Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец Ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) к исковому заявлению (ст. 126 АПК РФ), апелляционной жалобе (ст. 260 АПК РФ), кассационной жалобе (ст. 277 АПК РФ), помимо прочего, прилагаются документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины.
Комментарии к ст. 105 АПК РФ
Перечень льгот по оплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд по сравнению с судом общей юрисдикции невелик. Это вполне объяснимо, поскольку экономический характер споров существенным образом отличается от общегражданского оборота, предполагает иной субъектный состав участников.
В соответствии со ст. 333.37 НК от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождены:
— прокуроры, государственные органы и органы местного самоуправления, если они обращаются с требованиями в защиту государственных или общественных интересов, то есть в защиту интересов других лиц;
— истцы по требованиям, предъявляемым в интересах ребенка;
— общественные организации инвалидов, выступающие в качестве как истцов, так и ответчиков по делу;
— истцы, являющиеся инвалидами первой и второй групп.
Чаще всего указанными льготами пользуются прокуроры, призванные оберегать государственные интересы от засилья частных интересов. Прокуроры инициируют судебное разбирательство, выступая так называемыми процессуальными истцами, не подменяющими собой сторону в судебном процессе.
Государственные органы и органы местного самоуправления обращаются в защиту государственных или общественных интересов гораздо реже. Выступая от своего имени, обращая внимание на специфику своих функций, они пытаются убедить арбитражный суд в том, что любое их обращение осуществляется в защиту интересов государства и общества, что далеко не всегда соответствует действительности. Под защитой государственных и общественных интересов законодатель понимает исключительно обращения в пользу иных лиц, а не своих собственных.
Если имеются достаточные основания для освобождения указанных категорий лиц от оплаты государственной пошлины, то процессуальные льготы действуют во всех судебных инстанциях .
———————————
См.: п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117.
Права и законные интересы ребенка являются объектом защиты чаще всего в судах общей юрисдикции. Однако с передачей в исключительную компетенцию арбитражных судов корпоративных споров возникли основания для рассмотрения смежных с ними правовых вопросов, включая те, что затрагивают имущественные права и интересы несовершеннолетних детей.
Инвалиды нетрудоспособных групп в качестве истцов, а общественные организации инвалидов — в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины только при наличии дополнительного условия в виде цены иска, не превышающего сумму в один миллион рублей. В противном случае они частично освобождаются от уплаты государственной пошлины, которая определяется из цены иска в указанном размере, и оплачивают государственную пошлину в оставшейся части по правилам, изложенным в подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК.
Следует помнить о том, что освобождение в силу закона от оплаты государственной пошлины вовсе не равнозначно освобождению от судебных издержек, имеющих иное, по сравнению с оплатой государственной пошлины, функциональное назначение.
Не является льготой особый порядок решения вопроса об оплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, который связан с уменьшением размера ее оплаты сообразно имущественному положению заявителя, а также с предоставлением отсрочки и рассрочки.
Возможность уменьшения арбитражным судом размера государственной пошлины предусмотрена п. 2 ст. 333.22 НК. Отсрочка и рассрочка в оплате государственной пошлины осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК.
Чаще всего заинтересованные лица, являющиеся участниками экономических отношений, обращаются с ходатайством о предоставлении отсрочки в оплате государственной пошлины, поскольку ее обоснование намного проще, чем обоснование уменьшения размера государственной пошлины либо предоставления рассрочки. Уменьшение размера государственной пошлины традиционно связывается с обращением в арбитражный суд по так называемому праву бедности.
Для предоставления отсрочки заявителю необходимо обратиться к арбитражному суду с ходатайством в виде заявления. Подобное ходатайство может содержаться и в иске (заявлении, жалобе). Форма его подачи правового значения не имеет. Важен набор документов, которые должны быть приложены к ходатайству. Он определен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине», которое сохраняет актуальность в части, не противоречащей более позднему законодательству о налогах и сборах.
В частности, заинтересованное лицо представляет в арбитражный суд справку налогового органа, в которой содержатся сведения обо всех его банковских счетах, где бы они ни находились.
Вместе со справкой налогового органа заявитель должен представить в арбитражный суд банковские выписки об остатках денежных средств по каждому счету.
Для большей убедительности заявитель иногда предоставляет сведения о наличии картотеки неисполненных обязательств по банковским счетам, но это уже излишняя информация.
Заявитель не обязан представлять документальное подтверждение остатка денежных средств в кассе предприятия либо индивидуального предпринимателя, сведения об отсутствии ликвидного имущества, которое можно было бы продать в целях оплаты государственной пошлины. Он не обязан представлять объяснения даже по поводу перечисления денежных средств накануне оформления банковской справки об их остатках.
Заключительные положения
Возврат или зачет госпошлины, уплаченной при обращении в суд, производятся на основании заявления плательщика налоговым органом по месту нахождения (по месту жительства) плательщика. Такое заявление плательщик должен подать в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты госпошлины или со дня принятия судом решения о возврате госпошлины из бюджета. Форма заявления установлена приложением 19 к постановлению МНС от 26.04.2013 № 14.
К заявлению в обязательном порядке прилагаются оригиналы документов, подтверждающих уплату госпошлины (если она подлежит возврату или зачету в полном размере) либо копии указанных оригиналов документов (если она подлежит возврату или зачету частично).
Основанием для возврата или зачета госпошлины будет определение, постановление или справка суда, в которых указаны обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата или зачета госпошлины. Указанные документы запрашиваются налоговыми органами или плательщик вправе при подаче заявления представить их самостоятельно.
Важно! В случае уплаты госпошлины посредством системы ЕРИП прилагать платежные документы к заявлению не требуется. В этом случае суд в определении, постановлении или справке, в которых указываются обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата или зачета госпошлины, также должен указать дату уплаты госпошлины. |
Государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления, заявления, жалобы, в том числе кассационной и надзорной.
3. При поступлении в суд заявления судье необходимо проверить, подлежит ли оно оплате государственной пошлиной, а также правильность ее исчисления и уплаты, если заявитель не освобожден от государственной пошлины в силу ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь или иных законодательных актов.
При предъявлении встречного иска, заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, государственная пошлина уплачивается на общих основаниях.
4. С заявлений (жалоб), состоящих из нескольких самостоятельных требований, государственная пошлина взимается соответственно за каждое требование в отдельности и исчисляется путем сложения пошлин. Это правило относится и к исковым заявлениям, содержащим одновременно как имущественные, так и неимущественные требования. Такие заявления оплачиваются государственной пошлиной как по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера, так и по ставкам, установленным для заявлений неимущественного характера.
5. Судам надлежит иметь в виду, что в силу подпункта 1.25 п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь от уплаты государственной пошлины в судах освобождаются органы прокуратуры, государственные органы, организации и физические лица, обратившиеся с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов других лиц, в случаях, предусмотренных законодательством. Истцы и их представители, в том числе адвокаты, по заявленным в таких делах самостоятельным требованиям, а также при обжаловании решения, вынесенного по делу, уплачивают государственную пошлину на общих основаниях.
6. При увеличении размера исковых требований после возбуждения дела производится доплата государственной пошлины по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день подачи искового заявления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Республики Беларусь) в соответствии с увеличением цены иска. Вместе с тем в случае невыполнения истцом требования о доплате государственной пошлины в ходе рассмотрения дела довзыскание государственной пошлины производится судом при вынесении решения по существу спора.
7. Если заявление не оплачено государственной пошлиной, а заявитель не освобожден от ее уплаты в силу закона или решения органа местного управления и самоуправления, судья выносит определение об оставлении заявления без движения. В определении должны быть указаны сумма государственной пошлины, срок уплаты и последствия неуплаты.
