Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Откуда появляются изменения в ДОПОГ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Демонтаж дорожных знаков после окончания дорожных работ
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах либо производящие работы с использованием транспортных средств на проезжей части дороги, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, транспортные средства, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов, а временные технические средства организации дорожного движения, установленные в местах проведения дорожных работ, должны быть убраны, демонтированы или демаркированы.
В пункт 14 внесены следующие изменения:
- Требования данного пункта с 1 марта 2023 года распространяются в том числе на должностных лиц, которые фактически производят работы с использованием транспортных средств на проезжей части. Ранее требование распространялось только на ответственных за производство работ.
- Добавлено требование об обозначении транспортных средств знаками и ограждающими устройствами.
- Прописана необходимость убрать временные технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметку, светофоры) после завершения работ.
Нормативные документы
Чтобы осуществлять международную перевозку опасных грузов, необходимо следовать нормам и стандартам, прописанным в особых документах.
Правила международных перевозок опасных грузов постоянно меняются и дополняются. Причина – появление более совершенных средств для транспортировки, разработка новых технологий.
Нормативные акты, влияющие на правила транспортировки опасных грузов:
-
рекомендации ООН;
-
дополнение к рекомендациям в виде руководства по испытаниям и критериям;
-
типовые правила и система классификации опасных грузов, действующие на территории конкретной страны.
Чтобы осуществлять грузоперевозки опасных веществ, необходимо получить специальное разрешение в Ространснадзоре. Форма документа едина, но предусматривает два варианта перевозок:
-
Однократный. Разрешение дается только на одну грузоперевозку, которая проводится согласно маршруту и специфике перевозимых товаров.
-
Многократная. Выдается для совершения нескольких одинаковых доставок. Обязательное условие – соблюдение единых качественных и количественных характеристик, а также одинакового маршрута. Действует в течение 6 месяцев.
Если схема доставки или категория товара меняются, то перевозчик обязан получить другое разрешение.
В заявлении необходимо указать следующую информацию:
-
Полное наименование компании, которая будет заниматься перевозкой опасного груза.
-
Контакты и адрес фактического расположения компании.
-
Класс опасности согласно международным стандартам.
-
Характеристики груза (габариты, вес, тип упаковки).
-
Тип транспортного средства.
-
Контакты отправителя и получателя груза.
-
Подтверждение указанной категории товара.
-
Договор между владельцем груза и транспортной компанией.
-
Товарно-транспортная накладная (3 копии).
-
Документ о проведении специального инструктажа касательно особенности перевозки опасных грузов.
- Допуск к осуществлению международных грузоперевозок.
Распространенные вопросы
- Какой срок действия свидетельства ДОПОГ?
В связи с тем, что в правила перевозки ОГ постоянно вносятся различные коррективы, срок действия разрешения на транспортировку опасных веществ ограничен 5 годами. Изменений претерпела и длительность учебного курса, которая возросла с одного дня до четырех.
- Когда могут отказать в выдаче удостоверения?
Уполномоченные органы могут отказать заявителю в выдаче разрешающего перевозку документа, сославшись на ошибки во время сдачи экзамена и серьезные нарушения, совершенные во время транспортировки ОГ.
- Чем отличается ДОПОГ И ПОГАТ?
Несмотря на то что в России перевозка рассматриваемой категории грузов осуществляется в соответствии с международным актом ДОПОГ, есть здесь и свой документ, именуемый ПОГАТ. Дословно он расшифровывается как Правила перевозки ОГ автомобильным транспортом, включая в себя ключевые особенности эксплуатации подобных ТС и веществ в условиях российского трафика и климатических условий.
Естественно, за пределами государства этот нормативно-правовой акт автоматически теряет свою юридическую силу.
4.2.1. Опасные грузы допускаются к перевозке в таре и упаковке, соответствующей ГОСТ 26319-84 и требованиям настоящих Правил.
4.2.2. Масса брутто каждого места и емкость первичной упаковки не должны превышать предельной массы и емкости, установленных в нормативной документации на опасные грузы.
4.2.3. Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативной документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также требованиям ГОСТ 26319-84 и обеспечивать сохранность грузов при погрузке, разгрузке, транспортировании и хранении.
4.2.4. Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбирается с учетом специфических свойств перевозимого груза и должен быть инертным либо иметь инертное покрытие по отношению к этому грузу.
4.2.5. Материал пластмассовой тары должен быть непроницаемым для содержимого, не поддаваться размягчению и не становиться хрупким под воздействием температур или старения.
4.2.6. Гофрированные и другие картонные ящики должны быть достаточно прочными и водоустойчивыми (сохранять при намокании механическую прочность). Перевозка опасных грузов в картонных ящиках, бывших в употреблении, запрещается.
4.2.7. Стеклянные бутыли (сосуды) должны иметь плотную закупорку и помещаться в прочные ящики, барабаны, обрешетки или быть упакованы в корзины с заполнением промежутков инертными прокладочными и поглощающими материалами. Горлышко бутыли не должно выступать за кромку обрешетки или корзины.
4.2.8. Металлическая тара, требующая герметичного закрытия, должна запаиваться или оборудоваться завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами, иметь надписи, указывающие величины пробного давления и даты проведения последнего испытания (опробования).
4.2.9. Баллоны для транспортировки жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
4.2.10. Сосуды для перевозки жидкостей должны заполняться не полностью, заполнение сосудов перевозимыми жидкостями должно составлять 90% от полной их емкости (для водного аммиака и сжиженных углеводородных газов — 85%).
4.2.11. Тара (упаковка) с опасным грузом должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля. При перевозке опасного груза в контейнерах размеры отдельных грузовых мест, порядок размещения и закрепления грузов внутри контейнера, а также другие вопросы, связанные с загрузкой и разгрузкой контейнеров, устанавливаются в соответствии с разделом 14 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
4.2.12. Помимо тары, предусмотренной настоящими Правилами, может быть использована дополнительная наружная тара, при условии, что она не противоречит требованиям, предъявляемым к таре. Когда используется такая дополнительная тара, на ней проставляются предписанные предупредительные надписи и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».
4.2.13. Допускается совместная упаковка нескольких опасных веществ или их совместная упаковка с другими грузами, относящимися к различным классам, содержащими различные опасные вещества (таблица совместимости таких веществ представлена в приложении 7.14).
В этом случае внутренняя тара должна быть тщательно и эффективным образом отделена одна от другой в сборной таре, так как в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти такие опасные реакции, как выделение опасного тепла, горение, образование смесей, чувствительных к трению или ударам, выделение воспламеняющихся или ядовитых газов.
При применении хрупкой тары и, особенно, когда эти сосуды содержат жидкости, важно избегать возможного образования опасных смесей и следует принимать в связи с этим все необходимые меры, как-то: применение достаточного количества соответствующего прокладочного материала, размещение сосудов во второй прочной таре, подразделение сборной тары на несколько секций.
4.2.14. Если растворы перечисленных в Приложении 7.3 веществ конкретно не указаны в перечне класса, к которому относятся растворенные вещества, они тем не менее должны рассматриваться как вещества, попадающие под действие настоящих Правил, если их концентрация такова, что они сохраняют опасность, присущую самим веществам; в этом случае тара для этих растворов должна соответствовать требованиям, относящимся к классу таких веществ, причем имеется в виду, что нельзя использовать тару, которая не пригодна для перевозки жидкостей.
4.2.15. Смеси веществ, попадающих под действие настоящих Правил, с другими веществами следует рассматривать как вещества, на которые распространяются требования этих Правил, если они продолжают представлять собой опасность, присущую самому веществу, попадающему под действие Правил.
4.2.16. На каждом грузовом месте (упаковке) с опасными грузами должны быть нанесены изготовителем груза ясная маркировка, включающая знаки опасности по ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ (Приложение 7.6) и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 (Приложение 7.8).
4.2.17. Знаки опасности наносятся:
— на упаковках, имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнеры и пакеты), на боковой, торцевой и верхней поверхностях;
— на бочках — на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон;
— на мешках — в верхней части у шва с двух сторон;
— на кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях.
На других видах тары знаки опасности наносятся в наиболее удобных и видимых местах.
4.2.18. Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности.
4.2.19. Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, указывающие виды этих опасностей. Номер класса наносится на знаке основного вида опасности.
5.2.1. Действия обслуживающего персонала должны соответствовать общим требованиям ведомственных должностных инструкций и настоящих Правил.
5.2.2. Персонал, сопровождающий транспортное средство, перевозящее опасный груз (экспедитор, охрана, дозиметрист и др.), обязан иметь свидетельство, удостоверяющее их право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту. Свидетельство действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность сопровождающего.
5.2.3. Обслуживающий персонал, занятый на работах, связанных с хранением опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж и обучение действиям по ликвидации последствий инцидентов.
5.2.4. К проведению погрузочно — разгрузочных работ с опасными грузами допускаются операторы со стажем работы не менее 3 лет на применяемом подъемно — транспортном оборудовании.
5.2.5. Оператор обязан соблюдать общие правила техники безопасности при выполнении погрузочно — разгрузочных работ, а также настоящие Правила.
5.2.6. Оператор, допущенный к работам с опасными грузами, обязан пройти специальную подготовку в объеме, приведенном в пункте 5.1.3 настоящих Правил, или специальный инструктаж по правилам погрузки и разгрузки данного вида опасного груза.
5.2.7. Операторы, постоянно занятые на работах с опасными грузами, должны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год.
5.2.8. Операторы, временно занятые на выполнении погрузочно — разгрузочных операций с опасными грузами, должны пройти медицинский осмотр при назначении на данный вид работ.
5.2.9. В случае возникновения инцидента при погрузке или разгрузке опасного груза оператор обязан:
— не допускать посторонних лиц к месту инцидента;
— вызывать аварийную бригаду (раздел 2.13);
— оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
— в соответствии с требованиями, перечисленными в аварийной карточке, принять меры по ликвидации последствий инцидента;
— оказывать помощь в работе аварийной бригады.
5.2.10. В течение работы оператор обязан постоянно осуществлять контроль за техническим состоянием погрузочно — разгрузочной машины.
5.2.11. При проведении погрузочно — разгрузочных работ с опасными грузами оператору запрещается курить.
5.2.12. Обслуживающий персонал, занятый на ручной погрузке — разгрузке опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж по правилам обращения с этими видами грузов и в ходе работы руководствоваться следующим:
— строго выполнять требования, указанные маркировкой и предупредительными надписями, нанесенными на упаковку соответствующего груза;
— запрещается осуществлять бросание опасного груза с плеч и его волочение;
— в местах проведения погрузочно — разгрузочных работ запрещается курить;
— после окончания погрузочно — разгрузочных работ произвести обеззараживание рабочей одежды в соответствии с установленными требованиями.
5.2.13. Обслуживающий персонал аварийной бригады обязан:
— пройти предварительную подготовку по специальной программе (пункт 5.1.3);
— после завершения выполнения каждой из работ по ликвидации последствий инцидентов проходить, помимо плановых, дополнительные медицинские освидетельствования;
— содержать в полной технической исправности имеющиеся средства индивидуальной защиты, средства и имущество, предназначенные для ликвидации последствий инцидентов.
С 2020 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.
С 2020 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.
Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:
- нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
- предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
- указание класса вещества;
- алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
- указание степени опасности;
- обозначение транспортной единицы и др.
ДОПОГ определяет 13 главных опасных веществ:
- бензиновое, дизельное, керосиновое топливо;
- взрывающиеся вещества – порох, петарды, патроны и др.;
- газ;
- яды;
- взрывоопасные и воспламеняющиеся элементы;
- способные вызвать окисление и коррозийное разрушение;
- радиоактивные элементы;
- вредные отходы и др.
Некоторые перевозки можно осуществлять без ДОПОГ. Требования этого международного соглашения не обязательны в следующих случаях:
- Для транспорта, чья предельная скорость не превышает 40 км/час.
- Для транспорта Армии РФ.
- Для частников, перевозящих грузы в целях личного потребления.
- Для грузов, перевозимых специальными органами и службами спасения при аварийно-спасательных работах.
- Для перевозки отходов действующих предприятий.
- Для перевозки пустой тары.
- Не указанные в перечне ДОПОГ грузы.
- При небольших размерах тары, небольшом весе, которые определяются в каждом конкретном случае и др.
Основные правила перевозки грузов
Согласно общим правилам, при транспортировке любых грузов нужно руководствоваться следующими требованиями:
- Важно хорошо закреплять груз. Если в процессе движения он упадет на другой автомобиль, отвечать за это придется водителю грузовика, занимающемуся транспортировкой;
- Груз необходимо закреплять таким образом, чтобы он не нарушал устойчивость транспорта. Если его вес не соответствует нормам автомобиля, нужно выбрать другую, более грузоподъемную технику;
- Не допускается перевозка крупногабаритного груза, закрывающего водителю обзор и мешающего управлять транспортом в целом;
- Нельзя допускать, чтобы груз закрывал номерные знаки, поворотники, приборы освещения;
- Груз не должен чинить помехи окружающим;
- Нельзя, чтобы перевозимый багаж выступал за края автомобиля более, чем на 1 метр. Если же его длина превышает указанное значение, необходимо обозначить груз специальным знаком, а в ночное время суток дополнительно устанавливаются фонари и световозвращатели;
- Если груз вступает от края автомобиля более чем на 2 метра, перевозка не допускается. Альтернативный вариант – согласование транспортировки с ГИБДД, располагающимся по адресу старта маршрута;
- Максимальное ограничение по ширине багажа – 2,55 м. Если же ширина самого транспорта меньше, чем указанное значение, но при этом груз выступает не более чем на 40 см, устанавливать специальные знаки не нужно. Вы остальных случаях опознавательные знаки вешаются спереди и сзади, ночью понадобится установка световозвращателей и фонарей.
Отступления от требований ДОПОГ / ADR
В практике внутрироссийских международных грузоперевозок существуют исключения, когда перевозка опасного груза не подчиняется отдельным требованиям ДОПОГ:
- При перевозке машин или механизмов, содержащих опасные грузы в их внутреннем или эксплуатационном оборудовании;
- Если перевозку опасных грузов выполняют спасательные службы с целью применения их при проведении аварийно-спасательных работ;
- При срочных перевозках во время чрезвычайных ситуаций, осуществляемых с целью спасения людей или защиты окружающей среды;
- При перевозке газов, содержащихся в топливных баках или баллонах транспортного средства и предназначенных для обеспечения тяги, для функционирования любого оборудования (например, холодильного), использующегося в ходе перевозки;
- При перевозке газов, содержащихся в оборудовании, используемом для эксплуатации транспортного средства (например, в огнетушителях), включая запасные части (накачанные шины);
- При перевозке газов, содержащихся в пищевых продуктах, включая газированные напитки;
- При перевозке газов, содержащихся в мечах, предназначенных для спорта;
- При перевозке топлива, содержащегося в топливных баках транспортного средства и предназначенного для обеспечения тяги или для функционирования любого оборудования транспортного средства, используемого во время перевозки.
Согласование маршрута транспортировки ОГ
В некоторых ситуациях перед согласованием маршрута необходимо получить разрешение ДОПОГ на перевозку опасного груза. Это необходимо сделать в следующих случаях:
- транспортировка предполагается колонной более трех автомобилей;
- маршрут следования пролегает через труднодоступные места с плохой проходимостью или ожидаются плохие атмосферные явления на пути следования;
- перевозимый груз является особо опасным.
В таких случаях чаще всего должно назначаться сопровождение, решение о котором принимается Ространснадзором.
Для перевозки всех опасных грузов, кроме грузов классом опасности 9, необходимо согласование маршрута транспортировки с отделением ГИБДД пункта отправки данного груза. Для согласования необходимо соблюдать определенны правила при планировании маршрута перевозки:
- маршрут не должен пролегать через заповедники, охраняемые территории, места зоны отдыха людей;
- транспортировка не должна осуществляться через крупные населенные пункты с плотной застройкой (кроме точек загрузки и выгрузки продукции), если же проложить маршрут по другому не представляется возможным, то проезд по населенному пункту возможен, но в объезд лечебных, образовательных, дошкольных, культурных, промышленных и развлекательных объектов;
- в согласованном маршруте должна быть информация о планируемых стоянках, остановках, заправках ТС и т.п.
Маршрут должен быть подготовлен в 3-х экземплярах (для водителя, для компании, для ГИБДД).
Транспортным предприятиям необходимо обозначать автомобили, которые выполняют перевозки ОГ. Для обозначения ТС используются особые окрасы, знаки и надписи.
Перевозка едких соединений производится в цистернах, имеющих желтый окрас. На обеих сторонах нужно рисовать продольные полосы черного цвета. Внутри должно находиться сообщение «Едкий материал». Отдельным случаем является перевозка аммиака, необходимость окраски кузова отсутствует, но нанесение надписи «Огнеопасно. Аммиачная вода» остается обязательным. Перевозка метанола сопровождается уведомлением «Яд — метанол».
Условно можно разделить знак об опасности на 2 треугольника. Верхний содержит символ соответствующий классу вещества. Нижний элемент вмешает дополнительную информацию вроде особенности совместимости или номера ОГ, который проставляется по стандартам ООН.
3.1. Обязанности грузоотправителя и грузополучателя
3.1.1. Грузоотправитель опасных грузов при наличии договора представляет в автотранспортную организацию заявку на перевозку, а при отсутствии договора — разовый заказ на перевозку.
3.1.2. При принятии заявки автотранспортной организацией грузоотправитель должен представить товарно — транспортную накладную (4 экземпляра) и аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5), заполнение которой производится по данным изготовителя опасных веществ.
1 экз. товарно — транспортной накладной остается у грузоотправителя. 2 экз. — передается грузополучателю. 3 экз. — сдается автотранспортной организации.
Для «особо опасных грузов» дополнительно представляется специальная инструкция, разработанная организацией — изготовителем.
3.1.3. При подготовке опасного груза к перевозке грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки и пломб, а также соответствие оборудования и технического оснащения погрузочно — разгрузочной площадки требованиям настоящих Правил.
3.1.4. На каждое транспортное средство (колонну транспортных средств) грузоотправитель обязан представить паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-93.
3.1.5. При выполнении погрузочных (разгрузочных) работ средствами грузоотправителя (грузополучателя) необходимо соблюдение утвержденной в установленном порядке инструкции по технике безопасности и настоящих Правил.
3.1.6. В случае необходимости совместной перевозки различных классов опасных грузов с грузами общего назначения погрузка и закрепление их в кузове автомобиля должны производиться с учетом требований п. 2.7 настоящих Правил (Приложение 7.14).
3.1.7. Грузополучатель после окончания разгрузки опасных грузов должен очистить кузов автомобиля (контейнер) от остатков этого груза и при необходимости произвести дегазацию, дезактивацию или дезинфекцию транспортного средства (контейнера).
3.2. Обязанности автотранспортных организаций
3.2.1. Водители и другие работники автотранспортных организаций, непосредственно занятые оформлением, подготовкой и обслуживанием перевозки опасных грузов, должны соблюдать требования настоящих Правил.
3.2.2. Автотранспортная организация при перевозке опасных грузов обязана произвести дооборудование и оснащение транспортных средств в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также организовать специальную подготовку или инструктаж обслуживающего персонала, занятого на работах с опасными грузами, и обеспечить его средствами индивидуальной защиты. Водители транспортных средств, кроме того, обеспечиваются информационными карточками СИО в соответствии с п. 2.8.2 настоящих Правил.
3.2.3. В случае возникновения аварии или инцидента в процессе перевозки первичная ликвидация их последствий до прибытия аварийной бригады и специальных служб осуществляется водителем и сопровождающим ответственным лицом в соответствии требованиям специальной подготовки или инструктажа, проводимых грузоотправителем (грузополучателем).
Для каких веществ нужен допуск на транспортировку
Список таких веществ собран в «Перечне допустимых опасных грузов для перевозки в России». Список можно найти как Приложение №7.3 к Приказу Минтранса №73 от 08.08.1995 года.
С подробной классификацией можно ознакомиться в нормативном документе ГОСТе 19433-88. Деление зависит от безопасности груза, его упаковки, условий хранения и транспортировки, надежности и так далее. Самым опасным считается 1 класс, а 9 класс опасности – самый «безопасный» из списка.
Законодательно определены девять категорий:
Класс | Что относится |
Девятый | Иные потенциально опасные вещества |
Восьмой | Едкие и коррозийные вещества |
Седьмой | Радиоактивные материалы |
Шестой | Ядовитые и инфекционные вещества |
Пятый | Окисляющие вещества, органические пероксиды |
Четвертый | Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся (аммиачная селитра, битум, трансформаторного масла) |
Третий | Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, дизельное масло, керосин, клей, мазут) |
Второй | Газы в твердой или жидкой форме (кислородные баллоны) |
Первый | Взрывчатые материалы |
Перевозка осуществляется с учетом класса и подкласса, для чего создана специальная таблица. Основная группа содержит в себе перечень веществ, которые однотипны по виду опасности.
Второстепенная группа содержит вещества, объединенные на основании двух и более видов опасности.