Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§4. ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЕМНИЧЕСТВО.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.
Второй комментарий к Ст. 359 УК РФ
1. Объект преступления — регламентированные международным правом средства и методы ведения войны. Понятие наемника раскрывается в примечании к данной статье УК.
2. Часть 1 ст. 359 УК РФ к объективной стороне наемничества относит следующие действия:
1) вербовку;
2) обучение;
3) финансирование или иное материальное обеспечение наемника;
4) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в тех же действиях, совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо в отношении несовершеннолетнего. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, характеризуется действием — участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
3. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста (если деяние квалифицируется по ч. 2, т.е. совершенного с использованием своего служебного положения, субъект рассматривается как специальный; по ч. 3 ст. 359 УК субъект — специальный: наемник).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Комментарий к статье 359 Уголовного Кодекса РФ
Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА НАЕМНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ
Одним из необходимых элементов состава преступления является объект уголовно-правовой охраны. Применительно к интересующей нас проблеме правильное определение объекта уголовно-правовой охраны при наемничестве позволяет точно определить его место в системе составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ.
Законодателем статья 359 УК РФ (наемничество) помещена в раздел XII УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества», в главу 34 с одноименным названием «Преступления против мира и безопасности человечества». Если следовать сложившейся в современной науке позиции, что общественные отношения, закрепленные в разделе XII УК РФ, являются родовым объектом, а отношения, закрепленные в главе 34 УК РФ — видовым объектом, то нетрудно заметить, что законодатель ставит знак равенства между родовым и видовым объектами уголовно-правовой охраны.
Это интересно: Умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога: статья УК РФ, методика расследования
Международно-правовые акты не раскрывают такое понятие, как «мир и безопасность человечества», в то время как именно эти общественные блага и интересы являются объектом охраны в названной главе. Большинство отечественных ученых также не раскрывают в своих работах указанное понятие, просто констатируя факт, что объектом преступлений, содержащихся в главе 34 УК РФ, является «мир и безопасность человечества».
В уголовно-правовой литературе выделяют еще также и «военные преступления», которые посягают на мир и безопасность человечества. Основным критерием для выделения их в отдельную группу авторы считают непосредственный объект военных преступлений — «…охраняемые общепризнанными принципами международного права и международным гуманитарным правом интересы соблюдения правил ведения вооружены конфликтов международного и немеждународного характера» Кибальник А.Г.,Соломоненко И.Г. Указ соч. С. 27. В соответствии с предложенным определением они считают, что к этим преступлениям следует отнести применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356) и наемничество (ст. 359).Если мы обратимся к Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г., то увидим, что частью 2 статьи 1 Конвенции установлено, что наемнические действия направлены на свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом или на подрыв территориальной целостности государства. Таким образом, Конвенция очерчивает объекты, на которые посягает наемник. Исходя из смысла статьи, можно заключить, что в результате наемнических действий вред причиняется конкретному государству, но не всему человечеству, как это можно было бы предложить, буквально толкуя понятие «мира и безопасности человечества». Поэтому объекту наемничества можно дать следующее определение: объектом уголовно-правовой охраны в ст. 359 УК РФ являются общественные отношения, обеспечивающие территориальную неприкосновенность государства и безопасность его конституционного строя.
Вместе с тем, особенности наемничества заключаются и в специфике его объективной стороны. В ч.1 ст. 359 УК РФ под наемничеством понимаются такие деяния как вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемников, использование наемников в вооруженном конфликте или военных действиях. В ч.3 этой же статьи устанавливается ответственность за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Очевидно, что в данном случае речь идет о двух самостоятельных составах преступлений.
Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 359 УК РФ, необходимо считать формальным составом преступления. Преступление считается оконченным при совершении виновным хотя бы одного из действий, носящих альтернативный характер (вербовка, обучение, иное материальное финансирование, использование в вооруженном конфликте или военных действиях) в отношении хотя бы одного наемника, признаки которого определены в международном праве и в примечании к ст. 359 УК РФ.
Объективную сторону состава преступления, входящего в наемничество, и предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, образует действие, характеризуемое законом как участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Участие наемника означает принятие им непосредственного участия в вооруженном столкновении на стороне любого участника конфликта. При этом наемник, будучи вооруженным лицом, должен в таком столкновении использовать оружие оп его функциональному назначению.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК РФ, характеризуется тем, что виновный осознает общественно опасный характер вербовки, обучения, финансирования либо иного материального обеспечения наемника или использования его в вооруженном конфликте или военных действиях и желает совершить все, несколько или одно из перечисленных действий.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Как правило, виновные осознают не просто общественную опасность своего участия в качестве наемника, но и понимают противоправность такого участия. Обязательным признаком субъективной стороны этого состава преступления является цель получения материального вознаграждения за участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Корыстная цель нередко у наемника сопровождается другими мотивами и целями религиозного, идеологического, политического, этнического и социального характера. Сочетание корыстной цели с другими не исключает уголовной ответственности за участие наемника в вооруженном конфликте. При этом на квалификацию не влияет то обстоятельство, что лидирующей целью и мотивом были не цель и не мотив получения материального вознаграждения, а иные.
Уголовная ответственность за наемничество
3.2. Отграничение наемничества
от смежных составов
преступления.
Отграничение наемничества от терроризма (ст. 205 УК РФ) происходит по субъекту, объективной стороне, квалифицирующему признаку субъективной стороны и объекту.
Терроризм происходит путем8: а) совершения взрыва (действия, приводящие к молниеносному разрушению сооружений вследствие мгновенного химического разложения вещества, которое сопровождается образованием сильно нагретых газов, а также мощным звуком), поджога (действия, вызывающие пожар, т.е.
неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, общественным и государственным интересам) или иных действий, способных причинить массовый вред неограниченному кругу лиц и интересам общества и государства; б) создания опасности гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; в) возникновения причинной связи между указанными действиями и созданием опасности; г) угрозы совершения перечисленных действий. Цель терроризма – воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Основным объектом являются общественная безопасность и общественный порядок, дополнительным – жизнь и здоровье личности, отношения собственности, нормальная деятельность организаций, предприятий и др. Субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.
Отграничение наемничества от организации незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ) происходит по объективной стороне и объекту.
Под формированием в рамках данной статьи следует понимать воинскую часть или близкую к ней по основным данным (количеству, вооруженности, структуре, организации обучения, дисциплине и т.п.
) вооруженную организацию. Примеры – объединение, отряд, дружина или иная группа.
Обязательными признаками являются: 1) наличие двух или более
лиц; 2) незаконность и 3) вооруженность. Под вооруженностью признается наличие
у участников формирования любого огнестрельного, холодного, метательного, газового, пневматического оружия либо боеприпасов, взрывчатых устройств и взрывчатых веществ.
Под созданием понимаются любые действия (подбор участников, изыскание оружия, решение вопросов материально-техническкого обеспечения и т.п.), результатом которых стало образование указанного формирования.
Часть 2 ст. 208 УК РФ установлена
ответственность за участие в
незаконном вооруженном формировании. К участию относится вступление в него и выполнение любых действий в соответствии с планами и задачами данного формирования.
Согласно примечанию к ст. 208 УК, возможно освобождение лица от уголовной ответственности.
Основное отличие
наемничества – наличие хотя бы одного признака, описанного в ст. 359 УК, необязательность создания вооруженного формирования, а также вооруженный конфликт, с которым связана объективная сторона данной статьи.
Отграничение наемничества от бандитизма (ст. 209 УК РФ) происходит по объективной стороне, квалифицирующему признаку субъективной стороны (цели) и объекту. Объективная сторона бандитизма заключается в создании устойчивой вооруженной группы (банды), руководство такой группой и участие в ней. Признаки банды: 1) наличие двух и более лиц; 2) устойчивость; 3) вооруженность.
Цель создания банды – нападения на граждан и организации.
Как и в случае с предыдущим примером, для наемничества необходим вооруженный конфликт, с которым связаны действия, описанные
в диспозиции ст. 359 УК, и необязательность создания преступной группы.
Отграничение наемничества от организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ) происходит по критериям отграничения от бандитизма. Объективная сторона заключается в организации преступного сообщества, руководства им и участии в нем. Понятие преступного сообщества дано в ч. 4 ст. 35 УК.
Результатом организаторской деятельности является появление формирований в виде: 1) преступного сообщества (преступной организации); 2) структурного подразделения преступного сообщества (преступной организации); 3) объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
Цель – совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Согласно примечанию к ст. 210 УК, возможно освобождение лица от уголовной ответственности.
Как и в случае с предыдущим примером, для наемничества необходим вооруженный конфликт, с которым связаны действия, описанные в диспозиции ст. 359 УК, и необязательность создания преступного сообщества.
Отграничение наемничества от незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ) происходит по квалифицирующему признаку субъективной стороны.
Если субъект преступления не мог знать о том, что своими действиями он участвует в снабжении наемника, то ответственность наступает по соответствующей части настоящей статьи. Кроме того, возможно освобождение от уголовной ответственности при сдаче предметов, указанных в настоящей статье.
4. Заключение.
Общественная опасность наемничества заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает.
Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно — хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения.
Глава 34 УК «Преступления
против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России.
Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые — например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д.
— ставили под угрозу само его существование или по крайней мере существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.
Данная тема остается актуальной, и останется такой ещё долгое время. Ее жизнестойкость обеспечивается многими причинами, такими как9:
1. Развал двуполярного
мира, наличие так называемых
«зон разлома».
2. Активизация исламского
фундаментализма.
3. Положение на
стыке международного и национальных законодательств.
Также существуют военные
подразделения (Французский Иностранный
Легион, Испанский Иностранный Легион, Швейцарская гвардия), основанные как
наемные армии, и чей статус до сих пор ясно не определен.
Наиболее отличным мне видится следующее решение проблемы: отмена уголовной ответственности за наемничество в государственных кодексах и передача всех полномочий Международному уголовному трибуналу, т.к.
сроки наказаний разнятся, а в некоторых странах ответственность за данное преступление не предусмотрена. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: отменен срок давности, введено определение наемника, отмена статуса военнопленного.
Только объединенными усилиями можно побороть наемничество как явление.
5. Список литературы.
Законодательство:
1. Уголовный кодекс Российской
Федерации 1996г.
2. Модельный закон СНГ “О противодействии наемничеству” 2006г.
Другой комментарий к статье 359 УК РФ
Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.
Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .
———————————
Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 812 — 819.
Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 2 — 8.
В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин «наемник» означает любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или
ii) подрыв территориальной целостности государства;
b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;
e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.
В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.
Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.) включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ. Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.
Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.
Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучению обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.
Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).
Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.
Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.
Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Субъект общий.
Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.
Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.
Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).
Комментарий к Статье 359 УК РФ
1. Общественная опасность преступления состоит в том, что некоторые люди в качестве источника средств жизни выбирают по своей инициативе или в результате вербовки участие в военных действиях либо в вооруженных конфликтах на стороне государства, гражданами которого они не являются и в котором не проживают постоянно. Наемничество опасно и безнравственно потому, что среди населения той или иной страны появляются люди, профессией которых являются убийства, другие тяжкие преступления.
2. Объектом преступного посягательства является безопасность государств и народов.
3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) проявляется в финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а также использовании его в военных действиях или вооруженном конфликте; его вербовке и обучении.
4. Международное право, в частности ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) , дает определение наемника. В соответствии с этими документами в примеч. к коммент. статье наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
———————————
Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 812 — 819.
5. Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежным довольствием. Под иным материальным обеспечением понимается обеспечение наемников соответствующими видами боевого оружия, средствами связи, автомобилями и др., облегчающими выполнение поставленных перед ними задач.
6. Обучение наемников предполагает проведение с ними учебных тренировок и иных занятий по овладению навыками наиболее целесообразного и эффективного применения оружия, боеприпасов, тактики ведения боя.
7. Использование наемника в военных действиях или вооруженном конфликте предполагает привлечение его непосредственно к боевым действиям.
8. Преступление окончено (составами, закрепленными в ч. 1, 2) в момент осуществления виновным хотя бы одного из указанных в диспозиции коммент. статьи действий.
9. С субъективной стороны наемничество, предусмотренное ч. 1, может совершаться с прямым умыслом. Мотивами преступления являются корыстные, патриотические и иные побуждения.
10. Субъектом преступного посягательства могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
11. УО за действия, предусмотренные ч. 1, усиливается, если они совершены с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего (ч. 2).
Понятие «использование своего служебного положения» см. в коммент. к ч. 2 ст. 136, понятие «несовершеннолетний» — в коммент. к ст. 87.
12. В ч. 3 коммент. статьи предусмотрен самостоятельный состав участия наемника в военных действиях либо вооруженном конфликте.
12.1. Объективная сторона состава преступления (ч. 3) проявляется в непосредственном участии наемника в боевых операциях или акциях в ходе военных действий либо военного конфликта. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 3) в момент начала реального участия наемника в военной операции (в вооруженном нападении, засаде и т.п.).
12.2. Субъективная сторона состава преступления (ч. 3) характеризуется прямым умыслом. Мотив, как правило, корыстный.
12.3. Субъектом посягательства, связанного с участием наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, является любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью.
13. В соответствии с нормами международного права наемник не имеет правового статуса комбатанта или военнопленного. Комбатанты в международном праве — это лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвовавшие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников и некоторых других лиц), а также ополчений, партизанских отрядов и др.
14. Деяния, предусмотренные ч. 1 и 3, относятся к категории тяжких преступлений, а ч. 2 — особо тяжких преступлений.
Современное наемничество: буква закона
В силу ограниченности объема диссертационного исследования рассмотрим лишь уголовное законодательство стран Европы и США, в которых закреплена преступность наемничества или его проявлений.
В целом уголовное законодательство этих стран рассматривает различные проявления наемничества как преступления против внутренней безопасности и обороноспособности государства, преступления, направленные на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета, т.е. как преступления против внешней безопасности, и как само наемничество, правда, в специфическом его выражении.
Подобная классификация позволяет, на наш взгляд, точнее выявить общее и специфическое в закрепленных в этих странах нормах о наемничестве или его проявлениях.
В качестве преступлений против внутренней безопасности и обороноспособности государства ряд проявлений наемничества рассматривается в уголовном законодательстве Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Швеции. В УК Бельгии, Дании, ФРГ, Швеции таким преступлением признается вербовка лица для иностранной службы без разграничения вербовки наемника или добровольца. Причем вербовка может являться собирательным названием для ряда составов: самой вербовки, а также «побуждения» и «пользования услугами другого лица» с корыстной целью (УК Бельгии)1; «доставки» вербуемого вербовщику или завербованного лица к месту службы (УК ФРГ) , «склонения» людей «незаконно покинуть страну для того, чтобы поступить на такую службу» (УК Швеции)1. Как видно, в одной норме содержатся и сам состав вербовки, и соучастие в такой вербовке в виде подстрекательства и пособничества к ней.
В ряде случаев, например, в УК Бельгии, Швеции, вышеуказанные действия наказуемы только при условии совершения их без соответствующего разрешения. Шведский законодатель признает совершение указанных видов действий наиболее опасными в случае, «если Королевство находилось в состоянии войны», в связи с чем повышается их наказуемость2.
В законодательстве рассматриваемой группы стран нередки указания на то, что вербовка должна совершаться только на территории соответствующего государства или в его пределах (УК Дании, Швеции) — существенно сужая возможности привлечения к ответственности вербовщиков, выводя за пределы уголовного закона случаи, когда вербовка граждан данного государства происходит вне территории этой страны. Также значительно сужаются предписания международного права при распространении понятия наемника только на граждан соответствующего государства (УК ФРГ).
В отличие от других стран первой группы, в УК Франции3, принятом в 1992 г., прямо не закрепляется преступность вербовки для иностранной военной службы, а устанавливается ответственность за «набор вооруженных сил без приказа или без разрешения законных властей» (п. 2 ст. 412-7). На наш взгляд, данной нормой фактически должны охватываться и случаи противоправной вербовки лиц для создания вооруженных сил. К лицу, осуществляющему вербовку наемников, может применяться ст. 413-1, признающая преступлением «подстрекательство военных, относящихся к французским вооруженным силам, к переходу на службу иностранного государства», осуществляемое с целью «нанести ущерб национальной обороне». Как пишет Н.Е. Крылова, «при этом причинение реального вреда не является необходимым условием» и «этот ущерб может, в частности заключаться и в отсутствии данных военных в составе вооруженных сил Франции»1. По смыслу последней нормы наказуемо подстрекательство к переходу как на военную, так и на гражданскую службу.
Как преступления против внешней безопасности государства, т.е. преступления, направленные на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета ряд проявлений наемничества представлен в законодательстве Великобритании, Испании, Финляндии и США. В этой группе стран в основном устанавливается ответственность за незаконное поступление на военную службу. Причем последнее также имеет свои составляющие: само поступление на такую службу и побуждение к поступлению на нее (Закон Великобритании о поступлении на военную службу за границей (Акт о службе иностранному государству) 1870 г. ); «неоставление службы в таких вооруженных силах» (УК Финляндии) или состоит из нескольких альтернативных действий: «найм», само «поступление», «записывание» или «прибегание к услугам другого лица» (п. «а» 959 раздела 18 Свода законов США)4.
Заметна и дифференциация ответственности виновных лиц за совершение предусмотренных нормами уголовного законодательства рассматриваемой группы зарубежных стран деяний. Так, в Великобритании ответственности за поступление на иностранную военную службу подлежит только британский подданный, «проживающий как в пределах доминионов ее величества, так и вне их», тогда как побуждение к поступлению на нее наказуемо независимо от подданства или гражданства виновного, но при соблюдении единственного условия — вербовщик действует «в пределах доминионов ее величества». Удачным нам видится то, что фактически последним положением охватываются случаи вербовки граждан Великобритании для осуществления преступных действий против их страны. Но при отсутствии возмездности службы, найма противоправные действия лиц — граждан Великобритании, как представляется, можно было бы при наличии соответствующих признаков рассматривать как одну из форм государственной измены1.
Специфичность присуща и законодательству рассматриваемой группы стран. Так, в Великобритании и США признается преступлением дача согласия принять предложение о поступлении, зачислении на службу или саму службу в пользу другого государства, находящегося в состоянии войны с любым дружественным им иностранным государством ( 958), т.е. подготовительные к совершению наемничества действия. Оба вышеуказанных состава 1 главы 12 УК Финляндии наказуемы только в случае, если виновный заведомо знал о неприятельских отношениях между Финляндией и государством, в ряды вооруженных сил которого он вступил.
Наемничество предполагает привлечение лиц:
- Которые будут сражаться для получения личной выгоды, и им действительно обещано стороной конфликта либо по ее поручению материальное вознаграждение, сумма которого значительно превышает ту, которая обещана или выплачивается комбатантам аналогичного ранга, включенным в личный состав ВС данного государства.
- Не являющихся гражданами страны, участвующей в боевых действиях, не проживающих на ее территории постоянно.
- Не включенных в состав ВС государства, являющегося стороной боевых действий.
- Не направленных страной, не выступающей в качестве участницы вооруженного противостояния, для реализации официальных задач в качестве субъекта, включенного в состав ее ВС.
- Специально завербованных на месте либо за границей для последующего участия в вооруженном противостоянии. Таким образом, в частности, появлялись наемники в Сирии на стороне ИГИЛ (организация запрещена в России).
Под ней следует понимать действия, которые направлены на наем на службу, достижение письменной или устной договоренности с гражданином стороннего государства о его участии в конфликте за материальное вознаграждение. Вербовка может выражаться в агитации, составлении списков желающих, регистрации, направлении их в диверсионную школу, базу и проч. Обучением считается деятельность по психологической и физической подготовке, процесс получения наемниками специальных знаний в военной сфере, тренировка навыков, приемов использования оружия, техники, боеприпасов, взрывчатых веществ и проч. Финансирование лица, участвующего в вооруженном конфликте, предполагает любое материальное обеспечение. К нему в том числе следует относить прямую передачу субъекту денег, открытие на его имя счета в банке, закупку соответствующего обмундирования, вооружения и проч.
Наказание по ст. 359 УК может применяться к вменяемым гражданам с шестнадцатилетнего возраста. В ч. 2 комментируемой нормы субъект специальный. Им является лицо, которое совершает преступление, используя свой служебный статус. В качестве него может выступать любое должностное лицо, в том числе госслужащий. Кроме этого, в части второй статьи указан квалифицирующий признак – совершение преступления в отношении несовершеннолетних. Речь идет о лицах, которые не достигли 18 лет. Использованием служебного статуса называют такие действия, которые совершены вопреки должностным интересам. По ч. 2 к ответственности в том числе привлекаются субъекты, реализующие управленческие функции в негосударственной компании, служащие в структурах местной власти.
