Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процесс и условия образования пара бензина и другого топлива». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Потери при хранении нефтепродуктов – это не только экономическая, но и экологическая проблема. Ущерб от них может измеряться миллиардами долларов. Кроме того, здесь можно также говорить о существенном ущербе для репутации компании.
Субъективные факторы испаряемости бензина
Существует несколько причин, почему происходит испарение бензина. И за них полностью ответственны владельцы автомобилей.
-
По той самой причине, о которой думает большинство. Если на заправке разбавляют бензин, пытаются увеличить его объём, доливая более дешёвое топливо или даже воду, повышение испарения будет неизбежным.
-
По причине поломки топливной системы. Путь бензина из бака к системе зажигания может иметь незначительные трещины. Водитель может не знать о них, так как не видит явной лужи под авто. Однако в процессе движения машины и циркуляции топлива, его потери неизбежны. Причём не только путём испарения, а и утечки самой жидкости.
-
По причине плохо затянутой крышки топливного бака. В этом случае испарение бензина происходит через щели между крышкой и резьбой.
Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.
Базовый документ для установления его смысла – Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее – Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.
Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.
Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра – почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.
Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:
- зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
- повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.
Перерасход – в расход
Вопрос о том, может ли предприятие в целях налогообложения установить норму расхода ГСМ по конкретному автомобилю выше максимально предусмотренной (на основании данных контрольных заездов), фактически открыт.
С одной стороны, Методические рекомендации являются обязательными для всех компаний. Более того, в п. 3 документа сказано, что он применяется в том числе и при налогообложении. С другой стороны, ни в подп. 5 п. 1 ст. 254, ни в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, которые закрепляют возможность учесть в расходах затраты на приобретение ГСМ, ничего не сказано о каких-либо предельных нормах. При этом Минтранс России, специалисты которого написали Методические рекомендации, не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов.
В итоге компаниям при нормировании расходов на ГСМ не остается ничего другого, как исходить из общей нормы ст. 252 НК об экономической оправданности и документальном подтверждении затрат. Если организация представит документы, подтверждающие, что на конкретном технически исправном автомобиле расход ГСМ выше норм, утвержденных Минтрансом России, и такое положение вещей является экономически оправданным, она будет вправе принять в расход их полную стоимость. Однако риск доказывания правомерности таких действий будет лежать на налогоплательщике (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу № А27-8757/2011).
Утверждение комиссией
Для того, чтобы законно провести списание горюче-смазочных материалов, а также правильно оформить акт, в организации должна быть создана специальная комиссия в составе не менее двух человек. Для ее назначения руководитель предприятия выпускает отдельный приказ. В состав комиссии должны входить сотрудники различных подразделений, а также материально-ответственное лицо. При этом желательно выделить в комиссии председателя и рядовых членов.
В задачи комиссии входят сверка фактических расходов ГСМ с установленными в компании нормами (при этом следует отметить, что для каждого вида транспорта они свои и должны утверждаться отдельно), проведение тестовых выездов с водителями для проверки размеров ежедневного расхода горючего, масла и т.п., а также сбор путевых листов за отчетный период.
Потери и снижение качества нефтепродуктов от испарения
Чтобы понять, почему бензин испаряется при его разбавлении, трещины в системе или приоткрытой крышке бака, необходимо разобраться в физических свойствах топлива. И принять за факт, что бензин, как ни крути, является жидким видом топлива, а не твёрдым.
К физическим свойствам жидкости относится то, что она может испаряться. И происходит это независимо от стороннего влияния.
Жидкость испаряется, потому что её молекулы находятся в постоянном движении. И сталкиваясь между собой, некоторые из них подпрыгивают. Пока они находятся в воздухе, могут сместиться под влияние ветра. Этот процесс и приводит к уменьшению объёма жидкости в сосуде. И именно это происходит с бензином, если система, в которой он находится, не герметична. Речь идёт об уменьшении в объёме до 25%, что немало.
Стоит заметить, что чем больше открытая площадь жидкости, тем быстрее она будет испаряться. А если прибавить внешнее влияние, например, нагревание или взбалтывание топлива из-за того, что машина движется, то испарение части бензина обеспечено.
При увеличении температуры, связи между молекулами жидкости становятся слабыми. Поэтому в летний период испарение бензина из негерметичной топливной системы будет больше.
Если исключить перечисленные выше субъективные причины испарения бензина, то остаётся только один объективный фактор, почему это происходит. Дело в том, что химические свойства топлива таковы, что вызывают некоторое испарение бензина. И без этого процесса бензин не будет топливом, и автомобиль не заведётся в принципе.
Откинув поломки топливной системы и прочие факторы, можно сказать, что на испаряемость автомобильных бензинов влияет сама формула бензина. Он делается с таким составом, чтобы автомобильный двигатель давал необходимую мощность и годами оставался работоспособным.
К бензину предъявляется ряд требований.
-
Он должен иметь способность испаряться, чтобы эффективно смешиваться с воздухом в определённый момент и поступать к системе зажигания в пропорции 1:14. Такая смесь считается рабочей для двигателя внутреннего сгорания.
-
Бензин должен иметь такой углеводородный состав, чтобы исключить детонацию и самовоспламенение в системе.
-
Устойчивость состава топлива тоже необходима, чтобы в процессе хранения и перевозки бензин при любых изменениях во внешней среде оставался бензином.
Как видите, первым пунктом обозначено то, что бензин обязательно должен испаряться. Однако не нужно думать, что из-за этого будет расход денег увеличиваться и расход топлива. В показателях расхода бензина на количество км/ч уже учтены все его физико-химические свойства. В том числе уменьшение его объёма в период прохождения нормальных процессов в топливной системе машины.
У всех видов бензинов есть ряд показателей, которые напрямую влияют на его испаряемость. К ним относится:
-
коэффициент диффузии паров, теплоёмкость и плотность;
-
поверхностное натяжение и вязкость;
-
давление насыщенных паров;
-
фракционный состав.
Все нормы прописаны в соответствующих ГОСТах. И при производстве бензинов, НПЗ не отступают от них. Иначе, как мы уже говорили, бензин не будет бензином. И топливо не сможет служить полноценно.
Чтобы понять, как перечисленные показатели отражаются на испарении бензина, стоит обратиться к учебникам химии. Либо же об этом расскажет большая энциклопедия нефти и газа, статья, страница 1.
Пересказывать полностью мы ее не будем. Но выделим основное для быстрого понимания, почему бензин испаряется. С этой целью расскажем о каждом показателе в отдельности.
Применение норм естественной убыли при количественном учете нефти и продуктов её переработки
Любое предприятие, где происходит хранение, приемка и отпуск нефтепродуктов (например, нефтебаза) имеет конкретное местоположение и, как правило, оборудуется резервуарным парком с однотипными емкостями, которые разделены на сектора для хранения отдельных групп нефтепродуктов.
В связи с этим, если учет на предприятии подразумевает применение списания нефтепродуктов по статье «естественная убыль», то обычно для учета таких потерь для каждой нефтепродуктовой группы используют два набора норм технологических потерь нефтепродуктов (принцип сезонности). Значение этих норм, как правило, берутся из постановлений Министерства энергетики РФ или устанавливаются принятыми в конкретной компании регламентами. В любом случае такие нормы должны утверждаться внутренним приказом каждого предприятия.
В основном учет сейчас автоматизирован, поэтому нормирующие значения легко найти в справочнике по группам нефтепродуктов. В нем хранится вся необходимая информация, сформированная по принципу «группа НП – норма». Сами же значения нормативов разделяются в зависимости от вида технологической операции (хранение, перевалка и так далее).
В автоматизированных учетных системах каждому конкретному нефтепродукту присваивается группа, и по справочным значениям ведется списание естественных потерь. Далее мы приведем конкретный пример типовых значений нормативов убыли для двух наиболее распространенных нефтепродуктовых групп – первой и пятой.
В качестве примера пусть предприятие находится во второй климатической зоне, а его резервуарный парк состоит из стальных понтонных ёмкостей объемом до одной тысячи кубометров.
Что такое испаряемость бензина?
Испаряемость бензина оценивается показателями фракционного состава и летучести (давление насыщенных паров, потери от испарения и склонность к образованию паровых пробок).
Испаряемость бензина должна обеспечивать оптимальный состав топливовоздушной смеси на всех режимах работы двигателя независимо от способа ее приготовления. По способу приготовления смеси топлива с воздухом различают двигатели карбюраторные, в которых состав топ- ливовоздушной смеси в основном задается конструкцией карбюратора, и инжекторные (с впрыском), в которых состав смеси регулируется электронной системой в зависимости от состояния двигателя и условий его работы.
С испаряемостью бензина связаны такие характеристики двигателя, как пуск при низких температурах, вероятность образования паровых пробок в системе питания в летний период, приемистость автомобиля, скорость прогрева двигателя, а также износ цилиндро-поршневой группы и расход топлива.
Фракционный состав бензинов характеризуется температурами начала перегонки и выкипания: 10, 50, 90% объема бензина, конца кипения; объемом остатка в колбе и потери (%).
В последнее время чаще стали пользоваться объемами (%) испарившегося бензина при температуре 70, 100, 180 °С.
Характеристику бензина по холодному запуску принято связывать с температурой перегонки 10% бензинаили объемной долей (%) бензина, перегоняемого при 70 °С.
Методика по нормированию и учету потерь нефти и нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих предприятиях Миннефтехимпрома СССР, от 30 сентября 1974 года
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель
Министра Г.Ивановский 30 сентября 1974 года.
Заместитель начальника
Главнефтехимпереработки (Л.Злотников)
Согласовано:
Заместитель начальника
Технического управления (В.Никитин)
Заместитель начальника
Планово-экономического управления (С.
Полоцкий)
Настоящей методикой
регламентируется порядок разработки нормы потерь нефти и
нефтепродуктов по каждой установке в отдельности и по предприятию в
целом и единообразие учета потерь на нефтеперерабатывающих
предприятиях отрасли.
Миннефтехимпром СССР
ежегодно утверждает предприятиям нормы технологических /в том числе
товарных/, возвратных и безвозвратных потерь нефти и нефтепродуктов
/в дельнейшем для краткости — «нормы» или «потери»/.
МНОГО ЛИ БЕНЗИНА ИСПАРЯЕТСЯ НА ЖАРЕ?
Летнее жаркое время – пора, когда автомобилисты заправляются с особым вниманием. Многие стараются заливать бензин в бак утром или вечером, когда прохладно, а есть и те, кто считает, сколько бензина испаряется из бака на жаре. Много ли можно потерять при высокой температуре – разбираемся в сегодняшнем материале.
Нередко автомобилисты жалуются на испарение бензина из бака: кто-то рассказывает об исчезновении до 3-5 литров топлива, когда автомобиль несколько дней простоит на жаре.
На самом деле в большинстве таких ситуаций, как говорят эксперты, речь может идти о неисправной топливной системе – возможно, есть какие-то протечки или трещины, через которое и выходит искомое топливо или испаряется. Исправная же система герметична, а значит, потери топлива из-за испарения должны быть минимальны или же вообще на «нулевом» уровне. Тем более, что вообще бензобак не касается кузова или крышки багажника, а значит, не должен нагреваться.
В то же время среди всех нефтепродуктов бензин считается самым расположенным к испарению. Его испаряемость почти в 1000 раз выше чем, например, у дизельных масел или мазута.
Потери топлива в бензобаке, если и происходят, то чаще всегоиз-за негерметичности крышки бензобака или после того, как ее плохо закрыли. Считается, что именно из-за неплотного закрытия резервуара с бензином может испаряться до 25% содержимого.
При хранении бензина летом желательно уменьшить потери от испарения, и это можно сделать, только сократив площадь поверхности испарения, т. е. приблизив уровень топлива к горловине бака.
Потери бензина при хранении в стандартных емкостях на среднегодовой период:
Тип резервуара | Южная зона | Северная зона | ||||
Оборачиваемость резервуара в год | ||||||
12 | 48 | 96 | 12 | 48 | 96 | |
РВС-400 | 4,8 | 12,4 | 22,6 | 2,9 | 9,4 | 15,9 |
РВС-1000 | 11,5 | 29,4 | 58,4 | 6,7 | 19,4 | 36,4 |
РВС-2000 | 22,2 | 55,6 | 100,3 | 12,6 | 35,5 | 66,0 |
РВС-3000 | 34,8 | 88,3 | 159,7 | 20,5 | 57,9 | 107,0 |
РВС-5000 | 50,4 | 126,2 | 227,2 | 28,4 | 80,8 | 150,6 |
Применение норм естественной убыли при количественном учете нефти и продуктов её переработки
Любое предприятие, где происходит хранение, приемка и отпуск нефтепродуктов (например, нефтебаза) имеет конкретное местоположение и, как правило, оборудуется резервуарным парком с однотипными емкостями, которые разделены на сектора для хранения отдельных групп нефтепродуктов.
В связи с этим, если учет на предприятии подразумевает применение списания нефтепродуктов по статье «естественная убыль», то обычно для учета таких потерь для каждой нефтепродуктовой группы используют два набора норм технологических потерь нефтепродуктов (принцип сезонности). Значение этих норм, как правило, берутся из постановлений Министерства энергетики РФ или устанавливаются принятыми в конкретной компании регламентами. В любом случае такие нормы должны утверждаться внутренним приказом каждого предприятия.
В основном учет сейчас автоматизирован, поэтому нормирующие значения легко найти в справочнике по группам нефтепродуктов. В нем хранится вся необходимая информация, сформированная по принципу «группа НП – норма». Сами же значения нормативов разделяются в зависимости от вида технологической операции (хранение, перевалка и так далее).
В чем и сколько хранить бензин
- В канистре – металлической (алюминиевой или стальной) возможно хранить топливо до года. Следите за качеством резиновой прокладки на крышке, бензин разъедает ее и крышка теряет герметичность. Периодически резиновую прокладку нужно менять. По ГОСТ металлическая тара для хранения и транспортировки топлива должна быть с внутренним масло-, бензо- и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической безопасности.
- В пластиковой канистре сроки хранения также достигают года. Но все же с оговорками. Считается, что длительно сохранять бензин в пластиковой канистре нежелательно, а некоторые виды пластика недопустимы для этих целей. Пластик способствует окислению и накапливает статический заряд, что может привести к воспламенению. Поэтому выбирайте только специальную пластиковую канистру.
- Можно ли хранить бензин в обычных пластиковых бутылках? Категорически не рекомендуется, даже на один день. По этой причине на АЗС отказываются заливать горючее в такие емкости. Если вам приходилось бывать в ситуации остановки посреди дороги из-за того, что закончилось топливо, лучше возить с собой небольшую металлическую или из специального пластика канистру. Бензиновый голод не грозит запасливым!
- До двух лет у бензина срок годности может достигать в бочке или небольшой цистерне. Лучше, если вы заглубите их в землю по верхнюю границу и обеспечите герметичность крышки. Углубление резервуаров в землю исключает нагревание от солнечных лучей. При должном устройстве такие хранилища можно долго использовать для хозяйственных нужд.
От того в чем хранится бензин напрямую зависит срок его годности. Топливо лучше всего заливать в специальные канистры и металлические бочки. Иногда можно встретить горючее, залитое в пластиковые бутылки и фляги, но это неправильно! Со временем начинает происходить реакция между бензином и пластиком, возникает статистический разряд.
В теории при переливании бензина в топливный бак возможно возникновение искры. а что может быть опаснее этих процессов? В остальных случаях срок хранения горючего в пластиковой таре равен тем же цифрам – один год.
Самым лучшим и рекомендуемым способом хранения бензина является заземленная цистерна, так называемые заглубленные резервуары – так они хранятся всегда в пределах одной температуры и надежно защищены от солнечного света. В бытовых условиях люди зачастую закапывают в землю обычные металлические бочки с бензином, и это позволяет приблизиться к пятилетнему сроку хранения согласно стандартам ГОСТ.
Кроме этого среди тары можно встретить и специальные автоцистерны. При этом не стоит забывать, что идеальная температура для хранения топлива составляет 20 градусов тепла. Если тара с горючим попадает под прямые солнечные лучи – при температуре около 70 начинает активное испарение бензина, что может быть крайне опасно для жизни.