Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состав жилищно-коммунального комплекса: проблемы и перспективы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все типы жилья (комната в общежитии или коммунальной квартире, отдельная квартира, частный дом и т. п.) классифицируются как жилищный фонд.
Каждый объект жилищного фонда является в то же время объектом жилищно-коммунальных услуг и находится в чьей-то собственности.
В процессе реформирования ЖКХ можно выделить несколько этапов, определяемых периодами выхода федеральных законов и других законодательных актов. В целях оценки результатов процесса реформирования ЖКХ и для выявления проблем, сдерживающих развитие отрасли, представляется целесообразным кратко рассмотреть эти этапы.
Начало рыночным преобразованиям в ЖКХ по общепринятому мнению стало принятие Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992г. № 4218-1, который разделил полномочия по управлению и хозяйствованию в жилищной сфере, определил новый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, ввел систему адресной социальной защиты граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг; так же было принято решение о разграничении частной собственности по уровню власти – проведена передача объектов жилья и коммунальных услуг в муниципальную собственность.
Цель реформы: жилищно-коммунальное хозяйство должно перейти на самоокупаемость в течение пяти лет. Однако, социально-экономическая ситуация объективно не позволила завершить быстрый переход к покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей, включая население. Возникла необходимость внести коррективы в процессе реформирования ЖКХ, проводить его не стихийно, а целенаправленно.
Основы федеральной жилищной политики в дальнейшем были конкретизированы в ряде законопроектов, которые заложили первые основы концепции реформы ЖКХ.
Особое значение в этой связи имеет Федеральный закон от 15 июня 1996г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». Цель данного документа состояла в том, чтобы создать условия благоприятные для формирования субъекта консолидированного спроса на жилищно-коммунальные услуги. Как показывает практика, в законе существуют недоработки, которые до сих пор не позволяют достигнуть поставленной цели (значительные затраты на регистрацию ТСЖ как юридического лица, неудовлетворительное состояние жилого фонда и т.д.).
В апреле 1997г. Указом Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ», была одобрена «Концепция реформы ЖКХ РФ».
Концепцией о реформировании ЖКХ дана оценка реальному состоянию ЖКХ, определены причины кризиса и отмечено, что единственным способом его преодоления должно стать изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
Концепцией был предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья коммунальных услуг на период 1997-2003 годы. При этом доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг на первом этапе (1992-1998 годы) должна была возрасти с 35 до 50% и на 10% ежегодно на втором и третьих этапах (1999-2000 годы, 2001-2003 годы).
В целях координации процессов реформирования ЖКХ в регионах России и соблюдения сроков ее реализации Правительством РФ были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, которые устанавливали величины предельно допустимых и социально-оправданных параметров:
1. обеспеченности жильем в расчете на одного человека как стандарта социальной нормы площади жилья для семей различной численности;
2. максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя их социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
В 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало современного этапа реформирования ЖКХ РФ, а именно:
1. состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ (19-20 января 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правительству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ;
2. согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от 27.06.2007 № 54);
3. принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (от 21.07.2007 № 185-ФЗ).
Федеральный закон РФ. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р была принята и одобрена концепция целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020гг.».
В сентябре 2005 года Президентом России в обращении к Правительству было объявлено о приоритетных национальных проектах, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния народа за счет «инвестиций в человека как в будущее России». Среди четырех основных категорий: образование, жилье, здравоохранение и сельское хозяйство, приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выделялся своей проработанностью и четкостью поставленных задач. К этому времени в стране уже заканчивался 1 этап ФЦП «Жилище» на 2002-2005 годы, поэтому не составляло труда продлить действие программы, подключив к национальному проекту в качестве механизма его выполнения.
Первый этап ФЦП «Жилище» содержал 7 подпрограмм:
-
«Государственные жилищные сертификаты на 2004 — 2010 годы»;
-
«Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;
-
«Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;
-
«Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;
-
«Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»»;
-
«Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»;
-
«Обеспечение жильем молодых семей».
Сюда же можно отнести и мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.
На II этапе часть подпрограмм объединили, а подпрограмму по расселению из ветхих домов и вовсе исключили. В настоящий момент работают подпрограммы:
-
«Обеспечение жильем молодых семей»;
-
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;
-
«Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»;
-
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;
-
мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по мере принятия соответствующих законодательных актов.
Действующий этап ФЦП «Жилище» охватывает 2011-2015 годы и направлен на достижение двух основных целей:
-
формирование рынка доступного жилья эконом-класса;
-
обеспечение жильем некоторых категорий граждан.
Для решения поставленных задач планируется:
-
увеличить объем строительства нового жилья в 2015 году до 90 млн. кв. метров (2010 год — 53 млн. кв.м.);
-
повысить уровень обеспеченности жилплощадью в среднем до 24,2 кв. м на человека (2010 г. – 21,7 кв.м.);
-
за четыре года улучшить жилищные условия за счет средств федерального бюджета 90 тысячам семей некоторых категорий граждан;
-
повысить индекс доступности приобретения жилья на 20%.
Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?
Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.
Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».
Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ
Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:
— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;
— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;
— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами
Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).
Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.
Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.
Финансовые проблемы ЖКХ
Сфера ЖКХ финансируется бюджетными средствами, а потому в 2018г проблема недостатка денежных средств ощущается особенно остро. Возникновение трудностей связано со следующими причинами:
- неуплата стоимости использованных сервисов (как показывает практика, в каждой сфере обслуживания ЖКХ есть задолженности);
- смена стандартов оплаты услуг (снижение стоимости за счет субсидии, нормативные показатели потребления);
- утрата большой доли дотаций, которые ранее выделялись Министерству строительства;
- отсутствие счетчиков, поэтому фактическое потребление в разы превышает нормативы использования и, соответственно, оплату.
Обслуживание сантехники, электрики и других коммуникаций осуществляется мастерами ЖКУ, которых недостаточно для своевременной проверки состояния систем. Может быть использована практика привлечения специалистов извне, но у бюджетов муниципалитетов не хватает денег для финансирования внешних мастеров.
Постановлениями Правительства ежегодно принимаются новые документы в сфере организации деятельности жилищно-коммунальных хозяйств. Главное внимание уделяется социальной защите населения, что проявляется в предоставлении льгот и дотаций при оплате коммунальных сервисов. Так, основные действия направлены на проведение следующих мероприятий:
- гарантия субсидирования, рассчитанная на принципах индивидуальности (на практике это расшифровывается путем отображения основных требований к объектам недвижимости, а также финансовому состоянию жильцов);
- предотвращение некачественного исполнения вверенных обязанностей по обслуживанию коммунальных систем;
- несанкционированное отключение услуг;
- увеличение тарифов.
Если со стороны конкретного органа были допущены существенные нарушения при исполнении обязанностей, то у жильцов есть право направить жалобу на действия должностного лица. К процедуре можно привлечь юриста, который поможет защитить свои интересы.
Задачи тарифного регулирования
Поверка цен на коммунальные сервисы происходит с учетом ведомственной инструкции. Так, за основу принимается средний расчет материальных затрат коммерческих предприятий, предоставляющих сервисы. Также считаются средние нормы потребления услуг. Эти цифры условные, а потому на практике провайдеры получают совсем малую толику дохода. А если ломается техническое оборудование (например, трубопровод), провайдеру придется самостоятельно устранять неполадки, что влечет дополнительные траты.
Приказом Министерства строительства разработаны следующие рекомендации по стабилизации платежей и их приведению к адекватному уровню, а именно:
- снижение затрат на организацию работы с сохранением качества исполняемой деятельности;
- использование внешних инвестиций;
- развитие конкуренции;
- подготовка финансовой основы для работы;
- повышение самостоятельности организаций.
За что можно подать жалобу на ЖКХ?
Будучи потребителем жилищно-коммунальных услуг, гражданин или группа граждан вправе подать жалобу на организацию, ответственную за управление конкретным домом. Причин для этого действия может быть несколько:
- произошло обращение, связанное с необходимостью решения какого-либо вопроса, а фирма продолжает бездействовать;
- организация выполнила работы и услуги некачественно;
- компания установила завышенные расценки на услуги, которые на практике стоят значительно дешевле;
- организация допустила ошибки и нарушения в процессе составления отчетности или пренебрегла ее оформлением вовсе;
- лифт или мусоропровод отказывается работать, а компания ЖКУ ничего не предпринимает;
- собрание собственников не организовывается или проводится с нарушениями;
- подготовка к отопительному сезону является недостаточно качественной;
- нарушены любые прочие условия договора.
Понятие, функции и основные факторы развития ЖКХ
Анализ литературы свидетельствует о том, что до сих пор в России понятие «жилищно-коммунальное хозяйство» является неоднозначным. Все чаще авторами используется инновационные подходы и методы к определению сущности ЖКХ и описанию особенностей его функционирования. При этом в российской и зарубежной практике принято ЖКХ рассматривать как систему с различных позиций. Одним из направлений исследования ЖКХ является всесторонний анализ системы с точки зрения отраслевой специфики как:
— отрасль территориальной инфраструктуры, которая формирует жизненную среду человека;
— достаточно автономные предприятия различных сфер деятельности;
— одна из подотраслей сферы услуг.
Ряд известных российских экономистов (А.М. Саралидзе, С.А. Тарана, Е.В. Чекалина, Д.М. Жукова, Р.Т. Акчурина) под ЖКХ понимают сложную многоотраслевую и многофункциональную социально-экономическую систему предприятий и организаций различных форм собственности, разнообразные результаты труда которых выступают в форме товаров и услуг, формирующих комфортную жизненную среду человека с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.
Анализ различных точек зрения позволил авторам сформулировать собственное определение ЖКХ: комплекс ЖКХ — сложная многоуровневая организационно-экономическая система, содержащая в себе совокупность подотраслей и функционирующая с целью обеспечения условий комфортного проживания граждан. ЖКХ помимо того, что является сложной функциональной, технико-технологической и организационной структурой, имеет четкую социальную направленность функционирования.
Таким образом, авторами определена цель функционирования ЖКХ -формирование комфортных условий жизнедеятельности населения путем гарантированного предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), необходимых для поддержания уровня благоустройства жизнедеятельности потребителей услуг.
Постановлениями Правительства ежегодно принимаются новые документы в сфере организации деятельности жилищно-коммунальных хозяйств. Главное внимание уделяется социальной защите населения, что проявляется в предоставлении льгот и дотаций при оплате коммунальных сервисов. Так, основные действия направлены на проведение следующих мероприятий:
- гарантия субсидирования, рассчитанная на принципах индивидуальности (на практике это расшифровывается путем отображения основных требований к объектам недвижимости, а также финансовому состоянию жильцов);
- предотвращение некачественного исполнения вверенных обязанностей по обслуживанию коммунальных систем;
- несанкционированное отключение услуг;
- увеличение тарифов.
Если со стороны конкретного органа были допущены существенные нарушения при исполнении обязанностей, то у жильцов есть право направить жалобу на действия должностного лица. К процедуре можно привлечь юриста, который поможет защитить свои интересы.
Эксплуатирующая организация
Как их только сегодня не называют: управляющие компании (или просто УК), ДЕЗ, ДЭЗ, ЖЭК, ЖЭУ, РЭУ и так далее. Иногда даже именуют ЖКХ. Но все это — одно и то же под названием «эксплуатирующая организация». Она отвечает за состояние дома и прилежащей территории, а также за качество коммунальных услуг. Она же зачастую собирает коммунальные платежи. Именно в управляющие компании жители чаще всего идут со своими проблемами. Поэтому и внимания им мы уделим больше всего.
Эксплуатирующей организации следует адресовывать любые претензии, связанные с текущим состоянием и обслуживанием общего имущества в жилом доме, с вывозом мусора, с уборкой и расчисткой придомовой территории. Подробно сфера ответственности управляющей компании обозначена в договоре на управление многоквартирным домом, который она должна в обязательном порядке заключать с каждым собственником и ежегодно пролонгировать (п. 1.1 ст. 162 ЖК РФ). Если такого договора у вас нет — требуйте его.
Большинство эксплуатирующих организаций оказывает также дополнительные платные услуги, не относящиеся к эксплуатации общедомового имущества. Например, вам могут сделать ремонт в квартире, поменять розетки или смесители, установить унитаз, отрегулировать плотность прилегания оконных створок к раме и т. д. Перечень платных услуг должен присутствовать на сайте организации и в ее офисе.
Нередко представители управляющих компаний любят отправлять собственников с их претензиями в различные третьи инстанции. Не работает лифт? Обращайтесь в лифтовую компанию! Нет горячей воды? Мы ни при чем, звоните в котельную! Окно в новой квартире вставлено криво? Это все застройщик, все претензии к нему!
На подобные попытки уйти от ответственности не стоит обращать внимания: нужно настойчиво требовать своего. Именно эксплуатирующая организация, которую собственники наняли для управления домом, заключает договоры со сторонними подрядчиками. Именно она должна контролировать их работу и следить за техническим состоянием здания и работоспособностью его систем.
Еще один момент, на который следует обратить внимание, — граница раздела имущества на общедомовое и личное. Например, квартирный электросчетчик относится к личному имуществу, поэтому в УК будут правы, если порекомендуют вам самостоятельно сообщить о его неисправности в электросетевую компанию. То же относится к водосчетчикам, телефонным линиям и пр.
В системе водоснабжения граница проходит через вентили или шаровые краны на отводах от стояков. Их менять и обслуживать должна эксплуатирующая организация, а все, что установлено после этих кранов, относится к зоне ответственности собственника.
С отоплением все сложнее. Главный вопрос заключается в том, рассматривать отопительные приборы в квартирах как часть общедомовой системы отопления или как собственность жителей. «С инженерной точки зрения радиатор следует рассматривать как неотъемлемую часть отопительной системы, а саму ее — как единое целое, поскольку любые несанкционированные манипуляции с радиатором могут негативно отразиться на работе системы отопления и отрицательно сказаться на комфорте жильцов. Например, если вы увеличили площадь радиатора у себя в квартире, то тем самым отняли часть тепла у своих соседей по дому: у вас стало теплее, а у них — холоднее.
Но, к сожалению, взгляды инженеров и юристов на систему отопления не совпадают. С юридической точки зрения граница раздела собственности проходит по запорному крану перед отопительным прибором. При наличии крана радиатор считается собственностью жильцов, а стояк — общедомовой собственностью. В целом же можно сказать, что общепризнанная норма пока не сложилась. В каких-то регионах, например в Санкт-Петербурге, радиаторы меняют в ходе капитального ремонта, а в каких-то — не меняют», — комментирует Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Сущность и структура экономического механизма развития ЖКХ
Экономический механизм развития ЖКХ, включающий методы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, должен быть направлен на стимулирование предложения услуг по управлению многоквартирными домами и коммунальному обслуживанию, формирование платежеспособного спроса на эти услуги, обеспечение баланса интересов управляющих и ресурсоснабжающих организаций и собственников жилья.
Для наиболее полного представления о жилищно-коммунальном комплексе городов весьма актуальным является учет его субъектнообъектной структуры. Объектами жилищно-коммунального комплекса являются источники производства коммунальных услуг (объекты водоснабжения, водоотведения, тепло-, электро-, газоснабжения) и сетевая инфраструктура (инженерные сети) и жилищные (управляющие) организации.
Основные полномочия Департамента
Участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти и других нормативно-правовых актов в области государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере.
Проводит мониторинг и анализ состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Осуществляет координацию работы по подготовке субъектов Российской Федерации к осенне-зимнему периоду и прохождению отопительного сезона.
Осуществляет государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
Проводит мониторинг и анализ реализации государственной политики и эффективности нормативно-правового регулирования (в том числе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности) в пределах установленной сферы деятельности Министерства.
Организует и участвует в разработке и реализации программ, в том числе федеральных целевых и ведомственных программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства, а также иных мероприятий, направленных на обеспечение реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Осуществляет разработку и реализацию мер государственной поддержки и стимулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства.
Осуществляет методическое обеспечение органов местного самоуправления по подготовке технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также по разработке программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Осуществляет разработку методики расчета тарифов и надбавок, в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Осуществляет разработку методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности указанных объектов, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.
Осуществляет согласование инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций.
Принимает решения о целесообразности более ранних сроков уменьшения показателей, характеризующих величину годового удельного расхода энергетических ресурсов в здании, строении и сооружении, а также об установлении соответствующих им требований энергетической эффективности.
Осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.
Проводит мониторинг утверждения и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом недопустимости увеличения объемов аварийного жилищного фонда.
Отдел развития коммунального хозяйства Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выполняет следующие функции:
Разработка и подготовка для внесения в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов и иных документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации.
Осуществление в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации координации работы по подготовке субъектов Российской Федерации к осенне-зимнему периоду и прохождению отопительного сезона, ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, в том числе участвует в подготовке заявлений в судебные органы с требованиями об исключении некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в установленной сфере.
Определение и структура ЖКХ в России
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную многофункциональную систему жизнеобеспечения и безопасности населения, состав и структура которой специфичны для каждого региона.
В рамках жилищных и муниципальных услуг можно выделить несколько подсекторов:
Жилищно-коммунальное хозяйство(ЖКХ) — сложная социально-экономическая система, обеспечивающая население, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми им ресурсами, водой, газом, электроэнергией и отоплением.
Структура жилищно-коммунального хозяйства обычно включает:
Государственные услуги занимают особое место в ЖКХ.
Муниципальные службы — совокупность предприятий, служб и хозяйств, обслуживающих население городов и населенных пунктов. Государственные службы также обслуживают промышленные предприятия, которым они поставляют воду, электричество, газ и другие коммунальные услуги.
Система жилищно-коммунального хозяйства представлена жилыми, общественными зданиями; эксплуатирующими, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими компаниями, составляющими сложную социально-экономическую систему, эффективность работы которой зависит от развития городской застройки и состояния среды обитания жителей города. Таким образом, жилищно-коммунальные услуги являются важнейшей составляющей городской экономики.
Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий, служб и хозяйств, обслуживающих население различных муниципальных образований; в городах оно является частью городской экономики. Во многих городах и поселках государственные службы также обслуживают промышленные компании и снабжают их водой, электричеством и газом. Однако, в зависимости от местной ситуации, промышленные компании также имеют свои собственные трубопроводы для водоснабжения, канализации и других коммунальных нужд.
Темпы развития и масштабы деятельности коммунальных служб оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния населения и условия его жизни, санитарно-гигиенические условия, чистоту воздуха и воды, а также на уровень производительности труда.
Государственные услуги включают в себя:
Структура внешнего благоустройства густонаселенных районов включает дороги и тротуары, мосты и эстакады, подземный и наземный транспорт, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневого (дренажного) управления отходами, плотины, различные гидротехнические сооружения, а также общественные зеленые зоны, уличное освещение и т. д.
Основой городского жилищного сектора является жилищный фонд: жилые здания, специализированные дома (жилые дома, общежития, маневренные фонды, дома для ветеранов и т.д.), жилые помещения в других зданиях, пригодных для проживания.
Жилищный фонд делится на следующие виды:
Для города поселения особое значение имеют коммунальные объекты: