Удержание неустойки из суммы подлежащей уплате по договору

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Удержание неустойки из суммы подлежащей уплате по договору». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Неустойка, по своей правовой природе, является одним из способов обеспечения обязательств, т.е. неким “мотиватором”, направленным на побуждение другой стороны к надлежащему исполнению своих обязательств.

Взыскание неустойки по договору оказания услуг — Официальные разъяснения

Дубровина Светлана БорисовнаАдвокат. Стаж работы более 25 лет Богданова Ирина МихайловнаАдвокат. Стаж работы более 15 лет Коханов Николай ИгоревичАдвокат. Стаж более 10 лет

Неустойка — установленная законом гражданская ответственность в виде компенсации, выраженной в денежном эквиваленте. То есть это обеспечительная мера и Санкция за нарушение договора. Начисляется и взимается она только при неисполнении контрагентом обязательств по договору, за которые он напрямую отвечает.

Как оформить условие о взыскании неустойки?

Условия взимания неустойки могут быть оформлены в виде дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью основного договора. Однако целесообразнее прописывать условие о неустойке (о ее размере и порядке взимания) отдельным пунктом именно в основном договоре, поскольку это в дальнейшем намного упростит процедуру предъявления требований потерпевшей стороной.

При этом в договоре должен быть обозначен единый подход к расчету неустойки как для заказчика, так и для исполнителя. В противном случае суд, скорее всего, уменьшит размер взыскиваемой с должника неустойки. Показательным примером в данном случае является Постановление АС СКО от 08.07.2020 № Ф08-2578/2020 по делу № А32-15816/2019. В этом деле контрактом был установлен следующий порядок расчета неустойки: с исполнителя – охранного агентства в случае ненадлежащего исполнения обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств) взыскивалась неустойка в размере 10% от цены договора, а с заказчика – автономного учреждения – в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Исполнитель оспорил размер неустойки в суде. Арбитры со ссылкой на п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 указали, что данное обстоятельство нарушает баланс интересов сторон и ставит исполнителя, нарушившего обязательство, в более неблагоприятное положение с допустившим нарушение заказчиком. В результате суд произвел перерасчет подлежащей взысканию неустойки за каждое допущенное нарушение исполнителем исходя из 0,2% от цены контракта.

  1. 25 июля 2022 года вступили в силу поправки в КоАП, которые смягчают наказание за административные правонарушения ИП и юрлицам.
  2. Теперь все компании и ИП могут получать предупреждения вместо штрафов за незначительные нарушения. Но только если нарушили закон в первый раз.
  3. Если заплатить штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления, достаточно внести только половину суммы.
  4. Если самостоятельно устранить вредные последствия или возместить ущерб, штраф назначат в минимальном размере.
  5. Можно получить отсрочку до полугода, если доказать, что заплатить штраф или отбыть арест в настоящий момент невозможно.

Как истребовать неустойку: алгоритм

  1. Официально зафиксировать нарушение. В установленные контрактом сроки нужно направить претензию. В ней нужно указать реквизиты контракта, итоговую сумму, расчёт, сроки и требование об уплате.
  2. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) отказался платить штраф или пени, заказчик может:
    • вычесть их из суммы оплаты за исполнение обязательств по контракту;
    • направить в суд исковое заявление и истребовать оплату в принудительно.

Правомерность удержания неустойки подтверждена:

  • гражданским законодательством (ст. 330, 333, 407,410, 420 ГК РФ);
  • судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 № 1394/12);
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2241/12;
  • позицией контрольных органов (Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15, Минфина России от 02.11.2020 № 24-03-08/95446, от 22.10.2015 № 02-08-10/60706).

Деликты в трудовом праве

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение норм трудового права, изложенных как непосредственно в ТК РФ, так и в иных нормативных актах, включая сам КоАП.

Так, нарушение положений ТК и иных нормативных актов влечет за собой наложение штрафа на работодателя в границах от 1000 рублей (для ИП и физических лиц) до 50 000 рублей для юридических лиц.

Размер штрафа, в силу положений п.2 ст. 5.27, может быть увеличен в границах от 10 000 до 70 000 рублей, если работодатель привлекается к ответственности за нарушение трудового законодательства повторно.

Кроме того, КоАП устанавливает собственные виды административных деликтов, а именно:

  • незаключение или уклонение от заключения с работником трудового договора;
  • фактическое допущение к работе работника, с которым не был заключен трудовой договор;
  • умышленная подмена трудового договора гражданско-правовым договором с работником;
  • ненадлежащее составление трудового договора с работником;
  • невыплата заработной платы или неполная ее выплата при условии отсутствия в действиях работодателя состава уголовного преступления;
  • учинение работнику препятствий в деле выбора банка для перечисления заработной платы;
  • умышленное занижение размера заработной платы работников ниже нормы, предусмотренной ТК.

Административные протоколы по правонарушениям в сфере трудового законодательства составляются, в соответствии с п.6 ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами государственных органов, контролирующих исполнение трудового законодательства.

Рассматриваются материалы по административным нарушениям в сфере трудового законодательства судьями в соответствии с принципом территориальности.

Порядок привлечения заказчика к ответственности за нарушения сроков оплаты по контракту

За нарушение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ, как и за прочие случаи несоблюдения законодательства, контрактный управляющий привлекается к административной ответственности, для чего существует определенный механизм.

Данные вопросы находятся в компетенции территориальных подразделений ФАС России (ст. 28.3 и 23.66 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Созданные ими комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях и выносят соответствующие решения с применением санкций по ч. 1 ст. 7.32.5 указанного кодекса.

При выявлении фактов несоблюдения закона необходимо написать заявление в орган ФАС того региона, где зарегистрирован заказчик. В документе следует изложить просьбу о возбуждении дела об административном правонарушении, обосновав ее описанием сложившейся ситуации.

Но предварительно желательно взвесить все обстоятельства дела, чтобы убедиться в истинности вашей позиции. Для этого стоит получить консультацию у компетентного юриста, работающего в данной сфере. Ведь может случиться так, что вы неверно оцениваете положение дел либо допустили какую-то ошибку при составлении обращения. Последствием этого будет то, что заявление вернут, а заказчик получит повод укрепить свои позиции.

Когда ФАС получает подобную жалобу, то возбуждается дело об административном правонарушении, которое обычно предваряется расследованием. В рамках этого дела комиссия антимонопольной службы будет разбираться в обстоятельствах конкретной закупки. При этом заслушиваются мнения обеих сторон.

У ФАС есть право отказать в возбуждении дела об административном правонарушении. Если вы с этим не согласны, придется отстаивать свою позицию в арбитражном суде.

Конечно, заранее нельзя спрогнозировать исход разбирательства. На то, привлекут ли к ответственности заказчика в соответствии с указанной статьей, влияет много разных обстоятельств.

После рассмотрения дела комиссия ФАС может не выявить состава административного правонарушения и прекратить производство. Если вы с этим не согласны, то также придется обращаться в арбитражный суд.

ИЗМЕНЕНИЕ № 2: Назначение только одного административного наказания при выявлении в ходе контроля нескольких нарушений

В силу прямого указания части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, действующей с 06.04.2022 г., если при контроле выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ, то совершившему их заказчику или работнику назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Читайте также:  Налоговые последствия при заключения договора цессии.

Например, контрольный орган по результатам проверки установил, что ответственным лицом заказчика в течение 2022 года не зарегистрировано в реестре контрактов в установленный срок 100 контрактов. В этом случае лицу, ответственному за размещение такой информации в реестре контрактов, должен быть назначено только одно административное наказание, если указанные нарушения выявлены в рамках одной проверки.

То есть контрактного управляющего оштрафуют на основании части 2 статьи 7.31 КоАП РФ на сумму 20 000 рублей, если у него уже были выявленные административные правонарушения, но однократно – без умножения этой величины на число нарушений.

Когда в рамках проверки административные правонарушения выявлены по двум и более статьям (частям статьи) КоАП РФ, то наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание (части 2-4, 6 статьи 4.4 КоАП РФ).

Например, в ходе проверки было установлено, что контрактный управляющий совершил два следующих административных правонарушения:

– 1-е нарушение: не разместил своевременно в реестре контрактов информацию о заключенном контракте (за данное нарушение частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 20 000 рублей);

– 2-е нарушение: подготовленный и размещённый контрактным управляющим протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не содержит всех обязательных сведений, предусмотренных законом (это нарушение влечёт наложение штрафа по части 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ в размере 10 000 рублей).

В этом случае размеры штрафов за эти два совершенных контрактным управляющим административных правонарушения, которые предусмотрены разными статьями КоАП РФ, не суммируются, а назначается наибольший штраф, предусмотренный КоАП РФ – 20 000 рублей (только по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ, как предусматривающей наиболее строгое наказание).

Когда суд избавит от штрафа за просрочку оплаты муниципального контракта

Даже самый законопослушный и добросовестный заказчик когда-либо был оштрафован. Как избежать штрафов? Все знают – не нарушать. Далее будет рассказано, когда и каким образом можно добиться снижения штрафа и какие основания имеются для оспаривания постановления ФАС в судебной инстанции.

Чаще всего ФАС налагает штрафные санкции на заказчиков при отработке жалоб участников. К ответственности одновременно могут привлечь как организацию, так и сотрудников заказчика. Для юридического лица штрафы намного больше, нежели для должностных лиц, однако, как показывает практика, штрафуют как раз сотрудников.

Штрафы для юридических и должностных лиц, нарушивших правила контрактной системы, предусмотрены восемью статьями Кодекса России об административных правонарушениях.
Санкции налагаются в следующих случаях:

  • при выборе неправильного способа и условий закупки (КоАП России, ст. 7.29);
  • при нарушении правил, по которым закупки планируют (КоАП России, ст. 7.29.3);
  • при нарушении порядка, по которому проводятся закупки (КоАП России, ст. 7.30);
  • при нарушении правил, по которым ведутся реестр недобросовестных поставщиков и реестр контрактов (КоАП России, ст. 7.31);
  • при возврате участнику обеспечения заявки с опозданием (КоАП России, ст. 7.31.1);
  • при нарушении порядка заключения и изменения контракта (КоАП России, ст. 7.32);
  • при невыполнении предписания ФАС (КоАП России, ст. 19.5);
  • при непредставлении, несвоевременном предоставлении либо предоставлении контролерам недостоверной информации (КоАП России, ст. 19.7.2).

По итогам проверочных действий ФАС вправе назначить административное наказание, а может и прекратить производство. Второй вариант более предпочтительный, однако он возможен, только если его не переквалифицировали в более серьезное нарушение, а материалы не были переданы в прокуратуру либо другие органы. Дело об административном правонарушении будет прекращено, если нарушение малозначительное (КоАП России, ст. 2.9). К примеру, когда будет установлено, что содеянное нарушителем не нанесло вред обществу. Также правонарушение может быть признано малозначительным.

ФАС вправе отказаться возбуждать дело либо прекратить уже начатое, если:

  • срок исковой давности (один год) истек;
  • было крайне необходимо так поступить (в этом случае КоАП РФ запрещает говорить о том, что было какое-либо нарушение);
  • выяснит, что заказчиком ничего не было нарушено (к примеру, если была отменена нарушенная норма).

В статье 24.5 КоАП России приведен исчерпывающий перечень оснований для прекращения начатого производства либо отказа в возбуждении дела.

Минимальный штраф, налагаемый на контрактного управляющего, составляет 3 тысячи руб. Юридические и должностные лица имеют право обратиться в суд либо ФАС с просьбой о снижении штрафа. Просьба может быть удовлетворена, если правонарушение имеет исключительные обстоятельства. Однако размер штрафных санкций снизят не более чем на 50 процентов, и лишь в случаях, когда первый штраф:

  • для должностных лиц составил не менее 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц составил не менее 100 тысяч рублей.

Право оспаривания в суде административной ответственности, назначенной ФАС, предусмотрено. Помимо довода об истечения срока давности, малозначительности нарушения, а также отсутствия состава правонарушения, имеются еще шесть способов, которые могут помочь избежать наказания:

  1. Не имеется доказательств нарушения. Если контролерам не удаётся привести факты, доказывающие нарушение закона, суд вправе отменить постановление антимонопольной службы.
  2. Отсутствуют доказательства вины. Это случай, когда у антимонопольной службы доказать виновность лица нет возможности. Виновным признается юридическое лицо, когда оно имело возможность избежать нарушения норм и правил, однако не воспользовалось этой возможностью.
  3. Привлекается не то лицо. При привлечении к ответственности лица, не являющегося субъектом правонарушения, а также при предъявлении доказательств этого суд может встать на его сторону.
  4. Составление протокола с нарушениями. При неправильном составлении протокола сотрудниками ФАС документ не признается доказательством вины. Суд может не привлекать к ответственности подозреваемое лицо.
  5. Не сообщено, где и когда будет рассматриваться дело. Дело рассматривается комиссией ФАС лишь в присутствии подозреваемого лица, которое должно быть извещено о времени и месте вынесения постановления о привлечении к ответственности. Иначе постановление может быть отменено судом.
  6. За совершение одного нарушения лицо привлечено дважды. Суд не привлекает лицо к ответственности за нарушение, по которому оно уже наказано.

Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП

44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:

  • дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
  • мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются. Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.

Важный момент! К малозначительным правонарушениям будут применяться предупреждения.

В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.

Статья в новом КоАП

Ответственность (за что предусмотрен штраф)

28.1 За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика
28.2 За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок
28.3 За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ
28.4 За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки
28.5 За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры
28.6 За нарушение порядка заключения, изменения контракта
28.7 За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ
28.8 За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц
28.10 За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ
28.11 За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа
28.12 За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ
28.13 За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд ГОЗ
28.14 За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности
28.15 За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ
28.16 За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу
28.17 За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ
28.18 За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу
28.19 За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении
28.20 За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере
Читайте также:  Реквизиты для оплаты госпошлины

Что нужно знать поставщику об ответственности заказчика?

Заказчику грозят штрафы за несоблюдение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. При выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведения торгов, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Меры ответственности заказчиков прописаны в КоАП РФ. Согласно нему, заказчикам-нарушителям в подавляющем большинстве случаев назначают штраф, реже — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Сотрудник может быть привлечен и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Организации редко получают штрафы, т.к. тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если нарушение серьезное, то ответственность понесут и сотрудник, и организация.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. руб., для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Сроки оплаты работ должны быть отражены в тексте контракта, это обязывает заказчика оплачивать полученные услуги вовремя. Правила устанавливает ст.34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. За нарушение сроков заказчик понесет ответственность по ст.7.32.5 КоАП.

Наказан будет сотрудник, который оплатит обязательства позднее срока или нарушит порядок оплаты — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его ждет дисквалификация на 1 — 2 года.

Кроме того, исполнитель может потребовать с заказчика пени за несвоевременную оплату работ (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, включая праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые нужны заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 г. № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчика ждет штраф за свои невыполненные обязательства. Размер штрафа исчисляется согласно Постановлению Правительства № 1042 (п.9):

Сумма штрафа для заказчика за каждое правонарушение зависит от цены договора:

  • до 3 млн. руб. — 1 000 руб.;
  • 3 — 50 млн. руб. — 5 000 руб.;
  • 50 — 100 млн. руб. — 10 000 руб.;
  • более 100 млн. руб. — 100 000 руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна быть выше цены контракта (п.12 ПП №1042).

Заказчик сможет оспорить наказание в суде, если:

  1. Штраф назначен неправомерно – закончился срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
  2. Нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении составили некорректно, обвиняемого не осведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
  3. Заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимых обстоятельств или по вине контрагента. Эти условия указаны в ч.9 ст.34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. Судебной практике известны примеры, когда в первом случае суд уменьшил штраф, во втором — вообще отменил.

Оспорить постановление об административном правонарушении следует в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление приобретет силу.

Нормативные правовые акты

Для поиска необходимой информации о неустойках следует обращаться к следующим документам, предложенным законодательством:

  • В Гражданском Кодексе РФ: ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783.
  • В 44-ФЗ: ст.34.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042). Именно на этот документ опираются заказчики при начислении неустойки. Здесь отражены актуальные меры ответственности, связанные с исполнением контракта. Суды и контролирующие органы используют их в своей деятельности.

В Постановлении № 1042 сказано, что размер штрафа напрямую зависит от суммы контракта. Приведен порядок исчисления штрафов для представителей СМП и СОНКО. А также для штрафов, когда торг проводится на повышение (в этом случае закон — на защите заказчика). Стоит акцент на важном моменте: за каждое нарушение необходимо выставлять соответствующие неустойки.

В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.

14 августа 2019 г. начало действовать Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019 г. Оно вносит изменения в Постановление № 1042. Что же поменялось в новом регламенте? Коррективы коснулись штрафов.

  1. Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
  2. Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
  3. Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:

10% НМЦК, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% НМЦК, если цена 3-50 млн. руб.;
1% НМЦК, если цена 50-100 млн. руб.

Если же сумма контракта выше НМЦК, то штраф:

10% цены контракта, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% цены контракта, если цена 3-50 млн. руб.;
1% цены контракта, если цена 50-100 млн. руб.

Разница между первым и вторым случаями очевидна: в первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.

  1. Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.

Что же касается расчета пеней, то он, по сути, не поменялся. В Постановлении №1042 утратил силу пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Изменилось и название Постановления: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Как уплатить пени и штрафы

Если поставщик подтверждает неисполнение условий контракта по 44-ФЗ, необходимо действовать так:

  1. Заказчик готовит в свободном формате письменную претензию, где фиксирует и описывает факт просрочки. В данной бумаге указываются реквизиты соглашения, номер счета и начисленная сумма неустойки.
  2. Поставщик соглашается на оплату пени, после чего переводит денежные средства на счет, обозначенный покупателем.
  3. Стороны подписывают акт приемки.
  4. Заказчик оплачивает услуги по договору.
  5. Сумма обеспечения выполнения условий контакта передается обратно поставщику.
Читайте также:  Налог на имущество организации

Возможен и другой вариант уплаты штрафа, при котором заказчик вычитает неустойку из суммы, которая должна быть получена исполнителем. Здесь допустимы три подхода:

  1. Уменьшается сумма, являющаяся оплатой исполнения работ по договору.
  2. Средства вычитаются из обеспечения государственного контракта, которое поставщик должен получить обратно после предоставления ТРУ.
  3. Взыскиваются средства через банк, предоставивший гарантию на исполнение обязательств, – если в данном документе есть пункт о взыскании за просрочку, заказчик может потребовать неустойку.

Материальная ответственность

При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:

  • Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
  • Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:

  • Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:


Исполнитель
Пени С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика.
Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.

Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс. руб.

Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 5,50 % = 19 рублей 07 коп.

Пени Начисляются только за неисполненный или ненадлежащим образом исполненный заказ (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, описанных в п. 4-8 ПП № 1042):
10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.;
5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.;
1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.;
0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.;
0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.;
0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.;
0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.;
0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.;
0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд. руб.
Штрафы Постановление № 1011 от 02.08.2019 г. изменило штрафные санкции по 44-ФЗ для поставщика по контракту, который заключен в рамках процедур с ограничениями для малого бизнеса по п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ. Регламент определил размер штрафа — 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5 тыс. руб. и не меньше 1 тыс. руб.
Штрафы Если госконтракт оформлялся «в минус» (плата за право заключить контракт) и стоимость не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства предусмотрен штраф в виде фиксированной суммы:

10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.;
5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;
1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы:

10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.;
5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;
1%, если ЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

Штрафы За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф начисляется в размере 5% от стоимости этих работ.
Штрафы Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного показателя, то за неисполнение положен штраф:

1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.;
10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.;
100 тыс. руб., если она 100 млн. руб. и выше.

Штрафы Если поставщик не выполнил предусмотренное контрактом условие и не привлек субподрядчиков из числа СМП или СОНКО (по ч.6 ст.30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

Об ответственности за нарушение срока и порядка оплаты при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Автор: А. Гусев

Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2017 № 189-ФЗ.

В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт вносится обязательное условие о порядке и сроках: оплаты товара, работы или услуги; осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом; оформления результатов такой приемки.

Таким образом, оплата по контракту должна быть произведена заказчиком в срок, установленный в контракте. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, преду­смотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Административная ответственность заказчика за нарушение срока оплаты контракта

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 13.07.2015 № Пр-1349 органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется мониторинг соблюдения заказчиками сроков и порядка оплаты товаров, работ, услуг по государственным и муниципальным контрактам. Как показывают результаты надзорной деятельности, в данной сфере допускаются многочисленные нарушения со стороны должностных лиц заказчиков.

Положениями ст. ст. 34, 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлена обязанность заказчика производить оплату по контракту в срок не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Вместе с тем, данное требование закона зачастую не соблюдается.

Нарушение сроков оплаты контракта со стороны заказчика не только негативно сказывается на деятельности подрядчика, но и ведет к образованию задолженности по налоговым платежам и заработной плате перед работниками подрядчика – исполнителя по государственным и муниципальным заказам.

До недавнего времени законодательство предусматривало только гражданско-правовую ответственность заказчика по несвоевременной оплате контракта.

Однако сложившаяся ситуация потребовала законодательной инициативы по введению ответственности должностных лиц заказчиков за нарушения срока и порядка оплаты поставленных товаров (работ, услуг) по государственным и муниципальным контрактам.

В связи с чем, Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» введена в действие ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *