Абандон: обобщение практики учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Абандон: обобщение практики учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заключая договор страхования транспортного средства, клиент страховой компании должен изучить его правила. Кроме страховой суммы, размера страхового платежа необходимо детально ознакомиться с условиями выплаты страхового возмещения, рисками и исключениями. Абандон в страховании автомобиля по КАСКО – это право страхователя на получение полной страховой суммы за поврежденный автомобиль.

Выбор страхователя: транспорт или абандон

Бывают ситуации, когда после аварийного транспортного события, автомобиль поврежден больше чем на 70%. В страховании такое событие считают конструктивной гибелью транспортного средства, или тотальным ущербом. Если имеет место такой факт, в большинстве страховых компаний, согласно действующим правилам страхования, проводят выплату страховой суммы. Однако ее уменьшают на стоимость остатков авто, которые страхователь еще может реализовать. В таком положении клиент предстает перед выбором: искать покупателей на пригодные для продажи остатки автомобиля или воспользоваться абандоном в страховании, процедура которого менее утомительна.

Принцип свободы договора

Если страховщики при полной гибели застрахованного имущества отказывают в выплате страхового возмещения в размере полной страховой суммы, обычно они ссылаются на свои стандартные правила страхования, где в качестве безальтернативного варианта закрепляется выплата в подобной ситуации страховой суммы за вычетом стоимости годных остатков. Точно так же в судебных актах, о которых упоминает читатель, суды указали на предусмотренную правилами страхования обязанность страховщика выплатить страховое возмещение за минусом стоимости годных остатков поврежденного имущества.

В правовом смысле это означает, что суды поставили принцип свободы договора выше нормы Закона об абандоне. Действительно, в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) в него могут включаться любые условия, которые не противоречат закону. Учитывая, что в п. 5 ст. 10 Закона говорится о праве страхователя (выгодоприобретателя), последний может отказаться от своего права на абандон. Об этом, собственно, и свидетельствует подписание страхователем договора, в котором закреплено положение о выплате страховщиком в случае гибели автомашины страхового возмещения в размере страховой суммы за минусом стоимости годных остатков. Тем более что согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Между тем все эти аргументы не соответствуют закону. Во-первых, на основании п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен отвечать обязательным для сторон правилам, установленным законом, действующим в момент его заключения. Исходя из ст. 168 и 180 ГК РФ, условия договора, противоречащие императивным нормам закона, ничтожны. Кроме того, в п. 2 ст. 9 ГК РФ закреплено, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, определенных законом. Данная норма является специальной, посвящена регулированию только последствий отказа от прав и потому (в силу общепризнанного правила юридической техники о приоритете специальной нормы над общей) отменяет в отношении ситуаций такого отказа действие общей нормы, приведенной в п. 1 названной статьи.

Закона, в силу которого в случае отказа страхователя или выгодоприобретателя от своего права на абандон предусматривалось бы прекращение такого права, нет. Следовательно, право отказаться от погибшего или утраченного застрахованного имущества в пользу страховщика с целью получения страхового возмещения в размере страховой суммы у них остается всегда.

Хорошо известно, что с любым правом корреспондирует соответствующая обязанность контрагента, и поэтому страховщик не может отказаться от принятия имущества, от которого в его пользу отказался страхователь или выгодоприобретатель, заявив абандон.

Обыкновенно выплата по КАСКО при тотале производится в строго установленные сроки. Для этого по закону у страховщика есть 30 дней на рассмотрение поданных документов, а потом еще 10 рабочих дней для передачи денежных средств собственнику авто.

Как известно, сегодня компании предпочитают работать и по безналичным формам возмещения, и с выплатами наличными на руки. Нередко страховщики даже настаивают на наличной системе расчета – так намного проще договориться, но и сделать факт передачи денег менее прозрачным для контролирующих органов. В какой-то степени можно утверждать, что уважающие себя компании будут работать строго с зачислениями на банковскую карту.

Ну а что касается момента, когда начинается отсчет сроков выплаты, то тут все гораздо понятнее. Все страховые компании придерживаются правила, что ожидание выплаты начинается с того момента, как был подан последний необходимый документ.

Правовое обоснование получения имущества в порядке абандона

В соответствии со ст. 278 КТМ РФ, если имущество застраховано от гибели, страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в случае:

  1. пропажи судна без вести;
  2. уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели);
  3. экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна);
  4. экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
  5. захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.

В указанных случаях к страховщику переходят:

  • все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости;
  • права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.

Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента наступления страхового случая. По истечении этого срока страхователь (или выгодоприобретатель) утрачивает право на абандон и может требовать возмещения убытков только на общих основаниях. Заявление об абандоне является безусловным, то есть не может быть взято страхователем (или выгодоприобретателем) обратно (ст. 279 КТМ РФ).

В случае если по получении страхового возмещения судно окажется непогибшим, страховщик может требовать, чтобы страхователь или выгодоприобретатель, оставив за собой имущество, возвратил страховое возмещение за вычетом той части страхового возмещения, которая соответствует реальному ущербу, причиненному страхователю или выгодоприобретателю (ст. 280 КТМ РФ).

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году — условия ипотеки

Переуступка требования без постановки на баланс

В профессиональном сообществе предлагался еще один способ отражения абандона. Предполагается, что в данном случае страховая компания пользуется услугами цессионария посредством заключения договора цессии.

Кирпичникова Г., Прокофьева Г. Указ. соч.

В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). При этом не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Страховая компания может уступить право требования к должнику другому лицу на возмездной основе. Для осуществления этого необходимо заключить дополнительное соглашение со страхователем о переходе к страховой компании права собственности на застрахованное имущество или на отдельные его части (годные остатки). Страхователь при этом становится должником перед страховой компанией.

По мнению Г. Кирпичниковой и Г. Прокофьевой, уступка права требования новому кредитору отражается в бухгалтерском учете организации как продажа (выбытие) прочих активов. Поступления от продажи прочих активов признаются операционными доходами организации в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99 и принимаются к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности нового кредитора (п. п. 6, 10.1 ПБУ 9/99). Величина дебиторской задолженности нового кредитора определяется исходя из цены, установленной договором об уступке требования. Для учета расчетов с покупателем права требования может использоваться счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Операционные доходы отражаются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы», в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов. При этом в дебет счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы», списывается фактическая себестоимость проданного актива, в данном случае — сумма дебиторской задолженности страхователя в корреспонденции со счетом 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию».

Для целей налогового учета, применяя положения п. 2 ст. 279 НК РФ к рассматриваемой ситуации, при уступке права требования долга третьему лицу отрицательная разница, которая может возникнуть между доходом от реализации права требования долга и планируемым доходом в сумме оценочной стоимости реализуемого актива с учетом дополнительных расходов на ремонт, признается убытком по сделке уступки права требования и включается в состав внереализационных расходов. При этом убыток принимается в целях налогообложения в следующем порядке:

  • 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;
  • 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки права требования.

В бухгалтерском учете данные операции могут быть отражены следующим образом :

  1. Отражены доходы, возникшие на основании подписанного соглашения о перемене прав собственности на транспортное средство между страхователем и страховой компанией в сумме экспертной оценки ТС (отдельных частей). Страхователь обязан по акту передать транспортное средство (отдельные части):

Д-т 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

  1. Отражена уступка цессионарию права требования на основании договора цессии:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

  1. Списана дебиторская задолженность страхователя после подписания договора цессии:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

К-т 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию».

  1. Получены денежные средства от цессионария:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

  1. Начислен НДС с цены переуступки права требования :

Расчеты с перестраховщиком

Как отмечает С.В. Дедиков , в договорах перестрахования институт абандона не применяется, во-первых, потому, что в абсолютном большинстве случаев перестраховщик перестраховывает только часть ответственности страховщика, а во-вторых, перестраховщики, как правило, не имеют необходимой инфраструктуры для хранения, отчуждения или утилизации застрахованного имущества.

Дедиков С.В. Важный страховой институт (абандон) // Финансы. 2005. N 11.

Но следует учитывать, что с точки зрения гражданского законодательства перестрахование рассматривается как страхование предпринимательского риска. К договору перестрахования применяются правила, предусмотренные в отношении страхования предпринимательского риска, если договором перестрахования не предусмотрено иное (п. 2 ст. 967 ГК РФ). Отсюда возникает вопрос: если договор страхования перестрахован, по нему произошел страховой случай, произведена выплата и получено имущество в порядке абандона, то нужно ли передавать часть средств от реализации этого имущества перестраховщику?

Прямого ответа на данный вопрос в законодательстве нет. Попытаемся ответить на него, используя в аргументации то, что имеется.

Правовой режим перестрахования определяется нормами ст. 967 ГК РФ и ст. 13 Закона об организации страхового дела, а также обычаями делового оборота.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Возможность применения к перестраховочным отношениям обычаев делового оборота особо оговорена в п. 5 ст. 13 Закона об организации страхового дела. Рекомендация законодателя о применении в перестраховании обычаев делового оборота вполне обосновывается следующими соображениями.

Это прежде всего скудность нормативно-правовой базы, необходимой для урегулирования перестраховочных отношений, причем в рамках не только российского законодательства, но и международного правопорядка (то есть на уровне международного правового акта — договора, конвенции и т.п., относящегося к страхованию).

Кроме того, необходимость применения в перестраховочных отношениях обычаев делового оборота связана с тем, что значительная доля перестраховочной емкости российскими страховщиками передается в перестрахование иностранным страховым компаниям (нерезидентам). А поскольку в международном праве отсутствует специальный нормативный акт, посвященный страхованию, а тем более перестрахованию, при определении условий перестрахования участники перестраховочной сделки применяют обычаи делового оборота, сложившиеся в данной сфере отношений, в основном в международной практике перестрахования .

Абрамов В. Особенности заключения договоров перестрахования // Финансовая газета. 2005. N 45.

В настоящий момент на практике действуют различные схемы взаимоотношений перестрахователя с перестраховщиком в данном случае. В первую очередь они зависят от видов и форм заключенных договоров перестрахования и, как правило, в них же и оговариваются.

Если договором не предусмотрено, что страховщик должен отдать часть средств от реализованного абандона перестраховщику, то в принципе он может этого не делать.

Но договором может быть предусмотрена обязанность перестрахователя перечислить перестраховщику соответствующую его доле в выплаченном страховом возмещении часть средств, полученных перестрахователем в результате реализации имущества, переданного ему страхователем (выгодоприобретателем) после выплаты последнему страхового возмещения. Как правило, в таких случаях расходы по изъятию, хранению, переоформлению, транспортировке имущества вычитаются из общей суммы полученных денежных средств в пользу стороны, их понесшей. Сюда также следует отнести НДС, уплаченный за все эти услуги, если страховая компания руководствуется п. 5 ст. 170 НК РФ.

Читайте также:  Как узнать свою родословную по фамилии

Вообще понятие «средства, полученные в результате реализации имущества, переданного страховщику страхователем» довольно неоднозначно, и сторонам договора перестрахования следует четко его сформулировать. Одним из важных моментов является конкретизация того, что входит в это понятие. Более того, следует определить судьбу начисляемого к уплате в бюджет НДС с реализации имущества. Было бы логичным вычитать эту сумму из выручки с реализации.

Искать в гл. 21 НК РФ нормы, предписывающие особенности и порядок исчисления НДС в такой ситуации, бессмысленно. Уповать на то, что эти операции не облагаются НДС в соответствии с перечнем пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ, тоже бессмысленно. Аналогично вознаграждению ведущего страховщика (лидера) за ведение дел в состраховании эти операции не поименованы там ни прямо, ни косвенно.

Попытаемся разобраться сами.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено налоговым законодательством. Таким образом, можно сделать вывод, что перестрахователь и перестраховщик должны сами исполнить свои обязанности налогоплательщиков и начислить НДС к уплате в бюджет, например в случае пропорционального перестрахования, соразмерно их доле в страховом возмещении. Но формально имущество переходит в собственность прямого страховщика, и именно он, являясь законным собственником, реализует его. Иначе говоря, для целей этого варианта перестрахователь должен до процесса реализации имущества юридически отказаться от его части в пользу перестраховщика в соотношении, установленном в договоре перестрахования. Однако представляется, что перестрахователь рассчитывается с перестраховщиком денежными средствами. Иными словами, приобретение этого имущества перестраховщиком является для него своего рода обузой, и ему предпочтительнее иметь дело с денежными средствами.

Теперь допустим, что перестрахователь, реализовав имущество, начислил и уплатил НДС не в своей, а в общей части. Тогда, по логике вещей, перестраховщик, получая причитающуюся ему долю, не должен начислять НДС. Но, скорее всего, с этим не согласятся налоговые органы. Иначе говоря, есть налоговый риск. Но опять же, получается, что в итоге по операции НДС уплачен более чем достаточно.

Также здесь следует упомянуть ситуацию с наличием иностранного перестраховщика, ведь в отношении него российский перестрахователь выступает налоговым агентом по НДС. Если местом реализации признается Российская Федерация и если иностранный перестраховщик не состоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, то перестрахователь обязан удержать и уплатить с перечисляемых перестраховщику средств НДС одновременно с их перечислением (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Значительно усложняют эту ситуацию обстоятельства непропорционального перестрахования.

С.В. Дедиков, рассматривая оговорку об окончательном нетто-убытке как один из элементов договора непропорционального перестрахования, отмечает, что частным случаем уменьшения величины убытка является ситуация, когда произошла конструктивная гибель застрахованного объекта и страхователь по условиям страхового договора передал страховой компании остатки поврежденного имущества. Такие остатки вполне могут обладать определенной стоимостью, но подчас ее величину определить невозможно до того, как это имущество будет продано, особенно если речь идет об элементах специфических технологических линий или специального оборудования. В подобных случаях можно рекомендовать стоимость такого рода имущества временно не учитывать при расчете нетто-убытка, а окончательный расчет произвести после реализации . С этим мнением, безусловно, нужно согласиться, однако следует учитывать, что страховщик приходует на баланс имущество, только если оно имеет денежную оценку. Другое дело, когда имущество реализовано по цене ниже той, что определена оценщиком (который, кстати, должен определить его реальную рыночную цену). Далее С.В. Дедиков рекомендует вычитать рыночную стоимость остатков поврежденного объекта страхования или рыночную стоимость перешедшего к перестрахователю в порядке абандона застрахованного имущества при расчете окончательного нетто-убытка. Хотелось бы добавить, что здесь следует сделать оговорку об НДС, который уплачивается с реализации в бюджет и фактически не является средствами страховой компании (естественно, до тех пор, пока эти операции не освободят от налогообложения НДС).

КАСКО (страхование морских судов)

КАСКО подразумевает страхование только самого морского транспорта. По согласованию сторон такое страхование заключается обычно на базе одного из следующих условий:

  • страхование с ответственностью за повреждение и гибель;
  • страхование с ответственностью только за гибель судна;
  • только за повреждение судна;
  • за гибель судна, включая затраты на спасение.

Договор заключается на определённый временной срок либо только на один рейс.

В полисе обычно присутствует условие, которое обязывает страхователя или выгодоприобретателя сообщать страховщику о любом значимом изменении, которое произошло с транспортным средством. Любое изменение, повышающие риски, даёт право страховщику пересмотреть условия договора МС или потребовать доплату страховой премии. Отказ страхователя выполнять данное условие ведёт к прекращению договора страхования.

Страхователь обязан тотчас же уведомить страховщика о наступлении страховой ситуации и выполнять указания страховщика.

Страховщик не покроет убытки, возникшие по причине умышленного причинения вреда судну, а также в случае, если обладатель полиса МС не предпринял меры по снижению или предотвращению убытков.

Страховщик несёт ответственность за убытки в рамках страховой суммы; взносы по общей аварии компенсируются страховщиком, даже если они превышают страховую сумму.

В случае пропажи морского судна страховщик несёт ответственность в размере всей страховой суммы. Согласно договору МС, страховщик отвечает за пропажу транспортного средства без вести, если последние сведения о судне получены до завершения срока действия договора МС и если страховщик не сможет доказать, что судно погибло после указанного в договоре срока.

Если морское судно застраховано от гибели, выгодоприобретатель/страхователь может отказаться от своих прав на объект страхования (абандон) и получить страховую сумму в полном объёме в случае:

  • пропажи транспортного средства без вести;
  • уничтожения судна;
  • полной фактической гибели судна;
  • полной конструктивной гибели судна;
  • экономической нецелесообразности ликвидации судна или доставки груза на место назначения;
  • захвата морского судна или груза, продолжающегося более полугода.

Заявление об абандоне необходимо подать страховщику в течение полугода с момента наступления вышеперечисленных обстоятельств. По завершении шестимесячного срока страхователь или выгодоприобретатель теряет право на абандон и может потребовать возмещения на общих основаниях.

В случае абандона к страховщику переходят:

  • абсолютные права на застрахованное судно (при страховании его полной стоимости);
  • только на долю страхового объекта.

В соответствии с законодательством РФ, существует две возможности оформления абандона в страховании. Это возможно в таких ситуациях:

  1. Действующий договор между страховщиком и страхователем включает пункты, раскрывающие процесс выплаты, включая абандон. Согласно положениям этого документа, клиент страховщика имеет право (не обязанность) воспользоваться абандоном, то есть передать свое имущество компании в обмен на компенсацию, равную страховой сумме. При этом согласие страховщика не требуется. То есть в одностороннем порядке.
  2. Оформляется двусторонний документ, по которому страхователь — владелец транспортного средства в добровольном порядке передает право собственности СК. Страховщик станет полноправным собственником застрахованного имущества только после возмещения причиненного ущерба.
Читайте также:  Электронные накладные: новая структура и формат

Следовательно, в любом из вариантов страхователь имеет право использовать абандон. Образец документа о передаче прав должен содержать сведения о подписавших его сторонах, реквизиты отчуждаемого объекта.

Подводные камни абандона в страховании

Следует помнить, что все условия, прописанные в договоре страхования, необходимо внимательно изучить. Бывают ситуации, когда застрахованный решает воспользоваться своим правом отказа. Он рассчитывает, что после передачи автомобиля в страховую компанию получит компенсацию в размере полной страховой суммы. Как показывает практика, страховщикам выгодно определить конструктивную гибель транспортного средства и посоветовать клиентам воспользоваться процедурой отказа.

Во многих договорах КАСКО с целью уменьшения страховых выплат клиентам предлагается заключить договор страхования, который учитывает износ автомобиля. Если у клиента есть договор с этим условием, то при определении размера страхового возмещения страховая сумма автоматически уменьшается на сумму амортизации. Кроме того, необходимо учитывать размер франшизы, который указан в документе на страхование. Таким образом, используя свое право отказаться от собственности, страхователь может получить значительно меньшую сумму компенсации, чем ожидалось. Такие случаи не редкость.

Когда выгодно воспользоваться условием об абандоне

Здесь необходимо вначале разобраться, для чего вообще подобный отказ нужен. СК выплачивая всю сумму, несет крупные убытки, а абандон позволяет им вернуть часть средств за счет реализации остатков имущества.

В случаях, когда застрахованное имущество пропало (угнали машину), всегда остается шанс, что оно будет найдено. И в этом случае СК может отбить большую часть выплаченных денег. Все это оговаривается в страховых договорах, поэтому перед тем как поставить подпись их необходимо внимательно читать.

Что самое примечательное, для нас (простых людей) абандон также может быть полезен. В той истории, о которой я намекнул в начале, подавший в суд страхователь попал в серьезное ДТП. Эксперты посчитали, что его автомобиль был поврежден более чем на 80%, и СК признала «конструктивную гибель» машины.

Мужчина написал заявление на передачу прав собственности в обмен на полную страховую выплату. Для других людей выгода в абандоне возможна в аналогичных ситуациях. Когда имущество нельзя или невыгодно восстановить, а его продажа в нынешнем виде не даст суммы, оговоренной в договоре.

Клиент СК имеет право воспользоваться или отказаться от абандона. У страховой компании такой возможности нет: по действующему законодательству она обязана предложить клиенту выбор.

Почему водителю стоит воспользоваться правом на абандон?

Если автовладелец не написал заявление об абандоне в установленный договором срок, то страховая выплачивает ему страховую сумму за вычетом стоимости годных остатков и нормального износа автомобиля.

Обратите внимание: для определения стоимости годных остатков страховая назначает экспертизу в экспертной организации, где зачастую эксперты и страховая связаны договоренностями. В результате таких экспертиз стоимость остатков завышается, а значит страховая сумма, подлежащая выплате, значительным образом занижается. Если автовладелец оставляет себе запчасти от автомобиля, то их стоимость, наоборот, занижается.

Таким образом, автовладелец навряд ли сможет выгодно продать запчасти поставарийного автомобиля. Поэтому в такой ситуации следует воспользоваться правом на абандон и получить на руки сумму, равную рыночной стоимости автомобиля.

Абандон в страховании – это… Определение, особенности и примеры

На сегодняшний день понятие отказа от имущества закреплено в Федеральном Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Страхователь имеет полное право отказаться от принадлежащего ему на правах собственности имущества, поврежденного или уничтоженного в результате страхового случая, в обмен на получение полной страховой суммы, исходя из норм пункта 5 статьи 10. Учитывая это, на вопрос о том, в каком страховании часто применяется абандон, единственно правильным будет ответ, что Abandonment применим только при наличии у страхователя договора страхования имущества или автомобиля.

Заключая договор страхования транспортного средства, клиент страховой компании должен изучить его правила. Кроме страховой суммы, размера страхового платежа необходимо детально ознакомиться с условиями выплаты страхового возмещения, рисками и исключениями. Абандон в страховании автомобиля по КАСКО – это право страхователя на получение полной страховой суммы за поврежденный автомобиль.

Бывают ситуации, когда после аварийного транспортного события, автомобиль поврежден больше чем на 70%. В страховании такое событие считают конструктивной гибелью транспортного средства, или тотальным ущербом. Если имеет место такой факт, в большинстве страховых компаний, согласно действующим правилам страхования, проводят выплату страховой суммы. Однако ее уменьшают на стоимость остатков авто, которые страхователь еще может реализовать. В таком положении клиент предстает перед выбором: искать покупателей на пригодные для продажи остатки автомобиля или воспользоваться абандоном в страховании, процедура которого менее утомительна.

Как показывает статистика, большинство клиентов страховых компаний не читают полностью договор страхования. Они уверены, что имея на руках подписанный с двух сторон документ КАСКО при наступлении страхового случая у них есть возможность возместить полученный ущерб в полном размере. А уж если автомобиль невозможно или слишком дорого восстанавливать, то страховщик выплатит полную его стоимость.

Все не так однозначно. Тотальным ущерб признается в том случае, если во время страхового события произошло повреждение застрахованного имущества, а стоимость ремонтных работ или полное восстановление составляют 70 и более процентов от реальной стоимости на момент аварии или другого страхового случая.

Заключая договор страхования автомобиля, потенциальный клиент обязан изучить все его пункты. Есть компании, которые в страховых договорах не прописывают процедуру абандона. В страховании это закреплено на законодательном уровне, должно быть расписано в правах страхователя, которые указаны в правилах и полисах. Ознакомившись с условиями страхования, клиент должен детально узнать свои права, а также что такое абандон в страховании и обязанности при наступлении страхового случая. Точно так же страховая компания обязана ознакомить страхователя и со своими обязанностями и правами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *