Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДФЛ: делим доход с государством». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Хоть раз каждый задавался этим вопросом: «Да куда вообще идут мои налоги? за что я плачу?». Здесь все просто — НДФЛ поступает в консолидированный бюджет РФ. То есть — в федеральный, бюджет субъекта, города и района.
85% от НДФЛ поступает в бюджет субъекта. То есть, если вы работаете в Краснодаре, то налог пополнит бюджет Краснодарского края. Остаток из 15% распределяется по местным бюджетам.
Иными словами, НДФЛ не уходит в федеральный бюджет — он остается в том субъекте, где вы работаете. Его тратят на благоустройство вашей области или города — строительство дорог, ремонт школ, работа больниц, проведение городских праздников.
Статьи расхода по бюджету можно найти на сайтах администраций субъектов РФ.
НДФЛ — не единственный налог в пользу государства. Есть еще пенсионные и страховые отчисления, налоги на имущество, а еще мы все платим НДC. Поэтому платим налоги и живем спокойно.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Что такое налог на доходы физических лиц
НДФЛ расшифровывается как налог на доходы физических лиц. Подоходный налог (устаревшее название НДФЛ) — это один из видов прямых налогов, которым облагаются доходы частного лица. Он рассчитывается в процентах от величины налогооблагаемого дохода. Говоря простыми словами НДФЛ — это налог на прибыль физических лиц, который принудительно взимается и направляется в бюджет для финансирования государственных расходов.
Отдельного закона о подоходном налоге с физических лиц нет, его регламентирует, как уже сказано выше, гл. 23 НК РФ. В ней подробно расписано, что такое объект и субъект налогообложения, как исчисляется и уплачивается индивидуальный подоходный налог, в каких случаях налоги на доходы физических лиц не взимаются, оговариваются другие аспекты, связанные с налогообложением доходов физлиц. О самых важных из них расскажем далее.
С каких доходов платится налог
В самом простом, но одновременно и самом массовом варианте удержание НДФЛ производится с заработной платы бухгалтерией работодателя. Но подоходный налог берётся не только с зарплаты, налоги платятся также с премий и других выплат работникам. В целом же НК РФ определяет объекты налогообложения, как доходы, полученные налогоплательщиками НДФЛ (ст. 209):
- от источников в РФ и/или от источников вне РФ – для налоговых резидентов РФ (п. 1);
- от источников в РФ – для налоговых нерезидентов РФ (п. 2).
Таким образом, плательщиками налога на доходы физических лиц являются как резиденты, так и нерезиденты РФ. Согласно ч. 2 ст. 207 НК РФ налоговые резиденты – это физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на срок пребывания за границей для краткосрочного (менее 6 мес) лечения или обучения, а также для выполнения работ на морских месторождениях углеводородов. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов власти, откомандированные на работу за рубеж (ч. 3 ст. 207 НК РФ).
Другие виды налогооблагаемых доходов, кроме выплат от работодателей сотрудникам:
- от продажи имущества;
- от сдачи имущества, например, квартиры или авто, в аренду;
- от операций с ценными бумагами;
- полученные в виде дивидендов;
- полученные в виде выигрышей в азартных играх и лотереях.
Налоговое бремя для физических лиц можно облегчить. Для этого предусмотрены налоговые вычеты. Сразу отметим, что такие льготы касаются исключительно резидентов, иностранные граждане не вправе рассчитывать на послабление выплат по НДФЛ. Без права на вычет остаются и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы уплаты налогов – ИП на упрощенной системе, на патенте, уплачивающие единый сельхозналог либо единый налог на вмененный доход. Кроме того, безработные граждане, не получающие доход, облагаемый НДФЛ, тоже не могут претендовать на вычеты.
Еще один важный момент: гражданин, получивший доход помимо основной деятельности, обязан задекларировать его до 30 апреля следующего года, а для получения вычета и возврата уже уплаченного НДФЛ декларацию можно подавать в течение всего года, следующего за тем, в котором было совершено событие (покупка квартиры, оплата учебы, лечения или другое).
на доходы физических лиц
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся:
— оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
— полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
— оплата труда в натуральной форме.
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется по рыночной стоимости. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость и акцизов.
Доходами налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:
— материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (В этом случае материальная выгода определяется: как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, — над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора; или же как превышение суммы процентов за пользование заёмными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, — над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора);
— материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику (В этом случае налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику);
— материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг,
которая определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над
суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
С 2009 года законом от 29.12.04 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» расширен перечень доходов от источников в Российской Федерации, которые учитываются при исчислении налога на доходы физических лиц. К таким доходам отнесены выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ (подп. 9.1 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ).
Налоговые вычеты — это разновидность налоговых льгот, которые предоставляются путём вычета из доходов налогоплательщика при определении налоговой базы, облагаемой по ставке 13%. Они бывают следующих видов:
— стандартные — для отдельных категорий налогоплательщиков путём ежемесячного уменьшения налоговой базы (предоставляются работодателем (если их несколько, то по выбору работника) или налоговым органом);
— социальные в связи с осуществлением затрат на благотворительность, на обучение, на лечение (предоставляются только налоговым органом при подаче налоговой декларации);
— имущественные — при продаже имущества, а также при осуществлении затрат на приобретение жилого дома или квартир (предоставляются только налоговым органом при подаче налоговой декларации);
— профессиональные — для индивидуальных предпринимателей, авторов произведений науки, литературы, искусства и др. (применяются непосредственно при исчислении налоговой базы).
Перечень налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, установленных Налоговым Кодексом РФ представлен в Приложение 1.
Расчет суммы причитающегося к удержанию налога с полученного физическими лицами дохода в организации ООО «Колибри» производится по алгоритму.
Начисления производятся одновременно с подсчетом основной заработной платы и других удержаний.
Порядок расчета следующий.
- Производится начисление всех причитающихся выплат (оклад, премия, коэффициенты).
- Проводится анализ всех видов выплат на предмет налогообложения.
- Уточняется статус налогоплательщика, а также право на налоговые вычеты, льготы, наличие уведомлений из налоговых органов.
- От начисленной суммы заработной платы отнимается сумма всех вычетов.
- Оставшаяся сумма считается налоговой базой, с нее удерживается налог.
Рассмотрим на примере порядок расчета налога на доходы физических лиц в организации ООО «Колибри».
Пример 1.
Дата выплаты зарплаты 15 число, начисления производятся 14 февраля. Оклад работника Свиридова А.Н. 25000 руб., премия составляет 25%, надбавка за стаж работы составляет 10%. Сумма ранее выданного аванса — 12500 руб. Работник является гражданином РФ, постоянно работает и проживает на территории РФ. Работник привлечен к материальной ответственности за утерю имущества организации на сумму 3000 руб.
- Годовая бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Колибри» за 2013-2015 гг.
- Положение об организационной структуре ООО «Колибри», утв. Советом директоров, протокол №12 от 17.11.2005 г.
- Положение об отделе бухгалтерского учета ООО «Колибри» (в ред. от 11.12.2011 г.). — №10. — С. 2.
- Расчетно-платежная ведомость ООО «Колибри» (форма № Т-49).
- Сведения о численности, заработной плате и движении работников ООО «Колибри» за 2013-2015 гг. (форма П – 4).
- Свидетельство о внесении записи ООО «Колибри» в единый государственный реестр юридических лиц 17.12.2002 г. № 77-01/00-11/2000-25074.
- Устав предприятия ООО «Колибри», утв. Учредительным собранием, протокол №2 от 16.11.2005 г.
- Учетная политика ООО «Колибри» за 2015 г. в целях налогообложения, утв. приказов директора №18 от 26.12.2014 г.
Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
Порядок исчисления налога на доходы физических лиц регулируется ст. 225 НК. Общая исчисленная сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при получении доходов, облагаемых различными налоговыми ставками, — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, определяемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Сумма НДФЛ определяется в полных рублях (сумма менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до полного рубля).
Налоговый период — календарный год. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему периоду.
Порядок и сроки уплаты имеют некоторые особенности для налоговых агентов, физических лиц, получающих определенные виды доходов; ИП и других лиц, занимающихся частной практикой.
Налоговые агенты исчисляют сумму налога:
- нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем начисленным налогоплательщику за данный период доходам, облагаемым по ставке 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога;
- отдельно по каждой сумме доходов, облагаемых иными ставками (9, 15, 30 и 35%);
- без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов и удержанных другими агентами сумм налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми налоговые агенты, выплачивающие доход, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Налоговые агенты, являющиеся источником выплаты дохода, совокупную сумму налога уплачивают по месту своего учета в налоговом органе. Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Перечисление сумм налога в бюджет налоговыми агентами | |
---|---|
Виды выплат налогоплательщикам | Срок |
1. Выплаты доходов, производимые из получаемых средств в банке | Не позднее дня фактического получения средств в банке |
2. Выплаты, производимые перечислением суммы дохода на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц | Не позднее дня перечисления дохода с банковского счета налогового агента |
3. Выплаты, производимые в денежной форме из выручки налогового агента | Не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода |
4. Выплаты, производимые в натуральной форме или доходы в виде материальной выгоды | Не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога |
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за этим периодом.
Расчет налога на доходы физических лиц
Пожалуй, НДФЛ — это самый значимый прямой трансферт в казну. Его уплачивают все лица, которые получают доход (ст. 207 НК РФ). И неважно, является плательщик гражданином или нет — если человек получает заработную плату или любую другую облагаемую прибыль от российских организаций и на территории России, он обязан отчислять сбор со своего вознаграждения за труд.
Вот основные правила, по которым нужно высчитать и перечислить налог на доходы физических лиц:
- Этот сбор взимается практически со всех видов доходов граждан (ст. 209 НК РФ). Помимо зарплаты, премий и бонусных платежей, заплатить взнос придется и с вырученных денег от реализации жилья, и с оплаты, поступающей за арендованное жилье, и с выигрышей, призов, и с гонораров по авторским договорам. Оплата по договорам гражданско-правового характера также полностью облагается НДФЛ. Если российский резидент работает за границей и получает вознаграждение в иностранной компании, он обязан уплачивать взнос в российскую казну. Налог высчитывается и с денежных доходов, и с доходности в натуральном выражении (ст.210 НК РФ).
- Для трудоустроенных граждан рассчитать налоги обязан работодатель. Период — каждый месяц, в котором работнику начисляется доход. Самозанятые лица и ИП должны высчитать и уплатить свой налог самостоятельно. Те граждане, которые получили единовременное вознаграждение или имеют нерегулярную доходность, отчисляют взносы только в момент получения своих поступлений.
- Когда специалист рассчитывает подоходный налог, он должен применить к базе исчисления все льготы, вычесть необлагаемые суммы и уменьшить базовую сумму на величину применяемого налогового вычета (ст.217-221 НК РФ).
- Для различных категорий плательщиков действуют определенные ставки (ст.224 НК РФ). Диапазон индексов — от 9 % до 35%. Основной ставкой для граждан России считается 13%. Иностранные граждане в 2019 году рассчитывали свой налог по коэффициенту 30%.
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления НДФЛ определяется в статье 225 НК РФ.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ (13%), процентная доля налоговой базы.
= X 13%
Рис.1. Определение суммы налога по ставке 13%
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения исчисленных сумм налога.
= +
Рис. 2. Определение общей суммы налога, подлежащей удержанию из доходов работника
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Особенности исчисления налога в отношении отдельных
видов доходов. Порядок уплаты налога
Исчисление и уплату налога в соответствии со статьей 228 НК РФ производят следующие категории налогоплательщиков:
1) физические лица — исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
2) физические лица — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
3) физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации, — исходя из сумм таких доходов;
4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов;
5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), — исходя из сумм таких выигрышей.
Указанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй — не позднее 30 дней после первого срока уплаты.
Доходы, освобождаемые от обложения НДФЛ
Не облагаются подоходным налогом следующие виды доходов:
- доходы от продажи имущества, находящегося в собственности более 3 лет;
- наследство;
- подарки от членов семьи и/или близких родственников;
- государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности);
- пенсии и доплаты к ним;
- выплаты волонтерам на приобретение спецодежды, средств индивидуальной защиты, проживание, питание и проезд, в целях осуществления добровольческой деятельности;
- вознаграждение донорам;
- алименты;
- гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ);
- премии за выдающиеся достижения в сфере науки, образования, культуры, искусства, туризма и т. п.;
- единовременные выплаты (в т. ч. материальная помощь, благотворительная помощь);
- оплата работодателем своим работникам и/или членам их семей стоимости путевок (кроме туристических) и медицинских услуг;
- стипендии (студентов, аспирантов, ординаторов);
- оплата труда в валюте, полученная работником от государственной организации направившей его на работу за границу;
- доходы от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства и растениеводства (как в натуральном виде, так и в переработанном);
- доходы членов фермерского хозяйства от производства и реализации с/х продукции (в течение 5 лет с момента регистрации);
- призы полученные спортсменами в определенных соревнованиях;
- вознаграждения за передачу государству кладов;
- выигрыши и призы (если их стоимость не превышает 4000 руб.);
- иное (полный перечень смотрите в ст. 217 НК РФ).