1066558
20 Уганда 2.69 909112
21 Либерия 2.67 97856
22 Мадагаскар 2.66 535884
23 Гамбия 2.59 45351
24 Мали 2.59 385781
25 Афганистан 2.58 751219
26 Эритрея 2.58 134779
27 Гвинея 2.57 265327
28 Ирак 2.51 789822
29 Мавритания 2.40 80784
30 Соломоновы Острова 2.39 12810

Абсолютный прирост населения – это численное изменение населения в том или ином году по сравнению с предыдущим. Высчитывается как разница двух значений – от данного периода отнимают предыдущий год. Полученная сумма и будет показателем абсолютного прироста населения.

Путин подписал Концепцию миграционной политики в новой редакции

Миграционные процессы являются неотъемлемой частью мировой политики. Люди издавна стремились создать для себя максимально комфортные условия проживания и труда.

Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов.

Чтобы урегулировать данный вопрос и организовать отлаженную систему въезда и выезда из страны, каждая держава принимает свое миграционное законодательство.

Чтобы понять, на чем основана государственная миграционная политика РФ, необходимо разобраться с тем, какие существуют виды миграции, чем они отличаются и как влияют на развитие социально-экономической и демографической отраслей страны. Миграцию населения можно классифицировать согласно:

  • Продолжительности. Люди могут въезжать и выезжать из страны, как на постоянной основе, так и временно с целью вернуться на родину.
  • Причинам переезда. Заставить людей поменять место жительства могут ряд причин, среди которых наиболее распространенными можно назвать экономические (безработица, инфляция), политические, военные, семейные и т. д.
  • Направленности. Миграция может носить внешний характер, когда люди уезжают за пределы родины, а также внутренний. При втором варианте люди меняют место жительства, но не уезжают за рубеж.
  • Организации. Согласно тому, при каких обстоятельствах происходит миграция, ее можно разделить на принудительную, массовую и индивидуальную.

Миграционное право в РФ признает каждый из вышеперечисленных вариантов. Отдельного внимания заслуживает трудовая миграция. Она может относиться к любому виду, но отличается целью переезда.

Миграция трудовых ресурсов всегда проводится с целью поиска работы и трудоустройства, получения высокой оплаты труда. В России, согласно действующим миграционным законам, иностранцы могут трудоустроиться при наличии разрешения или патента на работу.

Исключением из правил являются граждане стран, входящих в Таможенный Союз. Им для работы в России не нужно иметь никаких разрешений.

В 2012 году Президент России утвердил Концепцию, которая регулирует и прогнозирует, ставит задачи и цели, разъясняет условия и этапы, по которым будет развиваться миграционная политика России.

План разработан до 2025 года, основными шагами на пути к воплощению концепции является разработка нормативных актов и создание необходимой инфраструктуры (в период с 2012 до 2019 годы), реализация и мониторинг принятых мер (на что отводится время с 2019 по 2020 год), а также оценка эффективности проведенных мероприятий (с 2020 по 2025 годы).

Концепция была разработана на основе многолетнего опыта работы УФМС и того, как осуществлялась государственная миграционная политика на протяжении последних 20 лет, а также с учетом международной практики и других документов стратегического планирования. Согласно документу, основными целями, которые следует воплотить в жизнь до 2025 года, являются:

  • решение демографических проблем РФ и организация равномерного расселения граждан;
  • улучшение экономических показателей России и приток высококвалифицированных кадров;
  • гарантия национальной безопасности местным жителям и иностранным мигрантам;
  • сокращение случаев дискриминации между коренным населением и переселенцами;
  • достижение баланса на рынке труда в России.

На сайте УФМС каждый желающий может получить доступ к полной версии Концепции развития миграционной сферы до 2025 года. Чтобы сэкономить собственное время, можно попросить нашего онлайн-эксперта разъяснить вам основы и направления документа, а также правила его реализации.

Сегодня миграционное право в России не в полном объеме соответствует поставленным задачам. Действующие правила привлекают временных мигрантов, ограничивая возможность их полной интеграции и переселения в РФ на ПМЖ.

Концепция же направлена на усовершенствование настоящих законов и максимальную адаптацию иностранцев в России. Отдельного внимания заслуживает пункт программы до 2025 года, который направлен на привлечение профессионалов и опытных кадров из-за рубежа, а также студентов и молодых специалистов.

Планируется, что к окончанию проекта численность населения РФ составит около 146 миллионов человек.

Миграционная политика – это свод законов и действий, направленных на урегулирование ситуации в стране, организацию законного перемещения россиян и иностранцев внутри государства, а также за его пределами.

Одним из эффективных направлений реализации политики в указанной сфере является государственная программа добровольного переселения соотечественников. Проект был принят в 2006 и был рассчитан до 2012 года.

За шесть лет программа удивила своей эффективностью и популярностью, поэтому в 2013 году российские власти приняли решение сделать проект бессрочным.

Сегодня каждый желающий, соответствующий некоторым критериям, может приехать в Россию на ПМЖ на выгодных условиях.

Соотечественником считается лицо, родившееся в РФ или СССР, а также имеющее родственников или предков-россиян.

  • Новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы представляет собой совокупность взглядов и фундаментальных подходов, поэтому она не содержит целевых показателей и конк��етных мер, а только задаёт направления деятельности государства (конкретные мероприятия по реализации миграционной политики и целевые показатели будут содержаться в плане, который разрабатывается МВД России в настоящее время).
  • В Концепции сформулированы основные вызовы в сфере миграции: сохранение негативного тренда на внутренний отток населения из большинства восточных регионов страны; преобладающая доля низкоквалифицированных иностранных работников, привлекаемых российскими работодателями в отечественную экономику преимущественно в регионах европейской части России, а также приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока; возрастание миграционной активности вблизи зоны интересов Российской Федерации, несущей в себе угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
  • Цель миграционной политики – формирование миграционной ситуации, которая будет способствовать решению задач социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни населения Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
Читайте также:  Вид на жительство в России: порядок получения

В Концепции прямо указывается основной источник пополнения численности населения страны и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами – это естественное воспроизводство. Миграционная политика определена как вспомогательное средство для решения демографических и связанных с ними экономических проблем.

  1. В этой связи в Концепции обозначены новые принципы, на которых должны основываться все принимаемые решения в сфере миграции:
  2. а) комплексность решения задач миграционной политики с учётом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;
  3. б) приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
  4. в) учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
  5. г) координация действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;
  6. д) участие институтов гражданского общества институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  7. е) финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.
  8. Концепция чётко разделяет меры, принимаемые российским государством, и их приоритетность в отношении двух разных категорий иностранных граждан, которые приезжают в Россию.

Статистика Миграции Россия 2021

Религия Количество последователей Процент от общей
численности населения
Христианство 107 011 326 73.3 %
Нерелигиозные и атеисты 23 650 525 16.2 %
Ислам 14 599 090 10.0 %
Иудаизм 291 982 0.2 %
Народные верования 291 982 0.2 %
Буддизм 145 991 0.1 %

Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения). Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет. Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.

Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве. Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.

Заметно, что показатель миграционного прироста в 2018 году заметно снизился. Например, в 2016 году он равнялся 261.948 человек, в 2017 — 211.878 человек. Главными причинами этого явления надо считать сокращение потока с Украины (13776 человек в 2018, против 178274 в 2016) и массовое возвращение украинцев из России (122954 человека в 2018, против 59455 в 2016 году).

За последнее столетие темпы урбанизации, то есть развития городов, на территории России ускорились в 4 раза. Еще в начале 1900-ых Россия была совершенно аграрной страной. Для сравнения, в 1914-ом количество городского населения в стране составляло лишь 18 %, а в 2014-ом почти достигло 75 %.

Интенсивные темпы роста городского населения, особенно заметные в советский период, были обусловлены тогдашней социально-экономической политикой. В 1930-1940-ые территорию России охватил всеобщий процесс индустриализации промышленного производства и развития коллективных хозяйств на селе. Результатом таких масштабных и радикальных преобразований стал голодомор начала 1930-ых. Но это была страшная плата за интенсификацию промышленного производства.

Прирост городского населения продолжился после Великой Отечественной войны. В 1960-ые процесс урбанизации начал замедляться. В 1980-ые темпы развития городского населения составляли не больше 1,5 % за год. После распада СССР численность городского населения России вот уже 2 десятилетия держится практически на одном уровне — 75 %. А значит, в сельских населенных пунктах проживает 25 % граждан России, а это около 37 миллионов человек.

Городами-миллионниками в России считаются населенные пункты, население которых превышает 1 миллион человек. На начало 2014 года в России таких городов было 15. Из этого количества два города — Москва и Санкт-Петербург — имеют название городов-мультимиллионеров — населенных пунктов, численность горожан в которых больше 2 миллионов. В самых крупных городах России, вошедших в нижеприведенную таблицу, проживает около 33 миллионов человек, а это 23 % от всего количества.

Город-миллионник Количество населения
Москва 12.100.000
Санкт-Петербург 5.132.000
Новосибирск 1.548.000
Екатеринбург 1.412.000
Нижний Новгород 1.264.000
Казань 1.191.000
Самара 1.173.000
Челябинск 1.170.000
Омск 1.166.000
Ростов-на-Дону 1.110.000
Уфа 1.100.000
Красноярск 1.036.000
Пермь 1.027.000
Волгоград 1.018.000
Воронеж 1.015.000

Миграционные процессы

Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.

В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:

  • регистрируют мигрантов по месту жительства;
  • собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
  • поддерживают работу открытой информационной системы.

Регулирование миграционных процессов, неотъемлемая часть законодательства РФ. Для обеспечения регулирования миграционных процессов в трудовой миграции создан целый ряд действий, которое правительство направило на регулирование такого рода миграции:

  • Предоставление жилья для стимулирования рабочей силы в определенные регионы для трудовой деятельности;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Государственная поддержка для мигрантов;

Так же государство создает новые законы, которые направлены на стимулирование мигрантов, на трудовую деятельность в отдаленных регионах России. Мигрантам предоставляется жилья для осуществления трудовой деятельности.

Количество въехавших на территорию РФ иностранных граждан с каждым годом превышает количество покинувших территорию РФ граждан. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Это очень отрицательно влияет на безопасность страны.

На основании данной статьи можно сделать вывод, о том, что миграция — это довольно интересный процесс, который вносит как положительный, так и отрицательный вклад в развитие государства. Миграционные процессы регулируются законами РФ, а именно создана «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».

Миграция: основные понятия

Любое перемещение человека (или группы людей) из одного места проживания в другое называют миграцией. Эти движения происходят с мотивацией «от» (когда «не совсем хорошо на Родине») или с мотивацией «до» (когда «очень хорошо где-то»). Это так называемые выталкивающие и притягивающие факторы.

Основу миграционных потоков составляют переезды на короткие расстояния: из села в город или из одного региона в другой. Кстати, один из законов Э.Г. Равенштейна, одного из первых теоретиков миграции, гласит, что прирост в больших городах обеспечивается не столько естественной рождаемостью, сколько приезжими.

Исторически сложилось, что основные миграционные потоки формируются за счет развивающихся стран; именно разница между оплатой труда, условиями жизни и личными перспективами в «своей» (страна-донор) и «не своей» (страна-рецептор) местности побуждает людей перебираться в новые места.

Процесс въезда в страну называют иммиграцией, когда же граждане покидают пределы государства, они эмигрируют.

Миграционные процессы

Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.

Читайте также:  Взыскивать алименты можно будет онлайн

В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:

  • регистрируют мигрантов по месту жительства;
  • собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
  • поддерживают работу открытой информационной системы.

Регулирование миграционных процессов, неотъемлемая часть законодательства РФ. Для обеспечения регулирования миграционных процессов в трудовой миграции создан целый ряд действий, которое правительство направило на регулирование такого рода миграции:

  • Предоставление жилья для стимулирования рабочей силы в определенные регионы для трудовой деятельности;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Государственная поддержка для мигрантов;

Так же государство создает новые законы, которые направлены на стимулирование мигрантов, на трудовую деятельность в отдаленных регионах России. Мигрантам предоставляется жилья для осуществления трудовой деятельности.

Количество въехавших на территорию РФ иностранных граждан с каждым годом превышает количество покинувших территорию РФ граждан. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Это очень отрицательно влияет на безопасность страны.

На основании данной статьи можно сделать вывод, о том, что миграция — это довольно интересный процесс, который вносит как положительный, так и отрицательный вклад в развитие государства. Миграционные процессы регулируются законами РФ, а именно создана «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».

Выбрать, куда уехать жить из России на ПМЖ семье с ребенком достаточно сложно. Ведь переезд для ребенка является стрессовой ситуацией и нужно подбирать страны, в которых детям будет легче всего адаптироваться.

Нужно обращать внимание на образовательную и медицинскую систему, криминогенную обстановку, язык и экологию. Первенство занимает Венгрия. Покупка недвижимости, трудоустройство или открытие собственного бизнеса гарантирует всей семье получение ПМЖ. Россияне с ПМЖ обладают правом приобретения недвижимости в ипотеку, получают социальное пособие на детей и бесплатное медицинское обслуживание.

Второе место, куда лучше иммигрировать из России с ребенком, занимает Греция. Страна характеризуется качественным образованием и медициной европейского уровня. Третье место отводится Испании и Португалии. Эти страны привлекают мягким климатом и отличной инфраструктурой. Испанская медицинская система признана лидером в ЕС, также в Испании находятся лучшие детские дошкольные учреждения.Во всех вышеперечисленных государствах имеются русскоязычные школы, поэтому детям будет проще выучить новый язык и обзавестись друзьями.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

Россия: Массовая внутренняя миграция угрожает будущему страны

Более 4-х миллионов россиян ежегодно меняют прописку. Покидая депрессивные регионы, люди едут в столицы за заработком и на юг — за теплом. Страдают не только регионы, из которых уезжают экономически активные граждане, но и те, в которые они переселяются. По мнению экспертов, сегодняшние внутренние миграционные процессы губительны для всей страны.

За 10 лет темпы внутренней миграции в России удвоились: если в 2006 году сменили место жительства 1,9 миллиона человек, то в 2011-м — 3 миллиона, а в 2016-ом — уже 4,2 миллиона, как следует из данных Росстата.

По статистике, половина переселенцев перемещаются внутри своего региона, преимущественно из сельских поселений в городские. Вторая половина меняет жизнь более кардинально, перебираясь в другие регионы.

  • Массовый отток населения из относительно слаборазвитых регионов ведет к дальнейшему обострению в них социально-экономических проблем и расширению депрессивных территорий.
  • В результате примерно половина населения России оказалась в регионах, столкнувшихся с проблемами хронического упадка экономики и деградации социально-экономической инфраструктуры, и острыми угрозами для будущего развития.
  • Куда едут мигранты

Точки притяжения миграционного потока — это Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа.

Больше всего переселенцев едут в Москву (миграционный прирост в 2016 году составил 83,3 тыс человек), Санкт-Петербург (43,8 тысячи) и Краснодарский край (42 тысяч).

Привлекательны также Московская область (22,2 тыс), Ленинградская область (17,5 тыс), Севастополь (7,7 тысячи), Калининградская область (3,7 тысячи), Воронежская область (3 тысячи), Новосибирская область (2,6 тысячи).

Грамотность населения

По нашим подсчётам в России около 123 547 198 человек старше 15 лет могут читать и писать на каком- либо языке. Это составляет 99.72% от общего числа взрослого населения. Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет. Соответственно, около 345 849 человек все ещё остаются безграмотными.

Уровень грамотности среди мужского взрослого населения составляет 99.73% (55 587 843 человека).
151 611 человек — безграмотны.
Уровень грамотности среди женского взрослого населения составляет 99.72% (67 959 355 человек).
194 238 человек — безграмотны.

Уровень грамотности среди молодёжи 99.66% и 99.75% для мужчин и женщин соответственно. Общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 99.7%. Понятие молодёжи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включительно.

Эмигранты из России – кто уехал из РФ в 2023 году

Мигранты в России

Люди стремятся поменять место жительства в поисках более комфортной жизни. Однако, далеко не все «приживаются» на чужой территории по разным причинам (к примеру, из-за проблем в трудоустройстве, адаптации к местным порядкам и т.д.). Устроиться на работу за рубежом, в принципе, сложно, особенно это относится к странам Азии и Африки, где невысокий уровень жизни.

Статистику эмигрантов вести сложно. Как правило, учитываются только те граждане, которые были сняты с регистрационного учета, но ведь многие обучаются либо работают за рубежом, при этом, в России у них остается недвижимость, регистрация, так как они не исключают возможности вернуться на Родину. Исходя из этого, в статистических данных много расхождений. К примеру, по официальной информации Росстата, в 2013 году в Германию убыло 3 979 россиян, а статведомство принимающей страны обозначило цифру – 33 233 человека.

Надо понимать, что в миграционную статистику не вписываются граждане, приехавшие и выехавшие из России по туристическим визам, а также те, кто временно работают в России (к примеру, выходцы из Таджикистана).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *