Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное правонарушение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.
Виды административных правонарушений
В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.
В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.
В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.
В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.
В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.
В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.
Понятие, сущность и признаки административного правонарушения
В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.
В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.
Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:
- Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)
Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.
Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.
Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.
Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.
- Противоправность
Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.
- Виновность
Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.
- Наказуемость
Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.
Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.
Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.
Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.
Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.
Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.
Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.
Виды субъектов административного процесса:
1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
2) государственные органы, предприятия и учреждения;
3) государственные служащие;
4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.
Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:
• субъекта, возбудившего управленческое дело;
• субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
• стороны административного процесса;
• третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
• уполномоченного представителя;
• лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
• лица, защищающего права и интересы других лиц;
• лица, содействующего отправлению административного процесса.
Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.
Общие черты административно-нормотворческого процесса:
• является составным элементом (частью) административного процесса;
• ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
• осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
• реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;
• результатом является подзаконный нормативный правовой акт.
Отличительные черты административной ответственности
Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности следующими чертами:
- Регулируется нормами института административной ответственности (административно-деликтного права), которые содержатся в законах и подзаконных актах; уголовная же ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная – специальными нормами трудового права и административного права (по вопросам государственной службы); материальная – трудовым правом, имущественная – гражданским правом;
- Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок); основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – нарушение норм трудового права, имущественной – гражданско-правовой деликт (причинение вреда);
- Субъектами административной ответственности могут быть и физические, и юридические лица; к уголовной и дисциплинарной
ответственности привлекаются только физические лица; - Административная ответственность предусматривает применение административных наказаний; уголовная – уголовных наказаний, дисциплинарная – дисциплинарных взысканий;
- Административные наказания применяет широкий круг уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также суды; меры уголовной ответственности определяет исключительно суд, дисциплинарные взыскания – руководитель, с которым привлекаемый к ответственности работник состоит в трудовых либо служебных отношениях;
- Применение административного наказания не влечет судимости; лицо, привлеченное к административной ответственности, считается подвергнутым административному наказанию в течение установленного срока.
Состав и виды административного правонарушения
Каждая статья второго раздела Кодекса описывает 4 элемента деяния: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В совокупности они образуют состав административного правонарушения.
Если хоть один из элементов выпадает, человека или организацию не получится наказать.
Объекты – это те отношения и ценности, которым нарушители причиняют вред. Они перечислены в главах 5-21 Кодекса. В зависимости от объекта юристы выделяют, в частности, такие виды административных правонарушений:
- против прав граждан;
- против здоровья населения;
- против собственности;
- против общественной нравственности;
- нарушающие ПДД и другие.
Объективная сторона административного правонарушения включает конкретный проступок, отрицательные последствия (при их наличии) и причинно-следственную связь.
Каждое отдельно взятое правонарушение имеет свою сложную структуру, которую называют составом правонарушения.
«Состав правонарушения — это научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных элементов и признаков отдельных разновидностей правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.»[10]
«Можно сказать, что состав правонарушения — это совокупность объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания данного деяния правонарушением.»[11] Если правонарушение — это фактическое деяние, то состав правонарушения является лишь теоретической конструкцией, абстракцией, сформулированную юристами.
«Понятие «состав правонарушения» выполняет служебную роль по отношению к понятию «правонарушение».»[12]
Под составом правонарушения понимают некую систему наиболее типичных общих признаков отдельных разновидностей правонарушения. Они необходимы для привлечения ответственности. Это объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.
К элементам состава правонарушения относятся:
объект правонарушения;
объективная сторона правонарушения;
субъект правонарушения,
субъективная сторона правонарушения.
Отсутствие одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.
Субъективная сторона правонарушения раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и вытекающим последствиям, определяет направленность его воли. Таким образом, человек когда становится личностью, получает возможность самостоятельно ориентироваться в окружающей действительности и самостоятельно направляет свою деятельность. Однако, совершая правонарушение, человек должен отдавать себе отчёт, что его поведение может нанести вред другим или даже государству. С субъективной стороны любое правонарушение характеризуется виной, целью и мотивом. Рассмотрим субъективную сторону на примере уголовного права.
«Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его результатам. Она выражается в том, что он осознает общественноопасный характер деяния, либо не осознаёт, хотя мог и должен был осознать»[26]. «Принимая решение совершить противоправное деяние, индивид осуществляет выбор, не являющийся изолированным от социальных условий. Внутренние установки, убеждения, желания правонарушителя в значительной мере формируются под негативным воздействием окружающей общественной среды, предоставляющий ему объект приложения соответствующих интересов»[27].
Определение этого понятия вытекает из Уголовного кодекса Российской Федерации. Вина – это безграничный психический процесс, который не может иметь чётких границ. Формы вины по Уголовному кодексу – это умысел и неосторожность[28]. Умысел, в свою очередь, бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность.
Признаками умысла являются желание, сознание того, что совершаемое правонарушение несёт характер общественно-опасного деяния. Лицо с умыслом должно предвидеть вредные и опасные последствия своих деяний. «В соответствии с ч.2 ст.25 Уголовного кодекса РФ, если лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления, оно действовало с прямым умыслом»[29]. Разница между прямым умыслом и косвенным лишь в том, что при прямом умысле лицо осознаёт об опасных и вредных последствиях и желает их наступления, например: убийство с целью грабежа, а при косвенном умысле лицо, также осознавая о последствиях — допускает их, например: управление автомобилем в состоянии опьянения и попадание в ДТП, в результате которого пострадали случайные лица.
Неосторожность, как уже ранее было сказано, так же, как и умысел делится на два подвида – небрежность и легкомыслие.
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации[30], легкомыслие – это сознание лицом, совершающим правонарушение, возможности наступления общественно-опасных последствий своих деяний и безосновательный расчёт на их предотвращение, например: водитель едет на транспортном средстве с повышенной скоростью, рассчитывая на свои водительские навыки, но, по неосторожности, теряет управление и совершает наезд на пешехода, совершив последнему тяжкий вред здоровью.
В отличие от легкомыслия, небрежность заключается в том, что лицо, совершающее правонарушение не осознавало и не предвидело наступления общественно-опасных последствий, хотя при необходимых обстоятельствах могло и должно было предвидеть эти последствия, например: медицинский работник, производивший инъекцию лекарства пациенту, по невнимательности ввел другое вещество, оказавшееся ядом, в результате чего у пациента наступила смерть. В этом случае медицинский работник понесет ответственность за преступление, если будет доказано, что он не только должен был, но и мог распознать яд.
Преступную небрежность следует отличать от случайного причинения вреда (казуса). «При невиновном причинении вреда лицо не предвидит, не должно и не могло предвидеть наступление общественно-опасных последствий либо должно было, но не могло их предвидеть»[31]. К примеру, господин Иванов И.И. работал у себя на дачном участке – спиливал большое дерево, которое ему сильно мешало. В результате спила дерево упало на забор, огораживающий участок Иванова И.И., а, заодно, и прибило господина Петрова П.П., который в состоянии сильного алкогольного опьянения не дошёл до своего участка и прилег отдохнуть к забору у участка Иванова И.И., пока последний спиливал дерево. В данном случае имеет место казус, т.е. невиновное причинение вреда, потому что Иванов И.И. не мог и не должен был предвидеть что у забора окажется Петров П.П.
Вина также бывает двойной (сложной) формы[32]. В Уголовном кодексе говорится, что, если виновный, действуя умышленно, причиняет тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и не охватывались умыслом виновного, то ответственность за эти последствия наступают только в случае неосторожности виновного. Например, ст. 111 УК РФ. Это умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, слуха, речи либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности[33]. Если в результате причинения тяжкого вреда здоровью, оно повлекло за собой смерть потерпевшего, то простой состав преступления (ч.1 ст.111 УК РФ) становится квалифицированным (ч.4 ст.111 УК РФ). В указанном случае основное действие (причинение тяжкого вреда здоровью) совершается умышленно, а к полученному последствию, т.е. смерти человека, отношение субъекта выражено в виде неосторожности. В целом это является одним составом правонарушения с усложнённой субъективной стороной – двойной формой вины.
В законодательстве нет упоминаний о таких компонентах как, мотив, цель и эмоции. Однако это не означает, что эти компоненты не являются частью субъективной стороны правонарушения. Вышеуказанные компоненты присущи любому поведению человека и необходимы для правильной оценки его поведения и установления степени виновности.
«Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленная на достижение конкретных целей»[34]. Мотив воздействует на сознание правонарушителя, формирует направленность его воли и характер действий. «Мотивы характерны для всех преступлений, совершаемых с прямым умыслом, их наличие просматривается и при совершении действий (бездействий) с косвенным умыслом[35]» Мотивация отвечает на вопросы чего хочет человек и к чему он стремится. В первую очередь человека мотивирует удовлетворение собственных потребностей, так как они лежат в основе его поведения. Потребности человека разнообразны и социально обусловлены, они являются фундаментом психической деятельности, влияют на его ум, чувства и волю. В свою очередь к потребностям примыкают и побудительные факторы, такие как убеждения, мировоззрения, взгляды, идеалы и стремления. Вся эта система потребностей и образует мотивацию. Не трудно догадаться, что является мотивацией вора, ограбившего чужое имущество. Обычно это могут быть лишь два варианта – потребность в богатстве либо иной человеческий фактор (допустим – месть).
«Проступок – это противоправное деяние, прямо не предусмотренное Уголовным кодексом РФ»[40]. В зависимости от объекта правонарушения проступки принято разделять на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и процессуальные.
Административное правонарушение – «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об АП установлена административная ответственность»[41]. Административные правонарушения посягают на права и свободы человека, его здоровье, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественный порядок и общественную безопасность, общественную нравственность, установленный порядок осуществления государственной власти, собственность, законные экономические интересы физ. и юр. лиц, общества и государства.
Субъективная сторона административного правонарушения
Субъективная сторона административного правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта, то есть правонарушителя. Наиболее важным элементом субъективной стороны административного правонарушения является вина правонарушителя.
Вина традиционно определяется как психическое отношение лица к совершаемому им деянию, а также (для материальных составов) к последствиям данного деяния. КоАП РФ выделяет две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 2.2).
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий, или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Описание данных форм вины практически совпадает с приведенным в ст. 24 — 26 УК РФ. Однако, в отличие от уголовного законодательства, КоАП РФ не выделяет виды умысла и неосторожности. Вместе с тем это сделано в теории административного права с учетом положений указанной статьи.
Выделяют два вида умысла: прямой и косвенный. Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий. Таким образом, интеллектуальный компонент вины в данном случае включает в себя, во-первых, осознание лицом противоправности своего действия (бездействия), и во-вторых, предвидение неизбежности или возможности наступления вредных последствий. Волевой же компонент выражается в желании наступления указанных последствий. Если же лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом. Очевидно, что основное отличие косвенного умысла от прямого заключается в специфике волевого компонента: лицо не желает наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но либо сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично. Отличается и интеллектуальный компонент косвенного умысла: при косвенном умысле невозможно предвидение неизбежности наступления вредных последствий, а возможно предвидение только их потенциальной возможности.
Она считается обязательным признаком правонарушения. Факультативными компонентами выступает эмоциональный фон, цель и мотив. Вина выражает психическое состояние лица, его отношение к противоправному деянию, которое оно совершает, а также реакцию на возможные последствия. Она предполагает понимание или осознание субъектом недопустимости его поведения. При отсутствии вины деяние не может квалифицироваться как правонарушение. Она может выражаться в двух формах. Вина может быть прямой или косвенной. В последнем случае подразумевается, что субъект предвидит негативные последствия и желает их наступления. Косвенная вина предполагает, что лицо понимает вероятность вреда, но по своей самонадеянности или халатности думает, что его удастся избежать. Из этого следует вывод. Если противоправность всегда предполагает вину, то отсутствие последней указывает на отсутствие первой и, следовательно, на невозможность привлечения к ответственности.
Состав административного правонарушения
Не каждое деяние, даже содержащее такие признаки административного правонарушения, как противоправность, виновность и наказуемость, является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности.
Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности, от схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать признаки административного правонарушения как понятия, как некой теоретической конструкции от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние — административное правонарушение. Только наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии — единственное основание наступления административной ответственности за его совершение.
Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, совершаемое лицом, сопровождавшим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), оно тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение.
Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.
Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения.
К элементам состава административного правонарушения относятся:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
Объект административного правонарушения — общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.
К административным правонарушениям, помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения: в области охраны окружающей природной среды и природопользования; в области дорожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.
Общественные отношения, выступающие как объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев — конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права, но охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Формальный состав правонарушения
Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:
- Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
- Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
- Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
- и т.д.