Инициативный аудит: что это, для чего нужен

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инициативный аудит: что это, для чего нужен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Аудиторское заключение в настоящее время не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а нормами НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).

В ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) закреплена обязанность экономического субъекта представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации организации.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении в орган государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:

  • вместе с такой отчетностью либо

  • не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (смотрите дополнительно приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Составление промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).

О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:

  1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
  2. расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
  3. расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. расчеты с другими кредиторами.

Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.

Объекты проверки при проведении аудита от КСК-ГРУПП

КСК-ГРУПП входит в число лидеров на рынке аудиторских услуг России. Мы работаем с государственными структурами, предприятиями малого и среднего бизнеса, крупными корпорациями во всех сферах деятельности. Вы можете заказать инициативный аудит своего бизнеса по следующим направлениям:

  • анализ учетной политики, налогового и бухгалтерского учета, отчетности;
  • оценка показателей финансовой, бухгалтерской отчетности и учета, проверка правильности их формирования;
  • налоговая экспертиза;
  • анализ показателей и точности формирования налогооблагаемой базы;
  • проверка полноты и правильности ведения первичных документов, надлежащее отражение их в регистрах налогового и бухгалтерского учета;
  • оценка результатов инвентаризации материальных ценностей, в том числе для подготовки годовой отчетности;
  • анализ правильности ведения кадровой документации.
Читайте также:  12 важных вопросов про налоговый вычет на покупку квартиры

Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии

Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором. Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ. К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.

Для чего проводится экологический аудит предприятий

Среди ключевых целей проведения экологического аудита деятельности субъекта хозяйствования следует выделить такие:

  • оценивание работы предприятия, чтобы проверить соответствие всем законодательным нормам и законность их исполнения;

  • анализ негативного влияния, которое имеет место ввиду работы предприятия, формирования отходов и создания потенциальных или явных угроз для экосистемы;

  • выявление и обозначение зон, которые провоцируют загрязнение на предприятии;

  • вычисление объемов и количественных показателей факторов негативного влияния;

  • исследование оборудования, которое используется для минимизации влияния негативных факторов на экосистему, а также анализ и отчет по его работоспособности;

  • оценивание потенциальных и явных угроз для здоровья работников предприятия.

Проведение экологического аудита на предприятии открывает новые возможности для субъекта хозяйствования, в частности:

  • эффективный стратегический план дальнейшего развития и формирование принципов экологической политики компании;

  • получение прав налоговых льгот, которые актуальны при использовании ресурсосберегающего оборудования;

  • минимизация рисков потенциальных и явных угроз для экологии;

  • эффективная организация проверок с успешным результатом со стороны надзорных органов;

  • выход на иностранный рынок и соответствие международным экологическим стандартам;

  • привлечение инвесторов и новые возможности для развития компании.

Аудит экологического состояния предприятия может быть организован только при условии соблюдения следующих требований:

  • оценку проводит независимая компания, что позволяет получить объективные данные;

  • аудитор или аудиторская компания имеет квалификацию, лицензию и опыт проведения проверки в сфере окружающей среды;

  • целевая компания обязуется предоставить полностью все данные для объективной и эффективной проверки деятельности;

  • аудит должен быть комплексным и проводиться в несколько этапов, при этом предварительно составляется план задач;

  • аудиторы должны оценивать абсолютно все факторы влияния на окружающую среду;

  • за предоставленные результаты анализа несет ответственность аудитор и его компания, а при допущении ошибок на инспекторов накладываются соответствующие санкции.

Ликвидация ООО без проверки

Проведение проверки компании, которая ликвидируется – это право, но не обязанность представителей налоговой службы. Поэтому, если у ФНС отсутствуют претензии к вашей фирме, проверки можно избежать.

Есть следующие варианты ликвидации ООО без общения с инспекторами:

  • Ликвидировать компанию с нулевым балансом;
  • Обратиться за помощью к юристу-посреднику или специализированной фирме;
  • Решить вопросы по долгам с дебиторами и кредиторами;
  • Закрыть все задолженности перед государством;
  • Продать компанию.

Также вам не стоит переживать по поводу проверки, если деятельность ваша компания не вела в течение трех лет.

При этом нужно соблюсти ряд условий:

  • Наемный персонал отсутствует;
  • Начисление и выплата зарплаты не осуществляется;
  • Операции по открытым банковским счетам не производятся.

Чтобы снизить риск налоговой проверки и минимизировать выявление налоговиками ошибок в учете можно в ходе ликвидации ООО самостоятельно провести аудит, который может быть как внешним, так и внутренним. Первый проводится независимыми аудиторами со стороны, второй – силами самого предприятия.

Собственная проверка при ликвидации ООО поможет заблаговременно выявить имеющиеся недочеты или непогашенные долги и быстренько все исправить, чтобы сдать «красивый» промежуточный баланс.

Хорошим подспорьем станет и факт своевременной и в полном объеме сдачи налоговой отчетности при камеральных проверках. Если эти проверки завершались без вопросов со стороны налоговиков, то вполне вероятно они не будут посещать ООО при его ликвидации.

Читайте также:  Средняя заработная плата в Англии

Основные законодательные и нормативные документы

Проверка отчетности — это в первую очередь проверка досто­верности и соответствия составленных форм отчетности аудируе­мого лица, приложений к ним и пояснительной записки, а также всех необходимых расчетов, деклараций, справок и т.д. законо­дательным и нормативным документам. Согласно Закону «Об ауди­торской деятельности» в России основная цель аудита состоит в подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) от­четности, а также в проверке соответствия ее состава и формы действующему законодательству.

Однако если понятие «бухгалтерская отчетность» раскрыто в За­коне «О бухгалтерском учете», то понятия «финансовая отчет­ность» законодатель не определил. В этой связи вопрос о том, какие виды отчетности подлежат обязательной аудиторской про­верке в качестве финансовой, окончательно не закрыт. На рис. 18.1 приведена одна из возможных классификаций видов отчетности.

В каких случаях обязателен аудит

Проводить аудиторскую процедуру обязаны следующие субъекты:

  • акционерные общества, данные о которых законодательно являются открытыми;
  • Национальный банк;
  • банки, банковские группы, банковские холдинги;
  • биржи;
  • страховые организации и страховые брокеры;
  • резиденты Парка высоких технологий;
  • организации, осуществляющие гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие организации инвестиционных фондов;
  • специальные финансовые организации;
  • другие компании, выручка которых за предыдущий год составляет более 500 000 базовых величин (на 31 декабря предыдущего отчетного года).

Законодательство в сфере финансового анализа при банкротстве

Процедура банкротства имеет четкий алгоритм действий согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несколько статей данного закона конкретно регламентируют именно процедуру финансового анализа при банкротстве. В законе указано:

  • когда проводится финансовый анализ при банкротстве;
  • кем он проводится;
  • на основании какой документации он проводится;
  • какие выводы по финансовому анализу при банкротстве должны быть представлены.

В делах о банкротстве предприятий используются нормативные документы, регулирующие принципы и условия проведения финансового анализа арбитражными управляющими и осуществление их функциональных полномочий:

  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

В соответствии с постановлением №367, финансовый анализ проводится на основании бухгалтерской отчетности организации. Поэтому все показатели деятельности организации делятся на 4 группы.

1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.

2. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника:

  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • коэффициент текущей ликвидности;
  • показатель обеспеченности обязательств должника его активами;
  • степень платежеспособности по текущим обязательствам.

3. Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника:

  • коэффициент автономии (финансовой независимости);
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);
  • доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;
  • показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

4. Коэффициенты, характеризующие деловую активность должника

  • рентабельность активов;
  • норма чистой прибыли.

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника формируют основную группу коэффициентов финансового состояния в рассчитываемом процессе анализа.

Данные коэффициенты целесообразно анализировать в поквартальной динамике, не менее чем за 2 года. Полученные результаты дают более четкую картину для понимания того, что происходило с предприятием в последнее время. Согласно подпункту 6 Постановления №367 для анализа финансового состояния должника рекомендуется определить причины утраты платежеспособности компании и сделать выводы о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности предприятия.

Для расчета данных показателей можно применить Распоряжение ФУДН при Госкомимуществе от 12.08.1994 №31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».

Может ли аудитор проводить финансовый анализ предприятия?

В статье 70 закона о банкротстве отмечено, что если организация подлежит обязательному аудиту, то необходимо привлечение аудиторов для подтверждения отчетности, которая будет служить и конкурсным управляющим в том числе. Раньше аудиторов часто привлекали для проведения финансового анализа. В Федеральном законе об аудиторской деятельности, который вступил в силу в 2015 г., есть перечень аудиторских услуг, которые имеет право осуществлять аудиторская организация. Проводить финансовый анализ аудиторские фирмы не имеют права. Но и до выхода закона об аудиторской деятельности было много постановлений в разных регионах РФ, указывающих, что аудиторская фирма может привлекаться арбитражным управляющим для финансового анализа, но подписывать финансовый анализ должен только арбитражный управляющий. Хотя есть решения арбитражных судов, что возможно участие аудитора в финансовом анализе, причем его может подписывать и аудиторская фирма, и конкурсный управляющий. Но внесение поправок в закон об аудиторской деятельности четко говорит, что с 2015 года аудиторские фирмы не имеют права проводить классический финансовый анализ при банкротстве.

Важно! Одним из главных шагов в проведении аудита является планирование. Именно на этом этапе определяется как именно будет проводиться проверка. От этого этапа будут зависеть все последующие этапы, а если при планировании будет допущена ошибка, то аудит нужно будет проводить вновь.

На данном этапе происходит определение стратегии проверки, создание программы аудита, а также оценка объемов проверки. Аудиторами составляется план, согласно которого будет выстаиваться общая программа. Данный этап включает в себя большое число процедур, которые необходимы для проведения эффективной проверки. На основании подготовленной информации можно будет выделить ошибки и приступить к основным действиям.

Неизбежна ли налоговая проверка во время ликвидации?

Проведение выездных проверок регламентировано статьей 89 Налогового кодекса РФ , при этом – особенности ревизий именно ликвидирующихся предприятий детально прописаны в пункте 11. Так, выездная проверка ООО, находящегося в стадии ликвидации – это право, а не обязанность налоговиков, то есть – проверяются только единичные предприятия, на которых пала тень сомнения в их добропорядочности.

Проверка не зависит от предмета и времени проведения предыдущей ревизии, при этом – контроль проводится только в пределах трех предыдущих лет, а значит – налоговые инспекторы не имеют права исследовать предшествующие года ведения хозяйственной деятельности.

Таким образом, уведомление о старте процедуры ликвидации ООО, направленное в налоговую инспекцию, не обязывает этот контролирующий орган в одночасье инициировать проверку с выездом по месту нахождения предприятия. Назначается она исключительно по усмотрению налоговиков и должна соответствовать общим требованиям проведения такого контрольного мероприятия.

При этом, налоговое законодательство прямо указывает на то, что при назначении выездной проверки ликвидируемого предприятия не обязательно соблюдать требование ст. 89 НК РФ, которым, по общему правилу, запрещается проводить две выездные ревизии на протяжении одного календарного года.

Деятельность по проверке отчётности может быть осуществлена аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Они обязательно должны состоять в аккредитованной СРО (саморегулируемой организации). Кроме того, существует ряд требований:

  • Индивидуальные аудиторы обязаны:
    • получить высшее экономическое или юридическое образование;
    • иметь стаж работы главным бухгалтером или помощником аудитора не менее трёх лет;
    • сдать экзамен и получить аттестат аудитора.
  • Требования к организациям:
    • коммерческая;
    • создана в любой форме, кроме ОАО;
    • имеет в штате минимум трёх аудиторов;
    • руководитель должен быть аудитором;
    • не менее 51% уставного капитала принадлежит аудиторам или другим подобным организациям.

Оформление результата

Результат анализа отчётности оформляется в виде официального документа, называемого аудиторским заключением.

Это документ, предназначенный для внутренних и внешних пользователей отчётности, содержащий выраженное в уставленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской информации во всех существенных отношениях, а также о соответствии порядка ведения учёта законодательству РФ.

Заключение бывает трёх видов:

  • Немодифицированное, также называемое положительным. Аудитор может выразить такое мнение, если отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении организации на отчётную дату.
  • Модифицированное. Оно подразделяется на два вида:
    • мнение с оговоркой. Аудитор составляет такой документ, если найденные недостатки являются существенными, но не оказывают всеобъемлющего влияния на достоверность отчётности;
    • отрицательное мнение составляется, если существенные ошибки влияют на правильность отчётности.
  • Отказ от выражения мнения. Возможен в случаях, когда специалист в связи с объёмом проверки не получил доказательств. Например, проверка касалась только одного участка учёта, или организация не предоставила некоторые документы на анализ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *