Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!
Выплата без учета износа по ОСАГО
Суть дела о взыскании со страховой компании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа
Пострадавший в ДТП обратился в «Росгосстрах» с заявлением о наступлении страхового случая, предоставив свой автомобиль BMW X5 на осмотр. Страховщик отказал водителю в возмещении ущерба, ссылаясь на то, что повреждения машины не соответствуют обстоятельствам ДТП. Тогда автовладелец произвел восстановительный ремонт за свой счет и заказал автоэкспертизу после ДТП, предъявив страховщику досудебную претензию. «Росгосстрах» претензию не удовлетворил, и потерпевший обратился с иском в суд.
Согласно судебной автотехнической экспертизе, стоимость восстановительного ремонта без учета износа составляет 346 300 руб., с учетом износа – 256 500 руб. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск потерпевшего частично и постановили взыскать в пользу истца стоимость восстановительного ремонта без учета износа. С такими доводами не согласилась судебная коллегия кассационного суда, ссылаясь на то, что, поскольку страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, то сумма должно рассчитываться с учетом износа.
Однако, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к иному выводу. А дело все в том, что страховая компания не исполнила свое обязательство по выдаче направления на ремонт на СТО, нарушив таким образом требования Закона об ОСАГО. При этом обстоятельств, по которым страховщик имел право заменить ремонт на страховую выплату, судами установлено не было.
Ссылаясь на п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса РФ, Верховный суд указал на то, что должник должен возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Таким образом, поскольку при возмещении убытков кредитор должен был быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом, стоимость ремонта должна была считаться без учета износа изделий.
Вывод: при отсутствии должных оснований страховая компания не имеет права отказать в направлении на ремонт и заменить его выплатой с учетом износа.
Инструкция для получения полной суммы страхового возмещения.
Теперь подробнее рассмотрим каждый из пунктов.
Запрос экспертизы в страховой компании.
Если страховая компания занизила сумму выплаты, то вы можете потребовать обоснования этой суммы, т.е. нужно получить копию заключения эксперта, а также необходимо ознакомится с материалами выплатного дела, при ознакомлении с делом необходимо провести фотофиксацию всех документов.
Однако, копию заключения эксперта вы от страховой не получите, т.к. экспертизу никто не проводил, и ознакомившись с материалами дела вы в этом убедитесь.
Проведение независимой экспертизы
Если вы не согласны с суммой выплаты страховой премии, то необходимо определить какая же сумма будет объективно достаточной для восстановления автомобиля, для этого вам необходимо самостоятельно провести независимую экспертизу. При этом необходимо, чтобы эксперт при определении стоимости восстановительного ремонта руководствовался правилами установленными Центральным Банком РФ и действующим законодательством.
Досудебная претензия к страховой о незаконном снижении страховой выплаты
Необходимо составить грамотную претензию в адрес страховой компании и направить ее по юридическому адресу или лично вручить в офисе страховой компании под роспись и печать, к претензии обязательно приложите копию или второй экземпляр заключения эксперта, а также реквизиты счета для перечисления страховой выплаты.
Почему страховая компания занижает выплату и не увеличит ее по претензии?
Все очень просто, по статистике из 10 человек, которые остались недовольны заниженной суммой страховой выплаты обратится в суд только 1. И страховые компании это знают, именно поэтому вероятность получить всю страховую выплату после подачи претензии крайне низка, т.к. к страховой компании не будет применять никакая санкция за необоснованный отказ.
И только когда вы обращаетесь в суд, для страховой компании появляются определенные финансовые риски, которые обычно и вынуждают ее выплатить оставшуюся сумму.
Иск в суд к страховой об обжаловании занижения страхового возмещения и взыскании неполученной суммы
Исковое заявление в суд против страховой выплатившей заниженную страховку это самый действенный инструмент по защите ваших прав.
Как это работает? Когда вы подаете иск в суд, то ваше дело автоматически передается в юридический отдел страховой компании и его изучает руководитель юридической службы. Юристы оценивают перспективу этого дела и вырабатывают вектор по которому страховая компания выйдет с наименьшими потерями.
В такой ситуации вам больше не придется разговаривать с менеджерами “девочками” и “мальчиками” в офисах компаний, вашим делом будут заниматься адекватные люди, которые понимают правовые и финансовые последствия нарушения Ваших прав.
Это происходит в силу того, что в исковом заявлении сумма требований складывается не только из суммы страхового возмещения, а применяются еще ряд правовых инструментов.
При занижении суммы страховой выплаты подается исковое заявление о взыскании:
- недоплаченной суммы страхового возмещения
- компенсации причиненного морального вреда
- процентов за пользование чужими денежными средствами
- расходов на составление документов и оплату услуг представителя
- расходов на проведение независимой экспертизы
- расходов на составление доверенности у нотариуса
- штрафа в размере 50% от всей присужденной суммы
Отдельно хочется сказать по поводу последнего пункта, штраф взыскивается со страховой компании в пользу страхователя т.е. в вашу пользу.
(При удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. )
Данная мера ответственности установлена ст. 13 ФЗ РФ “О защите прав потребителей” оформить как цитату
То есть, от всей суммы, которую суд присудил в вашу ползу еще взыскивается штраф, за то, что страховая компания занизила страховую сумму и не выплатила ее добровольно по вашей претензии.
Именно благодаря всем этим инструментам очень часто страховые компании сразу после получения повестки в суд пытаются заключить мировое соглашение со страхователем, либо добровольно исполнить требования содержащиеся в претензии.
Большим плюсом является тот факт, что страховая компания уже выплатила часть суммы, тем самым подтвердив, что случай признан страховым и страхователь выполнил все необходимые действия предусмотренные законом для получения страховой выплаты, осталось решить вопрос только с размером возмещения это существенно упрощает задачу.
Фактическое получение страховой суммы
Когда вы подали исковое заявление в суд, то дело может закончится решение суда, мировым соглашением,добровольным исполнением страховой компанией своих обязательств.
Мировое соглашение и добровольное исполнение обязательств предполагает добровольную, фактическую выплату денежных средств составляющих разницу между заниженной выплатой и суммой фактически необходимой для ремонта автомобиля после ДТП.
Самое интересное начинается, когда суд вынес решение о взыскании денег со страховой, в связи с незаконным снижением суммы страхового возмещения и вам предстоит получить свои денежные средства.
- подача исполнительного листа в Федеральную Службу Судебных Приставов (ФССП)
- подача исполнительного листа в банк, в котором у страховой компании есть счета.
Кто доплачивает за ремонт
Часто бывает так, что автосервис, не получив достаточную для ремонта сумму, требует доплаты с владельца машины. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению ТС, если он не виновен в происшествии.
Если выплата по ОСАГО рассчитана правильно, но денег не хватает на ремонтные работы, пострадавший вправе взыскать недостающие средства с виновника аварии. Перед выставлением требований к инициатору ДТП нужно произвести действия, описанные ниже (см. раздел «Если стоимость ремонта больше выплаты).
Если расчет компенсации выполнен с ошибкой, то претензии надо предъявлять СК (см. раздел «Намеренное занижение страховой суммы»).
Таким образом, если компенсации по ОСАГО не хватило на восстановительные работы, доплачивает:
- страховщик, если он допустил ошибку в расчетах (и автовладелец ее доказал);
- виновник ДТП, если размер компенсации рассчитан правильно.
Порядок выплат по ОСАГО
Чтобы получить выплаты по ОСАГО, необходимо уведомить страховую компанию о происшедшем событии, которое стало причиной ущерба. Основанием для компенсации является заявление на возмещение, к которому нужно приложить пакет бумаг, подтверждающих факт наступления страхового случая, а также детализирующих его объемы и характеристики. В перечень документов входит:
- паспорт собственника;
- водительское удостоверение;
- заявление о страховом возмещении;
- справка о ДТП и постановление;
- ПТС или СТС (можно в виде копии);
- постановление или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии, если ДТП оформлено не по европротоколу.
Страховщику законом выделяется 20 рабочих дней для проведения внутреннего расследования происшествия, необходимого для того, чтобы корректно рассчитать сумму ущерба. По истечении этого срока на счет потерпевшего должна поступить сумма возмещения.
Чтобы ваши действия после дорожного происшествия не стали причиной занижения выплаты и вы не думали, что делать, если не устраивает сумма страховой выплаты по ОСАГО, следуйте простым рекомендациям:
- вызывайте на месте ДТП представителя дорожной службы для фиксирования страхового случая и не поддавайтесь уговорам виновника происшествия оформить его по европротоколу;
- соблюдайте сроки подачи заявления в страховую компанию — они составляют 5 дней;
- не ремонтируйте авто до урегулирования вопроса со СК, для этого возможно понадобиться повторная экспертиза;
- заберите с ремонтной мастерской документы, подтверждающие факт проведения восстановительных работ и их объемы — если вы уже отремонтировали поврежденных транспорт до завершения делопроизводства.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Как быть, если сумма оказалась слишком низкой
Размер страховой выплаты по ОСАГО не всегда покрывает расходы на восстановительный ремонт авто. Ее величина рассчитывается с учетом износа поврежденных деталей. Взыскать с самой страховой компании дополнительную сумму в этом случае не получится. Единственным выходом остается получение средств с виновника аварии в судебном порядке.
Федеральный закон «Об ОСАГО» не создает препятствий для распространения положений общих норм ГК РФ на возмещение убытков, понесенных в результате ДТП. При явно низком размере страховой выплаты пострадавший в аварии вправе рассчитывать на то, что виновная сторона восполнит образовавшуюся разницу. Требования предъявляются ответчику в исковом заявлении.
По данному вопросу свою позицию высказал Верховный суд РФ. В пленуме № 25 от 23 июня 2015 года содержатся разъяснения, согласно которым в сумму реально причиненного ущерба допускается включать затраты на ремонт машины, если потребовалось приобрести новые детали. Конституционный суд признал правомерность такого утверждения.
К сожалению, практика сегодня складывается по-другому: страховые компании обычно определяют размер ущерба без учета этого толкования – основываясь лишь на единую методику расчета. В связи с этим доказывать свою правоту водителям нередко приходится через многочисленные судебные тяжбы.
Что учитывается при ремонте по ОСАГО
После изменений в законе об ОСАГО процедура отправки автомобиля на ремонт происходит абсолютно по другому. Главный фактор — это подсчет стоимости услуг автомастерской и деталей, которые предстоит менять.
Страховая переводит деньги автосервису, учитывая не стоимость детали или работы, указанную в чеке, а цены, зафиксированные Центробанком. Зачастую они значительно отличаются от реальных. В таком случае собственнику предлагают погасить недостающую сумму своими средствами.
Также владельцу автомобиля придется доплачивать, если размер суммы, требуемой для проведения восстановительных работ, превышает установленный лимит в 400 000 руб. при крупных ДТП (с вызовом ГИБДД) и 50 000 руб. — при подписании европротокола.
Выплата по соглашению – это ловушка?
Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.
Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.
Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.
Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.
Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.
Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.
Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.
Но только, если речь не о европротоколе!
А вот в случае с европротоколом, подписываясь в качестве потерпевшего, вы даёте согласие на выплату вам суммы от страховой без каких-либо прав после этого.
Объясним, в чём здесь дело. Казалось, какая разница в контексте взыскания износа с виновника, по европротоколу оформлена авария или же с сотрудниками ГИБДД?! Возмещение и в том, и в этом случае производится по одной методике, а никаких разногласий с Конституцией и ГК здесь нет.
Но в дело вмешивается другой нормативно-правовой акт. Речь идёт о ППВС №2 от 25.01.2015. В пункте 39 этого постановления констатируется ряд важных фактов:
- оформление европротокола – это упрощённая форма получения возмещения по ОСАГО,
- как следствие, сам факт упрощённости означает прекращение любых прав требования как к страховой компании, так и к виновнику по вопросу износа, после произведения выплаты потерпевшему.
При этом, идёт ссылка на статью 408 ГК, что по сути приравнивает европротокол к своего рода расписке, которую виновник выдаёт потерпевшему, а потерпевший на её основе получает выплату, и после того, как будет произведено возмещение, исполнение признаётся надлежащим и завершённым.
Поэтому, если ДТП было оформлено с помощью европротокола, а страховая выплатила с учётом износа недостаточно, то взыскать разницу без учёта износа ни с виновника аварии, ни со страховой в 2019 году уже нельзя.
Как избежать взыскания износа самому виновнику?
Теперь поговорим о ситуации избегания такого требования по ОСАГО, заняв другую сторону – виновника ДТП.
Как видно из судебной практики 2019 года выше, отказу в таком взыскании чаще всего подлежат иски, где истец не смог подтвердить реально понесённые расходы на ремонт транспортного средства. При этом, чаще всего экспертная оценка бывает значительно выше, чем можно фактически отремонтировать автомобиль по сумме.
Но плохие новости заключаются в том, что, к сожалению, если потерпевший всё может представить в суде доказательства фактически понесённых расходов, и они будут выше выплаченных ему денег страховой компанией по ОСАГО, то судья с большой долей вероятности удовлетворит иск, а вместе с ним и услуги представителя истца, расходы на экспертизу и моральный вред.
Расчет износа по ОСАГО
До 2014 года страховые компании для расчета износа автомобиля по ОСАГО пользовались методиками расчета, которые выбирали сами, на свое усмотрение. Кроме того, не было ограничений и по величине амортизации механизмов, иногда это приводило к тому, что результат достигал 80-90%. В итоге размер компенсации ущерба по ОСАГО для авто с пробегом, которых большинство на дорогах нашей страны, очень часто становился предметом судебных споров. Одной из причин этого было занижение расчетной стоимости запчастей, подлежащих замене.
В 2014 году была введена Единая методика расчета восстановительных расходов на ремонт автомобиля, с тех пор в случаях, когда восстановление автомобиля оплачивается по полису ОСАГО, калькуляция делается только по ней. По ней же рассчитывается износ по ОСАГО.
Законодательство по вопросам износа ТС по ОСАГО
Условия возмещения вреда имуществу. поврежденному в результате ДТП, в том числе и автомобилю регламентируются законом “Об ОСАГО”. Этому посвящена гл. 18 в которой, в частности, говорится о том, что выплата производится “в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние в котором оно находилось до момента наступления страхового случая”. Говоря простым языком, если на автомобиле пострадало старое крыло, платить как за новое его владельцу не будут.
Второй документ, который так же имеет прямое отношение к этому вопросу “Положение Банка России от 4 марта 2021 г. № 755-П “О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства”. В нем содержатся формулы, по которым и производится расчет износа автомобиля и выплата по ОСАГО в целом. При этом амортизация учитывается только в отношении деталей и узлов, которым требуется замена (гл.4). Когда рассчитывается стоимость расходных материалов, оплаты работ и т.д. этот коэффициент не учитывается.
Можно ли взыскать износ с виновника
В случае, если реальные расходы на ремонт машины после ДТП превышают размер выплаты по ОСАГО, потерпевший имеет право взыскать недостающую сумму с виновника. Это право подтверждено Постановлением Конституционного суда РФ от 10 марта 2017 года.
В нем объясняется, что, согласно действующему законодательству, возможность полного возмещения вреда пострадавшему виновником ДТП, допускается. Для этого потерпевший должен доказать, что ущерб, который ему причинен, превышает размер страхового возмещения по ОСАГО. В свою очередь виновник имеет право затребовать проведение судебной экспертизы для того, чтобы проверить, насколько обоснованы претензии истца не завысили ли стоимость ремонта его эксперты.
И, тем более, потерпевший имеет полное право требовать с виновника ДТП полное возмещение расходов на восстановление своего имущества, если у него нет полиса ОСАГО. В этом случае аварийщик оплачивает все из своего кармана.
«Эти иски еще не „шаблонизировались“»
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, – просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», – отметил юрист.