«Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для перевозок опасных грузов по Российской Федерации и европейским странам, заключившим соглашение ДОПОГ, водитель обязан получить свидетельство ДОПОГ. Это свидетельство отвечает международным стандартам и пригодно для использования при зарубежных поездках.

Как водителю получить разрешение ДОПОГ

Для того чтобы перевозить ОГ на территории своей страны и других государств, где действует соглашение ДОПОГ, необходимо получить соответствующее разрешение.

И первое условие – наличие трехлетнего водительского стажа без серьезных замечаний, а также открытая необходимая транспортная категория.

Помимо прочего, водителю придется пройти специальные обучающие курсы, в рамках которых он получит ознакомление с системой маркировки, классификацией вредных и опасных веществ, а также изучит правила оказания доврачебной помощи в случае чрезвычайного происшествия, принципы пожаротушения, обеззараживания и дегазации, и оптимальный алгоритм поведения в условиях ЧС.

По месту оформления свидетельства ДОПОГ заявитель должен подавать определенный пакет документов, включающий в себя справку о прохождении теоретического курса и успешной сдаче экзаменов по его итогам, права с открытой категорией и медицинское освидетельствование его годности.

Классы опасных грузов по ДОПОГ

Всего в положении зафиксировано 9 классов опасных грузов, некоторые из которых разделены на подклассы:

  1. Вещества и изделия, которые могу взрываться.
  2. Газообразные вещества.
  3. Жидкости, подверженные чрезмерно легкому воспламенению.
  4. Материалы с повышенной радиоактивностью.
  5. Вещества коррозионные.
  6. Другие опасные материалы и вещества.

Помимо того, вещества подразделяются на:

  • твердые и легковоспламеняющиеся, самореактивные и твердые десенсибилизированные;
  • способные к самовозгоранию;
  • выделяющие такие газы, которые моментально или быстро воспламеняются при контакте с водой;
  • с окисляющими свойствами;
  • органические пероксиды;
  • с высокой токсичностью;
  • инфекционные.

Положения, касающиеся упаковки и цистерн

Глава 4.1 Использование тары, включая контейнеры средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ) И КРУПНОГАБАРИТНУЮ ТАРУ Глава 4.2 Использование переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК) Глава 4.3 Использование встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) Глава 4.4 Использование цистерн, встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн из армированных волокном пластмасс (волокнита) Глава 4.5 Использование вакуумных цистерн для отходов Глава 4.6ЗарезервированаГлава 4.7 Использование смесительно-зарядных машин (MEMU)

Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке

Глава 9.1 Сфера применения, определения и Требования, касающиеся допущения транспортных средств к перевозке Глава 9.2 Требования, касающиеся конструкции транспортных средств Глава 9.3 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств EX/II или EX/III, предназначенных для перевозки взрывчатых веществ И изделий (КЛАСС 1) в упаковках Глава 9.4 Дополнительные требования, касающиеся конструкции кузовов укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов в упаковках (кроме транспортных средств EX/II И EX/III) Глава 9.5 Дополнительные требования, касающиеся конструкции кузовов укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных твёрдых вещств навалом / насыпью Глава 9.6 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки веществ при регулируемой температуре Глава 9.7 Дополнительные требования, касающиеся встроенных цистерн (автоцистерн), транспортных средств-батарей И укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов В съёмных цистернах вместимостью более 1 М3 или В контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 М3 (транспортные средства EX/III, FL, OX И AT) Глава 9.8 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных и доукомплектованных MEMU

Читайте также:  Можно ли вернуть товар обратно в магазин без упаковки по законодательству РФ?

Документы, необходимые водителю для перевозки опасного груза

Отправляясь в рейс, водителю необходимо иметь при себе довольно большой пакет документов:

  • водительские права с категорией на управление автомобиля данного класса;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию машины;
  • если автомобиль имеет прицеп, на него тоже должны быть документы;
  • талон ТО или диагностическая карта;
  • документы, подтверждающие право водителя на управление данным транспортным средством (этот документ необходим в том случае, если машина не является собственностью водителя);
  • допуск автомобиля к перемещению веществ и материалов данного класса опасности, его обычно получают в отделении ГИБДД;
  • ОСАГО;
  • свидетельство ДОПОГ;
  • справка с медицинским допуском к данному рейсу.

Где можно пройти курсы и список необходимой документации

Изучение правил перевозки грузов и получение документа осуществляется в специализированных учреждениях, которые в большинстве случаев осуществляются в ДОСААФ регионального и областного назначения. Их список можно посмотреть на сайте Ространснадзоре

Возможность прохождения обучения наступает после подачи заявления и предоставления необходимого пакета документации:

  • Непосредственно заявление, написанное от имени лица, которое намерено пройти курс обучения;
  • Документ, удостоверяющий личность, а также регистрацию в определенном регионе РФ;
  • Водительское удостоверение той категории транспорта, на котором осуществляется перевозка грузов;
  • Квитанция, подтверждающая оплату необходимой суммы за прохождение обучения;
  • Отдельно заполненная анкета, которая является необходимой исключительно для юридических лиц.

В том случае, ели водитель прослушивает весь курс обучения и успешно проходит тестирование, он получает разрешение ДОПОГ. Срок действия такого документа достаточно длительный – он составляет 5 лет и отдельно на уровне законодательных актов предусматривается возможность продления срока его действия в тех ситуациях, когда у водителей уже имеются достаточные навыки вождения или они ранее получали подобное свидетельство.

ПОГАТ и ДОПОГ основные различия

Коротко ответить на поставленный вопрос невозможно. Поэтому в ответ включены только принципиальные вопросы. Основное отличие требований ДОПОГ и ПОГАТ заключается в области применения этих документов. Положения ДОПОГ распространяются на международные перевозки, осуществляемые по территории государств-участников этого соглашения (в настоящее время таких государств 48), а также на перевозки, осуществляемые по территории Российской Федерации в порядке оказания услуг автомобильным транспортом (см. статьи 1 и 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, пункт 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272). Правовым основанием для осуществления перевозок в пределах Российской Федерации является договор перевозки груза (договор, согласно которому грузовладелец, не располагая возможностью осуществлять перевозки, заключает договор перевозки груза с транспортной организацией или индивидуальным предпринимателем. В этом случае транспортная организация или индивидуальный предприниматель оказывают грузовладельцу услугу. ПОГАТ применяется к перевозкам, которые осуществляют грузовладельцы, на транспортных средствах, которыми они владеют на законных основаниях (перевозка собственных грузов за свой счет). В этом случае у грузовладельца нет необходимости в заключении договора перевозки груза с иной организацией, поскольку в его распоряжении имеются транспортные средства, на которых может быть осуществлена перевозка груза. Ряд вопросов в ПОГАТ не решен. При этом дается отсылка к требованиям по безопасной перевозки конкретного вида опасного груза. Поскольку такие требования в установленном порядке не утверждены, они не имеют юридической силу и, следовательно, не применяются. В результате решения по многим вопросам отсутствуют. ДОПОГ таких пробелов не имеет. По вопросам классификации опасных грузов ПОГАТ основан на ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» (введен в действие с 01.01.1990), при подготовке которого были учтены рекомендации ООН по перевозке опасных грузов. За истекший период эти рекомендации неоднократно изменялись. В то время как указанный ГОСТ и ПОГАТ остаются в этой части неизменными. В результате Перечень опасных грузов, допущенных к перевозке автомобильным транспортом (см. приложение 7.3 к ПОГАТ), не соответствует положениям современных Типовых правил перевозки опасных грузов Рекомендаций ООН. Как следствие, несоответствие наименований и номеров ООН многих опасных веществ и изделий, ограниченная номенклатура грузов, которые разрешено перевозить. ДОПОГ в части классификации и номенклатуры опасных грузов своевременно корректируется с учетом новых положений Типовых правил перевозки опасных грузов Рекомендаций ООН. ПОГАТ и ДОПОГ существенно отличаются в отношении маркировочных обозначений транспортных средств и перечня документов, которые должны находиться на транспортном средстве. В отличии от ДОПОГ, ПОГАТ не содержит требований по безопасной совместной перевозке взрывчатых веществ и изделий, отнесенных к различным группам совместимости. Приведенный перечень несоответствий ДОПОГ и ПОГАТ не является исчерпывающим. Причем результаты сравнения не в пользу ПОГАТ. Однако для перехода в Российской Федерации в полном объеме на положения ДОПОГ требуются соответствующие правовые основания, которые в настоящее время отсутствуют.

Читайте также:  Норматив потребления холодной и горячей воды на человека в месяц без счетчика

Получение свидетельства ДОПОГза 2 рабочих дня

Перевозка опасных грузов связана с рисками. Невнимательное отношение к транспортировке может стать причиной возникновения пожаров, взрывов, а также нанести ущерб материальным ценностям, окружающей среде, жизни, здоровью людей, животных. Понятно, что при организации подобных мероприятий весьма важным является момент сохранности товара и безопасности его перевозки. Эти задачи эффективно решают специалисты, занятые погрузкой, разгрузкой и дальнейшей доставкой груза в место назначения. Такими грузами и их перемещениями занимаются перевозчики, у которых имеются необходимые разрешения для машины, допуски у водителя.

ДОПОГ у водителей

Если вы являетесь заказчиком и хотите поручить доставку опасного груза из одного пункта в другой, то должны знать, что такое ДОПОГ у водителя и что те перевозчики, которым вы доверите подобное задание, обязаны иметь этот документ. Итак, ДОПОГ — особое свидетельство о допуске к перевозке веществ, несущих угрозу окружающей среде. Это документ международного образца, составленный с учётом всех особенностей опасных грузов. Его получают после обучения и сдачи экзамена. Водители учатся по особой программе, утвержденной Минтранспорта РФ.

Что такое «опасный груз»

Под опасным грузом понимается перевозка веществ, которые могут нанести вред при разгерметизации упаковок, при аварии или случайном пролитии/высыпании: водителю, другим людям, природе.
Опасный груз – это, как правило, практически все виды отходов.

Документ регулирует следующее при перевозке опасного груза:

  • Емкости, в которых рекомендуется перевозить тот или иной класс груза (подробно описано в документе);
  • Маркировка тары;
  • Точные требования к транспорту, который будет перевозить тот или иной груз.

Если произошла авария…

Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.

В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.

Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.

Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.

Доставка газа предполагает транзит веществ в газообразном агрегатном состоянии, чистых или с примесью других газов, т.е. продукты находящиеся при t=-50° и обладают давлением больше 3 бар, а при t=-20°C являются газообразными.

  • сжатый газвсецело газообразное вещество при t=-50°С и находящийся под давлением;
  • сжиженный газэто частично жидкий газ при t° -50°С и находящийся под давлением (сжиженный газ высокого давлениякритическая t° выше -50°С и t° не более 65°С; сжиженный газ низкого давления критическая t=65°С и выше);
  • охлажденный сжиженный газотчасти жидкий по причине его невысокой температуры и испытывающий давление;
  • растворенный газперемешан с жидким растворителем под давлением;
  • аэрозоли и небольшие баллончики;
  • другая продукция, включающая газ с давлением;
  • газы не находящиеся под давлением;
  • химические материалы под давлением.

Материалы 2-го класса опасности (исключая аэрозоли и химические материалы под давлением) можно отнести к таким группам:

  • вызывающие удушение — A;
  • вызывающие окисление — O;
  • легковозгораемые — F;
  • токсичные — T;
  • токсичные, легковозгораемые — TF;
  • токсичные, вызывающие коррозию — TC;
  • токсичные, вызывающие окисление — TO;
  • токсичные, легковозгораемые, вызывающие коррозию — TFC;
  • токсичные, вызывающие окисление, вызывающие коррозию — TOC.
Читайте также:  С января 2023 года: Путин поручил провести индексацию зарплат бюджетников

ПЕРЕВОЗКА ПРОПАНА И БУТАНА

  • Доставка пропана реализуется в сжиженном агрегатном состоянии и относится к опасным перевозкам.
  • При перевозке поддерживается давление порядка 16 атм. в соответствии с правилами перевозки опасных грузов.
  • Перевозка пропана в баллонах проходит как обычная транспортировка баллонов, каковые покрыты алой краской с соответствующей подписью.
  • При контакте с воздухом формирует взрывчатую смесь газов, воспламеняемую при насыщении пространства пропаном более 2 процентов. Отсюда следует, что перевозка пропана и кислорода в одном транспортном средстве категорически запрещена.
  • Согласно ДОПОГ, существуют исключения, определяющие максимальное количество газа в транспортной единице, доставка которого не считается транспортировкой опасного груза. Перевозка баллонов с пропаном не является опасной перевозкой в том случае, когда в автомобиле находится не более 15-ти 50 (21 кг пропана) литровых баллонов.
  • Доставка пропан бутан в сжиженной форме возможна в изотермических цистернах, называемых газовозами.

Требования к транспорту: как оборудовать автомобиль для перевозки опасных грузов?

Предъявляются следующие требования к оборудованию спец техники для транспортировки ОГ:

  • Наличие защитного устройства, препятствующего случайному выпадению цистерн, баллонов или батарей.
  • Топливный бак изолирован металлическими прокладками
  • Аккумулятор расположен в вентилируемом отсеке. Клеммы изолированы.
  • Наличие специальной маркировки и проблесковой лампы для привлечения внимания других участников дорожного движения.
  • Глушитель выводится в передней части автомобиля
  • Вся электропроводка уложена в изоляционный материал
  • Наличие выключателя бортового питания от аккумулятора
  • Транспортное средство оборудован спутниковой навигацией ГЛОНАСС или GPS

Транспортные перевозки опасных грузов требуют серьезного подхода. Важно понимать, что требования ДОПОГ — не рекомендации, а обязательные к выполнению правила. В случае аварии, урон будет кратно выше, чем при рядовом ДТП. Это оправдывает то, что и штрафы за несоблюдение правил ДОПОГ кратно выше обычных.

Нарушения правил маркировки, неполная комплектация инвентаря и т.п. обойдутся:

  • Компании перевозчику от 150 000 до 250 000 рублей
  • Ответственному лицу от 5000 до 10000 рублей
  • Водителю от 1000 до 1500 рублей

Более серьезные нарушения, такие как:

  1. Отсутствие свидетельства ДОПОГ на транспортное средство или водителя
  2. Конструктивное несоответствие транспортного средства нормам ДОПОГ
  3. Нарушение условия перевозки ОГ
  4. Отсутствие инвентаря необходимого для ликвидации возможной аварии

Облагаются штрафами в размере:

  • От 400 000 до 500 000 для компании
  • От 15000 до 20000 для ответственного лица
  • От 2000 до 2500 для водителя ТС

Документы, необходимые при перевозке опасных грузов

Перевозка опасных грузов обязательно должна сопровождаться следующими документами:

1)Транспортная или товарно-транспортная накладная, где необходимо указывать следующие сведения: Идентификационный код UN (код ООН), отгрузочное наименование груза, номер класса опасности, группа упаковки, общее количество опасного груза и, если есть, код ограничения проезда через тоннели.

Кроме того, в транспортном документе могут указываться дополнительные сведения: то, в соответствии с каким пунктом осуществляется перевозка ДОПОГ, значение контрольной и аварийной температуры, название или символ каждого радионуклида и пр. Необходимость дополнительных записей зависит от класса и наименования транспортируемого груза и требований, которые к нему предъявляются (они все перечислены в тексте ДОПОГ).

2)Перевозка опасных грузов обязательно должна сопровождаться письменными инструкциями: они составляются на случай чрезвычайной ситуации и описывают все необходимые меры, которые должен предпринять водитель, если произошла авария и т.п. Помимо перечисления этих мер, в инструкциях также даны общие памятки о том, какую угрозу несет в себе опасный груз каждого класса и как обезопасить себя в каждом отдельном случае. Там же содержится список находящихся в автомобиле средств индивидуальной и общей защиты.

3)Разрешение на перевозку опасного груза (с согласованием маршрута), свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов и свидетельством ДОПОГ о соответствующей подготовке водителя, перевозящего опасные грузы.

В зависимости от вида груза могут также понадобиться паспорт вещества (или паспорт безопасности — для химической продукции) и сертификаты — пожарный, радиационного контроля и пр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *