Почему выплаты по ОСАГО может не хватить на ремонт

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему выплаты по ОСАГО может не хватить на ремонт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Как работает ОСАГО по вопросу износа?

Речь идёт об износе. Существует Единая методика расчёта РСА возмещения по автогражданке. И эта методика предусматривает, что:

  • выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
  • износ не учитывается на работы и Услуги автосервиса.

Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.

Причины отказа в выплатах

В 2022 году Росгосстрах может отказать в осуществлении возмещения в следующих случаях (включая, но не ограничиваясь):

  • пропущен 5-дневный (при европротоколе) или 3-годичный срок обращения (при оформлении ДТП с участием полиции);
  • предоставлены заведомо подложные или поддельные документы;
  • у РГС вообще нет обязательства по осуществлению компенсации (например, если у виновника не застрахована гражданская ответственность или действует право на ПВУ, а потерпевший обратился не в свою компанию, а виновника);
  • обратилось не управомоченное лицо (то есть не потерпевший или не выгодоприобретатель);
  • наличие обстоятельств, указанных в п. 4.28. Положения ЦБ № 431-П, то есть ущерб имуществу или здоровью был причинен вследствие обстоятельств непреодолимой силы, умысла самого потерпевшего и др.

Перечень страховых случаев

Конечно, компании не спешат расставаться с деньгами, поэтому в договоре есть список ситуаций, за которые положены выплаты. Обязательное условие – определить виновника аварии. Перечислим страховые случаи:

  • Виновник покинул место происшествия.
  • Виновник сидел за рулем транспортного средства в наркотическом или алкогольном состоянии.
  • У виновника нет водительских прав или он не вписан в страховку.
  • У виновника оформлено «сезонное страхование», которое не действовало в период аварии.

Крайне важно выбрать компанию с хорошими опытами и богатой историей. Например, КАСКО может возместить ущерб даже виновнику ДТП, а вот ОСАГО только пострадавшему.

Отметим некоторые случаи, когда в денежной выплате будет справедливо отказано:

  1. Водитель обратился за компенсацией морального ущерба.
  2. Водитель в момент ДТП обучал кого-либо езде на автомобиле.
  3. Причина аварии – перевозка потенциально опасного груза.
  4. Водитель намеренно причинил вред автомобилю (уличные гонки).
  5. Автомобиль поврежден в результате действия стихии (град, ураган и т.д.).

Как выплачивается по законодательству

В отношении страховых выплат по договору ОСАГО действует Федеральный закон № 40-ФЗ от 25.04.2002, отредактированный 04.11.2014 года.

В этом законе норматив определяет не только, кто имеет право на страховку, а также сроки погашения такого типа выплат, кто должен осуществлять выплаты, страховщик виновника или пострадавшего, а также какова максимальная выплата при ДТП по ОСАГО на 2016 год.

Прежде следует разобраться, что собой представляет ОСАГО. Такой вид страхования возмещает в первую очередь нарушенную ответственность автомобилиста при движении на дороге.

Автомобиль, маршрутное такси, автобусы и другой вид транспорта на дорогах – это всегда средства передвижения повышенной опасности. Последствия их столкновений требуют компенсаций.

Вот поэтому результаты безответственного действия во время езды на машине требуется возместить, на что и идет выплаченная страховка.

Когда виновник аварии не установлен, страховщик обанкротился или у него отозвали лицензию, а у виновника нет полиса ОСАГО – в этих случаях страховые компенсации по закону должны производиться потерпевшему Российским Союзом Автостраховщиков (РСА).

Поэтому по закону каждый водитель обязан иметь при себе полис ОСАГО во время вождения автомобиля. Если же нет такого полиса, то должна быть, хотя бы «Зеленая карта», но она действует в отношении иностранных машин, которые зарегистрированы в другой стране и временно находятся на территории Российской Федерации.

Читайте также:  Налог на имущество организаций в 2020 году

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Какие выплаты положены по ОСАГО за смерть в результате автомобильной аварии.

В настоящий момент все водители обязаны иметь страховку (страховой полис ОСАГО). Данный вид страхования предусматривает выплату компенсации за ДТП со смертельным исходом. Эта выплата установлена Федеральным законом № 40 от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО) и состоит из двух частей:

  • Сама компенсация за смерть – 475 000 рублей
  • Компенсация расходов, понесенных на похороны – 25 000 рублей

В какую страховую компанию обращаться и подавать документы при смертельном ДТП

По общему правилу, установленному законом Вы должны обращаться в страховую компанию виновника ДТП. Узнать в какой страховой компании застрахован водитель Вы можете у следователя, занимающегося Вашим делом или у судьи (если дело уже в суде).

После того как страховая компания известна, необходимо записаться на прием в отдел урегулирования убытков нужной Вам страховой компании. В назначенный день Вы должны привезти с собой все документы и написать заявление о наступлении страхового случая. Заявление можно писать в свободной форме, но в основном у страховых компаний имеются готовые бланки, который просто нужно заполнить на месте, приложив к нему документы. Помните, что заявление у Вас обязаны принять любое и в любом случае, не слушайте сотрудников страховых компаний, которые ищут миллион причин чтобы его у Вас не принять. Пишите заявление и настаивайте на том, чтобы его приняли т.к. обязаны это сделать и если они считают, что каких-то документов не хватает или есть другие проблемы, то пусть отказывают в письменной форме.

Что еще можно взыскать со страховой компании кроме суммы страховки

Помните, что в споре со страховой Вы являетесь потребителем услуг страховщика. Это означает что Вы – потребитель, и Ваши интересы защищает закон «о защите прав потребителя», который предусматривает достаточно большое количество штрафов и компенсацией. Помимо непосредственно выплаты самой суммы страховой компенсации за смерть в ДТП в размере 475 000 рублей, вы можете получить:

  • штраф за неисполнение обязательств перед потребителем в размере 50% от суммы требования (в случае смерти в ДТП это 475 000 / 2 = 237 500 рублей)
  • неустойку (размер составляет 1% от недоплаченной суммы страхового возмещения за каждый день просрочки), ее сумма иногда бывает очень внушительной
  • компенсацию морального вреда (можете рассчитывать на 20 – 30 тысяч, больше наши суды не присуждают)
  • компенсацию судебных расходов (расходы на отправку почтовой корреспонденции, услуги адвоката и т.д.)
Читайте также:  Взять в аренду государственную и муниципальную землю

КАСКО, в отличие от ОСАГО, не является аббревиатурой. К нам это слово пришло из Европы (“каско” в немецком языке «автомобиль», в испанском – «череп», в итальянском – «щит, шлем»).

Банки, которые в последние десять лет активно выдают займы на приобретение автомобилей, начали массово внедрять КАСКО в России. В отличие от ОСАГО, КАСКО – добровольное страхование транспортных средств владельцами либо лицами, получившими в банке заем на приобретение ТС. Последовательность шагов при ДТП по КАСКО схожа с действиями по ОСАГО.

При ДТП необходимо:

  1. Заполнить извещение по ДТП. От ваших действий на месте ДТП и правильного оформления документов зависят выплаты по страховому случаю после ДТП.
  2. Вызвать полицию.
  3. Место происшествия и транспортные средства, которые участвовали в происшествии, сфотографировать или снять на видео.
  4. Автомобили и другие элементы события до приезда полиции передвигать запрещается.
  5. Записать контактные данные других участников события, свидетелей, номерные знаки транспортных средств.
  6. Узнать номер полиса и страховщика по ОСАГО у виновника ДТП.
  7. Сообщить о ДТП и получить консультацию, позвонив по горячему телефону страховой компании. Срок оповещения страховщика может быть ограничен договором даже 72 часами. Для того, чтобы получить страховое возмещения при ДТП, оповестите страховщика о происшествии в установленный срок.
  8. Правильно донести инспектору ГИБДД информацию о произошедшем.
  9. Получить схему ДТП, копию протокола и постановление об административном нарушении, объяснения участников ДТП, показания свидетелей на месте ДТП.

Что делать, если выплаты не хватает

Не секрет, что на практике страховщики занижают сумму выплаты, с целью сокращения расходов. Необходимо знать, что согласно закону каждый пострадавший имеет право на получение полной выплаты, в рамках лимита.

Что делать, если выплаты не хватает для проведения ремонта:

Обратиться к независимому эксперту Первым делом необходимо самостоятельно обратиться к независимому эксперту, который осмотрит автомобиль и укажет реальную сумму причиненного ущерба. Помимо официального заключения необходимо взять чек, подтверждающий оплату услуг.
Взять справку с банка Поскольку страховщики перечисляют средства на карту пострадавшего, предстоит обратиться в банк и взять выписку. В документе должна быть отражена:

· дата выплаты;· сумма;

· организация, которая перечислила средства.

На практике банки выдают выписку совершенно бесплатно, сразу в день обращения.

Составить досудебную претензию Составить претензию вы можете самостоятельно или обратиться за помощью к эксперту на нашем портале.
Дождаться ответа В течение 5 рабочих дней страховая компания должна предоставить официальный ответ или произвести выплату.

На практике страховые компании неохотно выплачивают деньги по требованию клиента. Такое встречается только в крупных компаниях, которые дорожат не только своей репутацией, но и каждым клиентом.

Если страховая компания отказывает в выплатах по ОСАГО

Согласно ФЗ-№40, если выплаты от СК будут просрочены, то пеня составит 1% от размера компенсации за каждый день. Если будет задерживаться решение об отказе от выплаты, то за каждый день начисляется пеня в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

В том случае, если СК по необоснованным причинам приняла решение уменьшить сумму страхового возмещения, то по отношению к ней будут применены санкции в виде штрафа, составляющего 50% от всей суммы компенсации.

Обратите внимание! В соответствие с п. 3 ст. 14.1 закона «Об ОСАГО», потерпевший вправе обратиться за возмещением по здоровью не только к своей страховой компании, но и к СК виновника.

Итак, выплаты по ОСАГО – большая помощь пострадавшим в ДТП, однако компенсация в любом случае будет меньше, чем нанесённый урон. А если посчитать ещё моральный ущерб, то это, конечно, мизерное возмещение. Так что совет один: делать всё, чтобы избежать аварии на дороге.

Если был утрачен заработок или доход потерпевшего

Закон об ОСАГО (ФЗ № 40) предусматривает возмещение физически пострадавшему в ДТП утраченного заработка или его дохода, если эта утрата прямо связана с происшествием (ст. 12, п. 4-5).

Причем это может быть не фактический заработок (например, зарплата), а и возможный, если это подтверждено документально (например, сорвавшаяся по причине травмы сделка).

Для подобной выплаты нужны следующие условия:

  • Утраченный доход или заработок должен превышать изначально рассчитанные СК выплаты;
  • Имеются доказательства того, что пострадавший нуждается в утраченном заработке или доходе;
  • Имеются документы подтверждающие утраченный заработок (доход).
Читайте также:  Амнистия по уголовным делам в 2023 году

Совокупная сумма всех возмещений, включая данное не должна превышать 500 тыс. руб.

Если заработная плата потерпевшего за период нетрудоспособности превышает сумму страхового возмещения, то страховая компания выплатит пострадавшему разницу между этими величинами.

Например, заработная плата лица, получившего травмы в результате ДТП, — 35 тыс. руб., а ущерб здоровью — 15 тыс. руб. Тогда страховщик выплатит потерпевшему 20 тыс. руб.

Кто платит комиссару при ДТП в 2023 году?

Аварийный комиссар – специалист, который, выезжает к месту происшествия и оказывает помощь в оформлении необходимых документов. Эксперт может быть штатным сотрудником СК или независимым предпринимателем.

Содействие комиссара заключается в следующем:

  • Оказание психологической поддержки участникам ДТП.
  • Вызов Госавтоинспекции, скорой помощи, эвакуатора и т.д.
  • Проведение фото- и видеосъемки места происшествия.
  • Помощь в принятии решения: что лучше – оформить европротокол или вызвать ГИБДД.
  • Консультационные услуги по вариантам взаимодействия с другими участниками аварии, инспекторами ГИБДД.
  • Проведение опроса очевидцев.
  • Оказание профессиональной поддержки в случае судебного разбирательства.

Конструктивная гибель автомобиля по КАСКО

В сфере страхования применяется термин «тотальная гибель автомобиля», который характеризует все транспортные средства, признанные негодными для дальнейшей их эксплуатации. Им стремятся воспользоваться не добропорядочные страховщики для реализации корыстных целей.

Чтобы не оказаться в непредвиденных ситуациях страхователю нужно быть более внимательным при обращении в страховую компанию для заключения договора КАСКО.

Многие автовладельцы уверены в том, что заключение договора КАСКО со страховой компанией гарантирует им покрытие ущерба причиненного автотранспорту, если наступит страховой случай вопреки его конструктивной гибели.

Но как показывает практика, страховая компания в таких случаях старается не компенсировать причиненный ущерб, отказывая страхователю в осуществлении выплаты ссылаясь на правило КАСКО и договор.

Понятие «конструктивная гибель» в нормативах законодательных актов РФ не предусмотрено.

Сообразно лексике используемой в нормативно-правовых актах выражение «конструктивная гибель» означает «экономическая целесообразность производства ремонта». Но сущность этих понятий не одинакова.

Отсутствие в нормах гражданского законодательства положения об осуществлении выплаты страхового возмещения в случае «полной гибели» автотранспорта за вычетом суммы амортизационного износа и его остаточной стоимости, то включение его в договор страхования по КАСКО или в правила расценивается как противоречащее федеративному закону действие.

Всякая страхования компания, заключая договор страхования по КАСКО стремиться включить в него условие по полной фактической гибели автомобиля, зачастую называемой «конструктивная гибель».

Его смысл заключается в том, что ремонт автотранспорта экономически нецелесообразен из-за полученных им повреждений.

В правилах по страхованию отмечено, что: «понесенные автомобилем повреждения настолько велики, что стоимость производства ремонтно-восстановительных работ равна либо колеблется в пределах 65-75 % от его общей стоимости на момент времени, когда заключался договор».

Вопрос о признании абсолютной конструктивной гибели автотранспорта зачастую становиться непреодолимым препятствием, вызывающим серьезные затруднения в процедуре урегулирования конфликтных ситуаций между страховой компанией и его клиентом.

Конструктивная гибель автомобиля. Что это?

Под тотальной гибелью авто в страховании КАСКО принято понимать случаи, когда ущерб автомобилю является настолько большим, что страховой компании становится выгоднее выплатить всю страховую сумму за машину, чем ремонтировать ее. Такие случаи называют еще конструктивной гибелью транспортного средства.

Риск тотальной гибели автомобиля по КАСКО, как правило, входит в стандартный полис добровольного страхования. В некоторых СК можно застраховать свою машину только по риску тотальная гибель авто, либо тотал+угон.

Полная гибель автомобиля по КАСКО признается после оценки ущерба страховым экспертом, когда сумма восстановления ущерба превышает определенный пороговый процент от суммы страхования (или полной стоимости машины).

Этот процент при тотале по КАСКО не фиксирован, то есть каждая страховая компания вправе устанавливать его сама. Его величина должна быть обязательно прописана в договоре страхования. Например, процент при тотальной гибели авто в РЕСО-Гарантии равняется 80%. Тотал по КАСКО в Росгосстрахе установлен на уровне 65%.

В целом, у большинства страховщиков этот процент будет варьироваться в этих пределах: от 65% до 80%.

Рассмотрим пример признания тотальной гибели автомобиля по КАСКО при восьмидесяти процентном пороге. Например, водитель застраховал свою машину на сумму в 500 000 рублей. После того, как он попадает в серьезную аварию, если эксперт установит сумму на восстановление машины больше, чем 400 000 рублей, то признается тотал по КАСКО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *