Социальный педагог: суть профессии и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальный педагог: суть профессии и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие дети подвергаются домашнему насилию и травле, они пребывают в состоянии постоянного стресса, проживают в ужасающих условиях, не получают полноценное питание, необходимый набор вещей и т. д. Эти ребята в перспективе могут страдать от поведенческих нарушений, что влечет за собой рост детской преступности. Всестороннюю помощь им оказывают представители органов социальной защиты населения.

Для тех, кто хочет работать социальным педагогом

Куда пойти работать психологу без опыта? В школу социальным педагогом!

Психологам часто предлагают работу социальным педагогом, но это все-таки не совсем то, что нужно. Можно сказать, что смысл работы психолога и социального педагога чуть ли не противоположный. Даже если привести самый грубы пример, то сразу станет все ясно.

Психолог ищет причины, чтобы разрешить конфликт, понять, что происходит с ребенком. Социальный педагог объясняет, какая ответственность будет у ребенка, если он что-то совершил, и в некоторых случаях он и реализует эту ответственность (например, постановка на ВШК). Но психологические моменты в работе найти можно, ведь не каждому дано найти верные рычаги для родителей, правильно объяснить им ситуацию, или найти причину поведения ребенка, дать ему верные рекомендации.

Так что, если у вас совершенно нет опыта, работа социальным педагогом поможет вам многое переосмыслить и понять. Вы будете плотно сотрудничать с психологом школы, часто общаться с родителями, искать способы контакта с детьми. Это в любом случае вам будет полезно как психологу.

Где и как учат профессии

Для того, чтобы стать социальным педагогом, надо получить среднее или высшее образование. Второе дает возможности карьерного роста и увеличение уровня заработной платы. В профессиональных училищах срок обучения составляет 4 года на базе 9 класса. Примером такого учебного заведения служит Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж. Найти подходящее училище можно в каждом регионе страны.

Стабильное высшее образование по специальности социальный педагог дают ВУЗы. Направление специализации гуманитарное. Профессия близка к педагогике и психологии. Высшие учебные заведения, дающие образование по профессии социальный педагог:

  • Московский государственный областной гуманитарный институт;
  • Московский государственный областной социально-государственный институт в Коломне;
  • Российский государственный университет туризма и сервиса.

Может ли студент педагогического вуза работать в школе учителем

Начиная с 8.06.2020 г. студенты-старшекурсники, обучающиеся на педагогов по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», имеют право вести преподавательскую деятельность в школах при условии успешного прохождения промежуточной аттестации за три последние года учёбы или больше. Это зафиксировано в соответствующем федеральном законе, подписанном Президентом РФ, и поправках в федеральный закон «Об образовании в РФ».

Для студента работать учителем в школе — прекрасный шанс влиться в профессию в самом комфортном режиме и обрести реальные практические навыки. Благодаря новому закону талантливая молодёжь сможет очень рано, ещё в процессе получения образования, стать частью педагогической среды. Это можно делать постепенно: начать с нескольких уроков по одному конкретному предмету под наблюдением опытных коллег и наставников — уже состоявшихся школьных учителей.

Такой старт педагогической карьеры — действительно уникальная возможность и для самих студентов с большим потенциалом развития, и для школ.

Особенности профессии

В процессе юридической и психологической помощи специалисты выполняют целый комплекс задач, направленных на общественную реабилитацию детей. Кто такой социальный педагог? Это специалист, в задачи которого входят:

  • изучение ситуации жизнедеятельности детей;
  • выявление отсутствующих потребностей;
  • составление перечня мер защиту прав ребенка;
  • разработка программ формирования соц. компетентности;
  • проведение мероприятий по адаптации детей в социуме;
  • расширение социокультурного опыта подростков;
  • профилактика девиантного поведения учащихся;
  • принятие решений по реабилитации учащихся в школе и так далее.
  • Требования. Педагог должен обладать большим количеством знаний и навыков, касающихся этой должности. Ему необходимо получить высшее или среднее специальное образование в педагогических учебных заведениях. Наличие диплома обязательно. Это не минус профессии, а скорее, одна из сложностей. Сотрудник должен разбираться в психологии, анатомии, физиологии воспитанников, а также знать законодательные и нормативные акты. Он обязан обладать выдержкой, терпением, коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, толерантностью, организованностью. Работа с компьютером и мультимедийным оборудованием также относится к умениям профессионала. Социальный работник — это порядочный и честный человек, любящий детей.
  • Нагрузка. Данная работа является очень тяжелой в эмоциональном и физическом плане. Сотрудник сталкивается с большим количеством бумажной работы, с посещением множества семей, учреждений. Каждый ребенок уникален, к нему необходимо найти правильный подход. Но это, к сожалению, не всегда получается, ведь дети поройотказываются получать психологическую помощь, не поддаются воспитанию и не идут на компромиссы.
  • Ответственность. Социальный работник отвечает за своего воспитанника, за предоставление ему всех необходимых условий.
  • Зарплата. Данная должность не является высокооплачиваемой. Оклад зависит от региона, учреждения, профессионального стажа.
  • Риск. Общение с неблагополучными семьями подразумевает ежедневную опасность для эмоционального или физического здоровья сотрудника.
  • Наличие вакансий. Так как профессия сейчас очень востребована, а конкуренция велика, не так легко быстро найти работу. Чаще всего требуются люди только с высшим образованием и большим опытом.
  • Отсутствие карьерного роста. Сотрудник может только повышать свою квалификацию. Присвоение определенной категории помогает педагогу увеличить свой уровень мастерства и заработную плату. Чтобы добиться высшей категории, необходимо иметь немалый стаж и успехи в работе с воспитанниками.
  • График работы. Он у сотрудника является ненормированным. Из-за большого количества обязанностей на работу уходит много часов, заполнение документаций порой приходится доделывать дома, что существенно сокращает свободное время.
Читайте также:  Как получить разрешение на строительство дома в 2023 году

Где и как учат профессии

Для того, чтобы стать социальным педагогом, надо получить среднее или высшее образование. Второе дает возможности карьерного роста и увеличение уровня заработной платы. В профессиональных училищах срок обучения составляет 4 года на базе 9 класса. Примером такого учебного заведения служит Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж. Найти подходящее училище можно в каждом регионе страны.

Стабильное высшее образование по специальности социальный педагог дают ВУЗы. Направление специализации гуманитарное. Профессия близка к педагогике и психологии. Высшие учебные заведения, дающие образование по профессии социальный педагог:

  • Московский государственный областной гуманитарный институт,
  • Московский государственный областной социально-государственный институт в Коломне,
  • Российский государственный университет туризма и сервиса.

Обязанности социального педагога в школе по ФГОС — это непосредственные действия в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые обеспечивают ежедневное качественное выполнение функций и задач работника. Среди первоочередных обязанностей педагога:

  • анализ поведения учащихся и построение прогнозов на основе этого исследования для избежания конфликтных ситуаций;
  • разработка специальных адаптационных программ для школьников с целью улучшения психологической обстановки в школе;
  • осуществление комплекса мероприятий для учащихся в плане образования личности и развития индивидуальности;
  • организация мероприятий для школьников и их родителей для повышения безопасности учеников;
  • организация консультационной помощи учителям при проведении родительских собраний, общении с родителями учеников, проведении различных школьных мероприятий;
  • консультации школьников, родителей и учителей по всем вопросам, связанным с адаптацией и решением споров во всех конфликтных ситуациях;
  • посредническая помощь в установлении связи между ребенком, семьей и школой, в случае необходимости.

Социальный педагог в школе

Социальные педагоги МАОУ «СОШ №40» осуществляют работу по 6 основным направлениям:
— работа с детьми «группы риска»;
— работа с правоохранительными органами;
— работа с социально-незащищенными категориями обучающихся;
— работа с родителями;
— работа с педагогическим коллективом;
— работа по профилактике употребления ПАВ.
В основе работы с обучающимися «группы риска» заложен индивидуальный подход в воспитании, предполагающий организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Социальные педагоги изучают контингент подростков и их семей, начиная с младших классов. Взаимодействуют с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних. Социальные педагоги проводят беседы с подростками, состоящими на различных видах учета и с обучающимися, нарушающими дисциплину и устав школы, осуществляют работу по нормализации взаимоотношений между родителями и детьми в неблагополучных, проблемных семьях. В течение года школа осуществляется взаимодействие с общественными организациями и правоохранительными органами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию правовой зоны в микрорайоне школы (педагогические рейды).
На Совете профилактики рассматриваются поведение и успеваемость обучающихся школы в присутствии администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога и родителей обучающихся.
Проводятся педагогические рейды по охране общественного порядка в местах массового отдыха подростков, посещаются квартиры обучающихся, состоящих на ВШК и ОДН УВД. В данных рейдах участвуют также учителя-предметники, классные руководители и представители милиции.
Таким образом, работа с детьми «группы риска» включает в себя:
— формирование банка данных «трудных» подростков и обучающихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
— социально-педагогическую помощь и поддержку в работе классных руководителей и учителей предметников;
— коррекционную индивидуальную работу с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
— постановку на Внутришкольный контроль;
— введение наставников-кураторов над обучающимися, склонными к правонарушениям;
— привлечение дезадаптированных подростков к проведению внеклассных мероприятий и акций, отслеживание организации их каникулярного отдыха.
Одним из направлений деятельности социального педагога является работа с детьми социально незащищенных категорий: опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. Для выявления этих категорий детей в начале учебного года составляются социальные паспорта классов, на основе которых формируется «Банк данных социально незащищенных категорий».
В начале учебного года составляются списки детей из малообеспеченных и многодетных семей, утверждаются управлением социальной защиты населения. Кроме того, для обеспечения льготным питанием детей, состоящих под опекой и попечительством, составляются ходатайства, предоставляемые в управление образования Старооскольского городского округа. На основании всех перечисленных документов обучающимся данных категорий выделяются дотации на питание.
Кроме того, социальные педагоги ежемесячно оформляют документацию на оказание материальной помощи детям из многодетных семей по программам Российского Красного Креста.
В течение всего учебного года социальные педагоги ведут работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям, отслеживают посещаемость и успеваемость, проводят работу по обследованию социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья. Социальные педагоги оказывают помощь выпускникам школы из числа опекаемых в вопросах профориентации.
Обширным направлением работы социальных педагогов является профилактика употребления психоактивных веществ, которая включает в себя: социализацию подростков, профилактику табакокурения, алкоголя, наркомании, преступлений и правонарушений среди подростков, предупреждение травм пешеходов на дороге, формирование толерантного поведения у детей и молодежи, раскрытие природы экстремизма, пропаганда здорового образа жизни, волонтерского движения и спорта. Одним из факторов успешной социализации подростков является вовлечение обучающихся в волонтерское движение, где дети могут реализовать себя в каких-либо социальных проектах.

Какие вопросы входят в компетенцию социального педагога?

Социальный педагог занимается весьма широким кругом проблем, основными из которых являются:

  • создание здорового психологического климата в каждом классе и в школе в целом;
  • вовлечение школьников в социально-полезную деятельность;
  • выявление детей из групп риска и постоянное взаимодействие с их семьями с целью предотвращения конфликтных ситуаций;
  • защита прав учеников школы, в том числе и защита от жестокого обращения со стороны родителей;
  • налаживание отношений между детьми и учителями;
  • разрешение или всяческое оказание помощи семьям, оказавшихся втянутыми в конфликтные ситуации или сложные отношения;
  • представление интересов школьников в суде и других государственных службах;
  • профилактика употребления детьми психоактивных средств.
Читайте также:  Возвраты качественного нереализованного товара от покупателя

Итоги собеседования с учителем при приеме на работу

По окончании собеседования подведите его итоги. Оцените:

  • уровень общей подготовки и квалификации;
  • опыт работы;
  • рекомендации;
  • профессиональные знания и навыки;
  • соответствие вакантной должности;
  • готовность педагога заниматься с учащимися чем-то интересным, кроме предмета;
  • готовность брать внеурочную нагрузку;
  • личные черты характера;
  • общее впечатление, которое произвел собеседник.

Сообщение кандидату о своем положительном решении можно сделать по телефону. Но, если Вы звоните на работу, не забудьте, что ему может быть неудобно обсуждать в данный момент Ваше предложение.

Поэтому необходимо спросить:

  • может ли собеседник сейчас разговаривать на данную тему,
  • также уточните, сохранил ли Ваш собеседник интерес к данной должности, т. к. за время Вашего размышления ему могли предложить другое место работы.

Если же оба ответа будут утвердительны, можно смело обговаривать сроки выхода на новую работу.

Работа социального педагога направлена на психологическую реабилитацию, а зачастую и правовую поддержку детей, которых называют «трудными» или «проблемными». Педагогическая деятельность такого специалиста сочетается с оказанием эмоциональной и другой помощи. Она необходима многим детям — живущим в неприемлемых условиях, страдающим от насилия дома или в социальном окружении, не имеющим базового материального обеспечения.

Ребенок, попавший в трудные условия, подвергающийся буллингу, жестокому обращению, находится в постоянном психоэмоциональном стрессе. Это зачастую приводит к поведенческим нарушениям, агрессии и нарушению закона. Социальный педагог стремится замедлить рост детской преступности, помочь ребенку адаптироваться в обществе, преодолеть внутренние барьеры. Также специалист работает с родителями (законными представителями) детей, взаимодействует с учителями, психологами, сотрудниками органов опеки и правопорядка. Если необходимо, он выступает в судах, рассматривающих гражданские, административные дела.

Эссе «Моя профессия — социальный педагог»

Регина Николаевна Рыбак

Эссе «Моя профессия — социальный педагог»

Эссе социального педагога Рыбак Регины Николаевны

Моя профессия – социальный педагог

Социальный педагог- это уникальная профессия. Это желание помочь детям, это поддержка, это внимание к них проблемам, это любовь. Это скорее не профессия, это особое состояние души, это образ жизни, это целый мир. В профессии социального педагога объектом внимания является ребенок, его развитие и становление в обществе.

«Социальный»

— общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Таким образом,
социальный педагог — человек, деятельность которого направлена на многое, на что направлена, одной фразой и не ответишь!
Оказывать помощь в успешной социализации воспитанников. Модель существования и поведения в жизни ребенка начинается, находясь еще в детском саду. Социальный педагог является связующим звеном между детским садом т окружающим миром. Договориться о совместных действиях и мероприятиях, постараться уладить конфликтную ситуацию между родителями и педагогами. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, опекунским советом, полицией. Везде и всегда должен представлять, и защищать интересы ребенка в государственных учреждениях, различных комиссиях, административных органах.

Социальный педагог объединяет в себе воспитателя, социального работника, педагога дополнительного образования, психолога, организатора воспитательной деятельности и в чем-то – юриста. Деятельность уникальна и универсальна,ведь направлена на выполнение множества функций: посредническую, диагностическую, охранно-защитную, профилактическую, коррекционную. Деятельность социально педагога действительно многофункциональна, но в какой бы сфере не работал, приходится работать с людьми, а более всего с детьми.

В центре внимания социального педагога дети, находящиеся в социально опасном положении. Это положение может произойти по разным причинам. Общество может не принимать человека, у которого имеются проблемы с физическим или психическим здоровьем, который не может освоить в силу разных причин нормы поведения и законы существования в социуме, не так, как остальные. В эту категорию входят дети с психологическими, интеллектуальными, педагогическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания. Все эти ребята требуют особой заботы общества, его защиты.

В моей работе есть обязанности приятные и не очень.

Безусловно, отрадно становится на душе, когда удается помочь конкретному ребенку, конкретной семье. В такие моменты понимаю, что работаю не напрасно.

Самое драматичное для меня в работе социального педагога – посещение семей, состоящих на различных видах учета.До дрожи душевной наблюдаю печальную одинаковость недугов этих людей: алкоголизм, распущенность, развращенность, табакокурение, пьяные дебоши, неустроенность быта, несчастное детство ребятишек. «Нет Бога в сердце и царя в голове»

, — так говорили раньше о подобных людях. Что-то сломалось в их душах, внеся полное разорение в семьи и дома, исчез внутренний стержень, который держит в жизни, оказались попранными моральные и этические нормы. Они совершенно не замечают того, что у них есть дети, во что они одеты, голодны они или сыты, в каком состоянии находится их жилище. Разруха и пустыня! Доказано, что на формирование людей, их личностных и моральных качеств оказывают сильнейшее влияние не нравоучения и лекции о том, как себя вести, а личный пример наших родителей. Какой пример видят дети из подобных семей перед глазами? Что впитывают в себя? Какую модель поведения будут копировать позже? Это страшно! Общественность удивляется, когда
«неблагополучные»
снова и снова попадают в некрасивые истории.
«Разве можно так себя вести? Как вам не стыдно?»
— спрашивают их. В том то и ужас, что не стыдно, в том все дело, что они считают нормальным такое поведение, ведь они в жизни не видели другого примера, кроме как отрицательного!

И если взрослые люди с проблемами вызывают мое искреннее сочувствие, то дети подобных горе-родителей – сострадание. Недолюбленные, недоласканные, недослушанные, непонятные. Детский сад должен стать хотя бы немного светлым воспитанием в их жизни.

Так что же это за человек? Каким должен быть его психологический и личностный портрет? Чем он должен отличаться от представителей других профессий?

