Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС пояснил, когда судебную автоэкспертизу признают незаконной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первое, что нужно сделать после выявления некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО, это провести независимую экспертизу. Стоимость проведения экспертизы оплачивает автосервис или страховщик. Однако если экспертиза не выявит недостатков после ремонта, то оплачивать экспертизу придется вам.
Порядок проведения независимой проверки
Процедура проверки состояния авто состоит из нескольких этапов. К основным относят:
- Выбор фирмы. Надежные организации не оценивают состояние машины по фото и не требуют внесения предварительной оплаты до заключения договора.
- Подписание соглашения. Отдельно обговариваются сроки работ и место их выполнения.
- Оповещение сторон о проведении экспертизы. Применяется при оценке состояния авто после аварии.
- Определение уровня работ. Вызванный проверяющий устанавливает качество восстановления и делает фотофиксацию производимых с машиной действий.
- Установление суммы компенсации. На основании полученных данных оценщик рассчитывает размер ущерба.
- Документальное оформление результатов. Итоги проверки вносятся в специальную бумагу, составленную по принятому шаблону.
Выданная бумага станет доказательством проведения некачественного восстановления и послужит основанием для наложения наказания на автомастерскую.
Некачественный ремонт по ОСАГО
Если у вас есть страховка ОСАГО, ремонт автомобиля можно сделать в СТО, которые сотрудничают со страховой компанией. Но даже подобное сотрудничество не дает никаких гарантий, что услуга будет оказана качественно. К сожалению, все чаще встречаются истории, когда некачественный ремонт автомобиля был проведен именно по страховке.
Если вы стали жертвой такого ремонта, нужно знать, что с этим делать и как добиться справедливости, ведь хорошая страховка стоит немало. А сделать нужно следующее:
- Потребовать проведения независимой экспертизы. Независимое СТО может выполнить эту процедуру с радостью. Эксперты проведут диагностику, и если неисправность все же обнаружится, подтвердят рассматриваемый факт.
- Составить претензию и направить её компании, что занималась страховкой. Именно она должна разобраться с СТО, которое оказало некачественную услугу их клиенту. Поскольку разбирательство может занять время, ответ обычно поступает не сразу, а в течении месяца или полтора. Если дольше, значит, дело неладно, и следует добиваться справедливости другими методами.
- Подать иск в суд. Именно это нужно сделать, если страховая компания и СТО решили проигнорировать жалобу своего клиента. Подавать иск нужно в местное отделение суда.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.
Заключение экспертизы
Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:
• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.
На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.
Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.
Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.
Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком
Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.
Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.
Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?
Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.
На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:
- У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
- Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.
Что такое некачественный авторемонт по ОСАГО?
Прежде чем предъявлять претензии, необходимо убедиться, что ремонт транспортного средства выполнен некачественно. Подтверждением данного факта будет наличие признаков некачественного ремонта, которые можно определить при визуальном осмотре авто. Сюда относится:
- неплотное прилегание обшивки салона, дверей, крышки багажники и капота;
- зазоры между кузовными деталями не соответствуют стандарту (больше или меньше положенного);
- дефекты покраски (шагрень, непокрашенные места, отсутствие нанесенного лака поверх краски и т.д.);
- цвет окрашенных деталей явно отличается от основного цвета автомобиля;
- замененные детали не новые (некоторые б/у детали визуально заметно сразу);
- прочие признаки, которые отличаются от исходного состояния авто при визуальном осмотре.
Как будут оценивать ущерб
Для оценки технического состояния машины, в соответствии с законодательством, назначается автотехническая экспертиза. В перечень работ входят: процедуры, которые устанавливают видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ восстанавливается целостная картина, на основе которой и делаются выводы по всем спорным вопросам и сумме компенсации.
При проведении оценки ущерба, в первую очередь специалисты должны убедиться в исправности всех узлов и механизмов машины до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела не поломка. Кроме того, прежде, чем приступить к ремонту, эксперты должны провести грамотную дефектовку повреждений кузова.
Для того, чтобы выбрать определённые виды ремонта для конкретных деталей, сотрудники СТО, а также сами независимые эксперты используют различное программное обеспечение (например, БД автомобильных деталей с подробными рекомендациями производителей по их ремонту).
Во время определения степени повреждений автомобиль загоняют на специальный стенд, на котором проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают с геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с соответствующей базой данных, используют приборы, которые помогают определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.
Итак, что требуется для оценки повреждений автомобиля:
- Обратиться в страховую, договориться о времени и месте осмотра машины
- Предоставить автомобиль в назначенное время
- В случае несогласия с результатами осмотра специалистом от страховой обратиться к независимым экспертам.
- Предоставить независимому специалисту свой паспорт, паспорт и свидетельство о регистрации на ТС, справку из ГИБДД и акт осмотра автомобиля предыдущим экспертом (если осмотр проводился).
Документы для проведения независимой экспертизы авто
Независимая экспертиза после ДТП и оценка ущерба автомобиля проводится по заявке собственника, страховой компании, их уполномоченных представителей. С заказчиком заключается договор, в котором указываются все условия для экспертных исследований. Для проведения процедур экспертам передаются следующие бланки и формы:
- документы на автомашину – паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации ТС;
- документы, составленные по итогам ДТП и переданные страховщику (например, извещения о ДТП, схемы, протоколы и т.д.);
- справка о ДТП (этот документ с 2018 года не выдается в ГИБДД, однако по спорам о старых авариях они все еще могут встречаться);
- направление на независимую экспертизу, выданное страховщиком или судом
- иная документация, составленная после ДТП или при формировании страхового дела.
Этапы независимой экспертизы
Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:
- выбор независимой организации;
- заключение с ней договора;
- оплата работы независимого эксперта;
- согласование даты и времени проведения исследования ТС;
- оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
- прибытие на экспертизу;
- эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
- эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
- клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
- сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов — 3 дня.
Что делать, если не согласен с суммой ущерба
Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.
После этого нужно прислать в страховую письмо с требованием пересмотреть размер компенсации и результатами новой экспертизы. Попутно можно составить и отправить в СК досудебную претензию, включив в общую сумму ущерба расходы на оценщика. Такой же алгоритм можно использовать, если станция техобслуживания некачественно отремонтирует машину. Если в течение 30 дней страховая не ответила или отказала в ваших требованиях, можно идти в суд.
Некачественный ремонт автомобиля по КАСКО и ОСАГО после ДТП
После дорожно-транспортного происшествия на пострадавшего наваливается множество хлопот.
Оформление документов о ДТП, участие в работе группы разбора происшествия в ГИБДД, часто – оспаривание вины в дорожной аварии.
После преодоления всех юридических и бюрократических перипетий, важным заключительным этапом является восстановление повреждённого транспортного средства – ремонт автомобиля.
Значимым условием для обеспечения дальнейшей безопасной эксплуатации является качество восстановительного ремонта.
Статья посвящена теме некачественного ремонта автомобиля после ДТП, мы расскажем, как действовать собственнику транспортного средства, столкнувшемуся с проблемой некачественного ремонта по договорам по КАСКО и ОСАГО, из статьи читатели узнают о том, как доказать, что ремонт является некачественным и защитить свои права в спорах со страховыми компаниями и специализированными станциями технического обслуживания (СТО).
Почему экспертиза необходима
Если не привязывать проведение автоэкспертизы к какому-либо случаю, что спровоцировал в ней необходимость, то она нужна для полной объективности и, чаще всего, выгоды водителя.
[attention type=yellow]Внимание! Независимая ни от кого экспертиза предоставит «сухой» результат о состоянии автомобиля. Гарантирует это то, что оценочные организации не представляют интересов страховой компании, где сделать объективную экспертизу просто не смогут, и которая всячески пытается занизить выплаты своим клиентам.[/attention]
Экспертиза, помимо финансового вопроса, решает проблему того, кто действительно виновен в конкретном происшествии. Если это ДТП, то будет проведена автоэкспертиза двух транспортных средств для выявления виновника и дальнейшего назначения ответственности каждому из участников органами правопорядка. Особенно это актуально при наличии жертв.
В последнюю же она нужна для улучшения самой себя. Это значит, что собирается определенная статистика по конкретным происшествиям и полученным в них повреждениям. В дальнейшем это помогает быстрее и точнее выполнять организациям свою работу.