Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок рассмотрения обращений и приема претензий по качеству медицинской помощи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В последнее время, проблема оказания некачественных медицинских услуг приобрела небывалую актуальность. Однако, на практике рассмотрение дел об оказании некачественных медицинских услуг судами – нечастое явление. Это напрямую связано с тем, что потребители уверены в безнаказанности медицинских работников. Но это ошибочное мнение. Каждый потребитель, которому была оказана некачественная услуга, имеет возможность восстановить свои нарушенные права. Для этого ему необходимо обратиться к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Срок рассмотрения претензии
К отношениям между пациентом и медицинской организацией применяется Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП). Данным законом предусмотрен десятидневный срок для удовлетворения отдельных требований потребителя, таким образом, срок рассмотрения большинства претензий основанных на ЗоЗПП (о некачественном оказании медицинских услуг, об оказании медицинских услуг с недостатками, в том числе существенными, о нарушении права пациента на получение информации о медицинских услугах, о нарушении права на безопасность оказанных услуг, прочее ) должен составлять не более 10 дней (ст. 31 ЗоЗПП).
Данный срок исчисляется с момента получения претензии пациента. В срок ответа на претензию не включается срок доставки письма с ответом почтовой службой. В соответствии с правилами делопроизводства любую поступающую в организацию корреспонденцию (документацию) целесообразно и необходимо зарегистрировать в журнале учета входящей документации. Таким образом, медицинская организация также должна зарегистрировать поступившую претензию в соответствующем журнале.
Участие врачебной комиссии в рассмотрении претензии пациента
В любом случае при получении претензии пациента к медицинской организации стоит серьезно отнестись к ответу на нее. Во-первых, для любой из сторон обычно «худой мир лучше доброй ссоры», во-вторых, если говорить по существу, то ответ должен быть аргументированным, обоснованным, свидетельствующим о том, что претензия пациента действительно подлежала рассмотрению. В дальнейшем может сложится ситуация, что при обращении пациента в суд последний сможет легко доказать, что его законные требования не были удовлетворены медицинской организацией, что от нее был получен отказ даже без соответствующего рассмотрения претензии, что может в свою очередь привести к наложению судом неустойки. Ответ на претензию пациента должен быть по-медицински аргументирован, для этого законодатель и возложил данную функцию на врачебную комиссию медицинской организации. Также надо не забывать о необходимости соблюдения врачебной тайны пациента, оценивать возможность предоставления ответа не самому пациенту, а его представителям или иным лицам, возможность привлечения независимых экспертов к рассмотрению претензии. В дальнейшем данные нарушения со стороны медицинской организации могут повлечь дополнительный повод для серьезной претензии со стороны пациента.
Рассмотрение обращений и жалоб граждан в медицинской организации регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
- законом Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
- законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- законом Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- законом Российской Федерации от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138ФЗ;
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
Основания для отказа в рассмотрении обращения или жалобы являются:
- не указаны фамилия гражданина, направившего обращение;
- не указан адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Такое обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
- текст письменного обращения не поддается прочтению;
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;
- в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. Может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и более ранние обращения направлялись в медицинскую организацию, с уведомлением о данном решении гражданина, направившего обращение;
- полномочия представителя заявителя не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в случае подачи жалобы).
Рекомендации по рассмотрению претензий пациентов на качество медицинских услуг
Первым важным этапом рассмотрения претензии пациента является установление контакта и вступление с ним в переговоры с целью установить обоснованность его претензии, степень серьезности его намерений, степень подготовленности к спору, объем доказательной базы и перспективу мирного досудебного разрешения конфликта.
При согласии пациента его целесообразно пригласить на встречу и выслушать. На встрече должен присутствовать представитель администрации клиники и юрист. Если пациент не готов к личной встрече начать переговоры с ним можно по телефону или видеосвязи. Важен непосредственный контакт. Однако пациент может ограничится перепиской по электронной почте или в мессенджерах, что не эффективно для целей сбора информации.
Вторым важным этапом рассмотрения претензии является проведение внутреннего расследования инцидента, в том числе его рассмотрение на врачебной комиссии. Поступление жалоб и претензий от пациентов на качество медицинских услуг является основанием для проведения внутреннего контроля качества.
Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности утверждены приказом Минздрава России от 07.06.2019 № 381н.
В процессе внутренней проверки по возможности целесообразно:
- установить наличие фактов, изложенных в претензии пациента, в том числе факта оказания медицинской услуги;
- установить соответствие действий медицинских работников технологиям выполнения медицинских услуг и действующему законодательству;
- оценить своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата;
- проверить соблюдение сроков оказания медицинских услуг;
- установить наличие вины медицинских работников в оказании некачественной медицинской услуги;
- установить наличие и степень вины пациента в оказании ему медицинской услуги ненадлежащего качества;
- провести анализ медицинской документации на предмет соответствия ее заполнения требованиям законодательства;
- провести анализ договора с пациентом и сопровождающей исполнение договора документации на предмет соответствия требованиям законодательства.
Выбор дальнейшей тактики рассмотрения претензии зависит от результатов первых двух этапов.
Если внутренняя проверка показала необоснованность претензии пациента, то можно переходить к составлению ответа на претензию, в котором указать, что факты, изложенные в претензии, были изучены в ходе внутренней проверки и не нашли своего подтверждения, в связи с чем медицинская организация считает претензию необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Если внутренняя проверка показала наличие дефектов медицинской помощи, то целесообразно оценить риски отказа пациенту (переход дела в суд, увеличение расходов и взыскание дополнительных сумм в виде штрафа и оплаты услуг представителя и т.д.).
Продолжение досудебного урегулирования спора заключается в анализе требований пациента. «Размах” требований потребителей очень широк, поэтому и подход требуется разный. Пациент может требовать оказать услугу повторно с надлежащим качеством, что потребует от клиники минимальных затрат, а может требовать миллионных компенсаций, что потребует оценки обоснованности запрашиваемых им сумм компенсации. Часто пациенты заявляют явно завышенные суммы компенсации. Медицинской организации следует помнить, что размер убытков и морального вреда должен быть обоснован и документально подтвержден. В связи с этим у пациента рекомендуется запросить документы, подтверждающие его расходы и заявленные суммы компенсации.
Если сумма компенсации обоснована и не завышена, имеет смысл пригласить пациента на встречу и предложить разумную сумму компенсации с точки зрения медицинской организации с учетом требований пациента. При адекватном подходе со стороны пациента на этом этапе можно договориться и завершить конфликтную ситуацию. В тоже время медицинская организации рискует, не договорившись с пациентом, оказаться в ситуации признания своей неправоты, поэтому данный этап переговоров целесообразно назначать и проводить без письменных свидетельств (в виде писем и сообщений), без свидетелей и без возможностей аудио- и видеозаписи разговора.
Если на переговорах удалось достигнуть договоренностей о размере компенсации, то завершающим этапом будет подписание сторонами соглашения об урегулировании претензии в досудебном порядке. Основное значение этого документа – зафиксировать договоренности сторон и поставить точку в конфликте. Для медицинской организации в этом документе важно установить размер компенсации, а также прописать согласие пациента о том, что выплата указанных сумм полностью удовлетворит предъявленные им требования и не повлечет дальнейшего обращения в судебные и контролирующие органы. Также имеет значение зафиксировать волю сторон о конфиденциальном характере сделки.
Рассмотрение претензии пациента может также завершиться переводом рассмотрения дела в суд. Это происходит по следующим причинам:
- претензия пациента явно не обоснована и ее добровольное удовлетворение со стороны медицинской организации нецелесообразно;
- претензия пациента обоснована (частично или полностью), но пациент запрашивает неадекватный причиненному ущербу размер компенсации и не идет на переговоры;
- претензия пациента обоснована (частично или полностью), но медицинская организация не желает добровольно выплачивать компенсацию, хочет выиграть время, в том числе в надежде на то, что пациент не решится на обращение в суд и откажется от дальнейшей защиты своих прав, что тоже не редкость.
В этих случаях необходимо подготовить письменный ответ на претензию и направить ее пациенту способом, позволяющим подтвердить получение им ответа. При таком варианте развития конфликта медицинской организации нецелесообразно писать подробный ответ, достаточно ограничиться указанием на необоснованность претензии.
Юридическая помощь медицинским работникам
Юристы в медицинской сфере также разрешают споры, возникшие в случае нарушения трудовых прав медицинских работников. Персонал лечебных учреждений вправе рассчитывать на достойную заработную плату, обеспечение условий труда, соблюдение требований по охране труда.
В ходе осуществления медицинской деятельности работники могут столкнуться с негативом со стороны пациентов, необоснованным привлечением к ответственности, незаконным лишением лицензии и другими проблемами, требующими помощи специалистов в области права.
В случае возникновения конфликтов медицинский работник вправе обратиться за помощью в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. Медицинские юристы компании «Юридическое агентство» готовы помочь всем медицинским работникам, которые столкнулись с беззаконием в свой адрес.
Что вправе требовать потребитель, если медицинская помощь оказана некачественно?
К медицинским услугам применяются положения главы 3 Закона № 2300-1. При обнаружении недостатков в процессе диагностики, лечения и реабилитации пациент вправе предъявлять к клинике претензии по качеству.
По выбору гражданина администрация медицинской организации обязана:
- бесплатно исправить дефекты (сделать новый анализ, провести повторное УЗИ-исследование и т.д.);
- уменьшить цену на медицинскую услугу;
- повторно оказать медицинскую помощь без взимания платы (например, заново запломбировать зуб);
- возместить расходы по устранению дефектов в другой клинике (например, оплатить операцию по устранению последствий некачественного лечения).
Исправление дефектов медицинской помощи не освобождает клинику от уплаты в пользу пациента неустойки за нарушение сроков оказания услуг.
Гражданин вправе потребовать расторжения контракта и возврата денежных средств, если клиника:
- не исправит дефекты;
- недостатки являются существенными.
Образец жалобы на врача больницы в Министерство здравоохранения
В Министерство здравоохранения Свердловской области
г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 34Б
Заявитель:
П.
В отношении:
Городская клиническая больница № 40
г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 189
Жалобы
на врача в министерство здравоохранения
Моя мама, П., была привезена мной в приемное отделение городской клинической больницы № 40 с диагнозом осцит-перитонит … года. В данный момент мама находится в отделе реанимации, в сознании, на аппарате вентиляции легких. Самостоятельно говорить, писать, защищать свои права она ввиду указанных обстоятельств не может.
Осцит-перитонит – очень тяжелое заболевание, и жизнь моей матери находится в опасности, поэтому ей просто необходимы помощь и поддержка. Тем не менее, сотрудники ГКБ № 40 к маме меня пускать категорически отказываются – устные отказы были получены мной от представителей администрации больницы всех возможных уровней, а также от самих врачей. Также они отказались предоставить возможность пустить к моей маме сиделку, а также передать мне копию истории болезни (медицинской карты).
Мама в очень тяжелом состоянии, и я боюсь, что в любой момент она может умереть. При этом врачи мало того, что не пускают меня к ней, но и не предоставляют никакой информации. Я очень беспокоюсь за нее, не нахожу себе места, мне нужно увидеть ее, убедиться, что она в хороших условиях, а для улучшения этих условий я хочу предоставить ей сиделку. И я в любом случае не могу допустить, чтобы она умерла там в одиночестве, без близких и родных. Беспокойство и неведение сводят меня с ума.
А в каком психическом состоянии сейчас находится моя мама? Она лежит в реанимации, в тяжелом – смертельно опасном — физическом состоянии, среди незнакомых людей. Для нее это невообразимый стресс, и рядом с ней даже нет человека, который смог бы ее поддержать.
Считаю, что действия сотрудников лечебного учреждения, не пускающих меня к матери, незаконны и безнравственны, они причиняют мне и моей матери совершенно невыносимые моральные страдания.
В силу ч. 3 ст. 51 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Я понимаю, что данная норма не относится к моему случаю, но я также считаю, что в данной ситуации может быть применен изначальный смысл указанной статьи, который берет свое начало из принципа гуманизма. Уверен, что моя мама, находящаяся при смерти, нуждается в помощи и поддержке не меньше детей, о которых идет речь в данной статье.
Что это такое претензия?
Любой пациент может оказаться в ситуации, когда его права будут нарушены. Например, при предоставлении ему медицинской помощи ненадлежащего качества, несоблюдении клиникой обозначенных сроков оказания услуг, разглашении врачебной тайны, неправомерном отказе в лечении и т.п. В таких случаях у граждан, как правило, возникает одно из следующих желаний:
- Получить ожидаемую врачебную помощь, но в этот раз уже точно высококвалифицированную и соответствующую ожиданиям;
- Извлечь из нарушения материальную пользу, потребовав от медицинской организации денежную компенсацию за причиненные неудобства (вред здоровью и т.д.);
- Добиться официального наказания всех виновных лиц (посредством их привлечения к ответственности, которая полагается за подобное нарушение согласно законам РФ). Финансовое возмещение для пациента тоже желательно, но оно не является основным требованием (таковым предстает увольнение провинившегося сотрудника либо санкции к медицинской организации).
Во всех трех случаях исходной точкой для достижения справедливости и удовлетворения желаний пациента будет подача письменной претензии. Такое право пациенту гарантируют следующие нормативные акты:
- Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
- Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Постановление правительства РФ №1006 «О правилах предоставления платных медицинских услуг».
Претензия, поступившая в медицинскую организацию, будет рассмотрена (должна быть рассмотрена) Врачебной комиссией. Порядок созыва и работы врачебной комиссии определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 №502н. Срок рассмотрения претензии пациента к медицинской организации предусмотрен в законе и составляет не более 10 дней.
Активное выявление жалоб по системам
Ознакомившись с основными жалобами, врач, как сказано, должен расспросить больного о других его ощущениях, чтобы составить представление о его состоянии в целом. Дополнительный расспрос должен включать сведения о важнейших функциях нервной системы, сердечнососудистой системы, системы дыхания, пищеварения, мочеотделения, органов движения и др.
Расспрос этот должен касаться таких явлений, как слабость, недомогание, лихорадка, озноб, поты, головные боли, разного рода другие боли, головокружение, плохой сон, нарушения зрения и слуха, раздражительность, сердцебиение, одышка, кашель, расстройство аппетита, глотания, стула, мочеиспускания, тошнота, отрыжка, рвота, вздутие живота и т. п. Врачу очень важно при расспросе больных суметь составить себе представление о их душевном состоянии и о их личности. Необходимо выяснить особенности реакции больного на окру- жающую его бытовую и профессиональную обстановку, на те или иные события в его жизни. Необходимо ознакомиться с его отношениями к людям, с его психическим складом, с его эмоциональными свойствами, с быстротой и глубиной умственного восприятия.
Компетенция Федеральной антимонопольной службы с сфере защиты прав пациентов
Соблюдение прав потребителей при оказании платных медицинских услуг тесно связано с законодательством о рекламе, которая является основным способом продвижения этих услуг. Однако соблюдение законодательства о рекламе контролируется иным органом власти – Федеральной антимонопольной службой.
Правила рекламирования медицинских услуг и лекарственных средств в общем виде закреплены в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Помимо общих требований к рекламе в законе есть специальная статья 24, посвященная рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.
После рассмотрения или предварительной проверки поступивших в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан о фактах нарушения обязательных требований к рекламе должностное лицо антимонопольного органа может принять решение о проведении внеплановой проверки (п.2 ч.4 ст.35.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). При этом предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки в данном случае не допускается.
На основании ч.2 ст.33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган вправе:
- выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
- предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
- предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе);
- применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции;
- организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями.
Соответственно, пациенты вправе сообщить в ФАС информацию о ненадлежащей рекламе и антимонопольный орган на основе полученной информации может инициировать проверку медицинской организации как рекламодателя.
ФАС как антимонопольный орган также обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако по этому направлению в ФАС чаще обращаются не пациенты, а медицинские организации – конкуренты с сообщениями о недобросовестной конкуренции на рынке.
Что делать, если медицинскую помощь оказали некачественно
Пациент имеет право пожаловаться на халатность врачей. Юристы рекомендуют начинать с самого низа, с жалобы или претензии руководителю медицинской организации. Вполне возможно, что конфликт удастся уладить мирным путем.
Но если, договориться не получилось, то пациент может подать жалобу в контролирующие органы:
Контролирующий орган |
Основание |
Министерство здравоохранения |
Претензии в отношении качества медицинских услуг, оказанных государственными учреждениями |
Роспотребнадзор |
Клиника выполняла частные мед. работы и оказала некачественные услуги |
Страховая компания |
При наличии у клиента полиса ДМС |
ФОМС, Росздравнадзор |
При оказании некачественной медицинской помощи по ОМС |