Ответственность по статье 359 УК РФ
Наказание будет назначаться в зависимости от обстоятельств происшествия и того, по какой части статьи проходит дело виновника.
Если его обвиняют по ч. 1 ст. 359 УК РФ, то мера пресечения избирается следующая: заключение в тюрьму на период от 4 до 8 лет с ограничением передвижений гражданина на 2 года.
При определении злодеяния по ч. 2 той же статьи гражданина приговорят к заключению в колонию на срок от 7 до 15 лет с выплатой штрафа суммой в 500 000 руб. или з/п за 3 года и ограничением передвижений осужденного на 1-2 года.
В случае определения преступления по ч. 3 ст. 359 УК РФ суд приговаривает лицо к заключению в тюрьму на 3-7 лет с ограничением его свободы на 1 год или без данной санкции.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
ВЕДЕНИЕ
Сегодня на планете полыхает огромное количество локальных вооруженных конфликтов, носящих как международный, так и немеждународный характер. Этими конфликтами затронуто большое количество стран практически всех континентов. К сожалению, не стала исключением и территория Российской Федерации, где наиболее активное применение вооруженной силы отмечено в Северо-Кавказском регионе. Не последнюю роль в эскалации подобных вооруженных конфликтов и, возможно, ведущую роль в продолжающейся ситуации активного применения вооруженной силы в этом регионе России сыграли и продолжают играть наемники. Именно эта категория людей, «циркулируя» в пределах вооруженных конфликтов, активизирует последние. Важно указать, что наемническая деятельность в современный период уже не ограничивается, как раньше, ситуациями политической нестабильности или стремлением обострить эти ситуации в целях получения прибыли за счет эксплуатации природных ресурсов на территории некоторых государств. Негативная сторона наемничества выражается в том, что деятельность наемника в качестве частного лица, так же как и наемническая деятельность в форме противоправного деяния, ответственность за которое несет государство или организация, использующие наемников в определенных целях, отвечает, прежде всего, низменным интересам, проявляющимся в нарушении права народов на самоопределение, мира и безопасности человечества, стабильности конституционного правительства и государственных структур в регионах или сложившегося правопорядка путем осуществления преступной деятельности, наносящей серьезный ущерб жизни, свободе, здоровью и физической неприкосновенности населения и принципам мирного сосуществования.
Можно отметить, что наемническая деятельность, как правило, возникает в любых благоприятствующих ей обстоятельствах, будь то внутренний или международный вооруженный конфликт, тайная деятельность определенного государства или политической организации против какого-либо другого государства с целью дестабилизации в нем обстановки, незаконная торговля с целью получения огромной прибыли или террористические акты, направленные на устрашение и запугивание местного населения или международного сообщества. Обычно наемники применяют всевозможные виды насилия в нарушение норм международного права, причем насилие может являться и нередко является одним из главных компонентов их преступной деятельности. Следовательно, наемническая деятельность характеризуется тем, что она носит общемировой и постоянный характер.
В настоящее время можно говорить о новых формах данной преступной деятельности: наряду с наемниками, которые по-прежнему лично участвуют во внутренних вооруженных конфликтах, существуют наемники, действующие в рамках современных международных охранных структур военного характера или оказывающие профессиональные услуги в деле незаконного оборота наркотиков, алмазов или оружия.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что это опасное явление с формально-юридической точки зрения таковым на сегодняшний день не признается. Практически все международные акты, говорящие о преступности этого деяния, носят характер так называемого «мягкого» права. В этой ситуации можно говорить лишь о признании наемничества преступлением обычными нормами, но и такое признание зависит еще от многих факторов и, на наш взгляд, не является неоспоримым.
Цель работы: рассмотреть проблему наемничества и уголовной ответственности за него, раскрыть новые формы существования данного явления на современном этапе, попытаться дать им уголовно-правовую оценку и проследить причины отсутствия соответствующей уголовно-правовой регламентации данного преступления как на международном, так и на внутригосударственном уровнях.
Задачи работы:
1. Описать деятельность международного сообщества в борьбе с наемничеством.
2. Выявить пределы уголовной ответственности за преступления против
мира и безопасности человечества.
3. Проанализировать объективные и субъективные признаки наемничества.
Предметом исследования является уголовная ответственность за наемничество.
Объект исследования — уголовное законодательство в борьбе с наемничеством.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ
МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Международное сообщество в борьбе с наемничеством
Определение наемника было формально закреплено в международном праве в 1977 году в части 2 статьи 47 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям о защите жертв войны. Наемником признавалось лицо, которое было завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте, непосредственно участвует в боевых действиях, не является ни гражданином стороны вооруженного конфликта, ни лицом, постоянно проживающим на территории стороны вооруженного конфликта, которому обещано или в действительности выплачивается вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение комбатантов того же ранга и функций, входящих в личный состав вооруженных сил стороны данного конфликта и которое не является лицом, присланным для исполнения официальных обязанностей государством, не являющимся стороной данного вооруженного конфликта.
Вместе с тем данное определение было весьма ограниченным в силу того, что, как указывалось выше, право Женевы является правом гуманитарным, оно устанавливает правовые нормы, регламентирующие защиту жертв войны, в том числе и законных комбатантов, оказавшихся во власти противоборствующей стороны, которая осуществляется как сторонами, находящимися в конфликте, так и нейтральными государствами и международными организациями. Определение наемника в части 2 статьи 47, части 1 статьи 47 Дополнительного протокола 1 установило, что наемник не имеет права на статус комбатанта, то есть не пользуется защитой, которую сторона вооруженного конфликта либо нейтральная сторона, осуществляющая миссию «добрых услуг», обязана предоставить жертвам войны.
Определение наемника по Дополнительному протоколу 1 не было связано с ответственностью наемника за собственно наемничество, а лишь предоставляло право захватившей его стороне не обращаться с ним как с законным комбатантом, то есть не содержать его в условиях, предоставляемых военнопленным, а также привлечь его к ответственности за сам факт участия в вооруженном конфликте и деяния, совершенные в ходе вооруженного конфликта, совершение которых признается правомерным и не влекущим ответственности для законных комбатантов. Произвол стороны вооруженного конфликта в отношении захваченного ею наемника ограничивался только требованием Женевских конвенций и Дополнительных протоколов о том, что «никто не может быть лишен права на нормальное и беспристрастное судопроизводство», и признанием нарушения указанного права военным преступлением в смысле Женевских конвенций и Дополнительных протоколов.
Наемничество ст. 359 УК РФ Основным непосредственным объектом данного преступления являются
Предусматривая наказание за наёмническую деятельность, законодательство даёт точную характеристику наёмнику.
Это тот, кто соглашается участвовать в вооружённом соперничестве и при этом никак не связан с данным государством:
- не является его гражданином;
- не живёт на территории государства в качестве постоянного жителя;
- не числится на военной службе в стране, участвующей в конфликте;
- главная мотивация для действий – получение значительной, как правило, финансовой, выгоды для себя лично.
Перечисленные выше качества, которые характеризуют лицо как наёмника, указаны в протоколах конвенции подписанной в Женеве 12 августа 1949 г. Главной темой которой была защита тех, кто пострадал от военных действий.
Эти же критерии используются и в законодательстве Российской Федерации при оценке действий лица как наёмнических.
В отличие от комбатанта, действующего в рамках закона, наёмник:
- носит особую форму;
- имеет специальный знак отличия;
- носит оружие открыто;
- имеет официального руководителя;
- соблюдает законы войны.
Наёмник приравнен Уголовным кодексом РФ к военному преступнику. Соответственно, при доказанности того, что лицо является наёмником, его ожидает наказание.
Почему ЧВК Вагнер не сажают по статье «Наемничество»
Практически все знают, что наемничество в России запрещено, даже есть специальная статья в Уголовном Кодексе.
Поддержи автора! ✊ Подписывайся на канал и ???? и узнавай первым отборные материалы и инсайды. ????
Пункт 3 Статьи 359 УК РФ «Наемничество»: Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Но как мы знаем из свободных источников в сети Интернет, большое количество российских граждан без статуса военнослужащих принимают участие в том числе в боевых действиях в различных странах, например той же Сирии или Африке, хотя список стран гораздо больше.
НАЕМНИЧЕСТВО — ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ
Наемничество является преступлением против мира и человечности. Борьба с наемниками ведется как на уровне международного законодательства, так и российского. Ответственность за наемничество наступает в соответствии с нормами Уголовного кодекса. Согласно принятому в Нью-Йорке в 1989 году международному акту каждое государство должно внести свой вклад для искоренения данного явления путем применения уголовного наказания.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
Ответственность за наемничество предусмотрена ст.359 Уголовного кодекса. Она предусматривает лишение или ограничение свободы либо штраф. Преступление, совершенное по ч.1 и 3 относится к тяжким, ч.2 – особо тяжким.
Согласно ч.1 ст.359 предусмотрено наказание за вербовку наемников, их материальное или финансовое обеспечение, обучение, использование в военных действиях. Оно может грозить лишением свободы на срок 4-8 лет с ограничением свободы до 2 лет или без него.
Под должностным лицом может пониматься военнослужащий, отвечающий за комплектацию состава вооруженных сил. Такие деяния грозят им лишением свободы на 7-15 лет со штрафом до 500 тыс.р. или в размере дохода осужденного на срок до 3 лет с ограничением свободы на срок 1-2 года или без него.
Часть третья предусматривает меры ответственности за самостоятельное преступление лица. Если наемник принимал участие в вооруженных конфликтах или боевых действиях, то ответственность за это наиболее суровая (по ч. 3 ст.359). Она предполагает лишение свободы на срок 3-7 лет с ограничением свободы до года или без него. Под участием в конфликте могут пониматься действия, которые были направлены на подготовку (планирование) или проведение военных операций.
К ответственности за наемничество могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет и отвечающие признакам вменяемости.
Помимо Уголовного кодекса, характеристика наемничества приведена в Женевской конвенции от 12 августа 1949 года (относительно жертв вооруженных конфликтов) и Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием наемников и их обучением от 1989 года.
То есть, например, россиянина, воюющего на территории Европы, к ответственности по 359 ст. УК РФ не привлекут, а будут использоваться европейские законы. Поэтому судебная практика по данной статье не была наработана и случаев привлечения лиц по нормам 359 ст.УК РФ в практике не было.
Таким образом, наемничество относится к тяжелым уголовным преступлениям, которые несут прямую угрозу обществу и государства. Они караются лишением свободы сроком до 15 лет по 359 статье Уголовного кодекса. Для того чтобы лицо было признано наемником, оно должно отвечать следующим критериям: не иметь гражданства любой из сторон, участвующих в конфликте, не проживать на территории данного государства, преследовать цель получения вознаграждения в виде денег или прочих благ (несмотря на то, что в УК отсутствует указание на мотив совершения преступления).
Отягчающими признаками преступления являются совершение его должностным лицом в отношении несовершеннолетнего. Наказание предусмотрено не только за активное участие в конфликте, но и вербовку, обучение и прочее.
Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:
- вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
- любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
- обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
- привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
- непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.
Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.
Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.
По статье УК РФ наемничество к ответственности могут быть привлечены только физические лица, начиная с 16-летнего возраста. По части 2 указанной статьи ответственность несет специальный субъект преступления – должностное лицо.
За какие преступления в России отменена уголовная ответственность? / Площадка Михаила Мороза
В последнее время в России происходят непонятные разуму законопослушного россиянина вещи…. Людей, совершенно непричастных ни к каким терактам, запугивают уголовной ответственностью по законам Яровой, угрожают уголовной ответственностью за недоносительство, при этом почему то некоторые статьи уголовного кодекса РФ совершенно не работают!
Например существует статья 359 УК РФ «Наёмничество»
Наемничество заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает.
Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в обществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно-хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения .
Объект преступления– международный мир.
С объективной стороны наемничество может выражаться в одном из следующих действий, указанных в ч. 1 ст.
359 УК: в вербовке наемника; его обучении; финансировании или ином материальном обеспечении; использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Запрет на использование наемников в вооруженных конфликтах содержится в Конвенции 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.
Вербовка, использование, финансирование и обучение наемников названы преступлениями также и в ст. 23 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества .
В этой статье дается определение субъекта вербовки: лицо, «которое как агент или представитель государства совершает или отдает приказ о совершении вербовки, использовании, финансировании и обучении наемников для деятельности, направленной против другого государства или для цели противодействия законному осуществлению неотъемлемого права народов на самоопределение, признанного международным правом» .