Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие преступления от иных правонарушений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разграничить административные проступки и преступления можно и должно лишь по степени их общественной опасности. Задача эта сложная — особенно в случаях, когда речь идет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решаться в точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованного установления уголовной ответственности за административные правонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигает уровня преступлении, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.
В чем отличие преступления от проступка?
Видыправонарушений. Правонарушенияпо степени общественной опасности(вредности) подразделяются на преступленияи проступки. Преступления -виновно совершённые общественно опасныедеяния и запрещённые уголовным закономпод угрозой наказания.
Противоправныепроступки имеютменьшую степень общественной опасностии подразделяются в зависимости отобъектов правонарушений и порядкапривлечения к юридической ответственностина гражданско-правовые, административныеи дисциплинарные правонарушения:
- Гражданско-правовые правонарушения (деликты) совершаются в сфере гражданских правоотношений и выражаются в неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда и т.п.
- Административные правонарушения посягают в основном на порядок государственного управления и общественный порядок.
- Дисциплинарные правонарушения – противоправные нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.
Юридическаяответственность —применение мер государственногопринуждения по отношению к правонарушителю.За свои деяния человек отвечает передзаконом и судом (этим юридическаяответственность отличается от моральной,где основным мерилом оценки поведенияявляются стыд и совесть человека).
Видыответственности и меры наказания зависятот характера правонарушения. Различаютответственность:
- уголовную – наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;
- административную – наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;
- гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. мера ответственности — возмещение убытков;
- дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.
Мерыпредупредительного воздействия можноподразделить на меры, применяемые вцелях предупреждения возможныхправонарушений (проверка документов,удостоверяющих личность, досмотр багажа,груза, административный надзор залицами, освобожденными из мест лишениясвободы, и др.), Принуждение проявляетсяв том, что оно осуществляется без согласиялиц, обязанных подчиниться предписаннымдействиям либо воздержаться от каких-либодействий, и, кроме того, в том, что ониограничивают права людей, хотя иприменяются уполномоченными на тоорганами и должностными лицами.
Мерыпресечения преследуютцель прекратить противоправные деянияи не допустить новых. Они должны бытьоперативными и осуществляться в интересахобщества, государства или в интересахсамого потенциального правонарушителя(помещение в медицинский вытрезвитель,в психиатрическую больницу, применениеогнестрельного оружия и др.).
Иногдамеры пресечения нарушают физическуюнеприкосновенность граждан, как этоимеет место при использовании служебныхсобак, технических средств (дубинок,газов, водяной струи, наручников и т.п.). Меры пресечения отличаются большимразнообразием.
Правовосстановительныемеры применяютсяза проступки, обладающие минимальнойстепенью общественной опасности, илиза деяния, представляющие собой лишьнекоторую «правовую аномалию»,незначительное отклонение от нормальногоправопорядка, не приобретшие характерправонарушения.
Меры защиты заключаютсяв том, что лицо принуждается к исполнениюлежащей на нем обязанности, которую оноранее должно было исполнить, но покаким-либо причинам не исполнило
- Преступление совершается со злым умыслом, продуманно и подготовленно, а потому более опасно. Проступок – как правило, действие неосознанное, спонтанное.
- Преступление непременно повлечет за собой наказание по Уголовному кодексу и судимость. За проступок устанавливается ответственность по Трудовому, Административному, Семейному, Гражданскому, кодексам и различным подзаконным нормативным актам.
Что такое правонарушение
Правонарушение можно охарактеризовать как противоправное деяние, направленное против личности, имущества, а также подрывов установленных государством запретов и ограничений. Данные деяния не представляют собой опасность для общества, поэтому для их описания юристы часто используют термин «общественная вредность».
Нарушение ПДД пешеходом.
Таким образом, лица, совершающие правонарушение, не являются социально-опасными элементами и не могут быть осуждены в полном смысле этого слова с изоляцией от общества через тюремное заключение на длительный срок. Все правонарушения являются административно-наказуемыми противозаконными действиями, наказания за которые регламентируются КоАП РФ и предоставляют собой достаточно мягкие меры дисциплинарного воздействия, такие, как:
- Наложение денежного взыскания в виде штрафа с суммой, ограниченной тяжестью нарушаемой статьи Кодекса для водителей, должностных лиц, представителей индивидуального предпринимательства, различных сфер малого, среднего или крупного бизнеса, а также простых граждан.
- Административный арест на срок до 15 суток за повторяющиеся нарушения и особо тяжкие статьи, требующие повышенных мер по пресечению незаконной активности.
- Исправительные работы до 150 часов, предназначенные прежде всего для лиц, посягающих на сохранность чужой частной или государственной собственности.
- Лишение права заниматься тем или иным видом деятельности за нарушения, совершённые при занятии данной деятельностью (к данным мерам относятся лишение водительского удостоверения, приостановка или отзывы лицензий на право осуществления того или иного вида деятельности и т. д.).
Дела, связанные с административным делопроизводством, при особой тяжести правонарушения могут быть переквалифицированы в уголовную плоскость и переименованы в преступления.
Административное наказание может быть применено в том числе и к несовершеннолетним после 14 лет. Поэтому даже подростковое мелкое хулиганство подразумевает наложение дисциплинарных мер.
И правонарушение, и преступление — наказуемы!
Отличие преступления от иных правонарушений и от аморального поступка.
Главное отличие преступления от иных правонарушений заключается в различной степени общественной опасности.
Каждое правонарушение посягает на охраняемые законом общественные отношения, поэтому представляет определенную общественную опасность. Более высокая степень общественной опасности, от¬личающая преступление от иных правонарушений, может опре¬деляться различными обстоятельствами.
Критерии отграничения преступления от других правонарушений: характер наступивших последствий совершенного дея¬ния; мотивы и цели совершения деяния; форма вины; преступле¬ние предусмотрено только уголовным законом, оно влечет за собой такие специфические последствия, как уго¬ловное наказание и судимость.
Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного дея¬ния.
Так, нарушение правил охраны труда, причинившее легкий либо средней тяжести вред здоровью человека является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью, образу¬ет состав преступления (ч. 1 ст. 143 УК РФ).
Иногда фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели совершения такого деяния. Например, ре¬гистрация заведомо незаконных сделок с землей квалифицирует¬ся как преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, только в случаях, когда это деяние совершено должностным лицом из ко¬рыстной или иной личной заинтересованности. В противном случае те же действия представляют дисциплинарный проступок.
В отдельных случаях преступление отличается от иных право-нарушений только по форме вины. Так, при умышленной вине причинение легкого вреда здоровью образует преступление (ст. 115 УК РФ), а в случае причинения того же вреда по неосто¬рожности ответственность его причинителя может иметь только гражданско-правовой характер (ст. 1085 ГК).
Преступле¬ние — деяние уголовно-противоправное, оно предусмотрено только уголовным законом. Правонарушения, не являющиеся преступле¬ниями, предусматриваются Семейным, Гражданским, Трудо¬вым кодексами, Кодексом об административных правонаруше¬ниях, ведомственными дисциплинарными уставами, а также множеством подзаконных нормативных актов. Отличие преступления от иных правонарушений по их юри¬дическим последствиям заключается в том, что только преступле¬ние влечет за собой такие специфические последствия, как уго¬ловное наказание и судимость.
Старший прокурор отдела по
надзору за следствием и дознанием
в ОВД С.В. Брижак
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Преступление следует отличать от других правонарушений и от аморального поступка.
Разграничение преступлений и иных правонарушений (гражданско-правовых, административных, дисциплинарных) проводится по объекту посягательства, степени вредоносности, характеру противоправности и правовым последствиям совершения.
Объектами преступлений, в отличие от других правонарушений, могут выступать основы конституционного строя, мир и безопасность человечества, общественная безопасность и др. Иные правонарушения на такие объекты не посягают.
Преступление отличается от прочих правонарушений степенью вредоносности. В преступлении последняя достигает такой степени, что мы должны говорить об опасности деяния для общества, т. е. общественной опасности, а не просто «вредности».
Преступление обладает уголовной противоправностью, т. е. нарушает нормы, закрепленные в уголовном законе. Другие правонарушения этим признаком не обладают. Административные правонарушения, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты представляют собой нарушения иных нормативных актов, включая подзаконные.
Характер юридической ответственности за совершение преступления и за совершение других правонарушений различен. Только уголовная ответственность связана с применением к виновному наказания и наличием судимости как определенного правового последствия совершения преступления.
Даже при внешней схожести некоторых санкций (например, штраф применяется в административном праве как вид административного взыскания и в уголовном праве как вид наказания) уголовная ответственность, связанная с осуждением виновного лица от имени всего государства, с судимостью и другими обстоятельствами, все же наиболее строгий вид юридической ответственности.
Разграничение преступлений и аморальных поступков можно провести по тем же основаниям.
Аморальные поступки представляют собой нарушения норм морали или нравственно-этических норм (например, врачебной этики), сложившихся в обществе или отдельных социальных (профессиональных) группах, посягающие на отношения любви, дружбы, преданности, верности, уважение старших и т. п. Преступление — это всегда нарушение правовых норм, охраняющих наиболее важные объекты.
Нельзя однако отрицать, что уголовно-правовыми средствами в отдельных случаях защищаются нормы морали. В подтверждение сказанному можно сослаться на составы надругательства над телами умерших и местами их захоронения (ст.
244 УК), жестокого обращения с животными (ст. 245) и другие, помещенные в главу о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.
В связи с этим могут вызывать сомнение основания криминализация таких деяний.
Вместе с тем, собственно аморальный поступок, хотя и причиняет определенный вред общественным отношениям, не обладает общественной опасностью. В силу чего ответственность за него заключается лишь в осуждении, порицании со стороны общества, но не в юридической ответственности.
Применение уголовного закона нередко сопряжено с необходимостью проведения четкой границы между преступлением и иными правонарушениями. Так, преступление следует отличать от административных, гражданских, дисциплинарных, трудовых и иных правонарушений.
Все они обладают определенной мерой общественной опасности.
Однако только качественно высокий уровень общественной опасности позволяет оценивать определенный тип поведения людей именно как преступление и законодательно устанавливать для борьбы с ним меры уголовного наказания.
В настоящее время практически общепризнанно, что главные отличия преступления от иных правонарушений заключаются в различной степени общественной опасности. Общественная опасность — признак всех правонарушений, но количественная характеристика этого свойства между преступлением и проступком не одинакова. У преступления более высокая степень общественной опасности.
Законодатель при конструировании норм, суды при их толковании всегда стремятся, возможно, точнее толковать преступления и проступки.
Ведущим разграничительным общественно опасным элементом выступает размер причиненного ущерба правоохраняемым интересам личности, общества, государства.
Материальный ущерб, который причиняется в результате совершаемых ныне преступлений, измеряется в денежном выражении, в физическом вреде — в четко фиксированных показателях утраты трудоспособности, органов или их функций (ст. 111-118 УК РФ).
В отличие от других правонарушений преступление отражает высокую меру общественной опасности конкретных типов поступков людей на определенном этапе развития общества. С изменением социальных условий эта опасность может снижаться либо возрастать. Изменение опасности влечет за собой перемену границ между преступлением и правонарушением.
Ярким примером такого процесса может служить практика борьбы уголовно-правовыми средствами с незаконным предпринимательством (ст. 171 УК РФ). Вместе с тем конкретные нарушения незаконной торговли расцениваются как административные правонарушения.
Реже изменение границ между преступлением и правонарушением связано с непоследовательностью решения законом конкретных вопросов. Например, УК РСФСР 1960 г. содержал ряд норм с административной преюдицией. В частности, ст.
Категоризация преступлений и применение в уголовном праве
В предшествующем уголовном законодательстве – УК РСФСР 1960 года – отсутствовала четкая классификация преступлений. В основу классификации преступлений, названной в ст. 15 УК РФ 1996 года категориями, положены такие критерии, как характер и степень общественной опасности деяний, форма вины, размер и вид наказания, определенного санкциями, за конкретно совершенное преступление. В закрепленной УК РФ категоризации преступных деяний все они подразделены на четыре категории. В первую категорию входят деяния, представляющие наименьшую опасность, а в четвертую – особо тяжкие преступления.
В первую категорию – преступления небольшой тяжести – включены умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (ч. 2 ст.15 УК РФ).
Вторая категория – преступные деяния средней тяжести (ч. 3 ст. 15 УК РФ) – включает в себя умышленные и неосторожные преступления, максимальная санкция за которые не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание, превышающее три года лишения свободы.
Итак, в завершение данной курсовой работы, следует сказать, что изучение вопроса понятия преступления и его признаков является необходимым условием для существования уголовного права.
Поэтому подведем итоги проведенного исследования. Преступление это общественно-опасное деяние, которое предусмотрено уголовным законом и за которое предусмотрено конкретное наказание. Хоть и выдуться многочисленные споры по поводу определения понятия и возможности его расширения, все же на сегодняшний день оно остается таковым.
Так в действующем УК РФ под преступлением понимается виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
Сущность преступления проявляется в том, что оно всегда является деянием, которое выражается в форме действия или бездействия. Таким образом, никакие мысли или желания лица, до тех пор, пока они не реализуются в виде конкретных действий, не могут быть признаны преступлением.
Преступление как правовое явление характеризуется следующими признаками: общественная опасность, противоправность, а также виновность и наказуемость. При этом преступление может быть признано таковым только в случае наличия у него всех этих признаков. Первые два признака являются основными и определяют базовые характеристики преступления как особого вида правонарушения, а два последующих являются производными
Уголовная противоправность напрямую связана с общественной опасностью деяния.
Преступление является наиболее тяжким видом правонарушения. Отличие преступления от иных правонарушений происходят, во-первых, по степени общественной опасности; во-вторых, по характеру противоправности; в-третьих, по правовым последствиям.
Также от преступления следует отличать малозначительное деяние, которое хоть внешне и обладает признаками преступления, но характеризуется незначительной степенью общественной опасности, что исключает возможность применения уголовной ответственности.
Понимание значения преступления очень важно, и наличие только всех признаков в совокупи может свидетельствовать о том, что такое деяние преступление.
Итак, целью данной работы было исследование и анализ понятия преступления, признаков и видов преступлений, разграничение преступлений от иных деликтов. Для достижения данной цели реализованы задачи: изучено и проанализировано понятие преступлений, в сравнении с понятием правонарушение; рассмотрены признаки преступления, изучены и проанализировать виды преступлений.
В заключении работы можно подвести следующие итоги.
Понятие преступления является центральным в уголовном законодательстве. Само понятие дано законодателем в ст. 14 УК РФ и определяется как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Таким образом, само понятие преступления содержит в себе все его основные признаки:
преступление, это деяние которое, выражается в форме действия либо бездействия;
преступление общественно опасное деяние;
преступление это уголовно наказуемое деяние;
преступление это виновно совершенное деяние.
Кроме того, сам законодатель классифицировал преступлении по видам в зависимости от:
характера и степени общественной опасности;
родового объекта посягательства;
от степени общественной опасности однородных по характеру общественной опасности,
Сделал это законодатель в первую очередь для дифференциации наказания за преступления в зависимости от тех или иных признаков.
В процессе изучения материла было определено чем отличается преступление от иных правонарушений, и в конечном итоге стало понятно, что основные отличительные черты между ними определены законодательно. В целом, если говорить кратко, то по сравнению со всеми остальными деликтами преступление является наиболее серьезным во всех отношениях, по всем признакам.
Основной идеей всего нашего законодательства является обеспечение охраны общественного строя, его политической и экономической системы, собственности, личности, прав и свобод граждан, и в целом правопорядка от преступных посягательств.
В целях предупреждения совершения правонарушений и преступлений, необходимо знать их причины, условия способствующие их появлению. А так как эти самые причины и условия это совокупность факторов, следовательно для их устранения необходимы и комплексные меры. Выработка таких мер невозможна без глубокого изучения уголовного законодательства, и соответственно понятия преступления как его основного понятия.
Словари дает следующее определение данному термину:
Преступление (лат. scelus; англ. crime) — в уголовном праве РФ виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. (Энциклопедия права. 2015).
Преступление — общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.)
Легальное определения понятия «преступления» содержится в статье 14 Уголовного кодекса РФ:
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
Отличие преступлений от непреступных правонарушений и аморальных проступков
Преступления являются одной из разновидностей правонарушений. В практической деятельности по применению уголовного закона нередко возникает вопрос о разграничении преступлений и непреступных правонарушений, предусмотренных административным, гражданским, трудовым, земельным, семейным, хозяйственным, транспортным правом.
Правонарушения, ответственность за которые регулируется перечисленными отраслями права, в основном могут быть разделены на три вида: административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.
Как преступления, так и иные правонарушения препятствуют нормальному функционированию общества, причиняют вред сложившейся системе общественных отношений. Поэтому и те, и другие объективно являются общественно опасными. Однако степень их вредоносности, мера опасности для установившейся системы правовых связей различна.
Величина причиненного вреда является определяющим показателем степени общественной опасности и основным критерием отграничения преступления от иных правонарушений.
Разграничение преступлений и непреступных правонарушений осуществляется по трем основным признакам:
- объекту,
- характеру и степени общественной опасности,
- виду и форме противоправности.
Общий объект совокупности всех преступлений по разнообразию регулируемых сфер правоотношений шире соответственно административных, дисциплинарных и гражданских правонарушений. Для ряда преступлений характерно посягательство на такие общественные отношения (жизнь человека, государственную безопасность), когда подобные деяния могут быть отнесены лишь к числу преступлений.
По характеру и степени общественной опасности преступления всегда отличаются большей социальной вредностью, чем иные правонарушения.
В этом заключается главный материальный критерий разграничения преступлений и проступков.
Как видно, разграничение преступлений производится по признаку их общественной опасности (тяжести), для которой характерны несколько показателей: характер общественной опасности, степень общественной опасности, формы вины.
Тяжесть преступлений той или иной группы определяется видом и размером наказания. Так, к преступлениям небольшой тяжести относятся те умышленные преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы, или неосторожные преступления, где максимальный срок не превышает пяти лет лишения свободы.
Отнесение преступления к той или иной категории имеет важное значение с точки зрения юридических последствий, индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Это можно показать на ряде примеров.
Например, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или если оно примирилось с потерпевшим (статьи 75, 76 УК РФ).
Уголовная ответственность за приготовление к преступлению наступает, если такого рода деятельность имеет место в отношении тяжких или особо тяжких преступлений.
Размер срока фактического отбытия наказания, нужный для условно-досрочного освобождения или замены наказания более мягким, зависит от категории преступления: не менее половины наказания, назначенного судом за преступление небольшой тяжести или средней тяжести. Размер фактически отбытого срока значительно возрастает: не менее трех четвертей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкие преступления.
Конфискация имущества устанавливается только за тяжкие или особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений[1].
Понятие административного проступка
Довольно часто в повседневной жизни граждане совершают именно административные проступки. К примеру, безобидно выкуренная сигарета на остановке или же более тяжкое – распитие спиртных напитков где-то в парке или возле детской площадки, а также громко играющая музыка в спальном районе после положенного времени тишины, нарушение общественного порядка (например, скандал в маршрутке) и так далее. Все эти действия являются правонарушениями или проступками, наказание за которые определяются в административном кодексе РФ, где все они классифицированы и разделены по категориям. Так, например, существуют проступки, посягающие на права граждан, на их здоровье, общественную нравственность, охрану окружающей среды. А также правонарушения в таких областях, как дорожное движение, налоги, финансы, таможенное дело, сельское хозяйство, ветеринария, воинский учет и так далее, и за каждое нарушение положен свой штраф и порядок его исчисления.
Проступки и преступления
Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления. Преступление — это виновное, общественно-опасное, противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, и причиняющее вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства. В частности, это права и свободы личности, общественной порядок, основы конституционного строя государства и т. д. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на следующие виды: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Проступки — это все противоправные деяния, за исключением преступлений. Основным критерием разграничения преступлений и проступков является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, предусмотренные за эти противоправные деяния. В зависимости от того, в какой сфере социальной жизни они совершаются, характера наносимого вреда, особенностей соответствующих им правовых санкций проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного проступка являются общественная опасность, противоправность деяния, вина правонарушителя.
Состав административного правонарушения включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав и свобод граждан, право собственности, установленный порядок управления, общественный порядок и т. д.
Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. Административное законодательство предусматривает четыре группы физических лиц — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица.
Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, повлекшем за собой возникновение административного деликта. Субъективная сторона включает мотив, цели и вину правонарушителя. При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного правонарушения.
Дисциплинарный проступок — это нарушение трудовой или служебной дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Дисциплинарные правонарушения подрывают производственную, служебную, воинскую, учебную дисциплину. Дисциплинарные правонарушения в основном предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.
Характерными признаками дисциплинарного проступка являются: во-первых, то, что дисциплинарное правонарушение совершается работником, состоящим в трудовых правоотношениях с данной организацией и обладающим трудовой деликтоспособностью. Во-вторых, дисциплинарный проступок выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих трудовых или служебных обязанностей. Противоправность поведения проявляется в нарушении трудовых или служебных обязанностей, возлагаемых на работника трудовым контрактом.
Примером противоправного поведения могут быть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение трудовых нормативов, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т. д. Виновным признается противоправное деяние, совершенное умышленно или неосторожно. В-третьих, в результате дисциплинарного правонарушения вред причиняется трудовому коллективу, организации при наличии причинной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом (ущербом). В-четвертых, дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарных санкций, предусмотренных трудовым законодательством или дисциплинарными уставами.
Таким образом, дисциплинарный проступок можно определить как виновное противоправное нарушение трудовых или служебных обязанностей работниками, за совершение которых устанавливается дисциплинарная ответственность и может быть применена мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная в трудовом законодательстве или дисциплинарными уставами.
Гражданское правонарушение — это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Это такого рода правонарушения, как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключение противоправных сделок, нарушение авторского права, причинение имущественного вреда и т. д. Субъектами гражданских правонарушений могут выступать как физические, так и юридические лица.
Характерной особенностью гражданских правонарушений является то, что ответственность, предусмотренная за эти проступки, носит правовосстановительный характер в форме имущественных или неимущественных санкций.
Социальная сущность правонарушений коренится в самих общественных отношениях, которые порождают поступки людей. Противоправное поведение как особое социальное поведение обусловлено наличием объективных и субъективных причин и условий, существующих в самой общественной жизни. По словам известного американского социолога Э. Шура, «все существующие модели преступного поведения являются ценой, которую мы вынуждены платить за ту структуру нашего общества, которую создали сами»6. Следовательно, социальная природа правонарушаемости обусловлена социально-экономическими условиями жизни общества.
Субъективные причины правонарушений — это низкий уровень правосознания и правовой культуры каждой отдельной личности, негативные побуждения, цели, потребности, противоречащие интересам общества. Противоправное поведение всегда индивидуально и является актом воли и сознательной деятельности. Поэтому важно знать и изучать психико-эмоциональные мотивы (причины), побудившие к совершению противоправных деяний.
Объективные причины правонарушений — это определенные противоречия в общественной жизни, характеризующиеся экономическими, политическими, социальными и духовными факторами. Объективные условия правонарушений — это недостатки организационного и технического порядка, способствующие действию субъективных и объективных причин правонарушения.
Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.
П.Ю. Константинов. Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений.
Правоведение. -2005. — № 3. — С. 58 — 74
Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений: проблемы теории и практики
П. Ю. Константинов,[*] А. К. СоловьеваА. К.,[**] А. П. Стуканов[***]
Социальные отклонения — нарушения социальных норм. Они являются выражением негативного отношения индивида или социальной группы к соблюдению действующих законов и норм морали, сложившихся в обществе. Социальные отклонения, рассматриваемые как массовое явление, тесным образом связаны с экономическими и политическими процессами, происходящими в государстве. Типология социальных отклонений отражает многообразие этих явлений, дает возможность провести разграничительные черты между ними и выявить особенности их этиологии, которые необходимо учитывать при осуществлении мер борьбы с ними.[1]
Нельзя не согласиться с точкой зрения Д. А. Керимова о том, что судебная практика постоянно сталкивается с ситуацией, когда совершившее преступное деяние лицо не в состоянии объяснить его причины, мотивы, смысл. Но и сам судебный орган нередко бессилен вскрыть глубинные детерминанты такого рода преступления. И тогда проблема решается формально-юридически: налицо все признаки состава преступления, подпадающие под статью уголовного закона, и назначается соответствующее наказание без сколько-нибудь серьезного анализа, в частности его психической стороны. Еще хуже дело обстоит, когда юридическая наука не может объяснить глубинные детерминанты совершенного преступления.[2]
Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований. Наиболее распространено их деление на различные виды в зависимости от типа нарушаемой нормы. При этом негативные отклонения делятся на преступления и правонарушения (административные, гражданские, трудовые и пр.), а также аморальные проступки.
58
На наш взгляд, деление социальных отклонений на преступления и административные правонарушения весьма условно. Об этом говорит и современная правоприменительная практика, и мировой опыт.
Уголовное и административное право устанавливает ответственность за нарушение норм различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, земельного, финансового, семейного и др. Единство материальной природы объекта преступлений и административных правонарушений ставит перед законодателем, представителями юридической науки и практики проблему разграничения преступлений и административных правонарушений и прежде всего их смежных составов. А в КоАП РФ и УК РФ содержится около 100 таких «пограничных» составов.
Предложенная для рассмотрения тема не является новой для отечественного права.
Первые полицейские наказания, отличные от уголовных и налагаемые без производства следствия и без суда, появились в период царствования Императрицы Екатерины II (например, Устав благочиния от 8 апреля 1782 г., Указ от 1 августа 1782 г. «Об исправлении полицейским наказанием воров, укравших меньше 20 рублей»).[3]
Н. С. Таганцев отмечал спор о делении деяний, запрещенных под страхом наказания, на два вида: уголовные преступления и полицейские нарушения. Стремление предать полицейской неправде самостоятельный характер было присуще немецкому праву и нашло свое отражение не только в германском законодательстве XIX в., но и в Уложении Российской Империи 1845 г. о наказаниях уголовных и исправительных.[4] В нем содержались следующие определения преступления и проступка: «Всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей или же на право или безопасность общества или частных лиц, есть преступление; нарушение правил, предписанных для охранения определенных законами прав и общественной или личной безопасности или пользы, именуется проступком» (ст. 1—2 Уложения).[5] При этом Н. С. Таганцев считал такое деление практически несущественным, поскольку уголовные и полицейские посягательства, по его мнению, представляются особой группой уголовно наказуемых деяний. В качестве наиболее приемлемого критерия разграничения правонарушений ученый называл наказуемость деяния.
В целом можно выделить три критерия разграничения административных правонарушений и преступлений: а) материальный критерий, характеризующий общественную опасность деяния; б) тяжесть наказания за правонарушение или преступление (критерий наказуемости деяния); в) процессуальный критерий, характеризующий процессуальную форму привлечения виновных лиц к юридической ответственности.
Материальный критерий разграничения правонарушений. В современной теории права, а также в теории уголовного и административного права
59
основным критерием разграничения преступлений и административных правонарушений является общественная опасность.[6] «Общественная опасность означает, что деяние вредоносно для общества, иными словами, общественная опасность деяния состоит в том, что оно причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда… общественным правоотношениям».[7] Вместе с тем Н. Ф. Кузнецова отмечает, что общественная опасность преступления — исторически изменчивая категория, что обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в обществе.[8] «Соотношение между преступлением и проступком не является раз и навсегда данным, а меняется в зависимости от конкретных исторических условий развития… государства».[9]
Критерий общественной опасности рассматривается представителями науки административного и уголовного права с трех точек зрения. Первая позиция связана с отрицанием такого свойства административных правонарушений, как общественная опасность.[10] При таком взгляде на административные правонарушения они оцениваются как общественно вредные, вредоносные. Вторая точка зрения отражает мнение о том, «что одни административные проступки общественно опасны, а другие не имеют этого признака»,[11] поскольку «для проступков такое качество, как общественная опасность, не является обязательным».[12] Сторонники третьей точки
60
зрения признают общественную опасность и за преступлениями, и за административными правонарушениями.[13] Административные правонарушения, однако, характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями.[14]
Данная точка зрения представляется наиболее убедительной. Категория общественной опасности отражает сущность правонарушения, поскольку любое правонарушение посягает на общественные отношения, охраняемые нормами различных отраслей права (конституционного, уголовного, административного, гражданского, трудового), препятствует нормальному осуществлению правоотношений, причиняет или создает угрозу причинения вреда правам и законным интересам участников правоотношений.
Разграничение правонарушений по видам должно быть основано на степени общественной опасности деяния, проявлениями которой могут выступать: а) характер общественной опасности деяния; б) объект посягательства; в) неоднократность деяния; г) способ совершения деяния и характер действий виновного лица; д) тяжесть последствий деяния и размер причиненного вреда; е) форма вины лица, совершившего деяние; ж) личность виновного в совершении деяния.
Руководствуясь критерием степени общественной опасности деяния, можно выделить три группы правонарушений: (1) преступления, т. е. деяния, имеющие наибольшую степень общественной опасности; (2) уголовно-правовые проступки меньшей общественной опасности, но не обладающие признаками преступного деяния; (3) административные правонарушения.
Критерий наказуемости деяния. Деление преступлений на виды было проведено и в российском дореволюционном уголовном праве, однако в основу такого разделения была положена тяжесть наказания, предусмотренного за преступление.
Что такое правонарушение
Правонарушение можно охарактеризовать как противоправное деяние, направленное против личности, имущества, а также подрывов установленных государством запретов и ограничений. Данные деяния не представляют собой опасность для общества, поэтому для их описания юристы часто используют термин «общественная вредность».
Нарушение ПДД пешеходом.
Таким образом, лица, совершающие правонарушение, не являются социально-опасными элементами и не могут быть осуждены в полном смысле этого слова с изоляцией от общества через тюремное заключение на длительный срок. Все правонарушения являются административно-наказуемыми противозаконными действиями, наказания за которые регламентируются КоАП РФ и предоставляют собой достаточно мягкие меры дисциплинарного воздействия, такие, как:
- Наложение денежного взыскания в виде штрафа с суммой, ограниченной тяжестью нарушаемой статьи Кодекса для водителей, должностных лиц, представителей индивидуального предпринимательства, различных сфер малого, среднего или крупного бизнеса, а также простых граждан.
- Административный арест на срок до 15 суток за повторяющиеся нарушения и особо тяжкие статьи, требующие повышенных мер по пресечению незаконной активности.
- Исправительные работы до 150 часов, предназначенные прежде всего для лиц, посягающих на сохранность чужой частной или государственной собственности.
- Лишение права заниматься тем или иным видом деятельности за нарушения, совершённые при занятии данной деятельностью (к данным мерам относятся лишение водительского удостоверения, приостановка или отзывы лицензий на право осуществления того или иного вида деятельности и т. д.).
Дела, связанные с административным делопроизводством, при особой тяжести правонарушения могут быть переквалифицированы в уголовную плоскость и переименованы в преступления.
Административное наказание может быть применено в том числе и к несовершеннолетним после 14 лет. Поэтому даже подростковое мелкое хулиганство подразумевает наложение дисциплинарных мер.
Виды административной ответственности
В КоАП РФ предусмотрены следующие виды административной ответственности:
- предупреждение
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Гражданское нарушение права
Гражданский проступок возникает в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Здесь при его определении и наказании действует подобная схема.
Гражданская юридическая ответственность наступает с 18 лет — это следует знать всем гражданам, проживающим в государстве.
Суд выносит решение, согласно которому разрешается гражданское правонарушение (примеры органов, определяющих меру наказания: суд мировой, если спор не дороже 30 000 рублей; суд общей юрисдикции — для споров выше 30 000 рублей). Наказание за гражданский проступок — это пеня, штраф, неустойка, возмещение вреда.
Гражданские правонарушения и наказания за них прописаны в ГК РФ (Гражданский кодекс).
Каким бывает гражданское правонарушение? Примеры их — это:
- Невыполнение условий договора найма. Наказание: неустойка.
- Умышленно нанесённый вред чужому имуществу. Наказание: возмещение ущерба.
- Несвоевременная оплата кредита, счетов. Наказание: штраф или пеня.