Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессия учитель физкультуры: где учиться и стоит ли ее получать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Образование — один из главных факторов, влияющих на зарплату преподавателя. Учитель с высшим образованием или окончивший программу профпереподготовки на базе высшего или среднего специального образования будет получать больше, чем специалист, который учился на учителя физкультуры в ссузе. Также зарплата будет выше, если учитель физической культуры в школе ведет классное руководство, занимается с ребятами в секциях, получает премии.
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Профессиональная подготовка в области физической культуры и спорта
Программа направлена на подготовку специалистов, имеющих знания и навыки в области физической культуры и спорта, владеющие основами теории и методики обучения физической культуре и спорту. Выпускники программы смогут работать в сфере основного и дополнительного образования детей и взрослых.
Длительность обучения: очная форма – 2 года, заочная форма – 2 года 6 месяцев. Программа имеет государственную аккредитацию.
Цель программы — подготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: педагогическая; научно-исследовательская; методическая.
- педагогическая деятельность: изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; осуществление профессионального самообразования и личностного роста.
- научно-исследовательская деятельность: анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.
- методическая деятельность: изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения; исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов.
Что я буду изучать?
Самым главным направлением работы магистранта в процессе обучения является научно-исследовательская деятельность. Обучение ориентировано на получение новых компетенций, прежде всего навыков проведения самостоятельных научных исследований. В рамках подготовки магистерской диссертаций, разрабатываются и реализуются различные научные и исследовательские проекты, гранты; магистры принимают участие в конференциях, форумах, симпозиумах различного уровня, публикуют результаты своих исследований в ведущих журналах России и за рубежом.
Также магистранта ждет изучение необходимых дисциплин: «Инновационные процессы в сфере физической культуры и спорта», «Профессиональный спорт», «Методология и методы научного исследования», «Профессиональный иностранный язык», «Механизмы формирования резервов функций», «Стратегия многолетней подготовки спортивного резерва» и др.
Преимущества программы
- Высокий уровень подготовки. Учебные занятия проводятся с использованием современных информационных технологий, активных и интерактивных форм обучения.
- Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей – доктора и кандидаты наук, выдающиеся практики, авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях во всем мире.
- Индивидуальная образовательная траектория. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. Для прохождения практики заключены договоры более чем с 10 образовательными учреждениями. Это дает возможность определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.
- Высокий уровень научной деятельности студентов подтверждается многочисленными победами на конференциях межрегионального, всероссийского масштаба, участием в конференциях и симпозиумах международного уровня.
Плюсы и минусы профессии учитель физической культуры
Плюсы:
- интересная работа: учитель физкультуры не только ведет уроки, но и готовит детей к соревнованиям, организует спортивные праздники, может заниматься со способными учениками в секциях;
- социальные льготы, положенные педагогам: надбавки за категорию, стимулирующие выплаты, льготная ипотека и др.;
- продолжительный летний отпуск;
- в силу постоянных физических нагрузок и пребывания на свежем воздухе школьные учителя физкультуры находятся в отличной физической форме;
- специальность преподавателя физической культуры всегда востребована — в школы охотно принимают на работу даже специалистов без опыта;
- есть возможности для увеличения дохода — с приобретением опыта можно начать работать в спортивном клубе, фитнес-центре, спортивной школе.
Минусы:
- преподаватель физической культуры в школе несет единоличную ответственность за здоровье учащихся во время проведения занятий;
- педагоги работают с большим количеством людей — понадобится находить общий язык с коллегами, с детьми и их родителями;
- много работы с документами.
Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой. В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма.
Во времена Ренессанса (XIV–XVI век) интерес к человеческому телу и физическим упражнениям возродился, важную роль в этом сыграл труд итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики». В современном виде физкультуру в школу начали вводить в XIX веке в Великобритании. В России одним из основоположников физвоспитания был Петр Лесгафт, который разрабатывал научную систему специализированного образования.
Профессия учитель физической культуры по-настоящему востребованной стала только в XX веке, когда занятия спортом начали массово вводить в школах. Кроме Великобритании уделялось большое внимание физкультуре и спорту в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии, СССР), так как подготовка будущих солдат была государственной задачей первостепенной важности. В Советском Союзе в школах сдавали комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), включавший в себя кроме спортивных нормативов еще и основы рукопашного боя и строевой подготовки.
В 60-е годы XX века во всех средних школах была введена должность учителя физкультуры, в программу включили 2 урока в неделю, устранив слишком сложные упражнения. Больше внимания стали уделять ответственному отношению школьников к своему здоровью. Сейчас в России из-за тенденции общего ослабления здоровья подрастающего поколения количество уроков физкультуры было увеличено до трех в неделю.
Если есть желание быстрее начать работать учителем физкультуры, то можно пойти в ссуз, где учиться нужно 3 года 10 месяцев после 9 класса и 2 года 10 месяцев после 11 класса. Средние специальные заведения спортивного профиля расположены во всех регионах, например:
- Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета;
- Приморское государственное училище (техникум) олимпийского резерва (г. Владивосток);
- Колледж олимпийского резерва им. дважды Героя Советского Союза А. И. Родимцева (г. Волгоград);
- Педагогический колледж им. Н. К. Калугина (г. Оренбург);
- Спортивно-педагогический колледж Департамента спорта и туризма города Москвы.
Как построить карьеру
Учитывая специфику работы, непосредственно в общеобразовательной школе у преподавателя физической культуры больших перспектив нет, стать завучем или директором шансов мало. Однако наличие хорошего образования, развитые профессиональные умения и личные качества могут поспособствовать в поиске дополнительного заработка или перехода на более перспективное место работы.
Можно перейти на свободную должность в детско-юношескую спортивную или частную школу. Перспективный вариант – трудоустройство на тренерское место в спортклубе или тренажерном зале, плавательном бассейне, оздоровительном центре или санатории. Всегда актуальной остается возможность сделать управленческую карьеру в подразделениях физической культуры и спорта или образования в местных, областных или краевых администрациях, а также муниципалитетах.
Если учитель физкультуры не поленился пройти дополнительные курсы по одному из современных популярных видов фитнеса (зумба, стретчинг, аэробика, йога), то он может набрать группу и заниматься в частном порядке. Еще одно направление для приложения своих усилий – это индивидуальные уроки с детьми, которые отстают в физическом развитии и требуют особых программ подготовки.
Средняя зарплата преподавателя физкультуры зависит от уровня квалификации специалиста, от наличия и количества дополнительных часов.
У тех, кто по совместительству ведет классное руководство зарплата обычно выше. Премии также могут повысить уровень дохода.
Еще один фактор, влияющий на уровень зарплаты ― место проживания. В крупных городах доход больше, в отдаленных регионах ― меньше. В селах и маленьких городах еще ниже.
Все это следует учитывать при выборе профессии.
Профессия учителя физкультуры имеет перспективы для развития. Преподаватель может не только работать в школе, но и работать в фитнес-центрах, санаториях и бассейнах. При желании он может начать вести кружок в детском развивающем центре или открыть собственный тренажёрный зал.
Как стать учителем физкультуры и какое образование нужно?
Для работы учителем физкультуры необходимо среднее или высшее образование по профилю «Физическая культура и спорт» или общему направлению «Образование и педагогические науки». Либо любое среднее или высшее образование и дополнительное образование по тому виду деятельности, которым вы хотите заниматься.
Получить образование можно в колледжах, техникумах и вузах или на курсах профпереподготовки и повышения квалификации. Многих людей интересует: сколько учиться на учителя физкультуры. В среднем 2-3 года в колледже, 5 лет в вузе и год на курсах переподготовки.
Также часто спрашивают: «Куда лучше пойти учиться на учителя физкультуры?». Тем, кто хочет освоить новую профессию в зрелом возрасте, стоит присмотреться к дистанционным курсам переподготовки. Учебу удобно совмещать с семьей и работой, а сразу после нее можно приступить к практике. Тем, кто выбирает профессию после 9 класса, лучше присмотреться к колледжам, выпускникам одиннадцатых классов — к вузам.
На эту специальность1 102В среднем на другие297
Должностные обязанности
Профессия учителя физкультуры подразумевает набор определенных обязанностей. В них входят:
- выбор программы и подбор правильной учебно-методической литературы;
- проведение занятий с учетом физиологических и психологических особенностей учеников;
- обеспечение здоровья и жизни учеников во время урока;
- использование разных методов обучения;
- внедрение индивидуальных программ;
- составление тематических планов на учебный год, а также на каждый урок;
- мотивирование учеников вести здоровый образ жизни;
- развитие способностей учащихся и раскрытие их потенциала;
- правильная оценка самочувствия и возможностей каждого ученика;
- проверка усвоенных знаний школьников;
- заполнение журнала;
- знание требований к оснащению инвентарем спортивного зала;
- проверка исправности инвентаря и устранение поломок (при наличии);
- знание правил спортивных игр;
- умение показать ученикам технику выполнения гимнастических упражнений, прыжков и бросков;
- умение разрешать конфликтные ситуации;
- навыки оказания первой медицинской помощи;
- знание правил пожарной безопасности и охраны труда;
- уважительное отношение к ученикам;
- принятие участия в деятельности педсоветов и совещаний;
- соблюдение морально-нравственных норм.
Какая заработная плата полагается
Уровень оплаты труда по профессии отличается в крупных городах и небольших районных центрах. Самые высокие доходы характерны для Москвы и Санкт-Петербурга. С учетом преподавания вне учета основного рабочего времени, уровня прямой квалификации и стажа зарплата составляет 40-60 тысяч рублей. Также возможно руководство класса для получения дополнительной надбавки.
В городах и районах центральной России учитель может рассчитывать на заработную плату на уровне 15-20 тысяч рублей. В районах Крайнего Севера и на приравненных территориях доходы доходят до 70 тысяч рублей.
Учителя по призванию могут получить дополнительный заработок. Для этого можно дополнительно работать в тренажерном зале, санатории или фитнес-центре. Такая работа занимает немного времени, может длиться несколько часов в течении рабочей недели.
Перспективы трудоустройства по профессии
Это направление порождает специалистов, которые всегда являются востребованными на рынке труда. А на фоне популяризации здорового образа жизни они становятся еще ценнее.
Работать после курса можно не только обычным учителем физкультуры. Для бакалавра возможности профессиональной реализации намного шире. Полученные ззания позволят ему трудоустроиться в спортивные центры, туристические организации, в сфере услуг и управления. Также подобные специалисты востребованы в развлекательной и оздоровительной отрасли. Можно устроиться в современный фитнес-центр, тренажерный зал, бассейн.
Кем работают выпускники курса:
Средний уровень зарплаты обычного учителя составляет 25-30 тысяч рублей. Однако для бывшего студента, который готов делать карьеру, прилагая все умения и знания, открываются широкие перспективы при работе в других направлениях. Высокооплачиваемыми считаются должности тренеров в частных спортивных клубах, специалистов при реабилитационных центрах.
Молодой специалист становится достаточно компетентен для выполнения таких профессиональных задач:
- организация занятий по физкультуре с детьми разного возраста;
- разработка программ занятий и учебных планов;
- организация внеклассных работ спортивного плана;
- оценка физической формы ученика;
- выбор оптимальных средств и методов развития физических возможностей;
- профилактические меры по предупреждению травм;
- оказание доврачебной помощи;
- формирование мотивационных посылов у детей и представителей молодежи;
- тренировки по разным видам спорта;
- разработка программ оздоровительного направления;
- организация массовых мероприятий и тренировок;
- обеспечение безопасности на занятиях;
- составление отчетов и финансовых документов;
- исследовательская деятельность в сфере физкультуры и спорта.
Преимущества обучения в магистратуре
Чтобы иметь стабильную и высокооплачиваемую работу, есть смысл поступить в магистратуру. Здесь глубже осваивают знания, которые помогут впоследствии заниматься разными видами деятельности: проектной и организационной, педагогической и управленческой, исследовательской и просветительской.
Для будущего выпускника весомую роль играет практика. Он может развивать собственные физические возможности с тем, чтобы впоследствии в практической деятельности учитывать психофизическое состояние конкретного человека. Магистерская программа отвечает не только отечественным, но и международным стандартам и нормам. Поэтому специалист приобретает особый вес: он может стать тренером мирового масштаба, например, тренируя отечественную сборную.
Получение профильного образования
Образование педагог физической культуры получают в колледже или специальном учебном педагогическом учреждении. Но этого уровня будет достаточно для преподавания в младших или средних классах. Для получения полного перечня возможностей учитель должен закончить ВУЗ по специальности физвоспитание или охрана труда. Туда можно подавать документы после школы или принять участие в программах по повышению квалификации.
Экзамены для поступления:
• Предоставить результаты ЕГЭ.
• Сдать экзамен по физической культуре.
• Провести собеседование с преподавателями ВУЗа или колледжа.
Срок обучения специалиста – 2-5 лет. За это время он получит знания об организации учебного процесса, сведения о правилах проведения занятий. Каждый пять лет нужно подтверждать квалификацию.
Направление 44.04.01 — Педагогическое образование
Магистерская программа «Современные педагогические технологии в физической культуре»
Квалификация: магистр
Срок обучения: 2 года
Цель образовательной программы — углубленное изучение магистрантами теоретико-методологических исследований современных педагогических технологий и приобретение знаний, навыков и способов действий, позволяющих осуществлять научное обоснование и разработку методик, реализующих требования образовательных стандартов нового поколения.
Основные области и объекты профессиональной деятельности: Реализация магистерской программы «Современные педагогические технологии в физической культуре» обеспечит: • углублѐнную профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов в области физической культуры, обладающих достаточным уровнем готовности к научно-исследовательской, образовательной и научно-практической деятельности; • готовность выпускников осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях разного типа; • проектировать и реализовывать образовательные программы в соответствии с целями образовательного учреждения. Выпускник магистратуры может работать в качестве администратора, научного руководителя, методиста и педагога в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования.
Уникальность и конкурентные преимущества программы: Данная магистерская программа имеет актуальную направленность и уникальный формат обучения. Актуальность реализации программы магистерской подготовки «Современные педагогические технологии в физической культуре» обусловлена: • государственным и социальным заказом на реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; • отсутствием программ по физической культуре для основной и средней школы, соответствующих требованиям ФГОС общего образования; • ориентацией системы высшего образования на интеграцию образования, науки и практики в контексте компетентностного подхода; Уникальность программы заключается в использовании в процессе обучения авторских учебных курсов, разработанных преподавателями факультета физической культуры. Магистранты участвуют в производственных практиках, научно-исследовательских проектах и конференциях.
Направление 44.04.01 — Педагогическое образование
Магистерская программа «Оздоровительно-реабилитационная физическая культура и восстановительное обучение»
Квалификация: магистр
Срок обучения: 2 года
Цель образовательной программы — формирование компетенций профессиональной деятельности в сфере оздоровительнореабилитационной физической культуры и восстановительного обучения.
В результате обучения магистры получают знания, навыки и опыт организации педагогического процесса на основе использования современных технологий физической культуры, специальных методов и приемов для восстановления функций организма (в том числе речи), нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Кроме того, много внимания уделяется методической и научной деятельности.
Что такое адаптивная физическая культура?
Прежде чем рассматривать должностные обязанности педагога по адаптивной физической культуре, необходимо разобраться, что же это направление из себя представляет.
Адаптивную физкультуру часто путают с лечебной физической культурой, так как оба вида деятельности направлены на улучшение состояния и качества жизни людей с ограниченными возможностями. Однако если ЛФК является терапевтическим методом, основанным на техниках физического восстановления, то АФК – это не столько про лечение, сколько про социализацию и принятие инвалидом своих особенностей.
АФК направлена на помощь в компенсации утраченных функций, на возвращение человека в общество, а также на общее улучшение состояния организма, которое достигается через систематическое выполнение физических упражнений. Адаптивная физкультура – средство социальной реабилитации, пропагандирующее активный образ жизни для людей с ограниченными возможностями.
Планировать и проводить учебные и учебно-тренировочные занятия по физической культуре и спорту; осуществлять педагогическую и тренерскую деятельность, воспитание детей и молодежи средствами физической культуры и спорта; организовывать спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия; осуществлять судейство соревнований.