Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 1 января 2023 года – правда или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!
У меня есть страховка, но я её потерял – значит, я езжу без ОСАГО?
Нет, не значит.
У вас есть действующий договор страхования – он оформлен. У вас просто нет документа, выданного страховой организацией, который может подтвердить исполнение обязанности. И здесь может быть штраф только за то, что вы не сможете передать для проверки полис сотруднику ДПС на дороге – 500 рублей или предупреждение по части 2 статьи 12.3.
Иных последствий при утерянной страховке ОСАГО не предусмотрено. Страховая не сможет вам законно отказать в возмещении при наступлении страхового случая или иным образом наказать за утерю, по той же причине – договор ОСАГО у вас действующий, и отсутствие самого полиса никак не влияет на обязанности страховщика по выплате.
Другие случаи взыскания штрафов за езду без страхового полиса:
- Человек, находящийся за рулем транспортного средства, не вписан в страховку. Каждый водитель того или иного автомобиля должен быть указан в страховом полисе. В противном случае, вы даёте инспектору возможность взыскать с вас штраф. К сожалению, эта схема работает даже если на пассажирском сидении находится водитель и владелец автомобиля, вписанный в ОСАГО.
- Пользование автомобилем в срок, не предусмотренный страховкой. Например, если ее срок действия истек, а полис вы вовремя не переоформили.
- Наихудший вариант – езда с фальшивым страховым полисом. Это преступление, и карается арестом до 6 месяцев, штрафом до восьмидесяти тысяч рублей. Ведь это 327 статья Уголовного кодекса РФ (“подделка, изготовление и оборот поддельных документов)
Но есть кое-что похуже штрафа!
Если мы успели напугать вас возможными штрафами и арестом за езду без страховки, то спешим расстроить – на этом неприятности не заканчиваются. Существует вероятность попасть на гораздо большие расходы…
Полис ОСАГО выступает гарантом, что в случае ДТП виновнику не придётся оплачивать ремонт пострадавших машин из своего кармана. Расходы берёт на себя страховая компания, с которой заключён договор ОСАГО. Но если у виновника аварии отсутствует страховка, то отвечать за причинение ущерба от аварии придётся ему лично.
Как это происходит в случае вашей вины в ДТП:
- Вы с другим участником оформляете происшествие с сотрудниками ГИБДД (европротокол тут не подойдёт, поскольку у вас нет ОСАГО).
- Потерпевший получает документы из ГИБДД.
- Далее, поскольку это не страховой случай, потерпевший обращается к вам, как к виновнику, с требованием возместить ему ущерб от ДТП.
- Если вы не возмещаете добровольно, дело доходит до суда.
- Скорее всего, суд удовлетворит требования потерпевшего, а значит вам придётся возмещать все расходы – на ремонт машины, на экспертизу, эвакуатор, юристов, госпошлины, почтовые расходы, а в ряде случаев и за моральный ущерб.
- Далее судом издаётся исполнительный лист, который передаётся судебным приставам.
- Приставы дают вам время на добровольную оплату, а далее приступают к принудительным мерам – удерживают средства со счетов, заработной платы, описывают имущество (в том числе купленный вами автомобиль), закрывают выезд за границу и т.д.
Если вы попали в ДТП, но оказались потерпевшим, то при наличии у виновника действующего полиса ОСАГО можете получить страховое возмещение. То есть ремонт авто вам оплатит СК виновника. Но если у причинителя вреда вдруг отсутствует ОСАГО, то действует описанный выше порядок, только уже вы будете взыскивать ущерб напрямую с причинителя вреда.
Почему в течение года?
Выше мы указали, что лишить права управления вас могут, только если вы попадаетесь повторно в течение года после полной оплаты административного штрафа. Откуда же мы взяли этот срок?
Дело в том, что речь в самой статье нового закона идёт о повторности нарушения. Это значит, что для применения части 3 с лишением вы должны попасться, будучи уже подвергнутым наказанию по части 2 статьи 12.37 КоАП. А подвергнутым, согласно статьи 4.6, вы считаетесь как раз в течение одного года с даты полной оплаты штрафа по части 2.
Например, 1 января 2022 года вас поймал инспектор ДПС за отсутствием полиса ОСАГО и вынес постановление. Штраф этот вы оплатили 1 февраля. Таким образом, если вы попадётесь во второй раз вплоть до 1 февраля (но не января) следующего года, то вас уже смогут лишить прав по новому закону.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
Водитель не вписан в полис, чтобы управлять автомобилем
Водитель должен быть вписан в полис страхования ОСАГО. Иногда бывают ситуации, когда человек, не вписанный в полис, садится за руль автомобиля. Если водитель не включён в перечень лиц, которым можно управлять транспортным средством по страховому полису, он нарушает правила дорожного движения, даже если владелец автомобиля сидит на соседнем сидении. Сотрудник ДПС сможет выписать штраф, если обнаружит это нарушение.
В случае, когда автомобиль продается, по правилам отводится 10 дней, чтобы можно было переоформить документы. По истечению этого срока новый водитель, который ещё не успел оформить ОСАГО, будет штрафоваться на 500 руб. В этом случае устных предупреждений быть не может.
Последствия езды без страховки
Заранее не знаешь, как сложится ситуация на дороге, поэтому покупка страховки помогает собственной безопасности автовладельца. Любой непредвиденный случай приводит к тому, что не только новые штрафы за отсутствие страховки принесут водителю существенные траты, но и возможна серьезная материальная ответственность за порчу чужого имущества.
Изменения штрафов за отсутствие страховки стимулируют людей, управляющих транспортным средством, приобрести страховой полис, и тогда в случае аварии ремонт поврежденной машины происходит за счет страховой компании, а не за собственные средства водителя. Сумма за ремонт пострадавшего автомобиля часто намного превосходит стоимость полиса. По этой причине своевременная его покупка является выгодной для всех автовладельцев.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2022 году?
До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.
Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.
В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).
В 2022-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Штрафное взыскание за использование ОСАГО в непредусмотренный временной период
Страхователь может купить полис с условием о сезонном использовании ТС в течение 3 или более месяцев. Например, если планируется ездить только летом – с июня по август. Тогда эти месяцы нужно указать в блоке 4 заявления, которое подается в целях заключения договора ОСАГО, по форме, представленной в Приложении 2 к Положению ЦБ № 431-П от 19-го сентября 2014-го года.
При этом страховщик рассчитает премию в представленном случае с учетом коэффициента КС (например, если пользоваться машиной только 3 месяца в году, КС будет равен 0,5 – см. Указание Центробанка № 5000-У от 4-го декабря 2018-го года).
Соответственно, езда на машине не в те месяцы, которые были указаны страхователем в заявлении, повлечет за собой наложение взыскания за езду без ОСАГО размеров в 500 рублей по все той же ч. 1 ст. 12.37. КоАП.
Снова-таки, за данный проступок привлечь собственника машины нельзя – ответственность несет исключительно водитель (или водитель и собственник в одном лице).
Остановка сотрудником ГИБДД для проверки
Страховой полис должен быть всегда с собой в машине. Каждый автовладелец должен знать, что если нет страховки на машину, предусмотрено наказание. Любая остановка на дорогах грозит проверкой документов с последующим наложением санкций, а размер штрафа за управление автомобилем без страховки зависит от конкретной ситуации.
Водитель после остановки должен предъявить сотруднику дорожной службы оригинал полиса. В случае оформления страхового полиса Е-ОСАГО через интернет, его необходимо распечатать и возить с собой, согласно статье 32 № 40-ФЗ.
Подлинность электронной и бумажной страховки проверяется при необходимости через базу РСА или в сети ИМТС МВД России. Однако, при отсутствии технической возможности проверить полис Е-ОСАГО, или за неимением его распечатки в бумажном виде у водителя, инспектор вправе выписать протокол о правонарушении, согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ.