Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтранс уточнил нормы расхода топлива для списания ГСМ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Расчет для грузовиков
Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:
Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
- S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
- Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,
где:
- Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
- Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
- Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
- W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
- D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Поправочные коэффициенты к норме расхода топлива
В зависимости от условий эксплуатации к базовым нормам расхода топлива могут применяться определённые коэффициенты:
Норма расхода может повысится:
Условие | Коэффициент % |
---|---|
Работа в зимнее время года | до 5-20 |
Работа в горной местности | до 5-20 |
Работа за городом на дорогах со сложным планом | до 30 |
Работа в городской среде | до 5-35 |
Работа с частыми остановками | до 10 |
Работа на пониженной скорости движения | до 15-35 |
Обкатка новых автомобилей или после кап.ремонта | до 10 |
Перегон автомоблия своим ходом | до 10-20 |
Для автомобилей с возрастом более 5 лет или с пробегом более 100 т.км | до 5-10 |
Для грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов | до 10 |
При работе в качестве технологического транспорта | до 20 |
При работе специальных автомобилей (патнульная, пожарная, скорая, автовышка и т.д.) | до 20 |
При работе в карьерах | до 20-40 |
При работе в чрезвычайных климатических или тяжелых дорожных условиях | до 35-50 |
При учебной езде | до 20-40 |
При использовании концидионера или климат-контроля | до 7 |
Пример расчета ГСМ – Нормативное регулирование
Зимний коэффициент расхода топлива в 2023 году. Коэффициенты на расход топлива. Поправочный коэффициент к норме расхода топлива/ Hs транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;. Норма смазочного материала на автотранспорте учитывается, исходя из расчета удельной нормы расхода масел, смазок, их потребность должна быть обоснована документально. |
Как расчитать расход ГСМ Нормативное регулирование
Образец приказа об установлении норм расхода топлива на 2023 год в 2023 году Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику. В 2023 году распоряжением НА-50-р Минтранс ввел поправки по обновлению нормы расхода, по которым списываются затраты на ГСМ для легковых автомобилей. |
Приказ минтранса по нормам расхода топлива 2023 / Юридическая помощь Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем бензине, газе, солярке для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж. Когда организация применяет машины, которые не были отнесены к перечню в нормативном акте, изданном Минтрансом РФ, она оставляет за собой право на расчет номинального показателя вручную. |
Ответы на распространенные вопросы про правила учета ГСМ
Вопрос №1: Как произвести списание бензина по факту его расходования, если невозможно понять, сколько горючего осталось в баке заправленного автомобиля?
Ответ: Как правило, для этих целей фактический расход топлива определяется как количество километров по спидометру, умноженное на принятый в компании норматив.
Вопрос №2: Компания применяет нормативы расхода топлива, установленные Министерством транспорта для целей налогового учета. Можно ли применять аналогичные нормативы в бухгалтерском учете?
Ответ: Да. Одно и то же значение лимита (по нормам Минтранса или самостоятельно разработанным нормам) может быть использовано при расчете израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ | Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ | Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ | Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Формула списания по Минтрансу
В распоряжении АМ-23-р Минтранс приводит не только величину норм и пределы возможных их корректировок, но и формулы списания ГСМ по норме, давая 6 их вариантов в зависимости от того, для автотранспорта какого вида они будут использоваться:
- легковых авто;
- автобусов;
- грузовых бортовых авто, тягачей и фургонов;
- самосвалов;
- специализированных авто — для них указаны 2 формулы: для выполняющих работу во время стоянки и для делающих ее в процессе движения.
Каждая из формул учитывает специфику работы транспорта соответствующего вида, вследствие чего формула:
- для легкового авто оказывается самой простой, в которой взятая из справочника норма делится на 100, умножается на фактический пробег и на поправочный коэффициент;
- для автобуса содержит дополнительное слагаемое, отражающее расход топлива на использование отопителя с учетом времени его работы;
- для грузовых авто (кроме самосвалов и специализированных) использует 3 значения нормы (на пробег самого автомобиля, на массу прицепа/полуприцепа и на транспортную работу), применяемых каждый к своему показателю, и сумма этих произведений затем делится на 100 и умножается на поправочный коэффициент;
- для самосвалов также задействует 3 значения нормы (на транспортную работу самого самосвала, на массу его прицепа/полуприцепа и на каждую ездку с грузом), но деление на 100 и поправочный коэффициент применяются к сумме произведений, полученных от первых 2 видов норм, а расчет от 3-го является дополнительным к этой сумме слагаемым;
- для специализированных авто, выполняющих работу во время стоянки, содержит корректируемую на поправочный коэффициент сумму расчетов, сделанных от нормы на пробег, деленной на 100 (можно дополнить его расчетом от нормы по перевозке груза), и от норматива на работу спецоборудования;
- для специализированных авто, делающих работу во время движения, тоже формируется как корректируемая на поправочный коэффициент сумма расчетов, но здесь она вся будет делиться на 100 и составится из умноженных на соответствующие им показатели нормы на пробег и нормы на пробег при выполнении работы.
Таким образом, расчет, который выполняется по нормам Минтранса, не так уж и прост. И хотя примеры подобных вычислений приведены в документе этого ведомства, устанавливающем нормативы, лучше систематизировать все данные, относящиеся к имеющемуся в наличии автотранспорту, постаравшись свести к минимуму возможность возникновения ошибок в расчетах.
Алгоритм действий бухгалтера
Аналогично прочим производственным запасам предприятия, горючее и различные виды смазки учитываются в бухучёте, исходя из их фактической стоимости. Расходы являются элементом раздела II ПБУ 5/01. Принять топливо в состав учёта можно на основании двух типов бумаг, которые прилагаются к авансовому отчёту:
- Чеки автозаправочной станции (если топливо приобретается на маршруте за «наличку»).
- Топливные талоны (при покупке по безналичному расчёту согласно договору между предприятием и фирмой-поставщиком).
Кроме того, водители могут покупать бензин или дизтопливо в пути, используя выданную на предприятии топливную карту. При использовании такого способа учёт ведётся по факту получения предприятием отчёта о количестве залитого в бак топлива от эмитента карты. Для списания используются два метода (раздел III ПБУ 5/01):
- средняя себестоимость;
- ФИФО (себестоимость ранее приобретённого количества запасов).
Третий метод, указанный в ПБУ (отдельный расчёт себестоимости всех единиц ТМЦ) в учёте ГСМ не применяется. Наиболее часто бухгалтерами используется первый метод. В этом случае стоимость остатка суммируется со стоимостью поступления, а затем делится на общий остаток на день оформления учёта ( в килограммах или литрах).
Автотранспорт — правила, нормы, положения
Зимний расход топлива.
1. Зимний расход топлива – это расход топлива автомобиля на его работу в зимнее время. Определяется базовой нормой расхода топлива и добавкой к этой базовой норме определенного процента в зависимости от климатической зоны в разрезе субъектов Российской Федерации по федеральным округам. Нормативные значения базовой нормы расхода топлива для всех типов автомобилей и предельные величины зимних надбавок приводятся в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (редакция от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.»
2. Предельные значения зимних надбавок приведены в таблице.
N пп | Регионы России (по федеральным округам) | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок не более, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Центральный | |||
1 | Москва | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
2 | Белгородская обл. | 4.0 15.XI…15.III | 7 |
3 | Брянская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
4 | Владимирская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
5 | Воронежская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
6 | Ивановская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
7 | Калужская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
8 | Костромская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
9 | Курская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
10 | Липецкая обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
11 | Московская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
12 | Орловская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
13 | Рязанская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
14 | Смоленская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
15 | Тамбовская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
16 | Тверская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
17 | Тульская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
18 | Ярославская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
II. Северо-Западный | |||
19 | Санкт-Петербург | 5.0 01.XI..31.III1 | 10 |
20 | Республика Карелия | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
21 | Республика Коми | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
г. Воркута с прилегающим административным районом | 6.5 15.XI…30.IV | ||
22 | Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
23 | Вологодская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
24 | Калининградская обл. | 4.0 15.XI…15.III | 7 |
25 | Ленинградская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
26 | Мурманская обл. | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
27 | Новгородская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
28 | Псковская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
29 | Ненецкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV | 18 |
III. Северо — Кавказский | |||
30 | Ставропольский край | 3.5 01.XII..15.III | 5 |
31 | Республика Дагестан | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
32 | Республика Ингушетия | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
33 | Чеченская Республика | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
34 | Кабардино-Балкарская Республика | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
35 | Карачаево-Черкесская Республика | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
36 | Республика Северная Осетия — Алания | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
IV. Южный | |||
37 | Ростовская обл. | 4.0 15.XI..15.III | 7 |
38 | Республика Адыгея | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
39 | Астраханская обл. | 5.0 15.X…15.III | 10 |
40 | Волгоградская обл. | 5.0 15.X…15.III | 10 |
41 | Республика Калмыкия | 5.0 15.X…15.III | 10 |
42 | Краснодарский край | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
43 | Республика Крым | 4.0 01.XI..01.III | 5 |
V. Приволжский | |||
44 | Республика Башкортостан | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
45 | Республика Марий Эл | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
46 | Республика Мордовия | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
47 | Республика Татарстан | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
48 | Удмуртская Республика | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
49 | Чувашская Республика | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
50 | Кировская обл. | 5.5 15.X…31.III | 12 |
51 | Нижегородская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
52 | Оренбургская обл. | 6.0 15.X…15.IV | 15 |
53 | Пензенская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
54 | Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
55 | Самарская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
56 | Саратовская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
57 | Ульяновская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
58 | Коми-Пермяцкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV | 18 |
VI. Уральский | |||
59 | Курганская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
60 | Свердловская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
61 | Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
62 | Челябинская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
63 | Ханты-Мансийский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
64 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
VI1. Сибирский | |||
65 | Республика Алтай | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
66 | Республика Бурятия | 6.0 01.ХI…З0.V | 18 |
67 | Республика Тува | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
68 | Республика Хакасия | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
69 | Алтайский край | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
70 | Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
71 | Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
72 | Кемеровская обл. | 6.0 01.ХI…30.IV | 15 |
73 | Новосибирская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
74 | Омская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
75 | Томская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
76 | Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
77 | Таймырский автономный округ | 7.0 15.X…15.V | 18 |
78 | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
79 | Эвенкийский автономный округ | 7.0 15.X….15.V | 18 |
80 | Агинский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
VIII. Дальневосточный | |||
81 | Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) | 7.0 15.X…15.V | 20 |
82 | Приморский край | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
83 | Хабаровский край | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
Охотский район | 6.5 15.X…30.IV | 18 | |
84 | Амурская обл. | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
85 | Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
86 | Магаданская обл. | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
87 | Сахалинская обл.- южная часть | 5.0 15.XI…15.IV | 12 |
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50 сев. широты) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 | |
88 | Еврейская автономная обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
89 | Корякский автономный округ | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
90 | Чукотский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 20 |
91 | Острова Северного Ледовитого океана и морей | 7.0 01.XI…31.V | 20 |
3. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р).
В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5 °C, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.
Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.
Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2021 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.
Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?
Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ | Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ | Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ | Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.
Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.
Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?
Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.
Можно ли разработать индивидуальные нормативы
Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.
Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.
Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.
Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.
Нормативные значения утвердите локальным приказом.
Где найти нормы расхода топлива
Рекомендуемые нормы расхода в зависимости от марки автомобиля можно найти в Методических рекомендациях, закрепленных распоряжением Минтранспорта РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Последние изменения в них были внесены в 2018 году.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рекомендуемыми указанные нормы стали лишь с 2013 года. До этого долгое время финансисты и налоговики настаивали на том, что затраты на ГСМ можно принимать в налоговом учете только в определенных Минстранспортом пределах.
Рекомендации утверждают нормы списания топлива и масел для различных видов автотранспортных средств: легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тягачей и другой специализированной техники, в работе которой используются горюче-смазочные материалы.
Помимо основных норм документ устанавливает возможности применения зимних надбавок к основному расходу, а также надбавок, связанных с условиями эксплуатации транспортных средств.
Однако довольно часто случается, что нормы списания для отдельной модели не отражены в распоряжении Минтранспорта или производитель указывает их несколько иными, а может быть компания просто не согласна с ними. Что же делать в этом случае, как учесть расходы на ГСМ и откуда взять нормы?