Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какими странами разрешено двойное гражданство в РФ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если россиянин не уложился в сроки подачи уведомления, предусмотренные законом РФ, или сообщил не все сведения, которые должны содержаться в заявлении, он должен будет заплатить административный штраф (размер штрафа составляет 500-1000 рублей). Умышленное сокрытие паспорта другого государства несет за собой наложение штрафа в крупном размере вплоть до уголовной ответственности.
Последствия несвоевременной подачи уведомления в органы МВД
К уважительным причинам несвоевременной подачи заявления относятся: состояние здоровья (при наличии соответствующей медицинской справки), работа по контракту (требуется копия контракта) и т. д. Остальные действия могут рассматриваться как нежелание явиться в уполномоченный орган для подачи уведомления.
Таким образом, Россия не признает у своих жителей зарубежного подданства: россиянин имеет право пребывать на территории РФ, осуществлять въезд и выезд из страны, обращаться в государственные учреждения только по своему российскому паспорту. При этом второй паспорт он может использовать в других странах.
При получении второго гражданства, россиянин обязан лично уведомить об этом органы МВД в течение 60 дней со дня получения соответствующего документа. Если он находился в этот период за пределами РФ, срок будет считаться с момента его въезда на территорию своей страны. За несоблюдение срока подачи заявления налагается штраф вплоть до уголовной ответственности.
Смотрите видео: необходимые документы, подтверждающие факт уведомления о наличии второго гражданства.
Как стать гражданином РФ
Получить паспорт Российской Федерации в основном стремятся выходцы из постсоветского пространства, а именно жители бывших братских республик. Такое стремление обусловлено близостью территорий, общим историческим прошлым, отсутствием языкового барьера и понятным менталитетом. Но перед тем как начать процесс легализации, следует выяснить, можно ли иметь два гражданства в России. И здесь закон довольно однозначно гласит, что обязательным условием приобретения российской гражданской принадлежности является отказ от своей предыдущей гражданственности.
Начинается процесс, однако, не с этого. На первоначальном этапе кандидату необходимо доказать, что у него есть основание для миграции. Это может быть длительный контракт с российской компанией, вступление в брак или возвращение на свою исконную родину.
Для начала понадобится виза соответствующего образца, подтверждающая цель визита. Жители СНГ в большинстве своем въезжают по заграничным или внутренним паспортам в безвизовом режиме.
Далее выглядит процесс следующим образом:
- Постановка на миграционный учет.
- Получение РВП.
- Оформление ВНЖ.
- Получение ПМЖ.
- Подача прошения на гражданство.
Когда россияне могут получить второе гражданство
Если с двойной гражданственностью все более-менее ясно, то вопрос, можно ли в России получить второе гражданство, как и прежде, вызывает сомнения. Еще раз напомним, что на законодательном уровне государство не запрещает своим гражданам легализовать свой статус на других территориях.
Что же тогда может стать препятствием на пути к заветной мечте. И здесь важно помнить, что второе гражданство для россиян будет считаться таковым в том случае, если целевым государством становится то, с которым у РФ не подписано никаких соглашений на международном уровне. Более того, воплотить в жизнь такую идею можно будет только в том случае, если выбранное вами государство признает двойную принадлежность и перед выдачей своего паспорта не требует от вас отказаться от российского.
Государственная служба и двойное гражданство
Самое большое разочарование, которое может постигнуть обладателей двойного статуса, – это отсутствие у них возможности занимать важные государственные посты и избираться в депутаты. Это касается всех органов власти – местных и муниципальных советов, федеральных органов.
Кроме того, официально признанное второе гражданство в РФ налагает запрет на некоторые виды деятельности: бипатриды не могут занимать важные посты на воинской службе, открывать медиакомпании, назначаться на должности капитанов кораблей и воздушных судов. Словом, все, что связано с доступом к важной информации государственного значения, для таких лиц остается недоступным.
Во всем остальном, если вы не намерены реализовывать себя в роли чиновника, ощутить преимущества двойной принадлежности сразу к двум государствам вы сможете уже в кратчайшие сроки.
В каких случаях возможно двойное гражданство в РФ
Двойное гражданство «в чистом виде» у гражданина нашей страны возможно лишь в том случае, если у Российской Федерации имеется международный договор или международное соглашение с государством второй гражданской принадлежности человека об урегулировании вопросов двойного гражданства.
В связи с этим на практике возможны всего две ситуации.
Ситуация №1.
Как это ни странно звучит, но в настоящее время подобный действующий договор (от 7 сентября 1995 года) имеется у России лишь с одним государством – Таджикистаном.
Таким образом, граждане Таджикистана, при приобретении российского гражданства, в соответствии с вышеуказанным договором (на взаимной основе), сохраняют имеющееся у них гражданство, т. е. имеют двойное гражданство в «чистом виде».
Ситуация №2.
Ранее действовавшее аналогичное международное соглашение с Туркменистаном от 23 декабря 1993 года прекратило свое действие 18 мая 2015 года. Таким образом, граждане этого государства, принявшие российское гражданство в период действия указанного Соглашения, с точки зрения законодательства России, также сохраняют имеющееся у них гражданство Туркменистана, т. е. имеют двойное гражданство в «чистом виде».
Как видно из вышеизложенного, возможность гражданину России иметь двойное гражданство «в чистом виде» исчерпывается двумя, достаточно редко встречающимися на практике случаями.
Но это вовсе не означает, что он, за исключением вышеуказанных двух случаев, не может иметь вполне правомерно гражданство иностранного государства.
Регистрация бипатридов в России
Конституция, напомним, утверждает: второй паспорт не умаляет гражданских прав и обязанностей россиянина. Но при этом законодатель уверен, что для россиян, имеющих иностранные паспорта, снижается ценность политико-юридической связи с Россией. Считается, если гражданин РФ приобрел гражданство другой страны, его волеизъявление будет обусловлено не только страны и российского народа, но и требованиями, которые возникают к нему в силу принадлежности к другому государству.
В таком подходе есть логика. Например, становясь гражданином США, россиянин присягает на верность этой стране, что может противоречить российским интересам. Учитывая существующие геополитические угрозы, в 2014 году в закон о двойном гражданстве Россия внесла изменения. Теперь, в соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ № 62, любой россиянин, который параллельно стал гражданином иностранного государства, обязан сообщать об этом российским властям.
Но такое обязательство возлагается лишь на бипатридов, находящихся на российской территории, – лица, постоянно проживающие за пределами РФ, являются исключением и делать этого не обязаны.
Это не значит, что граждане должны получать разрешение на двойное гражданство в РФ.
Второй индигенат – это право каждого, но при его приобретении россиянином государство желает быть осведомленным о данном факте.
К тому же процедура уведомления не является такой обременительной, как может показаться на первый взгляд.
Часть 1 ст. 62 Конституции рф определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный за кон;
2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор, как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию — наличию международного договора — Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за — 10 лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, про должает действовать.
Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним приз нано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно го государства.
Лица без гражданства — это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.
В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное.
Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т.п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).
Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
-
Президент Российской Федерации;
-
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
-
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.
Полномочия Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации решает вопросы:
а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;
в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;
г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.
4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.
5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами «б» — «ж» статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13-15 настоящего Федерального закона.
Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, и с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами РФ
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
В законодательстве РФ предусматриваются следующие способы приобретения гражданства РФ:
-
гражданство РФ, приобретаемое по рождению;
-
гражданство РФ, приобретаемое в результате приема в гражданство РФ;
-
гражданство РФ, приобретаемое в результате восстановления в гражданстве РФ;
-
гражданство РФ, приобретаемое по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ и международными договорами и соглашениями.
В каких державах россияне не имеют права на второе подданство?
Можно ли россиянам иметь двойное гражданство – такое разрешение выдается не только нашей страной, но и державой, паспорт которой хочет получить человек. Подданный России не может получить второе гражданство в Германии, республике Беларусь, Китае, Польше, Латвии, Мальте, Хорватии, Украине, Японии, Южной Кореи, Литве, Индии, Казахстане и Эстонии.
Россиянин получает подданство Украины сразу после направления прошения на адрес посольства РФ об отказе от паспорта подданного России. Как только заявление отправлено, ему сразу выдается паспорт гражданина Украины. При этом его прошение может быть не рассмотрено или отозвано, что позволяет человеку, пусть и незаконным путем, но получить двойное гражданство.
В законодательстве республике Беларусь не предусмотрено ни двойное, ни второе подданство. По этой причине россиянам нельзя иметь двойное гражданство с этой державой.
В Германии также запрещена выдача вторых паспортов. Чтобы стать гражданином этой страны, придется отказаться от подданства другой державы. Исключение – дети, появившиеся на свет в браках подданных Германии и граждан другой державы. Двумя паспортами они имеют право пользоваться до достижения 21 года. В этом возрасте в Германии наступает совершеннолетие, и гражданин обязан определиться, гражданином какой страны он хочет быть. В этой стране также предусмотрены иные исключения на выдачу второго паспорта:
- бедственное материальное положение, что не позволяет человеку внести пошлину за отказ от гражданства;
- пожилой возраст;
- серьезная патология, относящаяся к разряду смертельноопасных.
Какие права и обязанности имеет бипатрид?
Лицо, которое имеет более одного гражданства, называют бипатридом. В 1930 году Гаагской конвенцией был определен правовой статус таких лиц. В документе прописано, что ни одна из держав не может предоставлять дипломатическую защиту подданным против стран, гражданином которых является человек. Если же гражданин пребывает ни в одной из держав, подданным которой он является, то его гражданство определяется по постоянному месту трудовой деятельности или проживания. Допустимо также определять подданство по тому, где человек осуществляет свои права и обязанности.
Зачастую у лиц с двойным гражданством возникают проблемы с реализацией своих гражданских обязанностей и прав. Чаще всего это связано с уплатой налогов, работой на государственных должностях и иными повинностями. Например, если в российском законодательстве предусмотрено, что человек, постоянно проживающий в другой державе, освобождается от службы в армии, но в других странах подданный обязан нести воинскую обязанность, независимо от страны проживания.
Право на двойное гражданство и второе гражданство может реализовать каждый подданный России за редким исключением, предусмотренным законодательством. Главное – знать, что второй паспорт не только дает некие права, но и накладывает обязанности на человека, поэтому перед поддачей документов не второе гражданство рекомендуется ознакомиться с Конституцией и законодательством державы, гражданином которой хочет стать человек.
Распространенные ошибки, связанные с двойным гражданством
Ошибка № 1. Неправильный выбор страны для получения двойного гражданства. В этом вопросе в первую очередь следует руководствоваться тем, разрешено ли в выбранном государстве получать двойное (второе) гражданство.
Ошибка № 2. Утаивание информации о своем бизнесе или другой деятельности при получении гражданства. Это обстоятельство (недостоверная информация) служит достаточным поводом для отказа в предоставлении гражданства.
Вопросы получения двойного гражданства урегулированы международными договорами России с другими государствами (к которым в настоящее время относятся Туркменистан и Таджикистан). Ряд государств позволяет получение второго гражданства, поэтому россиянин вправе оформить паспорт этой страны. При этом нельзя забывать об обязательном уведомлении ГУВМ МВД о факте получения дополнительного гражданства, поскольку за утаивание такой информации действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность.
Двойное Гражданство или Второе Гражданство. Наиболее частые вопросы:
- Какие страны позволяют гражданину РФ иметь двойное гражданство?
Двойное гражданство предусмотрено теми государствами, которые составили между собой договор определенного рода и, которые выдали соответствующий документ. Также предусмотрено и распределение должностных полномочий лица между странами, резидентом которых он является. Так, если человек отдал военный долг в одной стране, повторить процедуру в другой стране не имеет права. Пользоваться льготами, пособиями и производить уплату налогов должен в том государстве, в котором постоянно проживает. Стоит различать такие понятия как двойное гражданство и второе гражданство.
Специальную договоренность о двойном гражданстве Россия имеет на сегодня лишь с Таджикистаном.
- Определение второго гражданства и способы его приобретения.
Второе гражданство и паспорт персоны приобретает, когда между странами нет специального соглашения. Но каждая из стран считает лицо, имеющее соответствующий документ, своим подданным, а также не имеет сведений о том, сколько гражданств имеет человек.
Обретая подданство другой страны, человек не теряет гражданство РФ, при условии, что иная страна имеет право разрешения второго гражданства. Получив паспорт и вид на жительство другой страны, персона обязана поставить в известность органы МВД России.
В предыдущих статьях мы более подробно раскрыли тему о том, как правильно подавать извещение о втором гражданстве.
Существует несколько способов приобретения второго гражданства. Эмиграция — наиболее известный и доступный способ, подразумевающий пересечение границ государства, в котором жил и въезд в другое государство с последующим проживанием. В первую очередь производится оформление ВНЖ, а, через некоторое время получение статуса ПМЖ и лишь потом имеет право подавать заявление на получение гражданства. Каждая сторона имеет одно общее правило, которое является обязательным для вновь прибывшего лица из другой страны — это изучение национального языка с последующей сдачей экзамена. Процесс ассимиляции занимает порядка 10 лет.
Более быстрый способ принятия подданства — это инвестирование в страну денежных средств на основе действующей программы в рамках государства.
- Чем отличаются двойное и второе гражданство?
Где лучше получить второе гражданство: выбор страны для переезда на ПМЖ
Выбор страны зависит от многих факторов. Это экономическая стабильность, стоимость жизни, возможность быстрого получения нужного статуса. Многие государства, которые разрешают второе гражданство, неохотно выдают свои паспорта. Даже большие инвестиции в местный бизнес не всегда гарантируют их получение.
Так, для получения подданства Великобритании нужно проживать в стране не менее 8 лет. При этом найти хорошую работу не так просто, а цены довольно высокие. Не менее строгие миграционные законы в США, Израиле и ряде других стран с высоким уровнем жизни.
Сложно сказать, сколько гражданств сейчас может иметь гражданин России. Соответствующее международное соглашение было заключено только с Таджикистаном. Но российские власти допускают наличие второго гражданства некоторых стран. К примеру, россиянка может обладать еще одним паспортом. Но тогда ей придется платить налоги, а также выполнять другие обязанности в обоих государствах.
С какими странами можно иметь несколько подданств, а с какими нельзя?
Из информации, приведённой выше, следует, что паспорт далеко не любой державы может дать в совокупности с паспортом России двойное гражданство, а только тех держав, с которыми Россией заключён договор. На сегодняшний день ими являются:
- Туркменистан.
- Таджикистан.
В принципе иметь паспорт другой территории, отличной от перечисленных, также можно. Но в этом случае нужно исходить из того, разрешает ли другая страна такое положение дел. Иметь несколько паспортов разрешают:
- Россия.
- Молдовия.
- Израиль.
- Испания.
- Чили.
- Турция.
- Литва.
- Латвия.
- Бразилия.
- Аргентина и др.
Но больше одного подданства нельзя иметь, имея на руках паспорт таких стран, как:
- Польша.
- Белоруссия.
- Германия.
- Эстония.
- Индия.
- Хорватия.
Поэтому если гражданин любой из этих стран захочет дополнительно получить паспорт РФ, ему это не удастся ввиду запрета на такие действия не Россией, а другими державами.
Больше нюансов о том, с какими странами разрешено двойное гражданство в РФ, можно узнать в этом материале.
Что такое двойное гражданство?
Двойное гражданство означает наличие у лица одновременно гражданства (подданства, если государство возглавляет не президент, а монарх) двух или более государств.
У России полностью легализован этот вопрос с Туркменией и Таджикистаном. Между странами был подписан договор, который определяет, в частности, что каждая из сторон признаёт за своими гражданами право приобрести гражданство другой страны, не утрачивая прежнего гражданства. Согласно договору, обладатель двойного гражданства может выбрать, к примеру, в какой из двух стран он будет проходить службу в армии, а дети автоматически при рождении получают документы обоих государств.
В отношении других государств россиянам хоть и не запрещено иметь второе гражданство и второй паспорт, но обладатели двух или даже нескольких гражданств на территории России не рассматриваются властью как «двойные граждане».
Прием уведомлений о двойном гражданстве
На должностных лиц ФМС, принимающих уведомления, возлагается обязанность по проверке точности зафиксированных в уведомлении данных.
Государственным служащим предстоит убедиться в том, что гражданин приложил к уведомлению все необходимые копии документов.
Сотрудник миграционной службы сличает копии и оригинальные экземпляры бумаг, проверяет соответствие подписей граждан. Работник ФМС занимается заполнением отрывной части уведомления, представленного гражданином.
Факт приема уведомления подтверждается подписью должностного лица, выступающего сотрудником ФМС или почтовой связи.
Подпись о приеме документа должна присутствовать на бланке уведомления, а также на его отрывной части. Кроме подписи должна присутствовать печать отделения миграционного органа или оттиск штемпеля почтового отделения, принявшего документ для отправки.
Если уведомление было отправлено по почте, то уполномоченные сотрудники должны переслать его по указанному адресу в течение 1 рабочего дня. Срок начинает исчисляться с момента приема уведомления от гражданина.