Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем отличия государственной службы от муниципальной и разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала стоит отметить, что само понятие муниципальной службы появилось в российском законодательстве сравнительно недавно. До становления местного самоуправления потребности в этом термине и институте не было. Служба в органах местного самоуправления выступала частью государственной.
Различия разных видов служб классифицируются по категориям должностей. Госслужба подразумевает разные уровни. В качестве примера стоит привести следующее:
- руководители – это может быть руководитель аппарата федерального министра, начальник главного управления или отдела;
- специалисты – в эту группу входят начальники отдела в департаменте или главном управлении, референты, консультанты;
- помощники или советники – к ним относятся помощники или советники федеральных министров;
- обеспечивающие специалисты – к ним относятся ведущие и старшие специалисты разных разрядов.
Должности муниципальной службы делятся на такие группы:
- высшие;
- главные;
- ведущие;
- старшие;
- младшие.
Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.
Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:
У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.
Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.
Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.
Государственный и муниципальный служащий: общие черты
Общее в организации и функционировании системы государственной и муниципальной службы, а также в статусе государственных и муниципальных служащих обусловлено тем, что они выполняют свои полномочия для решения функций и задач публичного управления, то есть выполняют социально значимые задачи в повседневной профессиональной деятельности. Это обуславливает использование в системе государственной и муниципальной служб особых кадровых технологий отбора специалистов для замещения должностей службы, оценки их профессиональных качеств и профессионального развития.
Отсюда к общим чертам, характеризующим деятельность и правовой статус государственных и муниципальных служащих, относятся следующие:
Классификация должностей государственной и муниципальной службы осуществляется по аналогичным категориям. При этом отличия касаются проведения квалификационного экзамена: если в рамках государственной службы для присвоения классных чинов такой экзамен обязательно проводится, то в рамках муниципальной службы квалификационный экзамен используется в отдельных случаях.
Таким образом, основные отличия государственного и муниципального служащего связаны с природой государственного и муниципального уровней публичного управления, то есть с относительной самостоятельностью местного самоуправления в системе отечественного публичного управления, исключением его из системы государственного управления.
Муниципальная служба – организация, которая представляет собой трудовую деятельность граждан в местных органах власти. В них, в свою очередь, принято включать администрации и советы от городских, до сельских и поселковых. Муниципальная власть отделена от государственной (в соответствие с действующим законодательством). Если рассматривать вопрос в этом свете, то становится понятно, почему действуют разграничения по разным видам служб в населенных пунктах. Существуют ограничения, по которым муниципальными служащими не могут стать некоторые лица. К ним относятся те, кто получил занимаемую на данный момент должность в порядке избрания. Должности в рамках муниципальной службы классифицируются. Они могут быть высшими, главными, ведущими, а также старшими и младшими. Имеются определенные их перечни, в них указаны закрепляющие в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах страны сведения.
Присвоение чинов зависит от уровня занимаемой должности. Дополнительно учитывается стаж работы определенного сотрудника в местном властном органе. На перспективы получения чинов может оказать влияние уровень профессиональной подготовки, а также опыт и знания в определенной теме.
Квалификационный экзамен на муниципальной службе — основное условие получение чина. Необходимость проведения подобного испытания, а также факт того, что оно состоялось, фиксируется в локальных нормативных актах конкретного органа власти.
Государственная служба – здесь принято понимать определенную трудовую деятельность граждан на различных должностях, связанных с органами власти. В 90% случаев представлены должности исполнительной властью – различные министерства и подчиненные им менее крупные ведомства. Функции могут производиться на двух уровнях – федерального и регионального масштабов.
Основные различия между государственной и муниципальной службами
Вместе со сходными чертами государственная и муниципальная службы имеют существенные отличия.
Прежде всего, следует отметить, что понятие «муниципальная служба» сравнительно новое для нашего законодательства.
До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, т.к. в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти — местных Советов и исполнительных комитетов — являлись государственными служащими. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. также не использовал понятие «муниципальная служба». Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий — это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.
Запреты для служащих на гражданской государственной службе
Когда человека принимают на такую работу, у него появляются ограничения по некоторым действиям. В Законе № 79-ФЗ прописано, что:
- запрещено замещение должностей при некоторых обстоятельствах;
- запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или иной, которая предусматривает получение коммерческой составляющей. Данный запрет не распространяется на участие в управлении ЖСК, ГСК, потребительских кооперативов, профсоюзов и прочих некоммерческих организаций;
- нельзя приобретать ценные бумаги, по которым их владелец может получить дополнительный доход;
- нельзя открывать счета в иностранных учреждениях. Если на момент поступления на службу кандидат хранит какие-то ценности в иностранных банках, придётся перевести в российские;
- нельзя получать подарки, презенты и подношения от юридических лиц, если это напрямую связано с несением службы;
- категорически запрещено разглашать сведения, которые относятся к тайне, являются конфиденциальными.
За нарушение этих ограничений, служащего привлекут к ответственности. Его снимут с должности, могут лишить классного чина или спецзвания. При отягчающих обстоятельствах, могут привлечь к уголовной ответственности.
Государственный служащий: понятие, виды
Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.
В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.
В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).
Муниципальные служащие
Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Среди муниципальных должностей можно выделить выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления), замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления (выборные должности местного самоуправления); иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Специфика муниципальной службы
Муниципальная служба представляет собой трудовую деятельность лиц, занятых в органах муниципальные власти преимущественно исполнительного характера, то есть муниципальных администрациях. Конституция Российской Федерации признает отделение муниципальной власти от государственной, обеспечивая разграничение государственной и муниципальной службы. В состав муниципальных служащих не включаются лица, которые получили свою должность посредством выборов.
Муниципальная служба подразумевает возможность получения классных чинов. Присвоение классных чинов определяется уровнем занимаемой должности в системе муниципальной службы, также влияет на данный процесс стаж работы в органах муниципального управления. Фактором получения классного чина может выступать уровень профессиональной подготовки и опыта муниципального служащего.
Получение классного чина в системе муниципальной службы, как правило, не требует сдачи квалификационного экзамена. Притом локальные нормативные акты могут предусматривать необходимость сдачи такого экзамена для получения классного чина.
Государственная гражданская и муниципальная служба: понятия, признаки
В статье 3 ФЗ № 79 от 27.07.2004 дается следующее определение государственной гражданской службы — это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Муниципальные образования, где осуществляется местное самоуправление
Местное самоуправление осуществляется в пределах следующих МО:
- городское поселение – город или поселок, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
- сельское поселение – территория одного или нескольких сельских населенных пунктов, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
- муниципальный район – несколько поселений и межселенных территорий, объединенных территориально, где управление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческой направленности непосредственно населением либо через выборные органы, которые наделены правом осуществления отдельных гос. полномочий федеральными законами и законами субъектов РФ;
- городской округ – поселение городского типа, не находящееся в составе муниципального района, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения и отдельные гос. полномочия, определенные законом;
- городской округ с внутригородским делением – городской округ, где образованы внутригородские районы как муниципальные образования;
- внутригородской район – МО городского типа, находящееся на части территориального городского округа с внутригородским делением, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы. Внутригородские районы образуются в соответствии с законами субъекта РФ и уставом городского округа;
- внутригородская территория города федерального значения – часть города, где управленческая деятельность осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы.
Муниципальная служба может быть создана в пределах МО и созданных в нем органов. Служащие муниципалитетов осуществляют функции местного самоуправления и практически воплощают задачи, поставленные перед местными органами. Деятельность муниципального служащего связана с обеспечением полномочий местных органов, призванных от имени населения решать проблемы, имеющие локальный характер. Служащим муниципалитетов не свойственны бюрократические проявления в отличие от гос. служащих, потому что население контролирует их деятельность.
Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.
Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:
- квалификационные требования к потенциальным госслужащим и лицам, нанимающимся на муниципальную службу, в целом одинаковые;
- стаж работы на госслужбе учитывается на муниципальной службе — и наоборот;
- принципы оплаты труда, а также социальные гарантии на госслужбе и муниципальной службе в целом очень схожи.
У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.
Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.
Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.
Государственная гражданская и муниципальная служба: понятия, признаки
В статье 3 ФЗ № 79 от 27.07.2004 дается следующее определение государственной гражданской службы — это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Сходства и отличия муниципального и государственного служащего
Правовые источники муниципальной службы
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.
Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.
Муниципальное право включает в себя нормы, устанавливающие правовые основы муниципальной службы, которая не является государственной.
Основные принципы чего-либо – это руководящие положения, ведущие особенности устройства. Основные принципы устройства и осуществления функций всех видов государственной службы, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе госслужбы РФ».
К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:
- федерализм, то есть одновременное единство системы госслужбы и разграничение полномочий ее органов;
- соответствие законам (законность);
- верховенство прав и свобод человека;
- единый законодательный подход к организации госслужбы;
- гласность и доступность госслужбы публичному контролю;
- грамотность и подготовленность госслужащих на должном уровне;
- некоторые другие.
Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.