В случаях, когда при подаче заявления лицо просит о полном либо частичном освобождении его от уплаты государственной пошлины исходя из имущественного положения (ч. 2 ст. 258 Налогового кодекса Республики Беларусь), данный вопрос подлежит разрешению с учетом требований ст.ст. 130 — 132 ГПК.
Определение об отказе в освобождении от уплаты государственной пошлины, так же как и определение об оставлении заявления без движения по мотиву ее неуплаты, может быть обжаловано в кассационном порядке, за исключением определений, вынесенных Верховным Судом Республики Беларусь (ч. 4 ст. 433 ГПК).
8. Разъяснить судам, что освобождение полностью или частично от уплаты судебных расходов в доход государства (государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела) возможно в отношении физических лиц исходя из их имущественного положения. При этом освобождение от уплаты государственной пошлины допускается лишь по объектам обложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 130 ГПК).
При решении вопроса об освобождении от уплаты судебных расходов в доход государства следует принимать во внимание размер заработной платы и (или) доходов, возраст и состояние здоровья, количество иждивенцев, иные обстоятельства, объективно свидетельствующие о затруднительном материальном положении заявителя. Если приобщенных к заявлению об освобождении от судебных расходов документов о материальном положении заявителя недостаточно, судья по ходатайству заявителя истребует дополнительные.
Если лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, то и в случае вынесения решения об отказе в удовлетворении исковых требований с него государственная пошлина взысканию не подлежит.
9. Обратить внимание судов, что освобождение лиц от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений, заявлений и жалоб в суд не влечет их освобождения от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных и надзорных жалоб (п. 11 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь). Учитывая самостоятельный статус кассационных и надзорных жалоб, льгота при их подаче может быть предусмотрена законодательным актом либо предоставлена уполномоченным органом (лицом) по заявлению лиц, имеющих право на их подачу.
10. Отказ суда (судьи) в предоставлении льготы по государственной пошлине на стадии принятия заявления к производству суда либо при подаче кассационной жалобы на судебное постановление не препятствует решению этого вопроса органом местного управления и самоуправления, как и решение органа местного управления и самоуправления об отказе в предоставлении льготы по государственной пошлине не препятствует суду (судье) при наличии установленных законом оснований освободить гражданина полностью или частично от уплаты государственной пошлины в доход государства.
Предоставленные физическому лицу в соответствии с пунктами 1 — 3 ст. 258 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождения от государственной пошлины по одному и тому же основанию и объекту обложения государственной пошлиной не суммируются, а применяется наибольшее освобождение из предоставленных.
11. При возложении на ответчиков солидарной ответственности, в том числе по гражданскому иску в уголовном процессе, суд солидарно взыскивает с них и государственную пошлину. Это правило распространяется и на издержки, связанные с рассмотрением гражданского дела, кроме расходов, понесенных в связи с процессуальными действиями, произведенными по требованию процессуального соучастника и только в его интересах, которые другими процессуальными соучастниками не возмещаются (ст. 136 ГПК).
В случае подачи жалобы в кассационном или надзорном порядке одним из солидарных ответчиков о несогласии с решением суда в полном объеме государственная пошлина исчисляется от общей суммы иска в размере, установленном п. 10 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
Кто освобожден от уплаты
Нормативными актами устанавливаются особые ситуации, когда можно не платить взнос при подаче прошения в судебную инстанцию, для определенной категории граждан и при установленном типе дел. Указанные моменты регулируются Налоговым нормативным актом. Статья 333.35 НК прописывает список граждан, которые могут претендовать на освобождение от государственного взноса. К ним относятся:
- Герои Советского Союза или России, получают освобождение при подаче в любую судебную инстанцию.
- Ветераны, инвалиды Великой Отечественной войны, также бывшие пленные военных лагерей.
- Пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как оплачивается государственная пошлина
Чтобы внести необходимую сумму для оплаты государственной пошлины в Арбитражном Суде, существует несколько приемлемых и основных вариантов.
Первым способом можно считать возможность внесения средств через отделение Сбербанка. Данную процедуру можно провести с помощью работников данного учреждения. Если хотите избежать огромных очередей, тогда можно воспользоваться услугами терминала, чаще всего он находится на территории банка.
Еще один удобным вариантом можно считать услуги почты. Однако изначально необходимо уточнить, оказывает ли выбранное Вами отделение данный род услуг. Для оплаты государственной пошлины через почту, при себе необходимо иметь правильно заполненную квитанцию, либо же точно знать реквизиты для оплаты. Чтобы правильно направить сумму взноса.
Современным проверенным способом оплатить необходимую денежную сумму, является всемирная сеть. Через интернет пополнение проходит быстро, без очередей и заморочек. Для этого необходимо зайти на сайт ФНС.
Оплачивать требуемый взнос необходимо только, когда проведет расчет государственной пошлины в Арбитражном Суде.
Предоставление отсрочки
Отсрочка или рассрочка выплаты госпошлины предоставляется волею суда и предполагает, что внесение суммы произойдет через некоторое время.
Желательно чтобы гражданин указал период выплаты платежа ко времени вынесения решения суда. В таком случае, при вынесении решения в пользу истца, обязанность по выплате ляжет на ту сторону, которая проиграла дело.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Заявление о предоставлении отсрочки направляется лишь в той ситуации, когда на то есть основания. Одновременно с заявлением заявителю нужно приложить документы, которые подтвердят финансовое положение или другие основания, по которым платеж не должен быть произведен.
Основанием для предоставления отсрочки может быть сложное финансовое положение человека, вызванное:
- Временной нетрудоспособностью, которая вызвана продолжительной болезнью;
- Полной потерей трудоспособности;
- Проходящей процедурой банкротства;
- Наличием у человека материального ущерба, вызванного стихийными бедствиями или катастрофическими явлениями;
- Маленькая зарплата.
Нужно учесть, что существует ряд причин, которые не будут являться основанием для отсрочки.
К таковым можно отнести:
- Несовершеннолетние дети-иждивенцы;
- Долговые обязательства, в частности, взыскиваемые с помощью судебных приставов;
- Отсутствие постоянного дохода;
- Отсутствие у гражданина какого-либо имущества;
- Серьезное влияние окажет величина получаемого дохода.
Лица, освобождённые от уплаты сбора
Порядок уплаты госпошлины и её размер закреплён в положениях действующего НК РФ. Этот же нормативный акт содержит в себе перечень лиц, которые освобождаются от необходимости его уплаты при подаче иска в суд (ст. ст. 333.35, 333.36 НК РФ).
Условно их можно разделить на три большие группы.
К первой относятся лица в соответствии с имеющимся статусом, который должен быть подтверждён наличием соответствующего удостоверения. Эта категория граждан освобождается от уплаты пошлин в абсолютно любом суде по любым делам. Так, от необходимости уплаты освобождены инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, Герои России, Герои СССР, орденоносцы, военнослужащие, реабилитированные лица, пребывавшие в заключении в концлагерях, беженцы.
Следующая группа лиц — в зависимости от целей судебного разбирательства. В этом случае не требуется никакого дополнительного представления бумаг. В зависимости от цели иска платить сбор не нужно если:
- взыскиваются алименты;
- защищаются права инвалида;
- решается вопрос о компенсации ущерба, причинённого в результате совершённого преступления;
- решается вопрос о компенсации за нанесённый вред здоровью, в том числе и по потере кормильца;
- решается вопрос по отсутствию в выплате заработной платы;
- рассматривается вопрос об отсутствии решения (действий) со стороны судебного органа;
- рассматривается административно дело;
- рассматривается частная жалоба;
- решается вопрос об усыновлении (удочерении);
- рассматривается вопрос, касающийся защиты прав детей.
Ходатайствовать об освобождении потребителя от уплаты госпошлины могут и малоимущие граждане. Суд, в зависимости от проблем, имеющихся у истца в материальном плане, может:
- предложить рассрочку по оплате;
- снизить размер платежа;
- предложить разбить платёж на несколько сумм.
Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска
Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:
- заявителей, подавших иск по делам, связанным с защитой потребительских прав;
- организаций общественного типа;
- объединений лиц, имеющих доказанный статус инвалидов;
- ветеранов боевых событий по делам о военной службе и защите собственных законных прав;
- пенсионеров, обращающих материальные требования такой официальной структуре, как Пенсионный фонд нашей страны, а также к прочим негосударственным фондам.
Если же стоимость искового заявления превышает сумму в миллион российских рублей, то лица, входящие в вышеуказанный список, будут платить пошлину с денежной разницы между миллионом рублей и суммой иска.
В некоторых случаях небольшая цена иска может стать причиной для освобождения от выплаты пошлины в суд
Обратите внимание: согласно Налоговому кодексу нашей страны, суд имеет право, основываясь на реальном материальном положении истца, по личной инициативе:
- освободить участника разбирательства от выплаты государственной пошлины;
- уменьшить величину запрашиваемой выплаты;
- предоставить рассрочку по оплате денежной величины.
Пошлина за апелляционную жалобу в арбитражный суд — как осуществляются доплата и возврат?
Если госпошлина за апелляционную жалобу в арбитражный суд уплачена с ошибками, то есть в недостаточном размере либо по ошибочным реквизитам, суд принимает решение об оставлении жалобы без движения с указанием срока, который дается на устранение выявленного недочета.
В том случае, если госпошлина уплачена в меньшей сумме, остаток необходимо доплатить и представить суду платежное поручение на сумму доплаты. Если же пошлина перечислена на ошибочные реквизиты, выплату в полной сумме необходимо произвести по требуемым, а ошибочно перечисленный платеж попытаться вернуть по заявлению в банк. При неустранении указанных недочетов в установленный срок последует возврат апелляционной жалобы (п. 5 ст. 264 АПК РФ).
Также нужно иметь в виду, что в соответствии с абз. 3 п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 46 возможен зачет излишне уплаченной госпошлины в любом из арбитражных судов РФ.
Как видите, госпошлина за апелляцию в арбитражном суде не требует сложных расчетов и выполнения множества действий при оплате. Важно лишь проявить внимательность при указании реквизитов для перечисления платежа.
Издержки, связанные с рассмотрением дела
Участие некоторых субъектов в арбитражном процессе связано с несением ими определенных расходов. Государство гарантирует их возмещение.
В соответствии со ст. 94 АПК экспертам, свидетелям и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы по проезду, найму помещения и выплачиваются суточные.
Выплата этих расходов обусловлена участием перечисленных субъектов в арбитражном процессе. Так, в соответствии со ст. 46 АПК переводчик обязан явиться в суд по вызову. Участие переводчика в арбитражном процессе предусмотрено ст. 8 АПК, согласно которой лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается участие в судебных действиях через переводчика.
В соответствии со ст. 45 АПК эксперт обязан явиться по вызову арбитражного суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам. Участие эксперта в арбитражном процессе регламентировано ст. 66 АПК, согласно которой для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, суд назначает экспертизу.
В соответствии со ст. 44 АПК свидетель также обязан явиться в суд по вызову и сообщить известные ему сведения и обстоятельства по делу. Участие свидетеля в арбитражном процессе закреплено ст. 69 АПК, согласно которой свидетель сообщает суду известные ему сведения и обстоятельства устно.
Эксперт и переводчик получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.
Гражданам, вызванным судом в качестве свидетелей, возвращаются их расходы, связанные с потерей времени в связи с явкой в суд.
Лицо, участвующее в деле, заявляющее просьбу о вызове свидетелей или назначении экспертизы, должно внести на депозитный счет арбитражного суда суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам. Если просьба исходит от обеих сторон, требуемые суммы вносятся ими в равных частях. Поскольку указанные суммы вносятся на депозитный счет арбитражного суда вперед, лица, заявляющие соответствующую просьбу, должны представить арбитражному суду документы, подтверждающие внесение сумм на депозитный счет арбитражного суда.
Согласно ч. 4 ст. 68 АПК в случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта арбитражный суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. С правом арбитражного суда по своей инициативе назначить дополнительную экспертизу связана его обязанность уплатить эксперту подлежащие выплате суммы с депозитного счета. Затем эти суммы взыскиваются с соответствующих лиц, участвующих в деле, с зачислением на депозитный счет суда.
Суммы, подлежащие выплате переводчикам, лицами, участвующими в деле, не вносятся.
Суммы, причитающиеся экспертам, свидетелям, переводчикам, выплачиваются арбитражным судом по выполнении ими своих обязанностей. Размер сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и переводчикам, устанавливается арбитражным судом в соответствующем судебном акте.
Сторона, освобожденная от уплаты арбитражных расходов, не вносит указанные суммы.
Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время не существует нормативных актов, регулирующих указанные вопросы. Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР 14 июля 1990 г. с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 2 марта 1993 г., порядок выплаты и размер сумм, подлежащих выплате при рассмотрении дел в арбитражных судах, не регулирует.
Если установленный арбитражным судом размер сумм, подлежащих выплате свидетелям и экспертам, превышает размер сумм, внесенных лицом, участвующим в деле и заявившим соответствующую просьбу, недоплаченная сумма должна быть взыскана с него на депозитный счет арбитражного суда, В тех случаях, когда внесенная сумма превысила установленный арбитражным судом размер, излишне уплаченная сумма должна быть возвращена с депозитного счета участвующему в деле лицу, допустившему переплату.
Состав судебных расходов по отдельным категориям дел, подведомственных арбитражным судам, может быть увеличен. Так, в состав судебных расходов по делам о банкротстве входят расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (ст. 54 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Размеры госпошлины по искам
По спорам имущественного характера размер госпошлины определяется размером заявленных материальных требований. Для того чтобы калькулятор вывел правильный результат, вам следует лишь сообщить ему сумму иска. В алгоритмы калькулятора введены все процентные ставки, необходимые для правильного расчета.
По неимущественным спорам законодатель установил фиксированные размеры госпошлины, поэтому калькулятору потребуется не сумма иска, а его тип.
К категориям неимущественных споров относятся:
- иски по договорным спорам;
- иски, проистекающие из административного права, а также заявления, проистекающие из споров с органами власти;
- иски, проистекающие из авторского права;
- иски о банкротстве;
- заявления об отмене подзаконных актов, принятых органами власти и должностными лицами;
- заявления, касающиеся установления юридических фактов.
Госпошлина при банкротстве
Одним из обязательных платежей вовремя процесса признания несостоятельности организации является госпошлина за подачу заявления о банкротстве юридического лица, которую необходимо оплатить заявителю до направления ходатайства в суд. Размер ставки госпошлины определяется Налоговым кодексом РФ и Законом № 127.
Выплачивать госпошлину и прочие издержки на судебное разбирательство обязан должник, но бывают ситуации, когда у него нет нужной суммы. В таком случае затраты может взять на себя инициирующая сторона, которая при несостоятельности организации подаёт заявление о банкротстве.
При уплате госпошлины плательщику выдают подтверждающий документ, который необходимо обязательно приложить к исковому заявлению. Без этой кавитации суд не будет рассматривать обращение заявителя.
Однако, существуют ситуации, когда у должника нет средств на оплату судебных издержек и госпошлины, в таком случае можно обратиться в суд с просьбой отсрочить оплату платежей или полностью освободить от выплат. Подобное ходатайство направляется вместе с заявлением о несостоятельности. В своём обращении следует указать причины невозможности выплаты госпошлины и предоставить соответствующие доказательства.
Стоимость процедуры банкротства
Точно ответить на вопрос, сколько будет стоить процедура банкротства, проблематично. Фиксированная стоимость в законодательстве не прописана, она будет зависеть от размера долговых обязательства и количества этапов процедуры признания финансовой несостоятельности, которые будут введены судом. Минимальные расходы составят 50 тыс. р. Но на практике затраты должника могут достигать до 80-150 тыс. р.
В минимальный пакет затрат в ходе банкротства физлица входят:
- вознаграждение в пользу финансового управляющего (по 25 тыс. р. за каждый этап);
- почтовые расходы в размере 5 тыс. р.;
- обязательные публикации в ходе процедуры банкротства – 20 тыс. р.;
- расходы на проведение оценки (если у лица есть имущество) – 5-10 тыс. р.;
- госпошлина за подачу искового заявления – 300 р.
Подача заявления о признании физлица банкротом
Право на подачу заявления о признании лица финансово несостоятельным принадлежит как самому должнику, так и его кредиторам. Но, согласно статистике, более 80% дел инициируются самими физлицами.
После того как документы собраны, необходимо подготовить заявление о признании должника банкротом. Этот документ включает в себя следующие сведения:
- О кредиторах физического лица, а также о величине задолженности перед ними.
- О семейном положении должника, наличии у него иждивенцев.
- Об имуществе в собственности физлица.
- О счетах и вкладах в банках, остатке на счетах.
- О размере полученных доходов на текущий момент.
- О сделках, которые были совершены за 3 года до процедуры банкротства.
- О саморегулируемой организации, из которой подлежит выбрать управляющего.
- Об обстоятельствах возникновения неплатежеспособности.
В шапке документа должник перечисляет стандартные сведения: ФИО и дату рождения, паспортные сведения, место жительства, адрес регистрации, телефон для связи. В качестве приложения выступает перечень прилагаемых документов.
Возврат и взыскание государственной пошлины, возмещение расходов по ее оплате
10. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.
В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 1, 5 статьи 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано в определении, решении или постановлении арбитражного суда.
11. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ.
Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).
В этом случае арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об отнесении на ответчика (заинтересованное лицо) расходов по уплате государственной пошлины исходя из положений статьи 110 АПК РФ с учетом того, что заявленные в суд требования фактически удовлетворены.
В случаях прекращения производства по делу, оставления заявления без рассмотрения на стадии производства в арбитражном суде апелляционной (кассационной) инстанции вопросы о возврате сумм государственных пошлин, уплаченных как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной (кассационной) инстанции, разрешаются судом, прекратившим производство по делу, оставившим заявление без рассмотрения, аналогичным образом. Вместе с тем, если указанные вопросы не были разрешены в судебном акте суда апелляционной (кассационной) инстанции, лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с заявлением об их разрешении в суд первой инстанции (часть 2 статьи 112 АПК РФ).
В таком же порядке разрешается вопрос о возврате уплаченной при подаче апелляционной (кассационной) жалобы государственной пошлины в случае прекращения производства по данной жалобе.
12. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При отказе истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в арбитражный суд производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.
У суда также отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).
13. В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.
14. Если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
15. По общему правилу, если после истечения срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной им государственной пошлины, подлежащее в силу статьи 187 АПК РФ немедленному исполнению.
16. В тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств.
Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.
17. Исполнительные листы на взыскание государственной пошлины следует выдавать по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена добровольно (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).
В исполнительном листе на взыскание государственной пошлины должно содержаться указание на ее взыскание в доход федерального бюджета.
Расчет и удержание процентов и пеней при выдаче исполнительных листов на взыскание государственной пошлины арбитражные суды не производят.
В соответствии с частью 3 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы на взыскание государственной пошлины в федеральный бюджет направляются арбитражным судом в налоговый орган по месту нахождения должника.
18. По смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
В случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.
19. Законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд (например, при обращении в суд с требованием к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; с требованием к федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности об оспаривании решения этого органа об отказе в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку ввиду злоупотребления правом правообладателем).
20. Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, лицами, не участвовавшими в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, в связи с подачей ими апелляционной, кассационной жалоб, могут быть возмещены этим лицам по правилам главы 9 АПК РФ.