Пенсионные резервы и пенсионные накопления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионные резервы и пенсионные накопления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Получается путем умножения количества накопленных баллов на стоимость пенсионного коэффициента (для тех, кто ушел на пенсию в 2022 году, составляет 104,69 рублей). Каждый год страховая часть индексируется, то есть прирастает на несколько процентов.

Актуарная оценка и аудиторская проверка деятельности фонда

Как узнать, имеют ли лицензию управляющая компания или негосударственный пенсионный фонд? Где содержатся сведения о наличии данных лицензий?

Кроме того, пенсионные накопления формируются у участников Программы государственного софинансирования пенсий (которые сделали добровольные взносы) и людей, направивших средства материнского семейного капитала на формирование накопительной пенсии.

Госпенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. Первая часть исчисляется в баллах в зависимости от официальной зарплаты, стажа и т. д. Страховая пенсия есть у всех застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), за кого работодатели перечисляют 16% зарплаты.

Документ можно скачать. Там будет вся информация как о сумме баллов для страховой пенсии, так и о сумме денег на индивидуальном счете в рамках накопительной системы. Заявку обрабатывают в течении рабочего дня. Информации о стаже за текущий год может не быть, так как в пенсионный фонд она подгружается постепенно.

Закончила Пятигорский государственный университет, знаю английский язык и совсем немного — французский. В прошлом радиожурналист. Изучаю жизнь и тайны бытия, иногда отвлекаюсь на классическую литературу и уроки рисования. Люблю инструментальную музыку, апельсиновый сок и осенний листопад.

Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет.

Вторая часть пенсии — накопительная. Она есть не у всех застрахованных в системе ОПС. В период 2002—2014 годов работодатели отчисляли 6% от зарплаты сотрудника не в «общий котел» Пенсионного фонда (ПФР), который направляет деньги на выплаты пенсий нынешним пенсионерам, а на индивидуальный пенсионный счет конкретного работника. Эта часть исчисляется в деньгах.

Актуарная оценка осуществляется актуарием, который по результатам выполненной работы составляет актуарное заключение. Оно включает результаты актуарной оценки принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты актуарной оценки стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Здесь необходимо заметить, что согласно ст.19 Закона совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда на день подачи фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять с 1 января 2005 года — не менее 30 миллионов рублей.

Через несколько лет поступила в Новосибирский государственный университет, закончив его по специальности «учитель начальных классов». Также имею дополнительное образование — «педагог английского языка». В онлайн-журналистике — более 10 лет. Сначала работала корреспондентом в региональных интернет-порталах.

Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?

Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.

Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.

Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.

Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.

Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


Сроки назначения и выплаты накопительной пенсии

Заявление о назначении накопительной пенсии рассматривается не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления документов (сведений), запрошенных страховщиком в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных им организациях.

В случае отказа в удовлетворении заявления страховщик не позднее чем через 5 рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения обязан известить застрахованное лицо об этом с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновременно с этим, страховщик возвращает застрахованному лицу все предоставленные им документы.

Читайте также:  Минимальный размер пенсии по потере кормильца в 2023 году по регионам

Первую выплату накопительной пенсии Фонд осуществляет по реквизитам, указанным застрахованным лицом в заявлении, в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты принятия положительного решения.

Накопительная пенсия выплачивается ежемесячно с 5 по 15 число каждого месяца. Срок осуществления выплаты может быть изменен, если на указанные даты приходятся праздничные или нерабочие дни.

Формирование накопительной пенсии в 2022 году

Мы уже упоминали о том, что накопительная пенсия была введена в России не на обязательной, а на добровольной основе. Правда, для самых старших застрахованных в 2015 был введен «возрастной ценз» — родившиеся раньше 1968 года должны были сделать окончательный выбор до конца 2015 и потом уже не могли его изменить. Но те, кто в то время выбрал накопительную систему, в данный момент имеют на своих счетах какие-то накопления.

В нынешнем году выбрать между страховой и страховой/накопительной пенсией могут те, кто начал свою трудовую деятельность 5 и менее лет назад. Помимо 6% оклада до вычета НДФЛ, которые ежемесячно перечисляет в счет накопительной пенсии их работодатель, застрахованные лица могут делать добровольные отчисления на свой накопительный счет.

Что такое пенсионные резервы

Статья 18. Пенсионные резервы и пенсионные накопления

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления.

2. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

собственных средств фонда, направленных на пополнение средств пенсионных резервов при осуществлении мер по предупреждению банкротства фонда с участием Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 07.03.2018 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается Банком России.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 11.06.2021 N 190-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пенсионными правилами фонда может быть предусмотрено формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме. В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам. При недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва.

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

4. Пенсионные накопления формируются за счет:

переданных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, а также дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, и взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средств фонда, находящихся в доверительном управлении управляющей компании в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на формирование выплатного резерва, на выплату накопительной пенсии, на осуществление срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды;

собственных средств фонда, направленных на пополнение средств пенсионных накоплений при осуществлении мер по предупреждению банкротства фонда с участием Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 07.03.2018 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средств гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

4.1. В состав пенсионных накоплений входят средства выплатного резерва, формируемого фондом в целях финансового обеспечения выплат накопительной пенсии, и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 359-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. На средств�� пенсионных резервов и на активы, в которые размещены средства пенсионных резервов, не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением долгов фонда перед его участниками, вкладчиками), вкладчиков, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. На средства пенсионных накоплений и активы, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, не может быть обращено взыскание по обязательствам фонда (за исключением обязательств фонда перед застрахованными лицами и их правопреемниками), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (за исключением обязательств, возникших в связи с осуществлением ею деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 182-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Исполнение обязательств субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений.

8. Исполнение обязательств субъектов отношений по обязательному пенсионному страхованию не может осуществляться за счет средств пенсионных резервов.

Исполнение обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым не установлена накопительная пенсия или срочная пенсионная выплата.

Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.

Граждане или предприятия могут самостоятельно делать взносы в НПФ, которые фонд также инвестирует, и в результате человек по выходе на пенсию будет получать не только государственную пенсию, но и дополнительную — добровольную негосударственную.

Получить накопительную часть пенсии из НПФ можно не только в виде самой пенсии, но и единовременной или срочной выплаты по достижении пенсионных оснований — возраста, стажа и так далее.

Что такое пенсионные резервы

Статья 18. Пенсионные резервы и пенсионные накопления

Читайте также:  Налоговый вычет на ребенка: как получить

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления.

2. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

собственных средств фонда, направленных на пополнение средств пенсионных резервов при осуществлении мер по предупреждению банкротства фонда с участием Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 07.03.2018 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается Банком России.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 11.06.2021 N 190-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пенсионными правилами фонда может быть предусмотрено формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме. В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам. При недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва.

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

4. Пенсионные накопления формируются за счет:

переданных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, а также дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, и взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средств фонда, находящихся в доверительном управлении управляющей компании в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на формирование выплатного резерва, на выплату накопительной пенсии, на осуществление срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды;

собственных средств фонда, направленных на пополнение средств пенсионных накоплений при осуществлении мер по предупреждению банкротства фонда с участием Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 07.03.2018 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средств гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

4.1. В состав пенсионных накоплений входят средства выплатного резерва, формируемого фондом в целях финансового обеспечения выплат накопительной пенсии, и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 359-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. На средства пенсионных резервов и на активы, в которые размещены средства пенсионных резервов, не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением долгов фонда перед его участниками, вкладчиками), вкладчиков, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. На средства пенсионных накоплений и активы, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, не может быть обращено взыскание по обязательствам фонда (за исключением обязательств фонда перед застрахованными лицами и их правопреемниками), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (за исключением обязательств, возникших в связи с осуществлением ею деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 182-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Исполнение обязательств субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений.

8. Исполнение обязательств субъектов отношений по обязательному пенсионному страхованию не может осуществляться за счет средств пенсионных резервов.

Исполнение обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым не установлена накопительная пенсия или срочная пенсионная выплата.

Что такое пенсионные резервы

Статья 14. Формирование выплатного резерва негосударственного пенсионного фонда

1. Включению в выплатной резерв подлежат:

1) сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого устанавливается накопительная пенсия, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», за исключением средств пенсионных накоплений, за счет которых установлена срочная пенсионная выплата;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица позднее дня, с которого установлена накопительная пенсия, исходя из которых произведена корректировка ее размера в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», за исключением средств пенсионных накоплений, которые учтены при корректировке размера срочной пенсионной выплаты в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, в случае, если соответствующему застрахованному лицу установлена срочная пенсионная выплата;

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, отраженный на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица после установления накопительной пенсии, исходя из которого произведена корректировка ее размера;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) сумма средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, которые продолжают (возобновляют) работу и (или) иную деятельность, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после установления им накопительной пенсии, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица за период, истекший со дня назначения накопительной пенсии либо со дня последней корректировки ее размера, произведенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», и исходя из которых произведена корректировка размера накопительной пенсии;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) сумма гарантийного восполнения, направленная в выплатной резерв в целях приведения выплатного резерва в соответствие с требованиями достаточности, установленными Центральным Банком Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Читайте также:  ВАЖНО:ВРЕМЕННО ПРИОСТАНОВЛЕН ПРИЕМ ЗАЯВОК НА БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАСПОРТА

(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 49-ФЗ)

2. Активы (ценные бумаги и денежные средства), составляющие средства пенсионных накоплений в сумме, определяемой в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, подлежат передаче из состава пенсионных накоплений, не включенных в резервы, в состав выплатного резерва в срок, установленный Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» для передачи средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям. В выплатной резерв не могут быть переданы ценные бумаги, оцениваемые по стоимости, отличной от рыночной.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Средства, указанные в пункте 3 части 1 настоящей статьи, подлежат зачислению в состав выплатного резерва не позднее двух месяцев после осуществления корректировки размера накопительной пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом в году, следующем за годом назначения застрахованному лицу накопительной пенсии.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Средства, указанные в пунктах 2 и 4 части 1 настоящей статьи, подлежат передаче из состава средств пенсионных накоплений в состав выплатного резерва не позднее одного месяца с даты корректировки размера накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Что нужно знать о пенсионных накоплениях

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

Пенсионные резервы и пенсионные накопления НПФ

Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются:

2) Пенсионный фонд РФ;

3) специализированные депозитарии;

4) управляющие компании;

7) застрахованные лица;

10) кредитные организации;

11) другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

НПФ для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам формирует:

1) пенсионные резервы (для обеспечения платежеспособности перед участниками);

2) пенсионные накопления (для обеспечения платежеспособности перед застрахованными лицами).

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

1) пенсионных взносов;

2) дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

3) целевых поступлений.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами определяется уполномоченным федеральным органом.

Куда обращаться за получением средств?

К страховщику, который занимался аккумулированием денег. Большинство граждан обслуживается через государственный ПФ. Выплата осуществляется по письменному заявлению застрахованного лица. Для этого законом предусмотрено три варианта:

  • Единовременная выплата пенсионных накоплений, если их размер составляет 5% и меньше от общего объема пособия по старости. Данный вариант также предусмотрен для граждан, которые получают пенсию по государственному обеспечению, по инвалидности или по случаю потери кормильца, если они не достигли пенсионного возраста.
  • Срочная выплата средств, пенсионных накоплений может включать в себя деньги из взносов в рамках программы софинансирования или часть материнского капитала. Важный момент: если гражданин умирает после назначения пособия, то остаток сбережений могут получить его правопреемники.
  • Трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей, назначается пожизненно.

Чтобы получить накопления в Пенсионном фонде, нужно предоставить паспорт, СНИЛС, а также написать заявление. При обращении в частную структуру потребуется справка, в которой указан вид получаемого пособия: по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца. Если клиент обращается лично в ПФ, то нужно предоставить оригиналы, а если по почте – копии документов, заверенные нотариусом.

Если смерть застрахованного лица наступила раньше, чем ему назначили часть трудовой или срочной пенсии, то накопленные средства выплачиваются его правопреемникам. Порядок этой операции определен законодательством и договором.

Порядок выплаты пенсионных накоплений

Пенсионные накопления можно получить несколькими способами вместе со страховой ежемесячной выплатой или с пенсией по государственному обеспечению.

  • Как и любое другое пенсионное обеспечение, выплату накопительной пенсии может осуществлять Почта России. При этом гражданин вправе оформить доставку на дом.
  • Специальные организации, осуществляющие доставку пенсий, также могут предложить свои услуги по доставке денежных средств на дом. Список таковых имеется в территориальном органе ПФР.
  • Также можно оформить получение денежных средств через банк, тогда деньги будут перечисляться на банковский счет или карту.

Более удобный способ для себя выбирает сам пенсионер. Также гражданин вправе изменить способ доставки, предварительно поставив в известность территориальный орган ПФР.

Получать денежные средства может как сам пенсионер, так и его доверенное лицо при наличии соответствующей доверенности.

Что такое накопительная часть пенсии

Накопительная часть станет прибавкой к остальным пенсионным выплатам. Начиная с 2002 г., фонд формировался на персонализированном лицевом счете из страховых взносов, которые регулярно перечислялись работодателем (6%). В 2014 г. государство заморозило накопительные фонды, и взносы стали перечисляться в страховую пенсию. Мораторий объявлен до окончания 2022 г. Деньги, которые успели собраться на счету до заморозки, можно будет получить в качестве прибавки к страховой пенсии.

Увеличение накопительной пенсии возможно за счет прибыли по удачным инвестициям. С такими накоплениями работают государственный и негосударственные ПФ. Страховщики инвестируют доверенные деньги в облигации, акции. За счет дохода, полученного от инвестиций, увеличивается сумма будущей накопительной части пенсионного капитала.

Чем накопительная пенсионная часть отличается от страховой

Отличия между двумя частями пенсии заключаются не только в методах их формирования, но в индексации сумм и праве на наследование.

Страховая пенсия точно рассчитывается государством с применением стандартных коэффициентов, а накопительная напоминает банковский вклад — сумма наращивается за счет грамотных инвестиций.

Страховая часть считается в баллах, а накопительная исключительно в деньгах. Когда наступает время рассчитать положенную пенсию, умножают накопленные баллы на стоимостный коэффициент одного балла и получают сумму пенсии. До расчета баллы представляют собой обязательства, которые несет государство перед россиянами. Взносы, уплачиваемые работодателем, поступают в фонды, откуда выплачиваются сегодняшним пенсионерам.

СПРАВКА! Стоимость 1 балла для расчета пенсии регламентируется государством. Ежегодно сумма меняется. В 2020 г. 1 балл равен 93 рубля, а на 2024 г. намечен рост до 116,63 руб. за 1 балл.

Накопительная часть аккумулируется в рублях на счете ПФР либо выбранного вкладчиком негосударственного фонда. Деньги не идут на выплаты пенсий сегодня, а целенаправленно собираются для положенных расчетов с вкладчиком по достижении определенного возраста.

Обеспечиваемые страной пенсионные выплаты индексируются по правилам, установленным в РФ, а накопительные взносы растут в зависимости от доходности, обеспеченной управляющей компанией.

Еще одно существенное отличие между накопительной и страховой пенсией — первую можно наследовать, вторую нельзя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *