Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности налоговой системы Франции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Доходы физических лиц, и граждан и нерезидентов, подлежат обложению подоходным налогом (Impôt sur le revenu, IRPP) по прогрессивной шкале, причем максимальная ставка достигает планки в 45 % для тех, кто заработает в 2019 году 156 244 евро и более. Применение ставок происходит по следующей схеме.
Налогообложение физических лиц
Диапазон, евро в год | Процент | Подоходный налог во Франции (формула и годовая сумма в евро) |
---|---|---|
до 9 964 | необлагаемый минимум | |
от 9 964,01 до 27 519 | 14 | (27519–9964) * 14 % = 2457,70 |
от 27519,01 до 73 779 | 30 | (73779–27519)*30 %+2457,70 = 16 335,70 |
от 73 779,01 до 156 244 | 41 | (156244–73779)*41 %+16335,70 = 50146,35 |
свыше 156 244,01 | 45 | Сумма превышения * 45 % + 50 146,35 |
Какой налог во Франции платят владельцы недвижимости
Имущественный налог в современном виде введен в Республике относительно недавно – в 2019 году. В соответствии с разработанной системой, платить по ставке от 0 до 1,5 % будут владельцы объектов недвижимости, стоимость которых превышает 1,3 миллиона евро. Под понятие недвижимого имущества попадают такие строения, как квартиры, частные дома, гаражные и хозяйственные блоки, недостроенные здания и земельные участки без строений. Прогрессивная ставка предусматривает максимальный налог для владельцев собственности стоимостью свыше 10 млн евро – в этом случае выплата по декларации составит 1,5 %.
В случае продажи жилья владельцу также придется заплатить государству налог от стоимости сделки. Законодательно данное событие приравнивается к приросту основного капитала. Операции с недвижимостью облагаются налоговой ставкой от 2 до 8 % от полученной суммы за продажу жилья.
Ставка налога на недвижимость определяется местными властями. При этом основной базой налогообложения является кадастровая стоимость жилья.
Если недвижимость стала собственностью по факту наследования, то перед тем, как вступить в права владения объектом, будущему собственнику придется уплатить специальный налог на наследство. Он обязателен для всех граждан и резидентов, проживающих в стране на протяжении срока более 6 лет. Налог необходимо оплатить даже в том случае, если наследуемая собственность находится за пределами Республики. Если наследство получил иностранный гражданин, не имеющий статуса налогового резидента, то уплате налога подлежат только те наследуемые объекты, которые находятся на территории Франции.
Ставка налога на наследство прогрессивная и зависит от того, какие родственные связи были между наследником и наследодателем. Так, если имущество наследует супруг, то налог платить не придется. Детям надо будет уплатить в казну от 5 до 45 %. Если наследник получает недвижимость от человека, который не приходится ему родственником, то ставка повышается до 60 %.
Ставка подоходного налога во Франции по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Эммануэль Макрон | 14.05.2017 — | 50.2000 | 50.2000 | 50.2000 | 50.2000 | 0.00% |
Франсуа Олланд | 15.05.2012 — 14.05.2017 | 50.3000 | 50.2000 | 50.3000 | 50.2000 | -0.20% |
Николя Саркози | 16.05.2007 — 15.05.2012 | 45.4000 | 46.6000 | 46.6000 | 45.4000 | 2.64% |
Жак Ширак | 17.05.1995 — 16.05.2007 | 59.1000 | 45.4000 | 59.6000 | 45.4000 | -23.18% |
Особенности французских налогов
- Несмотря на схожесть законов во многих странах ЕС, налоговая система Франции существенно отличается от иных западноевропейских государств. Французский бюджет по большей части состоит именно из налогов.
- Во Французской Республике социальный налог составляет почти половину от поступающих в бюджет налогов. К примеру: в государствах ЕС социальный налог составляет 1/3 от всех.
- За последние 30 лет во Франции наблюдается сильная децентрализация налоговых поступлений. У муниципальной администрации с каждым годом появляется все больше возможностей для распределения средств, полученных с налогов на их территории.
- Косвенные, или потребительские пошлины по сумме доходов в бюджет намного больше прямых налогов. Именно во Французской Республике был создан распространившийся по всему миру НДС.
- Приоритет ресурсов является основой французского бюджета. Сначала правительство утверждает доходную часть бюджета, а потом на нее собирают налоги и, проанализировав уже числящиеся в бюджете средства, распределяют доходы.
- Унификация во Франции проходит по требованиям Европейского союза. Сборы должны оплачивать все. Вместо отказа от налоговых льгот государство уменьшает ставки.
Платить или не платить?
Система налогообложения во Франции основана на добровольном составлении налоговых деклараций плательщиками. Несмотря на то, что многочисленные (более 200!) сборы — достаточно большое бремя для бюджета, к вопросу заполнения ежегодных налоговых деклараций французы подходят ответственно и щепетильно.
Налоги — один из главных источников пополнения государственной казны во Франции. Доля налоговых поступлений в бюджете страны составляет около 90%. По предварительным оценкам экспертов, в этом году сумма составит 992,7 миллиарда евро.
По данным франко-бельгийского Института экономики Молинари, французы ежегодно отдают в государственную казну в виде налоговых и социальных отчислений 57,3% годовой зарплаты.
Несмотря на то, что подача деклараций во Франции — дело добровольное, не платить налоги и спать спокойно в этой стране вряд ли получится. Несвоевременная уплата или уклонение от налогов жестко караются законом. Нарушения в декларациях, не превышающие 5% от подоходного налога, не могут быть расценены как преступление, но за них начисляется Пеня в размере 0,75% от неуплаченной суммы в месяц.
Фото: shutterstock
За несвоевременную подачу декларации придется заплатить дополнительные 10-80% от величины налоговой суммы. Злостное уклонение ведет к более серьезным наказаниям: аресту банковских счетов, недвижимости, тюремному заключению от 1 года до 5 лет и серьезным денежным штрафам (в дополнение к сумме долга).
Национальная дирекция налоговых расследований Франции и Дирекция национальной международной проверки регулярно проверяют досье налогоплательщиков. Данные рядовых офисных служащих инспектируют примерно раз в 8 лет, врачей — раз в 50 лет, нотариусов — раз в 28 лет, парикмахеров — раз в 40 лет, крупных многонациональных компаний — раз в 7 лет.
Во Франции налоговые центры имеют доступ к банковским базам данных и базам по земельному налогообложению, а также другой важной информации (о покупке недвижимости, автомобилей и т.д.), активно сотрудничают с полицией, таможней, неформальными источниками в лице соседей и других осведомителей. Таким образом, ни одна покупка, ни один крупный денежный перевод не пройдет мимо пристального взгляда налогового инспектора.
Ответственность за неуплату и уклонение от налогов
Общая сумма налоговых сборов на одного плательщика может достигать 75 % его годовых доходов, поэтому вопрос экономии и оптимизации обязательств стоит довольно остро. Для того чтобы его решение не выходило за рамки, дозволенные законом, французские власти организовали целую систему контроля.
В целях выявления недобросовестности или ошибок при уплате налогов могут анализировать данные, полученные от банков, таможни, полиции и нотариусов. Кроме того, налажена система применения косвенных методов определения реальных доходов по суммам зафиксированных расходов за отчетный период.
При обнаружении нарушений или неточностей могут применить:
- штраф: 0,75 % от суммы недоплаты обязательств за каждый месяц существования долга и 10–40 % от задекларированной суммы, если плательщик просрочил подачу декларации;
- арест собственности и средств на банковских счетах;
- лишение водительских прав на срок до 3 лет;
- тюремное заключение до 5 лет и штраф до 250 000 евро, когда обнаружены факты особо крупного сокрытия.
Налоговая система Германии
Налоговая система Германии является довольно сложной для восприятия иностранными пользователями. Это связано с большим количеством инструкций, каждая из которых действует на территории страны. Экономические эксперты связывают эту особенность немецкой системы с подходом властей Германии к вопросам налогообложения внутри страны. Они считают высокую налоговую нагрузку главным «гарантом» доходов государства
Налоговая система Германии – это «атлант» всей ее экономической системы, поэтому контролю над взиманием налогов уделяется пристальное внимание со стороны немецкого правительства
О контроле налогообложения в России читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды»
Зачастую даже местные жители не могут разобраться в разветвленной системе налогового законодательства. Поэтому им на помощь всегда готовы прийти частные специалисты – налоговые и финансовые консультанты, адвокаты, аудиторы.
Главный закон Германии, регулирующий налогообложение в стране, называется «Порядок взимания налогов». Немцы еще любят называть его налоговой «конституцией».
Немецкие налоги можно объединить в 3 группы:
- налоги на доходы: подоходный налог для физлиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
- имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
- налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.
Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная – 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц – до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета – около 80%.
Бюджет Германии является сводным и разделяется на 3 ступени:
- Государственный (центральный) бюджет – до 50% всех налоговых поступлений зачисляется именно в него.
- Бюджеты федеральных территорий (областей) – в них зачисляется около трети всех налоговых платежей.
- И, наконец, городские и сельские бюджеты – они получают около 10% от уплачиваемых налогов.
Минимальная зарплата во Франции
По сведениям французского правительства, официальная минимальная зарплата во Франции в 2023 году составляет 1 709,28 евро в месяц или 20 511,36 евро в год (при условии 12 выплат). В сравнении с прошлым годом ставка повышена на 106,18 евро в месяц (6%). В связи с тем, что инфляция во Франции по итогам года практически отсутствовала, покупательская способность местных работников немного увеличилась.
Примечание. Почасовая ставка минимальной оплаты труда во Франции в 2023 году равняется 11,27 евро в час. Рабочая неделя в стране длится 35 часов.
За последние 5 лет минимальная зарплата во Франции увеличилась на 210,78 евро – с 1 498,5 евро в 2018 году, до 1 709,28 евро в 2023.
Ставка подоходного налога во Франции по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Эммануэль Макрон | 14.05.2017 — | 50.2000 | 50.2000 | 50.2000 | 50.2000 | 0.00% |
Франсуа Олланд | 15.05.2012 — 14.05.2017 | 50.3000 | 50.2000 | 50.3000 | 50.2000 | -0.20% |
Николя Саркози | 16.05.2007 — 15.05.2012 | 45.4000 | 46.6000 | 46.6000 | 45.4000 | 2.64% |
Жак Ширак | 17.05.1995 — 16.05.2007 | 59.1000 | 45.4000 | 59.6000 | 45.4000 | -23.18% |
Востребованные профессии во Франции в 2023 году
Во Францию активно ждут высококвалифицированных инженеров, программистов и строителей. Есть вакансии по таким специальностям, как мясник, плотник, оператор машин и специалист в сфере туризма.
Чтобы остаться во Франции не только в качестве туриста, а полноценно переехать, нужно приложить немало усилий, а также иметь основания на преодоление всех формальностей с оформлением гражданства. По мере успеха в этом деле вы сможете получить следующие возможности:
- Ведение собственного дела и развитие уже готового бизнеса;
- Доступность обучения, наличие медицинской страховки, лояльность местных банков на выдачу кредитов на доступных условиях;
- Низкая стоимость средств передвижения;
- Доступность покупки и аренды недвижимости;
- Свободное передвижение по территории стран, входящих в Евросоюз.
Для обычных граждан Франции применяется прогрессивная шкала ставок налога на доходы, состоит она из 5 позиций:
Доход, EUR | Ставка, % |
До 9,964 | |
9,964 — 27,519 | 14 |
27,519 — 73,779 | 30 |
73,779 — 156,224 | 41 |
Выше 156,224 | 45 |
Ответственность за неуплату налогов
За нарушения при подаче декларации, несвоевременные перечисления в бюджет предусмотрены санкции:
- если в результате ошибки возникла задолженность не более 5% подоходного платежа, взимается штраф в размере 0,75% от суммы в месяц;
- за просроченное представление декларации назначают штраф в размере 10% от начисленной суммы за 1 месяц, 40% – если свыше 30 дней.
Для злостных неплательщиков предусмотрены наказания:
- лишение водительских прав до 3 лет;
- тюремное заключение на срок 1-5 лет, штраф 5-250 тыс. евро, полное возмещение долга с пени;
- арест банковского счета;
- арест собственности.
Особенности французской системы налогообложения
Основой системы налогового регулирования в стране считается Налоговый кодекс (), однако ежегодно налоговое законодательство Франции уточняется или дополняется исходя из складывающей ситуации и нужд государственного бюджета.
Столь частые корректировки, хоть и создают проблемы рядовым налогоплательщикам, все же позволяют соблюсти главный принцип: вся расходная часть госбюджета строится только на основе доходной и не может ее превышать. Такой подход позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся экономические условия.
Налоговая система во Франции имеет еще одну особенность. Прямые налоги приносят в казну только треть всех поступлений. Большая часть сборов поступает в казну за счет сбора косвенных фискальных платежей и акцизов, а также поступлений в фонды соцстрахования на разные случаи: пенсионное обеспечение, поддержка на период болезни или безработицы и прочие. Доходная часть бюджета страны на 90 % состоит из налоговых поступлений.