Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемой статьей введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка являются торги, проводимые в форме аукциона. Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен ст. ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ. Также предусмотрена возможность заключения договора аренды с лицом, единственным выразившим намерение участвовать в аукционе и соответствующим условиям аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).
Комментарии к статье 39.6 земельного кодекса РФ
Предусмотренный законодателем подход к регулированию способов заключения договора аренды земельного участка претерпел серьезные изменения.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).
Общие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).
На сегодняшний день Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены:
- Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила N 582).
Так, согласно указанному Постановлению арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
- принципа экономической обоснованности, в силу которого арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, который соблюдается посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Основания для получения земли в аренду
Получить надел сельскохозяйственного назначения в пользование можно по следующим основаниям:
- ведение садоводства и огородничества;
- выпас скота, сенокошение;
- организация крестьянских, фермерских и прочих хозяйств;
- производства сельхозпродукции.
Если земля принадлежит городу или иному населённому пункту, то её можно использовать для:
- строительства жилья. Это может быть как индивидуальное строительство, так и многоэтажное, многоквартирное;
- ЛПХ;
- возведения объектов с целью удовлетворения общественных и производственных нужд;
- строительства дорог и транспортных узлов;
- возведения коммуникаций, которые будут обеспечивать ресурсами данный населённый пункт.
Получить земельную площадь, принадлежащую местной администрации, можно путем участия в соответствующих торгах. В ходе их проведения устанавливается стоимость аренды и наименование нанимателя. Но существуют ситуации, когда земельный объект может быть предоставлен без организации аукциона. Они предусмотрены ст. 39.6 ЗК РФ. К ним относятся следующие случаи:
- Предоставления территории для возведения индивидуального дома и организации личного хозяйства в пределах сельских и городских поселений;
- Оформления участка для осуществления овощных посадок и выпаса домашнего скота;
- Выдачи площади НКО для индивидуального строительства;
- Представления некоммерческим компаниям объекта для создания садоводческого либо огородного хозяйства;
- Передача арендуемой земли собственнику сооружений, расположенных на ней.
Для получения арендных прав на муниципальные земельные ресурсы без проведения торгов необходимо подготовить заявление. Оно должно включать сведения о:
- Паспортные данные гражданина либо реквизиты организации;
- Сведения о земле – её место расположения и кадастровый номер;
- Целевое использование участка;
- Контакты обратившегося лица.
К обращению должна быть приложена документация, подтверждающая право на заключение соглашения о найме без организации конкурса. Обращение изучается службой на протяжении одного месяца и выносится решение о предоставлении территории либо об отказе. При одобрении заявки формируется договор о предоставлении земли в аренду.
В соглашении указываются:
- Данные арендатора и арендодателя.
- Кадастровый номер объекта, его адрес и величина.
- Предназначение земельной площади.
- Основание, устанавливающее право собственника административного органа.
- Информация об имеющихся строениях.
- Стоимость соглашения и порядок проведения расчетов.
- Период действия договорных обязательств.
- Реквизиты сторон, дата подписания документа и подписи.
Как взять землю в аренду в Московской области
Московская область является субъектом Федерации, а все законодательные акты государства распространяются на субъект в равной степени — значит различий в процедуре аренды нет. А вот кадастровая стоимость земель в Подмосковье и, как следствие, стоимость аренды — в несколько раз ниже, чем в Москве.
Кроме того, с марта 2019 года Администрация Московской области бесплатно осуществляет муниципальную услугу «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности для сдачи в аренду» через интернет. В рамках оказания услуги заинтересованному лицу предоставляется информация о свободных объектах не обремененными правами 3-их лиц, имеющихся в муниципальном фонде и предназначенных для сдачи в аренду. Срок предоставления информации не более 3-х дней. Для обращения вам потребуется только заявление установленной формы и паспорт.
В соответствии с административным регламентом основания для отказа в предоставлении данной Муниципальной услуги отсутствую. Однако заявитель может получить уведомление об отсутствии у Муниципалитета земельных участков предназначенных для сдачи в аренду.
Далее выбираете себе из списка, предоставленного Администрацией, земельный участок и подаете заявление на его аренду. Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Московской области (как и любых других регионов РФ), осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Но мы с вами уже знаем, что взять землю в аренду можно и без торгов.
Обратите внимание, что территории с кадастровыми номерами, которые начинаются на 77 — относятся в городу Москва (Новая).
Как взять в аренду землю сельскохозяйственного назначения
Аренда земли сельскохозяйственного назначения для выпаса и разведения животных, выращивания овощей, фруктов и зерновых культур, не предполагают строительства жилого дома. Однако строить можно на землях под личное подсобное хозяйство, правда лишь на 10% площади. Кроме того, на участке под ЛПХ можно легально выращивать овощи и животных, организовать производство по переработке продукции.
Нормативные документы сельских поселений публикуют на сайте администрации района. Ещё на таких сайтах размещают извещения о проведении торгов по аренде земли сельскохозяйственного назначения и их цены. Постановление администрации сельского поселения, об утвержденном порядке аренды, можно получить лично в администрации поселения или района.
В марте 2022 года Правительством решено упростить предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам, если на них планируется создать производство в сфере импортозамещения. Они смогут взять их в аренду без торгов.
Чтобы узнать особенности процедуры оформлении сделки на конкретный участок в 2020 году, необходимо установить его статус и наличие (отсутствие) льгот у потенциального арендатора.
То, как взять в аренду муниципальную землю, определяет ст. 39.6 ЗК РФ. Существует два способа:
- Заключение договора на торгах в виде аукциона. Последний может быть инициирован:
- администрацией территориального образования для передачи муниципальной земли в аренду;
- самими гражданами с правом выкупа участка в будущем.
- Без проведения торгов:
- для граждан, относящихся к льготным категориям;
- на наделы, не состоящие на кадастровом учете;
- для отдельных целей использования.
Далее рассмотрим их подробно.
Недостатки аренды участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности
При таком большом количестве плюсов возникает вопрос: а есть ли минусы? Они действительно существуют. Во-первых, сама ст.39.1 «Земельного кодекса» сформулирована так, что вызывает много вопросов. В ней много оговорок, разобраться в которых вне конкретной ситуации нелегко. Во-вторых, Кодекс содержит пространство для злоупотреблений и коррупции.
Например, участок может предоставляться как в собственность бесплатно, бессрочное пользование, так и в аренду. Формат сотрудничества определяет местный орган. И, думается, одним людям будут хорошие условия, а другим – похуже. В ст.39.6 Кодекса перечислены ситуации, когда участок предоставляется в аренду с торгов или без них. И здесь в число игроков, вольных распоряжаться ресурсами, помимо местной власти вступают Президент и Правительство.
Для получения земли обычно проводятся торги между заинтересованными гражданами или организациями. Но в ряде случаев земля передается без торгов.
В ходе проведения аукциона, который организовывается владельцем земельного надела, определяется цена и будущий арендатор. Без торгов также может быть представлена земля, но на определенных условиях и по конкретным случаям:
- Арендатором выступает гражданин, который берет в аренду земельный надел с целями ведения подсобного хозяйства в пределах поселения, где располагаются угодья.
- Арендатор – это гражданин, заинтересованный в земле для того, чтобы осуществлять на ней выпас животных.
- Арендатор – организация, которая берет землю под ИЖС. Но главное условие состоит в том, что организация должна быть некоммерческая. Закон относит к таким ЮЛ фонды, учреждения, объединения. Иными словами, тех юридических лиц, которые создаются и работают не с целью распределения прибыли между ее участниками. Этим некоммерческие организации отличаются от тех, кто ведет коммерческую деятельность.
- Организации некоммерческого направления с целью ведения огородничества, садоводства.
- Граждане, которые на арендуемом участке имеют собственность.
Для того, чтобы получить земельный надел без проведения аукциона, необходимо написать в местные органы власти соответствующее заявление. Оно пишется в произвольной форме, единого и унифицированного бланка не имеет. Но в нем обязательно содержится информация:
- паспортные данные заявителя;
- если заявитель выступает от имени ЮЛ, то его реквизиты;
- данные об участке: адрес, габариты, кадастровый номер, ВРИ;
- цель использования;
- контакты заявителя.
Договор аренды земельного участка.
Договор аренды земельного участка представляет собой разновидность договора аренды. В его тексте обязательно должны быть указаны:
- стороны (субъекты) договора: арендодатель и арендатор;
- предмет договора: земельный участок с указанием его категории и целевого назначения;
- обязательства сторон;
- величина арендной платы (если земельный участок находится в публичной собственности, то размер платы определяется на торгах и (или) в соответствии с нормативным актом органа государственной власти или местного самоуправления);
- срок, на который заключается договор;
- меры ответственности сторон;
- иные условия договора, которые стороны считают существенными.
Для составления договора удобно использовать бланк договора аренды земельного участка.
Заключение договора аренды.
Договор аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, обычно составляется в простой письменной форме. Документ подписывается обеими сторонами сделки.
При аренде участка, который находится в публичной собственности, договор чаще всего заключается по итогам аукциона. Инициатором аукциона может быть государство, муниципальное образование или лицо, желающее стать арендатором.
Сдача участка в аренду без аукциона может привести к признанию договора аренды недействительным.
Аукцион не нужно проводить в случаях, которые оговариваются в законе, например, когда участок арендует:
- собственник объекта незавершенного строительства с целью достроить его;
- собственник здания на данном земельном участке;
- лицо, заключившее договор о развитии застроенной территории;
- лицо, которому выдается участок взамен изъятого для государственных или муниципальных нужд участка.
Период пользования участками
В пункте 8 статьи 39.8 Земельного кодекса содержится информация о том, что соответствующий договор аренды имеет разные сроки действия, в частности:
- Если участок предоставляется под ведение ЛПХ или ИЖС, то период действия может достигать 20 лет.
- Юридические лица, которые желают получить в пользование земельные наделы с целью дачного хозяйства или для их освоения в комплексе, вправе подписать договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности на срок от 3 до 5 лет.
- При определенных условиях на период до 3 лет могут передаваться земельные наделы с объектами неоконченного строительства, для того чтобы завершить работы.
- На временной промежуток от 3 до 10 лет возможна аренда территорий, на которых планируется реконструкция и возведение сооружений.
- Земли под коммуникации и линейные объекты предоставляются на период до 49 лет.
- На временной промежуток, не превышающий 3 года, передается территория для выпаса домашних животных, а также огородничества и кошения сена.
- Собственникам зданий, которые расположены на соответствующей территории, аренда предоставляется до 49 лет.
Все условия и особенности пользования наделов земли указаны в статье 39.8 Земельного кодекса.
НДС при предоставлении земли в аренду
Земля предоставляется в пользование на платной основе в виде налога на землю и аренды. Об этом сказано в статье 65 ЗК РФ. Когда осуществляется аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, закон освобождает арендатора от уплаты НДС. Об этом сказано в п. 2(17) ст. 149 НК РФ.
НДС начисляется только тогда, когда земля предоставляется в субаренду, при которой в роли субарендатора выступает не государство, а частное лицо.
Юридические лица также освобождаются от уплаты НДС. Но им потребуется делать счет-фактуру, помечать ее «без налога», регистрировать в специальной книге и своевременно сдавать декларацию об НДС с седьмым разделом (где предусматривается заполнение операций, которые не облагаются НДС).
Сроки аренды земель СНХ
Согласно ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. договор аренды участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может заключаться на срок от 3 до 49 лет. То есть, стороны имеют право установить любой срок, не выходящий за означенные пределы.
Максимальный срок аренды земель СНХ сокращается до 3 лет в тех случаях, когда они используются для выпаса скотины и сенокошения.
В случае, когда срок аренды не указан, он считается бессрочным. Однако по истечении 49 лет сторонам придется заключить соглашение о пролонгации, в противном случае документ утратит юридическую силу. Арендатор будет иметь преимущественное право, если он использовал земли по прямому назначению и выполнял все условия, указанные в договоре.
Рассмотрение заявления
После того как муниципальные власти рассмотрят поданное заявление, возможно несколько вариантов развития событий:
- Будет объявлено о проведении аукциона, в котором заявителю предложат поучаствовать. Участок должен пройти кадастровый учёт, чтобы его могли выставить на торги. На официальном портале муниципалитета будет вывешена информация о времени и месте проведения мероприятия.
- Если была подана заявка о предварительном согласовании участка, который еще не сформирован, то может последовать как согласие, так и отказ. Если отказ необоснован, то следует обратиться в прокуратуру или судебную инстанцию.
Выкуп муниципальной земли в собственность
Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:
- до 01.01.2010 г. — для юридических лиц негосударственных форм собственности;
- до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.
Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:
- документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
- распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).
Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:
- Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
- Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.
В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.
- Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
- Непосредственно заключение договора купли-продажи.
- Оформление права собственности на землю в государственном органе.