Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 23 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Сроки уплаты налогов зависят от их вида. Некоторые из них удерживаются автоматически, об оплате других необходимо позаботиться самостоятельно.
Вид налога |
Срок оплаты |
Налог на вклады |
до 1 декабря 2022 года (за доходы в 2021 году) |
НДФЛ |
до 15 июля 2022 года (за доходы в 2021 году) |
Налог с выигрышей |
до 15 июля 2022 года (за выигрыши в 2021 году) |
Налог на имущество |
до 1 декабря 2022 года (за недвижимость, которой владели в 2021 году) |
Земельный налог |
до 1 декабря 2022 года (за земельные участки, которыми владели в 2021 году) |
Транспортный налог |
до 1 декабря 2022 года (за транспорт, которым владели в 2021 году) |
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Перечень не облагаемых НДФЛ доходов расширен
С 1 января 2020 года этот перечень пополнили следующие выплаты.
— Оплата проезда к месту отпуска и обратно работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая включает стоимость провоза багажа весом до 30 кг, проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей), провоза их багажа. Ранее с такого дохода тоже не надо было платить НДФЛ, но отдельной нормы в НК РФ не было, что иногда вызывало споры.
— Оплата дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом. Такие доходы должны быть получены не ранее 2019 года и причитаются родителям, опекунам, попечителям, ухаживающим за детьми-инвалидами.
— Выплаты в денежной и натуральной формах в связи с рождением ребенка. Речь идет о доходах, полученных не ранее 2019 года и выплачиваемых в соответствии с законодательством, актами Президента и Правительства РФ, законами и/или иными актами органов государственной власти регионов.
— Единовременные компенсации медицинским работникам, не превышающие 1 млн рублей, выплачиваемые по госпрограмме, утверждаемой Правительством РФ. Право на получение таких выплат возникает в 2018-2022 годы. До 2020-го от НДФЛ освобождались только единовременные компенсации в рамках статьи 51 Федерального закона об ОМС от 29.11.2010 № 326-ФЗ.
— Единовременные выплаты педагогам, не превышающие 1 млн рублей, в рамках госпрограммы. Право на получение таких доходов появляется в 2020-2022 по Федеральному закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
— Возмещение расходов на оплату ЖКХ, включающее услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами. До 2020 года не облагались только компенсации, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.
— Денежные компенсации взамен полагающегося из государственной или муниципальной собственности земельного участка, если она установлена законодательством РФ или региона, выплаченная с налогового периода 2019 года.
— Выплаты в денежной и/или натуральной формах отдельным категориям граждан в рамках оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законом. Они касаются доходов, полученных с налогового периода 2019 года.
— Ежегодные денежные премии почётным донорам при наличии соответствующего нагрудного знака.
— Материальная помощь, которую оказывают образовательные организации студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам при условии, что доход составляет не более 4 000 рублей за налоговый период.
Кто и за что должен уплачивать НДФЛ
Плательщиками являются физические лица как с российским, так и с иностранным гражданством, как резиденты РФ, так и нерезиденты. Налоговый статус влияет на размер налога, всего же существует пять различных ставок: от 9% до 35%. Основная ставка НДФЛ в России равна 13%.
Конечная ставка НДФЛ зависит от налогового статуса физического лица — является ли он резидентом РФ; вида дохода: заработная плата от работодателя, доход в виде призов, дивидендов и так далее.
С каких доходов платится 13 НДФЛ:
- продажа имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения объектом недвижимости;
- сдача имущества в аренду;
- продажа имущества (кроме ценных бумаг);
- деньги, полученные от источников за пределами Российской Федерации;
- прибыль в виде разного рода выигрышей;
- иные заработки физических лиц от частной практики, а также у частных предпринимателей;
- другие источники.
С каких доходов платится налог
В самом простом, но одновременно и самом массовом варианте удержание НДФЛ производится с заработной платы бухгалтерией работодателя. Но подоходный налог берётся не только с зарплаты, налоги платятся также с премий и других выплат работникам. В целом же НК РФ определяет объекты налогообложения, как доходы, полученные налогоплательщиками НДФЛ (ст. 209):
- от источников в РФ и/или от источников вне РФ – для налоговых резидентов РФ (п. 1);
- от источников в РФ – для налоговых нерезидентов РФ (п. 2).
Таким образом, плательщиками налога на доходы физических лиц являются как резиденты, так и нерезиденты РФ. Согласно ч. 2 ст. 207 НК РФ налоговые резиденты – это физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на срок пребывания за границей для краткосрочного (менее 6 мес) лечения или обучения, а также для выполнения работ на морских месторождениях углеводородов. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов власти, откомандированные на работу за рубеж (ч. 3 ст. 207 НК РФ).
Другие виды налогооблагаемых доходов, кроме выплат от работодателей сотрудникам:
- от продажи имущества;
- от сдачи имущества, например, квартиры или авто, в аренду;
- от операций с ценными бумагами;
- полученные в виде дивидендов;
- полученные в виде выигрышей в азартных играх и лотереях.
Полный перечень всех налогов для физических лиц в РФ
Сумму начисленного налога можно предварительно рассчитать на сайте налоговой. Это поможет подготовиться к уплате, избежать ошибок в начислении, проверить наличие льгот.
Вид налога | Срок уплаты | Налогооблагаемая база | Не облагаются налогом |
НДФЛ (налог на доходы физических лиц) |
Ежемесячно перечисляется работодателям в течение 3-х дней после выплаты зарплаты (налоговый агент — работодатель) Налогоплательщик сам заполняет декларацию не позднее 15 июля года, следующего за отчётным |
|
|
Имущественный налог | 1 декабря года, следующего за отчётным |
Кадастровая стоимость находящейся в собственности недвижимости:
|
Объекты недвижимости, которые не подлежат регистрации в Росреестре |
Земельный налог | 1 декабря года, следующего за отчётным | Земельный участок, находящийся в собственности |
|
Транспортный налог | 1 декабря года, следующего за отчётным |
Наземный, водный и воздушный транспорт:
|
|
Налоговое бремя для физических лиц можно облегчить. Для этого предусмотрены налоговые вычеты. Сразу отметим, что такие льготы касаются исключительно резидентов, иностранные граждане не вправе рассчитывать на послабление выплат по НДФЛ. Без права на вычет остаются и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы уплаты налогов – ИП на упрощенной системе, на патенте, уплачивающие единый сельхозналог либо единый налог на вмененный доход. Кроме того, безработные граждане, не получающие доход, облагаемый НДФЛ, тоже не могут претендовать на вычеты.
Еще один важный момент: гражданин, получивший доход помимо основной деятельности, обязан задекларировать его до 30 апреля следующего года, а для получения вычета и возврата уже уплаченного НДФЛ декларацию можно подавать в течение всего года, следующего за тем, в котором было совершено событие (покупка квартиры, оплата учебы, лечения или другое).
Общее понятие налогов, взимаемых с физических лиц
Налоги, которые взимаются правительством с населения, осуществляют функции, свойственные общим налогам. Ко всему прочему, они индивидуально связывают гражданина и государство или гражданина и органы местного управления, выражают его индивидуальную причастность к делам государства и территориального образования, создают ощущение активно действующего члена общества по отношению к данным делам, предоставляют основание для контроля за ними и ответственности правительства и органов местного управления перед плательщиками налогов. Конечно, в данном аспекте рассматриваются отношения и с организациями, но именно с гражданами они проявляются особенно четко за счет прямой связи с ними.
В соответствии с законодательством России система налогов с физ. лиц включает следующие виды налогов:
- подоходный налог или налог на доходы физических лиц;
- налог на имущество;
- налог на имущество, переходящее в порядке наследования/дарения.
Кроме перечисленных налогов, физ. лица также уплачивают целевые и общие с юр. лицами налоги:
- земельный налог;
- налог с собственников ТС и иные платежи, которые зачисляются в дорожные фонды;
- единый налог на вмененный доход для конкретных типов деятельности;
- местные налоги, которые устанавливаются решением органов местного управления (налог на рекламу, иные налоги).
При установлении налоговой базы в расчет принимаются все доходы налогоплательщика, которые были получены им в денежной, а также натуральной форме, либо право распоряжаться которыми у него появилось; доходы в качестве материальной выгоды. В случае если из дохода налогоплательщика по его собственному распоряжению, решением суда либо других органов осуществляются какие-то удержания, то эти удержания не снижают налоговую базу.
Налоговая база устанавливается по отдельности по каждому доходу, в отношении разных додохов ставятся разные налоговые ставки.
В случае если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде превышает сумму доходов, которые подлежат налогообложению, за данный налоговый период, тогда в этом налоговом периоде налоговая база равна нулю. Такие налоговые вычеты применимы для доходов, облагаемых по 13%-ной ставке.
Для доходов, по отношению к которым предусматриваются другие налоговые ставки, налоговая база устанавливается в качестве денежного выражения доходов, которые подлежат налогообложению. Причем налоговые вычеты не используются.
На основании результатов проделанной работы сделаны выводы и предложены рекомендации.
Налог на доходы физических лиц являясь инструментом социальной политики государства реализует фискальную функцию, заключающуюся в мобилизации денежных средств для распоряжения государством при реализации мероприятий по регулированию социальной сферы.
Налог на доходы физических лиц является основным источник бюджетов субъектов и муниципальных образований России. Значение налога на доходы физических лиц в налоговой политике состоит в его удельном весе в доходах региональных и местных бюджетов.
Специфика налогообложения физических лиц заключается в том, что, как и другие налоги, налог на доходы физических лиц является индивидуально безвозмездным платежом в пользу государства, имеет связь между размером доходов, которые поступают в государственный бюджет за счет налогообложения доходов физических лиц, и величиной государственных социальных расходов. Размер заплаченного налога на доходы физическим лицом отражает стоимостную величину оказываемых государственных социальных услуг. Чем более высокая доля данного налога в удельном весе налоговых доходов бюджетов страны, тем более высокий уровень взаимосвязи.
Налог на доходы физических лиц является прямым регулируемым налогом, плательщиками которого являются: физические лица-резиденты РФ и физические лица — нерезиденты РФ.
Объектами налогообложения признаются доходы полученные плательщиком от источников в РФ или за ее пределами, для резидентов РФ и источников в РФ для не резидентов РФ.
Ставка налога зависит от дохода, полученного плательщиком. Налоговым кодексом предусматривается четыре ставки (9, 13, 30 и 35 %).
Роль налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства заключается в распределении национального дохода среди различных слоев населения, способствующего реализации социальной стабильности и конституционных прав населения.
Налог на доходы физических лиц — это единственный значимый прямой налог, взимаемый с доходов физических лиц, и обеспечивает справедливое перераспределение доходов, являясь базой для осуществления социальной поддержи нуждающихся граждан и реализации государственной социальной политики.
Уплаченные средства от налога первоначально накапливаются в государственном бюджете, затем подлежат перераспределению путем направления на решение различных проблем.
В ходе исследования определены проблемы в налогообложении доходов физических лиц:
- реализация социальной роли налога на доходы физических лиц ввиду недостаточного соблюдения принципа справедливости налогообложения;
- уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц, из-за недостаточно эффективного проводимого налогового контроля;
- значительный уровень дифференциации гражданского общества в размерах доходов в результате применения пропорционального налогообложения доходов граждан.
Достигнуть улучшения имеющейся ситуации возможно за счет совершенствования законодательства.
По результатам проведенного исследования даны рекомендации.
- Для обеспечения успешности реформ налогообложения требуется усилить налоговый контроль, ужесточение ответственности за налоговые нарушения, позволяющее снизить возможности роста теневого сектора экономики. А приоритетом работы налоговых органов может являться предупреждение налоговых правонарушений, реализация превентивной функции.
- Необходимо осуществлять борьбу с запутанностью налогового законодательства и повышению налоговой грамотности физических лиц посредством информирования налогоплательщиков в печатных изданиях, организации обучающих семинаров, рассылки информационных брошюр, информирование посредством почты.
- Представляется необходимым введение необлагаемого минимума — установить в размере 9 тыс. руб., который подлежит ежегодному корректированию на 10%. При этом улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, в результате — уменьшение разрыва уровня жизни между различными слоями населения.
- Необходимым представляется введение прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц с учетом размера доходов за год.
- Организация базы данных с ведением информации по каждому налогоплательщику с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются другими государственными органами, что позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога на доходы физических лиц.
Подводя итог, следует отметить, что оценить предложенные мероприятия по совершенствованию налога на доходы физических лиц довольно сложно. Предложенные мероприятия по совершенствованию налогообложения физических лиц будет способствовать увеличению доходов государственных бюджетов, сократит разницу в уровне доходов налогоплательщиков, обеспечит создание условий для уменьшения налоговой нагрузки на плательщиков налога, получающих не большие доходы, позволит снизить социальную напряженность в обществе.