Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт «Психолог-консультант»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Применение образовательных стандартов призвано перевести учебный процесс на новый уровень. Повышение стандартов преследует цель изменить ситуацию в стране в области образования. Работодатели обязаны сформировать блоки критериев по специальностям для педагогов. Планируется создать методики, направленные на повышение качества образования. Региональные особенности обязательно должны быть учтены.
Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 года N 514н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
509 | |
Регистрационный номер |
Структура профстандарта педагога
Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.
Структура профстандарта педагога включает в себя:
- точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
- перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
- подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
- информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.
Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения:
- рекомендации по внедрению профессионального стандарта
- требования к «электронной компетенции»
- требования для учителей, преподающих отдельные предметы
- психологические требования
Пошаговое внедрение профессионального стандарта педагога
Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.
Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:
Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.
Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.
Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.
Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.
Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.
Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.
Действующие профстандарты педагогов
Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:
- Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
- Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
- Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
- Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
- Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).
Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.
Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.
Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией
Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.
Понятие профстандарта психолога и функции специалиста согласно документу
Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них. Также это касается тех профессий, работа по которым дает определенные льготы.
Профстандарт психолога в образовании пока что не является обязательным, а лишь носит рекомендательный характер для нанимателя. На данный момент текст документа открыт и туда еще могут вноситься правки, изменения, а главное – дополнения.
Хотя пока профстандарт психолога не считается обязательным, работодателю не рекомендуется брать на работу людей, не соответствующих ему, поскольку они могут оказаться недостаточно квалифицированными специалистами. Однако, поскольку работодатель сам принимает решение, брать ли того или иного человека на работу, несоответствие профстандарту – это недостаточно веская причина для отказа в трудоустройстве или увольнения.
Профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает, что сотрудник, работающий в педагогической деятельности, обязан обеспечивать психологическое сопровождение образовательных занятий.
Как проверить соответствие профстандарту
По профстандарту у вас должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности.
Профстандарт одобрил пять специальностей:
– 37.03.01, 37.04.01 (030300) Психология;
– 37.05.01 (030301) Психология служебной деятельности;
– 030401 (37.05.02) Клиническая психология;
– 44.03.02, 44.04.02 (050400) Психолого-педагогическое образование;
– 44.05.01 (050407) Педагогика и психология девиантного поведения.
Если у вас нет высшего образования, то вы не соответствуете профстандарту, и руководитель предложит получить необходимую специальность. Если есть, но оно не соответствует заявленным кодам Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то пройдите профессиональную переподготовку.
Обсуждение профессионального стандарта педагога-психолога в формате вебинара
Участниками и слушателями вебинара стали представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, а также пилотных площадок по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Профессиональный стандарт «Педагог психолог (психолог в сфере образования)» будет внедрен с 1 января 2020 года
В Свердловской области участники семинара собрались в Уральском государственном педагогическом университете, являющимся стажировочной площадкой для внедрения профстандарта педагога и педагога-психолога в регионе.
Кроме специалистов УрГПУ во главе с ректором Алевтиной Симоновой, участие в вебинаре приняли Ирина Фирсова, главный специалист отдела государственного воспитания и коррекции Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Ирина Пестова, директор государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо». А также представители центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи из Екатеринбурга, Ирбита, Режа.
Совместно с коллегами из разных регионов России обсуждали актуальные вопросы апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Открыл вебинар, поприветствовав всех участников, Виталий Рубцов, ректор МГППУ. О важности мероприятия сказала Ирина Терехина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ.
Ирина Олеговна заострила внимание участников на таком вопросе, как востребованность профессии педагога-психолога в регионах.
Насколько она сегодня актуальна? Как много работает психолого-педагогических служб? Каким уровнем квалификации владеют специалисты в области психологии — отсюда, вопрос, сколько специалистов нуждаются в повышении квалификации при внедрении профессионального стандарта? Это проблемы, которые необходимо изучить на уровне региона.
- О законодательной базе, последовательности работы при внедрении профессиональных стандартов и моделях реализации рассказал в своей презентации Юрий Забродин, проректор по межведомственному взаимодействию МГППУ, идеолог разработки профстандартов педагога и педагога-психолога в сфере образования.
- После чего был представлен опыт регионов — Самарской области, Чувашской Республики и Свердловской области.
- Опыт стажировочной площадки на Урале, продвигая территорию во всероссийском масштабе, представляла Светлана Минюрова, первый проректор-проректор по учебной работе УрГПУ.
Тема выступления Светланы Алигарьевны звучала так: «О задачах и ожидаемых результатах апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог сферы образования)» в 2017 году в Свердловской области.
Прежде всего, докладчик обозначила приоритетные задачи по апробации и внедрению профессионального стандарта и задачи в области его применения при формировании кадровой политики и управлении персоналом.
С этой целью была проанализирована информация об уровне образования педагогов-психологов сферы образования и определены задачи в системе профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов.
ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ
Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в опросе, целью которого является изучение опыта межведомственного взаимодействия в социальной сфере в условиях применения профессиональных стандартов. Опрос участников межведомственного взаимодействия в сфере социального обслуживания граждан проводят ФГБОУ ВО МГППУ совместно с ВНИИ труда Минтруда России.
Читать далее
Конференция состоится с 20 по 22 ноября в городе Москве в соответствии с Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Ключевое внимание будет уделено практикам с доказанной эффективностью. Для участия в Конференции необходимо заполнить электронную заявку участника Конференции. Читать далее
На базе Московского государственного психолого-педагогического университета при участии Минпросвещения России, Федерации психологов образования России и Центра защиты прав и интересов детей 7 августа 2019 года состоялся вебинар (семинар-совещание в дистанционной форме) по вопросам федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019». Читать далее
Объявлен Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019.
Конкурс ориентирован на развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности и конкурентоспособности российского образования, на содействие профессиональному развитию психологов образования России. Размещаем порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.
Профстандарт медицинского психолога
Для медицинского психолога, как для отдельной специальности, не существует своего профессионального стандарта. Однако, 14 декабря 2015 года Министерство Труда РФ утвердило проект профстандарта по специальности «Специалист в области психиатрии». Это и является профстандартом клинического психолога.
Данный документ хоть и был утвержден, но так до сих пор и не вошел в реестр профстандартов. Так что, он не только не является обязательным к применению, но даже не носит рекомендательного характера.
В функциональной карте данного профессионального стандарта значится только одно положение – оказание психиатрической помощи пациентам. Но оно подразумевает множество функций.
Педагог-психолог – это работник, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. В обществе существуют универсальные правила и запреты, которые должен соблюдать каждый человек. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам, относится к первостепенным задачам, стоящим перед психологами. Овладев данной профессией, специалист может правильно трактовать скрытые мотивы поведения людей, помогает разобраться в собственных чувствах и эмоциях, решать сложные жизненные задачи и проблемы. Сегодня психологи-педагоги востребованы в следующих учреждениях:
- детские сады;
- школы;
- средне-специальные и высшие учебные заведения;
- социальные службы;
- правоохранительные органы;
- система здравоохранения, прочее.
Профстандарт педагога – в чем суть?
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.
В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).