Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1 Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.
Сроки подписания госконтракта
Таблица 1
Когда подрядчик должен подписать государственный контракт
№ | Способ, которым был определен поставщик | Граничные сроки подписания поставщиком |
---|---|---|
Конкурс | С момента размещения протокола | |
1 | Открытый конкурс | 10 дней |
2 | Конкурс с ограниченным участием | 10 дней |
3 | Конкурс в два этапа | 10 дней |
4 | Закрытый конкурс | 10 дней |
5 | Закрытый конкурс с с ограниченным участием | 10 дней |
6 | Закрытый конкурс в два этапа | 10 дней |
Аукцион | С даты размещения протокола или проекта контракта | |
1 | Электронный аукцион | 5 дней |
2 | Открытый аукцион | 10 дней |
Запрос котировок | Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса) | |
Запрос предложений | Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола |
Комментарии к ст. 528 ГК РФ
1. Комментируемая статья детально регламентирует заключение государственного контракта. Она содержит правила, определяющие порядок и сроки направления проекта контракта государственным заказчиком или поставщиком, возвращения подписанного контракта другой стороной, согласования разногласий, возникающих при заключении контракта и передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда.
Этот порядок применяется независимо от того, существует ли обязанность одной или обеих сторон заключить государственный контракт, в то время как правила, установленные ст. 445 ГК, определяют порядок заключения договора лишь для случаев, когда заключение договора обязательно для одной из сторон.
2. Пункт 3 статьи возлагает на сторону, получившую государственный контракт с разногласиями, обязанность принять активные меры к их согласованию, а также обязанность уведомить сторону, составившую протокол разногласий, о согласии заключить государственный контракт в ее редакции либо об отклонении представленных разногласий.
Нарушение этого требования влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 507 (см. коммент. к ст. 507).
3. Установление ГК порядка и сроков заключения государственного контракта означает, что нормы законов о поставках для государственных нужд о порядке и сроках заключения государственных контрактов, в соответствии с п. 2 ст. 527, применению не подлежат.
Этапы и сроки заключения контракта
Первый этап контракта един для всех видов закупок. Сначала заказчик составляет проект контракта, который размещается в ЕИС и на ЭТП вместе с иной закупочной документацией. В нём прописаны все обязательные и дополнительные условия. После объявления победителя контракт дополняется новой информацией — в него включают наименование и реквизиты исполнителя, цену и предмет контракта. Затем поставщик вносит обеспечение и подписывает контракт. Сроки подписания зависят от формы и способа проведения закупки.
Так, в соответствии со статьёй 51 Закона о контрактной системе по результатам электронного конкурса или аукциона контракт заключается не ранее чем через десять дней (если настоящим законом не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки или протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
При проведении электронного запроса котировок контракт заключается не позднее одного рабочего дня, следующего за днём его подписания участником закупки, с которым заключается контракт, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днём размещения в ЕИС протокола подведения итогов котировки.
Уклонение от подписания контракта
Победитель электронных торгов обязан заключить контракт с заказчиком, иначе его признают уклонившимся со всеми вытекающими последствиями. Если победитель всё же отказывается от подписания контракта, заказчик в порядке, установленном статьёй 51, заключает контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер, и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом №44-ФЗ.
Сначала составляется протокол о том, что победитель уклонился от заключения контракта, с указанием на требования закона, которые он не выполнил. В протокол вносят информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. Затем протокол размещают в ЕИС, а информацию об участнике передают в реестр недобросовестных поставщиков.
При уклонении победителя второй и последующие участники, не отозвавшие свои заявки, обязаны заключить контракт (ч. 7 статьи 51). В противном случае заказчик признает их уклонившимися и направит сведения в РНП.
Отозвать заявку разрешено на двух этапах:
- до окончания срока подачи заявок;
- с момента, когда оператор электронной площадки опубликует итоговый протокол, и до дня, когда заказчик разместит проект контракта (ч. 9 ст. 43, ч. 1 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
Условия муниципального контракта
На сегодняшний день муниципальным контрактом предполагаются следующие условия:
- Бесплатная заявка на участие в конкурсе. Важно отметить, что заказчик имеет право потребовать внесение от исполнителя денежного обеспечения заявки в сумме, не превышающей 5 % максимальной (начальной) цены контракта, именуемой зачастую ценой лота. Данное требование относится к абсолютно всем участникам, а также указывается в конкурсных документах. Тогда, когда у исполнителя нет необходимой денежной суммы для обеспечения заявки, он может воспользоваться таким механизмом, как тендерное кредитование.
- Конкурсная комиссия или заказчик не наделены правом вступления в переговоры непосредственно с участниками торгов. В случае нарушения данного требования конкурс может признаваться недействительным в соответствии с иском заинтересованного лица.
- Не меньше чем за тридцать дней до момента вскрытия конвертов с актуальными заявками или открытия доступа к электронной документации специализированная структура или отдельный заказчик должны осуществить публикацию извещения по поводу проведения муниципального конкурса в официальных средствах массовой информации муниципального формирования. Помимо этого, они обязаны разместить данное извещение на собственном официальном ресурсе.
- Участник торгов наделен полным правом на изменение своей заявки или ее отзыва в любое время непосредственно до того, как конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие либо открывает доступ к заявкам, которые были поданы в форме электронной документации.
- Победитель конкурса обязуется заключить с заказчиком муниципальный контракт. Если же он отказывается от этого, заказчик наделен правом принуждения его в порядке суда осуществить приведенное мероприятие. Кстати, в случае уместности подобных обстоятельств заказчик должен возместить все убытки, которые были причинены по причине уклонения победителя конкурса от заключения контракта.
Правила заключения государственных и муниципальных контрактов
Заключение госконтракта обычно состоит из нескольких этапов:
- 1. Определение потребностей (нужд) государственного или муниципального заказчика в тех или иных товарах, работах и услугах, которые с 01.01.2015 г. осуществляются в соответствии с планом закупок и планом-графиком.
- 2. Размещение государственной и муниципальной закупки c использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений или закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов), заключение муниципального контракта обязательно.
- 3. Проект контракта, как правило, разрабатывается заказчиком.
- 4. Срок заключения госконтракта зависит от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Сторона, получившая проект договора, должна подписать его в течение 30 дней или составить в этот же срок протокол разногласий, а затем – отправить документы другой стороне. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, обязана в течение 30 дней принять меры по их согласованию и либо подписать соглашение, либо отклонить его (ст. 528 ГК РФ).
Разобравшись с тем, как заключить государственный или муниципальный контракт, вы можете приступить к оформлению соглашения. Подходящие для данной ситуации шаблоны представлены в разделе «
По итогам проведения закупок заключается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор. Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники. Так, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 94 под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Так, ст. 526 ГК РФ содержит |
положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия, поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 44 также выступают услуги и работы.
Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.
Что такое государственный муниципальный контракт?
525 ГК РФ прямо указано, что при поставках товаров для государственных (муниципальных) нужд иные законы могут применяться лишь в части, не урегулированной параграфом 4 гл. 30 ГК РФ. Иными словами, приоритетными нормами в части таких поставок являются положения гражданского законодательства.
Статьей 526 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Таким образом, сторонами государственного или муниципального контракта на поставку товаров является поставщик товаров и государственный или муниципальный заказчик.
В силу ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными или муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
При этом бюджетные учреждения не включены в состав государственных или муниципальных заказчиков: они именуются иными заказчиками, как указано в ст. 4 Закона N 94-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 527 ГК РФ заключение государственного или муниципального контракта осуществляется на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В настоящее время законодательство о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд основано на нормах ГК РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов на поставку. Последние нормативные документы применяются в части, не противоречащей Закону N 94-ФЗ.
Общим правилом, закрепленным п. 1 ст. 527 ГК РФ, определено, что заключение государственного или муниципального контракта для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, является обязательным.
Обязательность заключения государственного или муниципального контракта для поставщика (исполнителя) возникает лишь в случаях, прямо установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.
Заключение государственного и муниципального контракта: правовое регулирование и общие положения
С целью успешного завершения конкурсной процедуры необходимо подписание государственного (муниципального) контракта.
Контракт представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги
(в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями или иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1,2.1,4 и 5 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона).
При этом из «контрактов» дополнительно выделяется государственный, муниципальный контракт, т. е. договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Государственный и муниципальный контракт
Согласно п.8 ст.3 Закона №44-ФЗ государственный контракт и муниципальный контракт – это гражданско-правовой договор, заключенный между заказчиком и поставщиком.
Госконтракт заключается с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для успешного заключения госконтракта потенциальному поставщику необходимо знать его ключевые особенности и положения.
Особенности заключения государственных и муниципальных контрактов на торгах
Поставщик должен знать, что согласно п.2 ст.34 закона №44-ФЗ цена госконтракта является твердой и установлена на весь срок его исполнения. Однако законом определены случаи при которых допускается изменение условий государственного контракта.
Стоить обратить внимание на ключевые особенности заключения государственных и муниципальных контрактов на торгах.
• При проведении закупки в форме электронного аукциона по 44-ФЗ контракт заключается между заказчиком и поставщиком путем подписания электронной подписью на торговой площадке;
• В муниципальном контракте, устанавливается обязательное условие ответственности сторон за его ненадлежащее неисполнение;
• Следует обратить внимание на размер пени и штрафов, которые установлены ЦБ и Правительством РФ;
• Обязательно необходимо предварительно определить сроки выполнения контракта на соответствие техническому заданию;
• Если начальная цена контракта составляет более 100 млн. рублей и срок выполнения контракта государственного контракта более 3 лет, то в контракт включается график его исполнения;
• В извещении может быть включено условия о возможности одностороннего отказа от исполнения;
• Заказчик может включить дополнительные условия не имеющие отношения к предмету самого контракта. Эту информацию надо проверять в документации закупки;
• Заказчик, по согласованию, с участником закупки может увеличить количество поставляемого товара, но на сумму, не превышающую разницу между начальной ценой контракта и ценой, предложенной поставщиком;
• В обязательном порядке в контракт должны быть прописаны сроки возврата денежных средств поставщика, внесенных в качестве обеспечения заявки;
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 29.07.2017).
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 02.07.2013).
- Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 — 2024 гг.: утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013 // СПС «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).
- Беляева О.А. Торги: основы теории и проблемы практики: Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Инфра-М, 2015. 250 с.
- Беляева О.А. Электронные аукционы по размещению государственных заказов: совершенствование правового регулирования // Журнал российского права. 2011. N 7. С. 17 — 23.
- Гатаулина Л.Ф. Проблемы и перспективы электронных торгов в сфере государственных закупок // Тенденции развития частного права: Сборник научных трудов, посвященный 80-летию Саратовской государственной академии права / ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. С. 39 — 45.
- Федорович В.А. Американский капитализм и государственное хозяйствование: Федеральная контрактная система: эволюция, проблемы, противоречия. М.: Наука, 1979. 487 с.
Понятие и структура государственного (муниципального) контракта
Государственный контракт — это договор, заключаемый государственным заказчиком от лица государства (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) в целях обеспечения государственных нужд или потребностей государственного заказчика в товарах и услугах.
Рыночная суть государственного контракта состоит в следующем [3]:
- • договорность — государственный контракт — это форма существования рыночного договора;
- • государственность — в государственном контракте его обязательной стороной является государственная организация. Нельзя заключить государственный контракт между двумя частными лицами. Две государственные организации могут заключить между собой государственный контракт;
- • нормативность — государственный контракт — это документ, который регулируется соответствующим законодательством;
- • прозрачность (публичность) — вся информация о государственном контракте является совершенно открытой для всех участников рынка и контролирующих организаций;
- • контролируемость — все, что связано с заключением и исполнением государственного контракта, находится под контролем со стороны уполномоченных на это государственных органов власти и широких кругов общественности
- (рис. 5.1).
Порядок заключения муниципального контракта
Для муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом. Для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом и при условии, что муниципальному заказчику будут возмещены все убытки, которые могут быть ему причинены в связи с выполнением муниципального контракта.
В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков в случае заведомого занижения предлагаемой цены муниципального контракта.
Порядок заключения муниципального контракта содержится в статьях 528-529 Гражданского кодекса РФ.
Муниципальные заказчики
Заключение муниципального контракта осуществляется лишь после соответствующего уведомления от заказчика. Муниципальные заказчики — органы государственной власти субъектов РФ и государственные местные органы, а также уполномоченные приведенными структурами на размещение заказов. Как правило, уполномоченные органы, в число которых входят федеральные исполнительные органы, исполнительные органы субъектов РФ и местные органы власти, реализуют собственные функции, связанные с размещением заказов для муниципальных заказчиков.