Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательства из договоров поставки товаров, контрактации и энергоснабжения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Договором контрактации называется договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК).
Договор поставки товаров для государственных нужд
1. Значение и сфера применения договора поставки товаров для государственных нужд
Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для государственных нужд. Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства, Российская Федерация и ее субъекты действуют как участники гражданско-правовых отношений (ст. 124 ГК). Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.
Следует отметить, что для российского законодательства весьма характерно и даже традиционно особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Так, еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством). Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ. Казенное учреждение принимало то предложение, которое было наиболее выгодно государству. Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия.
Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции, в период нэпа. Можно назвать, в частности, Закон 1923 г. «О государственных подрядах и поставках», который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий. В дальнейшем с формированием административно-командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.
Переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвал необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей. В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. Потребности государства определяются исходя из необходимости реализации федеральных государственных программ; обеспечения необходимого уровня обороноспособности; формирования государственных материальных резервов; реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.
К отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров (§ 3 гл. 30 ГК), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Но эти отношения в приоритетном порядке перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).
12.3.1. Понятие и признаки договора контрактации
В настоящее время договор контрактации является основной правовой формой реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 505 ГК Республики Беларусь).
Предметом договора контрактации является продукция сельскохозяйственного производства, которая должна быть выращена или произведена самим производителем. Это, как правило, продукты животноводства, растениеводства, лекарственные культуры, сельскохозяйственное сырье и т. д. В качестве предмета договора всегда выступает продукция, определенная родовыми признаками.
К договору контрактации применяются правила о договоре поставки товаров, а в соответствующих случаях – правила договора поставки товаров для государственных нужд, если законодательством не предусмотрено иное. Вместе с тем, названный договор имеет и отличительные особенности от других договоров и занимает среди них самостоятельное место.
Отличительной особенностью договора контрактации от договора поставки и иных видов договоров является то, что будущая поставляемая сельскохозяйственная продукция – это зерно, картофель, свекла, которые еще надо вырастить. Кроме того, производство сельскохозяйственной продукции связано не только с посевами, ее обработкой и уборкой, но и находится в зависимости от погодных условий и других факторов.
Сторонами в договоре контрактации являются производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и заготовитель (контрактант).
Форма договора письменная. Заключение договора производится, как правило, в хозяйстве производителя сельскохозяйственной продукции. Договор контрактации является консенсуальным, двусторонним, возмездным.
12.3.2. Порядок заключения и исполнения
Как упоминалось выше, о договоре контрактации по ГК РФ говорится в параграфе 5 главы 30 ГК РФ. Изучив статьи, обнаружится, что там нет упоминания об обязанности оплаты сельскохозяйственной продукции. В связи с этим, в вопросах стоимости следует руководствоваться положениями ст. 516 ГК РФ (по договору поставки), а также статьями 458 и 486 Кодекса (о купле-продажи). Обязанность об оплате содержится и в Законе «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для госнужд» № 53-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 53-ФЗ, гарантированные цены на сельхозпродукцию каждый год устанавливает Правительство страны, согласовав этот вопрос с региональными властями и представительствами общественных объединений производителей и потребителей.
Договор контрактации в РФ должен заключаться в письменной форме. В соответствии с ним производитель обязуется передать продукцию оговоренного качества. Если в соглашении нет условия о качестве, то она должна соответствовать государственным стандартам, так как конечный товар будет продаваться потребителям, и от его свойств зависят безопасность жизни и здоровья людей. Помимо качества, как говорилось выше, продукция может передаваться в определенном количестве и ассортименте, а производитель должен передавать сведения об оптимальном периоде ее выработки.
Наряду с обязательствами производителя, существуют и обязанности заготовителя, главная из которых заключается в оплате. Также он должен проверять продукцию. Заготовитель не может отказаться от ее принятия, если продукция соответствует всем условиям соглашения. Иногда в договоре предусматривается обязанность покупателя вернуть производителю отходы от переработки, оплатив цену, предусмотренную договором.
Право собственности на продукцию переходит на основании ст. 223 Гражданского кодекса. Согласно ее положениям, оно вступает в силу при передаче продукции.
Продавцом по договору контрактации всегда выступает производитель сельскохозяйственной продукции. В Гражданском кодексе не разъясняется правовой статус этого лица. Нет абсолютно никаких оснований считать, что здесь имеется в виду сельскохозяйственный товаропроизводитель, определенный Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», отнесение к которому требует выполнения определенных условий, в частности соблюдения доли дохода (не менее 70%) от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров. Значит, сельскохозяйственным производителем в целях применения § 5 «Контрактация» гл. 30 ГК РФ признается любое лицо (юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель), производящее сельхозпродукцию, вне зависимости от того, какова ее доля (в стоимостном выражении) в общем объеме производимой и реализуемой им продукции.
Покупатель в договоре контрактации (заготовитель) — это лицо (юридическое лицо или предприниматель), закупающее сельскохозяйственную продукцию для ее переработки или продажи. То есть это либо перерабатывающие предприятия (мясо-, молокозаводы и т.д.), либо торгующие организации. Если покупатель приобретает продукцию у сельхозпроизводителя с целью ее потребления либо с иной целью, не связанной с переработкой или продажей, то отношения сторон не регулируются договором контрактации.
Наименование продукции
Согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Договор контрактации — вид договора купли-продажи, из чего следует обязательность указания в нем наименования передаваемой заготовителю продукции. В противном случае договор не может считаться заключенным.
Наименование продукции должно указывать на ее род (например, зерно, капуста) и вид (например, зерно кукурузы, зерно пшеницы, капуста белокочанная свежая, капуста краснокочанная свежая, капуста цветная свежая) и соответствовать наименованиям, используемым в национальных стандартах РФ. Полагаем, что этого вполне достаточно. Однако по усмотрению сторон наименование продукции может быть определено более исчерпывающим образом (например, капуста цветная свежая сорта «Дачница»).
К существенным условиям договора контрактации относится предмет, в качестве которого выступает сельхозпродукция. Она должна обладать рядом особенностей, к числу которых относятся следующие:
- Продукция должна быть выращена производителем, но не закуплена (это продукты растениеводства и животноводства). Переработанные сельскохозяйственные продукты не могут выступать в качестве предмета рассматриваемого договора, так как их производственная деятельность никак не связана с неблагоприятными факторами, вследствие которых стороны являются экономически неравными. Такая продукция реализуется по соглашению поставки. Если же переработчик является одновременно и производителем, то договор может быть отнесен к контрактации.
- Продукция объединена по родовым признакам.
- Чаще всего она является будущей, то есть при подписании договора продукции еще не существует. Правда, в отношении данного признака эксперты не сходятся во мнениях. Одни специалисты считают, что предметом данного соглашения может выступать как будущая, так и уже произведенная продукция, в то время как другие уверены, что оно может иметь место только с продукцией, которую еще только предстоит вырастить.
- Она приобретается заготовителем с целью продажи или переработки с последующей продажей, но не для собственного потребления.
Если в договоре нет хотя бы одного из вышеназванных признаков, то он не может быть назван контрактацией.
Помимо предмета к существенным условиям договора контрактации относится количество и ассортимент продукции. Если хотя бы одно из них будет отсутствовать, соглашение признается незаключенным.
Договор контрактации: ответственность сторон
Производитель сельскохозяйственной продукции, который не исполнил обязательства или исполнил их недолжным образом, несет ответственность только при наличии вины. Дело в том, что риски в сельском хозяйстве достаточно велики: неурожай, плохая погода, стихийное бедствие и т. д. Обязанность доказывать отсутствие вины возлагается на самого производителя сельхозпродукции, который нарушил обязательство. Он будет признан невиновным, если сможет доказать, что им были приняты все меры для выполнения своих обязательств по договору.
Также производитель сельскохозяйственной продукции будет признан невиновным за невыполнение своего обязательства по количеству реализуемой продукции, если оно вызвано нарушением обязательств заготовителем. Например, невыплатой предусмотренного договором аванса.
Заготовитель, который не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательство, может быть освобожден от ответственности лишь в случае действия непреодолимой силы.
Если стороны нарушили те или иные условия договора контрактации, к ним применяются последствия, которые предусмотрены общими положениями о договоре купли-продажи и нормами о договоре поставки.
Обращаем внимание, что в настоящее время для постоянных хозяйственных связях применяется Указ Президента РФ от 22.09.1993 г. № 1401. Этот Указ содержит размер неустойки, минимальные сроки расчетов и т.п.
Понятие договора контрактации
Договором контрактации признается такой вид договора купли-продажи, по которому продавец — производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию покупателю-заготовителю, в качестве которого выступает лицо, осуществляющее закупки такой продукции для переработки и продажи, а заготовитель обязуется оплатить полученную сельскохозяйственную продукцию.
Этот договор — возмездный, консенсуальный, взаимный (двусторонний). В качестве продавца по такому договору выступает производитель сельскохозяйственной продукции. Таковыми признаются сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции.
Для договора контрактации не имеет значения правовой статус лица, реализующего сельскохозяйственную продукцию. Главное заключается в том, что такое лицо реализует сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную им в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных препятствий для того, чтобы относить к договорам контрактации также договор на реализацию гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.
В качестве покупателя по договору контрактации выступает заготовитель, т.е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие профессиональную предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последующей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие комбинаты, молокозаводы, фабрики по переработке шерсти и т.п., а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.
Объектом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Речь идет о такой продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т.п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т.п.) в сельскохозяйственном производстве. По договору контрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки.
Применительно к договору контрактации под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Главное, чтобы реализовывалась именно та сельскохозяйственная продукция, которая произведена либо выращена непосредственно производителем сельскохозяйственной продукции в его собственном хозяйстве.
По этому признаку договор контрактации отличается от договора поставки, по которому поставщик реализует покупателю производимые или закупаемые им товары. В отношениях по контрактации возможность реализации закупаемой производителем сельскохозяйственной продукции, т.е. продукции, которая не была выращена (произведена) в его собственном хозяйстве, исключается.
В отношениях по контрактации правовое значение имеют также цели приобретения заготовителем сельскохозяйственной продукции (для ее переработки или продажи). Если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для ее потребления или для иных целей, не связанных с ее переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.
Характеристика договора контрактации
По договору контрактации (разновидность договора купли-продажи) одна сторона, производящая сельхозпродукцию, обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки сельхозпродукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).
Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.
Специальный субъектный состав с обеих сторон. Специфическими для контрактации являются стороны и предмет договора.
Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции являются предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках.
Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.
Сельскохозяйственная продукция определяется родовыми признаками и имеет две особенности:
- зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
- в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.
Целью закупок, производимых с помощью контрактации, являются:
- последующая переработка продукции или продажа ее (п. 1 ст. 535 ГК РФ);
- помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (в соответствии с Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).
Цена договора определяется правилами договора купли-продажи. Условие о цепе не относится к числу существенных условий договора.
Срок договора — как и в договоре поставки, относится к числу существенных условий договора.
Форма договора должна быть только письменной. Порядок заключения договора и разрешения разногласий, возникающих при этом, аналогичен договору поставки (ст. 507 ГК РФ).
Тема 6. ДОГОВОРЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ (НИР И ОКР)
В соответствии с п. 1 ст. 769 ГК по договору на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР) – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Стороны договора на выполнение НИР и ОКР именуются исполнителем и заказчиком. При выполнении ОКР исполнитель вправе самостоятельно, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К таким отношениям в соответствии с п. 2 ст. 770 ГК применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст. 706 ГК). Что касается научных исследований, то их специфика требует, чтобы исполнитель проводил их лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение НИР третьих лиц только с согласия заказчика (п. 1 ст. 770 ГК).
Предметом договора на выполнение НИР является проведение научных изысканий, а договора на выполнение ОКР – разработка конструктивного решения изделия, создание образца изделия, воплощающего это решение, либо новых приемов, операций и методов работы, т.е. новой технологии.
Особенность предмета договоров на выполнение НИР и ОКР состоит в том, что он обусловлен техническим заданием заказчика, которое, однако, нередко разрабатывается самим исполнителем как более сведущим в соответствующей области лицом. Поскольку заказчик нередко заинтересован в конечном результате целого комплекса работ, договор с исполнителем может охватывать весь их цикл – от проведения исследований до опытно-конструкторских разработок и изготовления образца изделия (п. 2 ст. 769 ГК).
Другими существенными условиями договоров на выполнение НИР и ОКР являются срок исполнения этих договоров, уровень будущих исследований и разработок, цена выполняемых работ, порядок сдачи и приемки их результатов и расчетов за них.
Поскольку в ходе выполнения НИР и ОКР могут быть получены новые и коммерчески ценные знания, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, если иное не предусмотрено договором (ст. 771 ГК).
В связи с непредсказуемостью результатов НИР и ОКР риск случайной невозможности их исполнения возлагается на заказчика (п. 3 ст. 769 ГК). Кроме того, если в ходе научно-исследовательских работ обнаружится невозможность достижения результатов по не зависящим от исполнителя обстоятельствам, на заказчика возлагается обязанность оплаты стоимости ранее произведенных работ в пределах соответствующей части их договорной цены.
При обнаружении после начала ОКР возникшей не по вине исполнителя невозможности или нецелесообразности продолжения работ заказчик также обязан оплатить понесенные исполнителем затраты (ст. 776 ГК).
Учитывая непредсказуемость результатов многих НИР и ОКР, законодатель в п. 1 ст. 777 ГК устанавливает ответственность исполнителя только за вину (п. 1 ст. 401 ГК). При этом отсутствие его вины должен доказать исполнитель.
Тема 12. ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ
В соответствии с п. 1 ст. 1012 ГК по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Договор доверительного управления имуществом является новым для российского гражданского законодательства. Он оформляет отношения по управлению чужим имуществом в интересах его собственника (или иного управомоченного лица – кредитора в обязательстве, субъекта исключительного права) либо иного указанного им (третьего) лица. Такое управление может осуществляться по воле собственника или управомоченного лица, обусловленной, например, его неопытностью или невозможностью самому использовать некоторые виды своего имущества. В некоторых случаях управляющий должен заменить собственника (или иное управомоченное лицо) по прямому указанию закона в связи с особыми обстоятельствами: установлением опеки, попечительства или патронажа (ст. 38, 41 ГК), признанием гражданина безвестно отсутствующим (ст. 43 ГК) либо его смертью (когда исполнитель завещания – душеприказчик распоряжается наследственным имуществом до момента принятия наследниками наследства).
В отличие от англо-американского права, придерживающегося концепции «доверительной собственности», в российском законодательстве прямо указано, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 4 ст. 209, абз. 2 п. 1 ст. 1012 ГК). Возникающие в результате заключения рассматриваемого договора отношения являются обязательственными, а не вещными.
По своей юридической природе договор доверительного управления имуществом представляет собой договор об оказании услуг. Его особенность заключается в том, что в силу этого договора управляющий совершает в интересах контрагента или выгодоприобретателя комплекс как юридических, так и фактических действий, составляющих единое целое, в связи с чем его предмет, в отличие от некоторых других договоров, не может рассматриваться как простая сумма юридических и фактических услуг.
Данный договор является реальным. Он вступает в силу с момента передачи управляющему имущества в доверительное управление, а при передаче в управление недвижимого имущества – с момента его государственной регистрации. Он бывает как возмездным, так и безвозмездным, и носит двусторонний характер.
Учредителем доверительного управления по общему правилу должен быть собственник имущества – гражданин, юридическое лицо, публично-правовое образование, а также субъекты некоторых обязательственных и исключительных прав, в частности вкладчики банков и других кредитных организаций, управомоченные по «бездокументарным ценным бумагам», авторы и патентообладатели.
В случаях, прямо предусмотренных законом (п. 1 ст. 1026 ГК), учредителем доверительного управления может стать не собственник (правообладатель), а иное лицо, например орган опеки и попечительства (п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 43 ГК).
В качестве доверительного управляющего может выступать только профессиональный участник имущественного оборота – индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, поскольку речь идет об использовании чужого имущества с целью получения доходов для его собственника или указанного им выгодоприобретателя, т.е. по существу о предпринимательской деятельности.
В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, в роли доверительного управляющего может выступить и гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем (опекун малолетнего или душеприказчик, назначенный наследодателем, и др.), либо некоммерческая организация (фонд и др.), за исключением учреждения.
В отношениях доверительного управления во многих случаях участвует выгодоприобретатель (бенефициар), который не является стороной договора. Применительно к таким ситуациям договор доверительного управления представляет собой договор, заключаемый в пользу третьего лица (п. 1 ст. 430 ГК). В роли бенефициара может выступать и сам учредитель, устанавливая доверительное управление в свою пользу Однако доверительный управляющий не может стать выгодоприобретателем (п. 3 ст. 1015 ГК), поскольку это противоречит существу данного вида договора.
В доверительное управление может быть передано как все имущество учредителя, так и его определенная часть (отдельные вещи или права). Согласно п. 1 ст. 1013 ГК объектами такого управления являются:
• недвижимое имущество, включая предприятия и иные имущественные комплексы, а также отдельные объекты недвижимости;
• ценные бумаги;
• права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами;
• исключительные права;
• другое имущество (движимые вещи и права требования или пользования чужим имуществом).
Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1013 ГК).
Под страхом ничтожности договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме (п. 1, 3 ст. 1017 ГК). Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (п. 2 ст. 1017 ГК).
Договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий пять лет. Для отдельных видов имущества, передаваемого в доверительное управление, устанавливаются иные предельные сроки.
Предметом договора доверительного управления служит совершение управляющим любых юридических и фактических действий в интересах выгодоприобретателя (п. 2 ст. 1012 ГК), поскольку полностью круг этих действий обычно невозможно определить в момент учреждения управления. Вместе с тем законом или договором предусматриваются ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом, например в отношении сделок по отчуждению переданного в управление имущества.
По общему правилу доверительный управляющий обязан осуществлять управление имуществом учредителя лично (п. 1 ст. 1021 ГК). Управляющий вправе поручить другому лицу совершение от своего имени действий, необходимых для управления имуществом, если он уполномочен на это договором либо получил согласие учредителя в письменной форме, либо он вынужден сделать это в силу обстоятельств для обеспечения интересов учредителя управления или выгодоприобретателя, не имея возможности получить указания учредителя в разумный срок. В случае передачи доверительного управления имуществом управляющий отвечает за действия избранного им поверенного как за свои собственные (п. 2 ст. 1021 ГК).
В число основных обязанностей доверительного управляющего входит также представление учредителю и выгодоприобретателю отчетов о своей деятельности в сроки и в порядке, установленные договором (п. 4 ст. 1020 ГК).
Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, если оно предусмотрено договором, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при управлении имуществом. Особенность рассматриваемого договора состоит в том, что выплата вознаграждения, как и возмещение необходимых расходов, должны производиться за счет доходов от использования имущества, переданного в управление (ст. 1023 ГК).
Распоряжение недвижимым имуществом управляющий осуществляет только в случаях, предусмотренных договором (п. 1 ст. 1020 ГК).
Комментарий к ст. 535 ГК РФ
1. Договор контрактации является разновидностью договора купли-продажи со следующими особенностями:
1) субъекты:
— продавец — производитель сельскохозяйственной продукции. Как правило, им является сельскохозяйственный товаропроизводитель, под которым понимаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год;
— покупатель-заготовитель — лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для переработки или продажи;
2) предмет договора — сельскохозяйственная продукция, по которой понимается продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов).
По своей юридической природе договор контрактации так же, как большинство договоров купли-продажи, является:
— консенсуальным, поскольку производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю;
— возмездным. При этом в комментируемой статье не содержится упоминания о том, что заготовитель принимает сельскохозяйственную продукцию за плату, но поскольку договор контрактации — это разновидность договора купли-продажи, то такой договор является возмездным;
— двусторонним, так как такой договор заключается между двумя субъектами.
В отдельных случаях к договору контрактации могут применяться положения ГК РФ о договорах поставки и договорах поставки товаров для государственных нужд.
2. Применимое законодательство:
— ФЗ от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;
— ФЗ от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
3. Судебная практика:
— письмо ВАС РФ от 19.08.1994 N С1-7/ОП-587;
— Постановление Пленума ВС СССР от 16.01.1986 N 1;
— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 N 15АП-11937/14;
— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.09.2014 N Ф08-6473/14 по делу N А01-152/2014;
— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 N 15АП-13370/14;
— Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.08.2014 N Ф06-6287/13 по делу N А57-3586/2013;
— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 N 07АП-6554/14;
— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 N 19АП-2867/14;
— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 N 11АП-8685/14;
— Определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 16.01.2014 по делу N 33-36;
— Определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 22.05.2013 по делу N 33-1717;
— решение Навашинского районного суда Нижегородской области от 10.08.2012 по делу N 2-211/2012;
— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.11.2011 N Ф02-5399/2011 по делу N А19-8957/2011;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 N 08АП-6147/13;
— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 N 15АП-10620/13;
— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 N 15АП-6035/12;
— Определение Московского городского суда от 31.05.2013 N 11-15111/13.
действовал ныне утративший силу Федеральный закон от 14.07.97 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», который предусматривал пени в размере 2% за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3%. В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 22.09.93 № 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары», в соответствии с которым за несвоевременную оплату произведенной и переданной сельскохозяйственной продукции покупатель (заготовитель) обязан уплатить производителю пени в размере 1% неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
4. Возвратить производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором.
Заготовитель несет данную обязанность, только если она содержится в договоре (п. 3 ст. 536 ГК РФ).
В заключение приведем пример, еще раз подчеркивающий специфику предмета договора контрактации.
Между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем был заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья. Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что, поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести ответственность лишь при наличии вины. Из материалов дела следовало, что виновного нарушения обязательства со стороны кооператива не было.
Суд кассационной инстанции решение отменил и иск удовлетворил исходя из следующего. Предметом договора действительно была продукция, которую должен был произвести кооператив. Если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать приобретенное сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является той рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины.
Договором контрактации называется такой вид договора купли-продажи, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю (покупателю, контрактанту), закупающему ее с целью переработки или продажи, а последний обязуется принять ее, обеспечить вывоз и оплатить.
Договор контрактации является не только видом договора купли-продажи, но и разновидностью договора поставки.
С учетом общепринятого соотношения общих и специальных правил стороны при заключении и изменении договора контрактации руководствуются прежде всего правовыми нормами, установленными для договора
1 См.: п. 5 ст. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве».
