Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за инсайд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В документе отмечается, что предоставление сотрудникам ЦБ права беспрепятственного доступа в помещения проверяемых организаций и их компьютерам фактически означает наделение Банка России полномочиями правоохранительного органа. При этом законопроект не содержит положений о введении каких-либо форм судебного контроля за изъятием документов и информации в ходе проводимых проверок. Используя новые права, предусмотренные законопроектом, сотрудники ЦБ получат по факту неограниченный доступ к коммерческой и служебной тайнам, а также персональным данным. При этом по российскому законодательству даже сотрудники правоохранительных органов не могут получить доступ к таким сведениям без предварительного получения судебного решения.
Образец правил внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком
1. Перечень документов, составляющих Правила.
2. Цели, задачи и методы осуществления контроля за соблюдением требований Федерального закона №224-ФЗ, принятых в соответствии с ним нормативных актов, внутренних документов, разработанных лицами, являющимися инсайдерами, в соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1.1 статьи 8, пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 и частью 3 статьи 11, пунктом 1 части 1, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 12 Федерального закона №224-ФЗ, и иных внутренних документов, в случае если такие внутренние документы разработаны по решению лиц, являющихся инсайдерами (далее внутренние документы).
3. Перечень функций структурного подразделения и (или) должностного лица, осуществляющих контроль за соблюдением требований Федерального закона №224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов, а также внутренних документов (далее внутренний контроль):
- организация процессов, направленных на выявление, анализ, оценку и мониторинг риска возникновения у лица, являющегося инсайдером, расходов (убытков) и (или) иных неблагоприятных последствий в результате несоответствия деятельности требованиям Федерального закона №224-ФЗЗ, принятых в соответствии с ним нормативных актов и внутренних документов, а также в результате применения мер со стороны Банка России (далее — регуляторный риск), и управление регуляторным риском, в том числе разработка мер, направленных на предупреждение и предотвращение последствий реализации регуляторного риска, а также контроль выполнения указанных мер;
- ведение учета событий, связанных с регуляторным риском;
- организация и участие в осуществлении информационного обмена, предусмотренного пунктами 2-4 части 1 статьи 9, частями 1-4 статьи 10 и пунктом 3 части 1, пунктом 1 части 2 и частью 4 статьи 12 Федерального закона №224-ФЗ;
- осуществление контроля за соблюдением порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности;
- осуществление контроля за соблюдением порядков и сроков раскрытия инсайдерской информации в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона №224-ФЗ;
- осуществление контроля за составлением лицами, являющимися инсайдерами, собственных перечней инсайдерской информации, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона №224-ФЗ;
- организация и участие в процессе выявления сделок (заявок), имеющих признаки неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком (далее нестандартные сделки (заявки);
- осуществление проверок нестандартных заявок (сделок) на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;
- организация и участие в процессе выявления операций, в отношении которых имеются основания полагать, что указанные операции осуществляются с неправомерным использованием инсайдерской информации и (или) являются манипулированием рынком (далее — нестандартные операции);
- участие в разработке порядка получения информации, в том числе анонимных обращений (жалоб) (не содержащих сведения о фамилии и адресе обратившегося лица и иных сведений, идентифицирующих обратившееся лицо), о возможных и (или) наступивших событиях регуляторного риска;
- организация и осуществление контроля за соблюдением лицами, указанными в пунктах 7 и 13 статьи 4 Федерального закона №224-ФЗ, включенными в список инсайдеров лиц, являющихся инсайдерами, и связанными с ними лицами условий совершения операций с финансовыми инструментами, определенных советом директоров (наблюдательным советом), а в случае его отсутствия — высшим органом управления лиц, являющихся инсайдерами, в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона №224-ФЗ;
- осуществление контроля за ведением списка инсайдеров;
- организация процесса по привлечению саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей участников торгов, к проведению проверок нестандартных сделок (заявок), совершенных (выставленных) с участием членов указанной саморегулируемой организации (далее саморегулируемая организация);
- информирование Банка России о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска;
- информирование Банка России о нестандартных сделках (заявках), а также о результатах проведенных проверок нестандартных сделок (заявок);
- информирование Банка России о нестандартных операциях;
- участие в рассмотрении запросов, жалоб и обращений, связанных с неправомерным использованием использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;
- участие в разработке внутренних документов лиц, являющихся инсайдерами;
- составление и предоставление единоличному исполнительному органу отчета о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска и отчета о деятельности структурного подразделения и (или) должностного лица, осуществляющих внутренних контроль;
- взаимодействие с Банком России по вопросам неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;
- организация и участие в процессе пересмотра Правил на предмет их соответствия требованиям Федерального закона №224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов, а также внутренних документов;
- осуществление контроля за проведением обучения в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и (или) манипулированию рынком членов органов управления и должностных лиц, осуществляющих внутренний контроль.
4. Перечень прав и обязанностей структурного подразделения и (или) должностного лица, осуществляющего внутренний контроль:
- право требовать от членов органов управления, структурных подразделений и должностных лиц предоставления документов, информации и разъяснений, необходимых для выполнения своих функций;
- право информировать единоличный исполнительный орган о вопросах, связанных с осуществлением деятельности структурного подразделения и (или) должностного лица, осуществляющего внутренний контроль;
- право передачи в Банк России любой информации, связанной с внутренним контролем, без предварительного уведомления или получения согласия на передачу указанной информации от единоличного исполнительного органа;
- право участвовать в процессе отбора кандидатов на должности, предусматривающие осуществление внутреннего контроля;
- обязанность выполнять свои функции;
- обязанность разрабатывать рекомендации;
- обязанность информировать единоличный исполнительный орган обо всех случаях, препятствующих осуществлению функций структурного подразделения и (или) должностного лица, осуществляющего внутренний контроль;
- обязанность обеспечивать конфиденциальность документов и информации, полученных в ходе осуществления своих функций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
5. Особенности осуществления внутреннего контроля членами органов управления, структурными подразделениями и (или) должностными лицами, не являющимися структурными подразделениями, осуществляющими внутренний контроль.
6. Положения, предусматривающие запрет на осуществление внутреннего контроля внутренним аудитором (службой внутреннего аудита), если такое должностное лицо (структурное подразделение) назначено (сформировано).
7. Порядок передачи отдельных функций по осуществлению внутреннего контроля, который должен предусматривать, что передача отдельных функций по осуществлению внутреннего контроля допускается только кредитной и (или) некредитной финансовой организации, входящей в одну банковскую группу (банковский холдинг) вместе с лицом, являющимся инсайдером, или осуществляющей контроль либо оказывающей значительное влияние в отношении лица, являющегося инсайдером, при условии обеспечения отсутствия конфликта интересов.
8. Порядок обеспечения внутреннего контроля при передачи отдельных функций третьим лицам.
9. Перечень мер, направленных на обеспечение беспрепятственного и эффективного осуществления структурными подразделениями и (или) должностными лицами, осуществляющими внутренний контроль, своих функций.
10. Перечень мер, направленных на обеспечение независимости структурных подразделений (или) должностных лиц, осуществляющих внутренний контроль, от членов органов управления, иных структурных подразделений и (или) должностных лиц, в том числе предусматривающие установление системы оплаты труда и структуры вознаграждения структурных подразделений (или) должностных лиц, осуществляющих внутренний контроль.
11. Описание условий обеспечения структурных подразделений и (или) должностных лиц, осуществляющих внутренний контроль, ресурсами (материальными, техническими, кадровыми), необходимыми для выполнения ими своих функций.
12. Порядок обеспечения непрерывности осуществления внутреннего контроля в соответствии с которым, в случае временного отсутствия руководителя структурного подразделения и (или) должностного лица, осуществляющих внутренний контроль, лица, являющиеся инсайдерами, должны обеспечить назначение лица, исполняющего обязанности руководителя структурного подразделения и (или) должностного лица, осуществляющих внутренний контроль, а также отсутствие у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций руководителя структурного подразделения и (или) должностного лица, осуществляющих внутренний контроль.
13. Порядок ведения списка инсайдеров, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона №224-ФЗ:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за ведение списка инсайдеров;
- описание процесса ведения списка инсайдеров.
14. Порядок подготовки списка инсайдеров для передачи организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, при поступлении требований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона №224-ФЗ:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за подготовку и передачу организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, списка инсайдеров;
- описание процесса подготовки и передачи организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, списка инсайдеров.
15. Порядок подготовки уведомлений о включении лиц в список инсайдеров (об исключении лиц из списка инсайдеров), предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона №224-ФЗ:
- перечень структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за подготовку и направление уведомлений о включении лиц в список инсайдеров (об исключении лиц из списка инсайдеров);
- описание процесса подготовки уведомлений лицам об их включении в список инсайдеров (об их исключении из списка инсайдеров).
16. Порядок разработки и внесения изменений в собственные перечни инсайдерской информации, разрабатываемые в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона №224-ФЗ:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за разработку и внесение изменений в собственные перечни инсайдерской информации;
- описание процесса разработки и внесения изменений в собственные перечни инсайдерской информации;
- сроки разработки и внесения изменений в собственные перечни инсайдерской информации.
17. Критерии отнесения информации к инсайдерской.
18. Порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального закона №224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов.
19. Порядок осуществления контроля за соблюдением требований по раскрытию инсайдерской информации, установленных частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона №224-ФЗ:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за осуществление контроля за соблюдением требований по раскрытию инсайдерской информации;
- описание процесса осуществления контроля за соблюдением требований по раскрытию инсайдерской информации.
20. Порядок осуществления контроля за соблюдением требований по предоставлению информации об осуществленных лицом, являющимся инсайдером, операций, установленных частью 4 статьи 10 Федерального закона №224-ФЗ:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за осуществление контроля за соблюдением требований по предоставлению информации;
- описание процесса осуществления контроля за соблюдением требований по предоставлению информации.
21. Порядок подготовки информации о совершении лицом, являющимся инсайдером, операций по запросам, указанным в частях 1 — 3 статьи 10 Федерального закона №224-ФЗ, для передачи направившим их лицам в целях выполнения требований части 4 статьи 10 Федерального закона №224-ФЗ:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за подготовку и предоставление информации о совершении лицом, являющимся инсайдером, операций;
- описание процесса подготовки информации о совершении лицом, являющимся инсайдером, операций.
22. Порядок ознакомления членов органов управления и должностных лиц с внутренними документами:
- перечень структурных подразделением и (или) должностных лиц, ответственных за ознакомление членов органов управления и должностных лиц с внутренними документами;
- способы ознакомления членов органов управления и должностных лиц с внутренними документами;
сроки ознакомления членов органов управления и должностных лиц с внутренними документами (не позднее 10 рабочих дней с даты их создания).
23. Порядок хранения документов, подтверждающих факты ознакомления членов органов управления и должностных лиц с внутренними документами:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за хранение и осуществляющих хранение документов, подтверждающих факты ознакомления членов органов управления и должностных лиц с внутренними документами;
- способы хранения документов, подтверждающих факты ознакомления членов органов управления и должностных лиц с внутренними документами;
- сроки хранения документов, подтверждающих факты ознакомления членов органов управления и должностных лиц с внутренними документами.
24. Порядок проведения обучения членов органов управления и должностных лиц, осуществляющих внутренний контроль, в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и (или) манипулированию рынком:
- перечень структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за проведение обучения;
- положения о проведении первичного обучения (при приеме должностных лиц в штат или включении физических лиц в состав органов управления);
- положения о проведении планового обучения (не реже одного раза в год);
- положения о проведении внепланового обучения (при внесении изменений в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные акты, внутренние документы и (или) в иных случаях, если такие случаи утверждены лицами, являющимися инсайдерами);
- положения, предусматривающие обязательный анализ установленных Банком России фактов нарушений запретов, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 N 224-ФЗ, в ходе проведения первичного, планового и внепланового обучения;
- способы проведения первичного, планового и внепланового обучения.
25. Порядок хранения документов, подтверждающих факты проведения обучений, предусмотренных пунктом 1.24 настоящего Указания, включающий:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных хранение и осуществляющих хранение документов, подтверждающих факты проведения обучений;
- способы хранения документов, подтверждающих факты проведения обучений;
- сроки хранения документов, подтверждающих факты проведения обучений.
26. Порядок отбора кандидатов на должности, предусматривающие осуществление внутреннего контроля, включающий перечень навыков и знаний, которым должен соответствовать кандидат.
27. Порядок получения, обработки и реагирования на информацию, в том числе поступившую при анонимных обращениях (жалобах) (не содержащих сведения о фамилии и адресе обратившегося лица и иных сведений, идентифицирующих обратившееся лицо), о возможных и (или) наступивших событиях регуляторного риска:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за получение, обработку и реагирование на указанную информацию;
- способы получения указанной информации;
- описание процесса получения, обработки и реагирования на указанную информацию.
28. Порядок выявления нестандартных операций:
- перечень сотрудников и (или) должностных лиц, ответственных за выявление нестандартных операций;
- критерии отнесения операций к нестандартным;
- описание процесса выявления нестандартных операций.
29. Порядок выявления нестандартных сделок (заявок):
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за выявление нестандартных сделок (заявок);
- критерии отнесения сделок (заявок) к нестандартным;
- описание процесса выявления нестандартных сделок (заявок).
30. Порядок проведения проверок нестандартных сделок (заявок):
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за проведение проверок нестандартных сделок (заявок);
- описание процесса проведения проверки нестандартной сделки (заявки);
- сроки проведения проверок нестандартных сделок (заявок).
31. Порядок осуществления контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах, лицами, являющимися инсайдерсами, от своего имени и за свой счет, от своего имени и за счет клиентов, от имени и за счет клиентов, а также совершенными лицами, включенными в список инсайдеров:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за осуществление контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами;
- описание процесса осуществления контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.
32. Порядок осуществления контроля за соблюдением лицами, указанными в пунктах 7 и 13 статьи 4 Федерального закона №224-ФЗ, включенными в список инсайдеров, и связанными с ними лицами условий совершения операций с финансовыми инструментами, определенными советом директоров (наблюдательным советом), а в случае его отсутствия — высшим органом управления лица, являющегося инсайдером, в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона №224-ФЗ:
- описание условий совершения операций с финансовыми инструментами лицами, указанными в пунктах 7 и 13 статьи 4 Федерального закона №224-ФЗ, включенными в список инсайдеров, и связанными с ними лицами;
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за осуществление и участвующих в осуществлении контроля за соблюдением лицами, указанными в пунктах 7 и 13 статьи 4 Федерального закона №224-ФЗ и включенными в список инсайдеров, а также связанными с ними лицами условий совершения операций с финансовыми инструментами;
- описание процесса осуществления контроля за соблюдением лицами, указанными в пунктах 7 и 13 статьи 4 Федерального закона №224-ФЗ и включенными в список инсайдеров, а также связанными с ними лицами условий совершения операций с финансовыми инструментами.
33. Порядок привлечения саморегулируемой организации к проведению проверок в отношении нестандартных сделок (заявок), совершенных (выставленных) с участием членов саморегулируемой организации:
- перечень событий, при наступлении которых саморегулируемая организация привлекается к проведению проверок в отношении нестандартных сделок (заявок), совершенных (выставленных) с участием членов указанной саморегулируемой организации.
- функции, права и обязанности саморегулируемой организации;
- способы и порядок информационного обмена между саморегулируемой организацией и лицами, являющимися инсайдерами.
34. Порядок информационного обмена между лицами, являющимися инсайдерами, в целях выявления операций, в отношении которых у лиц, являющихся инсайдерами, имеются основания полагать, что такие операции осуществляются с неправомерным использованием инсайдерской информации и (или) являются манипулированием рынка.
35. Порядок информирования Банка России о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за информирование и участвующих в информировании Банка России о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска;
- описание процесса подготовки и направления информации в Банк России.
36. Порядок подготовки уведомлений, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона №224-ФЗ, включающий:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за подготовку и направление уведомлений;
- описание процесса подготовки и направления уведомлений.
37. Порядок подготовки уведомлений, предусмотренных частью 4 статьи 12 Федерального закона №224-ФЗЗ:
- перечень структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за подготовку и направление уведомлений;
- описание процесса подготовки и направления уведомлений.
38. Перечень мер, принимаемых лицами, являющимися инсайдерами, в отношении лиц, действия которых могли и (или) могут привести к нарушению требований Федерального закона №224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов, а также внутренних документов.
39. Порядок предоставления структурным подразделением и (или) должностным лицом, осуществляющими внутренний контроль, единоличному исполнительному органу отчета о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска и отчета о деятельности структурного подразделения и (или) должностного лица, осуществляющих внутренних контроль:
- перечень информации, которая обязательно подлежит включению в отчеты;
- периодичность и сроки предоставления отчетов.
40. Порядок пересмотра Правил на предмет их соответствия требованиям Федерального закона №224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов, а также внутренних документов:
- перечень структурных подразделений, ответственных за соответствие Правил требованиям Федерального закона №224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов, а также внутренних документов;
- описание событий, реализация которых влечет необходимость внесения изменений в Правила;
- описание процесса пересмотра и процесса внесения изменений в Правила;
- периодичность обязательного пересмотра Правил (не реже одного раза в год).
41. Порядок хранения Правил и изменений к Правилам:
- перечень структурных подразделений, ответственных и осуществляющих хранение Правил;
- способы хранения Правил;
- срок хранения Правил (не менее пяти лет с даты их создания).
О критериях инсайдерской информации
Также бизнес против перевода регулирования вопроса использования инсайдерской информации с уровня федеральных законов на уровень нормативных актов ЦБ. Законопроект наделяет Банк России правом самостоятельно определять в каждом конкретном случае, является ли инсайдерской информация, не включенная в соответствующий перечень.
В письме отмечается, что инсайдерской может признаваться любая информация, появление которой предшествовало существенному изменению цены финансовых инструментов, валюты или товаров. Однако причинами существенного изменения цены финансовых инструментов могут являться такие обстоятельства, сведения о которых не всегда могли бы очевидно свидетельствовать о возможности наступления таких последствий, то есть обладатели этой информации могли не воспринять ее в качестве инсайдерской.
1. Витвицкая С. Уголовно-правовые средства охраны рынка ценных бумаг / С. Витвицкая // Уголовное право. 2007. N 4. С. 19 — 23.
2. Гладких В.И. Уголовно-правовая квалификация неправомерного использования инсайдерской информации / В.И. Гладких // Вестник Университета (ГУУ). 2014. N 16. С. 159 — 162.
3. Дашкова Г.Г. Уголовно-правовое обеспечение рынка ценных бумаг: Дис. … канд. юрид. наук / Г.Г. Дашкова. М., 2006. 187 с.
4. Долотов Р.О. Проблемы привлечения лиц к уголовной ответственности за манипулирование рынком / Р.О. Долотов // Адвокат. 2016. N 3. С. 64 — 72.
5. Токаренко В.Н. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями, совершаемыми на рынке ценных бумаг: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.Н. Токаренко. М., 2003. 212 с.
6. Тюнин В.И. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах / В.И. Тюнин // Юрист. 2003. N 1. С. 39 — 41.
Какие меры ответственности могут быть применены к сотрудникам банка при нарушении им 224 фз
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6, 7, 7.2, 7.3 и 7.5 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего контрольного (надзорного) органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия контрольного (надзорного) органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.
(часть вторая введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 32-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении адвокатов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном кодексом профессиональной этики адвоката. Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении нотариусов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Особенности возникновения манипулирования на рынке ценных бумаг
Манипулированием рынком называется деятельность на рынке ценных бумаг (ином финансовом рынке), целью которой является извлечение выгоды из нарушения принципа открытого и честного конкурентного установления цены, побуждение других участников рынка покупать или продавать ценные бумаги или иные товары по несправедливым ценам, которые бы не смогли сложиться на данном уровне на открытом и честном рынке.
Манипулятивные сделки искажают ценообразование торгуемых финансовых активов, которые становится невозможно объективно оценивать с применением фундаментального или технического анализа, что, в конечном счете, создает ложную информацию о ситуации на рынке и вводит в заблуждение инвесторов. В силу того, что нарушаются принципы честности, этичности и равенства возможностей инвесторов, подобные сделки принято считать запрещенными торговыми практиками.
Манипулятор — исполнитель манипулятивной сделки — может преследовать три цели:
- повышение курса продаваемой ценной бумаги;
- понижение курса ценной бумаги при совершении продаж без покрытия;
- стабилизация курсовой стоимости ценной бумаги (наиболее часто используемая практика при андеррайтинге ценных бумаг).
В роли манипуляторов могут выступать различные профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры, управляющие компании и т.д. Заинтересованными в манипулировании могут быть эмитенты ценных бумаг, стремящиеся установить наиболее высокую цену на собственные финансовые активы, а также инвесторы, желающие приобрести определенные ценные бумаги по наиболее низкой цене.
Законы РФ об инсайдерской информации
В отношении таких данных действует закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». В этом документе указаны не только понятие инсайда, но и виды данных, которые относятся к такой информации:
- Коммерческая тайна.
- Служебная информация.
- Производственные данные.
- Иная информация с ограниченным доступом.
Главная задача этого закона регулировать использование такой информации, которая может повлиять на работу финансовой сферы страны. То есть ключевым моментом здесь является понятие манипулирования рынком. К действиям такого рода относят:
- Передачу инсайдерской информации в СМИ.
- Её распространение по незащищённым сетям общественного пользования.
- Другие пути распространения неправдивых данных, которые могут повлиять на действия субъектов рынка.
Учитывая это, закон предусматривает разработку мер защиты информации.
Нельзя применять инсайдерские данные для:
- Личного обогащения.
- Передачи людям, которые не являются инсайдерами.
- Давать на основе этих данных рекомендации другим людям.
Работа АО с инсайдерами и инсайдерской информацией
Не так давно вступивший в силу Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее — Закон) активно «обрастает» большим числом подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок реализации отдельных требований Закона.
Закон сложен, в нем непросто разобраться. Под понятием «инсайдер» (от англ. «inside» — внутри) понимается любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации, которая становится ему известной благодаря служебному положению или родственным связям.
Другими словами, инсайдерская информация — информация внутренняя.
Определение инсайдерской информации в нашей стране было дано только с принятием Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2010 году.
Согласно статье 2 Закона инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов <...>).
Инсайд вчера и сегодня.
Мир не стоит на месте, в плане инсайда тоже. Раньше все было просто: клиент брокерской конторы, работающий в какой-то серьезной компании, звонил трейдеру и говорил, что делать. Покупать или продавать акции компании, с которой будет заключена миллионная сделка. Трейдер выполнял свою работу, но не забывал звонить своему знакомому коллеге или соседу. В итоге буквально за пару часов котировки падали или подымались, что было неожиданностью для остальной массы инвесторов.
То есть, когда информация переставала быть секретной, становилась доступной для всех людей, она уже никого не интересовала: игра сделана. Так появлялись целые состояния.
Сегодня ситуация лучше по двум причинам: от «слива» информации определенным людям сильно страдает репутация компании, поэтому решение этого вопроса передают службам безопасности. Также разглашение инсайда наказуемо на государственном уровне, это закреплено в законах. Сейчас биржи, на которых котируются бумаги эмитентов, следят, чтобы корпоративная информация была доступна наравне.
Теперь пару слов об еще одной популярной манипуляции. Она довольно распространена среди как мелких брокеров, так и у нечестных трейдеров у которых есть доступ к частному капиталу. Поэтому всегда взвешивайте ваши решения отдавая деньги в доверительное управление. Есть конечно варианты осуществления данной манипуляции и не используя чужих счетов, об этом чуть ниже.
Итак, манипуляция называется “перелив средств”. Для этого необходимо иметь свой счет и тот с которого будем переливать. Следующий шаг, необходимо выбрать малоликвидную бумагу (скрин выше). При этом очень важно проанализировать стакан на неликвиде. Поскольку если у нас нет купленных акций выбранной компании, то зашортить мы не сможем. Поэтому в стакане нужная плотность сверху, которую мы откупим и выше стакан должен быть максимально пустой. На одном счете мы покупаем эту плотность, важно чтоб она была максимально близко к текущим ценам, чтоб купить без проскальзывания. Как в примере выше, в котором есть 10 лотов на продажу и пустой стакан. Затем выставляем сверху заявку на продажу этим же объемом. Другим счетом мы откупаем эту плотность. И получается что на основном счете мы в плюсе, а на другом в позиции. Если стакан пустой то мы исполним мало ненужных нам заявок и перельем с меньшей погрешностью. Кое что потеряется при исполнении не наших заявок. И еще важный момент, чтоб покрыть позу на втором счете с минимальным убытком, чтоб погрешность при переливе была небольшая, необходимо найти плотность в стакане снизу. Такая плотность обязательно должна быть (на моем примере эта плотность встречается по цене 4.84). Иначе тяжело будет избавляться от крупного объема. Если делать все правильно то перелив можно делать практически без потери. Грубо говоря, на один счет переливается 100 т.р, на втором сливается 110 т.р
Были случаи когда трейдера зарабатывали, переливая средства между своими счетами, сначала на один счет, потом на другой. Для этого нужно иметь два счета, или подельника, который будет вашим контрагентом. При этом на втором счете продавали объем через внебиржевой рынок. Есть такая отдельная структура. В отдельной статье расскажу об этом. Но избавиться от неликвида, даже через внебиржу крайне нелегко. Нужно иметь хоть какие-то связи. И в этом случае можно зарабатывать. Главное найти контрагента на внебирже, которому мы сольем купленный актив. Так как через биржу на шлаковой бумаге вряд-ли получится распродать приличный объем. Можно просидеть очень долго с ненужными акциями. И риск достаточно велик. Насколько легко распродать купленный объем на шлаковой бумаге без определенных связей, не представляю, так как не пробовал проводить такие операции.
На этом буду заканчивать, в следующей статье расскажу о других популярных манипуляциях. Подписывайтесь на новости сайта (кнопка подписки сбоку), чтоб не пропустить.
С уважением, Станислав Станишевский.
Кто такой инсайдер и как они появляются
Как правило, инсайдер – участник группы, выступающей в качестве первоисточника информации. Нередко он противопоставляется внешним специалистам, добывающим необходимые сведения путем всестороннего теоретического анализа, экспертного заключения.
Кто конкретно может считаться корпоративным инсайдером? В США для присуждения этого статуса необходимо быть служащим компании (директором, акционером и т.д.), владеющим не менее 10 % акционерного капитала.
Принимая предложение о трудоустройстве, инсайдер соглашается ставить интересы компании выше собственных в вопросах, касающихся профессиональной деятельности. Когда же он приобретает или продает активы на основе засекреченной корпоративной информации, он преступает закон.
Проблемы отнесения к инсайдерам банков Банка России и его служащих
В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона об инсайде Банк России отнесен к числу инсайдеров. В силу п. 10 ст. 4 Закона об инсайде к инсайдерам также относятся имеющие доступ к инсайдерской информации служащие Банка России и члены Национального банковского совета. Однако ссылка на п. п. 9 и 10 ст. 4 отсутствует в ч. 2 и 3 ст. 9 Закона об инсайде, которые определяют лиц, подлежащих включению в список инсайдеров.
Видимо, настойчивые попытки некоторых банков включить Банк России и его служащих в списки своих инсайдеров вызвали издание Банком России Письма от 06.03.2012 N 33-Т «Об уведомлениях о включении Банка России в список инсайдеров». Данным Письмом разъяснено, что Банк России и служащие Банка России не упомянуты в перечне лиц, которые могут быть включены в список инсайдеров (ч. 2 и 3 ст. 9 Закона об инсайде), а потому они не должны включаться в списки инсайдеров банков и иных организаций, за исключением случаев, когда служащие Банка России входят в состав органов, указанных в п. 7 ст. 4 Закона об инсайде.
Законы РФ об инсайдерской информации
В отношении таких данных действует закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». В этом документе указаны не только понятие инсайда, но и виды данных, которые относятся к такой информации:
- Коммерческая тайна.
- Служебная информация.
- Производственные данные.
- Иная информация с ограниченным доступом.
Главная задача этого закона регулировать использование такой информации, которая может повлиять на работу финансовой сферы страны. То есть ключевым моментом здесь является понятие манипулирования рынком. К действиям такого рода относят:
- Передачу инсайдерской информации в СМИ.
- Её распространение по незащищённым сетям общественного пользования.
- Другие пути распространения неправдивых данных, которые могут повлиять на действия субъектов рынка.
Учитывая это, закон предусматривает разработку мер защиты информации.
Нельзя применять инсайдерские данные для:
- Личного обогащения.
- Передачи людям, которые не являются инсайдерами.
- Давать на основе этих данных рекомендации другим людям.