В социальном педагоге должно быть доброжелательность, способность любить детей, терпимость, активность, отзывчивость, тактичность, энергичность, развитый эмоционально-волевой контроль, аналитическое мышления, позитивный настрой, умение работать с разными категориями населения.

Читайте также:  можно ли во время декретного отпуска взять ежегодный отпуск

На мой взгляд, в личностном ядре социального педагога обязательно должно присутствовать чувство собственного достоинства, иначе он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитывать того же у ребенка. А ведь именно чувство собственного достоинства есть обязательное условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. И важнейшим, повторяюсь, является умение любить. Красивых и успешных детей любить легко, га это способен почти каждый. А вот отдать свое сердце забитым, неухоженным способен далеко не каждый. Профессия социального педагога важна и актуальна для общества.

Работу любого педагога легкой не назовешь, а социального – в особенности. Но, не смотря на все сложности профессии, она мне интересна тем, что социальный педагог на самом деле может сделать кое-что важное в этой жизни!

Защита детей- это моя высочайшая забота,

мой профессиональный долг, мое призвание.

Ш. А. Амонашвили.

Врут!

Обхаживала [ФИО вырезано модератором] обхаживала год чтобы я заключил договор о вкладе 200000р. Заключил договор 31 октября 2019 года с опаской(и хорошо что пробно) на срок 3 месяца потом продлил еще на три месяца до 30 апреля.

Заранее 26 апреля оформил все необходимые документы для закрытия договора, мне было обещано, что 30 деньги перечислят на счет, но 30 не вернули ни проценты ни средства мотивируя, что конец месяца и т. п. обещали 3 мая перечислить. 3 мая после моего звонка к [ФИО вырезано модератором] было сказано. что денег 3 не будет. Потом перезвонила кокой-то руководитель и сообщила что 4 мая я получу платежное поручение и только после этого в течении 3-х дней будут переведены средства на счет в банке. 3 мая вечером с телефонного номера [вырезано модератором]( не российский и не московский регион) объявился [ФИО вырезано модератором]и сообщил что завтра деньги доставят домой. Только зачем мне такая сумма дома? чтобы ограбили или убили? или чтобы сразу прибили?. Так что совет на будущее: сладко поют, но возвращают очень туго, и точно не знаешь сколько процентов набежало и какая вообще сумма денег у тебя есть. Сотрудникам данной конторы веры нет.

«Самое страшное — кричать на детей от бессилия»

Анастасия, 26 лет, Западная Сибирь:

— В гимназию я устроилась через два месяца после того, как получила диплом. Было сложно вести русский, литературу, родной язык, родную литературу, внеклассные занятия у трех пятых классов. И для каждого иногда приходилось делать разные конспекты.

Я утонула в круговороте тетрадей и журналов: по три электронных, бумажных и внеклассных. Приходила домой с сорванным голосом и гудящими ногами, потому что некогда было присесть и уж тем более поесть.

Мой характер слишком мягкий, меня не слушались. Иногда я кричала на детей, а потом плакала, потому что мне было противно от себя. По вечерам я проверяла тетради. Молодой человек звал гулять — я проверяю тетради; ко мне приезжали сестры — готовлю конспекты или проверяю тетради; звали друзья куда-то — не могу, потому что я либо без сил, либо проверяю тетради.

Думала, что с непривычки тяжело и просто надо перетерпеть год. В конце первой четверти, понимая, что мое здоровье сдает, моя личная жизнь отходит на второй план, а я ненавижу себя, работу и собственную жизнь, пошла к директору с просьбой подписать заявление. Она уговорила остаться.

Знаете, самое страшное — это кричать на детей от бессилия и отчаяния; это бороться с их родителями, которые писали или пытались до меня дозвониться через классных руководителей, потому что я поставила двойку (ведь кто-то не выучил стихотворение); это сидеть над 36-й или 59-й тетрадью (ведь выпали диктанты у двух классов в один день) и плакать, потому что болят глаза и спина, а отложить проверку уже нет времени.

Однажды мой молодой человек сказал: «Я с тобой разговариваю, а ты мне не отвечаешь. У тебя глаза пустые. Я по-настоящему испугался». В этот же день я накричала на мальчишку, который был не виноват, что у меня сдавали нервы после предыдущего класса. Он спросил: «Вам кто-то настроение испортил, да?» Дети все чувствуют. Мне стало стыдно. Я понимала, что не имею права так общаться с учениками.

Как получить педагогическое образование

Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.

Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.

  1. Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
  2. Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
  3. Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
  4. Прохождение профессиональной переподготовки.

На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.

Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.

Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *