Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Брызговики по новому Техрегламенту — обязательны (но есть подвох!)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
Появятся ли в действительности новые штрафы ГИБДД с 2020?
На самом деле «пугалки» по поводу многократного повышения штрафов ходят по интернету со времен последнего реального изменения в 2018 году. Интернет пестрит заголовками типа «Новые штрафы ГИБДД с 2022 года, таблица». Однако в значительной части опубликованных таблиц приводятся данные буквально «с потолка».
На самом деле за незаконную тонировку как штрафовали на 500-1000 рублей, так и продолжают. Пятитысячные штрафы за такое нарушение остались лишь очередной «страшилкой», сформулированной на основе предложения какого-либо депутата. Не изменились штрафные санкции за непредставление преимущества пешеходу, проезд на «красный», ремень безопасности и прочее.
На данный момент штрафы ГИБДД с нового года также не изменились. Изменения, безусловно, будут – раз уж законопроект реально обсуждается Думой. Но когда это будет, и какие именно конкретные цифры штрафов будут объявлены, со стопроцентной точностью прогнозировать невозможно.
Ясно лишь одно – закон обязательно регламентирует по-новому моменты, которые составляют основную суть предложений МВД:
- Изменение «не штрафуемого порога» нарушения скоростного режима в сторону уменьшения скорости и увеличения суммы штрафа
- Ужесточение наказаний за нарушение ПДД на ж/д переездах
- Штрафы за использование зимней шипованной резины летом (раньше штрафы ГИБДД за это не были предусмотрены)
- Не пристегнутый ремень, отсутствие полиса ОСАГО, вождение без прав будут проверяться автоматически (видеокамерами, синхронизированными с базой данных).
Передние и задние брызговики
Функционал задних и передних брызговиков несколько не совпадает.
- Передние призваны защищать нижнюю часть кузова машины от мелких или крупных абразивных частиц и влаги, которая зимой приводит к образованию наледи на порогах и арках. Таким образом, брызговики сохраняют лакокрасочное покрытие от сколов, последующей коррозии и преждевременного кузовного ремонта. Устанавливаются они опционально, на новых машинах могут отсутствовать.
- Задние брызговики обычно устанавливаются заводом производителем, либо бампер автомобиля проектируется специальным образом, чтобы выполнять ту же функцию. Они призваны защищать других участников дорожного движения от пыли, грязи, камней и воды, вылетающих из-под колес впереди идущего авто и ухудшающих видимость.
Штраф можно получить только за отсутствие задних брызговиков, так как передние не влияют на безопасность движения.
Как избежать наказания
Как уже было отмечено, инспектор ГИБДД вряд ли остановит автомобиль по причине отсутствия брызговиков, скорее причиной его внимания станет иное правонарушение. Когда же инспектор обнаружит и этот недостаток, следует попытаться уладить ситуацию и призвать сотрудника полиции ограничиться устным предупреждением. Можно объяснить свою позицию тем, что защитный аксессуар был утерян недавно и езда без брызговиков – досадное недоразумение, временное явление.
Важно пообещать, что защитный элемент будет установлен в кратчайшие сроки. После этого лучше незамедлительно отправиться в автосервис и исправить ситуацию, закрепив защитные фартуки на колеса. Если же инспектор остается неумолим, нужно требовать полного соблюдения порядка оформления штрафа: написание протокола, на основании которого готовится акт об административном наказании. Если водитель будет настаивать на этом, инспектор ГИБДД может отказаться от своего намерения ввиду незначительности нарушения.
Но не всегда события разворачиваются таким способом, и что делать, когда сотрудник ГИБДД все же составил протокол? Тогда водителю при его подписании целесообразно в специальной графе отразить информацию о том, что брызговики были только что потеряны, и водитель не согласен с вынесенным решением.
На машине нет брызовиков, какой штраф придется заплатить?
В статье 12.5 КоАП РФ части 1 указано, что работник подразделения ГАИ ГИБДД обязан выписать штрафное взыскание об админ. правонарушении за то, что на машине автомобилиста не обнаружены брызговики. Причем эта статья является отсылкой к перечню положений по допуску к началу эксплуатации автомобильного транспорта, на основе которых работник ГАИ ГИБДД решает готова ли машина к езде. Брызговики являются неотъемлемым элементом, который должен обязательно присутствовать в ТС на ровне с фарами. Поэтому, если на вашем транспорте их нет, то инспектор вправе указать вам на этот момент и применить к вам штрафное взыскание.
По состоянию на 2021 год величина штрафа за это административное правонарушение составляется 500 руб. Кроме этого, в законе РФ не указано, что если брызговик отломался или повредился, то автовладелец может следовать до места устранения этой мелкой поломки.
Если на вашей машине внезапно повредился брызговик, то вы обязаны самостоятельно приобрести новые и прикрепить их (для этой цели можно вызвать специального мастера) и только после этого ехать дальше. Причем за подобное правонарушение не выносится предупреждение, а сразу выписывается штраф.
Если вас остановил сотрудник ГАИ за отсутствие брызговиков, но протокол он составить еще не успел, то у вас есть все шансы избежать данной процедуры, приводя следующие аргументы:
- Защитные накладки не предусмотрены на автомобиле заводом изготовителем (на большинстве отечественных ТС брызговики не устанавливались. Более того, инспектор должен доказать принадлежность упомянутой детали к конструкции транспортного средства. Ведь в противном случае оштрафовать водителя по ст.12.5 КоАП у него не получится);
- Брызговик отпал в период последней эксплуатации автомобиля и в данный момент вы двигаетесь в сторону ремонтной мастерской с целью устранения проблемы (хоть по правилам такое обстоятельство и приравнивается к нарушению, на практике инспектора могут сжалиться над автовладельцем и отпустить его, сделав лишь устное замечание);
- Если сотрудник ДПС настаивает на том, чтобы выписать штраф за отсутствие брызговиков, ни в коем случае не соглашайтесь с полученным наказанием, и требуйте от полицейских пустой бланк для составления объяснительной записки (в последнем документе необходимо упомянуть, что при выезде со стоянки неполадок не было. Это поможет вам в дальнейшем оспаривании протокола в суде).
Если на новом ТС нет брызговиков, необходимо ли их ставить, чтобы мне не выписывали штрафы?
Люди, приобретающие современные автомобили часто задаются вопросом, нужно ли устанавливать на них брызговики. Уже достаточно долгий период прошел с тех пор, как все ездили на ТС, на которых эта деталь в резиновом варианте присутствовала прямо с завода. Сегодня уже практически нигде нельзя встретить брызговики в новых ТС. Более того, сейчас даже во многих моделях и вовсе в комплектации не предусмотрены крепления под них. Автовладельцам остается только что-то сооружать самостоятельно или прибегать к разработкам других фирм, которые из-за своей не универсальности подходят далеко не всем.
Главное предназначение брызговиков – сохранение видимости у проезжающих попутно машин, которая может легко нарушиться из-за вылетающих из-под колес брызг. То есть эту деталь можно отнести к элементу безопасности. А почему же производители автомобилей вдруг решили пренебречь безопасностью автовладельцев, ведь одно дело сэкономить на установлении заглушек, упорах и других мелочах, а другое, на брызговиках, выполняющих важную роль в безопасности.
Понятное дело, что никто не допустит к продаже машины, не соответствующие нормам. Уже ведь были подобные случаи с ВАЗОМ 21099, когда его заднюю часть сильно приподняли и из-за этого колеса торчали. А теперь задумайтесь, каково ехать было бы за ним в сильно снежный и ветреный день. А теперь представьте, что перед вами едет Infiniti FX45, задние колеса которой посажены намного глубже в угоду дизайна и вместимости.
Так вот, в Российских законах и положениях ничего не сказано про брызговики на легковых авто. При этом определение «система защиты от разбрызгивания» существует. В гостах сказано, что расположение колесной оси должно быть на ровне с нижним краем кузова ТС, а также какой свес должен быть в длину и под каким углом наклона. Если вы при выборе машины для покупки не находите брызговиков, то значит при ее изготовлении арка была выполнена в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными ГОСТом.
При этом, как многие автовладельцы, следящие за выпуском новых машин, успели заметить, что на авто сейчас устанавливают передние брызговики, а задние нет. Это уже все устанавливается на усмотрение производителя. Некоторые это делают для защиты порогов от пескоструя на ТС с передним приводом. На задних осях брызковиков нет чаще всего из-за финансовой выгоды производителя.
Что касается вылетающих и попадающих камней из-под колес в передние стекла ТС, известны много случаев, когда не спасала даже эта специальная защита. Например, как-то на форуме автовладелец писал, как ему в лобовое попал камень от впереди едущей машины, несмотря на то, что и арка была достаточно низкая и сами колеса глубоко посажены и в добавок к этому еще и присутствовали брызговики. Поэтому они далеко не панацея от камней.
Могут ли выписать штраф, если защитных средств не имеется?
Согласитесь, далеко не каждый водитель проверяет сохранность брызговиков перед началом движения. А отсутствовать они могут не только из-за технических недоработок, но и по естественным причинам. Например, данные средства защиты часто отламываются во время сильных морозов. Перемерзшая резина мгновенно отрывается от сильного физического воздействия. И уберечь их от этого невозможно.
Нужно признать, что штраф за брызговики выписывается сотрудниками правоохранительных органов неохотно. В большинстве случаев водитель получает предупреждение. Однако, согласно статье 12.5 части 1 Кодекса Административных Правонарушений, за отсутствие специальных средств защиты предусмотрено наказание:
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей .
Законодательство запрещает использовать транспортные средства, не обеспечивающие безопасность других участников дорожного движения. Таким образом, штраф за отсутствие брызговиков — это вполне справедливая мера, принуждающая водителей устранить имеющиеся в их средствах передвижения неисправности.
Как избежать наказания
Как уже было отмечено, инспектор ГИБДД вряд ли остановит автомобиль по причине отсутствия брызговиков, скорее причиной его внимания станет иное правонарушение. Когда же инспектор обнаружит и этот недостаток, следует попытаться уладить ситуацию и призвать сотрудника полиции ограничиться устным предупреждением. Можно объяснить свою позицию тем, что защитный аксессуар был утерян недавно и езда без брызговиков – досадное недоразумение, временное явление.
Важно пообещать, что защитный элемент будет установлен в кратчайшие сроки. После этого лучше незамедлительно отправиться в автосервис и исправить ситуацию, закрепив защитные фартуки на колеса. Если же инспектор остается неумолим, нужно требовать полного соблюдения порядка оформления штрафа: написание протокола, на основании которого готовится акт об административном наказании. Если водитель будет настаивать на этом, инспектор ГИБДД может отказаться от своего намерения ввиду незначительности нарушения.
Но не всегда события разворачиваются таким способом, и что делать, когда сотрудник ГИБДД все же составил протокол? Тогда водителю при его подписании целесообразно в специальной графе отразить информацию о том, что брызговики были только что потеряны, и водитель не согласен с вынесенным решением.
Что происходит на практике?
В реальной жизни автовладельцам, передвигающимся на автомобильных транспортах без брызговиков выписывают штрафное взыскание крайне редко, так как визуально увидеть, что этой детали нет при движении транспорта сложно. Замечают это работники ГАИ ГИБДД только, если они вступили в конфликт с автовладельцем и им нужно к чему-то придраться. Причем многие автомобилисты не в курсе о существовании данного штрафного взыскания и сильно удивляются, когда инспектора по этому поводу к ним «докапываются».
Но такие действия работников ГИА ГИБДД вполне законные, и если они обнаруживают, что брызговиков нет на ТС, то на законных основаниях могут выписать вам протокол об админ. правонарушении, и тогда вам придется потратиться на уплату штрафа. Просто чаще всего у них нет желания связываться с таким минимальным нарушением, и они не желают из-за него оформлять целый протокол.
Почему некоторые водители отказываются от брызговиков?
Владельцы автомобилей иногда отказываются от установки элементов, указывая причины:
- увеличенное аэродинамическое сопротивление и рост расхода топлива на 1-2% (на машинах выпуска после начала 2000-х гг. оригинальные элементы не оказывают негативного воздействия);
- появление посторонних акустических шумов в фиксированном диапазоне скоростей (из-за завихрения потока);
- риск повреждения щитков и сопряженных элементов (например, подкрылка или бампера) при движении по грунтовой или неровной дороге;
- вероятность налипания мокрого снега, который замерзает и частично блокирует колесо в арке;
- нежелание дополнительно вкладывать деньги в новый автомобиль (в случае отсутствия заводских деталей);
- необходимость сверления дополнительных отверстий в кузове для крепления (требуется на части моделей машин).
Брызговики и подкрылки ставят на конвейере
Действительно, брызговики (грязезащитные фартуки) должны присутствовать на всех автомобилях. Они выполняют важную функцию: защищают попутные транспортные средства от грязи и камней, летящих из-под колес назад. Часто камни величиной с лесной орех подхватываются протектором и выстреливают назад, как снаряды из катапульты, врезаясь в переднюю кромку капота или в лобовое стекло автомобилей сзади. В местах ударов остаются крупные сколы лакокрасочного покрытия или «раковины» на стекле. Поэтому из-за требований безопасности производителям предписано в обязательном порядке оборудовать машины защитными фартуками. Более того, без них эксплуатация транспортных средств действительно запрещена.
В приложении к Правилам дорожного движения под названием «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации» (глава 7) сказано, что ездить на машине запрещается, если «отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики». Однако это не повод бежать в магазин запчастей и прикручивать накладки саморезами к кузову.
Когда ставить зимнюю и летнюю резину по закону?
Конкретного срока, в течение которого нужно произвести замену покрышек, в законе не предусмотрено, однако он устанавливает запрет на использование определенного типа резины в некоторые месяцы:
- с июня по август запрещено ездить на ошипованных шинах;
- с декабря по февраль запрещено ездить без зимних шин.
Исходя из этих двух простых правил можно сделать довольно объемные выводы:
- На неошипованной зимней резине, например, фрикционной (шины-липучки), можно ездить круглый год – закон этого не запрещает.
- Использовать зимой покрышки с шипами противоскольжения не обязательно. Вместо них можно поставить любую другую зимнюю резину. К зимним относятся покрышки, на которых есть маркировка «М+S», «M&S», «M S» или значок с схематичным изображением снежинки внутри горы с тремя вершинами.
- Всесезонную резину можно использовать круглый год, только если на ней нет шипов, но есть зимняя маркировка.
- В весенние и осенние месяцы водитель может использовать резину любого типа по своему усмотрению.
Месяц | Летние | Шипованные | Нешипованные зимние |
---|---|---|---|
Декабрь-февраль | Запрещается | Разрешается | Разрешается |
Март-май | Разрешается | Разрешается | Разрешается |
Июнь-август | Разрешается | Запрещается | Разрешается |
Сентябрь-ноябрь | Разрешается | Разрешается | Разрешается |
С какого числа нужно менять резину на летнюю в 2021 году по закону
Менять резину рекомендовано, когда среднесуточная температура атмосферного воздуха превышает отметку в пять градусов. Смеси, из которых летние шины, начинают при таком температурном режиме «работать», то есть они в полной мере выполняют возложенные на них функции.
Следует отметить, что в сравнении с зимней резиной, летняя экономит автовладельцам как топливо, так и ресурсы. Дело в том, что зимние шины тяжелее, и они сильнее подлежат износу на фоне положительных температур.
Значит ли это, что шины необходимо менять моментально, как только растаял снег? Не значит. Дождитесь, пока в дневное время суток будет устойчивый «плюс», а по ночам прекратятся заморозки. Особенно, если Вы ездите по второстепенным дорогам за пределами города или по территориям обледенелых дворов.