Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законные методы налоговой оптимизации в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское налоговое законодательство подвержено постоянным изменениям и уточнениям. В отечественные нормативные документы регулярно вносятся поправки, как уточняющие отдельные методы расчета налоговой базы, так и кардинально меняющие принципы организации учета или начисления и уплаты определенных налогов.
Опасные способы «оптимизации» НДС для бизнеса
А вот «серые» схемы, которые заметно уменьшают сумму налоговых отчислений, но далеки от законности, применять в работе предприятия не стоит.
«Бухгалтер готовит декларацию, в которой все авансы, покупки и продажи выверены до копейки, ― рассказывает эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Алла Семенова. ― Уверенность в безошибочности расчета — 100%, ура! Но директор, рассмотрев ее, замечает: многовато будет, не пойдет, нужно уменьшать, что-нибудь придумайте…»
В такие моменты, когда доводы об экономической целесообразности, о сопоставимости контрольных значений и возможном возмещении в следующем квартале, не находят у руководства понимания, и возникают «идеи» уменьшить сумму налога. А для этого, как правило, прибегают к таким схемам:
-
оприходование «левых» товаров, материалов, услуг;
-
привлечение «фирм-однодневок»;
-
использование услуг «левых» компаний, которые предлагают разрыв НДС за «символичную» плату;
-
банальное сокращение сумм в декларации ― не записать, «случайно забыть» про полученные авансы.
Налоговая оптимизация в Крыму
Оформление.
- Регистрация организации в Крыму.
- Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне с Правительством Республики Крым или Правительством Севастополя.
Налогообложение
Налог на прибыль организаций (п. 1.7 ст. 284 НК РФ, Закон Республики Крым «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым» от 24.12.2014):
— 2 процента – в течение 3-х лет;
— 6 процентов – с 4-го по 8-й годы;
— 13,5 процента – с 9-го года.
НДС – общий 18%.
Налог на имущество организаций — если имущество участника СЭЗ создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории льготного региона и расположено на его территории, компания не уплачивает налог на имущество в течение 10 лет с месяца, следующего за датой принятия его на учет (п. 26 ст. 381 НК РФ).
Земельный налог – не уплачивается три года с месяца возникновения права собственности на земельный участок (п. 12 ст. 395 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 года № 60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым»):
— Доходы – 3 %;
— Доходы минус расходы – 7 %.
Тарифы страховых взносов:
— 6% — по взносам в ПФР;
— 1,5% — по взносам в ФСС РФ;
— 0,1% — по взносам в ФФОМС.
Т.е. всего 7,6 %, тогда как в РФ – 30 %.
Свободная таможенная зона.
Юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в республике Крым, ввозя на территорию СЭЗ импортные товары и помещая их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на основании статьи 9 Соглашения освобождается от уплаты импортных пошлин и НДС, уплачиваемого при ввозе импортных товаров.
Кроме того, на такие товары не распространяются меры нетарифного регулирования.
При вывозе иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, товаров, получивших статус товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ импортные пошлины и НДС подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам импортных пошлин и НДС, которые подлежали бы уплате при помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Налоговая оптимизация
Схемы. Наиболее рациональные цели – перенос центра прибыли в Крым + использование рабочей силы.
Классический вариант (перенос центра прибыли).
3 компании А, В (регистрация РФ) и Б (регистрация в Крыму). А продает товар Б с минимальной наценкой. Б продает товар В с максимальной наценкой. В реализует товар третьим лицам с минимальной наценкой.
Результат: компании А и В перенесли центр прибыли в Крым. Налог на прибыль уменьшен на расходы, НДС принят к вычету. Компания Б налогового бремени по налогу на прибыль не несет, поскольку применяет льготы.
Например,
ООО А приобрело товар за 100 рублей.
ООО А реализовало ООО Б товар за 110 рублей.
ООО Б реализовало товар ООО В товар за 200 рублей.
ООО В реализовало товар третьим лицам за 210 рублей
Сравнение налогообложения с участием организации в Крыму и без ее участия.
А | Б (Крым) | В | Итого | |||
НДС (18 %) |
Налог на прибыль | НДС (18 %) |
Налог на прибыль | НДС (18 %) |
Налог на прибыль | Налоговое бремя |
1,8 | 2 | 16,2 | 1,8 | 1,8 | 2 | 25,5 |
А | Б (РФ) | В | ||||
1,8 | 2 | 16,2 | 18 | 1,8 | 2 | 41,8 |
Налоговое бремя снижается на 82 %.
Схема №1. Перераспределение затрат и оборотов с НДС и без налога предполагает раздел затрат с НДС на компанию, работающую по общему режиму налогообложения, а без НДС – на упрощенке. По такому же принципу делятся и покупатели. Доказать свою правоту в суде получится, если компании работают самостоятельно, не подчиняясь единому центру на разных территориях, с различным товаром и прочее.
Схема №2. Замена части выручки платежами, не связанными с реализацией заключается в предоставлении покупателю скидки с последующим ее возмещением за счет других платежей. Такая схема не вызовет подозрений, если использовать ее редко и выбрать правильное основание для платежа (неустойка, штраф, обеспечительный платеж и прочее).
Как оптимизировать имущественные налоги
База для расчёта земельного налога — кадастровая стоимость участка. Налог на имущество платят либо по кадастровой оценке недвижимости, либо по ее среднегодовой стоимости по данным бухучёта. Это зависит от категории объекта.
Сэкономить на налоге можно уменьшив стоимость объекта, с которой рассчитывают налог.
Кадастровая стоимость земли и недвижимости часто бывает завышена. Закажите независимую оценку, и если выяснится завышение, обратитесь заявлением в Росреестр, либо через суд.
Если рыночная цена объекта недвижимости стала ниже учётной, то можно провести его переоценку (п. 15 ПБУ 6/01). При этом снизится стоимость основного средства, отражённая в бухучёте, а значит — уменьшится и база по налогу на имущество.
Если объект недвижимости куплен в лизинг, то к нему можно применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. Остаточная стоимость при этом будет уменьшаться быстрее, а значит и налог на имущество станет меньше.
Главное — помнить, что законная оптимизация налогов существует, поэтому не стоит использовать «серые» схемы, подвергая риску себя и свою компанию.
Уменьшить налог можно несколькими способами. Если только планируете открыть фирму, важно выбрать подходящую форму собственности и систему налогообложения, чтобы потом не переплачивать в бюджет.
Если компания уже работает, можно попробовать уменьшить налог на прибыль и НДС.
Снизить налог на прибыль можно, если:
- увеличить затраты;
- выплатить дивиденды вместо зарплаты (не всегда эффективно, проконсультируйтесь с бухгалтером);
- оказывать консультации, обучать сотрудников;
- зачесть излишне уплаченные суммы по налогам на прибыль;
- создать группу компаний, где некоторые члены фирмы будут работать по УСН (обязательно согласуйте с бухгалтером и юристом);
- перевести основные средства на фирму, которая работает по УСН;
- использовать возвратный лизинг;
- создать резерв по сомнительным долгам и ремонтный фонд;
- присоединить убыточную фирму.
Сумма НДС будет оптимальной, если:
- контрагенты компании — плательщики НДС;
- продажа товаров происходит по льготной налоговой ставке;
- работать без предоплаты или вовремя от нее избавляться.
Перенос вычетов – законная схема, если они заявляются в пределах 3 лет
Организация заявила вычет по НДС за I квартал 2015 года на основании сводного счета-фактуры от 13.06.2012. И сделала это в уточненной декларации, поданной в 02.09.2015.
ИФНС по итогам камеральной проверки сочла это неправомерным.
Во-первых, она сослалась на то, что периодом принятия к вычету указанной суммы НДС является II квартал 2012 года. Ведь именно в этом периоде был выставлен счет-фактура и подписан акт об исполнении договора. Таким образом, в сентябре 2015 года право на вычет у компании отсутствовало.
Во-вторых, чиновники указали на то, что исчисление 3-летнего срока, предусмотренного ст. 173 НК РФ на перенос вычета на будущие периоды, в данном случае следует исчислять после окончания налогового периода, в котором совершены хозяйственные операции. Следовательно, с момента возникновения права на указанный вычет до момента представления 02.09.2015 уточненной налоговой декларации, 3-летний срок на применение вычета компанией пропущен.
Однако суд решил, что эти доводы несостоятельны и организация поступила законно.
Согласно расчету сводного счета-фактуры, в него включены счета-фактуры, выставленные подрядчиками за период 2009‒2011 годов.
Данный счет-фактура отражен организацией в книге покупок в I квартале 2015 года, НДС заявлен к вычету в налоговой декларации за тот же период.
Пунктом 1.1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты по приобретенным товарам и имуществу могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3 лет после принятия на учет приобретенных товаров, работ, услуг.
В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 разъяснено, что в силу п. 2 ст. 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного указанным пунктом 3-летнего срока.
Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий 3-летний срок налоговых периодов. Данное правило должно быть соблюдено и в случае включения вычетов в уточненную декларацию.
При указанных обстоятельствах и приняв во внимание также разъяснения в письме ФНС РФ № ГД-4-3/14435 от 17.08.2015, суд пришел к выводу о том, что основания для принятия к вычету НДС по спорному счету-фактуре возникли у компании с момента фактической передачи объекта недвижимости и счета-фактуры, то есть с II квартала 2012 года.
Как уменьшить НДС к уплате: схема с реорганизацией
Методы, которые мы описали выше, с той или иной долей успеха практикуются в текущей деятельности организаций. Но бывает, что сэкономить на НДС нужно одноразового, например, при передаче дорогостоящего имущества. В большинстве случаев такая операция будет считаться реализацией, причем даже в том случае, если имущество передается безвозмездно. А раз есть реализация, следует начислить НДС.
Распространенным методом ухода от этого является реорганизация в форме выделения. Из компании А, которая находится на основной системе налогообложения, выделяется компания Б — она будет применять УСН. По закону компания Б является правопреемником компании А при реорганизации. Если при этом компания А передаст компании Б какое-либо имущество, то это не будет считаться реализацией. Соответственно, не возникнет и налогооблагаемой базы. Оптимизация НДС в чистом виде! Но есть и ложка дегтя — сам по себе процесс реорганизации довольно трудоемкий и долгий.
Какие сделки считаются подозрительными
К подозрительным с точки зрения обоснованности получения налоговой выгоды относятся следующие сделки (п. 15 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@):
- несвойственные компании сделки, которые не соотносятся с их обычной деятельностью (например, организация, занимающаяся строительными работами, совершает крупную сделку по приобретению акций);
- сверхрисковые сделки (например, компания дает в долг или продает с отсрочкой платежа какое-либо имущество неплатежеспособному контрагенту);
- заведомо невыгодные для налогоплательщика сделки, совершаемые либо по цене, существенно ниже рыночной по сопоставимым сделкам, либо по чрезмерно завышенной цене;
- сделки, совершенные без получения согласия, оговоренного в законодательстве или уставных документах организации;
- сделки, совершенные с нарушением процедуры согласования (в частности, без проведения торгов);
- все необычные сделки, противоречащие прежней практике работы организации (в частности, когда контрагенту передается какое-либо имущество без получения равноценного возмещения или в договоре не прописывается ответственность сторон по сделке);
- сделки, совершенные в отсутствие документов, необходимых для оформления однородных сделок (например, когда исполнитель работ (подрядчик) не предоставляет налогоплательщику (заказчику) акт о передачи выполненных работ);
- сделки, по которым не было реальной оплаты(например, в счет оплаты были приняты неликвидные ценные бумаги или права требования к неплатежеспособному третьему лицу);
- сделки, по которым были нарушены права налогоплательщика, которые он не стал защищать законными способами (в частности, в тех случаях, когда кредитор не предъявляет претензии и не обращается с исковыми требованиями к должнику, просрочившему исполнение своих обязанностей по договору).
Непроявление осмотрительности при выборе контрагента
НК РФ не содержит такого понятия, как «должная осмотрительность» и прямо не обязывает налогоплательщиков ее проявлять. Вместе с тем действующая судебная практика исходит именно из того, что проявление осмотрительности в вопросе выбора контрагента является обязательным условием получения налоговой выгоды (определение ВС РФ от 14.05.2020 № А42-7695/2017).
В рассматриваемом письме ФНС также однозначно признает, что при выборе контрагентов плательщики должны проверять их деловую репутацию, платежеспособность, риск неисполнения обязательств и наличие у контрагента необходимых ресурсов.
Более того, при совершении значимых сделок по поводу дорогостоящих объектов недвижимости плательщики должны еще изучать историю взаимоотношений предшествующих собственников данной недвижимости.
В противном случае налогоплательщик, должным образом не проверивший своего контрагента, несет риск отказа в получении налоговой выгоды. При этом о непроявлении осмотрительности при выборе контрагента, с точки зрения налоговиков, свидетельствуют перечисленные ниже обстоятельства (п. 15 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@):
- налогоплательщик не знает о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его производственных, складских, торговых и иных площадей, необходимых для бизнеса;
- у налогоплательщика нет копий документов, подтверждающих наличие у контрагента недвижимости, производственных мощностей и квалифицированных кадров, необходимых лицензий, разрешений и свидетельств о членстве в СРО;
- налогоплательщик не может объяснить или же вовсе не знает, почему именно в качестве контрагента по сделке была выбрана та или иная компания;
- налогоплательщик не может подтвердить факт ведения деловых переговоров с руководством контрагента и обсуждения с ним условий договора;
- у налогоплательщика нет документов, подтверждающих полномочия руководства контрагента по сделке;
- налогоплательщик не проверял контрагента по открытым и общедоступным информационным базам;
- в открытом доступе нет информации, подтверждающей факт ведения контрагентом реальной экономической деятельности;
- налогоплательщик не может предоставить открытые источники информации, откуда он узнал о контрагенте (у него отсутствуют ссылки на сайты контрагента, реклама о предлагаемых контрагентом товарах и услугах, рекомендации третьих лиц и т.п.).
Налоговый резидент Армении – как стать?
Частью 1-2 ст. 25 НК РА установлено, что налоговыми резидентами Армении считаются физические лица которые в налоговом году фактически находились в Республике Армения 183 и более дней, при этом дни прибытия и отбытия считаются полными днями нахождения в стране.
Частью 3, ст. 25 НК РА установлено, что налоговыми резидентами Армении, в том числе считаются физические лица, центр жизненных интересов которых находится в Армении.
Частью 5, ст. 25 НК РА установлено, что если физическое лицо, согласно частям 1-3 ст. 25 НК РА, было признанно налоговым резидентом Армении на какой-либо день налогового (календарного) года, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом Армении в течение всего налогового (календарного) года.
Налоговые резиденты Армении уплачивают налоги с доходов от источников в Армении и с мировых доходов, а налоговые нерезиденты Армении, только с доходов от источников в Армении. |
Налог на добавленную стоимость (НДС) в Армении – 20%
Друзья, я предлагаю всем кто планирует заниматься экспортом / импортом услуг (работ) в пределах ЕАЭС и в страны «дальнего зарубежья», обратить внимание на этот раздел моей статьи и НДС в целом, так как именно НДС, для многих предпринимателей становится налогом нежданчиком, убивающим на первый взгляд, идеальную налоговую схему, тем более в Армении НДС 20% как и в России, что выше чем в других странах ЕАЭС и ошибки, в схеме денежных потоков, могут дорого обойтись беспечным предпринимателям.
Общий принцип агентского НДС очень простой – если Заказчик (налогоплательщик в одной стране) импортирует услуги (работы) Исполнителя-иностранца (налогоплательщика в другой стране) на свою территорию, он обязан удержать агентский НДС с Исполнителя-иностранца, который не стоит на налоговом учете в стране куда импортируются определенные услуги (работы) и перечислить агентский НДС в бюджет своей страны, по ставкам которые действуют в стране где Заказчик стоит на налоговом учете, то есть стать агентом по НДС Исполнителя-иностранца.
При условии что, Исполнитель оказывает трансграничные услуги Заказчикам-иностранцам, которые находятся за пределами территории на которой Исполнитель стоит на налоговом учете, то он экспортирует услуги (работы) из своей страны, в таком случае обязанность удерживать НДС по общему правилу у Исполнителя не возникает, так как лежит на Заказчике-иностранце, импортирующим его услуги на свою территорию, все просто.
Элементы налоговой оптимизации
Элементами налоговой оптимизации являются:
-
система контроля за правильностью начисления налогов и своевременной уплатой налогов в бюджет;
-
оптимизация налоговых обязательств;
-
точное исполнение налоговых обязательств;
-
недопущение возникновения дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сроки, которые превышают срок исковой давности;
-
система бухгалтерского и налогового учета, которая дает возможность получать своевременную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.
Перенос вычетов – законная схема, если они заявляются в пределах 3 лет
Организация заявила вычет по НДС за I квартал 2015 года на основании сводного счета-фактуры от 13.06.2012. И сделала это в уточненной декларации, поданной в 02.09.2015.
ИФНС по итогам камеральной проверки сочла это неправомерным.
Во-первых, она сослалась на то, что периодом принятия к вычету указанной суммы НДС является II квартал 2012 года. Ведь именно в этом периоде был выставлен счет-фактура и подписан акт об исполнении договора. Таким образом, в сентябре 2015 года право на вычет у компании отсутствовало.
Во-вторых, чиновники указали на то, что исчисление 3-летнего срока, предусмотренного ст. 173 НК РФ на перенос вычета на будущие периоды, в данном случае следует исчислять после окончания налогового периода, в котором совершены хозяйственные операции. Следовательно, с момента возникновения права на указанный вычет до момента представления 02.09.2015 уточненной налоговой декларации, 3-летний срок на применение вычета компанией пропущен.
Однако суд решил, что эти доводы несостоятельны и организация поступила законно.
Согласно расчету сводного счета-фактуры, в него включены счета-фактуры, выставленные подрядчиками за период 2009‒2011 годов.
Данный счет-фактура отражен организацией в книге покупок в I квартале 2015 года, НДС заявлен к вычету в налоговой декларации за тот же период.
Пунктом 1.1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты по приобретенным товарам и имуществу могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3 лет после принятия на учет приобретенных товаров, работ, услуг.
В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 разъяснено, что в силу п. 2 ст. 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного указанным пунктом 3-летнего срока.
Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий 3-летний срок налоговых периодов. Данное правило должно быть соблюдено и в случае включения вычетов в уточненную декларацию.
При указанных обстоятельствах и приняв во внимание также разъяснения в письме ФНС РФ № ГД-4-3/14435 от 17.08.2015, суд пришел к выводу о том, что основания для принятия к вычету НДС по спорному счету-фактуре возникли у компании с момента фактической передачи объекта недвижимости и счета-фактуры, то есть с II квартала 2012 года.
Поскольку НДС был предъявлен к вычету в I квартале 2015 года, срок на предъявление налога к вычету пропущен не был.
Какие сделки считаются подозрительными
К подозрительным с точки зрения обоснованности получения налоговой выгоды относятся следующие сделки (п. 15 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@):
- несвойственные компании сделки, которые не соотносятся с их обычной деятельностью (например, организация, занимающаяся строительными работами, совершает крупную сделку по приобретению акций);
- сверхрисковые сделки (например, компания дает в долг или продает с отсрочкой платежа какое-либо имущество неплатежеспособному контрагенту);
- заведомо невыгодные для налогоплательщика сделки, совершаемые либо по цене, существенно ниже рыночной по сопоставимым сделкам, либо по чрезмерно завышенной цене;
- сделки, совершенные без получения согласия, оговоренного в законодательстве или уставных документах организации;
- сделки, совершенные с нарушением процедуры согласования (в частности, без проведения торгов);
- все необычные сделки, противоречащие прежней практике работы организации (в частности, когда контрагенту передается какое-либо имущество без получения равноценного возмещения или в договоре не прописывается ответственность сторон по сделке);
- сделки, совершенные в отсутствие документов, необходимых для оформления однородных сделок (например, когда исполнитель работ (подрядчик) не предоставляет налогоплательщику (заказчику) акт о передачи выполненных работ);
- сделки, по которым не было реальной оплаты(например, в счет оплаты были приняты неликвидные ценные бумаги или права требования к неплатежеспособному третьему лицу);
- сделки, по которым были нарушены права налогоплательщика, которые он не стал защищать законными способами (в частности, в тех случаях, когда кредитор не предъявляет претензии и не обращается с исковыми требованиями к должнику, просрочившему исполнение своих обязанностей по договору).
Законная оптимизация НДС
Суть оптимизации налогообложения заключается в минимизации налоговых выплат и недопущении штрафных санкций. Достичь этого можно при помощи правильной и своевременной оплаты налогов.
Налоговый Кодекс Российской Федерации представляет налогоплательщику выбор в зависимости от конкретной хозяйственной деятельности. Так, например:
- Субъект хозяйствования может выбрать тот вариант уплаты налоговых сборов, который кажется ему оптимальным.
- При возможности закон позволяет выбрать такой вид хозяйственной деятельности, который по статье 149 не облагается налогу.
- Еще одним вариантом уменьшения налоговых выплат является проведение экспортных операций: