Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый ФСБУ 6/2020: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
Признание актива основным средством
Объект должен соответствовать одновременно всем нижеуказанным критериям:
-
иметь материально-вещественную форму
-
быть предназначенным для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд
-
быть предназначенным для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
-
иметь способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).
Что такое основные средства?
ФСБУ 6/2020 «Основные средства» утвержден Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Применять его должны как о коммерческие, так и некоммерческие предприятиях. При этом размер юрлица значения не имеет. Представители малого бизнеса вправе не следовать лишь отдельным положениям документа, но в целом должны вести учет основных средств в соответствии с ФСБУ 6\2020. Сравнение стандарта с действующим ранее ПБУ 6\01 показывает, что новый акт в большей степени соответствует МСФО (IAS) 16, чем предшественник. В него было внесено множество корректировок, призванных приблизить учет основных средств в РФ к международным шаблонам.
ФСБУ 6/2020 несколько видоизменяет само понятие «Основное средство». Теперь к этому имуществу относятся активы, которые удовлетворяют следующим условиям:
- Наличие материально-вещественной формы. Ранее этот критерий не был прописан в стандарте, хотя и подразумевался на практике.
- Предназначенность для использования в обычной деятельности компании: производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, реализации товаров, сдачи каких-либо объектов во временное пользование за плату, осуществление управленческих функций. В новом стандарте к этому перечню добавлены природоохранные мероприятия.
- Продолжительный предполагаемый срок эксплуатации. Речь идет минимум о 12 месяцах. Если операционный цикл юрлица превышает год, то за лимит принимается длительность этого оборота.
- Определённые цели использования актива:
- для коммерческих юрлиц – получение экономических выгод;
- для некоммерческих объединений – выполнение задач, ради которых и создавалось общество (обычно они закреплены в уставе таких организаций).
В соответствии с п. 5 ФСБУ 6\2020 хозяйствующий субъект вправе установить стоимостной лимит в качестве критерия для отнесения того или иного имущества к категории «Основные средства». Все, что стоит меньше этой величины, будет считаться «малоценкой». А на такие активы действие нового стандарта уже не распространяется.
Стоимостной лимит допустимо устанавливать не только в фиксированной сумме, но и в процентах от общей стоимости основных средств компании. Например, юрлицо может закрепить в учетной политике подобное положение: группы активов считаются несущественными до тех пор, пока их стоимость не достигнет 4 % от общей величины стоимости основных фондов.
Траты на малоценное имущество списываются на расходы периода. Тем не менее каждая компания обязана должным образом организовать учет таких активов. Самые популярные варианты – использование забалансовых счетов или специальных ведомостей.
Величину стоимостного лимита отнесения объектов к основным средствам и особенности учета «малоценки» необходимо отразить в учетной политике.
Итак, учет основных средств теперь регламентирован ФСБУ 6\2020. П. 6 документа уточняет, что действие акта не распространяется на следующие виды активов:
- капитальные вложения;
- долгосрочные активы, предназначенные для реализации.
Дополнительные условия для применения УСН
Кроме перечисленных лимитов по доходам, стоимости основных средств и численности работников есть и другие критерии для применения УСН в 2022 году, указанные в статье 346.12 НК РФ.
Об этом тоже важно знать, потому что нарушение одного из условий приведёт к утрате права на упрощёнку, даже если предел по доходам или количеству работников не был превышен.
Большинство запретов связано с видами деятельности. Нельзя перейти и работать на упрощённой системе по этим направлениям бизнеса:
- банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации;
- негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды;
- организация и проведение азартных игр;
- добыча и реализация полезных ископаемых, кроме общераспространенных;
- производство подакцизных товаров, кроме производства вина и виноматериалов из собственного сырья.
- частные агентства занятости, предоставляющие персонал (на кадровые агентства, которые только подбирают работников, запрет не распространяется);
- нотариальная и адвокатская деятельность.
Кроме того, не вправе работать на упрощённой системе организации:
- с участником-юрлицом, если его доля превышает 25% (за некоторым исключением);
- с филиалами (представительства разрешены);
- являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.
Новые понятия ФСБУ 6/2020
Новый стандарт закрепляет понятия, которые ранее действующий ПБУ не предусматривал.
-
Балансовая стоимость (п. 25 ФСБУ 6) – первоначальная стоимость объекта, уменьшенная на суммы накопленной амортизации и обесценения.
-
Элементы амортизации (п. 37 ФСБУ 6) – закреплен состав элементов в составе ликвидационной стоимости, срока полезного использования и способа начисления амортизации.
-
Обесценение (п. 38, п. 47 ФСБУ 6) – состояние актива, при котором его балансовая стоимость превышает сумму, которая может быть получена при использовании актива или в результате продажи его.
-
Ликвидационная стоимость (п. 30 ФСБУ 6) – сумма, которую организация получила бы в случае выбытия объекта основных средств, в т.ч. включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия, после вычета предполагаемых затрат на выбытие; при этом предполагается что объект ОС уже достиг окончания срока полезного использования (СПИ) и находился в состоянии, характерном для окончания СПИ.
-
Переоцененная стоимость (п. 15 ФСБУ) – стоимость объекта основных средств после ее переоценки. Переоцененная стоимость ОС равна или не отличается существенно от их справедливой стоимости.
-
Группа основных средств (п. 11 ФСБУ 6) – совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования.
-
Инвестиционная недвижимость (п. 11 ФСБУ 6) – недвижимость, предназначенная для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости. С введением понятия «инвестиционная недвижимость» понятие «доходные вложения в материальные ценности» не используется применительно к основным средствам, которые Организация передает или планирует передавать, к примеру, в аренду.
Переоценка основных средств
Переоценка проводится по мере изменения справедливой стоимости основных средств. Организация вправе принять решение о проведении переоценки не чаще одного раза в год (по состоянию на конец отчетного года).
Переоценка проводится пропорциональным пересчетом первоначальной стоимости и накопленной амортизации объекта основных средств.
Следует помнить, что выбрав вариант оценки по переоцененной стоимости, Организация обязана проводить переоценку основных средств постоянно. Периодичность ее проведения для различных групп основных средств, за исключением инвестиционной недвижимости, необходимо закрепить в Учетной политике Организации.
Переоцененная стоимость должна быть максимально приближена к справедливой. Понятие справедливой стоимости наиболее полно раскрыто в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». В целом, это стоимость, по которой бы провели обычную сделку участники рынка с целью продажи данного основного средства на дату оценки в текущих рыночных условиях.
Порядок отражения переоценки основных средств по ФСБУ 6/2020 в учете аналогичен тому, что действовал ранее. Напомним, что переоценивать можно как первоначальную стоимость, так и балансовую. Во втором случае записи по увеличению и уменьшению накопленной амортизации будут отсутствовать.
Переход на ФСБУ 6\2020 «Основные средства» предполагает значительные изменения в правилах амортизации.
Прежде всего, теперь амортизация начисляется постоянно, даже в период длительного простоя или консервации объекта, а не приостанавливается на это время, как раньше.
К неамортизируемому имуществу по-прежнему относятся земельные участки. Новый стандарт добавил в эту категорию еще и инвестиционную недвижимость, учитываемую по переоцененной стоимости.
Амортизацию по умолчанию начинают начислять с даты принятия актива к учету, а завершают, соответственно, в момент его выбытия. Однако возможен и иной вариант: амортизационные отчисления появляются с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, а прекращаются с первого числа месяца, следующего за датой его выбытия. Выбор этой альтернативы обязательно нужно закрепить в учетной политике.
Новые правила допускают ситуацию, при которой амортизация считается не ежемесячно, а сразу за отчетный период.
ФСБУ 6\2020 вводит определения следующих элементов амортизации:
- ликвидационная стоимость – доход от выбытия объекта, который компания может получить по завершении срока его полезного использования;
- срок полезного использования – период, определяемый организациями самостоятельно; во внимание при этом берутся такие моменты, как износ, моральное устаревание, планы по замене основных средств и т. д.;
- способ расчета амортизационных отчислений – новый стандарт предлагает несколько вариантов: линейный способ, метод уменьшающегося остатка, способ расчёта пропорционально количеству продукции или объему работ. Организация выбирает наиболее подходящий из них для каждой группы основных средств. При этом правила расчета амортизационных отчислений способами, представленными в ФСБУ 6\2020 и ПБУ 6\01, во многом разнятся.
Важно: сумма амортизации за отчетный период должна быть рассчитана так, чтобы к концу срока эксплуатации объекта его балансовая и ликвидационная стоимости сравнялись.
Иногда ликвидационная стоимость признается нулевой. Это происходит, если:
- получение экономических выгод после выбытия основного средства не планируется;
- предполагаемая сумма, которая может быть получена после выбытия актива, несущественна;
- величину полученных от выбытия объекта средств невозможно определить.
Основные положения учета малоценки
Вследствие изменений в бухучете с 2022 года МБП не учитываются на сч. 10. В день поступления они фиксируются на счетах затрат.
При списании малоценных и быстроизнашивающихся предметов необходимо за основу брать текст ФСБУ 6/2020. Разрешается пользоваться двумя способами.
Первый — сразу списывать на счета затрат предприятия. Это значит, что со счетом поставщика будут корреспондировать счета 20,23,25,26,29, в некоторых случаях — 44. Однако, есть небольшой нюанс. В момент списания стоимость МБП нужно полностью (без остатка) перенести на сч. 90. По правилам учета на него закрываются не все перечисленные выше счета.
Решить эту проблему можно. Достаточно открыть отдельный субсчет «Малоценное имущество» (МИ) к счетам 20,25,29, который будет корреспондировать со сч.90. Пример проводок будет выглядеть так:
- Дт 26/44 или открытый субсчет «МИ» — Кт 60 — запись в момент поступления МБП;
- Дт19/Кт60 — отражена сумма входящего НДС;
- Дт60/Кт51 — расчет с поставщиком;
- Дт68/Кт19 — НДС переведен к вычету;
- Дт90/Кт26/44 или субсчет «МИ» — списание стоимости малоценных средств на расходы.
Есть более простой вариант, как списать. В этом случае малоценку следует сразу относить на сч.90. Однако тогда аналитику расходов в бухгалтерии провести не смогут. Поэтому чаще всего специалисты предпочитают первый способ. Проводки прямого списания:
- Дт90/Кт60 – поставщик передал имущество, оно сразу отнесено на расходы;
- Дт19/Кт60 — НДС входящий;
- Дт60/Кт51 – безналичная оплата с расчетного счета;
- Дт68/Кт19 – принятие к вычету НДС.
Применение стандарта «Обесценивание активов»
Согласно п. 15 Стандарта «Обесценивание активов» учреждения должны признавать убыток от обесценивания ОС, если его остаточная стоимость на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого основного средства.
Справедливая стоимость —это цена, по которой может быть совершен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки. Ее применяют, например, когда безвозмездно получают основное средство.
В соответствии с п. 6 Стандарта № 259н проверку на обесценение необходимо будет провести, воспользовавшись результатами годовой инвентаризации. Поэтому, в случае если учреждение допустит ошибку при оценке срока полезного использования или при выборе метода начисления амортизации, что приведет к завышению остаточной стоимости имущества на любую отчетную дату, необходимо будет сделать исправительные записи, уменьшив стоимость такого основного средства до его справедливой стоимости. Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости следует оценивать и необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования (согласно п. 13 Стандарта № 259н).
Срок полезного использования
В новый ФСБУ в качестве критерия для определения срока использования основных средств было добавлено такое определение, как моральное устаревание, планы по замене ОС (включающие модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение), а также ограничения, которые накладываются договорными отношениями и намерениями руководства.
Таблица 3. Срок полезного использования
ПБУ 6/01, пункт 20 | ФСБУ 6/2020, пункт 10 |
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из: ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды). В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту | Срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из: ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации; ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов; ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств; планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения |
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Этот стандарт применяется не всеми компаниями. Изначально нужно определить, если у них объекты, которые подпадают под определение «объекты учета аренды». При этом по объектам можно определить:
- срок аренды, при этом нужно обращать внимание не на формальный срок, а на действительные намерения арендодателя и арендатора (зачастую срок договора бывает меньше 12 мес., чтобы не регистрировать его);
- предмет аренды. Если его невозможно идентифицировать, то не надо применять к договору ФСБУ. Например, заключен договор на аренду автомобиля, но каждый раз предоставляются разные транспортные средства (какие свободные). В такой ситуации нет возможности конкретизировать конкретный арендуемый предмет;
- арендатор получает выгоду при использовании арендуемого предмета;
- арендодатель контролирует использование предмета, например, определяет, какую деятельность можно вести в сданном в аренду помещении.
ФСБУ 25/2018 можно не использовать, когда:
- срок договора меньше 12 месяцев;
- рыночная стоимость предмета не больше 300 тыс. руб.;
- компания вправе вести вести упрощенный учет и решает не использовать этот стандарт, указав это в учетной политике.
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Для организации учета основных средств в 2022 году согласно правилам нового ФСБУ нужно произвести инвентаризацию ОС по состоянию на 1 января 2022 года. Если этого не было сделано в конце прошлого года, инвентаризацию нужно сделать хотя бы сейчас, оформив документацию задним числом.
Нужно сгруппировать основные средства (недвижимые объекты, транспортные средства и т.д.), сделав классификацию по возможности более удобной для учета. Например, можно классифицировать транспортные средства на грузовые и легковые и др.
Также нужно закрепить в учетной политике лимит стоимости основных средств на 2022 год. Удобно для этого брать 100 тыс. руб., и тогда бухгалтерский учет будет максимально приближен к налоговому.
Кроме того, нужно организовать бухучет основных средств, стоимость которых списана в учете (т.е. самортизирована), но по факту эти объекты используются и дальше.
На основании положений ФСБУ 6/2020 предлагается при необходимости пересмотреть срок полезного использования ОС (в сторону увеличения или уменьшения). Компаниям не обязательно это делать, но желательно, когда у них в собственности есть сильно устаревшие основные средства.
Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении
В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.
Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.
Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.
Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.
- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
- для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Что такое балансовая стоимость основных средств и как ее определить
Балансовая стоимость — первоначальная стоимость актива с учетом ее изменений (п. 7 Федерального стандарта N 257н, п. 27 Инструкции N 157н).
После признания в бухгалтерском (бюджетном) учете актива в качестве основного средства его учет осуществляют по балансовой стоимости (п. 25 Федерального стандарта N 257н). Поэтому балансовая стоимость — это стоимость, по которой актив отражен в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Изменение балансовой стоимости основного средства после его признания в бухгалтерском (бюджетном) учете возможно в результате (п. 19 Федерального стандарта N 257н):
- достройки;
- дооборудования;
- реконструкции, в том числе с элементами реставрации;
- технического перевооружения;
- модернизации;
- частичной ликвидации (разукомплектации);
- замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части;
- переоценки объектов основных средств.