Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шпаргалка по земельному праву.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.
Аренда земельных участков
По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
Согласно ст. 22 ЗК РФ в качестве арендодателей могут выступать собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия, при получении последними земельных участков в порядке наследования (в аренду такой земельный участок может быть сдан на срок до достижения наследником совершеннолетия).
К существенным условиям договора аренды земельных участков, необходимых и достаточных для его заключения, в соответствии с законом относится, во-первых, предмет договора. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить передаваемое (подлежащее передаче) имущество, т. е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер (до его присвоения может быть условный номер) земельного участка. По договору аренды может быть передан земельный участок, если он не изъят из оборота. Договор подлежит государственной регистрации.
Во-вторых, в ЗК РФ в качестве существенного условия называется размер арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).
Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы за частные земли определяется соглашением сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка с учетом зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли. Арендная плата выражается в денежной, натуральной или комбинированной форме. Она может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (например, земельный участок и здание).
Что касается такого условия договора аренды, как срок, то действующее федеральное законодательство отдало этот вопрос на усмотрение сторон договора. Единственное ограничение предусмотрено в отношении земельных участков, передаваемых в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ. Срок в этих случаях — не более одного года. Поскольку срок не является существенным условием договора аренды земельных участков, то он может быть заключен как с указанием срока, так и без него. В последнем случае имеет место бессрочный договор или, точнее, договор, заключенный на неопределенный срок. Отличие между этими видами договоров проявляется прежде всего в порядке их расторжения. Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Арендатор вправе без согласия собственника земельного участка, но при условии его уведомления, если иное не предусмотрено договором, передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог, внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества или паевого взноса в производственный кооператив, а также передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды.
В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:
- Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
- Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
- Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
- Проводятся публичные слушания;
- По итогам слушаний комиссия принимает решение;
- При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
- На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.
Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:
- ФИО и контактные данные землепользователя;
- Категория земли и адресные ориентиры участка;
- Текущий и запрашиваемый ВРИ;
- Причина смены вида землепользования;
- Перечень прилагаемых документов.
Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).
В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.
Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.
Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:
- Целесообразность изменения ВРИ;
- Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
- Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.
Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.
Основные виды использования земель
Основные виды использования земельного участка – это базовый правовой регламент, или основания, на которые ориентируется деятельность собственника или арендатора при освоении земельного участка.
Они задают главные тенденции, допускающие, исходя из категории земель:
- возведение капитального строения;
- организацию дачного участка;
- организацию личного подсобного хозяйства;
- коммерческую сельскохозяйственную деятельность;
- строительный бизнес;
- иные работы, соответственно полученному разрешению на использование земель.
Выбор основного вида происходит по усмотрению собственника, на основании п.2 ст. 7 ЗК РФ. Если речь идёт о землях населённых пунктов, дополнительно вступают в силу нормы Градостроительного кодекса:
- п. 1 статьи 9 ГрК РФ;
- ч.2 и ч.6 статьи 30 ГрК РФ;
- п. 1, ч.3 статьи 37 ГрК РФ;
- ч. 4 статьи 37 ГрК РФ.
Основной вид полностью ориентируется на правила освоения территории зонирования, принятые местным муниципалитетом в лице земельного департамента. Если речь идёт о застройке в пределах городской черты – отдела по архитектуре и строительству.
Принимая за норматив использования участка основной вид, его владелец принимает установленные указанными инстанциями локальные распоряжения по освоению принадлежащих ему земель.
Основные показатели – это выраженные в числовом выражении нормы, предусмотренные для использования участка. Они входят в классификатор, утверждённый Приказом Минэкономразвития № 540 от 1.09.14 г.
Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:
• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;
• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);
• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);
• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.
2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.
4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.
7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.
8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.
9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.
12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
13. Государственное регулирование приватизации земли.
Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Конституцией РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.
Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Земельный участок — часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю. Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь определяется после выноса границы в натуру. Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения (Большой юридический словарь. 2012).
Земельный участок является объектом земельных отношений в силу пп. 2 п. 1 статьи 6 ЗК РФ).
Земельные участки в силу статьи 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (часть 3 статьи 6 ЗК РФ).
Согласно статье 141.2 ГК РФ, вступившей в силу с 01.09.2022 года, земельным участком признается часть поверхности земли, границы которой определены в порядке, установленном законом. В п. 2 указанной статьи также указано, что земельный участок является недвижимой вещью.
Госрегистрация прав на земельный участок. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 статьи 131 ГК РФ).
Распоряжение земельным участком. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 статьи 260 ГК РФ).
Неделимый земельный участок — это земельный участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (ст. 39.20 ЗК РФ). В отношении такого земельного участка невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом.
Делимый земельный участок — это участок, который может быть разделен на части и при разделе образует два или более самостоятельных земельных участка, разрешенное использование которых по целевому назначению возможно без осуществления перевода в состав земель иной категории.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в ст. 11.9 ЗК РФ.
Сервитут на земельный участок
Сервитут, согласно ст. 274 ГК, – это ограниченное право собственника земли на использование соседних или других земельных наделов. Необходимость в его установлении часто обусловлена обеспечением проезда или прохода к участку, осуществлением строительства на нем, или иных форм эксплуатации, не противоречащих целевому назначению и не нарушающих прав третьих лиц.
Сервитут на участок возникает на основании договоренности с собственником участка и подлежит обязательной государственной регистрации.
По решению государственных или местных органов власти может быть установлен публичный сервитут. При этом он не ограничивает собственника в его вещных правомочиях, позволяя свободно распоряжаться, владеть и пользоваться участком.
Сервитут обладает следующими характеристиками:
- основанием для его возникновения является невозможность надлежащей эксплуатации надела без вмешательства в пользование другого участка, вызванная безысходностью ситуации;
- предполагает узкоцелевое использование участка, условия которого оговариваются соглашением, например, только проезд или обустройство инженерных коммуникаций;
- не может выступать самостоятельным предметом – его нельзя продать, внести в качестве залога или иным образом отчуждать;
- это придаточное вещное право, с момента прекращения собственности на землю он также прекращается;
- сам по себе не наделяет дополнительными правами на земельный участок.
Как правило, такое правомочие устанавливается до устранения причин, которыми он был обусловлен.
Если один имущественный объект имеет сразу нескольких хозяев, то можно сказать, что все они владеют им на праве общей собственности. При этом, необходимо отличать такие параметры общей собственности, как:
- долевое владение;
- совместное владение.
Данные категории имеют множество принципиальных отличий, давайте приступим к их рассмотрению далее в таблице.
Таблица 1. Отличие долевой собственности от совместной собственности
Тип собственности
Описание
Долевая собственность
В собственности долевого характера имеет место быть определение частей имущественного объекта, у каждой из которых имеется конкретный владелец.
В большинстве случаев владение материальными объектами сопровождается оформлением их в долевую собственность, за исключением тех случаев, когда закон требует иного.
При оформлении имущества в долевую собственность, определение конкретных его частей, относящихся к тому или иному гражданину, производится согласно:соглашению, заключенному между сторонами;
законодательным актам, действующим на территории нашей страны.
Если ни соглашение, ни нормативно-правовая документация не позволяют определить доли, собственность распределяется между всеми владельцами поровну.
При условии, что имущественный объект приносит какой-либо продукт, или доход от эксплуатации, обозначенные блага прибавляются к «телу» собственности, и между всеми ее владельцами разделяются соразмерно их долевым правам.
Совместная собственность
Совместная собственность также имеет несколько хозяев, однако, не определяется точных ее долей, принадлежащих тем или иным лицам.
Закон оговаривает, что возникновение совместной собственности возможно:у членов одной и той же супружеской пары;
у членов крестьянских хозяйств.
Если говорить о собственности супругов, то статус совместной приобретает только та, которая была нажита после заключения между людьми официального брака.
Впрочем, данное правило не действует, если муж и жена еще перед свадьбой заключили брачный договор, установив им правила раздела имущества на случай развода
Обратите внимание: имущество, подаренное одному из супругов, а также все нажитые до заключения брачного союза материальные блага не принадлежат к категории совместной собственности. Члены крестьянского хозяйства владеют на правах собственников следующим совместным имуществом:
землей;
инвентарем;
техническим оснащением хозяйства;
постройками;
производимым продуктом;
доходами, полученными в ходе реализации продуктов
Распоряжаться одним из вышеперечисленных имущественных объектов лица, им владеющие, могут лишь с согласия прочих совладельцев.
А вот участники долевой собственности могут продать собственную долю, не спрашивая согласия у остальных. При этом, однако, другие лица, имеющие прямое отношение к собственности, имеют так называемое право преимущественного приобретения на этот случай. Это означает, что вы, решив продать, например, комнату в общей с родственниками квартиры, должны:
- в первую очередь предложить им выкупит выставленные вами на продажу квадратные метры;
- даже не желая, чтобы комната была куплена родней, установить на нее для членов семьи стоимость, аналогичную той, что была заявлена и для сторонних лиц.
Сделать предложение совладельца имущества лицо обязано путем письменного извещений о намерении реализовать свою долю владений посторонним гражданам. В данном извещении также указываются такие нюансы, как:
- стоимость доли;
- условия ее реализации.
Если объект находится в совместном владении, значит, распорядиться им полностью или частично смогут только все его владельцы, поодиночке же этого сделать невозможно, так как закон запрещает подобное
При условии, что в установленный по закону срок совладельцы не проявят интерес к приобретению вашей доли, вы сможете продолжить процесс, и передать право распоряжаться собственностью стороннему лицу.
К слову, интересующие нас сроки будут составлять:
- 30 дней с момента передачи извещения, если речь идет о продаже части недвижимого имущественного объекта;
- 10 дней, если речь идет о движимом имущественном благе.
При отказе от извещения или игнорировании данного обязательного нюанса, продавец весьма рискует, так как в этом случае еще в течение 3 месяцев после продажи квартиры иному лицу, совладельцы собственности могут в суде оспорить сделку, и потребовать передать им полагающееся им по закону право первыми выкупить нужную часть материального объекта.
Рассмотрение дела и решение суда
Судебная практика по спорам о правах собственности обобщена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 г.
В судебном порядке заявитель обязан доказать свою убеждённость в том, что на протяжении всего периода пользования участок являлся его собственностью и привести суду основания таких убеждений.
Пример.
Гражданин, при обращении с иском о признании права собственности на земельный участок, указал, что приобрёл смежный участок у бывшего соседа, решившего сменить место жительства, уплатив деньги, что подтверждает предоставленная суду расписка.
На протяжении всего периода использования участок ежегодно обрабатывался и использовался для выращивания овощей. Требования истца были удовлетворены в полной мере.
Суд пришёл к выводу, что истец добросовестный приобретатель имущества и не знал, что владение участком не имело юридического подтверждения.
Второй пример.
При бракоразводном процессе супруги произвели раздел имущества, в том числе и приусадебного участка ½ режима общей долевой собственности.
Бывший супруг, выступивший истцом в ходе судебного разбирательства, привёл доказательства того, что на протяжении 21 года занимался обработкой всего участка, т.е. и доли бывшей супруги, в том числе.
Суд согласился с доводами истца и принял решение признать право собственности на ½ доли участка по приобретательной давности.
В аналогичной ситуации судебная инстанция Челябинска отказала в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что бывший супруг знал о том, что доля участка принадлежит его супруге, но, несмотря на это, пользовался.
В его действиях отсутствует один из признаков необходимых для подтверждения приобретательной давности — добросовестность владения.
Пленум Верховного Суда обращает внимание на то, что в срок приобретательной давности не может быть включён период, когда владение земельным участком осуществлялось истцом по договору. Дополнительный момент, характеризующий проблемную ситуацию: Пленум ВС РФ, указал ст
234 ГК РФ. Распространяется на участки, но не имеет отношения к хозяйственным и другим постройкам, произведённым на таких участках
Дополнительный момент, характеризующий проблемную ситуацию: Пленум ВС РФ, указал ст. 234 ГК РФ. Распространяется на участки, но не имеет отношения к хозяйственным и другим постройкам, произведённым на таких участках.
Категория «Сельскохозяйственные земли» допускает строительство только тех зданий, которые необходимы для потребностей с/х отрасли. При этом возведение жилых объектов капитального строительства невозможно.
Если в ваши планы входит строительство жилых объектов с возможностью регистрации, оптимальным решением станет выбор участка в пределах населенных пунктов.
В рамках ВРИ ИЖС зданиям гораздо проще получить адрес, а вы в дальнейшем сможете зарегистрироваться по месту жительства, воспользоваться коммунальными услугами и т.п. При этом будьте готовы к высокой кадастровой стоимости.Чтобы определить для себя предпочтительный ВРИ, воспользуйтесь таблицей
Показатель | ИЖС | ДНП | СНТ | Огородническое объединение |
Группа земель | земли поселений | с/х, земли поселений | с/х земли, земли поселений | с/х земли, земли поселений |
Разрешенная деятельность | строительство жилого дома и подсобных помещений | возведение дачного домика, разбивка сада и огорода | выращивание с/х культур, строительство садового дома | выращивание овощей и плодово-ягодной продукции, строительство только некапитальных хозяйственных строений |
Что можно строить | жилой дом и хоз. постройки | жилой дом дачного типа и хоз. постройки | небольшое строение и хоз. постройки | небольшое строение и хоз. постройки |
Необходимость составления проектной документации и ее согласования | да | нет | нет | нет |
Наличие объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры | да | редко | редко | редко |
Оформление регистрации по месту жительства | да | да, в случае расположения в черте населенного пункта | нет | нет |
Сравнительная стоимость | высокая | низкая | низкая | низкая |
Классификация земельных участков
С 2015 года в земельном законодательстве России произошли изменения, был введен классификатор ВРИ. Он определяет и описывает на каких землях возможна та или иная деятельность, какие объекты могут на ней находиться. В Классификатор входит 12-ть общих ВРИ земельных участков и 81 уточненный вид.
Обобщенные виды ВРИ:
- сельскохозяйственные земли;
- под жилую застройку;
- объекты капстроительства общественного пользования;
- предпринимательство;
- отдых;
- производство;
- транспорт;
- оборона;
- изучение и охрана природы;
- лесное хозяйство;
- водное хозяйство;
- общепользовательские земли.
Процедура регистрации землевладений и землепользований
Регистрация землевладений и землепользований – это внесение специальной записи в документы установленного законом образца. В ней отображаются сведения о земельном наделе, позволяющие закрепить его правовое положение, качественные, количественные и ценностные характеристики, географическое положение и параметры.
Процедуру выполняет уполномоченный орган – Росреестр.
Зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ землевладение находится под охраной государства, которое обеспечивает защиту прав владельцев земельных угодий.
Регистрация землевладений и землепользований происходит на основании:
- принятого уполномоченным госорганом решения о выделении надела для строго определенных нужд;
- документов о проведении работ по землеустройству и установлению границ на местности.
Земли сельхозназначения
Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.
В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.
В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:
- Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
- земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
- участки, занятые под хозяйственные строения;
- пашни;
- сенокосы;
- пастбища;
- сады;
- залежные земли.
Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.
Субъектами данного права являются физические и юридические лица. Земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности. Частные лица передавать земельный участок на этом праве не могут (после введения в действие Земельного Кодекса земельные участки предоставляются на данном праве строго ограниченному кругу юридических лиц).
Юридические лица могут быть разделены на 3 группы по отношению к этому праву:
1. юридические лица, которым и после введения в действие Земельного Кодекса, предоставляются земельный участки на данном праве и которые могут использовать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования (органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов России, прекративших исполнение своих полномочий);
2. юридические лица, которые продолжают использовать земельные участки ранее предоставленные до введения в действия Земельного Кодекса на праве постоянного (бессрочного) пользования и вправе их переоформить в собственность:
ü гаражные (потребительские) кооперативы;
ü организации, при которых до 23 апреля 1998 г. были созданы садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан;
ü юридические лица, которые имеют земельные участки, на которых расположены линии связи, электропередачи, трубопроводы, железные дороги, иные подобные линейные сооружения – они вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования до 1 января 2015 г. в соответствии с Законом “О введении в действие Земельного кодекса”;
3. все остальные юридические лица, обязанные до 1 января 2012 года переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды, либо выкупить в собственность, а религиозные организации – также могут переоформить на право безвозмездного срочное пользование.
По общему правилу переоформление права постоянного бессрочного пользования юридическими лицами осуществляется за плату.
Исключения составляют:
1. в соответствии с Законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” субъекты РФ вправе устанавливать случаи бесплатного переоформления данного права религиозными организациями;
2. если на земельном участке находится здание, строение, сооружение, закрепленное в собственность Общероссийской организации инвалидов, либо организации, единственным учредителем которой является Общероссийская организация инвалидов до введения в действие ЗК, то такие организации оформляют данное право бесплатно
Основаниями возникновения являются:
1. административно-правовой акт, который принимается в отношении юридических лиц, предусмотренных в Земельном кодексе;
2. правопреемство при реорганизации юридического лица, которому земельный участок принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования;
3. переход права собственности на здание, строение, сооружение, расположенное на земельном участке, принадлежащего собственнику здания, строения, сооружения (отчуждателю) на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст.35 ЗК).
Распоряжение возможно одним способом – путем добровольного отказа от права постоянного (бессрочного) пользования.
Также землепользователь может строить здания, строения, сооружения, если это не противоречит целям использования земельного участка, приобретать право собственности на них.
При разрушении зданий, строений, сооружений, землепользователь сохраняет право постоянного (бессрочного) пользования в течение 3х лет, если более длительный срок не предусмотрен федеральным законом. Право постоянного пользования автоматически не прекращается, а возможно изъятие земельного участка в рамках земельно-правовой ответственности.