Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ Минтранса РФ № 440 от 28.10.2020 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перечисленные нормативы касаются почти всех транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров. Согласно этим документам техника, которая относится к категориям М2/М3, имеет более 8 мест для пассажиров и используется на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах, должна оснащаться бортовыми самописцами.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
В 2022 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.
Тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:
- М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
- М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
- N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
- N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.
Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2022 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ ТАХОГРАФА.
Также немаловажным моментом является административная ответственность. Штраф за тахограф, а точнее за его отсутствие, может показаться кому-то небольшим.
Но на мой взгляд любой штраф может превратиться в кошмар. Давайте лучше будем работать без них.
Итак. Давайте обратимся к КОАП РФ.
Цитирую как есть:
Статья 11.23 КоАП РФ. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха (действующая редакция)
1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:
- на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
- присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
- установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
- на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
- корпус изделия цел;
- у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2020 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Какие автобусы оборудуются тахографами?
Если сроки переоборудования техники Постановление №382 изменило, то перечень ТС, попадающих под его действие, остался прежним. Тахографы нужно ставить, если масса транспортного средства составляет более 3,5 т, и оно рассчитано минимум на восемь посадочных мест для перевозки пассажиров (место водителя не учитывается). Такие требования приводят к тому, что действия нормативов распространяются также на микроавтобусы, переоборудованные для перевозки большого числа пассажиров.
Тахографами оснащают:
- ТС, выполняющие регулярные коммерческие рейсы на городских/пригородных маршрутах.
- ТС, которые выполняют нерегулярные пассажирские перевозки.
- Транспортные средства, задействованные для подвоза сотрудников к месту работы, перемещения их между участками, а также для развозки по домам.
В последнем случае есть важное исключение. Если перевозка выполняется вне дорог общего пользования, например, на территории завода или большой строительной площадки, то оснащать технику бортовым самописцем не нужно.
Требования распространяются на ТС в любой форме собственности. Если автобусом владеет физическое лицо и не выполняет коммерческих рейсов (даже разовых), то пока закон не требует оснащать технику тахографом. Но в этом случае при перевозке пассажиров к водителю могут возникнуть вопросы у сотрудников ДПС — потому некоммерческий характер перевозки придется подтверждать. В качестве подтверждения вполне достаточно устного свидетельства пассажиров (при отсутствии водителя в перечне юридических лиц или ИП).
Действие закона применяется к юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов. Проще говоря, если Ваш грузовой автомобиль до 3,5 тонн, и нет автобуса, то Вам тут делать нечего! Остальным, следует читать дальше!..
Отдельно отметим, что приказы Минтранса №36 и №273 только указывают кому и в какие сроки нужно устанавливать тахограф. А вот какой именно тахограф устанавливать — ЕСТР или с блоком СКЗИ, зависит уже от самого собственника автомобиля. Если у Вас есть соответствующие допуски и разрешения для выполнения международных перевозок, и Вы реально собираетесь выполнять такие рейсы, можно ставить тахограф ЕСТР, если нет — то СКЗИ. Для тех, кто хочет установить тахограф ЕСТР ради экономии — сообщаем, что это только видимость и иллюзия. Легитимный европейский тахограф, установленный по всем правилам ЕСТР обходится на порядок дороже, чем с блоком СКЗИ. Настоятельно не рекомендуем покупать и устанавливать б/у устройства, скорее всего он уже вышел из законного оборота при международных перевозках и его Вам просто «втюхивают», чтобы избавиться. Однако, порядок подбора тахографа ЕСТР и его легитимная установка это огромный материал для совсем другой статьи. Если будут запросы, обязательно напишем.
Что должно быть в ПДД и почему это еще не приняли?
Министерство транспорта в феврале уже представило проект Правил дорожного движения, содержащих нормы управления транспортным средством. Предполагается, что они (эти нормы) будут касаться всех водителей грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн и автобусов вне зависимости даже от того, осуществляют они перевозки для личных или коммерческих нужд.
Так, беспрерывно управлять автомобилем можно будет максимум в течение 4,5 часов. После необходимо будет обязательно устроить 45-минутный отдых, который, правда, разрешат разделить на две части — на 15 и 30 минут.
В течение одних суток непосредственно находиться за рулем можно будет не дольше 9 часов (два раза за неделю это время будет позволено увеличить до 10 часов). Ежедневный отдых при этом должен быть не меньше 11 часов (три раза за неделю можно сократить до 9 часов).
Допустимое время вождения в течение недели — 56 часов (еженедельный отдых — 45 часов).
Предельное время управления автомобилем в течение двух недель — 90 часов.
Сейчас Постановление, содержащие все эти нормы, по словам председателя ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина, уже находится на рассмотрении Правительства. Подписать документ Дмитрий Медведев должен до 1-го ноября с тем, чтобы аккурат с 1-го ноября он вступил в силу.
Почему Постановление до сих пор не принято (хотя, по-хорошему, произойти это должно было, как говорится, «еще вчера»)? Может, потому, что у Министерства экономического развития были замечания к документу.
В ведомстве, в частности, отмечали, что Правила дорожного движения, в принципе, не могут регулировать длительность управления автомобилем. Плюс, подчеркивали, что нынешний уровень развития придорожного сервиса в России таков, что даже добросовестный водитель, намеренный строго придерживаться режима труда и отдыха, из-за отсутствия стоянок и пр. не всегда может это делать.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июня 2019 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Штрафы за отсутствие контрольных приборов
Все штрафные санкции можно разделить на две группы. Первая группа касается нарушения правил лицензирования. Для получения лицензии необходимо установить тахографы на все ТС, внесенные в реестр, а перевозка пассажиров без разрешения наказывается:
- Конфискацией ТС (обычно при повторном нарушении).
- Штрафом для должностных лиц до 50 тысяч, и для юридических лиц до 400 тысяч.
- Приостановкой деятельности компании на срок до 90 дней.
Если же лицензия оформлена, но ТС вышло в рейс без тахографа или с неисправным прибором, либо водитель нарушил правила использования устройства, то штрафы накладываются в соответствии с КоАП (статья 11.23):
- Для водителя или иного лица, допустившего нарушение – от тысячи до 3 тыс. рублей.
- Для ответственного сотрудника либо предпринимателя – 5-10 тыс. рублей.
Нужен ли тахограф на Газель?
Контроль всех данных с цифрового тахографа осуществляется с помощью карты водителя.
Это пластиковая карта, является индивидуальной и содержит информацию о водителе. Она надежно защищена специальным чипом, так что подделка её невозможна. Память карты хранит данные об остановках, скорости, перерывах в работе автомобиля и шофера. Эту информацию и нужно раз в 28 дней считывать и хранить в специальном архиве в течение 2-х лет.
Водительская карта может быть выдана не только гражданину РФ, но и любому иностранцу при условии проживания в нашей стране не менее 6 месяцев в год.
Её можно получить, предоставив следующие документы и специальное заявление.
-
Ксерокопия удостоверения личности (паспорт гражданина РФ или любой другой страны)
-
Ксерокопия удостоверения водителя
-
Справка подтверждающая место работы
-
СНИЛС
-
Фотография
Фото необходимо предоставить в печатном и электронном виде. В обоих случаях это должна быть черно-белая фотография, на которой ваше лицо расположено строго посередине. Размеры для бумажной фотографии обычные – 3,5 на 4,5. Формат фотографии предоставляемой в электронном виде – bmp.
В России наиболее распространенным видом является карта водителя СКЗИ.
СКЗИ – это система криптографической защиты информации. Каждый тахограф, установленный на автомобиле,который занимается перевозкой грузов, обязан быть оснащен блоком СКЗИ.
Нет необходимости устанавливать тахограф на:
Городские и пригородные Пассажирские перевозки, продолжительность маршрута которых менее 50 км. При этом номер маршрута обязателен. |
Не нужно устанавливать на спецтехнику. Список ниже |
ТС свыше 30 лет, если все условия соблюдены. |
Данная статья написана с учетом всех изменений, на дату 16.03.2016 в соответствии с приказом № 16 от 29.01.2016г. вступившем в силу с 11.03.2016
Нужен ли тахограф для физических лиц узнайте из статьи Тахограф для физических лиц
ТС, установка тахографов на которые уже была произведена до 1 апреля 2014 года по 720 постановлению или по ЕСТР, кроме аналоговых(шайбовых) тахографов, их запретили Приказом Министерства транспорта РФ от 2 декабря 2015 г. №348. Данные ТС могут до 1 января 2018 года должны проходить только тарировку. И к 2018 году дооборудовать блоком СКЗИ тахографы по 720 постановлении. И заменить тахографы по ЕСТР на тахографы по приказу №36.
За отсутствие тахографа выносится запрет на эксплуатацию транспортного средства!
Так же, при проверке будет выписан штраф на водителя от 1000 до 3000 рублей, и на предприятие от 5000 до 10000 рублей. Данная практика штрафов уже началась. И многие клиенты, при покупке, говорят об этом.
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами:
Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2). |
Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3). |
Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2). |
Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3). |