контрактации, затем правилами о договоре поставки или договоре поставки для государственных нужд (если осуществляется поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд), а при их отсутствии — общими положениями о договоре купли-продажи (п. 2 ст. 235, п. 5 ст. 454 ГК РФ). Законом, определяющим особенности поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, является Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
Договор контрактации — консенсуальный, возмездный, взаимный. Сторонами в нем являются предприниматели: производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель. На стороне производителя выступают коммерческие юридические лица, выращивающие (производящие) такую продукцию — хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы (колхозы, ко-опхозы), граждане, занимающиеся этим видом предпринимательской деятельности, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Заготовителями являются лица, также занимающиеся предпринимательской деятельностью. Это могут быть как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупки сельскохозяйственной продукции для переработки или продажи.
Предмет договора контрактации — сельскохозяйственная продукция: зерно, лен, овощи, фрукты, живой скот, молоко, птица и др., т.е. продукция, определяемая родовыми признаками. Как правило, это будущий товар, т.е. такой, который еще подлежит выращиванию или производству в условиях сельского хозяйства. К существенным условиям договора, кроме предмета, относится срок. Цена в договоре контрактации так же, как и в договоре поставки, не относится к числу существенных.
Производство сельскохозяйственной продукции подвержено не всегда предсказуемым влияниям воздействия окружающей природной среды (резким температурным колебаниям, градобитию, пожарам и т.д.), поэтому ее производитель обычно является экономически более уязвимой стороной, чем заготовитель. Учитывая эту специфику, законодатель определяет права и обязанности участников договора контрактации и их ответственность таким образом, что к заготовителю предъявляются более жесткие требования, чем к производителю сельскохозяйственной продукции.
Более жесткое отношение к заготовителю проявляется прежде всего в определении его обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 536 ГК
РФ на него возлагается не только обязанность принять продукцию по месту ее нахождения, т.е. у производителя, но и обеспечить ее вывоз. Это правило является диспозитивным. По соглашению сторон может быть установлен иной порядок приемки и вывоза. Далее, заготовителю запрещается отказываться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной ему в обусловленный договором срок, в случае, когда принятие продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или в ином указанном им месте (п. 2 ст. 536 ГК РФ). Такой отказ возможен лишь в случае несоответствия продукции условиям договора о количестве, ассортименте, таре и (или) упаковке и др. (ст. 466, 468, 489 ГК РФ и др.). При просрочке передачи продукции заготовитель согласно п. 3 ст. 511 ГК РФ вправе отказаться от принятия доставленной ему сельскохозяйственной продукции лишь в случае, когда он уведомил производителя об отказе и уведомление получено им до передачи продукции. Затем, в договоре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором.
Исходя из принципа благоприятствования производителю сельскохозяйственной продукции определены и условия ответственности участников договора контрактации. Согласно ст. 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств несет перед заготовителем ответственность лишь при наличии его вины.
В ст. 505 Гражданского Кодекса Республики Беларусь дается следующее понятие договора контрактации : это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю для переработки или продажи.
Определение понятия рассматриваемого договора в ГК 1999г.. сходно с тем, что давалось ранее. Но все же изменения есть — из нового Гражданского Кодекса изъяты два положения, имевших место ранее : на заготовителя уже не возлагается обязанность содействовать производству сельскохозяйственной продукции , а также убрана фраза о том, что производитель обязуется передать продукцию в собственность другой стороны.
Рассматривая положения о договоре контрактации , можно сделать предположение , что существует два вида данного договора :
- договор, который заключается между государством и юридическими лицами ;
- договор, заключаемый между любыми юридическими лицами, гражданами .
Но все же реально договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Следовательно , можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации — это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого обязательно выступает государство. В свете сказанного деятельность коммерческих структур по закупке сельскохозяйственной продукции следует рассматривать в качестве обычной предпринимательской деятельности . Договоры же , заключаемые без участия государства как стороны, следует рассматривать как обычные договоры поставки . Более того, в самом тексте ГК (ч. 2 ст. 505) указана возможность применения правил о договоре поставки. Из вышеуказанного следует вывод , что нынешний договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов.