Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к рекламе, размещенной на автотранспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За незаконное или неправильное размещение рекламы автовладельцев наказывают рублем. Штрафы предусмотрены не только для физических, но и должностных и юридических лиц. Размеры штрафа указаны в статье 14.38 КоАП РФ.
Рекламные расходы и налог на прибыль
Наружная реклама – неотъемлемая часть полноценной рекламной кампании. При этом за последние несколько лет широкое распространение получила реклама на городском наземном транспорте. Ее преимущество заключается в том, что при низких затратах на изготовление и размещение она воздействует как на свою аудиторию (пользователей общественного транспорта), так и на водителей личного транспорта, их пассажиров и пешеходов. Рекламодатели все чаще обращаются к рекламе на транспорте, находя в ней доступное и эффективное средство не только для продвижения своих товаров, услуг, но и для создания имиджа конкурентоспособной компании.
К сведению! Информацию о том или ином объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает следующим условиям (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)):
распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами;
адресуется неопределенному кругу лиц;
направлена на привлечение внимания к объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Каковы же особенности признания расходов на рекламу, в том числе наружную, в целях налогообложения прибыли?
Затраты на рекламу реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом положениями п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что отдельные виды рекламных расходов можно признать при исчислении налога на прибыль только в пределах норматива.
Предельный размер расходов на рекламу, признаваемых при налогообложении прибыли |
|
не установлен |
составляет 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ |
Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети, при кино– и видеообслуживании |
Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний |
Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов |
Расходы на иные виды рекламы |
Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях |
|
Расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов |
|
Расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации |
|
Расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании |
Особенности размещения рекламы на транспорте определены ст. 20 ФЗ «О рекламе» – «Реклама на транспортных средствах и с их использованием». Как и в большинстве случаев, новый Федеральный закон расширил правовые принципы размещения рассматриваемого вида рекламы. Прежним осталось только положение об основании размещения такой рекламы. Им является договор, заключенный рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Законодатель четко определил транспортные средства, размещение рекламы на которых запрещено. К ним относятся транспортные средства:
1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
2) оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
4) предназначенные для перевозки опасных грузов. Такие транспортные средства окрашены в определенный цвет и имеют характерные надписи, согласно «Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденным приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73.
Следует учитывать, что ранее действующий приказ МВД РФ от 7 июля 1998 г. № 410 «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах» прекратил свое действие с принятием приказа МВД от 23 января 2007 г. № 68 «Об отмене нормативного правового акта МВД России». Таким образом, утратили силу ограничения по размещению и распространению наружной рекламы на транспортных средствах.
Основными требованиями, которым должна отвечать реклама на транспорте, являются требования безопасности движения, в частности, такая реклама не должна ограничивать обзор участникам движения, управляющим транспортными средствами.
Требования соответствия техническим регламентам, прописанные в Федеральном законе, на сегодняшний момент удовлетворены быть не могут в силу отсутствия пока самих технических регламентов.
Что касается ссылки на требования технического регламента, определяющие цветографическую окраску транспортных средств, на которых запрещено размещение рекламы, то следует руководствоваться Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 декабря 2002 г. № 473-ст).
Федеральным законом «О рекламе» наложен запрет на рекламу на всех видах транспортных средств общего пользования алкогольной продукции (ст. 21 ФЗ «О рекламе»), а также табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров (ст. 23 ФЗ «О рекламе»).
Часть 2 ст. 20 ФЗ «О рекламе» запрещает использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.
Следует обратить внимание на то, что отличительные знаки, нанесенные на транспортное средство и указывающие на его принадлежность каким-либо лицам, не рассматриваются законом в качестве рекламы.
Должностными лицами центрального аппарата ФАС России, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:
1) ст. 14.3. Нарушение законодательства о рекламе;
2) ст. 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
3) ст. 17.9. Заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод;
4) ст. 19.4, ч. 1. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
5) ст. 19.5, ч. 2. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
6) ст. 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
7) ст. 19.8, ч. 2. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля;
8) ст. 19.26. Заведомо ложное заключение эксперта.
Дела об административных правонарушениях по перечисленным статьям возбуждаются при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Такими поводами являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении возбуждается путем составления протокола об административном правонарушении (форма № 13) или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (форма № 14).
Протокол об административном правонарушении составляется на бланке ФАС России. Правом составления указанного протокола обладают:
1) заместители руководителя ФАС России;
2) начальник Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства;
3) заместители начальника Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства;
4) начальники отделов Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства.
Протокол об административном правонарушении составляется в том случае, когда материалов дела достаточно для установления состава правонарушения, включая вину лица, совершившего правонарушение, и отсутствует необходимость совершения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, при наличии возможности соблюдения при составлении протокола определенных требований.
Согласно ч. 3–6 ст. 28.2 КоАП РФ, для составления протокола необходимо, чтобы имелась возможность:
1) разъяснения прав и обязанностей, предусмотренных КоАП, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (или его законному представителю), и иным участникам производства по делу, о чем делается запись в протоколе;
2) ознакомления с протоколом об административном правонарушении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (или его законного представителя);
3) подписания протокола об административном правонарушении должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (или его законным представителем);
4) вручения под расписку копии протокола об административном правонарушении потерпевшему и лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (или его законному представителю).
В остальных случаях производство по делу об административном правонарушении возбуждается вынесением определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования выносятся должностными лицами ФАС России, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении.
Срок проведения административного расследования не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица ФАС России, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, может быть продлен вышестоящим должностным лицом ФАС России на срок не более одного месяца. О продлении срока проведения административного расследования выносится определение по форме № 15.
При наличии материалов, сообщений, заявлений, являющихся поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в соответствии с п. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом ФАС России может быть вынесено определение об отказе в возбуждении дела по форме № 16.
В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется немедленно по окончании расследования.
В случае неподтверждения факта административного правонарушения по окончании административного расследования дело может быть прекращено должностным лицом ФАС России, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, путем вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении (форма № 17) до истечения предусмотренного законом срока проведения административного расследования.
Какую информацию передавать
В ОРД должны поступать следующие данные о рекламодателе и распространителе:
- фирменное наименование – полное и сокращенное либо ФИО для ИП и физлиц;
- ИНН – для всех российских лиц;
- ОГРН/ОГРНИП;
- юридический адрес компании или адрес физлица;
- ФИО лица, которое действует от имени компании;
- информация о лице, которое заключило договор с рекламораспространителем;
- сведения о площадке/информационной системе, через которую будет распространяться реклама;
- номер электронного средства платежа для иностранного лица.
О самой рекламе тоже передается информация:
- тип кампании;
- описание рекламируемого объекта;
- ID рекламных материалов;
- средства, которые использовались для распространения рекламы;
- объемы и распределение показов;
- форма распространения;
- срок размещения и дата начала;
- параметры аудитории;
- договор на размещение рекламы с ценой.
Кто является рекламораспространителем?
Для транспортного предприятия этот вопрос не праздный. Дело в том, что ст. 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе. При этом меры ответственности в виде штрафов (на юридических лиц — от 40 000 до 500 000 руб.) применяются к рекламораспространителю в отношении нарушения обязательных требований, перечисленных в п. 7 ст. 38 Закона о рекламе. Проанализируем практику применения Закона о рекламе, к сожалению, немногочисленную.
Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в Постановлении от 10.01.2008 N Ф09-10877/07-С1 судьи ФАС УО не стали выяснять, в каких отношениях с рекламодателем находился парк, на ограждении которого был установлен щит с ненадлежащей рекламой алкогольной продукции. И парк был оштрафован по ст. 14.3 КоАП РФ.
В то же время для собственника здания гипермаркета, на фасаде которого была размещена ненадлежащая реклама стимулирующей лотереи, договор аренды места на фасаде стал «палочкой-выручалочкой», избавившей его от административной ответственности. Арбитры признали, что рекламораспространителем является арендатор поверхности фасада, он же организатор лотереи (Постановление ФАС ЦО от 24.09.2008 N А09-2711/08-15). Заметим, что в договоре аренды не было указано, какой именно вид рекламы будет размещен на арендуемой площади.
Реклама снаружи и внутри транспортного средства
Напомним, что до 2009 г. в Налоговом кодексе было иначе сформулировано определение деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах, которая подлежала переводу на ЕНВД. В частности, согласно прежней редакции НК РФ переводу на спецрежим подлежала деятельность по распространению только наружной рекламы (размещение рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установка на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы). В многочисленных разъяснениях Минфин сообщал, что деятельность по расклейке внутри салонов транспортных средств рекламных стикеров и постеров, размещению ЖК-мониторов, на которых транслируется реклама, не облагается ЕНВД (Письма от 19.08.2008 N 03-11-05/199, от 17.03.2006 N 03-11-04/3/140).
Не изменилась позиция ведомства и теперь. Разъясняя нововведения 2009 г., финансисты сообщили, что среди видов предпринимательской деятельности, переводимых на уплату указанного налога, не предусмотрен такой вид деятельности, как размещение рекламы внутри транспортных средств (Письмо от 19.11.2008 N 03-11-03/25).
Согласование наружной рекламы на транспорте. Выдержки из Федерального законодательства
1. Извлечение из Федерального Закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»
Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием
1. Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
2. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.
3. Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:
1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
4) предназначенных для перевозки опасных грузов.
4. Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.
5. Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
6. Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.
Извлечение из Приказа МВД РФ №410 от 7 июля 1998 г. «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах»
Действие настоящей Инструкции не распространяется на размещение на транспортных средствах отличительных знаков принадлежности транспортных средств конкретным юридическим лицам, независимо от их форм собственности, иным организациям.
I.Основные требования к размещению рекламы
1. Размещение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров рекламодателя (рекламораспространителя) с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором непредусмотрено иное в отношении лиц, обладающими вещными правами на это имущество.
2. Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается следующими местами:
— на крышах транспортных средств;
— на боковых поверхностях кузовов (в том числе фургонов грузовых (грузопассажирских)автомобилей (кроме автомобилей с наклонными белыми полосами на бортах), прицепов и полуприцепов к транспортным средствам;
— на топливных баках и крышках инструментальных ящиках мотоциклов.
3. Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50 процентов от окрашенной поверхности кузовных деталей транспортных средств, на которых она нанесена.
4. Запрещается:
4.1. Использовать рекламу на транспортных средствах:
— имеющих цветографическую окраску, выполненную в соответствии с ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».
— предназначенных для перевозки опасных грузов и имеющих окраску согласно Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом утвержденным приказом Минтранса России от 8 августа 1995 года N 73 и зарегистрированный в Минтрансе России 18 декабря 1995 года N 9997;
— оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.
4.2. Устанавливать на транспортных средствах в целях рекламы внешние световые приборы, не предусмотренные заводом — изготовителем транспортных средств, а также использовать в этих целях внешние световые приборы, установленные на транспортных средствах в соответствии с требованиями ГОСТ 8769 «Приборы внешние световые автомобилей , автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости».
4.3. Наносить на транспортные средства рекламу, которая по изображению, цвету, месту расположения имеет сходство с цветографическими схемами окраски транспортных средств специальных и оперативных служб.
4.4. Использовать для нанесения рекламы на транспортные средства покрытия и элементы, обладающие световозвращающим эффектом.
4.5. Наносить на транспортные средства рекламу, перекрывающую внешние световые приборы, бортовые номера, информативные надписи и символы, а также ограничивающую видимость с места водителя.
5. Установка на транспортные средства рекламных щитов, табличек, световых табло относится к простейшим видам переоборудования, которые осуществляются без разработки проектной документации, но по согласованно с Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, УВД соответствующих субъектов Российской Федерации.
II. Порядок осуществления контроля за размещением рекламы на транспортных средствах
6. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящей Инструкцией, осуществляется подразделениями Госинспекции при регистрации (перерегистрации), проведения государственного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним, а также при контроле за дорожным движением.
7. При появлении допустимых нарушений требований настоящей Инструкции главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения выдаются предписания об устранении выявленных нарушений руководством организаций и другим должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. При этом устанавливаются сроки исполнения предписаний и представления информации о принимаемых мерах, контролируется исполнение предписаний.
8. В случае непринятия по предписаниям необходимых мер виновные привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных нарушениях.
9. При регистрации и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, имеющих рекламу, соответствующие отметки вносятся в талон о прохождении государственного технического осмотра и журнал учета размещения рекламы на транспортных средствах.
Реклама на автомобилях: правила оформления, учет и налогообложение
Может помочь в освоении вопроса и в отношении того, как разместить рекламу на транспорте без ошибок, и арбитражная практика. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 11.02.2014 № Ф09-14584/13 суд рассматривал ситуацию, когда антимонопольный орган посчитал ненадлежащей рекламой размещение информации с помощью клейкой пленки на боковых окнах автобусов.
По мнению проверяющих, были нарушены требования Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 (комментарий автора – в настоящее время действует решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”), ГОСТа Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утвержденного постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст.
Суд в итоге не согласился с ними, так как размещение рекламы не противоречило нормам и требованиям, предъявляемым к безопасности транспортных средств, так как Техническим регламентом предусмотрено, что светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70%. В отношении задних и задних боковых стекол требований по светопропускаемости Техническим регламентом не установлено.
Аналогичный вывод был сделан в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу № А36-5756/2014.
В Постановлении ФАС Московского округа от 13.02.2013 по делу № А41-7766/12 суд рассмотрел ситуацию, когда на автомашине была размещена реклама медицинского центра. Оштрафовать рекламодателя антимонопольщики попытались на том основании, что в силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Суд обоснованно сделал вывод, что реклама не содержит указание на лекарственные средства, методы лечения, медицинскую технику, для применения которых необходимо ознакомиться с инструкцией по их применению или получить консультацию специалистов при прохождении медицинской водительской комиссии, в связи с чем, сопровождения размещаемой информации предупреждением не требовалось.
Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 07.12.2017 № Ф06-27024/2017 по делу № А65-30727/2016 принял доводы хозяйственного субъекта, что транспортное средство используется по целевому назначению, осуществляется перевозка товаров, функциональное назначение транспортного средства не изменено.
Но есть и арбитражная практика с иными решениями арбитров, не в пользу рекламодателей. Например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2016 № Ф01-818/2016 по делу № А28-7957/2015, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2015 № Ф10-1651/2015 по делу № А09-12568/2014 и др.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 5848/08 по делу № А45-10972/07-2/21 было определено, что звуковое сопровождение рекламы, а также звуковая реклама в салоне транспортного средства не допускаются, так как осуществляются с использованием транспортного средства. К аналогичным выводам пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 26.09.2017 № Ф05-13613/2017 по делу № А40-3290/2017.
Реклама должна быть корректной и достоверной. Например, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 04.07.2017 № Ф08-4093/2017 по делу № А25-1421/2016 рассматривал размещение рекламы таксомоторной компании. Но рекламу размещала не эта компания, а организация, оказывающая всего лишь операторские услуги, не имеющая в распоряжении или в пользовании автомобилей такси и, соответственно, не осуществляющая деятельность по перевозке пассажиров. Судьи сделали вывод о нарушении законодательства.
Обратите внимание, на транспортных средствах может быть размещена и не своя, а чужая реклама. В соответствии с Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.12.2014 № Ф01-5310/2014 по делу № А82-17091/2013 ответственность за нарушение требований Закона о рекламе в этом случае несет не собственник транспортных средств, а третье лицо, которое и проводило рекламную акцию.
Хотя Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.09.2008 № 6327/08 по делу № А57-5741/07-6 не согласился с таким подходом, признав виноватым лицо, распространявшее рекламу, а не рекламодателя.
В бухгалтерском учете затраты по размещению рекламы на транспортных средствах являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе коммерческих расходов согласно пунктам 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99).
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99).
Расходы на рекламу в соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». И этот порядок не зависит от того, о каком предприятии – промышленном, торговом или осуществляющем иную деятельность, – идет речь.
ПРИМЕР 1. ОТРАЖАЕМ РЕКЛАМНУЮ АКЦИЮ В БУХУЧЕТЕ
ООО «Экватор» решило провести рекламную акцию. Для этих целей был заключен договор с транспортной компанией, которая разместила на своих машинах специальные наклейки. Стоимость услуг составила 118 000 руб., в т. ч. НДС 18 000 руб.
Наклейки были заказаны заранее, и стоимость их приобретения составила 21 200 руб. без НДС.
Также на собственные автомашины была нанесена рекламная информация. Стоимость этих работ составила 13 231 руб. Эти работы осуществил работник предприятия. Ему была начислена заработная плата в сумме 10 000 руб. и соответствующие взносы (ставка – 30,2%).
В учете было отражено:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
— 100 000 руб. – отражены расходы сторонней организации на размещение рекламы на транспортных средствах;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 18 000 руб. – выделен НДС по расходам сторонней организации на размещение рекламы на транспортных средствах;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
— 21 200 руб. – оприходованы рекламные наклейки, предназначенные для размещения на автомашинах;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 10
— 21 200 руб. – приобретенные рекламные наклейки переданы сторонней организации для размещения на автотранспорте;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76
— 21 200 руб. – списаны рекламные наклейки, переданные сторонней организации для размещения на автотранспорте, после получения отчета о нанесении данных ТМЦ на машины;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
— 13 231 руб. – стоимость нанесения рекламы на собственный транспорт своими силами;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
— 10 000 руб. – начислена заработная плата работнику, который производил нанесение рекламы на собственный автотранспорт;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 69
— 3200 руб. – (10 000 руб. × 30,2%) – начислены взносы с заработной платы работника, который производил нанесение рекламы на собственный автотранспорт;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68
— 1300 руб. – (10 000 руб. × 13%) – удержан НДФЛ с заработной платы работника, который производил нанесение рекламы на собственный автотранспорт.
Обратите внимание: если выделить конкретные суммы, причитающиеся работнику за «рекламные» работы, невозможно, то и относить начисленную заработную плату и взносы на статью расходов «Реклама» также будет необоснованно.
В Определении от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394 ВС РФ поддержал организацию и отменил постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018, АС МО от 28.12.2018 по делу № А40-125588/2017, оставив в силе Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2018 (суд первой инстанции пришел к правильному по существу выводу об отсутствии у инспекции законных оснований для направления организации требования об уплате недоимки).
бухгалтериясоветы предпринимателям
Как отличить законную рекламу от незаконной? Все ли ее виды, которые предлагают маркетологи, разрешены? Кто и когда несет ответственность за нарушения в рекламной сфере? Ответы на эти и другие вопросы ищите в нашей статье. Разбираем на примерах — как получить прибыль от кампании и избежать штрафов за нарушения.
Из этой статьи вы узнаете:
- Реклама — это тоже бизнес
- Что важно знать о рекламном законодательстве
- Какие штрафы ждут тех, кто не соблюдает закон о рекламе
- Какими правилами рекламодатели пренебрегают чаще всего
- Как рекламировать товары и услуги, не нарушая закон
Покупатели уже не замечают листовки, уличные баннеры и телевизионные ролики. Рекламные бюджеты растут, а сила воздействия рекламных обращений падает год от года.
Чтобы выделить свою рекламу на фоне «информационного шума», маркетологи идут на самые разные ухищрения. Кто-то продумывает масштабные маркетинговые кампании. Так, Radio Record Russia с 2014 года выступает основным спонсором фестиваля поп-музыки VK Fest в Санкт-Петербурге. Кто-то делает ставку на авторитет знаменитостей. В разные годы лицами «Адидас» были Лионель Месси, Кэти Перри и даже Иван Ургант.
Чтобы точно определить, является ли нанесенный элемент рекламной записью, водителю стоит ознакомиться со следующей таблицей:
Реклама |
Не реклама |
· Адрес интернет-ресурса · Товарные знаки · Слоганы, используемые для привлечения внимания к продукции |
· Название фирмы (полное или сокращенное), зарегистрированной в ЕГРЮЛ · Логотип такой фирмы · Коммерческое обозначение организации · Адрес, телефон, электронная почта |
Необходимо учитывать, что затраты на размещение в целях налогообложения включаются в состав прочих расходов, если элемент не является рекламой. Если же нанесенные элементы относятся к рекламе, то статья расходов входит в затраты на рекламу в размере до 1% от общей суммы прибыли компании.
Разрешено. Водитель не ограничен даже в нанесении непрозрачных рекламных элементов на все заднее стекло и задние боковые окна автомобиля. Единственное условие — соблюдение пункта 5 статьи 20 ФЗ-38, который призывает следовать Техрегламенту. Безопасность будет обеспечена при наличии зеркал заднего вида.
Разрешено, при соблюдении всех указанных ранее условий размещения рекламы.
Простые правила законной рекламы
Рекламой будет считаться не только исполнение лозунгов, буквенных слов, логотипа и тематических картинок, но также размещение информации об оказываемых услугах на корпусах машин, которые принадлежат компании рекламодателя. В таком случае также обязательно подписание договора на предоставление рекламных услуг.
При нанесении рекламы обязательно следовать установленным законом требованиям. Основное ограничение – соблюдение максимальной площади размещения рекламы. Сотрудники ГИБДД обязаны не только во время технического осмотра машины, но даже при каждой остановке транспортного средства, подтверждать, что площадь размещенной рекламы не превышает 75% от площади корпуса машины.
В случае выявления нарушения работник дорожной инспекции готовит предписание, которым обязывает собственника машины исправить выявленные нарушения. При несоблюдении указанного предписания собственник транспортного средства привлекается к административной ответственности в рамках статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с указанной статьей, юридические лица, допустившие нарушения, обязаны оплатить в пользу государства от 40 до 500 тысяч рублей штрафа.
Дополнительный момент, на который необходимо обратить внимание, установление ограничений, на каких видах транспортных средств не может использоваться реклама:
- машины оперативных служб;
- специальный транспорт;
- специальные машины, требующие конкретного цветового окраса;
- транспорт, оборудованный специальными звуковыми сигналами;
- машины, имеющие специальные световые сигналы;
- транспорт, принадлежащий почте России;
- машина, используемая исключительно для перевозки опасных грузов.
Физическое лицо – владелец транспортного средства перед подписанием договора с рекламодателем должен оговорить следующие условия:
- Место расположения рекламы. Согласно общему правилу реклама не должна мешать водителю получать достаточный обзор дороги. Если расположение рекламы препятствуют осмотру или видимости, то она должна быть демонтирована.
- Соблюдение требований к цветам машины. Каждому транспортному средству присваивается конкретный цвет, который записывается в тех паспорт автомобиля. При размещении рекламы, в частности при оклейке пленкой, необходимо обратить внимание на тот факт, что общий цвет машины должен быть хорошо виден.
- Открытые номерные знаки. Реклама не должна препятствовать хорошему осмотру номерных знаков транспортного средства. В разрезе правил дорожного движения это необходимо для того, чтобы своевременно и правильно вычислить машину, допустившую нарушение правил дорожного движения.
Единственное законное основание ведения рекламной деятельности – подписание соглашения между рекламодателем и владельцем машины. Соглашение составляется в двух экземплярах, каждый из которых остается у участника правоотношений. Соглашением предусмотрен порядок и условия размещения рекламы, а также финансовое вознаграждение за её распространения. Работники ГИБДД при остановке машины могут требовать соглашение для ознакомления, но его отсутствие не является законным основанием привлечения человека к административной ответственности.
Что касается оценки стоимости, то в среднем по территории России владелец машины – физическое лицо – сможет получать до 5000 рублей в месяц за размещение рекламной информации на корпусе своей машины. Это касается легкового транспорта. Если же используется грузовая машина или газель, то сумма будет значительно больше. Еще один вопрос, интересующий пользователей, срок нанесения рекламы. Как показывает практика, продолжительность процедуры нанесения рекламы при оклейке корпуса составляет от 2 до 6 часов. Окончательное время зависит от площади рекламы, а также от особенностей корпуса автомобиля.
Плюсы и минусы рекламы на транспорте
Транзитная реклама имеет целый ряд важнейших преимуществ, среди которых:
- Максимально широкий охват. Ежедневно общественным транспортом пользуются миллионы людей. Следовательно, размещая свою рекламу на или в транспорте, вы гарантируете себе, что ее точно увидят люди из вашей целевой аудитории, если конечно, вы не рекламируете элитный бутик или магазин. Только в этом случае транзитная реклама окажется нецелесообразной.
- Высокая частота показов и ориентированность на местные рынки. Обычно люди проезжают в общественном транспорте около двух раз в день. Следовательно, вы можете гарантировать себе, что ваша реклама, равно как и ваш бренд и логотип хорошо запомнятся потребителям. Кроме того, подобная реклама отлично подходит для продвижения товара или услуги на местных рынках, где направленность на конкретную целевую аудиторию уже не имеет такого серьезного значения. Правильное комбинирование текстовых сообщений и изображений на и в транспорте с другими видами наружной рекламы способно принести существенную пользу почти любому виду бизнеса.
- Широкий выбор. Каждый предприниматель волен выбирать, в каких именно транспортных средствах и по какому маршруту размещать свой рекламный носитель. Таким образом, отсутствие избирательности такой рекламы частично «перекрывается» возможностью воздействовать на конкретную аудиторию.
- Высокая эффективность и уровень воздействия. Подобная реклама всегда привлекает внимание потребителя, ведь в поездке человек редко напряженно размышляет о чем-либо конкретном. Более того, здесь исключен и фактор ходьбы, следовательно, человек, вероятнее всего, будет искать, чем занять себя на то время, которое он будет находиться в маршрутке, метро или трамвае. Благодаря этим фактором транзитная реклама долго удерживает внимание и действительно полноценно воспринимается потребителем.
- Низкая стоимость. Реклама на транспорте остается одним из самых недорогих видов рекламы, особенно в сравнении с билбордами, растяжками и видеощитами. Это объясняется просто – ежедневно общественным транспортом пользуется огромное количество людей, а значит, стоимость такой рекламы в пересчете на одного пассажира становится крайне низкой.
Однако, несмотря на тот факт, что транзитная реклама имеет множество важных достоинств, у нее есть и свои минусы, среди которых:
- Отсутствие нацеленности на конкретную целевую аудиторию. Массовость транзитной рекламы является и ее преимуществом, и недостатком. Подобная реклама редко позволяет охватить именно ту целевую группу, на которую ориентируется предприниматель. Размещая такую рекламу, вы не сможете влиять на потребителей одного пола, социального статуса, возраста и т.д.
- Недостаток информативности. Рекламные сообщения должны быть короткими, лаконичными и броскими – только так ваш носитель будет работать должным образом. Однако подобный подход исключает подробное информирование потребителей о реализуемом товаре или оказываемой услуги.
- Специфическая аудитория. Несмотря на то, что общественным транспортом пользуются и пенсионеры, и школьники, однако чаще всего в нем ездят работающие женщины и мужчины среднего возраста. Следовательно, влияние на другие категории населения может быть ограничено.
- Небольшой размер постеров. Если речь идет о рекламе в, а не на транспорте, вы не сможете привлекать внимание за счет размера плаката. Однако этот параметр можно компенсировать яркостью изображения и оригинальностью текста.
- Недолговечность рекламных носителей. Рекламу в транспорте необходимо постоянно контролировать. Она очень подвержена внешним негативным воздействиям, начиная от вандализма, и заканчивая обычным загрязнением. Впрочем, рекламные агентства, оказывающие подобные услуги, чаще всего включают обслуживание в счет заказа.
Заказать транзитную рекламу можно в рекламных агентствах, которые предоставляют подобные услуги. Компании полного цикла осуществляют и разработку рекламных макетов, и их печать или производство. На них также лежит ответственность и за монтаж, и за контроль над качеством продукции. Помните, любая организация обязана предоставить вам макет рекламного носителя, установить его после вашего утверждения и предоставить фотоотчет по размещению.
Более того, на рекламных агентствах также лежат заботы по правовому регулированию вопроса, так как размещение подобной рекламной информации должно осуществляться только на основании договора рекламораспространителя с собственником транспорта. Следовательно, для того чтобы заказать рекламу на транспорте, вам необходимо лишь найти специализированную компанию, предоставляющую качественные услуги.
Регистрация и согласования в ГИБДД
Регистрировать бортовую рекламу как таковую в ГИБДД или где-нибудь еще не требуется. Более того, единственный документ, который регулировал рекламное оформление транспорта — Приказ МВД РФ от 07.07.1998 N 410 «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах» — утратил силу 23 января 2007 года. В соответствии с законом «О рекламе» размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом, либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. В нашем случае специалистами рекомендуется составить внутренний акт предприятия (приказ за подписью генерального директора) о рекламном оформлении транспортного средства, находящегося в собственности или в аренде и возить его с собой на случай, если у сотрудника ГИБДД возникнут претензии.
В частности, требование сотрудника ГИБДД предъявить паспорт рекламного места является неправомочным. Последний документ требуется оформлять только в случае осуществления владельцем автотранспортного средства деятельности по размещению рекламы со взиманием соответствующей платы. Такой порядок введен лишь в Москве. Паспорт может быть оформлен в ГУП «Реклама и информация на транспорте» любым желающим, хотя согласно постановлениям Правительства Москвы от 18 мая 1999 года и от 27 июня 2000 года оно «создано только для городского пассажирского наземного транспорта, который относится к ГУП «Зеленоградский автокомбинат» и ГУП «Мосгортранс» со своими дочерними предприятиями, и только они обязаны получать паспорта через ГУП «Реклама и информация на транспорте». А вопрос о взимании денежных средств ГУП «Реклама и информация на транспорте» с частного и корпоративного транспорта для оформления паспорта не отражен ни в одном постановлении Правительства Москвы или приказе Комитета рекламы, информации и оформления города. Прояснить эту ситуацию в ГУП «Реклама и информация на транспорте» отказались, хотя для особо опасливых на добровольной основе оформление рекламных паспортов продолжается.
Вопрос о необходимости обращения в ГИБДД может возникнуть в связи со значительным изменением цвета кузова автомобиля, в этом случае необходимо внести изменения в соответствующую строку технического паспорта автомобиля. Если кузов (кабина) окрашен в несколько цветов, цвет указывается как комбинированный или многоцветный с указанием основных цветов. Процент допустимого (без перерегистрации) изменения первоначального цвета кузова требуется уточнять в соответствующем МРЭО. По информации из свободных источников он варьируется в пределах 30 — 40% от поверхности кузова с учетом внутренних салонных площадей. Таким образом, если не производится полная перекраска транспортного средства, как правило, наносимое изображение «укладывается» в существующие нормы, и размещение корпоративной символики и информации не потребует внесения изменений в технический паспорт автомобиля.
Налоговый учет у рекламного агентства
Названная организация выполняет функции производителя и распространителя рекламы. В качестве дохода от реализации рекламное агентство признает выручку от реализации рекламных работ (услуг) за вычетом налога на добавленную стоимость (ст. 248 и п. 1 ст. 249 НК РФ). В процессе изготовления рекламы заказчика и ее размещения на транспорте (распространения с использованием транспортных средств) рекламное агентство осуществляет расходы, связанные с производством и реализацией, в том числе и материальные расходы (пп. 1 п. 2 ст. 253 НК РФ).
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов (как услуги (работы) производственного характера) рекламное агентство вправе учесть затраты по оплате услуг транспортной организации по предоставлению транспортных средств для размещения рекламы заказчика. Конечно, если по условиям заключенного с заказчиком договора рекламное агентство обязуется разместить его рекламу на транспортных средствах, принадлежащих этой транспортной организации, для чего и заключает с ней соответствующий договор. В таком случае расходы рекламного агентства по оплате услуг транспортной организации считаются произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Реклама на транспорте: мировые тенденции
Рынок транзитной рекламы непрерывно развивается: появляются новые носители, технологии, идеи и решения — традиционно статичные рекламоносители начинают двигаться.
В Европе сектор рекламы на транспорте растет быстрее сектора наружной рекламы и насчитывает в качестве носителей уже примерно 250 тысяч автобусов, 30 метрополитенов, 25 национальных железных дорого и более 100 аэропортов. Самые высокие темпы роста данного сегмента рекламного рынка демонстрируют в Великобритании, доказывая с другими европейскими странами, что существует огромное поле для творчества в этой сфере.
Можно найти множество примеров нестандартных решений и ярких рекламных компаний, прошедших в разных городах мира.
Например, в Европе прошла оригинальная компания для продвижения популярной диеты. Рекламный стикер наклеивался на «гармошке» автобусов, благодаря чему в процессе движения автобусе изображение женщины растягивалось и сжималось, наглядно демонстрируя изменения фигуры.
Большой плюс транзитной рекламы – она мобильна. Можно следовать знакомым маршрутом или попробовать другое направление, организовать показ новой аудитории.
Среди других положительных сторон отметим:
• Ненавязчивость;
• Высокая эффективность благодаря движению рекламоносителя, возможности постоянно охватывать новую аудиторию;
• Несколько рекламных площадей, использование как печатной, так и электронной рекламы;
• Эстетичность, возможность скрыть недостатки авто.
И еще доступность.
Найти в Рязани рекламное агентство как для внешнего, так и для салонного брендирования не составит проблем. Цена транзитной рекламы зависит от ее вида, размера, сложности реализации. Если говорить не о личном, а об общественном транспорте, отдельная часть расходов – аренда рекламного поля.
Можно заказать только печать рекламы, а также брендирование под ключ. С разработкой дизайна, печатью, нанесением. Небольшая аппликация на боковине не будет дорогой, при этом принесет ощутимую пользу для бизнеса.
Продуманная до мелочей, с творческим подходом, профессионально выполненная, транспортная реклама не только будет работать на ваш бизнес, но и привнесет уникальности во внешний вид автомобиля, сделает его ярким, стильным, запоминающимся.