Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Схема проводок по отражению операций по централизованным поставкам неподведомственным учреждениям и у заказчика, и грузополучателя несколько изменится. У заказчика суммы перечисленных авансов, зачет аванса и оплата счетов поставщика отражаются теми же проводками, что и в первом случае. У заказчика меняется корреспонденция счетов по отражению сумм отправленных ценностей согласно документам поставщиков. Указанные суммы отражаются по дебету счета 1 401 01 241 «Расходы на субсидии государственным организациям» и кредиту счетов 1 302 xx 730 как увеличение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов.
Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ
Итак, мы выяснили, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ и чем они отличаются от децентрализованных. Теперь разберем, какими они бывают и как их отличать.
Согласно ч. 1-3 ст. 25 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» можно выделить базовую и расширенную централизацию.
В первом случае уполномоченный орган решает только организационные вопросы по торгам. Полномочия по обоснованию, расчету НМЦК, определению существенных условий договора и его заключению оставляет за собой непосредственный покупатель.
В качестве примера можно привести Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области № 2822 от 21.12.2015. Уполномоченным органом в данном случае является МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ). На него возложены обязанности по согласованию с заказчиками планов и планов-графиков, а также выбор метода, по которому определяется поставщик. Кроме того, ЦПТ занимается формированием и публикацией в ЕИС уведомлений о проведении процедур, организацией заседаний комитета, обеспечением конфиденциальности заявок и хранением тендерной документации.
Все оставшиеся обязанности возлагаются на покупателя, начиная от формирования планов и проведения торгов и заканчивая выполнением договора. При централизованных закупках служба организации-покупателя, которая ответственна за договорную работу, загружена полностью. Также, помимо прочего, заказчик обязан проводить согласование определенных действий с уполномоченным органом. Несомненным преимуществом в данном случае считается обязательное консультирование заказчика при организации торгов. Профессиональная и своевременная помощь – то, что делает централизацию на самом деле выгодной покупателю.
Тем не менее обязанности могут распределяться иначе. Расширенная централизация предполагает, что на уполномоченный орган возлагаются почти все обязанности по проведению торгов: составление планов, выполнение договора, приемка товаров, обеспечение оплаты.
Общий центр обслуживания, или Аналог в бизнес-структурах
Коммерческие организации тоже стремятся централизовать бухгалтерию. Об этом говорит статистика, всё чаще в России появляются общие центры обслуживания (ОЦО) — отдельные сервисные организации, которые ведут бухгалтерию нескольких подразделений или филиалов одной крупной компании.
Модель взаимодействия со стороны напоминает аутсорсинг. Но это не совсем так, потому что часто главный офис компании полностью контролирует деятельность ОЦО. В случае с аутсорсингом такое невозможно.
Как и централизованная бухгалтерия, ОЦО решает две ключевые проблемы:
- противоречия в действиях специалистов на местах, разные методологии ведения учёта, отчётности и других операций;
- высокие финансовые расходы на деятельность разрозненных бухгалтерий в филиалах и подразделениях.
Благодаря ОЦО в холдингах повышаются качество и прозрачность учёта, формируются единые принципы работы. Становится меньше ошибок в документах и фактов искажения данных, выше контроль за хозяйственными операциями и движениями средств.
Выстроить максимально эффективное взаимодействие с централизованной бухгалтерией — одна из важнейших задач в бизнесе. Без цифровизации представить такую модель очень сложно. Именно поэтому компании охотно используют для этого специализированное ПО.
Варианты централизованного снабжения и документальное оформление
Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.
Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.
Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:
1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;
2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.
Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией № 162н. Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.
Цели и задачи управления
- Обеспечить постоянные поставки сырья для непрерывного производства. Простои оборудования и персонала увеличивают издержки компании и снижают выручку за счет уменьшения объемов производства.
- Создать небольшой объем запасов сырья, который позволит продолжать производство товаров некоторый период при отсутствии поставок. Например, если ваши поставщики удалены территориально, поставки бывают редко, возможны срывы сроков по вине поставщика или в результате форс-мажорных ситуаций.
- Искать, анализировать и выбирать поставщиков с минимальными ценами при соблюдении требований по качеству сырья.
Участники централизованного снабжения
Участниками централизованных поставок являются:
1) поставщик – организация, осуществляющая поставку материальных ценностей;
2) заказчик – учреждение (государственный орган), наделенное полномочиями по заключению договора (государственного контракта) с поставщиком;
3) грузополучатель – учреждение, которому непосредственно поступают материальные ценности.
В денежных расчетах, связанных с централизованным снабжением, участвуют заказчик и поставщик. Грузополучатель при этом лишь принимает материальные ценности.
При осуществлении централизованных закупок за счет средств бюджета (субсидий, предоставленных из бюджета) заказчики, за исключением автономных учреждений, обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Централизованное снабжение в производственных холдингах
Участниками централизованных поставок являются:
1) поставщик – организация, осуществляющая поставку материальных ценностей;
2) заказчик – учреждение (государственный орган), наделенное полномочиями по заключению договора (государственного контракта) с поставщиком;
3) грузополучатель – учреждение, которому непосредственно поступают материальные ценности.
В денежных расчетах, связанных с централизованным снабжением, участвуют заказчик и поставщик. Грузополучатель при этом лишь принимает материальные ценности.
При осуществлении централизованных закупок за счет средств бюджета (субсидий, предоставленных из бюджета) заказчики, за исключением автономных учреждений, обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Схема реализации снабжения состоит из таких этапов:
- Подача подведомственными структурами в снабженческий орган заявок на плановый расход материалов в будущем периоде с детализацией по видам активов и обоснованием необходимости заявленного количества ценностей.
- Составление плана закупок и истребование финансирования под него головным распорядителем.
- Поиск и выбор поставщиков организацией, выполняющей роль заказчика.
- Согласование деталей сотрудничества между заказчиком и поставщиком, подписание договора поставки.
- Доставка и отгрузка товаров грузополучателю.
- Оплата распределителем суммы по договору.
Система документооборота требует оформлять договор, сопроводительные бланки к нему, извещения формы 0504805. Извещение составляется в двух экземплярах. Каждый новый бланк заполняемого документа формы 0504805 должен быть зарегистрирован в специальном журнале. Правила оформления закреплены в Приказе №52н от 30 марта 2015 г. Возможны два способа составления этого документа:
- Извещение формируется заказчиком. Грузополучатель на базе отраженной в форме информации производит проверку ценностей при их поступлении и заполняет свою часть бланка. Второй экземпляр со всеми заполненными реквизитами направляется заказчику для оповещения его о приходовании активов в полном объеме (или сообщает о неполной комплектации, обнаружении брака).
- Грузополучатель создает извещение и отправляет все экземпляры вышестоящей инстанции, являющейся заказчиком по договору поставки. Заказчик проверяет документы, заполняет вторую часть извещения и возвращает один из бланков получателю материалов.
Централизованные закупки – это способ проведения торгов, который предполагает определение подрядчика не непосредственно заказчиком, а специализированной компанией, которой передается ряд полномочий от государственного или муниципального заказчика.
Централизованные закупки применяются, когда для определенной группы заказчиков (включая органы государственной власти, муниципальные и федеральные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения) необходимо закупать однотипные товары, услуги и работы.
Порядок проведения централизованных закупок регламентируется ст. 26 44-ФЗ. Для того чтобы проводить торги в данной форме, необходимо создать государственный или муниципальный орган, который возьмет на себя полномочия по определению поставщика для группы заказчиков.
Имущество заказчиков, которые предполагают закупать товары и услуги в централизованной форме по 44-ФЗ, должно располагаться на одном уровне российских субъектов: федеральном, региональном или муниципальном.
Полномочия заказчика в части определения поставщика могут быть делегированы в разных объемах. Согласно ч. 1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган может стать ответственным за выбор подрядчика по госзаказу, определение условий контракта, начальной максимальной цены. Тогда как подписание госконтракта останется за заказчиками.
По ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ полномочия специализированных органов могут быть расширены. Кроме действий по отбору контрагента, уполномоченным органом могут реализовываться: планирование закупки, выбор подрядчика, заключение с ним контракта и его исполнение.
При формировании тендерной комиссии и проведении закупочных мероприятий допускается участие представителей заказчиков.
Таким образом, централизация по 44-ФЗ может быть представлена в базовой и расширенной форме.
Регламент проведения централизованных закупок прописывается в соглашении о проведении таких закупок на уровне региона или муниципалитета. Например, в Воронежской области закупки проводятся через «Агентство государственных закупок Воронежской области». Они осуществляются по следующему алгоритму:
- Заказчик, который хотел бы принять участие в совместных торгах, должен сформировать заявку.
- Данная заявка передается за 10 дней до размещения извещения о закупке в агентство. Она должна включать в свой состав техническое задание, форму обоснования НМЦК, проект договора и типовую форму проведения тендера.
- Агентство должно проанализировать поданные заявки на предмет их соответствия планам закупок, проверить документацию на комплектность, наличие в документах нужных сведений и соответствие требованиям НПА и Положению о закупке.
- В течение 1 рабочего дня агентством готовится проект документации о проведении тендера и направляется на процедуру согласования и подтверждения заказчиком.
- При отсутствии у заказчика замечаний направляется информация о кандидатурах для включения в комиссию по закупкам.
- При нахождении агентством замечаний в поданных заявках оно либо возвращает заявку, либо направляет рекомендации по их устранению.
- После этого у заказчиков есть два варианта действий: принять рекомендации и внести правки либо продолжить закупочную процедуру в первоначальном формате.
- При необходимости внесения корректировок сроки подготовки закупочной документации увеличатся на 2 рабочих дня.
- Размещается документация в ЕИС и на ЭТП (если закупка в электронной форме). Агентство имеет доступ к ЕИС и может беспрепятственно размещать там все предусмотренные законом сведения.
- Участники закупки могут подавать в агентство запросы на разъяснение закупочной документации, а оно, в свою очередь, передает их заказчику в течение рабочего дня после получения.
- Взаимодействие специализированной организации и заказчиков осуществляется при рассмотрении поступивших от участников заявок специальной комиссией.
Далее процедура проводится в стандартном порядке: вначале публикуется протокол рассмотрения заявок, а затем – итоговый протокол, в котором указывается победитель. Они публикуются в ЕИС и на ЭТП.
В установленные сроки с победителем закупки подписывается госконтракт.
Законодательство о госзакупках не заостряет внимания на то, как должны проверяться заказчики при централизации. Но в п. 5 ст. 38 44-ФЗ сказано, что управляющие несут ответственность только в рамках возложенных на них полномочий, если те не были переданы центру.
Это значит, что на заказчика не возлагается ответственность за действия, которые были предприняты центром.
Проведение тендера в централизованной форме имеет свои преимущества и недостатки. В числе достоинств можно выделить следующие:
- Данный вид закупок упрощает для заказчика процесс определения поставщика из-за передачи части нагрузки на уполномоченную инстанцию.
- При приобретении более крупных объемов товара в централизованном формате поставщики могут «сдать» более выгодные предложения по цене, что позволит дополнительно сэкономить бюджетные деньги.
- Контрактный управляющий выступает квалифицированным специалистом, который может провести тендер без нарушений закона со стороны организатора и при этом получить максимальную выгоду.
Но есть и отрицательные аспекты централизации закупок:
- При приобретении товаров, работ и услуг при централизации могут возрасти сроки исполнения по контракту, так как закупаемые партии будут больше, чем при обычном тендере. Несмотря на экономию бюджетных денег, данный нюанс может вызывать определенные неудобства для заказчиков.
- Не все потенциальные поставщики могут взяться за крупный заказ, из-за чего уменьшается конкуренция, так как небольшие поставщики не могут обеспечить объемы поставок.
Московский государственный университет печати
Статьей 26 закона 44-ФЗ определяется значение термина «централизация закупок в контрактной системе». Суть данного понятия заключается в том, что один специально уполномоченный орган имеет право на приобретение товаров, работ или услуг, которые необходимы нескольким государственным заказчикам.
Право на передачу полномочий по закупке имеют некоторые категории организаций-покупателей:
- Государственные органы власти и органы местного самоуправления.
- Администрации городов и районов.
- Казенные и бюджетные организации – и государственные, и муниципальные.
Такой способ проведения торгов имеет следующие задачи:
- Снижение стоимости продукции, которую необходимо приобрести, благодаря большему объему закупаемого товара. В качестве примера можно привести приобретение продуктов питания сразу для всех школ города вместо проведения тендера для каждой отдельно. Так цена окажется ниже, что и подтверждает выгодность централизованных муниципальных закупок.
- Освобождение заказчика от сложных организационных процедур. Те же школы избавляются от необходимости самостоятельно оформлять закупочную документацию. Стоит отметить, что зачастую тендерами занимается один специальный орган также по этой причине.
базовая и расширенная. Первая предполагает, что центр с тендерами по административным работам. Остальные полномочия по расчету
, по созданию требований контракта и др берет на себя заказчик.
В качестве уполномоченного органа по согласованию с покупателями планов и планов-графиков и выбора поставщика осуществляет МКУ “Центр проведения торгов”. Данный орган выполняет работу по формированию и публикации в ЕИС извещений о проведенных процедурах, он занимается организацией заседаний комиссии, к тому же отвечают за обеспечение защиты конфиденциальности имеющихся заявок и хранит документы для тендеров.
В полномочия центра будут входить действия по консультации покупателя при процедуре проведения тендеров. Особенно, централизация будет более полезна, когда данную помощь будут предоставлять специалисты с опытом. а главное вовремя.
Бывают случаи, когда центр берет на себя почти все обязанности, от планирования до победы и исполнения контракта.
Хотите принять участие в централизованной закупке, но не знаете как это сделать?
Обратитесь к нам и мы окажем комплексное сопровождение на всех этапах!
Обратиться
В самом начале уполномоченный орган должен принять решение о разработке или же по наделению центра полномочиями. Также необходимо учесть момент при котором в данном решении будут прописываться обязанности центра. В связи с этим потребуется принять решение о том, как будет выбираться поставщик
Каким образом будут создаваться комиссии по закупка. Со стороны уполномоченного органа может следовать привлечение заказчиков данные комиссии или же этого не делать.
Определиться с тем, с кем будет сотрудничать центр. Существует особое агентство по централизации закупок, которое может возложить на себя работу по проведению тендеров почти для каждого из заказчиков. Или же уполномоченный орган имеет возможность оказывать услуги выборочно, для нескольких покупателей.
В какой именно отрасли возможно проводить централизованные тендеры. Например, через центр происходит процесс по приобретению отечественного программного обеспечения или же лекарственный средства.
Как происходит проверка при централизованных закупках не сказано и в 44 ФЗ нет информации об этом. Стоит отметить, что отвечать за возложенные полномочия, которые не передавались в центр будет отвечать контрактная служба. Об этом гласит ч 5 ст 38.
Проверки в этом случае осуществляются на общих основаниях, но необходимо учесть, что полномочия у покупателя и уполномоченного органа будет отличаться, за это и будет нестись ответственность.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Итак, мы выяснили, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ и чем они отличаются от децентрализованных. Теперь разберем, какими они бывают и как их отличать.
Основными целями данной системы будут являться следующие:
-
Первая цель заключается в уменьшении стоимости покупаемых товаров и услуг, с помощью большего объема. Преимущество данного способа заключается в приобретении продукции сразу на несколько детских садов района. При наличии ситуации, когда детский сад проводил тендер, то в данном случае стоимость за единицу продукции была значительно больше.
- Вторая цель заключается в разгрузке заказчиков в области проведения процедур. В основном тендерами занимается выбранный уполномоченный орган, тем самым детские сады освобождаются от сложных процедур.
Что такое централизованное снабжение материальными активами
В централизованном типе поставок материалов участвуют три стороны:
- Поставщик, который на платной основе обязуется передать определенное количество материальных ценностей по заранее оговоренной цене.
- Заказчик. В его роли выступает организация, у которой имеются полномочия для заключения сделок и подписания договорной документации, открыт расчетный счет в банковском учреждении.
Типовая корреспонденция по отражению операций по централизованному снабжению
ВАЖНО! Денежными расчетами связаны только два участника сделки: поставщик и заказчик товаров.
Осуществление всех этапов централизованных закупок регламентируется нормами закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ (ст. 26). Поставки могут быть реализованы в нескольких вариантах:
- грузополучатель выступает в роли подведомственного распределителя материальных активов;
- грузополучатель является конечным звеном, приходующим ценности.
ВАЖНО! Журнал операций по учету централизованного снабжения от КонсультантПлюс доступен по ссылке
В первом случае получатель материалов принимает их на баланс, проверяет комплектность и количество, распределяет между зависимыми организациями или подразделениями.
В соответствии с утвержденным планом распределения активы направляются адресатам.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Передача ценностей в пользу подведомственной организации осуществляется безвозмездно.
Суть централизованных закупок сводится к наделению отдельного государственного органа полномочиями по:
- подбору поставщиков;
- планированию расходных операций, касающихся приобретения материальных активов;
- заключению сделок;
- проведению расчетов.
Законодательство допускает выполнение заказчиком своих функций на самостоятельной основе. Задача обоснования закупок конкретного вида актива и его количества не может быть возложена на распределителя материалов. Идентификация операций по централизованным закупкам проводится по нормам п. 153 Приказа Минфина от 6 декабря 2010 г. №162н:
- закупка касается материальных активов;
- возникновение трехсторонних отношений;
- два участника сделки связаны между собой по признаку подведомственного подчинения.
Варианты централизованного снабжения и документальное оформление
Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.
Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.
Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:
1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;
2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.
Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией № 162н. Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.
Что такое централизованные закупки
Централизованные закупки – это способ проведения торгов, который предполагает определение подрядчика не непосредственно заказчиком, а специализированной компанией, которой передается ряд полномочий от государственного или муниципального заказчика.
Централизованные закупки применяются, когда для определенной группы заказчиков (включая органы государственной власти, муниципальные и федеральные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения) необходимо закупать однотипные товары, услуги и работы.
Порядок проведения централизованных закупок регламентируется ст. 26 44-ФЗ. Для того чтобы проводить торги в данной форме, необходимо создать государственный или муниципальный орган, который возьмет на себя полномочия по определению поставщика для группы заказчиков.
Имущество заказчиков, которые предполагают закупать товары и услуги в централизованной форме по 44-ФЗ, должно располагаться на одном уровне российских субъектов: федеральном, региональном или муниципальном.
Полномочия заказчика в части определения поставщика могут быть делегированы в разных объемах. Согласно ч. 1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган может стать ответственным за выбор подрядчика по госзаказу, определение условий контракта, начальной максимальной цены. Тогда как подписание госконтракта останется за заказчиками.
По ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ полномочия специализированных органов могут быть расширены. Кроме действий по отбору контрагента, уполномоченным органом могут реализовываться: планирование закупки, выбор подрядчика, заключение с ним контракта и его исполнение.
При формировании тендерной комиссии и проведении закупочных мероприятий допускается участие представителей заказчиков.
Таким образом, централизация по 44-ФЗ может быть представлена в базовой и расширенной форме.
Централизованное снабжение материальными ценностями
Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.
Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.
Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:
1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;
2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.
Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией № 162н. Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.
При централизованной закупке головным учреждением материальных ценностей для своих обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета, заказчиком выступает головное учреждение, а грузополучателем – обособленное подразделение.
Отражение взаимосвязанных расчетов в рамках таких операций осуществляется с применением счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», при этом на основании оформленных извещений (п. 142, 143 Инструкции № 174н, п. 170, 171 Инструкции № 183н):
-
у головного учреждения передача нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 304 04 000 и кредиту соответствующих аналитических счетов по счетам 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»;
-
у обособленного учреждения получение нефинансовых активов – по дебету соответствующих аналитических счетов по счетам 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» и кредиту счета 0 304 04 000.
Для осуществления полноценного процесса централизованного снабжения необходимо три участника:
- Поставщик материальных ценностей — сторона, с которой заключается государственный (муниципальный) контракт (договор).
- Заказчик — вторая сторона заключенного контракта (договора), обеспечивающая расчетную часть процесса.
- Грузополучатель — сторона, в адрес которой поступят материальные ценности.
Отражение порядка оформления операций по централизованному снабжению закреплено в Инструкции № 162н разд. 6 «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями».
Также проведение централизованных закупок и заключение контрактов с поставщиками регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заключение контракта (договора) и денежные расчеты при централизованном снабжении казенных учреждений берет на себя сторона заказчик, которая выступает их главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Сторона-грузополучатель только принимает материальные ценности.
Все текущие взаиморасчеты между заказчиком и грузополучателем оформляются извещениями в двух экземплярах согласно первичным учетным документам. (п.154 Инструкции № 162н).
Первичный экземпляр извещения формируется заказчиком и уведомляет грузополучателя о том, что материальные ценности отправлены в его адрес, в свою очередь грузополучатель со своей стороны осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей и уведомляет об этом заказчика ответным (вторым) экземпляром извещения о принятии к учету поступивших материалов. Согласно п. 155 Инструкции № 162н, существует и вариант когда грузополучатель при получении материальных ценностей от поставщика самостоятельно оформляет извещение в двух экземплярах и направляет их заказчику для заполнения его части.
Принятие к учету поступивших материальных ценностей осуществляется на основании первичных документов учреждения-заказчика. Помимо первичных документов заказчика, содержащихся в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», необходимо указать следующие реквизиты:
- полное наименование заказчика;
- полное наименование грузополучателя;
- реквизиты контракта, по которому осуществляется централизованная поставка;
- код классификации расходов соответствующего бюджета, по которому принимаются и (или) исполняются бюджетные обязательства;
- иные реквизиты, предусмотренные заказчиком в рамках учетной политики.
Хозяйственные операции по централизованному снабжению на стороне заказчика могут отражаться двумя способами, в зависимости от условий заключения контракта (договора) с поставщиком.
Первый вариант, когда поставка материальных ценностей осуществляется напрямую грузополучателям. В этом случае заказчик отражает расчеты с поставщиками и грузополучателями и оформляет бухгалтерские записи на основании полученных от поставщиков оправдательных документов, которые будет подтверждать исполнение обязательств по поставке материальных ценностей грузополучателям и (или) извещений от грузополучателей, подтверждающих поставку.
Обращаю ваше внимание, что при условии формирования извещения заказчиком стоимость материальных ценностей, которые были отгружены грузополучателям, должна учитываться на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» до момента их фактического получения грузополучателем. После того, как заказчиком будет получено извещение о подтверждении получения материальных ценностей грузополучателем, сумма со счета 05 подлежит списанию.
Централизованное снабжение бюджетных учреждений
Деньги, расчеты и расчетные документы учитывают с 14-го по 19-й и на 30-м счетах забалансового учета.
- Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения» и счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения)»
На 14-м счете учитывают неоплаченные документы финансового органа. На счете 15 — предъявленные платежные и инкассовые поручения по платежам в бюджеты, судебным исполнительным листам органа, осуществляющего кассовое обслуживание, учреждения.
Учет документов ведется в карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения, в разрезе счетов по каждому документу.
- Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок»
Учет ведите в Карточке учета средств и расчетов. Постановка на учет осуществляется по актам ревизий, проверок и другим аналогичным документам.
На счете 16 суммы переплаты пособий продолжают числиться до момента их погашения или списания.
Если погашение или взыскание проводится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно.
- Счет 17 «Поступления денежных средств» и счет 18 «Выбытия денежных средств»
Счета в обязательном порядке открываются к балансовым счетам:
- 201 00 «Денежные средства учреждения»;
- 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»;
- 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов).
Учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения, по видам выбытий и поступлений, в разрезе КОСГУ, видов валют.
В конце года остатки по счетам на следующий год не переносятся. То есть счета 17 и 18 должны быть закрыты на 31 декабря отчетного года.
- Счет 19 «Невыясненные поступления прошлых лет»
Учет сумм невыясненных поступлений ведут финансовые органы, органы Федерального казначейства или главные администраторы доходов бюджета по датам зачисления и датам их уточнения.
- Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»
Счет применяют для учета расчетов при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России или платежных агентов. Аналитический учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или другим выплатам.
Для учета дебиторской и кредиторской задолженности на забалансе предусмотрены два счета:
- Счет 04 «Сомнительная задолженность» и счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами»
На учете задолженность отражается, когда комиссия по поступлению и выбытию активов примет решение о ее списании с баланса, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом.
Учет задолженности ведется в карточке учета средств и расчетов:
- по видам поступлений и должникам для дебиторской задолженности;
- в разрезе видов выплат, поступлений и по кредиторам для кредиторской задолженности.
Аналитический учет ведется в разрезе кодов классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, контрагентов, кодов финансового обеспечения.
Со счета 04 долг списывается по решению комиссии (в случае смерти или ликвидации дебитора), при возобновлении процедуры взыскания задолженности или, если на счет поступили деньги, в погашение долга.
Учет обеспечения гарантий ведут на счетах 10 и 11.
- Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств»
Обеспечение (имущество, за исключением денежных средств) принимается к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества, количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списывают в случае исполнения обязательств.
- Счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии»
Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены государственные и муниципальные гарантии, по видам и сумме гарантии, правовым основаниям, кодам бюджетной классификации. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.
В 2020 году в Инструкцию № 157н ввели новые забалансовые счета:
- Счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» и Счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию)объекта концессии» — предназначены для учета сумм инвестиций.
- Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»
На счете подрядчик учитывает результаты долгосрочных договоров строительного подряда.
- Счет 33 «Ценные бумаги по договорам репо» — для учета операций с ценными бумагами.
РЕПО — это покупка ценных бумаг с обязательством обратной продажи.
- Счет 53 «Ценные бумаги по договорам репо от управления остатками средств на ЕКС» — для учета операций с ценными бумагами, применяют органы Федерального казначейства.
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.
Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:
- Аутсорсинговая компания.
- Инсорсинговые услуги.
- Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.
При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.
КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.
По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:
- вариант с полной централизацией;
- форму частичной централизации;
- контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
- подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.
Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:
- увеличение степени достоверности учетных данных;
- возможность применять к разным случаям единую методологию;
- понижение уровня налоговых рисков;
- оперативную подготовку всех видов отчетности;
- обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
- уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.
ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).
Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:
- приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
- коллективного договора;
- положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
- правил внутреннего распорядка.
Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:
- подготовку отчетов;
- отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
- проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
- мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
- контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
- реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.
В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.
Централизованные закупки по 44-ФЗ
Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.
Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.
Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.
Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:
Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.
Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.
При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.
Централизованные закупки по 223-ФЗ
В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.
В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.
На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:
создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;
применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;
устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.
Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.
Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.
Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.