Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное судопроизводство. Учебник». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Председательствующий в судебном заседании или кто-либо из судей докладывает административное дело. Затем председательствующий выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания. Если стороны реализуют какое-либо из этих полномочий, то изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Принятие и объявление решения суда
Решение суда выносится только в совещательной комнате, в которую суд удаляется после судебных прений. Удаление в совещательную комнату должно быть немедленным, прерывать судебное заседание непосредственно перед этим процессуальным действием нельзя.
Обсуждение вопросов в совещательной комнате проходит с соблюдением требований ст. 30 КАС. Председательствующий хотя и руководит ходом обсуждения, никакими преимуществами в правах с другими судьями не обладает. Все обсуждаемые в совещательной комнате вопросы решаются судьями по большинству голосов, при этом никто из них не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий подает свой голос последним — так гарантируется полнота свободы выражения воли всех судей.
В ходе совещания суд решает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены; какой закон должен быть применен в данном случае; подлежит ли иск удовлетворению (полному или частичному), т.е. формулирует выводы по всем вопросам, решение которых необходимо.
Одной из самых важных гарантий конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону служит закрепленное в ч. 3 ст. 175 КАС правило относительно тайны совещания, заключающееся в том, что в совещательной комнате могут находиться только судьи, участвующие в рассмотрении дела, и что они не вправе как-либо разглашать суждения, которые имели место во время совещания.
Поскольку в совещательной комнате никто, кроме судей, присутствовать не может, постановляемое там решение излагается одним из них в письменной форме. Такая формулировка не дает повода к истолкованию ее в том смысле, что текст решения обязательно должен быть рукописным. В современных условиях отказ от использования судьей в совещательной комнате технических средств со всех точек зрения нецелесообразен. Судья, не согласный с решением, все же обязан подписать его, но может изложить в письменном виде свое особое мнение (ч. 4 ст. 175 КАС).
Решение выносится сразу же после разбирательства дела. Признав во время совещания необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, суд выносит определение о возобновлении рассмотрения его по существу. По устранении пробела в исследовании обстоятельств снова проводятся судебные прения перед повторным удалением в совещательную комнату (ст. 171 КАС).
Статья 177 КАС допускает отложение составления мотивированного судебного решения на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства. Но точно сформулированная и подписанная судьями резолютивная часть решения объявляется в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, одновременно сообщается, когда лица, участвующие в деле, смогут ознакомиться с полным текстом акта правосудия. Объявляется решение в судебном заседании любым из судей, затем председательствующий разъясняет порядок и срок его обжалования (ст. 174 КАС).
Отложение судебного разбирательства административного дела
Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:
- вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
- одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
- суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
- невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).
В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.
Как проходит суд по административному правонарушению
Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.
До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.
Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:
- судья представляет правонарушителя;
- разъясняет ему его права и обязанности;
- принимает ходатайства, если они есть;
- принимает отводы.
После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.
Отложение судебного разбирательства по административному делу
Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:
- в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
- если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
- в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
- если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.
Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.
Из чего состоят судебные разбирательства?
В первую очередь разберемся, как проходит рассмотрение дел. Чаще всего обычным людям приходится сталкиваться с делами, которые рассматривают по правилам гражданского судопроизводства. Так, например, если вы судитесь с магазином, работодателем, управляющей компанией, соседями, автосервисом и т.д. – все это гражданские дела.
Разбирательство дела происходит в устной форме, причем обязательной составляющей работы суда является непосредственное исследование доказательств. Именно для этого заслушивают показания свидетелей, заключения экспертов и объяснения третьих лиц. Также в процессе разбирательств могут проводить осмотр вещественных доказательств, просматривать видеозаписи и изучать различные письменные доказательства.
Судебные разбирательства принято делить на следующие части:
- подготовительную;
- рассмотрение по существу;
- прения;
- постановление решения и его оглашение.
Этапы и особенности рассмотрения административных дел
Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:
- об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
- об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
- об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.
Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:
- в их ли компетенции рассмотрение дела;
- есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
- корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
- есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
- в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
- определить наличие ходатайств и отводов.
Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела. Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.
Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.
Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.
Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:
- определение времени и места рассмотрения дела;
- вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
- вопросы отложения производства дела;
- вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
- в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.
Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения. При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица. Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.
Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие и существующие на сегодняшний день этапы административного судопроизводства, подробным образом охарактеризовали основные из них. Стоит отметить, что существуют также дополнительные стадии административного судопроизводства РФ.
В заключение следует отметить, что различие производств состоит в мере административного наказания, которое налагается. К примеру, постановление касательно административного ареста выносит судья, однако в исполнение его приводят структуры внутренних дел. При управлении появляется немало конфликтов и споров между сторонами отношений административно-правового характера. Именно поэтому на сегодняшний день актуальной является задача, связанная с разработкой нормативного порядка по разрешению споров и урегулированию разногласий между органами исполнительного типа власти и иными субъектами административной отрасли права.
Судебное разбирательство по административному делу — порядок
Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.
Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).
Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).
После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.
Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.
Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.
После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.
Как проходит суд по административному правонарушению
Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.
До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.
Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:
- судья представляет правонарушителя;
- разъясняет ему его права и обязанности;
- принимает ходатайства, если они есть;
- принимает отводы.
После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.
В каких случаях допустимо назначение закрытого судебного заседания
Статья 123 Конституции РФ, статья 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ и статья 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливают, что заседания во всех судах России открытые.
Это означает, что любой человек, в том числе и журналист, может присутствовать на заседании суда.
в административном процессе — если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой за- коном тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц;Заседания суда могут быть закрытыми лишь в следующих случаях, предусмотренных законом: В случае проведения открытого судебного заседания судья вправе удалять из зала судебного заседания граждан, только если они нарушали порядок в зале суда. В соответствии со статьей 159, ч. 2 ГПК РСФСР судья вправе удалить лицо, присутствующее при разбирательстве дела, лишь в случае повторного нарушения им порядка в судебном заседании, после того как нарушителю уже было сделано предупреждение.
Судебное разбирательство по административному делу
Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи.
Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале). Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику). Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела: Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику.
Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т. е. возвращению к началу судебного разбирательства.
Особенности административного судопроизводства
- в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
- если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
- в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
- если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.
После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.
Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.
- копия нормативно-правового акта;
- реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
- указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
- доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.
Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях?
«14» августа 2012 года в эфире радио “Эхо Москвы Вологда” транслировалась радиоперадача “Право руля”, посвященная юридической защите прав автовладельцев. Тема радиопередачи – “Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях”. В программе принимали участие: юрист Суслов Иван Сергеевич, адвокат Чумаков Александр Александрович и Начальник административной практики Управления ГИБДД УВД Вологодской области Зайцев Сергей Леониодович. Краткие выдержки и советы из данной передачи Вы можете прочитать в данной статье.
14 августа 2012 года в эфире радио “Эхо Москвы Вологда” транслировалась радиоперадача “Право руля”, посвященная юридической защите прав автовладельцев. Тема радиопередачи – “Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях”. В программе принимали участие: юрист Суслов Иван Сергеевич, адвокат Чумаков Александр Александрович и Начальник административной практики Управления ГИБДД УВД Вологодской области Зайцев Сергей Леониодович. Краткие выдержки и советы из данной передачи Вы можете прочитать в данной статье.
Первое, что необходимо сделать, прежде чем идти в суд – основательно подготовиться к процессу. Особенность дел об административных правонарушениях заключается в том, что протокол судебного заседания по таким делам не ведется. Соответственно все объяснения и ходатайства по делу желательно подготовить в письменной форме. В противном случае, при дальнейшем обжаловании будет сложно доказать, что Вы приводили те или иные доводы. Кроме того, письменная форма объяснений лучше воспринимается судьей, что увеличивает Ваши шансы на положительный исход дела.
От того, насколько хорошо Вы подготовитесь к делу уже в суде первой инстанции, зависит очень многое. Не стоит рассчитывать на заверения недобросовестных юристов, обещающих выиграть любое проигранное дело при обжаловании. Согласно официальнйо статистике, приведенной на сайте Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области, мировыми судьями Вологодской области за первые шесть месяцев 2012 года рассмотрено 54962 административных дел, из них отменено или изменено 384 судебных акта, что составляет всего 0,6%. По большинству судебных участков, расположенных на территории г. Вологды количество отмен судебных актов за первые полгода 2012 не превышает 7 на участок (менее 1%). Эта статистика не говорит о том, что обжаловать судебное решение бессмысленно, поскольку не все судебные акты из приведенных 54 тысяч были обжалованы, но если Вы решили писать жалобу на Постановление по делу об административном правонарушении, необходимо ответственно подойти к выбору компетентного адвоката или юриста и трезво оценить Ваши шансы на успех.
Итак, Вы подготовились к делу, собрали необходимые доказательства, написали объяснения и ходатайства. В суд необходимо явиться заблаговременно за несколько минут до судебного заседания, в противном случае дело могут рассмотреть без Вас. Вместе с тем, нужно быть готовым к тому, что придется некоторое время подождать. Мировые судьи рассматривают громадное количество дел об административных правонарушениях (по некоторым участкам в Вологде нагрузка на судью составляет более 300 дел в месяц, не считая гражданских и уголовных дел), в связи с чем практикуется вызов лиц, участвующих в деле, на одно и то же время с целью дальнейшего рассмотрения в зависимости от фактической явки. При явке в суд необходимо иметь при себе документ удостоверяющий личность (паспорт), который необходимо предъявить судебному приставу при входе в здание суда.
При рассмотрении дела придерживайтесь следующих рекомендаций:
- к судье необходимо обращаться «Ваша честь», либо «Уважаемый суд», обращения по имени и отчеству не допускаются;
- необходимо вставать, когда судья входит в зал судебного заседания. Стоя также делаются заявления, устные обращения к суду и даются объяснения по делу. Исключения из этого правила допускаются с разрешения судьи;
- отключите мобильные телефоны, либо переведите их в бесшумный режим, чтобы не мешать нормальному ходу процесса;
- вы можете вести аудиозапись судебного заседания, специального разрешения на это не требуется. В дальнейшем это поможет Вам систематизировать полученную информацию и грамотного составить жалобу на постановление по делу. Видеозапись допускается с разрешения судьи;
- руководство процессом осуществляет судья, поэтому внимательно слушайте, что он говорит. Даже если Вы ни разу не были в суде, судья подскажет Вам, что необходимо делать;
- после проверки явки лиц участвующих в деле и разъяснения Вам процессуальных прав, Вы можете заявить необходимые ходатайства по делу (о вызове свидетелей; об истребовании дополнительных доказательств; приобщении к делу документов и т.д.);
- говорите спокойно и уверенно, внимательно слушайте вопросы и не торопитесь на них отвечать, чтобы не сказать что-либо против себя.