Юридические лица – субъекты гражданского права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридические лица – субъекты гражданского права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу юридическое лицо обладает специальной правосубъектностью – оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации обладают общей (универсальной) правосубъектностью. Они могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом. Запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами. Поэтому в учредительных документах коммерческих организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности, хотя такие указания допустимы. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный Реестр сведений о его прекращении.

Коммерческие организации

1. Общие положения о коммерческих организациях.

1.1. Коммерческие организации в ряду прочих искусственных субъектов гражданского оборота являются наиболее распространенными и, пожалуй, главными его участниками и «потребителями» правил о юридических лицах. Участие в гражданском обороте для коммерческих организаций является главной целью и смыслом существования, в отличие от некоммерческих организаций, для которых это скорее необходимость.

1.2. Определение юридического лица как коммерческой организации является исключительной прерогативой законодателя, т.е. юридическое лицо является коммерческой организацией не в силу волеизъявления ее участников, независимо от формы его выражения (например, указания в уставе или принятом единогласно решении), но в силу прямого указания закона.

Виды юридических лиц таблица 2021

В законодательно закрепленную систему организационно-правовых форм входят:

  • две формы предпринимательской деятельности (без образования юридического лица);

  • 7 разновидностей организаций коммерческого характера;

  • 7 видов организаций некоммерческого характера.

Согласно ГК РФ возможны следующие организационно-правовые формы собственности:

  • хозяйственные товарищества;

  • хозяйственные общества;

  • производственные кооперативы;

  • унитарные предприятия.

На практике используются такие виды ОПФ коммерческих образований: общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы.

В некоммерческих образованиях выделяют такие типы: кооператив, общественная организация, различные фонды, товарищества, ассоциации.

Наиболее распространенные формы коммерческих организаций – это общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Они отличаются особенностями своего создания, природой корпоративных прав, порядком отчуждения долей/акций, требованиями к раскрытию информации и др.

Общие положения, касающиеся обоих типов обществ как юридических лиц, содержатся в главе 4 ГК РФ. Детализированные правила создания и функционирования ООО и АО предусмотрены отдельными федеральными законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Даже беглое сопоставление указанных законов говорит о том, что АО – это более сложная в администрировании правовая форма по сравнению с ООО. Максимум формальностей и процедур предусмотрен для публичных акционерных обществ (ПАО), сравнительный минимум – для ООО. Непубличные АО занимают среднее положение: являясь полноценными акционерными обществами, они вправе использовать некоторые опции, характерные для ООО. Отсюда, регистрация ООО обычно рекомендуется компаниям малого или среднего бизнеса, а АО – среднего или крупного.

Принцип создания ООО и АО схож – они создаются одним или несколькими учредителями, которые, приобретая статус участников общества, образуют его высший орган управления (общее собрание). В этом заключается корпоративный характер обоих типов обществ.

Количество участников ООО не может превышать 50. Максимальное количество участников АО не ограничено. В обществах обоих типов может быть единственный участник (однако таким участником не может быть другое ООО или АО, состоящее из одного лица).

Участники (в ООО) и акционеры (в АО) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале (для ООО) или акций (для АО).

Участники ООО вправе принимать участие в распределении прибыли общества. Аналогичным образом, акционеры АО имеют право на получение дивидендов.

Как участники ООО, так и акционеры АО могут заключать корпоративные договоры (договоры об осуществлении прав участников ООО либо акционерные соглашения).

Уставный капитал ООО разделен на доли, выраженные в процентах или в виде дроби. Такие доли являются имущественными правами.

Уставный капитал АО разделен на определённое число акций, удостоверяющих права акционеров по отношению к обществу. Акции являются бездокументарными ценными бумагами. Права на них удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра (отдельной организации, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра). Акции могут различаться по своему типу и условиям выпуска и, соответственно, образовывать различные группы акционеров, наделённых разным объёмом прав по отношению к компании.

Минимальный размер уставного капитала для ООО и непубличных АО составляет 10 000 рублей, для ПАО – 100 000 рублей.

Ключевым отличием акций ПАО является возможность их предложения для приобретения неограниченному кругу лиц. ПАО, в отличие от непубличных АО, вправе размещать свои акции посредством открытой подписки.

В то же время, любые АО (а равно и ООО) вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах.

Поскольку доли в ООО (как имущественные права) являются объектами гражданских прав, участник ООО вправе продавать или иным образом отчуждать свою долю или часть доли другому участнику ООО или иному лицу. Однако, действующие участники ООО пользуются преимущественным правом покупки такой доли по цене предложения третьему лицу и пропорционально размерам своих долей.

Сделка по отчуждению долей в ООО требует нотариальной формы, а сведения о произошедших изменениях в составе участников отражаются в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Акционер любого АО вправе отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров и общества. Однако для непубличных АО уставом может быть предусмотрено преимущественное право других акционеров на приобретение продаваемых акций. Кроме того, устав непубличного АО может предусматривать необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акционером АО своих акций третьим лицам.

Таким образом, акции ПАО могут отчуждаться свободно, а акции непубличных АО (в случаях, когда это предусмотрено уставом) – с соблюдением преимущественного права других акционеров и/или при их согласии на отчуждение ак��ий. Если устав таких ограничений не содержит, то акции непубли��ного АО также могут свободно отчуждаться. Переход прав на акции фиксируется только в реестре акционеров и не отражается в ЕГРЮЛ.

Начать знакомство с действующими в России организационно-правовыми формами (ОПФ) следует с четкого понимания термина «юридическое лицо (ЮЛ)».

Итак, ЮЛ это предприятие с обособленным имуществом и правом ответа по обязательствам, которое может от своего имени осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности.

Если проще, то это официально и правильно зарегистрированная компания, которая сама по себе рассматривается как субъект права.

К признакам ЮЛ можно отнести:

  • Государственную регистрацию;
  • Наличие учредительных документов;
  • Наличие уставных документов;
  • Действия в правовом поле;
  • Наличие юридического адреса;
  • Ведение бухгалтерского учета;
  • Подчинение надзорным органам;
  • Выстроенную внутреннюю структуру;
  • Действие органов управления.

Определяющим документом в классификации ОПФ является действующий классификатор организационно-правовых форм – ОКОПФ, согласно которому формы можно разбить на три основные категории:

  1. Коммерческие, с образованием ЮЛ;
  2. Некоммерческие, с образованием ЮЛ;
  3. Без образования ЮЛ.

Такие формы наиболее популярны в нашей стране для ведения бизнеса, а их основной целью является извлечение прибыли. Основными типами для них являются:

  • Товарищества – полные товарищества или основанные на вере;
  • Общества с ограниченной ответственностью – ООО;
  • Акционерные общества – публичные (АО) и непубличные (ЗАО);
  • Унитарные предприятия – с правом хозяйственного или оперативного управления;
  • Партнерства – производственные кооперативы, хозяйственные партнерства и фермерские хозяйства.

К прибыли такие предприятия не стремятся, а их цели предусмотрены уставом. Тут ситуация пограничная, и на самом деле конечная цель всех участников бизнеса – заработок, однако в данном случае он выражается не в количественном, а в качественном эквиваленте. Некоммерческие формы подразделяются на:

  • Потребительские кооперативы;
  • Общественные объединения, в том числе религиозные;
  • Общественные фонды и учреждения;
  • Государственные корпорации;
  • Различные некоммерческие партнерства;
  • Ассоциации и союзы;
  • Различные товарищества, за исключением полных товариществ или товариществ на вере.

1. Юридические лица классифицируются по различным основаниям. В первую очередь все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК). Критерий деления – основная цель деятельности.

Коммерческие организации – основная цель деятельности: извлечение прибыли. Это хозяйственные товарищества и общества (чаще всего создаются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Некоммерческие организации – во-первых, не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, хотя и могут осуществлять деятельность, приносящую доход, если (а) это предусмотрено их уставами, (б) это служит достижению целей, для которых они созданы, (в) это соответствует таким целям; во-вторых, не распределяют полученную прибыль между участниками. Как некоммерческие организации создаются учреждения, потребительские кооперативы (например, жилищно-строительные), общественные организации и т.д.

Читайте также:  Какие льготы положены вдове с несовершеннолетним ребёнком.

Очень важно: организационно-правовые формы как коммерческих, так и некоммерческих организаций исчерпывающим образом определены в ст. 50 ГК (п. 2, 3).

Значение деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит в том, что, прежде всего, различается их правоспособность (у первых по общему правилу – общая, у вторых – специальная).

Кроме того, различаются сферы деятельности (у первых – производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.п., у вторых – управление, культура, образование и т.д.). Естественно, и правовое регулирование деятельности юридических лиц в этих сферах не может быть одинаковым.

2. Юридические лица делятся на корпоративные и унитарные. Критерий деления – наличие или отсутствие права участия (членства).

Корпоративные юридические лица: учредители (участники) обладают правом участия (членства). К таким юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), кооперативы и т.д. (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК).

Право участия означает, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) в связи с таким участием обладают комплексом прав и обязанностей, которые условно именуют корпоративными правами (правильнее – корпоративные права и обязанности).

Корпоративные права есть собирательная категория, объединяющая имущественные и неимущественные организационные отношения.

Так, в обществе с ограниченной ответственностью имущественным является право участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Наряду с имущественными обязательственными правами участник обладает и правами организационными. К ним относится право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др. Участник корпорации имеет не только права, но и несет обязанности, которые тоже имущественные и организационные. Так, он должен участвовать в образовании имущества корпорации (вносить вклады, взносы) – обязанность имущественного характера. Участник обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации – организационная обязанность (прежде всего см. ст. 65.1–65.3 ГК).

Существование корпорации предполагает наличие участников (членов) корпорации и то, что ее «жизнь» определяется ими.

Унитарные юридические лица – их учредители не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства). К таким юридическим лицам относятся: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК).

При сопоставлении корпоративных юридических лиц с унитарными создается впечатление, будто унитарные юридические лица «живут» сами по себе, независимо от учредителей (у учредителей нет права участия).

Однако это не так. В корпоративных юридических лицах есть «внутренние» отношения (а) участников (членов) между собой, (б) участников (членов) с корпорацией. Кроме того, существуют «внешние» отношения – с третьими лицами. Естественно, у унитарных юридических лиц есть отношения «внешние». «Внутренние» же отношения неодинаковы у разных унитарных юридических лиц. Так, государственное предприятие и муниципальное унитарное предприятие создаются по решению соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество такого предприятия находится в государственной и муниципальной собственности. Руководитель (орган) юридического лица назначается собственником и подотчетен собственнику (ст. 113–114 ГК). Таким образом, во «внутренних» отношениях здесь участвует собственник (публично-правовое образование), с одной стороны, и унитарное предприятие – с другой. При этом собственник (и только он) полновластно управляет унитарным предприятием. Аналогично можно охарактеризовать отношения, складывающиеся между учреждениями, а также автономными некоммерческими организациями и их учредителями («правит» учредитель).

Такое унитарное юридическое лицо, как фонд, независимо от учредителя. Он не имеет права участия. Имущество фонда является его собственностью, и учредители не имеют на него имущественных прав. Управление фондом осуществляется высшим коллегиальным органом (учредитель не имеет отношения к управлению). И только если это предусмотрено законом, при ликвидации фонда его имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, возвращается учредителям (ст. 123.17–123.20 ГК).

Значение деления юридических лиц на корпоративные и унитарные состоит в том, что, благодаря такому делению, становится возможным единообразное правовое регулирование однородных общественных отношений.

Коммерческие организации

1. Общие положения о коммерческих организациях.

1.1. Коммерческие организации в ряду прочих искусственных субъектов гражданского оборота являются наиболее распространенными и, пожалуй, главными его участниками и «потребителями» правил о юридических лицах. Участие в гражданском обороте для коммерческих организаций является главной целью и смыслом существования, в отличие от некоммерческих организаций, для которых это скорее необходимость.

1.2. Определение юридического лица как коммерческой организации является исключительной прерогативой законодателя, т.е. юридическое лицо является коммерческой организацией не в силу волеизъявления ее участников, независимо от формы его выражения (например, указания в уставе или принятом единогласно решении), но в силу прямого указания закона.

Понятие юридического лица и его особенности

Определение 1

Юридическое лицо – организация, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится обособленное имущество, которая по своим обязательствам отвечает этим имуществом, а также может от собственного имени приобретать и исполнять имущественные и личные неимущественные права, а также соблюдать обязанности и быть истцом/ответчиком в суде.

Юридические лица как субъект гражданских правоотношений обязаны обладать такими характеристиками, как:

  • Организационное единство – иерархия в структуре организации, соподчиненность управленческих органов как коллегиальных, так и единоличных, которые и лежат в основе ее структуры, регламентация отношений между участниками.
Пример 1

Этот признак закреплен в нормативно-правовых документах, которыми координируется деятельность организации и отражен в учредительных документах (в том числе и в Уставе организации);

  • Обособленное имущество – материальная база деятельности юридического лица. Обособленное имущество может быть в собственности, оперативном управлении и хозяйственном ведении;
  • Самостоятельная ответственность, в том числе и за имущество – ответственность за обособленное имущество, которое является обязательным условием для приобретения ответственности.

Слайд 10: 1.4. Правосубъектность юридического лица

  1. Аскназий С.И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М.: Статут, 2008.
  2. Белов В.А., Блинковский К.А. Гражданско-правовое регулирование корпоративных отношений с участием гражданско-неправоспособных (не обладающих юридической личностью) организаций // Корпоративное право: Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2009.
  3. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность // Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. II. М.: Статут, 2004.
  4. Иоффе О.С. Спорные вопросы учения о правоотношении // Избранные труды: В 4 т. Т. IV. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2010.
  5. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005.
  6. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада // Избранные труды по акционерному и торговому праву. М.: Статут, 2004.
  7. Мэн Г. Древнее право, его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям. СПб., 1873.
  8. Новицкий И.Б. Роль советского гражданского права в осуществлении хозрасчета и режима экономии. М., 1955.
  9. Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права // Избранные труды по наследственному и страховому праву. М.: Статут, 2003.
  10. Флейшиц Е.А. Торгово-промышленное предприятие в праве западноевропейском и РСФСР // Вестник гражданского права. 2008. N 2.

Юридические лица могут иметь свои обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, – представительства и филиалы. Первые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; вторые могут осуществлять часть или даже все функции юридического лица, в том числе функции представительства. Однако ни то, ни другое подразделение не обладает необходимыми признаками юридического лица, а их имущество является частью имущества юридического лица. Филиалы и представительства действуют на основании не самостоятельных уставов и подобных им учредительных документов, а на основе положения, утвержденного юридическим лицом. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют по его доверенности. Главные различия между этими подразделениями определяются объемом выполняемых ими функций. Представительство имеет меньшее количество функций по сравнению с филиалом. Так, филиал может вести всю или часть деятельности юридического лица, в то время как под представлением интересов юридического лица понимается совершение правовых действий, носящих административный, вспомогательный характер.

Дочерние и зависимые общества и их отличие от представительств и филиалов. Взаимосвязь имущества и деятельности некоторых хозяйственных товариществ и обществ порождает их деление на основные общества (товарищества) и дочерние общества, а также преобладающие (участвующие) общества и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 105 ГК). Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 106 ГК). Таким образом, как в отношениях основного – дочернего, так и в отношениях преобладающего – зависимого обществ присутствует элемент влияния (контроля). Наличие контроля означает, что контролирующее общество (основное, преобладающее) получает в той или иной степени возможность влиять на руководство подконтрольным (дочерним, зависимым) обществом. В то же время наличие элемента зависимости не лишает дочернее (зависимое) общество статуса юридического лица, т. е. статуса самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Данное обстоятельство коренным образом отличает дочернее и зависимое общество от филиалов и представительств, которые рассматриваются лишь как подразделения организации, их создавшей. С этим связан и ряд других особенностей. Так, например, дочерние (зависимые) общества могут создаваться в любом месте, в том числе в месте нахождения основного (преобладающего) общества, что исключается для филиалов и представительств.

Читайте также:  Как заполнить декларацию 3 ндфл с суммы покупки доли

Между дочерними хозяйственными обществами и зависимыми хозяйственными обществами существуют и различия. Так, контрольный пакет акций (учитывая голосующие акции) основного общества в дочернем обществе, как правило, составляет более 50 %; в зависимом обществе – более 20 %. В основу создания дочернего общества положен критерий возможности основного общества определять решения, принимаемые дочерним обществом в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между обществами договором. В зависимом хозяйственном возможности преобладающего общества определяются тем, что оно, являясь владельцем значительного пакета акций и обладая соответствующим числом голосов, может влиять на принятие решений зависимого общества, но не вправе давать ему обязательные указания. Дочернее общество не несет ответственности по долгам основного общества, однако основное общество, имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам). Преобладающее общество не располагает по отношению к зависимому обществу теми правами, которые имеет основное общество по отношению к дочернему, и поэтому не несет какой-либо ответственности по долгам (обязательствам) зависимого общества.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Наряду с традиционной классификацией юридических фактов, цивилисты различают и вспомогательную (факультативную) их классификацию по различным основаниям.

1. В зависимости от последствий, порождаемых юридическими фактами, последние делятся:

– на правопорождающие – с их наступлением гражданское законодательство связывает возникновение гражданских правоотношений. Например, на основании договора аренды у арендатора возникает право пользоваться арендованным имуществом;

– правоизменяющие – с их наступлением гражданское законодательство связывает изменение гражданских правоотношений. Например, некачественный пошив костюма по договору бытового подряда может повлечь серьезное уменьшение стоимости работ со стороны заказчика;

– правопрекращающие – с их наступлением гражданское законодательство связывает прекращение гражданских правоотношений. Например, истечение срока действия лицензии на оказание медицинских услуг повлечет прекращение договора оказания услуг в этой сфере;

– правовосстанавливающие – с их наступлением гражданское законодательство связывает восстановление ранее утраченных прав и обязанностей. Например, явка лица, признанного умершим, приводит к восстановлению некоторых его прав и обязанностей.

2. В зависимости от срока существования юридические факты разделяются:

– на кратковременные юридические факты – существуют непродолжительный срок (например, сделка);

– состояния – существуют длительное время (например, состояние нетрудоспособности).

Российская Федерация состоит из 85 субъектов. К ним относятся республики, края, автономные области и другие образования. Все они составляют еще одну группу носителей гражданского права – публично-правовым субъектам. К примеру, все они пользуются правом собственности.

В силу того, что государство является особым субъектом гражданского права, то ему присущи некоторые специфические черты:

  • участвует в гражданских правоотношениях, исходя не из частных интересов, а для блага всего общества;
  • само издает законы и является гарантом их соблюдения;
  • принимает участие в отношениях через свои представительные и исполнительные органы;
  • является участником сделок, например, при приватизации государственного имущества, при выдаче разрешений на использование природных ресурсов, выпуске денег и так далее.

Юридические лица. Юридическими лицами могут быть только организа­ции. Юридическое лицо физически не существует. Оно лишь правовое понятие, правовая характеристика реально существующей организации. По­этому важно знать, как оно возникает.

Чтобы стать юридическим лицом, организация должна иметь свое наименова­ние (имя), свое имущество, за счет которого она сможет расплачиваться по своим обязательствам, и другие уста­новленные законом признаки юридического лица.

Организация становится юридическим лицом только после ее регистрации в качестве юридического лица соот­ветствующими государственными органами, которые включают организацию в реестр юридических лиц. Сейчас такими органами являются налоговые органы.

После включения в реестр организация становится юридическим лицом и может от своего имени приобретать имущество, распоряжаться им, заключать различного рода сделки и совершать иные юридические действия. Следует сразу ого­вориться, что степень свободы в распоряжении своими пра­вами у разных юридических лиц различная.

Виды реорганизаций

Заключение………………………………………………………………..…..25

Список литературы………………………………………………….….……27

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном обществе институт юридического лица приобретает все более весомое значение для гражданского права и тем более для Российского. Законодатель при систематизации норм, которые регулируют гражданские правоотношения, стремиться как можно шире, глубже и объективно проникнуть в суть конструкции юридического лица, основываясь на разумности и закономерностях.

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Известно, что появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права, то есть усложнением социальной организации общества, развитием производственных отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Бурное развитие экономики середины-конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах (оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Саллейль и др.). В настоящее время резко увеличился объем законодательства о юридических лицах и отчасти повышается его качество.

Целью моей курсовой является изучение природы юридического лица, значение института юридического лица, его способность участвовать в гражданском обороте, предоставляя интересы «коллектива».

В своей курсовой работе я хотела бы провести сравнение особенностей создания юридических лиц в римском праве и в современной Российской правовой системе на основании Гражданского кодекса (1994 г.).

Целью данной работы можно считать попытку проследить исторические изменения в области создания юридических лиц с точки зрения гражданского права.

При подготовке работы были использованы нормативные акты, учебники и учебные пособия по гражданскому праву, исследования юридического лица в российском законодательстве.

Читайте также:  В Вологде утверждён список детей, попавших в детские сады в новом учебном году

Цель работы – исследование института юридического лица при рассмотрении видов юридических лиц по российскому законодательству.

Задачи работы: общая характеристика юридического лица, раскрытие критериев его классификации, рассмотрение отдельных видов юридических лиц.

1. Юридическое лицо как субъект гражданского права.

В действующем Гражданском кодексе РФ впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Гражданский кодекс устанавливает основные принципиальные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом Гражданский кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом.

В современном гражданском праве юридические и физические лица выступают наравне в качестве носителей имущественных прав и обязанностей и называются объединяющим имением — лица. Такое объединение можно считать одним из признаков гражданского права, присущих только ему, или тем новым отраслям права, которые по сути являются частями гражданского права — земельное, торговое право. И хотя любое юридическое лицо в конечном счете является объединением определенного количества физических лиц, тем не менее это объединение имеет ряд безусловно положительных качеств, как то:

— сокращает и без того объемный материал гражданского права;

— упрощает понимание многих гражданско-правовых отношений и т.д.

Но так было не всегда. Как отмечается в литературе, уже древние римляне имели хорошо развитую систему представлений о юридической личности применительно к отдельному человеку. Так, уже во II-I в. до н. э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций (союзов)

обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы, несомненно, обязаны римскому праву.

Совершенствование такого важного и по-своему сложного социального института, как юридическое лицо, практически невозможно без его серьезных научных исследований. Такие исследования велись на протяжении всей истории существования юридических лиц и в XIX веке привели к созданию ряда фундаментальных теорий.

Вопрос о том, кто или что является носителем свойств юридической личности определяют как основную научную проблему, которая в свою очередь, вызывает наибольшие дискуссии. В зависимости от ответа на вопрос о том, что стоит за понятием юридического лица, различные теории юридического лица можно разделить на две большие группы:

— концепции, отрицающие существование реального субъекта со свойствами юридической личности;

— концепции, признающие существование носителя таких свойств.

В XX веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и отчасти повышается его качество. Наука гражданского права относит к числу центральных проблемы теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ гражданская правоспособность и гражданская дееспособность юридического лица возникают в момент его создания и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Объем гражданской правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести обязанности) определяется его учредительными документами (п. 1 ст. 49 ГК РФ).[17]

Следует согласиться с точкой зрения Н.В. Козловой о том, что юридические и физические лица наделены равными возможностями для участия в гражданском обороте. Вместе с тем в ряде конкретных правоотношений допускается участие единственно юридических лиц. Так, например, только юридические лица могут быть страховщиками (ст. 938 ГК РФ), вправе осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, могут наделяться имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 120, п. 2 ст. 113, ст. 294, 296 ГК РФ).[18]

Правоспособность юридических лиц может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).

Общая (универсальная) правоспособность дает юридическим лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации.[19] При этом установление специальной правоспособности обусловлено целями их создания, определенными учредителями.

Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113-115 ГК РФ), банков (согласно Закону «О банках и банковской деятельности»), фондовых бирж (в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»), страховых организаций (согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).[20]

Специальной правоспособностью обладают помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций и некоммерческие организации.

В случае совершения юридическим лицом сделок с выходом за пределы его правоспособности (ultra vires) такие сделки признаются недействительными. При этом законодатель различает недействительность сделок, совершенных с выходом за пределы правоспособности юридического лица, специальная правоспособность которого установлена законом или иным нормативным правовым актом, и сделок, совершенных с выходом за пределы гражданской правоспособности, определенной учредительными документами организации.[21] Первые в силу ст. 168 ГК являются ничтожными вне зависимости от того, знали ли контрагенты данной организации о подобных ограничениях, заключая с ней сделки, или нет. Вторые, согласно ст. 173 ГК, являются оспоримыми, так как для признания подобных сделок недействительными необходимо доказать тот факт, что другая сторона по сделке знала или должна была знать об имеющихся ограничениях гражданской правоспособности юридического лица.

Иногда законодатель устанавливает ограничения правоспособности для юридических лиц определенной организационно-правовой формы. Так, например, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям запрещено выступать в качестве покупателей при приватизации государственного (муниципального) имущества. В соответствии со ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на стадии наблюдения органы управления юридического лица — должника не вправе принимать решения, в частности, о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств.

Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ). На сегодняшний день таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».[22]

Лцензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензионным видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование осуществляется органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом возникающие при лицензировании правоотношения являются по своей природе административно-правовыми, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.

При этом следует иметь в виду, что выдача лицензии не превращает общую правоспособность юридического лица в специальную. Строго говоря, получение или утрата (приостановление, аннулирование) лицензии вообще не влияют на их правоспособность или дееспособность, установленную законом (иными правовыми актами). Правда, для некоторых юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью, выдача лицензии означает приобретение субъективного права на осуществление их основной деятельности в рамках специальной правоспособности. В связи с этим аннулирование (отзыв) лицензии у такого юридического лица равносильно лишению его специальной правосубъектности, а потому неизбежно влечет его ликвидацию. Прежде всего это касается кредитных организаций, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, имеющих специальную правоспособность.[23]

При исследовании правоспособности юридического лица интерес представляет вопрос о возможности юридического лица иметь личные неимущественные права.

Юридическое лицо может обладать правами на средства индивидуализации товаров и услуг, в том числе правом на товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товаров. Юридическому лицу могут также принадлежать права на результаты творческой деятельности (авторские, патентные и другие).

Под дееспособностью лица понимается способность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

По мнению сторонников теории фикции, гражданской дееспособности у юридического лица нет.[24] Однако с подобным выводом согласиться нельзя, так как в этом случае становится неясным, каким образом приобретает и осуществляет гражданские права и создает для себя гражданские обязанности организация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *